Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала Самарской области'

Оценка инновационного потенциала Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ РЕЙТИНГ / РОССИЙСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕЙТИНГ / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE RANKING RUSSIAN REGIONAL INNOVATION RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолина Лилия Валерьевна

Раскрыто понятие инновационного потенциала региона, анализируются некоторые методики измерения инновационной активности, сравнивается инновационный рейтинг Самарской области с другими регионами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермолина Лилия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE INNOVATION POTENTIAL OF THE SAMARA REGION

The article deals with the concept of the innovation potential of the region, analyzes methods of measurement of innovation activity, compared innovative rating Samara region to other regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала Самарской области»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 3 2015

УДК 332.1

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Ермолина Лилия Валерьевна

преподаватель

Самарский государственный технический университет, Самара

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. Раскрыто понятие инновационного потенциала региона, анализируются некоторые методики измерения инновационной активности, сравнивается инновационный рейтинг Самарской области с другими регионами России.

Ключевые слова: инновационный потенциал; инновационная активность; инновационный рейтинг; российский региональный инновационный рейтинг.

DEFINITION OF THE INNOVATION POTENTIAL OF THE SAMARA REGION

Ermolina Lilia Valerievna

lecturer

Samara State Technical University, Samara

Abstract. The article deals with the concept of the innovation potential of the region, analyzes methods of measurement of innovation activity, compared innovative rating Samara region to other regions of Russia.

Key words: innovative potential; innovative activity; innovative ranking Russian regional innovation rating.

Оценка инновационного потенциала региона и эффективность его использования является одной из важнейших задач современных исследователей и экономистов, поскольку предопределяет статус, потенциальные возможности, направления модернизации и горизонты роста региональной экономической системы. Развитие и внедрение инноваций во всех областях народного хозяйства в наибольшей степени приближает нашу страну к достижению заявленной Правительством ключевой цели стратегического развития России - переориентации экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Двигаться по заданному вектору возможно путем формирования сбалансированной структуры экономики промышленного сектора с доминированием в ней высокотехнологичных и инновационных отраслей. Благодаря сложившимся тенденциям, на современном рынке происходят активные интеграционные процессы, в том числе кластеризация отдельных отраслей промышленности, позволяющая объединить усилия, ресурсы и знания, создать единую инновационную сферу, в рамках которой разработка и коммерциализация инноваций является единым непрерывным инновационным процессом.

Однако, обращаясь к истокам развития теории кластеризации, выдвинутой М. Портером, необходимо отметить, что важнейшим фактором данного процесса является географическая локализация [1]. Следовательно, создание интегрированной структуры для разработки инноваций следует начинать с выбора региона, который обладает всеми необходимыми характеристиками, позволяющими сформировать инновационную интегрированную структуру, т.е. с оценки инновационного потенциала региона.

Отметим также, что в сравнении с большей частью развитых стран Россия обладает высокой степенью неравномерности регионального развития. В первую очередь данное неравенство определяется спецификой конкретного региона, характеризующейся исторически сложив-

2

шейся специализацией, менталитетом населения, особым географическим положением, климатическими условиями, а в конечном итоге - инновационным потенциалом [2]. Данное обстоятельство еще более подчеркивает актуальность определения величины инновационного потенциала каждого региона в отдельности.

В современной экономической литературе существует масса разнообразных трактовок категории «инновационный потенциал».

Согласно экономическому словарю, инновационный потенциал - это способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоёмкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка [3].

Некоторые другие подходы к определению понятия «инновационный потенциал» представляют его как технико-экономические возможности для создания инновационной деятельности, способность к освоению, переработке и использованию нового и т.д. [4].

Многие отождествляют инновационный потенциал с понятиями научного, научно-технического, интеллектуального и творческого потенциалов [5]. Также весьма популярны ресурсный и результативный подходы к определению рассматриваемого термина.

В рамках настоящей статьи будем рассматривать инновационный потенциал региона как комплексную характеристику интенсивности инновационной деятельности на исследуемой территории, определяющую конкурентоспособность ее экономики.

