актуальности постановки проблемы модернизации SWOT-анализа для целей применения его не только в уже действующих организациях, но и для предприятия, находящегося в стадии создания.
Кроме того, российский бизнес по своей сути подразумевает высокий риск вложений, и для большей точности выводов результаты анализа должны базироваться на количественных показателях, с математически корректно рассчитанными значениями погрешностей.
Проанализировав существующие методики, можно сделать вывод, что главным препятствием в формализации SWOT-анализа является преобладание качественных данных над количественными, поэтому сбор и анализ необходимой информации носит экспертный характер, и к данным процессам привлекаются в основном руководители высшего звена и узкоспециализированные наиболее компетентные работники. Многие авторы не рекомендуют привлекать специализированных экспертов, так как в короткое время невозможно узнать специфику конкретного рынка и конкретного предприятия. Как показывает практика, обратная тенденция привела к плохим результатам большое количество фирм, которые надеялись разработать стратегию организации, опираясь не на свои силы и знания, а на различные консалтинговые компании. Неправильно выбранная стратегия - это не
просто потерянное время, она может задать неправильное направление развития фирмы. Поэтому опасна как недостаточная детализация при SWOT-анализе, так и упущение оптимального момента принятия стратегического решения из-за затянувшегося анализа.
Роль SWOT-анализа может быть более значимой для предприятия, если аналитикам предложить методы формализации его проведения. Тогда результаты сведутся не к огромному количеству возможных альтернатив изменения внутренних параметров для повышения эффективности использования факторов во внешней среде, а к выбору доминирующего поля, на основе которого впоследствии и может быть разработана стратегия организации. Вследствие формализации сам анализ становится более сложным, но его результаты будут более полезны для руководителей, занимающихся стратегическим планированием. Подобная методика должна упростить процесс проведения анализа внешней среды и управленческого исследования сильных и слабых сторон организации, что в современных условиях динамично изменяющихся рынков является актуальным. В целом же ускорение проведения анализа и снижение уровня субъективизма позволяют повысить конкурентоспособность предприятия.
Статья поступила 10.08.2015 г.
Библиографический список
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб.: Питер, 2009. 344 с.
2. Баринов В.А., Харченко В.Л. SWOT-анализ: взаимосвязи внутренней и внешней среды // Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 138-143.
3. Гвозденко А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. № 2. С. 144-156.
4. Емельянов С.Г., Кабанов В.А. SWOT-анализ проектов коммерциализации // Теоретические основы и инструменты управления инновациями. 2010. С. 60-62.
5. Кадышева Е.Н. Методика проведения SWOT-анализа.
Образцы матриц SWOT [Электронный ресурс]. URL: http://old.executive.ru/publications/aspects/newfolder5845/article _6121/(20.05.2013).
6. Котлер Ф., Роланд Б., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. М.: Альпи-на Паблишер, 2012. 143 с.
7. Мескон М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебник / пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. 3-е изд. М.: Дело, 2007. 665 с.
8. Огнев Д.В., Чернышенко М.С. Оценка внешней и внутренней среды малых инновационных предприятий на базе учебных организаций // Вестник экономической интеграции. 2013. № 11 (68). С. 73-81.
УДК 331.1
ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА
© Э.Н.-К. Насибова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Сегодня вузы ставят перед собой серьезные задачи по развитию и накоплению интеллектуального капитала. Ученые, их идеи, разработки и исследования - все это способствует повышению роли университетского образования. Для этого нужно адресно финансировать интеллектуальный потенциал вуза, повышая, тем самым, его конкурентные преимущества. По мнению автора, на формирование, развитие и использование интеллектуального потенциала влияет образование, а также накопление и использование знаний. Актуальность оценки интеллектуального потенциала вуза очевидна, поскольку именно так возможно осуществить стимулирование развития и накопления интеллектуального капитала вуза. В статье рассматриваются сущность интеллектуального капитала вуза, его особенности и структура. Уточнены понятия творческий потенциал и профессионально-квалификационный потенциал. Использование сравнительной методики при исследовании интеллектуального
1Насибова Эльмира Назим-Кызы, аспирант, тел.: 89501343434, e-mail: zelenoglazzzaya@mail.ru Nasibova Elmira, Postgradute, tel.: 89501343434, e-mail: zelenoglazzzaya@mail.ru
потенциала вуза позволило установить, что эндаумент-фонды вузов служат источником накопления и преумножения интеллектуального капитала вуза.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал вуза; интеллектуальный потенциал; творческий потенциал; показатели; методика оценки.
