ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОМ АКТИВНОСТИ КОМПАНИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 334.025
Мария Андреевна Вожегова
Вице-президент по IT и операциям ОАО
«Росгосстрах»
Тел.: +7 (903) 798-18-41
Эл. почта: maria [email protected]
Статья посвящена вопросам оценки инновационной активности компании. В качестве параметра инновационной активности автором выделена информационная культура организации и предложены методические подходы к ее оценке.
Ключевые слова: инновационная активность, информационная культура, оценка информационной культуры.
Maria A. Vozhegova
Vice-president in IT and operations OAO
Rosgosstrach, PLC
Tel.: +7 (903) 798-18-41
E-mail: maria [email protected]
ESTIMATIOM OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF A COMPANY IN THE TERMS OF ITS INFORMATIONAL CULTURE
The article is devoted to problems of the estimation of innovative activities of a company. The author points out informational cultural organization as a parameter of innovative activities and offers methodological approaches to estimate it.
Keywords: innovative activities, information culture, estimation of information culture.
1. Введение
На современном этапе развития деятельность любой экономической системы независимо от ее размеров, структуры и направления деятельности неразрывно связана с инновациями. Сравнительный анализ стратегических целей различных компаний позволяет говорить об объективном повышении роли инновационного развития в общей системе управления предприятием. Широкомасштабное выявление новых знаний в различных областях, а также их комбинирование влечет появление новых продуктов и технологий. Если компания перестанет уделять внимание инновационным процессам, то это рано или поздно приведет если не прекращению ее функционирования как экономической системы, то к снижению эффективности деятельности.
Инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором успеха не только при решении тактических задач, но, главным образом, при решении задач стратегического характера и глобального масштаба. Компании осуществляют принятие управленческих решений и постановку экономических целей и задач одновременно в различных сферах хозяйственной деятельности. В связи с усилением влияния новых технологий в плане экономического роста возрастает и роль и значение инновационного развития в системе корпоративного и стратегического управления компаниями.
2. Инновационная активность компаний
Исходным моментом разработки стратегии инновационного развития может служить анализ инновационной активности. Он предусматривает определение современных внутренних инвестиционных возможностей предприятия в инновационной сфере с использованием экономических критериев. В зависимости от степени текущей обеспеченности предприятия производственно-экономическими ресурсами и наличия опыта внедрения новых технологий в хозяйственный оборот осуществляется планирование того или иного направления дальнейшего инновационного развития.
Оценка инновационной активности предприятия должна строится на совокупности определенных экономических показателей, характеризующих возможности предприятия в освоении определенных видов инноваций.
В стратегическом плане инновационная активность определяется следующими пятью показателями:
1. качеством инновационной стратегии конкуренции;
2. уровнем мобилизации инновационного потенциала;
3. уровнем привлеченных капиталовложений - инвестиций;
4. уровнем методов и культуры, используемых при проведении инновационных изменений;
5. обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности.
В данной статье будут рассмотрены вопросы формирования и оценки инновационной активности компании через призму ее информационной культуры.
Компания может добиться успехов в современной экономической среде только в том случае, если ее система корпоративного управления соответствует ряду требований. Эффективность управления зависит от ряда факторов, в числе кото -рых можно выделить процесс передачи информации. Сам процесс передачи информации можно охарактеризовать следующими критериями: достоверность, своевременность, полезность. Именно эти качественные характеристики, в конечном счете, оказывают существенное влияние на процесс принятия управленческих решений.
Таким образом, в современном мире информация является одним из важнейших ресурсов развития любой компании. Она превращается в знания, а знания, в свою очередь, превращаются в капитал. Помимо всего прочего, информация и развитая информационная инфраструктура помогают налаживанию устойчивых партнерских связей, усилению доверия на всех уровнях, а значит, и усилению конкурентных позиций.
3. Информационная культура компании и ее оценка
На наш взгляд, информационная культура организации может служить показателем адекватности инновационной активности организации и ее инновацион-
№6, 2011
42
ной политики, показателем трансформации в знания и инновации. Поэтому важной задачей данного исследования является формирование методических подходов к оценке уровня информационной культуры организации.
