Научная статья на тему 'Оценка инноваций в контексте Посланий Президента российской Федерации Федеральному Собранию'

Оценка инноваций в контексте Посланий Президента российской Федерации Федеральному Собранию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / INNOVATION ORIENTATION / ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ / PRESIDENT OF RUSSIA / ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ / MESSAGE OF THE PRESIDENT OF RUSSIA TO THE FEDERAL ASSEMBLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Марина Игоревна

В статье рассмотрена активизация инновационного развития Российской Федерации в рамках подхода «сверху вниз», обусловливающего формирование общегосударственной инновационной стратегии, которая является основой функционирования и развития для всех уровней, сфер и секторов национальной хозяйственной системы. Данный подход предопределяет необходимость и целесообразность анализа Посланий Президента РФ Федеральному Собранию за прошедшие двадцать лет с 1994 по 2013 г. В статье приводится сущностно-содержатель-ный, количественный и функциональный анализ, а также дается оценка инновационной ориентации двадцати Посланий Президента Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with intensification of the innovation development in the Russian Federation within the frames of the approach 'from top to the bottom', which stipulates the designing of all-state innovation strategy that can serve as a basis for functioning and development for all levels, fields and sectors of national economic system, This approach envisages the necessity and expediency of analyzing President's Messages to the Federal Assembly for the last 20 years from 1994 to 2013. The article provides contextual, quantitative and functional analysis and offers the assessment of the innovation orientation of twenty Messages of the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Оценка инноваций в контексте Посланий Президента российской Федерации Федеральному Собранию»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

ОЦЕНКА ИННОВАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ1

Абрамова Марина Игоревна

кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 410003, г. Саратов, ул. Радищева, д. 89. E-mail: abramov.a@mail.ru

В статье рассмотрена активизация инновационного развития Российской Федерации в рамках подхода «сверху вниз», обусловливающего формирование общегосударственной инновационной стратегии, которая является основой функционирования и развития для всех уровней, сфер и секторов национальной хозяйственной системы. Данный подход предопределяет необходимость и целесообразность анализа Посланий Президента РФ Федеральному Собранию за прошедшие двадцать лет - с 1994 по 2013 г. В статье приводится сущностно-содержатель-

INNOVATIONS' ASSESSMENT IN THE CONTEXT OF MESSAGES OF PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE FEDERAL ASSEMBLY

Abramova, Marina I.

PhD, Assistant Professor of the Department for National Economy and State and Municipal Administration of the Saratov Social and Economics Institute, the Affiliate of the PRUE. Address: Saratov Social and Economics Institute, the Affiliate of the Plekhanov Russian University of Economics, 89 Radischev Str., Saratov, 410003, Russian Federation. E-mail: abramov.a@mail.ru

The article deals with intensification of the innovation development in the Russian Federation within the frames of the approach 'from top to the bottom', which stipulates the designing of allstate innovation strategy that can serve as a basis for functioning and development for all levels, fields and sectors of national economic system, This approach envisages the necessity and expediency of analyzing President's Messages to the Federal Assembly for the last 20 years - from 1994 to 2013. The article provides contextual, quantitative and functional analysis and offers the assessment of the

1 Статья подготовлена по материалам исследования, проведенного при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-32-01301.

ный, количественный и функциональный анализ, а также дается оценка инновационной ориентации двадцати Посланий Президента Российской Федерации.

innovation orientation of twenty Messages of the President of the Russian Federation.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная ориентация, Президент России, Послание Президента РФ Федеральному Собранию.

Keywords: innovation, innovation development, innovation orientation, President of Russia, Message of the President of Russia to the Federal Assembly.

В настоящее время необходимость активизации внедрения инноваций во всех сферах и секторах отечественной экономики, переориентации со следования национальному сценарию развития хозяйственной системы «рантье», предполагающему всемерное поощрение ускоренной добычи невозобновимых природных ресурсов, преимущественно углеводородов, на инновационную модель модернизации российской экономической системы является общепризнанной как среди ученых-теоретиков, так и среди специалистов-практиков. Выгоды от реализации подобного подхода вполне очевидны: по свидетельству теоретика инноватики Б. Санто, инновации могут приносить до 2 000% прибыли.

По нашему мнению, переход к инновационному сценарию развития должен происходить посредством одновременного сочетания принципа «снизу вверх», предполагающего самостоятельную активизацию инновационной деятельности в первичных хозяйственных субъектах и передачу так называемого предпринимательского запроса на становление инновационной ориентации развития всей национальной модели хозяйствования органам власти всех уровней, и принципа «сверху вниз», обусловливающего формирование общегосударственной инновационной стратегии, являющейся основой функционирования и развития для всех уровней, сфер и секторов национальной хозяйственной системы.