UNIVERSITY INTELLECTUAL POTENTIAL ASSESSMENT E. N.-K. Nasibova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Today universities seriously aim at the development and accumulation of intellectual capital. Scientists, their ideas, researches and developments enhance the role of University education. Intellectual potential of the university needs targeted financing which can improve its competitiveness. The author believes education, accumulation and use of knowledge to influence the formation, development and use of intellectual potential. Considering all mentioned above, the assessment relevance of the university intellectual potential is obvious since it is the only possible way to stimulate the development and accumulate the university intellectual capital. The article deals with the essence of the university intellectual capital, its features and structure. The concepts of "creative potential" and "professional and qualification potential" are specified. Application of the comparative method when studying university intellectual potential allowed to identify "endowment" funds as a source of accumulation and increase of the university intellectual capital. Keywords: intellectual capital of the University; intellectual potential; creative potential; indicators; assessment methods.
В научной литературе встречается множество понятий, характеризующих интеллектуальный труд и его результаты, например, таких как интеллектуальная собственность, нематериальные активы, интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал работника, интеллектуальный потенциал организации и т.д. Мы остановимся на таких понятиях как «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальный потенциал».
Согласно словарю С.И. Ожегова, понятие «интеллектуальный» означает «умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом» [12, с. 204].
По мнению В.В. Лабоцкого, капитал - это «один из четырех основных факторов производства, представленный всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. К ним относятся инструменты, оборудование, здания и сооружения. Наряду с капиталом в ряду факторов производства -труд, земля, природные ресурсы» [5, с. 60]. Интеллектуальный капитал также является фактором производства, но при этом он обладает свойствами, отличающих его от объектов, относимых к понятию капитал, так как интеллектуальный капитал представляет собой знания. А знания - «это актуализированная, введенная в действие информация» [6].
То есть, интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний, умений, производственного опыта работников, нематериальных активов, выраженный в нематериальной форме и являющийся собственностью предприятия лишь частично. Чем выше интеллектуальный капитал, воплощенный в сотрудниках организации, тем больше их трудовые возможности, отдача работе, производительность и качество труда.
Интеллектуальный капитал - это настоящее и будущее любого вуза и стимулирование его профессорско-преподавательского состава (ППС) является самым эффективным средством для преумножения интеллектуального капитала, получения конкурентных преимуществ и финансовой прибыли, улучшения имиджа вуза.
Термин «потенциал» произошел от латинского слова potential - сила и означает все средства, запасы, источники, которые могут быть мобилизованы для достижения определенной цели [4, с. 428].
В свою очередь интеллектуальный потенциал организации - это совокупность творческих, информационно-интеллектуальных, профессионально-квалификационных ресурсов, а также организационных систем управления ими, создаваемых и используемых как внутри предприятия, так и в окружающей среде с целью формирования уникальных конкурентных преимуществ [2].
В.А. Лаврентьев и А.В. Шарина считают, что «интеллектуальный потенциал - это совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей работников, осуществляющих работы по созданию инноваций на промышленных предприятиях и в организациях» [1].
Автор статьи соглашается с мнением В.И. Мухина и считает, что «интеллектуальный потенциал - способность накапливать, использовать и воспроизводить новое знание. Интеллектуальным потенциалом обладают: каждый человек в отдельности, группа людей, организация, нация, общество, цивилизация в целом» [10, с. 11].
Любой вуз является производителем интеллектуального капитала как в виде человеческого капитала (выпускники вуза), так и в виде интеллектуального продукта (статьи, монографии, учебники, открытия, патенты, исследования). Все это представлено в схеме (рис. 1).