В современной экономической науке исследованию и вопросам оценки культуры организации были посвящены труды ряда ученых и исследователей: Л.С. Леонтьевой, О. С. Виханского, А. И. Наумова, Л.В. Ломано вой и др. В рамках исследований этих специалистов была проведена оценка совокупной организационной культуры и финансовой культуры организации. При разработке методических подходов к оценке информационной культуры мы будем опираться на труды вышеназванных исследователей [1,2,3].
Прежде чем говорить об оценке информационной культуры для определения инновационной активности компании необходимо определиться с основными ее составляющими.
Итак, информационная культура — совокупность компетенций персонала в области эффективного пользования информацией, а также порядок организации информационного пространства внутри и вне организации, и степень открытости организации в системе экономических отношений. Таким образом, информационная культура компании структурно является совокупностью трех уровней, на которых она и формируется: информационная компетентность персонала, информационная оболочка и информационная прозрачность компании.
Информационная компетентность персонала - совокупность навыком и умений персонала, заключающихся в способности работать с современными информационными ресурсами и технологиями, а также в способности быстро и адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям информационного общества.
Информационная оболочка организации - информационная среда организации, представляющая собой совокупность информационной инфраструктуры организации (информационные коммуникации), применяемых программных продуктов и информационных технологий.
Информационная прозрачность -это своевременное и точное раскрытие информации о деятельности предприятия, содержащее сведения как обязательного, так и добровольного характе-
ра и дающее возможность реализации конкурентных преимуществ.
Для чего необходимо оценивать информационную культуру организации? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения составляющих информационной культуры, то ответить на этот вопрос можно следующим образом:
1) Информационная компетентность персонала позволяет оценить его способность адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям информационного общества через повышения компетентности. Однако стоит разделить понятия информационной и инновационной компетентности. Конечно, без инновационных компетенций нельзя создать инновационного продукта. Однако новация так и может остаться новацией и не принести организации коммерческого успеха, если ее не могут адаптировать к условиям изменяющейся как внешней так и внутренней среды из-за нехватки навыков и умений персонала работать с современными информационными ресурсами и технологиями.
2) Информационная оболочка позволяет оценить наличие развитой информационной инфраструктуры, способствующей продвижению новых идей, их воплощению в жизнь, то есть коммерциализации.
3) Информационная прозрачность характеризует степень доверия к организации со стороны внешних и внутренних контрагентов, а ее повышение обеспечивает условия для реализации инновационных проектов, в том числе за счет привлечения более дешевых финансовых ресурсов, более квалифицированного персонала, поддержки со стороны органов государственной власти.
Можно предложить авторскую методику определения уровня информационной культуры организации. В основе методики лежит оценка социально-экономических показателей, определяемых культурной составляющей. В основном, это качественные показатели, использование которых сделать аналитическую информацию более убедительной и доступной для восприятия пользователями. Социально-экономические показатели трансформируются в Матрицу уровней информационной культуры через выделение существенных составляющих информационной культуры: информационных компетенций, информационной оболочки и информационной прозрачности. Матри-
ца включает в себя три уровня, характеризующих состояние информационной культуры организации. При формировании матрицы учитывалась необходимость неперегрузки ее отдельными характеристиками.
Определение уровня информационной прозрачности основано на расчете индекса информационной прозрачности, полная методика расчета которого, а также определение нормативных значений представлена в работе Л.С. Леонтьевой, Д.Ю. Орлова, Л.Н, Орловой «Нематериальные ресурсы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий (инвестиционно-информационный аспект)».
Показатель информационной культуры рассчитывается по формуле:
ЕЕ =3Е*I *I где ИК - показатель информационной культуры
К - соответствующий уровень информационных компетенций персонала
О - соответствующий уровень информационной оболочки организации П - соответствующий уровень информационной прозрачности организации.
Номер уровня, на который экспертным путем относится организация при построении для нее Матрицы, совпадает с количеством баллов, которое присваивается для дальнейшего расчета общего показателя информационной культуры. Степень корня связана с тем, что в матрице представлены три основные характеристики информационной культуры. Значение общего показателя может варьироваться от 1 до 3.
При группировке данных необходимо решить вопрос о том, на сколько групп будет разбита изучаемая совокупность. Так как распределение признака в границах его вариации достаточно равномерно или близко к нормальному, то воспользуемся формулой Стерджесса для определения оптимального числа групп.
