ресурс на вес золота
интеллектуальный потенциал
креативного общества:
элементы и характеристика
Одна из главных задач государства в креативном обществе -это всемерное развитие его интеллектуального потенциала, важнейшей частью которого является потенциал человеческий. Экономика креативного общества должна быть социально-ориентированной, рыночной и инновационной. Целями и задачами интеллектуального потенциала в креативном обществе являются эффективное развитие всех сфер общества, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках, эффективная реализация всех стадий инновационного цикла «исследования-разработки-производство-распространение-использование инноваций» в различных областях.
В настоящее время активно разрабатываются понятия интеллектуального капитала и потенциала на разных уровнях экономики и общества. В этой связи с экономической точки зрения обычно рассматривают три взаимосвязанных понятия: потенциал, ресурсы и капитал, где следующее понятие является частью предыдущего. Потенциал -это все виды существующих возможностей; ресурсы - средства, которые уже можно использовать; капитал - ресурсы, которые используются и приносят доход. Кроме того, такое деление зависит и от точки зрения: для общества система образования - это часть человеческого капитала, а для предприятий -потенциальные возможности; люди, ищущие работу - трудовые ресурсы общества, а для предприятий - потенциальные возможности; работающие - человеческий капитал для предприятий и общества.
Интеллектуальный капитал предприятия (организации) включает человеческий, орга-
Журавлев В. А.
канд. экон. наук, доцент
кафедры логистики и менеджмента, Международный институт трудовых и социальных отношений, г. Минск [email protected]
_
необходимость
выделения двух
_компонент труда
_объективно
обусловлена инципиальными
_различиями
_в их влиянии
формирование дохода
_предприятия
_и национального _дохода страны
низационный, структурный, информационный, рыночный, процессный и инновационный капиталы. В качестве элементов интеллектуального потенциала (ИП) регионов рассматривают человеческий, репутационный, инновационный и социальный потенциалы. В качестве элементов, характеризующих ИП страны (общества), рассматриваются образовательный и научный потенциал, индексы глобальной конкурентоспособности и инновационного развития. В интеллектуальный потенциал страны и общества также включают образование, здравоохранение, науку, культуру, демографию, уровень жизни. Существует ряд определений интеллектуального потенциала, в частности: 1. Интеллектуальный потенциал представляет собой накопленный обществом совокупный интеллектуальный ресурс, который обладает способностью участвовать в производственных процессах и приносить доход владельцу.
Интеллектуально-информационный пенциал - совокупность возможностей ^ества в целом и его подсистем: отдельных индивидуумов, коллективов людей к воспроизводству накопленных знаний и их использованию при формировании новых подходов к оценке происходящих изменений для развития инноваций.
3. Интеллектуальный потенциал - комплексная оценка уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, ресурсов страны, отрасли, личности. Интеллектуальный потенциал определяется уровнемразвития общества, системы образования, науки, культуры, генетическим фондом общества.
С учетом изложенных точек зрения можно дать следующее определение интеллектуального потенциала креативного общества. Интеллектуальный потенциал креативного общества - это все виды его интеллектуальных возможностей (внутренних и внешних), которые складываются из интеллектуальных потенциалов граждан, предприятий, органи-
заций, отраслей, регионов и страны в целом и являются главным условием их эффективного инновационного развития. В результате взаимодействия всех этих элементов достигается эффект синергии при развитии страны и общества.
Тип общества характеризуется уровнем и направлением развития страны, структурой экономики и общества, факторами роста, принципами, взглядами, приоритетами, целями и задачами, институтами, механизмами и инструментами. Страна остается неизменной, а тип общества меняется. Интеллектуальный потенциал креативного общества проявляется во всех его сферах: в экономике, политике, науке, технике, социальной сфере и др. Наиболее благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала страны создаются в креативном обществе, основанном на принципах гуманизма, либерализма и демократии. При этом гуманизм является главным принципом, а человек - главная ценность в креативном обществе.