Независимо от подхода к определению, структура инновационного потенциала обязательно включает ресурсную составляющую, которая предполагает оценку доступа к основным ресурсам, соответствие качества используемых ресурсов требуемому, сбалансированность ресурсов, уровень их развития для осуществления эффективной инновационной деятельности. Например, анализ соответствия морального износа используемого оборудования необходимым характеристикам, или оценка эффективности использования энергетических ресурсов и т.п. От-

3

дельно анализируется такой важный ресурс на рассматриваемой территории как человеческий капитал, который с позиции обеспечения ее инновационного развития представляет собой запас способностей, знаний, навыков работников, обеспечивающий благосостояние и конкурентоспособность региона [6]. В состав элементов человеческого капитала региона, подвергаемых динамической оценке, могут входить капитал образованности работников на территории, капитал подготовленности к участию в инновационном производстве, капитал здоровья населения, капитал культурно-нравственной готовности, капитал социальной идентичности (принадлежность и значимость каждого человека в повышении эффективности научной и инновационной деятельности региона) и т.п.

Также в структуру инновационного потенциала следует включать информационно-коммуникационную составляющую, т.е. уровень обмена информацией между различными учреждениями, степень их кооперации и сотрудничества по вопросам инновационного развития региона. Важную роль играет оценка обеспеченности финансовыми ресурсами в структуре инновационного потенциала, предполагающая наличие финансовых средств для реализации намеченных инновационных проектов. Здесь же рассматривают инфраструктуру, т.е. степень налаженной работающей системы передачи информации, логистики, оперативных перевозок и т.п.

Некоторые авторы отдельно выделяют в структуре инновационного потенциала государство, т.е. взаимодействие с ним, предполагающее участие и поддержку высшего руководства в инновационном развитии региона. Для реализации этой компоненты необходимо согласование целей федеральных и региональных органов власти с частными целями непосредственных участников инновационного процесса. Каждое прогрессивное предприятие региона должно стремиться к покупке и коммерциализации инноваций для расширения своей доли рынка, для целей роста дохода компании, приобретения им финансовой устойчивости

4

и повышения уровня конкурентоспособности как конкретного продукта, так и предприятия в целом [7]. Для научных объединений важным является вопрос огласки инновационных открытий и получения известности в научных кругах. Кроме того, получение вознаграждений в форме компенсаций за использование патентов, авторских прав и франшиз (роялти) тоже является немаловажным мотивом. Финансовые учреждения участвуют в венчурных проектах ввиду сверх доходности, которую они сулят получить, и не участвуют из-за огромного риска. Таким образом, на государство возложена ответственная миссия согласования этих частных целей, организуя такие условия работы, чтобы все участники инновационного процесса максимально реализовывали свои стратегические планы.

Исследование перечисленных компонентов структуры инновационного потенциала позволяет сделать предварительные выводы о возможности достижения целей конкретными участниками инновационной деятельности и всей системы региона в целом.

Оценка инновационного потенциала рассматриваемой территории позволяет определить эффективность вложения денежных средств для инвесторов, государственных и муниципальных органов власти в инновационные проекты, возможность согласования интересов различных участников инновационного процесса и вероятность непосредственной реализации данного процесса на базе конкретного региона.

В последние десятилетия в отечественной науке появилось множество методик измерения инновационной активности регионов, как зарубежных, адаптированных к российским реалиям, так и собственных. Основные из них используют статистический анализ, экспертные оценки, а также регрессионный и факторный виды анализа. Рассмотрим три наиболее популярные методики: методику Всемирного банка, Инноба-рометр (the Innobarometer), Европейское инновационное табло (the

European Innovation Scoreboard - EIS).

5

Методика Всемирного банка предполагает использовать интегральный показатель - индекс знаний, который представляет собой среднее арифметическое трех других индексов: инновационной системы, образования и человеческого потенциала, информационной инфраструктуры.