к= 1 + 3.322 ^ N где N - число единиц в совокупности.
К - число групп
Диапазон колебаний признака разбивают на равные интервалы, длину которых определяют по формуле И = (хтах - хтт)/к где хтах - максимальное значение признака в совокупности
Хтт - минимальное значение признака в совокупности.
В нашем случае количество групп будет равно трем, интервал колебания признака 0,7.
Таким образом, информационную культуры можно оценить следующим образом:
ИК [1 - 1,67] - положительная информационная культура
ИК [1,67 - 2,34] - удовлетворительная информационная культура
ИК [2,34 - 3] - проблемная культура.
При получении при расчетах абсолютных значений показателей информационной культуры, равных 1 или 3 их можно интерпретировать как элитарную культуру и информационную антикультуру соответственно.
Достоинством предлагаемого методического подхода к определению уровня информационной культуры организации является следующее:
1) Матрица может быть построена для предприятий и организаций различных видов деятельности, поскольку информационная культура является категорией, присущей любой фирме, независимо от формы собственности, размера организационно- правовой формы и др.
2) Предлагаемый метод можно отнести к категории популярных методов экспресс-оценки.
3) Показатель информационной культуры может быть рассчитан как в динамике (для отражения тенденций изменения степени инновационной активности), так и в статике для выявления конкурентной позиции и инновационной активности по отношению к другим участникам рынка.
4. Оценка инновационной деятельности страховой компании
Рассмотрим применение данной методики на примере страховой компании, и проследим зависимость между информационной культурой организации и ее инновационной активностью.
Конечно, прямые причинно-следственные связи с высокой степенью коррелируемости установить удастся навряд ли, но можно проследить синер-гический эффект реализации «правильной» информационной и инновационной политики. Синергический эффект инновационной активности для любой компании, в том числе и страховой, выражается в приросте основных показателей стоимости бизнеса и увеличения конкурентных преимуществ на рынке. Рассмотрим на основе предложенных методических положений проявление синергического эффекта для
Таблица 1. Уровни информационной культуры организации
Составляющие информационной культуры_
Информационная компетентность персонала
Информационная оболочка организации
Информационная прозрачность
Уровни информационной культуры
Первый уровень (высший)
Наличие
соответствующих сертификатов, подтверждающих умения и навыки персонала при работе с ин фо рмационными системами и ресурсами; реализация политики постоянного повышения квалификации персонала._
Характеризуется
полным
обеспечением
потребностей
организации
информационной
инфр аструктур ой:
наличие
соответствующего программного обеспечения, высокая техническая оснащенность рабочих мест, доступ к ресурсам Интернет.
Индекс
информационной прозрачности 1,81 - 3
Второй уровень (средний)
Использование
только принципов
самообучения
персонала при
работе с
информационными
системами и
ресурсами;
нерегулярное
проведение
повышения
квалификации
персонала.
Характеризуется
недостаточным
обеспечением
потребностей
организации
информационной
инфраструктурой:
программное
обеспечение отстает
от передовых
разработок, средняя
техническая
оснащенность
рабочих мест, доступ
к ресурсам Интернет
ограничен.
Индекс
информационной прозрачности 1,21 - 1,8_
Третий уровень (низший)
Отсутствие
соответствующих
сертификатов,
подтверждающих
умения и навыки
персонала при
работе с
информационными
системами и
ресурсами;
отсутствие политики
постоянного
повышения
квалификации
персонала._
Характеризуется
неудовлетворительн
ым обеспечением
потребностей
организации
информационной
инфраструктурой:
программное
обеспечение очень
сильно отстает от
передовых
разработок или отсутствует, низкая техническая оснащенность рабочих мест, доступ к ресурсам Интернет ограничен или отсутствует._
Индекс
информационной прозрачности 0-1,2_
Таблица 2. Компании-лидеры российского рынка страхования
Место Компания/группа компаний 2008 год 2009 год
Взносы всего, млн. руб. Доля рынка, % Взносы всего, млн. руб. Доля рынка, %
1 Система Росгосстаха 59 314 10,7 68 264 13,3
2 Группа «Ингосстах» 48 213 8,7 49 827 9,7
3 Группа «Согаз» 42 825 7,7 44 318 8,6
4 РЕСО-Гарантия 30 504 5,5 30 568 6,0
ОАО «Росгосстах».