Таким образом, интеллектуальный капитал современного вуза состоит из следующих элементов:
/ Кадровый капитал, состоящий из человеческого, структурного и корпоративного капиталов.
/ Инновационный капитал, включающий в себя интеллектуальную собственность вуза.
/ Рыночный капитал, который представляет собой имя и имидж вуза, а также мнения о вузе преподавателей, студентов, выпускников, абитуриентов и их родителей.
Рис. 1. Структура интеллектуального капитала вуза
Особенности интеллектуального капитала вуза заключаются в приросте:
1. Кадрового капитала на основе его составляющих: человеческого, структурного и корпоративного капиталов. Прирост человеческого капитала представляет собой прирост знаний и компетенций студентов, сотрудников вуза, а также профессорско-преподавательского состава, который происходит за счет усовершенствования процесса образования, новых образовательных программ, развития информационных технологий и т.д. Прирост структурного капитала заключается в создании новых организационных структур (новых кафедр, факультетов, институтов в составе вуза), расширении баз данных и т.д. Прирост корпоративного капитала заключается в повышении культуры и качества обучения.
2. Инновационного капитала - за счет разработок новых образовательных программ, изданий статей, монографий, учебников, в регистрации созданных объектов интеллектуальной собственности и т.д.
3. Рыночного капитала, представляющего собой внешние и внутренние связи вуза со студентами, сотрудниками, преподавателями, выпускниками, работодателями и другими вузами [3].
Благодаря интеллектуальному капиталу известных ученых вуз привлекает инвестиции для научных разработок и исследований.
Основными источниками инвестирования в интеллектуальный капитал российских вузов, как правило, являются:
1. Плата за оказание образовательных услуг.
2. Поступление из бюджета.
3. Выполнение заказов на научно-исследовательские работы.
4. Гранты.
5. Иные виды доходов.
На сегодняшний день только внебюджетная (коммерческая) деятельность вузов позволяет им достойно заниматься образовательной и научной деятельностью [10].
За рубежом развитие и поддержка интеллектуального капитала высшей школы осуществляется с помощью государства.
В Великобритании интеллектуальный капитал вузов развивается посредством двойной поддержки. Вузы финансируются через единовременные субсидии, одновременно с этим департамент инноваций производит финансирование исследовательских советов, которые, в свою очередь, инвестируют денежные средства в исследования на проектной основе. То есть помимо субсидий вузы могут рассчитывать на инвестирование проектных исследований. Единовременные субсидии позволяют вузу направлять данные средства на свои нужды, согласно своим программам развития, а финансирование со стороны исследовательских советов обеспечивает конкуренцию как внутри университета (между его проектами), так и между другими вузами.
В Ирландии интеллектуальный капитал вуза развивается с помощью взаимосвязи университетов и промышленности, в таком тандеме большую роль играет государство. На основе этой связи были образованы центры науки, инженерии и технологии, в которых осуществляется обмен и накопление знаний, создание и использование возможностей для новых инноваций. Подобные центры, созданные при вузах, работают с учеными для выявления коммерчески значимых исследований и для заключения контрактов с предприятиями, осуществляют защиту созданных объектов интеллектуальной собственности вуза.
В Норвегии государство поддерживает взаимодействие образования и науки, которое выражается в
большом количестве научно-исследовательских институтов как государственных, так и частных. Все вузы данной страны обязаны заниматься исследовательской деятельностью, а также проводить переподготовку научных работников на основе своих последних достижений и разработок. В Норвегии вузы отвечают не только за образовательную и исследовательскую деятельность, но и за коммерциализацию и внедрение результатов исследований своих сотрудников.
На общем фоне выделяется Сингапур. Для улучшения и развития исследований в вузах государство проводит следующую политику: максимальное обеспечение физического и эмоционального благополучия ученых, поддержка в раскрытии их научного потенциала, поощрение их достижений.
В Америке некоторые вузы получают внешнее финансирование научно-исследовательских программ в виде грантов, которые способствуют повышению престижности вуза, его конкурентоспособности и говорят о качестве его образования.
