Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал креативного общества: элементы и характеристика'

Интеллектуальный потенциал креативного общества: элементы и характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1179
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECTUAL POTENTIAL / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлев В. А.

Одна из главных задач государства в креативном обществе это всемерное развитие его интеллектуального потенциала, важнейшей частью которого является потенциал человеческий. Экономика креативного общества должна быть социально-ориентированной, рыночной и инновационной. В материале приводятся различные определения интеллектуального потенциала, перечислены элементы его структуры и особенности проявлений в обществе. Показано, как интеллект становится сегодня важнейшим фактором развития социума и расширения экономической деятельности. Исследование рассчитано на экономистов и менеджеров, а также читателей, которые интересуются вопросами роли интеллекта в развитии современного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main objectives of the state in the creative community is full development of its intellectual potential, the most important part of which is the potential of man. Economics of creative society must be socially, market and innovation oriented. The article provides various definitions of intellectual potential, the elements of its structure and features of appearance in society. We show how intelligence becomes now a critical factor in the development of society and the expansion of economic activity.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал креативного общества: элементы и характеристика»

ресурс на вес золота

интеллектуальный потенциал

креативного общества:

элементы и характеристика

Одна из главных задач государства в креативном обществе -это всемерное развитие его интеллектуального потенциала, важнейшей частью которого является потенциал человеческий. Экономика креативного общества должна быть социально-ориентированной, рыночной и инновационной. Целями и задачами интеллектуального потенциала в креативном обществе являются эффективное развитие всех сфер общества, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках, эффективная реализация всех стадий инновационного цикла «исследования-разработки-производство-распространение-использование инноваций» в различных областях.

В настоящее время активно разрабатываются понятия интеллектуального капитала и потенциала на разных уровнях экономики и общества. В этой связи с экономической точки зрения обычно рассматривают три взаимосвязанных понятия: потенциал, ресурсы и капитал, где следующее понятие является частью предыдущего. Потенциал -это все виды существующих возможностей; ресурсы - средства, которые уже можно использовать; капитал - ресурсы, которые используются и приносят доход. Кроме того, такое деление зависит и от точки зрения: для общества система образования - это часть человеческого капитала, а для предприятий -потенциальные возможности; люди, ищущие работу - трудовые ресурсы общества, а для предприятий - потенциальные возможности; работающие - человеческий капитал для предприятий и общества.

Интеллектуальный капитал предприятия (организации) включает человеческий, орга-

Журавлев В. А.

канд. экон. наук, доцент

кафедры логистики и менеджмента, Международный институт трудовых и социальных отношений, г. Минск [email protected]

_

необходимость

выделения двух

_компонент труда

_объективно

обусловлена инципиальными

_различиями

_в их влиянии

формирование дохода

_предприятия

_и национального _дохода страны

низационный, структурный, информационный, рыночный, процессный и инновационный капиталы. В качестве элементов интеллектуального потенциала (ИП) регионов рассматривают человеческий, репутационный, инновационный и социальный потенциалы. В качестве элементов, характеризующих ИП страны (общества), рассматриваются образовательный и научный потенциал, индексы глобальной конкурентоспособности и инновационного развития. В интеллектуальный потенциал страны и общества также включают образование, здравоохранение, науку, культуру, демографию, уровень жизни. Существует ряд определений интеллектуального потенциала, в частности: 1. Интеллектуальный потенциал представляет собой накопленный обществом совокупный интеллектуальный ресурс, который обладает способностью участвовать в производственных процессах и приносить доход владельцу.

Интеллектуально-информационный пенциал - совокупность возможностей ^ества в целом и его подсистем: отдельных индивидуумов, коллективов людей к воспроизводству накопленных знаний и их использованию при формировании новых подходов к оценке происходящих изменений для развития инноваций.

3. Интеллектуальный потенциал - комплексная оценка уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, ресурсов страны, отрасли, личности. Интеллектуальный потенциал определяется уровнемразвития общества, системы образования, науки, культуры, генетическим фондом общества.