Каждый из предложенных индексов можно рассчитать как взвешенное среднее арифметическое между рядом статистических показателей, которые могут быть взяты из данных Росстата. Так, например, фактор «инновационная система» рассчитывается как среднее значение следующих показателей: число организаций, выполняющих исследования и разработки (ед.), число инновационно-активных организаций промышленности и сферы услуг (ед.), внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования (% к общей сумме затрат на исследования и разработки) и т.д.

Индекс «образование и человеческий капитал» включает показатели грамотности взрослого населения, число дневных общеобразовательных учреждений (ед.), число высших учебных заведений (ед.), число имеющих высшее образование (% к общей численности трудоспособного населения региона) и т.д.

«Информационная инфраструктура» рассчитывается, исходя из показателей: число организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии (ед.), число персональных компьютеров на 100 работников, число организаций с web-сайтами (ед.) и т.п.

Рассмотренная методика весьма проста в обращении, отличается доступностью исходной информации и наглядностью полученных результатов, однако не позволяет в полной мере оценить ни возможности научно-технического развития региона, ни эффективность их реализации.

Вторая известная методика Innobarometer показывает скорее не ситуацию, характеризующую динамику использования инноваций в регионе, а делает акцент на их роль в различных секторах экономики. Показатели, которые используются для оценки инновационного потенциала

6

региона с помощью данной методики, носят не только количественный (например, объем инвестиций), но и качественный характер (отношение компаний к нововведениям, влияние инноваций на качество товара, рост удовлетворенности потребителей, как следствие использования нового товара, рост удовлетворенности персонала от внедрения новых технологий и т.п.).

Европейский инновационный обзор (2010 г.) включает четыре основные составляющие для оценки совокупного инновационного потенциала региона: индекс инновационного потенциала, индекс инновационного климата, индекс результативности инновационной деятельности и коэффициент использования инновационного потенциала [2].

В нашей стране также используется система показателей, лежащая в основе расчета российского регионального инновационного индекса (РРИИ).

В систему показателей РРИИ входит 36 показателей, сгруппированных в четыре тематических блока и обеспечивающих возможность расчета соответствующих субиндексов (рис. 1-5):

- «Социально-экономические условия инновационной деятельности»

(ИСЭУ);

- «Научно-технический потенциал» (ИНТП);

- «Инновационная деятельность» (ИИД);

- «Качество инновационной политики» (ИКИП).

Источниками информации служат как данные официальной статистики Росстата, так и открытые источники информации, такие, как Интернет-порталы, профильные Интернет-сайты, сайты органов власти.

По каждому из указанных субиндексов проводится ранжирование субъектов Российской Федерации. Итоговый индекс (РРИИ) формируется как среднее арифметическое нормализованных значений всех заключенных в рейтинг показателей.

Система показателей РРИИ

I-1--1-1

Рис. 1. Система показателей РРИИ

4 «Социально-экономические условия инновационной деятельности» (ИСЭУ)

1 -►основные макроэкономические показатели (ВВВ расчете на одного занятого в экономике региона (тыс.руб.), коэффициент обновления основных фондов (%), удельный вес занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отраслях промышленного производства в общей численности занятых в экономике региона (%), удельный вес занятых в наукоемких отраслях в общей численности занятых в экономике региона %); -►образовательный потенциал населения (удельный вес населения в возрасте 25-64л., имеющего высшее образование, в общей численности населения соответствующей возрастной группы (%), численность студентов, обучающихся по образовательными программы высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), в расчете на 10 000 человек населения); уровень развития информационного общества (удельный вес организаций, имеющий г_доступ к Интернету с максимальной скоростью передачи данных не менее 256 Кбит/сек в общем числе организаций (%), удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, в общем числе домашних хозяйств(%).

Рис. 2. Социально-экономические условия инновационной деятельности

Рейтинг составляется исходя из вышеописанной системы показателей. Согласно данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», опубликованным в 2014 году, результаты рейтинга субъектов РФ по значению РРИИ выглядят следующим образом (рис. 6).