Таким образом, за рубежом для развития интеллектуального капитала вуза используют в определенных целях следующие методы:
• Успешное развитие и применение исследовательских разработок зависит от инвестиций в образование как государственных, так и частных.
• Финансовая поддержка вуза может способствовать развитию или созданию новых направлений в экономике и бизнесе.
• Рынок научных технологий, интеллектуальный потенциал вуза и инвестиции в науку способствуют продвижению научных разработок вуза и увеличению его интеллектуального капитала.
• Взаимодействие государства, образования и промышленности позволяет зарубежным вузам развивать новые формы сотрудничества и успешно внедрять свои научные разработки.
• Главную роль в развитии интеллектуального капитала вуза играет государство - финансирование научных разработок вузов исчисляется миллиардами
долларов [17].
Многие организации признают знания капиталом (интеллектуальным капиталом) и готовы вкладывать средства в образование, повышение квалификации и развитие работников, в организационные и информационные формы деятельности, то есть в то, что не принесет моментальной прибыли, но будет способствовать увеличению дохода в будущем [8, с. 473].
Анализ исследований показал, что устойчивое развитие любого вуза зависит от роста его интеллектуального потенциала, который представляет собой совокупность образования, науки, технологии и является ключевым ресурсом в формировании интеллектуального капитала.
Интеллектуальный потенциал организации состоит из творческого и профессионально-квалификационного потенциала.
Творческий потенциал в свою очередь представляет собой совокупность творческих способностей персонала организации, способствующих постановке и решению новых задач, созданию новых продуктов, отличающихся неповторимостью и уникальностью.
Профессионально-квалификационный потенциал - это совокупность профессиональных способностей и навыков персонала организации, способствующих выполнению ими своих профессиональных обязанностей [15].
Интеллектуальный потенциал организации представляет собой реализованный и нереализованный интеллектуальный капитал организации и раскрытый и нераскрытый интеллектуальный потенциал сотрудников (рис. 2). В свою очередь нереализованный интеллектуальный капитал организации состоит из нереализованных патентов, лицензий, ноу-хау, неформализованных идей, открытий, гипотез и т.д. А нераскрытый потенциал персонала организации представляет собой нераскрытый творческий и профессионально-квалификационный потенциал персонала организации [18].
Рис. 2. Структура интеллектуального потенциала организации
Число показателей, которые характеризуют интеллектуальный потенциал вуза, велико. К таким показателям относятся: число преподавателей, аспирантов и докторантов, количество лабораторий, результаты научно-исследовательской деятельности (патенты и лицензии), наличие собственных учебных и методических разработок, широта учебных и научных связей вуза [7, с. 144].
Автор предлагает охарактеризовать интеллектуальный потенциал с помощью следующих групп показателей:
• кадрового капитала, он показывает численность ППС, аспирантов, докторантов;
• инновационного капитала, он показывает количество поставленных на учет объектов интеллектуальной собственности, число изданных статей;
• финансового капитала, он раскрывает бюджетные и внебюджетные источники дохода университета;
• рыночного капитала, он показывает место высшего учебного заведения в общем рейтинге вузов.
Все эти показатели представлены в табл. 1., в которой автором систематизированы показатели интеллектуального потенциала вуза. Все параметры разделены на нечетное число блоков (для удобного расчета баллов для экспертов), тем самым позволяя оценить интеллектуальный потенциал вуза не только комплексно, но и по отдельным составляющим. Проведенный анализ позволяет утверждать, что данный перечень оценки интеллектуального потенциала на практике можно изменять, дополняя или сокращая, в зависимости от цели анализа и доступности необходимой информации, позволяя тем самым эффективнее исследовать интеллектуальный потенциал различных вузов.
Сравнительная оценка интеллектуального потенциала по предложенным показателям представлена в табл. 2. В качестве базы для анализа были выбраны два научно-исследовательских вуза: Иркутский государственный технический университет и Томский политехнический университет.
