Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО КОНТУРА ЭТНОЭКОНОМИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО КОНТУРА ЭТНОЭКОНОМИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие сельских территорий / компонент / этноэкономика / государство / управление / институциональный контур / rural development / component / ethnoeconomics / state / governance / institutional contour

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Е.Н. Клочко, Л.В. Коваленко

Определено, что Краснодарский край характеризуется наличием высокого потенциала развития туристической сферы с учетом этнического фактора. Выявлено, что одним из аспектов регулирования этнического компонента в развитии туристического комплекса является реализация программно-целевого метода. Проведена оценка институционального контура этноэкономики Краснодарского края. Определены возможности включения этнических компонентов в кластеры по развитию креативных индустрий и туристский кластер Краснодарского края, что позволит: 1) структурировать экономику хозяйственного пространства территории; 2) провести ребрендинг региона; 3) сократить моно-отраслевую зависимость региона за счет активного использования имеющихся на территории природных ресурсов; 4) увеличить поток налоговых поступлений, что будет обусловлено ростом доходов населения и в свою очередь позволит осуществлять в развитие региона необходимые инвестиции; 5) рационально использовать и сохранять рекреационный, природный, культурно-исторический потенциал этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INSTITUTIONAL CONTOUR OF THE ETHNOECONOMICS OF THE KRASNODAR TERRITORY

It is determined that the Krasnodar Territory is characterized by the presence of a high potential for the development of the tourist sphere, taking into account the ethnic factor. It was revealed that one of the aspects of regulating the ethnic component in the development of the tourist complex is the implementation of the program-target method. An assessment of the institutional contour of the ethno-economy of the Krasnodar Territory was carried out. The possibilities of including ethnic components in clusters for the development of creative industries and the tourist cluster of the Krasnodar Territory have been determined.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО КОНТУРА ЭТНОЭКОНОМИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-193-196

Е.Н. Клочко - д.э.н., профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, magadan. 79@mail.ru,

E.N. Klochko - Doctor of Economic Sciences, professor of department of management, FSBEI HE Kuban SAU;

Л.В. Коваленко - канд. философ. наук, доцент кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, magadan.79@mail.ru,

L.V. Kovalenko - Candidate philosopher. Sciences, Associate Professor of Management, FSBEI HE Kuban SAU.

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО КОНТУРА ЭТНОЭКОНОМИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ASSESSMENT OF THE INSTITUTIONAL CONTOUR OF THE ETHNOECONOMICS OF THE KRASNODAR TERRITORY

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ФНИ-ГО-20.1/11

Аннотация. Определено, что Краснодарский край характеризуется наличием высокого потенциала развития туристической сферы с учетом этнического фактора. Выявлено, что одним из аспектов регулирования этнического компонента в развитии туристического комплекса является реализация программно -целевого метода. Проведена оценка институционального контура этноэкономики Краснодарского края. Определены возможности включения этнических компонентов в кластеры по развитию креативных индустрий и туристский кластер Краснодарского края, что позволит: 1) структурировать экономику хозяйственного пространства территории; 2) провести ребрендинг региона; 3) сократить моноотраслевую зависимость региона за счет активного использования имеющихся на территории природных ресурсов; 4) увеличить поток налоговых поступлений, что будет обусловлено ростом доходов населения и в свою очередь позволит осуществлять в развитие региона необходимые инвестиции; 5) рационально использовать и сохранять рекреационный, природный, культурно -исторический потенциал этносов.

Abstract. It is determined that the Krasnodar Territory is characterized by the presence of a high potential for the development of the tourist sphere, taking into account the ethnic factor. It was revealed that one of the aspects of regulating the ethnic component in the development of the tourist complex is the implementation of the program-target method. An assessment of the institutional contour of the ethnoeconomy of the Krasnodar Territory was carried out. The possibilities of including ethnic components in clusters for the development of creative industries and the tourist cluster of the Krasnodar Territory have been determined.

Ключевые слова: развитие сельских территорий, компонент, этноэкономика, государство, управление, институциональный контур.

Keywords: rural development, component, ethnoeconomics, state, governance, institutional contour.

В соответствии с уровнями управленческой иерархии регулирование этноэкономического развития территории в контексте основных факторов регулируется на федеральном, региональном и местном уровнях.

В качестве одного из базовых федеральных законов, функционирующих в исследуемой предметной области, является Федеральный закон от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» [1].

Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.01.1999 №7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О народных художественных промыслах» [2] провозглашает, что федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 4).

Данный аспект также регламентирую такие федеральных законы, как:

- Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 25 июня 2002 года №73 -ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Региональное законодательство в сфере регулирования этноэкономического развития формируется на основании федеральной нормативно-правовой базы. К государственным законам Краснодарского края в данном аспекте можно отнести:

1. Закон Краснодарского края от 7 ноября 2011 г. №2357-КЗ «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнения-

ми). Согласно статье 5 данного закона, государственная поддержка субъектов народных художественных промыслов и субъектов ремесленной деятельности в Краснодарском крае может осуществляться по таким направлениям, как создание условий для организаций, осуществляющих деятельность по развитию народных промыслов (в том числе оказанием им информационно-консультационной поддержки); предоставление таким субъектам налоговых льгот и др.