* «Научно-технический потенциал» (ИНТП)

1 -► финансирование научных исследований и разработок (внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВРП (%), внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя (тыс. руб.), удельный вес средств организаций предпринимательского сектора в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки (%), отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых исследованиями и разработками, к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в регионе (%); -►кадры науки (удельный вес численности занятых исследованиями и разработками в среднегодовой численности занятых в экономике региона (%), удельный вес лиц в возрасте до 39 лет в численности исследователей (%), удельный вес лиц, имеющих ученую степень, в численности исследователей (%); -—►результативность научных исследований и разработок (число статей, опубликованных в рецензируемых журналах, индексируемых в РИНЦ, в расчете на 10 исследователей, число патентных заявок на изобретения, поданных в Роспатент национальными заявителями, в расчете на миллион человек экономически активного населения региона, число передовых производственных технологий, созданных в регионе, в расчете на миллион, отношение объема поступлений от экспорта технологий к ВРП (в расчете на 1 тыс. руб. ВРП).

Рис. 3. Научно-технический потенциал

* «Инновационная деятельность» (ИИД)

1 -►активность в сфере технологических и нетехнологических инноваций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций (по организациям промышленного производства). %), удельный вес организаций, осуществлявших нетехнологические (маркетинговые и/или организационные) инновации, в общем числе организаций (по организациям промышленного производства), (%), удельный вес организаций, имевших готовые технологические инновации, разработанные собственными силами, в общем числе организаций (по организациям промышленного производства), (%), удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, в общем числе организаций (по организациям промышленного производства), (%); ^ малый инновационный бизнес (удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий, (%); -►затраты на технологические инновации (интенсивность затрат на технологические инновации (по организациям промышленного производства), (%); ^—►результативность инновационной деятельности (удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (по организациям промышленного производства), (%), удельный вес вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (по организациям промышленного производства), (%), удельный вес организаций, оценивших сокращение материальных и энергозатрат как основной результат инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации (по организациям промышленного производства), (%).

Рис. 4. Инновационная деятельность

9

4 «Качество инновационной политики» (ИКИП)

1 -►качество нормативной правовой базы инновационной политики (наличие стратегии (концепции) инновационного развития (инновационной стратегии) и/или профильного раздела по инновационному развитию (поддержке инноваций) в стратегии развития региона; наличие в схеме территориального планирования, а также в материалах по ее обоснованию выделенных зон (территорий) приоритетного развития инновационной деятельности; наличие специализированного законодательного акта, определяющего основные принципы, направления и меры государственной поддержки инновационной деятельности в регионе; наличие специализированной программы или комплекса мер государственной поддержки развития инноваций, инновационной деятельности либо субъектов инновационной деятельности); ■—►качество организационного обеспечения инновационной политики; наличие специализированных координационных (совещательных) органов по инновационной политике (поддержке инновационной деятельности) при высшем должностном лице или высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации; наличие специализированных региональных институтов развития (фондов, агентств, корпораций развития и пр.) с функционалом по поддержке субъектов инновационной деятельности и/или реализации инновационных проектов; затраты консолидированного бюджета; удельный вес ассигнований на гражданскую науку из средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (%); удельный вес средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в общих затратах на технологические инновации (%).

Рис. 5. Качество инновационной политики

На рисунке представлены регионы, вошедшие согласно рангу РРИИ в первую (12 регионов) и вторую группы (18 регионов). Стоит отметить, что рейтинг также содержит группу 3 и группу 4, куда вошли 32 и 21 регион соответственно.

Среди 12 регионов, вошедших в первую группу, лишь Москва (1-е место) и Свердловская область (7-е) характеризуются равномерным развитием всех четырех тематических блоков. В шести субъектах Российской Федерации один из блоков развит существенно менее других. Как правило, это касается конкретно инновационной деятельности (Калужская, Томская, Московская и Новосибирская области), реже - научно-технического потенциала (Республика Татарстан) и качества инновационной политики (Санкт-Петербург).

