ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА
КУЯНЦЕВА И.И.,
магистр, Южный федеральный университет, 344007, г.Ростов-на-Дону, ул.М.Горького, 88;
КУЯНЦЕВА М.И.,
преподаватель, Южный федеральный университет, е-таП: maria_instant@mail.ru
Учитывая структурный анализ категории «интеллектуальный капитал», необходимо отметить недостаточность ИРЧП для оценки данного феномена в разрезе его влияния на экономику региона, так как он учитывает только одну составляющую интеллектуального капитала - человеческий потенциал - и не рассматривает показатели, отражающие его вторую составляющую - структурный капитал. Для построения адекватной оценки интеллектуального капитала предлагается индекс интеллектуального капитала, интегрирующий в себя составляющие ИРЧП и индекс экономики знаний.
Ключевые слова: индекс человеческого потенциала; индекс экономики знаний; индекс интеллектуального капитала.
Taken into account the structure of the intellectual capital and its impact on the region's economy, it's necessary to remark that the HDI is not enough to measure the intellectual capital, because it considers only on part - the human potential, and doesn't represent its second part - the structural capital. Therefore the sufficient measurement of the intellectual capital could be represented by the Intellectual Capital Index which includes the components of the HDI and KAM indexes.
Keywords: HDI; KAM; Intellectual Capital Index.
Коды классификатора JEL: 015, O18.
Использование человеческого потенциала региона в условиях сложившегося технологического уклада зависит от общей экономической ситуации, характера воспроизводства, инвестиционных и инновационных процессов, вовлеченности в формирование неоэкономики. Поскольку Россия является членом ООН и ЮНЕСКО, объявившими 2005-2014 гг. десятилетием образования для устойчивого развития [5], то вопросы обеспечения устойчивости, сбалансированности, жизнестойкости развития в целом имеют для многорегиональной страны первостепенное значение.
Однако для России характерно определенное противоречие в региональной политике: с одной стороны, тенденции регионального развития требуют использования конкурентной мезополитики, нацеленной на стимулирование и развитие локомотивных территорий, а с другой - в инструментах финансовой помощи регионам доминируют цели компенсационной мезополитики. Отсутствие единой стратегии развития, системности принятия и реализации стратегических планов на местах препятствует реализации задач, выделенных в федеральных целевых программах, ориентированных на выравнивание ситуации, на сглаживание различий в социально-экономическом развитии регионов [4].
Формирование экономики знаний охватывает не только макро-, но и мезоэкономический уровень, более того, процесс становления неоэкономики начинается в регионах, что ставит задачу тестирования степени ее развития, например, на Юге России в Ростовской области. К тому же следует отметить, что один из доминантных факторов экономики знаний - интеллектуальный капитал - находится в сложных межкатегориальных связях с социальным капиталом того или иного региона. Поэтому в большинстве случаев экономическая оценка новых технологий строится с учетом знания как экономического фактора, и к экономической оценке значимости знаний, которыми обладает общество, т.е на макроуровне приходят через категории «социального капитала» и «социальных сетей».
В отличие от человеческого капитала, связанного непосредственно с индивидом, концепция социального капитала акцентирует внимание на взаимоотношениях, а не на отдельном индивиде. Сравнение концепций человеческого и социального капитала представлено в табл. 1.
© И.И. Куянцева, М.И. Куянцева, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
Таблица 1
Сравнение концепций человеческого и социального капитала
Признак Человеческий капитал Социальный капитал
Объект исследования Индивид Взаимоотношения
Параметры оценки Продолжительность обучения Уровень квалификации Отношения / ценность Сообщество / участие Уровень доверия
Направления воздействия Прямое: доход, производительность Косвенное: здоровье, гражданская активность и т.п. Социальное единство Экономические достижения Более высокий уровень социального капитала
Социальный капитал - это источник экономического роста, возникающий за счет формирования специфической локальной институциональной среды [2].
Поскольку перспективы социально-экономической динамики того или иного региона в условиях формирования неоэкономики определяются не столько структурой реального сектора экономики, сколько состоянием человеческого потенциала, то индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в соответствии с данной концепцией стал основным показателем для сравнения уровня развития как стран, так и регионов. ИРЧП содержит четыре парадигмы и измеряется тремя показателями. К составляющим развития человеческого потенциала относятся [3]:
❖ продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и ускорение экономического роста;
❖ равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользовании благами;
❖ устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;
❖ расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.
