Научная статья на тему 'Оценка инновационно-креативного потенциала предприятия оборонно-промышленного комплекса россии'

Оценка инновационно-креативного потенциала предприятия оборонно-промышленного комплекса россии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНЫЙ / ОЦЕНКА / ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНЫЙ / ПОТЕНЦИАЛ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабинина А. Л., Терехова М. Д.

Авторами рассмотрены способы оценки инновационно-креативного потенциала применительно к предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Предложено осуществлять такую оценку комплексно на основе экспертной оценки с использованием специальных вопросников и тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационно-креативного потенциала предприятия оборонно-промышленного комплекса россии»

оценка инновАционно-крЕАтивного потенциала предприятия оборонно-промышленного комплекса россии

А. Л. САБИНИНА,

кандидат технических наук, доцент кафедры финансов и менеджмента Е-mail: [email protected]

М. Д. ТЕРЕХОВА,

аспирант кафедры финансов и менеджмента Е-mail: [email protected] Тульский государственный университет

Рассмотрены способы оценки инновационно-креативного потенциала применительно к предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Предложено осуществлять такую оценку комплексно на основе экспертной оценки с использованием специальных вопросников и тестирования.

Ключевые слова: экспертный, оценка, инновационно-креативный, потенциал, оборонно-промышленный комплекс.

Создание современного наукоемкого и конкурентоспособного на мировом рынке вооружения и военной техники невозможно без инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Этот процесс связан с обеспечением высокого инновационно-креативного потенциала предприятия, являющегося основным ресурсом такого развития [7].

Инновационно-креативный потенциал характеризуется целым рядом параметров, которые можно разделить на следующие группы.

1. Параметры, связанные с человеческим капиталом предприятия, позволяющие оценить потенциал его творческой активности.

2. Параметры, связанные с наличием на предприятии креативной среды — атмосферы, способствующей формированию инновационных технических и технологических решений.

3. Параметры, характеризующие уровень и характер менеджмента, который также должен строиться на созидательной основе.

4. Параметры, характеризующие уровень материально-технического обеспечения творческой деятельности.

5. Параметры, характеризующие уровень информационного обеспечения творческой деятельности.

6. Параметры, характеризующие возможности предприятия по инвестированию в инновационную деятельность.

Существуют различные подходы к оценке этого комплекса параметров. В частности, в работе О. Н. Мельникова [4] рассмотрены некоторые методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации. Там отмечается, что в настоящее время основной социально-экономической задачей бизнеса является создание через свои структуры управления таких условий, которые были бы способны обеспечить каждому субъекту рыночных отношений возможности максимального проявления своих дарований.

Талант человека как экономическая категория выражается в максимальных изменениях АИ ,

* макс'

вносимых им в продукты своего труда, которые он предлагает к продаже потребителям в минимальное ¿мин (конкурентоспособное) время [4]. Таким образом, основным, центральным параметром, определяющим экономическую суть интеллектуальных ресурсов организации, является ее способность обеспечивать реализацию проектных задач в конкурентоспособное время. Там же [4]

был предложен коэффициент творческой энергии

Л¥

личности, равный отношению —^^, в качестве

г

мин

интегрального показателя инновационной активности личности.

Было предложено во всех организациях создавать банк данных об интеллектуальных ресурсах, который включает в себя многоуровневую информацию об интеллектуально-креативных способностях каждого специалиста в самых различных направлениях деятельности организации. При создании такого банка предлагается использование специального тестирования. Подобный метод может быть использован для оценки креативного потенциала, но для комплексной оценки необходимо привлечь методики оценки параметров, связанных с материально-техническим оснащением и финансовыми возможностями.

Дальнейшее развитие подход О. Н. Мельникова получил в работе В. Н. Шувалова, где анализировались интеллектуально-креативные ресурсы конкурентоспособности предпринимательской структуры [12]. Были рассмотрены различные уровни состояния инновационной активности предпринимательской структуры, а также введено понятие коэффициента инновационной активности потребителей. Однако коэффициент инновационной активности в большей степени характеризует не потенциал предприятия, а его реализацию. Кроме того, не совсем понятно, каким образом оценивать изменения ЛЫ .

^ ^ макс

При оценке креативной составляющей возникает также проблема перехода от потенциала отдельных сотрудников, который может быть определен на основе специального тестирования, к потенциалу подразделений и предприятия в целом. В работе [2], где осуществляется разработка метода формирования креативных систем управления промышленными предприятиями на базе создания эффективных команд, подобный переход предлагается производить на основе суммирования творческого потенциала персонала (К^п) и дополнительного креативного потенциала рабочих групп, или команд (^пк), поскольку именно командная работа позволяет получить максимально возможный си-нергетический эффект (Кпо = Кпк + К^п).