Интеллектуальный потенциал общества формируется и развивается системами воспитания, образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, самообразованием, наукой, исследованиями и разработками, а также с помощью методов, средств, инструментов и механизмов, которые применяются при принятии и реализации решений в различных областях.
Интеллектуальный потенциал общества, регионов, отраслей, предприятий, организаций зависит от их миссии, стратегии, целей и задач, которые они ставят перед собой, и влияет на них. Поэтому интеллектуальный потенциал общества необходимо рассматривать не только в краткосрочном, но также в среднесрочном и долгосрочном периодах. Кроме того, интеллектуальный потенциал общества связан с уровнем культуры. Высокий уровень культуры способствует росту интеллектуального потенциала, а низкий - соответственно, его снижению.
труд
руководителей предприятия и его подразделений можно назвать духовно-
координационно-мотивационным
в настоящее
„время активно
_разрабатываются
_понятия
интеллектуального
_капитала
_и потенциала
на разных уровнях _экономики
и общества
В качестве подсистем и элементов интеллектуального потенциала креативного общества автором предлагается рассматривать:
1) человеческий потенциал (здравоохранение, воспитание, образование, спорт, культура, искусство, уровень жизни, занятость, демография, интеллект граждан);
2) организационный потенциал (инфраструктура образования, науки и НИОКР; численность и структура магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук; финансирование науки и НИОКР, законодательство, коммуникации);
3) информационный потенциал (знания, информационные системы и технологии);
4) международный потенциал (имидж страны, экономические, политические, образовательные, научные, культурные и другие связи с зарубежными странами);
5) процессный потенциал (современные методы и технологии в области экономики, производства, менеджмента, в социальной
ере и др.);
6) структурный потенциал (структура эконо-и общества, партии, предпринимательские и общественные организации и союзы);
7) инновационный потенциал (направления фундаментальных и прикладных НИР, ОКР и ТР (технологических разработок), их финансирование, инновации, изобретательская активность населения, защита объектов интеллектуальной собственности, развитие высокотехнологичных производств, их доля в экспорте);
8) потенциал конкурентоспособности (отраслевая структура конкурентоспособности, связи с рынками).
За счет взаимодействия всех этих элементов достигается эффект синергии, многократно усиливающий интеллектуальный потенциал креативного общества и повышающий эффективность его развития.
Каждая подсистема интеллектуального потенциала характеризуется своими социально-экономическими показателями и индексами роста. Например, человеческий потенциал
характеризуются величиной расходов к ВВП по элементам, качеством и структурой подготовки кадров, уровнем занятости, средними доходами на душу населения, разницей в доходах между группами населения с высокими и низкими доходами, средней продолжительностью жизни, распределением населения по половозрастным группам и их динамикой. Важнейшим элементом интеллектуального (и человеческого) потенциала в креативном обществе является интеллект его граждан. Существует много определений интеллекта. Интеллект - комплексные способности к решению проблем при изменяющихся требованиях и условиях.
Интеллект - способность понимать, запоминать, обрабатывать и применять необходимую информацию в нужных объемах с нужной скоростью и качеством.
Интеллект - устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению и рациональному познанию. Интеллект - мера того, как мы справляемся с требованиями внешней среды. Интеллект людей реализуется не только по отношению к проблемам, но и к путям их решения (преодоления). Интеллект отражается не только в знаниях, но и в деятельности. Знания и деятельность представлены в нашем мозгу разными механизмами. Знания - это информация. Деятельность - это реализация знаний на практике в соответствии с целями и задачами человека, организации, общества. Интеллект человека связан также с воображением, интуицией, эмоциями и коммуникативными способностями.
Обычно рассматриваются три вида интеллекта человека:
1) общий - определяется для разных возрастных групп;
2) специальный - характеризует способности к определенным дисциплинам и видам деятельности (живопись, музыка, точные науки, и др.);
3) профессиональный - связан с профессиональной деятельностью (маркетинг, менеджмент, финансы и др.).
интеллектуальный
потенциал
креативного
общества
проявляется
во всех его сферах:
в экономике,
политике,
науке, технике,
социальной сфере
и др.