Таблица 1
Показатели оценки интеллектуального потенциала вуза
Ресурсные компоненты интеллектуального потенциала Показатели оценки интеллектуального потенциала Индекс
Кадровый капитал Общая численность ППС с учеными степенями JKK
Число докторантов
Число аспирантов
Количество статей в журналах, индексируемых российскими и иностранными организациями (Web of Science, Scopus, РИНЦ), в расчете на одного научно-педагогического работника (НПР), ед.
Инновационный капитал Jик
Количество научных лабораторий по приоритетным направлениям развития научно-исследовательского университета (ПНР НИУ), оснащенных высокотехнологическим оборудованием
Количество поставленных на учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР НИУ
Консолидированный бюджет, млн руб.
Эндаумент-фонд, млн руб.
Финансовый капитал Гранты на научные исследования (из средств, передаваемых эндаумент-фондом в университет), тыс. руб. Jфк
Финансирование программы развития НИУ из внебюджетных средств, млн руб.
Доходы НИУ из всех источников образовательной и научной деятельности в расчете на одного НПР, млн руб.
Рыночный капитал Рейтинг вузов в блоке «Инновации и предпринимательство» JpK
Рейтинг вузов в блоке «Исследования»
Рейтинг вузов в номинации «Репутация вуза»
Таблица 2
Значение показателей оценки интеллектуального потенциала по двум вузам [11,13,14,16]_
Ресурсные компоненты интеллектуального потенциала Показатели оценки интеллектуального потенциала ИрГТУ за 2013/2014 учебный год ТПУ за 2013/2014 учебный год
Общая численность ППС с учеными 853 1713
Кадровый капитал степенями
Число докторантов 5 55
Число аспирантов 89 835
Количество статей в журналах, индек-
сируемых российскими и иностранными организациями (Web of Science, Scopus, РИНЦ), в расчете на одного НПР, ед. 0,409 1,4
Инновационный капитал Количество научных лабораторий по ПНР НИУ, оснащенных высокотехнологическим оборудованием 26 1
Количество поставленных на учет объ-
ектов интеллектуальной собственности по ПНР НИУ 190 5
Консолидированный бюджет, млн руб. 2560 5562,9
Эндаумент-фонд, млн руб. - 12,84
Гранты на научные исследования (из
средств, передаваемых эндаумент-фондом в университет), тыс. руб. — 190
Финансовый капитал Финансирование программы развития НИУ из внебюджетных средств, млн руб. 44,05 600
Доходы НИУ из всех источников обра-
зовательной и научной деятельности в 1,5 2,961
расчете на одного НПР, млн руб.
Рейтинг вузов в блоке «Инновации и предпринимательство» 13-е место 2-е место
Рыночный капитал (по РФ) Рейтинг вузов в блоке «Исследования» 19-е место 13-е место
Рейтинг вузов в номинации «Репутация вуза» 33-е место 6-е место
Данные табл. 2 показывают, что для повышения интеллектуального потенциала вуза необходимо взаимодействие интеллектуального капитала и его составляющих и финансового капитала. Для реализации различных образовательных программ и исследований необходим кадровый капитал вуза, но без инновационного (интеллектуальная собственность), финансового (денежные средства) любые исследования будут бессмысленны. А чтобы увидеть всю картину в целом (интеллектуальный потенциал вуза) нам так же необходим рыночный капитал, ведь только благодаря ему мы узнаем общественное мнение о вузе, способствуем налаживанию связей между преподавателями и студентами, работодателями и выпускниками и т.д.
По мнению автора, методика оценки интеллектуального потенциала вуза может включать в себя следующие этапы:
1. Выделение составляющих в структуре интеллектуального потенциала вуза. На данном этапе определяется состав ресурсных компонентов интеллектуального капитала потенциала вуза (табл. 1).
2. Установление верхнего порогового значения каждого ресурсного компонента. На данном этапе систематизируются показатели перечисленных выше
ресурсных компонентов и им присваивается оценка, общая сумма всех выделенных ресурсных компонентов интеллектуального потенциала должна быть равна единице.
3. Формирование показателей оценки ресурсных компонентов интеллектуального потенциала вуза. На данном этапе происходит изучение элементов ресурсных компонентов и присвоение им оценки, сумма этих показателей должна быть равна единице.