Традиционный многокритериальный способ оценки инновационного потенциала хозяйственной системы рассмотрен в работе [6]. Для этого сформирована система показателей, отражающих научно-технический уровень предприятия [6]: — технический уровень средств труда;

— технический уровень продукции;

— прогрессивность используемых средств труда;

— прогрессивность применяемых технологических процессов;

— уровень развития научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;

— наукоемкость продукции;

— науковооруженность труда.

Однако в этом перечне отсутствует оценка человеческого капитала, поэтому для оценки инновационно-креативного потенциала необходимо расширение списка.

Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия рассмотрены в работе [11], однако предложенный подход может быть использован только для качественной оценки потенциала.

Одна из наиболее полных методик оценки инновационного потенциала представлена в [5], она основана на экспертной оценке по пятибалльной системе ряда параметров, распределенных по отдельным модулям. Данная методика была расширена для обеспечения возможности оценки инновационно-креативного потенциала и основные ее модули приведены в таблице.

Рассмотренная рейтинговая оценка может быть дополнена оценкой инновационного потенциала на основе методики [10]. В рамках этой методики оцениваются следующие его составляющие.

финансовая составляющая.

Доля внутренних затрат на НИОКР и приобретение технологий.

Наукоемкость выпускаемой продукции.

Доля затрат на приобретение нематериальных активов в бюджете.

Доля затрат на образование в бюджете.

кадровая составляющая.

Доля занятых НИОКР в общей численности занятых.

Доля специалистов с высшим профессиональным образованием в общей численности занятых.

Доля специалистов с ученой степенью или званием в общей численности занятых.

материально-техническая составляющая.

Доля основных фондов, занятых в НИОКР, в общей структуре ОПФ.

Коэффициент обновления ОПФ.

рыночная составляющая.

Доля инновационной продукции в общем объеме продукции.

модули оценки инновационно-креативного потенциала предприятия

характеристика предприятия

Балл

Модуль 1

Технических проектов нет, время от времени выполняются отдельные операции для поддержания квалификации оставшихся сотрудников в их узкой специализации

Выполняются разовые технические проекты по заданию руководства фирмы, но не существует планирования проектов

Существует план НИОКР, но нет приоритетов выполнения отдельных технических проектов

Существует детальный план НИОКР с четкими приоритетами выполнения отдельных проектов, но обязанности между сотрудниками по выполнению проектов распределены нечетко

Существует детальный план НИОКР с приоритетами выполнения и распределением обязанностей между сотрудниками, предпринимаются усилия по сокращению времени проектирования

Модуль 2

Желание и способности генерировать новые технические идеи отсутствуют

Есть желание генерировать новые технические идеи, но отсутствует опыт генерирования идей, потенциально приемлемых для коммерческой реализации

Есть желание и возможность генерировать идеи, потенциально приемлемые для коммерческой реализации, но отсутствует система оценки их практической значимости

Есть желание и возможность генерировать идеи, потенциально приемлемые для коммерческой реализации, создана система оценки их практической значимости с точки зрения возможностей внедрения в производство

Существуют потребности и способности генерировать новые идеи, создана система оценки практической значимости как с точки зрения их внедрения в производство, так и с точки зрения потребителей; изучается реакция потребителей на нововведения

Модуль 3

Понятие о качестве НИОКР отсутствует, делается то, что обычно делалось

Есть желание улучшить качество НИОКР, отсутствует знание новых методов проектирования

Есть желание улучшить качество НИОКР и наличествуют знания новых методов проектирования, но нет возможности применить их на практике

Есть желание и возможности улучшить качество НИОКР, но внутри отдельных проектов (заданий)

Наличествует стремление улучшить качество НИОКР во всех проектах; определяются общие моменты в отдельных проектах, чтобы сократить число этапов НИОКР

Модуль 4

Система мотивации инновационной деятельности отсутствует, единственный стимул — сохранение рабочего места

Продолжение табл.