¿-Л/ИПа ''лпГ

ПоГКИИ МоКРИ^

^анг Ранг И^кг Ранг /га пй^НТП П&ИРТД П&ИКИП

г, Ии^КЬй

|. Слн «^Петербург

11 ■ 1И1ВГ □ рО ЦСКЛ Я область

КАПужск» обдаст I

^ 1и(_1-,^ и РнлуАлнкл

Саардясиекал Область

Тснснал область

У.ИиНм-иыI-К|1ГЧ область

Пврнощй исрай

Новое нбнрсюл область

Реслу&лии:.1 Башкортостан!

П П-¿G-.lt 1'..|!1 О&.ПасГи

Челябинска? эбласзь

■ е

17 :-1

!5 12 ч£

Йрослаескал и&лась

йё'спуйяим Мер ДСП! мл

ТюнЁНСкАН йблаггь

Еамарощ Й6лйсгъ Л агадачскал область

ЛмПецкМ СОЛЛсТЬ Ки:14-¡Ккип ЙйаЙ

БелЬрадри!) ойласт .■ Кдбаро&ощ^ нраА Вароивмскал а&^^ссь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(гирпишкнй край

Влади мирена я ойлась

Трепля область Болгсградская очисть

II II П П

П

£2

Я »

25

0.-юб1 0.400 &4ЯД. о.393Ь

&

20

22 ^

И

ЕЙ 47

43 Ё7 11

£3 Я 3)

3

33 38

£

Ьй

33 Ы

и

ЕЬ

Ь2 20 55 3& 14 21 23 3 И

Рис. 6. Рейтинг регионов [8]

Вторая группа регионов, куда вошла и Самарская область, по величине РРИИ объединила 18 регионов. Можно отметить, что в целом по региону сложились благоприятные социально-экономические условия для инновационной деятельности (5-я позиция по ИСЭУ), при этом остаются обширные резервы в сфере повышения ИКИП.

Самой многочисленной оказалась третья группа - 32 субъекта Российской Федерации. В ней зафиксировано максимальное разнообразие траекторий инновационного развития: практически нет регионов со схожими сильными и слабыми сторонами. Лишь два субъекта Российской Федерации - Вологодская и Оренбургская области - демонстрируют равномерное развитие по всем четырем тематическим блокам, а семь регионов, наоборот, отличаются существенной вариацией значений.

В четвертую группу по величине РРИИ вошел 21 регион. Из них два - Кабардино-Балкарская Республика и Еврейская автономная область -продемонстрировали достаточно сбалансированное развитие по всем тематическим блокам. Остальные регионы, отличаясь в целом низким уровнем инновационного развития, по одному или нескольким субиндексам занимают более сильные позиции. Интересная особенность рассматриваемой группы - широкое разнообразие: в ней практически нет регионов с одинаковым распределением сильных и слабых сторон по тематическим блокам.

В общем, анализируя инвестиционный потенциал Самарской области, стоит обратить внимание, что данный регион - территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала. Основу экономики области составляют высокотехнологичные обрабатывающие производства с достаточной добавленной стоимостью - автомобилестроение, авиационно-космический комплекс, производства с высокой глубиной переработки в сырьевых отраслях, химии, металлургии.

Целью инновационной политики является создание новых конкурентоспособных бизнесов в разных сферах экономики - как в традиционных, так и во вновь формирующихся секторах специализации области, развитие ключевых компетенций Самарской области в сфере научно-технологических разработок.

Высокие позиции Самарской области в инновационной сфере подтверждаются рейтингами независимых экспертов, например:

- 2 место в номинации «За стимулирование инновационной активности» Общероссийского конкурса стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации на тему «Регионы России: от кризиса к развитию» в 2011 году;

/ч V V

- 6 место в рейтинге инновационной активности регионов, проводимом Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий, подтверждающее вхождение в группу регионов с высокой инновационной активностью в 2011 году;

- 5 место в рейтинге российских регионов, которые, по версии Института инноваций инфраструктуры и инвестиций и фонда «Общественное мнение» и входит в группу регионов «готовых к инновационному развитию» в 2010 году.