С учетом изложенных точек зрения можно дать следующее определение интеллектуального потенциала креативного общества. Интеллектуальный потенциал креативного общества - это все виды его интеллектуальных возможностей (внутренних и внешних), которые складываются из интеллектуальных потенциалов граждан, предприятий, органи-

заций, отраслей, регионов и страны в целом и являются главным условием их эффективного инновационного развития. В результате взаимодействия всех этих элементов достигается эффект синергии при развитии страны и общества.

Тип общества характеризуется уровнем и направлением развития страны, структурой экономики и общества, факторами роста, принципами, взглядами, приоритетами, целями и задачами, институтами, механизмами и инструментами. Страна остается неизменной, а тип общества меняется. Интеллектуальный потенциал креативного общества проявляется во всех его сферах: в экономике, политике, науке, технике, социальной сфере и др. Наиболее благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала страны создаются в креативном обществе, основанном на принципах гуманизма, либерализма и демократии. При этом гуманизм является главным принципом, а человек - главная ценность в креативном обществе.

Интеллектуальный потенциал общества формируется и развивается системами воспитания, образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, самообразованием, наукой, исследованиями и разработками, а также с помощью методов, средств, инструментов и механизмов, которые применяются при принятии и реализации решений в различных областях.

Интеллектуальный потенциал общества, регионов, отраслей, предприятий, организаций зависит от их миссии, стратегии, целей и задач, которые они ставят перед собой, и влияет на них. Поэтому интеллектуальный потенциал общества необходимо рассматривать не только в краткосрочном, но также в среднесрочном и долгосрочном периодах. Кроме того, интеллектуальный потенциал общества связан с уровнем культуры. Высокий уровень культуры способствует росту интеллектуального потенциала, а низкий - соответственно, его снижению.

труд

руководителей предприятия и его подразделений можно назвать духовно-

координационно-мотивационным

в настоящее

„время активно

_разрабатываются

_понятия

интеллектуального

_капитала

_и потенциала

на разных уровнях _экономики

и общества

В качестве подсистем и элементов интеллектуального потенциала креативного общества автором предлагается рассматривать:

1) человеческий потенциал (здравоохранение, воспитание, образование, спорт, культура, искусство, уровень жизни, занятость, демография, интеллект граждан);

2) организационный потенциал (инфраструктура образования, науки и НИОКР; численность и структура магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук; финансирование науки и НИОКР, законодательство, коммуникации);

3) информационный потенциал (знания, информационные системы и технологии);

4) международный потенциал (имидж страны, экономические, политические, образовательные, научные, культурные и другие связи с зарубежными странами);

5) процессный потенциал (современные методы и технологии в области экономики, производства, менеджмента, в социальной

ере и др.);

6) структурный потенциал (структура эконо-и общества, партии, предпринимательские и общественные организации и союзы);

7) инновационный потенциал (направления фундаментальных и прикладных НИР, ОКР и ТР (технологических разработок), их финансирование, инновации, изобретательская активность населения, защита объектов интеллектуальной собственности, развитие высокотехнологичных производств, их доля в экспорте);

8) потенциал конкурентоспособности (отраслевая структура конкурентоспособности, связи с рынками).

За счет взаимодействия всех этих элементов достигается эффект синергии, многократно усиливающий интеллектуальный потенциал креативного общества и повышающий эффективность его развития.

Каждая подсистема интеллектуального потенциала характеризуется своими социально-экономическими показателями и индексами роста. Например, человеческий потенциал

характеризуются величиной расходов к ВВП по элементам, качеством и структурой подготовки кадров, уровнем занятости, средними доходами на душу населения, разницей в доходах между группами населения с высокими и низкими доходами, средней продолжительностью жизни, распределением населения по половозрастным группам и их динамикой. Важнейшим элементом интеллектуального (и человеческого) потенциала в креативном обществе является интеллект его граждан. Существует много определений интеллекта. Интеллект - комплексные способности к решению проблем при изменяющихся требованиях и условиях.