характеристика предприятия

Предпринимаются попытки мотивации инновационной деятельности но отсутствуют методы оценки результативности персонала и средства для стимулирования

Предпринимаются попытки мотивации инновационной деятельности на основе оценки результативности проектов и степени участия в них отдельных работников, премии по окончании проекта в процентах от базовой зарплаты

Существует система мотивации инновационной деятельности на основе оценки степени участия работников в проекте и коммерческой реализации проекта, премии устанавливаются пропорционально объему полученной дополнительной прибыли от реализации нововведения

Существует система мотивации инновационной деятельности на основе оценки степени участия работников в проекте и коммерческой реализации проекта, премии устанавливаются пропорционально объему полученной дополнительной прибыли от реализации нововведения. Наиболее продуктивным работникам выделяются дополнительные ресурсы для повышения их квалификации и расширяются сферы ответственности внутри новых проектов

Балл

Модуль 5

Координация НИОКР и маркетинга отсутствует, перед маркетингом ставятся разовые задачи выпуска на рынок новых продуктов.

Существует базовая координация между НИОКР и маркетингом, маркетинг информирует о желаемых спецификациях и технических характеристиках продуктов

Существует координация между НИОКР и маркетингом, маркетинг информирует о желаемых спецификациях и предельном уровне цен на новую продукцию

Существует тесная координация между НИОКР и маркетингом, но отсутствует методология эффективного выпуска на рынок новых продуктов

Координация НИОКР и маркетинга под единым руководством (директор по производственным и коммерческим вопросам), существует периодическая ротация кадров и выполнение техническим персоналом функций сбытовых агентов

Модуль 6

НИОКР не принимают в расчет особенности производства при выполнении технических проектов

Технический отдел желает лучшего внедрения технологии, но не понимает особенностей функционирования производственного процесса

Технический отдел в целом понимает специфические требования для скорейшего внедрения технологии, но существуют разногласия по поводу обязанностей тестирования прототипов и подготовки технической документации (рецептур, регламентов и т. д.)

2

1

3

2

3

4

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

5

1

2

3

1

4

2

3

5

4

1

5

2

3

1

4

2

5

3

1

Окончание табл.

характеристика предприятия

Балл

Технический отдел в целом понимает специфические требования для скорейшего внедрения технологии, но авторитет главного инженера невелик, производственный отдел выведен из его непосредственного подчинения

Тесная координация технического и производственного отдела под единым руководством (главный инженер), одной из главных задач при разработке технических проектов является простота и удобство их внедрения в производство

Модуль 7

Связь НИОКР с финансами односторонняя — производится финансирование НИОКР «по остаточному принципу» как часть накладных расходов

Финансирование материальной базы НИОКР как часть общих затрат на переоборудование производства, отсутствует учет затрат на НИОКР

Финансирование НИОКР является приоритетным направлением расходования средств, производится общий учет затрат на НИОКР, но отсутствует учет затрат на отдельные проекты.

Финансирование НИОКР является приоритетным направлением расходования средств, ведется сквозной учет затрат по всему циклу НИОКР и освоения продукции

Финансирование НИОКР является приоритетным направлением расходования средств, ведутся сквозной учет затрат по всему циклу НИОКР и освоения продукции, производится оценка экономической эффективности основных проектов

Модуль 8

Система бизнес-планирования отсутствует

Составляются квартальные и годовые прогнозы, опирающиеся исключительно на результаты производства и реализации существующей продукции

Составляются текущие квартальные и годовые планы, а также отдельно для потенциального инвестора бизнес-планы развития новых производств и выпуска новых видов продукции

Составляются текущие квартальные и годовые планы, а также отдельно бизнес-планы развития новых производств и выпуска новых видов продукции в режиме внутренних проектов

Существует единая система бизнес-планирования, в которой интегрированы планы выпуска новых продуктов

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

информационная составляющая.

Доля затрат на информационное обеспечение инновационной деятельности.

Однако для полной оценки инновационно-креативного потенциала необходимо дополнительное использование тестовых методик, позволяющих оценить способность сотрудников предприятия к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего

опыта, то есть оценить креативную составляющую потенциала. При этом может быть оценен как личный креативный потенциал, так и стиль решения проблем, креативность рабочей среды и в конечном итоге сформирован интегральный показатель оценки креативного потенциала.

Одним из направлений оценки креативного потенциала персонала является методика оценки степени инновационной личности, предложенная П. Н. Машеговым [3]. Инновационность личности не может быть базовым психологическим параметром (таким, например, как темперамент) и выражается в определенном сочетании характерных черт [3]. Оценка инновационности личности распадается на две компоненты: статическую и динамическую. Статическая, когда у исследователя нет данных о функционировании человека в среде с определенными «предпосылками инновационности» (например, при приеме на работу), которая может быть оценена на основании системы креативных тестов Вильямса, тестов дивиргентного мышления Гилфорда, тестов творческого мышления Торренса, тестов прогностичности Л. А. Регуш), комплексного теста профессиональных способностей Айзенка [3] и др. Развитие методик подобных тестов осуществлено также в работах [8, 9].