2. Закон №1264-КЗ от 28.06.2007 г. «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями). Согласно статье 10 настоящего закона, основными направлениями государственной политики в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры региона являются: стимулирование и поддержка творческой деятельности носителей традиционной народной культуры; развитие организаций, осуществляющих деятельности в данной сфере и др.

3. Закон Краснодарского края от 29.02.2000 №247-КЗ «О дополнительных мерах социальной защиты членов казачьих обществ кубанского войскового казачьего общества, привлекаемых к несению государственной и иной службы в Краснодарском крае». Согласно статье 5 данного закона, органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края вправе принимать решения об установлении дополнительных социальных гарантий и льгот, не противоречащих действующему законодательству, членам казачьих обществ, привлекаемых к несению иной службы, с оплатой расходов на их исполнение из своих бюджетов.

На основе региональных законов осуществляется разработка государственных программ Краснодарского края. Применительно к предметной области необходимо исследовать Государственную программу Краснодарского края «Развитие культуры», в качестве из основных задач которой является содействие сохранению национальных культур. Иерархичностью также можно охарактеризовать нормативно-правовое регулирование развитие этнического туризма. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) в статье 1 содержит в числе основных понятий характеристику некоторых видов туризма (например, социальный, самодеятельный и другие) [3]. Но на практике можно говорить о значительно большем количестве видов туризма. Так, в рекомендациях Парламентских слушаний по туризму говорится о содействии развитию федерального законодательства в части регулирования отдельных видов туризма: сельского, этнического, спортивного и экстремального.

В российском законодательстве вводится понятие сельского туризма - туризм, предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью населения до тридцати тысяч человек, в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с деятельностью и (или) участия в сельхозработах без извлечения материальной выгоды.

Деятельность, включающая в том числе оказание услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг, осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.

При этом поддержка и развитие сельского туризма отнесены к направлениям господдержки развития сельского хозяйства. Регламентирующий данную предметную сферу Федеральный закон от 02.07.2021 №318-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» вступить в силу с 1 января 2022 года.

Потенциал развития сельского туризма в России также очень высок. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года», «Комплексная программа развития сельских территорий» рассматривают сельский туризм как одно из перспективных направлений развития. При этом доля сельского туризма в общем объеме туристических услуг в нашей стране остается сравнительно низкой: она оценивается в 2% от общего оборота внутреннего туризма. Государственная программа Краснодарского края «Развитие сельских территорий» [4] в качестве одного из базовых приоритетов такого развития определяет поддержку функционирование сельского туризма содействие развитию материальной базы туризма, отражает задачи и приоритеты развития сферы сельского (аграрного) туризма и может служить ориентиром для органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих турагентскую деятельность, и юридических лиц, осуществляющих туроператорскую деятельность на территории Краснодарского края, а также для образовательных учреждений специального профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для туристской отрасли.

Основными задачами Государственной программы Краснодарского края «Развитие сельских территорий» являются:

- стимулирование увеличения производства основных видов сельскохозяйственной продукции совершенствование системы информационного обеспечения в сфере агропромышленного комплекса;

- проведение научно-исследовательских работ и повышение квалификации кадров АПК;

- развитие подотрасли растениеводства, повышение конкурентоспособности продукции растениеводства и продуктов ее переработки;

- интенсивное развитие подотрасли животноводства, повышение конкурентоспособности продукции животноводства и продуктов ее переработки;

- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и улучшение инфраструктурного обустройства сельских территорий;

- повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий;

- поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, и улучшение качества жизни в сельской местности;

- создание условий для устойчивого функционирования и развития рыбохозяйственного комплекса;

- обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае;

- развитие виноградарства и виноделия;

- обеспечение загрузки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности сырьем, сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности.

Как видно из представленных задач, некоторые из них затрагивают аспекты этноэкономического развития Краснодарского края, в частности, содействие сохранению культуры села, поддержка культурных объединений и т. д. Вместе с тем, с точки зрения повышения эффективности кластеризации в этноэкномической сфере, целесообразно было бы выделить к качестве одной из задач государственной программы (в контексте развития Краснодарского края как полиэтнического региона):

- содействие развитию традиционного природопользования и народных промыслов, а также иных видов этноэкономической деятельности в условиях села.

Институциональные преобразования в этноэкономической сфере можно охарактеризовать как параметрические изменения и трансформации, возникающие в системе по поводу принятия институций институтами, сколько (для отраслевого уровня) изменения входных «параметров» функционирования организаций по их содержательному наполнению - возмещения ресурсов через ценовые пропорции в связи с распределением рисков государством. С точки зрения, все это вмещает в себя двуединая система «воспроизводство - адаптация». В ней заключаются предпосылки развития. Институциональная динамика предполагает изучение взаимодействий сотрудничества и поляризации отношений (конкуренции, конфликтов, оппортунизма и др.), возникающих при взаимодействии этнических структур.