Удельный вес инновационной продукции составляет 22,9 % и в течение ряда лет превышает среднероссийский уровень в 3-4 раза. Затраты на научные исследования и разработки в 2013 году составили 23,6 млрд. рублей. Это на 26,9 % выше уровня 2011 года (18,6 млрд. рублей) [9]. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП Самарской области составляет около 2 % (для сравнения - удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП России чуть более 1 %).

По итогам 2013 года Самарская область является лидером среди регионов России и Приволжского федерального округа по ряду ключевых показателей научно-инновационного развития, занимает третье место в Рос-

13

сии по общему объему производства инновационной продукции. Активно идет работа по созданию интеллектуальной собственности, закреплению прав на нее. В Самарской области работает 23 патентных поверенных -больше, чем в любом другом регионе России, за исключением центральных регионов - г. Москвы, г. Санкт-Петербург и Московской области.

В регионе создана комплексная система инфраструктурных организаций - институтов инновационного развития. «Мягкая» инфраструктура включает такие организации, как Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области, Региональный центр инноваций и трансфера технологий, Региональный венчурный фонд Самарской области, Центр инновационного развития и кластерных инициатив, ОАО «Технопарк», Евро Инфо Корреспондентский Центр - Самарская область, Региональный центр развития предпринимательства Самарской области, Ассоциация малых инновационных предприятий Самарской области, инновационные бизнес-инкубаторы в Самаре и Тольятти. Действует ряд вузовских технопарков.

Активно ведутся работы по созданию «жесткой» инфраструктуры -технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти». Это одни из самых значимых социально-экономических проектов области, которые определят ее развитие на ближайшие десятилетия и обеспечат материально-техническую базу для разработки и внедрения в производство наукоемких инновационных технологий.

Формы поддержки инновационных проектов и разработок различны: финансовая поддержка - предоставление грантов, субсидий, займов, вхождение в уставный капитал, софинансирование проектов совместно с федеральными институтами, организационная поддержка - разработка бизнес-планов, патентной и заявочной документации, организация экспертизы проектов, представление разработок Самарской области на российских и международных выставочно-презентационных мероприятиях, организация взаимодействия с федеральными институтами разви-

14

тия и др. Поддержка инновационных проектов осуществляется на конкурсной основе.

Таким образом, сформированный и отработанный механизм поддержки инновационной деятельности в Самарской области позволит в ближайшее время увидеть результаты работы в виде крупных инновационных проектов, изменений в структуре экономики в пользу инновационных отраслей, привлечения федеральных средств для внедрения инновационных технологий, что свидетельствует о достаточно высоком инновационном потенциале региона.

Список использованных источников

1. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

2. Султанова А.В. Инновационная система как ключевая составляющая экономического развития: национальный и региональный аспекты. Самара: Ас Гард, 2012. 211 с.

3. Николаева И.П. Экономический словарь. М.: Проспект, 2015. 160 с.

4. Сорочайкин А.Н., Бородин А.И., Космагамбетова С.Т. Методы стимулирования инновационной деятельности // Экономика, управление и право в современных условиях: междунар. сб. стат. Самара: Изд-во «Институт анализа экономики города и региона», 2013. С. 13-29.

5. Ашмарина С.И., Гороховицкая Т.Н. Инновационноинформационный потенциал развития промышленности региона. М.: Машиностроение, 2004. 208 с.

6. Чечина О.С. Методы оценки человеческого капитала и факторы его воздействия на инновационный потенциал отраслевой экономической системы // Вестник СГЭУ. 2014. № 8 (118). С. 79-83.

7. Ермолина Л.В. Управление инновационным развитием предприятия // Экономика, управление и право в современных условиях: между-нар. сб. стат. Самара: Изд-во «Самарский государственный университет», 2012. С. 86-92.

8. Официальный сайт национального исследовательского университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru (дата обращения: 01.02.2015).

9. Научно-инновационный потенциал Самарской области: официальный сайт Правительства Самарской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.samregion.ru/economy/inn_potencial (дата обращения: 01.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.