ИРЧП является сложно агрегированным показателем, оценивающим уровень средних достижений страны или региона по трем основным направлениям в области развития человека: долголетие на основе здорового образа жизни, знания и уровень жизни. ИРЧП рассчитывается по трем компонентам - биологическому, социальному и экономическому.
Таким образом, ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов:
■ долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни);
■ образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
■ дохода (достойного уровня жизни), определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долл. США.
Расчет ИРЧП предполагает оценку составляющих его показателей (частных индексов), для каждого из которых установлены фиксированные минимальные и максимальные значения:
♦ продолжительность предстоящей жизни при рождении: от 25 до 85 лет;
♦ грамотность взрослого населения: 0% и 100%;
♦ совокупная доля учащихся среди детей и молодежи: 0% и 100%;
♦ реальный ВВП на душу населения (ППС): 100 и 40000 долл.
Итоговый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений трех компонентов: индекса долголетия 1е, индекса образования (состоящего из индекса грамотности с весом в 2/3 и индекса охвата обучением с весом 1/3) 1о6р и индекса дохода 1ВРП:
ир чп= 1 е +1 обр +1врп
3
В 2010 г. Российская Федерация занимала 65-е место в рейтинге стран по ИРЧП со значением 0.719, попадая в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, состоящую из 44 стран, по соседству с таким странами, как Албания (64-е место) и Казахстан (66-е место) [3].
Нельзя не согласиться с мнением [1] о том, что различные динамические аспекты воспроизводства общественного человеческого потенциала, несущего в себе синергию социально-экономического развития, трудно учесть, используя данную методику оценки. На наш взгляд, данный индикатор не в полной мере позволяет учитывать динамические аспекты социальноэкономического развития. Как интегральный количественный показатель, ИРЧП учитывает только объемы потребления материальных благ, возможности развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. В настоящее время ИРЧП используется и для анализа региональных отличий в экономическом развитии. При этом некоторые показатели заменяются на аналогичные, рассчитываемые отдельно по субъектам, и корректируются с учетом региональных особенностей. Так, например, ВВП заменяется расчетным значением ВРП, который отличается на нераспределенную часть ВВП, т.е. исчисляется путем исключения из суммарного валового продукта объемов его промежуточного потребления. Одним из сдерживающих факторов повсеместного использования данного индекса для региональных сопоставлений
ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА
125
является ограниченность доступа к статистической отчетности. Так, осуществление расчета индекса грамотности и индекса долголетия возможно только по результатам переписи населения, лаг периодичности которой несопоставимо высок по сравнению с темпами экономического развития. В связи с этим возникают погрешности в реальной оценке. Поэтому используются приближенные данные или данные, соответствующие предыдущему периоду, принятые за константу.
Но если произвести замену некоторых показателей, то применение индекса для анализа человеческих ресурсов в существующих условиях представляется не только возможным, но и необходимым. Этот показатель является наиболее комплексным из всех существующих, т. к. в нем одновременно оцениваются качественный уровень жизни населения и предоставленные обществом возможности его реализации. Тем не менее, возвращаясь к структурному анализу интеллектуального капитала, необходимо отметить недостаточность ИРЧП для адекватной оценки данного феномена в разрезе его влияния на экономику региона, так как он учитывает только одну составляющую интеллектуального капитала -человеческий потенциал - и не рассматривает показатели, отражающие его вторую составляющую - структурный капитал.
Для построения адекватной оценки интеллектуального капитала предлагается обратиться к индексу экономики знаний. Индекс экономики знаний — комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Данный индекс разработан в 2004 г. группой Всемирного банка (The World Bank) [6] в рамках специальной программы «Знания для развития» (Knowledge for Development — K4D) для оценки способности стран создавать, принимать и распространять знания и выпускается ежегодно. Предполагается, что индекс экономики знаний должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике и измерения готовности страны к переходу на модель развития, основанной на знаниях.