Не исключая полезности использования перечисленных тестов, следует отметить, что наибольший эффект они обеспечивают при проверке творческих способностей в период становления личности. Для сформировавшихся специалистов использование подобных тестов может встретить определенное противодействие и даже негативное отношение. Кроме того, результаты тестов должны представляться испытуемым в адаптированной форме, чтобы не оказывать негативного воздействия на персонал, так как получение ими информации о недостаточно высоких результатах тестирования может привести к депрессии и другим подобным явлениям.

Привлекательность диагностики общих, а не специальных способностей состоит в том, что есть возможность решить ряд проблем, поскольку общие способности необходимы для любой деятельности и, по мнению многих исследователей, вносят основной вклад в «детерминацию успешности». Для овладения любой деятельностью нужен вполне определенный уровень интеллекта. Если интеллект ниже необходимого уровня, индивид не может работать, но исследователями было обнаружено, что превышение интеллекта над необходимым уровнем также не дает прироста продуктивности.

Аналогична концепция креативности, авторами которой считаются Д. Гилфорд, Е. П. Торренс [8, 9] и

др., а в нашей стране — Д. Б. Богоявленская [1]. Они подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности (способностью, диспозицией, чертой — в терминологии авторы расходятся) и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

Первоначально Д. Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В экспериментах Д. Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативных личностей. В результате исследователям удалось установить, что креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

Однако при оценке инновационно-креативного потенциала необходимо каким-то образом проверять и профессиональную подготовку персонала. Не секрет, что в настоящее время кадры предприятий и организаций с достаточно высоким уровнем заработной платы достаточно часто заполняются по принципу родства и знакомства, и при

этом возникает существенная непрофессиональная прослойка, снижающая общий креативный потенциал, и косвенно отрицательно влияющая на креативную часть персонала.

Достаточно эффективными являются в настоящее время также системы тестов, включающие взаимную оценку и самооценку креативности и профессиональности специалистов. При этом обычно не возникает эффекта противодействия тестированию и могут быть получены достаточно объективные результаты.

В результате использования вопросников и систем тестов можно получить два показателя инновационно-креативного потенциала Пвопр и Птест. Тогда общий уровень потенциала может быть определен как

П„ = w •

£ вопр

П + W • П ,

вопр тест тест'

где wвопр, wтест - весовые коэффициенты для составляющих оценки потенциала, определенного на основе вопросника и путем тестирования (определяются экспертным путем).

Одновременно с оценкой интегрального показателя уровня инновационно-креативного потенциала Пх существенную пользу может принести анализ его отдельных составляющих, который позволяет выявить узкие места, тормозящие процесс инновационного развития на рассматриваемом предприятии.

Список литературы

1. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. № 1.

Губанова С. Е. Разработка метода формирования креативных систем управления промышленными предприятиями на базе создания эффективных команд: автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2008. 25 с. Машегов П. Н. Теория и методология управления инновационно-инвестиционными процессами в регионах России на основе институционального подхода: автореф. дис.. д-ра экон. наук. Орел: Орел ГТУ. 2005. 48 с. Мельников О. Н. Методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации // Российское предпринимательство. № 4. 2003.

Методические рекомендации по организации инновационной деятельности на промышленных предприятиях. М.: Государственный университет «Высшая школа экономики» 1998. 44 с.

Поповенко Н, Заварная Н. Оценка инновационного потенциала хозяйственной системы // Бизнес-Информ. 1998. № 3. С. 51-52.

Сабинина А. Л., Терехова М. Д. Согласование интересов участников интегрированных структур ОПК с учетом флуктуационного характера реализации их инновационно-креативных потенциалов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Тула: ТулГУ, 2009. С. 82-87. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. Фияксель Э. А. Управление инновационным развитием промышленных предприятий на основе венчурного инвестирования: теория и методология: автореф. дис.. д-ра экон. наук. СПб: С-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. 2008. 42 с.

Фомченкова Л. В. Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия // Российское предпринимательство. № 8. 2005. 12. Шувалов В. Н. Интеллектуально-креативные ресурсы конкурентоспособности предпринимательской структуры: автореф. дис.. канд. экон. наук. СПб., 2007. 20 с.

2.

3

4.

6.

8.

9.

10.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.