Интеллект - способность понимать, запоминать, обрабатывать и применять необходимую информацию в нужных объемах с нужной скоростью и качеством.

Интеллект - устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению и рациональному познанию. Интеллект - мера того, как мы справляемся с требованиями внешней среды. Интеллект людей реализуется не только по отношению к проблемам, но и к путям их решения (преодоления). Интеллект отражается не только в знаниях, но и в деятельности. Знания и деятельность представлены в нашем мозгу разными механизмами. Знания - это информация. Деятельность - это реализация знаний на практике в соответствии с целями и задачами человека, организации, общества. Интеллект человека связан также с воображением, интуицией, эмоциями и коммуникативными способностями.

Обычно рассматриваются три вида интеллекта человека:

1) общий - определяется для разных возрастных групп;

2) специальный - характеризует способности к определенным дисциплинам и видам деятельности (живопись, музыка, точные науки, и др.);

3) профессиональный - связан с профессиональной деятельностью (маркетинг, менеджмент, финансы и др.).

интеллектуальный

потенциал

креативного

общества

проявляется

во всех его сферах:

в экономике,

политике,

науке, технике,

социальной сфере

и др.

ют о

.высокий уровень

культуры

_сспособствует

росту

интеллектуального _потенциала,

а низкий

соответственно, _его снижению

Можно сказать, что интеллект человека - это сумма всех трех видов его интеллекта. Общий интеллект характеризуется следующими элементами:

1) способностью к визуальному восприятию (визуальный интеллект);

2) способностью к вербальному восприятию (языковый интеллект);

3) развитостью пространственного восприятия (пространственный интеллект);

4) практическими способностями (работа с предметами);

5) коммуникативными способностями (способности к общению и партнерским отношениям);

6) лидерскими способностями (руководство людьми);

7) способностью устно излагать свои мысли;

8) способностью письменно излагать свои мысли;

9) логическим мышлением;

10) математическим мышлением; ) краткосрочной памятью;

12) долгосрочной памятью.

бщий интеллект является основой для достижения высокого уровня специального и профессионального интеллекта. Общий интеллект зависит от факторов наследственности, а его элементы формируются и развиваются системами дошкольного воспитания и образования путем развития левостороннего (аналитического и логического) и правостороннего (синтетического и креативного) мышления. Например, с левосторонним мышлением связаны способности устно и письменно излагать свои мысли, логическое и математическое мышление, краткосрочная память. Остальные способности связаны с правосторонним мышлением. Особое внимание должно обращаться на развитие у детей коммуникативных способностей, связанных с правосторонним мышлением и формирующих их культуру. Благодаря коммуникативным способностям множество людей, проживающих на одной территории, становятся обществом (достигается синергический эффект) и приобре-

тают способность решать коллективные и индивидуальные социальные и экономические проблемы и задачи общественной жизни, а интеллект общества становится больше суммы интеллектов его граждан. За счет синергического эффекта от коммуникаций сумма интеллектов граждан превращается в интеллектуальный потенциал населения страны и регионов. Цели, задачи, принципы, смысл и характер коммуникаций между людьми определяются типом общества и влияют на него.

Специальный и профессиональный интеллект характеризует способности человека к соответствующим дисциплинам и профессиям, а их элементы определяются в соответствии с требованиями к ним. Специальный и профессиональный интеллект формируется средним, профессиональным, высшим и последипломным образованием и развивается в процессе работы и приобретения опыта. Уровень интеллекта каждого вида определяется с помощью коэффициента интеллекта (^), который характеризует умственное развитие, знания и профессиональные навыки испытуемого и определяется с помощью специальных тестов, разрабатываемых психологами, педагогами и специалистами в соответствии с определенными требованиями. Коэффициент интеллекта показывает, насколько индивидуальные способности человека отклоняются от средней оценки в группе, где проводится оценка. Уровни интеллекта для каждого элемента оцениваются в баллах по некоторой шкале (5 или 10-ти бальной). Уровень всего интеллекта определяется суммой баллов по всем его элементам. Коэффициент интеллекта определяется отношением суммы набранных испытуемым баллов по определенным тестам к среднему уровню и выражается в процентах:

СБис

СБср

■100%,

(1)

интеллект отражается не только в знаниях, но и в деятельности

где СБис - сумма баллов, набранная испытуемым; СБср - средняя сумма баллов для данной

за счет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.синергического

эффекта

_от коммуникации

сумма интеллектов

граждан

превращается

в интеллек-

туальныи

потенциал

_населения страны

_и регионов

группы. Средний уровень интеллекта принимается равным 100%.