В основе расчета Индекса лежит предложенная Всемирным банком «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology — KAM), которая включает комплекс из 109 структурных и качественных показателей, объединенных в четыре основные группы:
1. Индекс экономического и институционального режима (The Economic Incentive and Institutional Regime) — условия, в которых развиваются экономика и общество в целом, экономическая и правовая среда, качество регулирования, развитие бизнеса и частной инициативы, способность общества и его институтов к эффективному использованию существующего и созданию нового знания.
2. Индекс образования (Education and Human Resources) — уровень образованности населения и наличие у него устойчивых навыков создания, распространения и использования знаний. Показатели грамотности взрослого населения, отношение зарегистрированных учащихся (студентов и школьников) к количеству лиц соответствующего возраста, а также ряд других показателей.
3. Индекс инноваций (The Innovation System) — уровень развития национальной инновационной системы, включающей компании, исследовательские центры, университеты, профессиональные объединения и другие организации, которые воспринимают и адаптируют глобальное знание для местных нужд, а также создают новое знание и основанные на нем новые технологии. Количество научных работников, занятых в сфере НИОКР; количества зарегистрированных патентов, число и тираж научных журналов и так далее.
4. Индекс информационных и коммуникационных технологий — ИКТ (Information and Communication Technology — ICT) — уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, которая способствует эффективному распространению и переработке информации.
Человеческий капитал в совокупности со структурным капиталом образует интеллектуальный капитал. Учитывая структуру категории «интеллектуальный капитал», предлагается интеграция индексов человеческого развития и экономики знаний, как показателей, отражающих количественные характеристики его составляющих. Таким образом, достоверная оценка интеллектуального капитала обеспечивается индексом интеллектуального капитала региона (ИИКР) как среднеарифметического индекса продолжительности жизни I, индекса достигнутого уровня образования 1оф, индекса ВРП 1ВШ а также индексов институционального режима 1тст, инноваций I и информационных технологий и коммуникаций I :
Таблица 2
Динамика индекса интеллектуального капитала региона (Ростовской области) и его составляющих
Ростовская область Российская Федерация
2000г. 2010г. 1 2000г. 2010г.
Индекс продолжительности жизни, I 0.665 0.689 0.665 0.747
Индекс достигнутого уровня образования, 1обр 0.825 0.862 0.625 0.719
Индекс ВРП, 1ВРП 1.110 0.892 1.100 1.040
Индекс институционального режима, 1ишгт 0.149 0.167 0.159 0.176
Индекс инноваций, 1иицц 0.521 0.689 0.619 0.688
Индекс информационных технологий и коммуникаций, 1тк 0.502 0.680 0.562 0.638
Индекс интеллектуального капитала региона, ИИКР 0.628 0.663 0.621 0.668
1 Все индексы расчитываются в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека и экономики стран. Индексы обновляются ежегодно, однако отчеты с данными ООН, как правило, запаздывают на два года (например, в докладе на 2010 г. представлены данные по Индексу, рассчитанные по итогам 2008 г.).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
Анализируя в целом готовность Ростовской области вступить на путь развития, основанный на знаниях, можно отметить, что экономика региона имеет значительные возможности адаптироваться к новым условиям. Эти возможности обусловлены в первую очередь высоким образовательным потенциалом, значительными возможностями инновационного процесса и достаточно развитой материально-технической базой национальной и региональной инновационных систем. В то же время своеобразным тормозом, сдерживающим продвижение Ростовской области в сторону экономики знаний, остаются нерешенные проблемы развития институциональной среды. Это, в частности, низкая эффективность государственного управления и регулирования экономики, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры. Для реализации имеющегося значительного потенциала по формированию новой экономики в регионе необходимы развитие институциональных основ современной экономики и форсированный рост материально-технической базы экономики знаний, в том числе массовое развитие современных средств коммуникации и связи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вереникин А.О. Человеческий потенциал экономического развития. Дисс. ... на соиск. уч. степ. доктора экон. наук. М., 2005.
2. Дискин И.Е. Экономическая трансформация и социальный капитал // Проблемы прогнозирования. 2007. № 1.
3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Выпуски 1997-2010 гг. // http://hdr.undp.org/.
4. Моргоев Б.Т. Параметрическая оптимизация асимметричности развития российского экономического пространства // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. 2009. № 3.
5. Сурков Ф. Неустойчивое устойчивое развитие // Академия. 2006. 26 июня.
6. http://web.worldbank.org/.