Рассмотрим реализацию принципа «сверху вниз» как способа формирования национальной инновационной системы в современной российской действительности. В качестве основы изыскания были выбраны программные политико-правовые документы - Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, одновременно представляющие краткий отчет о проделанной за прошедший период работе и достигнутых результатах и выражающие видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу, а также определяющие

тем самым своеобразный вектор развития отечественной социально-экономической и политико-военной сфер (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Обзор Посланий Президента РФ Федеральному Собранию

№ п/п Дата Название Президент

1 24 февраля 1994 Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики) Ельцин Б. Н.

2 16 февраля 1995 О действенности государственной власти в России Ельцин Б. Н.

3 23 февраля 1996 Россия, за которую мы в ответе Ельцин Б. Н.

4 6 марта 1997 Порядок во власти - порядок в стране Ельцин Б. Н.

5 17 февраля 1998 Общими силами - к подъему России Ельцин Б. Н.

6 30 марта 1999 Россия на рубеже эпох Ельцин Б. Н.

7 8 июля 2000 Государство Россия. Путь к эффективному государству Путин В. В.

8 3 апреля 2001 - Путин В. В.

9 18 апреля 2002 - Путин В. В.

10 16 мая 2003 - Путин В. В.

11 26 мая 2004 - Путин В. В.

12 25 апреля 2005 - Путин В. В.

13 10 мая 2006 - Путин В. В.

14 26 апреля 2007 - Путин В. В.

15 5 ноября 2008 - Медведев Д. А.

16 12 ноября 2009 - Медведев Д. А.

17 30 ноября 2010 - Медведев Д. А.

18 22 декабря 2011 - Медведев Д. А.

19 12 декабря 2012 - Путин В. В.

20 12 декабря 2013 - Путин В. В.

Примечание: «-» - отсутствует.

Исследование показало, что термин «инновация(и)» в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию до 2005 г. практически не применялся (от 0 до 1 упоминания в год), за исключением 1994 и 1995 гг. (2 и 6 упоминаний), когда речь шла о становлении новых механизмов развития молодого государства (новое законодательство, новые возможности в образовании, науке, социальной защите, бюджетных отношениях, армии, на рынке труда, новые взаимоотношения с ведущими государствами мира), а не об инновациях в общепринятом смысле.

Вместе с тем построение линейного тренда на графике, отражающем количественное распределение применения термина «инно-вация(и)», позволяет зафиксировать тенденцию повышения роли инновационной проблематики в текстах Посланий, прежде всего за счет максимального количества употреблений исследуемого термина в 2008-2010 гг. (6-14 употреблений), что, вероятно, связано с личностью

Президента России того периода - Д. А. Медведева, являющегося поклонником инновационных начинаний во всех проявлениях, в первую очередь компьютеров, информационных технологий и Интернета (рис. 1 и 2). Так, в Посланиях указанного периода Президент России сформулировал концепцию четырех «И» (институты, инвестиции, инфраструктура, инновации), обосновал необходимость всесторонней модернизации экономики России при опоре на инновационную культуру всего общества и обозначил приоритеты для активизации технологической модернизации в России.

Рис. 1. Использование термина «инновация(и)» в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994-2013 гг.

Усиление внимания к собственно инновационной тематике в конце 2000-х гг. сменилось ориентацией на оптимизацию государственного управления и повышение его результативности и эффективности с возвращением к власти В. В. Путина. Так, в Послании 2012 г. Президент России обозначил ключевые принципы предлагаемой модели госуправления, а также дал поручение подготовить «дорожные карты» по реализации конкуренции и развитию ряда отраслей.

Исследование выявило, что понятия общего характера («инновации», «инновационное развитие», «инновационная экономика», «инновационная деятельность») употребляются в Посланиях в 4-10 раз чаще, чем вполне конкретные термины, такие как «инновационный центр» (в Сколкове), «инновационные препараты» (в российской фармацевтике), «инновационные вузы» (использующие современные методы и формы обучения), «инновационные сектора», «инновационные структуры», «инновационные разработки» (рис. 3). Подобное обстоятельство обусловлено начальной стадией формирования инновационной ориентации национальной хозяйственной системы России, в рамках которой происходит идентификация целей, постановка задач, определение стратегических линий развития в заданном направлении.

м

1994

м

1995

м

1997 2000

2006 ч/

м

2007

2008 ч/

2009

М

2010

ч/

2011 М

2013

ч7

Инновационная деятельность Инновационные технологии

• Инновационные программы и проекты Л

• Инновационная деятельность

• Инновационные структуры

• Инновационные разработки

• Инновационная среда

• Инновационные проекты

Инновации

Инновационные сектора

• Инновационное качество \

• Инновации

• Инновационная среда

• Инновационная деятельность

• Инновационные программы

• Инновационная направленность ч

• Инновационная экономика

• Инновационные вузы

Инновации

Инновационная экономика Инновационные предприятия

Инновационное развитие Инновации

Инновационные технологии Инновационный мир Инновационные предприятия Инновационный характер развития Инновационные решения Инновационная деятельность Инновационная экономика Инновационная культура

Инновационная основа Инновационные препараты Инновационный проект Инновации

Инновационное развитие Инновационная составляющая

• Инновационный центр • Инновации

• Инновационное развитие • Инновации

Рис. 2. Обзор терминов, отражающих инновационную проблематику в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994-2013 гг.