Коэффициент общего интеллекта определяется для разных возрастных групп, а специального и профессионального интеллекта - для разных уровней подготовки или квалификации испытуемых. Практика показывает, что нет однозначной связи между деловой карьерой и коэффициентом интеллекта На успех в практической деятельности человека большое влияние оказывают характер, опыт, авторитет, трудолюбие, целеустремленность и дисциплинированность.

Креативность - высшая форма интеллекта человека, характеризующая его способность к творчеству и созданию нового в различных областях. Основными методами креативного мышления являются: анализ (деление на неоднородные части), комбинации, синтез, аналогии, метафоры, ассоциации, воображение и др. При креативном мышлении и коммуникациях между людьми главную роль играет правостороннее мышление.

Дж. Гилфорд выделял шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; гибкость и вариации идей; оригинальность и нестандартность идей; способность совершенствовать объект, добавляя новые элементы; способность к анализу, синтезу и решению проблем. Системы воспитания и образования должны развивать у людей эти способности. Необходимыми условиями для креативности являются: 1) компетенция (знания, навыки, опыт); 2) творческое мышление (гибкость, изобретательность, настойчивость при решении задачи, использование методов креативного мышления и менеджмента); 3) мотивация (внутренняя - личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний; внешняя -материальные поощрения и продвижения по службе); 4) труд.

Интеллектуальный потенциал отраслей, регионов, предприятий и организаций имеет

такие же подсистемы, которые определены для всего общества, но некоторые их названия и элементы могут измениться. Для регионов международный потенциал будет межрегиональным, а для отраслей и предприятий рыночным. В основу построения модели интеллектуального потенциала предприятий и организаций можно взять модели интеллектуального капитала по Л. Эдвидссону и Э. Брукинг. Элементами рыночного потенциала для отраслей будут межотраслевые связи и связи с рынками, а для предприятий - торговая марка, связи с рынками, потребителями, поставщиками, посредниками и партнерами. Элементами человеческого потенциала предприятий, организаций и коллективов являются интеллект, знания, навыки, опыт, здоровье и культура сотрудников. Элементами процессного потенциала предприятий и организаций являются современные методы и технологии в области маркетинга, закупок, производства, продаж, логистики, финансов, менеджмента и НИОКР, в том числе методы, средства и инструменты, которые применяются при принятии и реализации управленческих решений. Креативность общества, предприятий, организаций и коллективов - высшая форма проявления их интеллектуального потенциала при создании, распространении и использовании инноваций, которая обеспечивается с помощью методов и средств креативного менеджмента на всех стадиях инновационного цикла, и при разработке, принятии и реализации решений в различных областях деятельности. Креативность начинает, а инновации завершают инновационный цикл. Специалисты инновационных коллективов и организаций должны обладать:

1) специальными знаниями, которые приобретаются при получении специального образования;

2) профессиональным опытом, знаниями и умениями, получаемыми в процессе практической деятельности;

3) интеллектуальными и креативными способностями;

нет однозначной связи между деловой карьерой и коэффициентом интеллекта

Ключевые слова:

интеллектуальный потенциал, деятельность, креативность, коммуникации, креативное мышление

;

ть;

■с

4) ответственностью за выполнение задания и качество результатов работы;

5) работоспособностью при выполнении задания;

6) коммуникабельностью при общении на предприятии и за его пределами, умением вести переговоры и влиять на людей;