Необходимость осуществления институциональных преобразований требует вовлечения в процесс управления формированием институционального контура ряда субъектов:

- субъектов исполнительной власти Краснодарского края в лице Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия, Министерство экономики;

- предпринимательских структур, формирующих этноэкономический сегмент;

- общественные организации в предметной сфере (включая Общественную организацию «Новороссийское городское греческое общество», Краснодарскую краевую общественную организацию - «Центр национальных культур», Краснодарскую краевую общественную организацию «Русская община Кубани», Краснодарскую краевую молодежную общественную организацию «Молодежная лига развития национальных культур Кубани», Общественную организацию Украинский культурный центр г. Сочи).

В контексте формирования институциональной среды функционирования этноэкономических субъектов Министерства экономики Краснодарского края осуществляет мониторинг и анализ социально-экономических процессов в Краснодарском крае в целях определения путей наиболее эффективного использования производственного и трудового потенциала, роста налоговой базы хозяйственного комплекса и др.

Вместе с тем, методологический аппарат реализации данной задачи не характеризуется набором специализированных инструментов и приемов этноэкономического анализа и мониторинга, что снижает эффективность управленческой деятельности.

Присутствие в хозяйственном пространстве территории этнического компонента позволяет получать синергетический эффект и наращивать конкурентные преимущества региона [5]. Кластеризация предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства будет способствовать росту экономики Краснодарского края, повышению эффективности взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса, а также росту их внутреннего потенциала в сложивших экономических условиях хозяйствования.

В составе создаваемого на территории края туристско -рекреационного кластера предполагается выделение ряда субкластеров, представленных на рисунке 1. В условиях необходимости импортозамещение развитие сельских территорий посредством кластеризации хозяйствующих субъектов этноэкономической деятельности является альтернативным вариантом прогрессивного развития.

Главной целью кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства будет выступать повышение эффективности функционирования субъектов предпринимательства в новых условиях развития экономики региона, основанной на новых формах организации производства, передовых современных технологиях и решениях. Это видится возможным при кластерной организации предпринимательской деятельности, которая будет направлена на создание новых форм организации труда и формирование инновационной системы развития региона. Ведь именно кластер как форма организации нового технологического и социального уклада будет увязывать в единое целое общеотраслевое и региональное развитие.

В условиях развития полиэтнического региона обособление этнокластера в организации предпринимательской деятельности не представляется целесообразным ввиду функционирования многофакторности национально-этнического пространства.

Рисунок 1 - Характеристика субкластеров в рамках туристско-рекреационного Кластера с учетом интеграции этноэкономического компонента

В заключение анализа институционального контура этноэкономики Краснодарского края отметим, что включение этнических компонентов в кластеры по развитию креативных индустрий и туристский кластер края позволит:

- структурировать экономику хозяйственного пространства территории;

- провести ребрендинг региона;

- сократить моноотраслевую зависимость региона за счет активного использования имеющихся на территории природных ресурсов;

- увеличить поток налоговых поступлений, что будет обусловлено ростом доходов населения и в свою очередь позволит осуществлять в развитие региона необходимые инвестиции;

- рационально использовать и сохранять рекреационный, природный, культурно-исторический потенциал этносов.

Источники:

1. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями от 30 апреля 2021). - ГАРАНТ. - Электронный ресурс. - Режим доступа: [http://ivo.garant.ru/].

2. Федеральный закон от 6 января 1999 г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2017). - ГАРАНТ. - Электронный ресурс. - Режим доступа: [http://ivo.garant.ru/].

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 2 июля 2021). - ГАРАНТ. - Электронный ресурс. - Режим доступа: [http://ivo.garant.ru/].

4. Государственная программа Краснодарского края «Развитие сельских территорий». - Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. - Электронный ресурс. - Режим доступа: [https://msh.krasnodar.ru/deyatelnost/activities/ustoychivoe-razvitie-selskikh-territoriy/kompleksnoe-razvitie-selskikh-territoriy/].

5. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. - Электронный ресурс. -

Режим доступа: [http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=140122749&page=1&rdk=0#I0]. References:

1. Federal Law of June 17, 1996 No. 74-FZ "On National-Cultural Autonomy" (as amended and supplemented on April 30, 2021). - GUARANTOR. - Electronic resource. - Access mode is [http://ivo.garant.ru/].

2. Federal Law of January 6, 1999 No. 7-FZ "On Folk Art Industries" (as amended and supplemented on July 29, 2017). - GUARANTOR. - Electronic resource. - Access mode is [http://ivo.garant.ru/].

3. Federal Law of November 24, 1996 No. 132-FZ "On the basics of tourism activities in the Russian Federation" (as amended and supplemented on July 2, 2021). - GUARANTOR. - Electronic resource. - Access mode is [http://ivo.garant.ru/].

4. State program of the Krasnodar Territory "Development of rural territories." - Official website of the Ministry of Agriculture and Processing Industry of the Krasnodar Territory. - Electronic resource. - Режим доступа: [https://msh.krasnodar.ru/deyatelnost/activities/ustoychivoe-razvitie-selskikh-territoriy/kompleksnoe-razvitie-selskikh-territoriy/].

5. Strategy for the socio-economic development of the Krasnodar Territory until 2030. - Electronic resource. -Access mode is [http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=140122749&page=1&rdk=0#I0].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.