Компания «Росгосстрах» является лидером российского рынка страхования.
Группа компаний «РОСГОССТРАХ » отличается высоким уровнем географической диверсификации, имеет развитый бренд, приемлемые показатели рентабельности активов (2,8% по итогам 1 полугодия 2009 года) и комбинированного коэффициента убыточности (0,992 за тот же период). Можно отметить также высокий уровень дивер-
сификации перестраховочной защиты группы, существенный рост фактической маржи платежеспособности группы в 1 полугодии 2009 года. Группа компаний «РОСГОССТРАХ» имеет рейтинг надежности «Эксперта РА» на уровне А++ «Исключительно высокий уровень надежности» [4].
Инновационная активность компании проявляется в следующем:
Тип экономической системы - прогрессирующая, что означает высокую развитость продукта ( страховой услу-
№6, 2011
44
Таблица 3. Показатели деятельности страховой компании «Росгосстрах», характеризующие инновационную активность и эффективность внедрения управленческих новаций
Показатели 2009 год 2010 год Темп роста, %
Уставный капитал, млн. рублей 12 509 16 037 128,2
Страховые премии (взносы), млн. рублей 60 243 67 970 112,8
Выплаты по договорам страхования, млн. рублей 29 087 36 209 124,5
Расходы по ведению дел, млн. рублей 22 275 21 984 98,7
Чистая прибыль, млн. рублей 1 008 28 134 2791,1
Число филиалов 353 436 123,5
Количество действующих договоров 19 856 113 21 317 663 107,4
Доля на рынке (Московский регион) 7,5 8,1 108
Рейтинг А++ А++ -
ги), возможность доступа к капиталу, практически все потенциальные потребители пользуются предложением данного (страхового) рынка. Все это подталкивает компанию к использованию соответствующих управленческих инноваций с целью удержания лидирующих позиций на рынке. А именно, компанией используется: построение сетевой организации, просьюсеризм, горизонтальная карьера персонала.
Уровень информационной культуры компании определим на основе экспертной оценки. В качестве экспертов по данному вопросу было привлечено 10 квалифицированных специалистов в сфере страхования и области организационной культуры компании. Взвешенная оценка уровня информационной культуры выглядит следующим образом:
- информационная компетентность персонала - 2 уровень
- информационная оболочка - 1 уровень
- информационная прозрачность -1 уровень
Показатель информационной культуры:
ЕЕ = 32 *1 *1 = 1,26
Данный показатель информационной культуры соответствует положительному уровню информационной культуры и достаточно высокому уровню инновационной активности.
Отбор и реализация управленческих новаций и алгоритмов принятия управленческих решений с учетом качественного информационного обеспечения позволили страховой компании достичь некоторых положительных результатов деятельности.
5. Заключение
Таким образом, можно сделать заключение о том, что информационная культура компании, а также комплексные мероприятия по качественному информационному обеспечению деятельности, существенно влияют на инновационную активность компании, оказывают синергический эффект на деятельность компании, выражающийся в приросте как количественных так и качественных показателей деятельности (увеличение доли рынка, количества филиалов, прибыли, уставного капитала), а также в снижении расходов на ведение дел.
Литература
1. Леонтьева Л. С., Орлов Д.Ю., Орлова Л.Н. Нематериальные ресурсы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий (инвестиционно-информационный аспект). Монография. Москва: МИРБИС,2010. -192 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 4-е изд. - М.: Эко-
номиста, 2006.
3. Е. В Ломанова Система оценки финансовой культуры предприятия // Проблемы развития экономики региона: Материалы научной конференции / Под общ. ред. канд. экон. наук О.В. Ка-макиной. - Рыбинск : РГАТА, 2007. -228 с.
4. http://raexpert.ru
References
1. Leontyeva L. S., Orlov D. Y, Orlova L.N. Non-material resources of increase of the industrial enterprises'scompetitiveness (investment and information aspect). The monography. Moscow: MIRBIS. 2010. -192 p.
2. Vikhansky O. S., Naumov A. I. Management. - Moscow: Ekonomist, 2006.
3. Lomanova E. V. System of an estimation of financial culture of the enterprise //Problems of development of economy of region: Materials of scientific conference. - Rybinsk: RGATA, 2007/ -228 p.
4. http://raexpert.ru