4. Вычисление частных и общих индексов всех ресурсных компонентов и их показателей. Анализируются сильные и слабые стороны вуза.
Элементы интеллектуального потенциала вуза рассчитываются по формуле
j =
JR
k
где ^ - интеллектуальный потенциал организации; а, - вес /'-го критерия; - оценка /'-го критерия; к - количество критериев оценки.
В рамках проведенного исследования было установлено, что методика оценки интеллектуального по-
тенциала вуза должна характеризовать вуз в различных сферах его деятельности (научной и финансовой) и включать ряд этапов:
1) анализ показателей, характеризующих научную и финансовую устойчивость вуза;
2) оценку интеллектуального потенциала вуза, основанную на выделении ресурсных компонентов и его показателей;
3) вычисление частных и общих индексов интеллектуального потенциала вуза;
4) анализ сильных и слабых сторон вуза.
Анализ и оценка интеллектуального потенциала
организации способствуют решению следующих задач:
• Мотивации персонала. Анализ дает возможность увидеть, где именно не задействован интеллектуальный потенциал персонала организации.
• Реструктуризации организации. Анализ позволяет выявить организационные структуры, которые необходимо расширить или, наоборот, сузить, или
удалить.
• Расширению корпоративной культуры. Анализ позволяет создать базу данных, содержащую информацию об интеллектуальном потенциале каждого сотрудника, его профессиональных способностях и об интеллектуальном потенциале организации в целом.
В качестве вывода отметим, что обобщающая оценка интеллектуального потенциала вуза должна быть комплексной и многоуровневой, основанной на показателях, отражающих специфику вуза и его деятельности.
Для российских вузов интеллектуальный капитал выступает главным конкурентным преимуществом, потому что без знаний и опыта профессорско-преподавательского состава, без лабораторий и различного оборудования, без внешних связей как с другими вузами, так и со спонсорами и работодателями не может проходить процесс обучения в современном вузе.
Статья поступила 25.09.2015 г.
Библиографический список
1. Альхименко О.Н. Управление интеллектуальным потенциалом как аспект повышения эффективности менеджмента в современных компаниях // Предпринимательские аспекты деятельности менеджеров: сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. Интернет-конфер. 2013. С.18-22.
2. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2007. 584 с.
3. Астафьева Н.В. Интеллектуальный капитал в системе высшего образования // Вестник Саратовского государственного университета. 2007. № 3 (26). С. 147-155.
4. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1975. Т. 20. 608 с.
5. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
6. Гарипова Ф.Г. Формирование и сущность понятия «интеллектуальный капитал» // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 89-92.
7. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 528 с.
8. Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2007. 591 с.
9. Краснопольская О.И. Проблемы бюджетного финансирования вузов // Вестник ТГЭУ. 2006. № 1. С. 95-98.
10. Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2007. 336 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.modernlib.ru/books/vladi-
mir_ivanovich_muhin/upravlenie_intellektualnoy_sobstvennostyu _uchebnik_dlya_vuzov/read_1 / (27.06.2015).
11. Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. URL: http://www.univer-rating.ru/ (25.06.2014).
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989. 750 с.
13. Программа развития НИ ИрГТУ [Электронный ресурс]. URL: www.istu.edu/structure/program.pdf (16.10.2014).
14. Программа развития НИ ТПУ [Электронный ресурс]. URL: http://tpu.ru/today/programs/2018/programm/ (15.07.2014).
15. Рахлин К.М., Серова О.Ю. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности [Электронный ресурс]. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY9/potencial.htm (20.10.2014).
16. Рейтинги «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/ (23.06.2014).
17. Селиверстова О.В., Фролова Н.С. Интеллектуальный капитал вуза как один из компонентов образовательных услуг: международный опыт финансирования и развития научного потенциала высшей школы [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 3. URL: naukovedenie.ru/PDF/167EVN314.pdf (17.06.2015).
18. Теоретические основы исследования интеллектуального и человеческого капитала / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина, О.А. Антонова, Н.А. Лузин // Экономика региона. 2011. № 1. С. 86-93.