7) способностью к совместной работе, доброжелательностью и партнерским отношением к сотрудникам;

8) лидерскими способностями. Интеллектуальный потенциал руководителей инновационных коллективов, кроме качеств специалиста, должен опираться на:

1) стратегическую компетентность;

2) функциональную компетентность

3) социальную компетентность;

4) управленческую компетентность;

5) экологическую компетентность;

6) эмоциональную устойчивость;

7) лидерскую компетентность, умение влиять на людей;

8) ответственность за безопасность людей. Такая система компетентности формируется в результате синтеза лидерства, интеллекта, знаний, предприимчивости и опыта менеджера в принятии нестандартных управленческих решений с участием группы.

В креативном обществе значительно возрастает роль такой функции менеджмента коллективов, как развитие персонала, к которому относится индивидуальное и групповое развитие, в том числе непрерывное обучение, переподготовка и самообучение сотрудников. С увеличением интеллектуального потенциала сотрудников возрастают интеллектуальный потенциал, возможности и эффективность работы коллективов, предприятий, организаций и общества в целом.

Развитие интеллектуального потенциала креативного общества должно осуществляться с помощью долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования и управления развитием всех его подсистем и элементов на всех уровнях (страна, регионы, отрасли, предприятия, организации и граждане)

на основе его принципов, целей и задач, с использованием современных методов, средств и технологий креативного менеджмента. Благодаря информационным, социальным, культурным, коммерческим, производственным и другим вертикальным и горизонтальным, внутренним и внешним коммуникациям между регионами, отраслями, предприятиями, организациями и гражданами, за счет эффекта синергии достигается многократное увеличение интеллектуального потенциала и результатов креативного общества. Чем больше таких коммуникаций в обществе, тем больше его интеллектуальный потенциал.

Литература

1. Кулаева Д.О. Сколько стоит интеллектуальный капитал организации // Креативная экономика, 2007. - №10.

2. Лайчук О.В. Интеллектуально-информационный потенциал в системе управления иновационно-ориентированной организацией: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Владивосток, 2007.

3. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2002. -199с.

4. Лисиченок Е.П. Управление формированием и развитием интеллектуального потенциала региона: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Минск, 2008.

5. Каданцева В.А. Интеллектуальный потенциал в системе факторов экономического роста в странах ЕС: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Москва, 2007.

6. Богдашев И.В. Воспроизводство интеллектуального потенциала как фактор формирования экономики знаний: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Краснодар, 2005.

7. Журавлев В.А. Креативное общество -новая парадигма развития стран в XXI веке // Креативная экономика, 2008. - №11.

креативность

начинает,

а инновации

завершают

инновационный

цикл

8. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества// Креативная экономика, 2008.

- №№ 4, 5.

9. Горелов Н.А. Менеджмент интеллектуально-креативной деятельности // Креативная экономика, 2008. - №5, №9.

10. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие.- Минск.: Новое знание, 2001. - 320 с.

11. Зиверт Хорст. Ваш коэффициент интеллекта: Тесты. - М.: Инфра-М, 1998. - 139 с.

12. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.- М.: ПЕРСЭ, 2000.

- 80 с.

13. Ефимова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. - М.: АСТ: Астраль, 2006.

14. Солдатов А.В., Репин Д.В. Методы оценки влияния человеческого фактора на предпринимательский потенциал малых инновационных компаний// Креативная экономика, 2007.

- №№11, 12.

15. Адлер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 496 с.

в журнале креативная экономика, входящем в перечень изданий, рекомендуемых ВАК для публикации результатов научных исследований,

_ можно опубликовать научную статью

в кратчайшие сроки

_ звоните по телефону (495) 648 - 6241

_ пишите по адресу [email protected]

_ или узнайте условия на сайте www.CreativEconomy.ru

_с увеличением

интеллектуального

_потенциала

_сотрудников

_возрастают

интеллектуальный

_потенциал,

_возможности

_и эффективность

_работы

_коллективов,

_предприятий,

_организаций

_и общества

_в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.