Вместе с тем на более поздних стадиях развития национальной инновационной системы в России целесообразным представляется переход от рассмотрения инновационной проблематики векторного характера к установлению реальных «точек роста» в виде некоторой совокупности отраслей, технологий, предприятий/учреждений, организационных структур и др., т. е. конкретизация в Посланиях инновационной риторики.

Инновационный центр Инновационный мир Инновационные структуры Инновационные сектора Инновационные решения Инновационные разработки Инновационные препараты Инновационные вузы Инновационное качество Инновационная составляющая Инновационная основа Инновационная направленность Инновационная культура Инновационная среда Инновационные технологии Инновационные предприятия Инновационные программы и проекты Инновационная деятельность Инновационная экономика Инновационное развитие Инновации

0123456789 10

Рис. 3. Количественное распределение терминов, отражающих инновационную проблематику в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994-2013 гг.

Исследование обнаружило, что инновационная тематика в Посланиях распространяется на несколько сфер: общая (универсальная) -«инновации», «инновационная деятельность», «инновационное развитие»; экономическая - «инновационная экономика», «инновационные сектора»; социальная - «инновационные вузы», «инновационная культура»; технологическая - «инновационные разработки», «инновационные технологии»; институциональная - «инновационные структуры», «инновационный центр»; корпоративная - «инновационные предприятия» (табл. 2). При этом корпоративная сфера выделена намеренно как отдельная область инновационных интересов и инициатив на уровне первичных хозяйствующих субъектов.

Т а б л и ц а 2

Функциональное распределение терминов, отражающих инновационную проблематику в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994-2013 гг.

Общая (универ- Экономическая сфера Социальная сфера Технологическая сфера Институцио- Корпоративная сфера

сальная) сфера нальная сфера

1994 + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1995 + + +

1997 +

2000 +

2006 + + +

2007 + + +

2008 + + + +

2009 + + + + +

2010 + + + +

2011 + +

2013 + + +

Обращает на себя внимание тот факт, что инновационная проблематика в Посланиях в наибольшей степени акцентирована в экономической сфере, что, с нашей точки зрения, может быть обусловлено базовой ролью экономики в жизнедеятельности граждан, общества и функционировании страны в целом, поскольку экономика (и прежде всего ее финансовая составляющая) является основой для развития других сфер. Общая же логика функциональных аспектов инновационной проблематики в Посланиях представляется следующей: при помощи реализации инноваций в технологической сфере, в том числе и на микроуровне - в корпоративной сфере, при вспомогательных институциональных решениях, необходимо добиться в первую очередь экономической эффективности, а затем и социальной результативности как конечной цели любых преобразований в стране (для повышения уровня жизни населения страны) при общей ориентации преимущественно на инновационное развитие, инновационные решения.

Таким образом, со всей очевидностью проведенные изыскания подводят нас к выводу о недостаточной степени проработки инновационной проблематики в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации за истекшее двадцатилетие как в количественном, так и в качественном аспектах. Рассмотренные Послания отличаются периодическим выдвижением на первый план инновационной тематики, отсутствием системной проработки установок по формированию национальной инновационной системы в целом и конкретных высокоэффективных решений по активизации инновационной деятельности в России.

Список литературы

1. Арутюнов Ю. А. Организационно-управленческие проблемы информационного обеспечения инновационной деятельности // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 7 (61). - С. 50-55.

2. Гончаренко Л. П., Фатьянова И. Р. Развитие национальной инновационной системы России с учетом европейского опыта формирования инновационной экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 6 (60). - С. 68-75.

3. Зурин М. В. Инновационные процессы: проблемы и поиск их решений / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 9 (63). - С. 91-95.

4. Маяков Д. М. Роль научно-технической и инновационной политики в рыночной экономике // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 8 (62). - С. 54-58.

References

1. Arutyunov Yu. A. Organizatsionno-upravlencheskie problemy informatsionnogo obespecheniya innovatsionnoy deyatel'nosti [Organizational and Managerial Problems of Information Support for innovation Activity], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 7 (61), pp. 50-55. (In Russ.).

2. Goncharenko L. P., Fat'yanova I. R. Razvitie natsional'noy innovatsionnoy sistemy Rossii s uchetom evropeyskogo opyta formirovaniya innovatsionnoy ekonomiki [The Development of National Innovation System in Russia on the Basis of European Experience of Shaping Innovation Economy], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 6 (60), pp. 68-75. (In Russ.).

3. Zurin M. V. Innovatsionnye protsessy: problemy i poisk ikh resheniy [Innovation processes: Problems and Search for their Solution], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 9 (63), pp. 91-95. (In Russ.).

4. Mayakov D. M. Rol' nauchno-tekhnicheskoy i innovatsionnoy politiki v rynochnoy ekonomike [The Role of Scientific-Technical and Innovation Policy in Market Economy], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 8 (62), pp. 54-58. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.