ют о
.высокий уровень
культуры
_сспособствует
росту
интеллектуального _потенциала,
а низкий
соответственно, _его снижению
Можно сказать, что интеллект человека - это сумма всех трех видов его интеллекта. Общий интеллект характеризуется следующими элементами:
1) способностью к визуальному восприятию (визуальный интеллект);
2) способностью к вербальному восприятию (языковый интеллект);
3) развитостью пространственного восприятия (пространственный интеллект);
4) практическими способностями (работа с предметами);
5) коммуникативными способностями (способности к общению и партнерским отношениям);
6) лидерскими способностями (руководство людьми);
7) способностью устно излагать свои мысли;
8) способностью письменно излагать свои мысли;
9) логическим мышлением;
10) математическим мышлением; ) краткосрочной памятью;
12) долгосрочной памятью.
бщий интеллект является основой для достижения высокого уровня специального и профессионального интеллекта. Общий интеллект зависит от факторов наследственности, а его элементы формируются и развиваются системами дошкольного воспитания и образования путем развития левостороннего (аналитического и логического) и правостороннего (синтетического и креативного) мышления. Например, с левосторонним мышлением связаны способности устно и письменно излагать свои мысли, логическое и математическое мышление, краткосрочная память. Остальные способности связаны с правосторонним мышлением. Особое внимание должно обращаться на развитие у детей коммуникативных способностей, связанных с правосторонним мышлением и формирующих их культуру. Благодаря коммуникативным способностям множество людей, проживающих на одной территории, становятся обществом (достигается синергический эффект) и приобре-
тают способность решать коллективные и индивидуальные социальные и экономические проблемы и задачи общественной жизни, а интеллект общества становится больше суммы интеллектов его граждан. За счет синергического эффекта от коммуникаций сумма интеллектов граждан превращается в интеллектуальный потенциал населения страны и регионов. Цели, задачи, принципы, смысл и характер коммуникаций между людьми определяются типом общества и влияют на него.
Специальный и профессиональный интеллект характеризует способности человека к соответствующим дисциплинам и профессиям, а их элементы определяются в соответствии с требованиями к ним. Специальный и профессиональный интеллект формируется средним, профессиональным, высшим и последипломным образованием и развивается в процессе работы и приобретения опыта. Уровень интеллекта каждого вида определяется с помощью коэффициента интеллекта (^), который характеризует умственное развитие, знания и профессиональные навыки испытуемого и определяется с помощью специальных тестов, разрабатываемых психологами, педагогами и специалистами в соответствии с определенными требованиями. Коэффициент интеллекта показывает, насколько индивидуальные способности человека отклоняются от средней оценки в группе, где проводится оценка. Уровни интеллекта для каждого элемента оцениваются в баллах по некоторой шкале (5 или 10-ти бальной). Уровень всего интеллекта определяется суммой баллов по всем его элементам. Коэффициент интеллекта определяется отношением суммы набранных испытуемым баллов по определенным тестам к среднему уровню и выражается в процентах:
СБис
СБср
■100%,
(1)
интеллект отражается не только в знаниях, но и в деятельности
где СБис - сумма баллов, набранная испытуемым; СБср - средняя сумма баллов для данной
за счет
.синергического
эффекта
_от коммуникации
сумма интеллектов
граждан
превращается
в интеллек-
туальныи
потенциал
_населения страны
_и регионов
группы. Средний уровень интеллекта принимается равным 100%.
Коэффициент общего интеллекта определяется для разных возрастных групп, а специального и профессионального интеллекта - для разных уровней подготовки или квалификации испытуемых. Практика показывает, что нет однозначной связи между деловой карьерой и коэффициентом интеллекта На успех в практической деятельности человека большое влияние оказывают характер, опыт, авторитет, трудолюбие, целеустремленность и дисциплинированность.
Креативность - высшая форма интеллекта человека, характеризующая его способность к творчеству и созданию нового в различных областях. Основными методами креативного мышления являются: анализ (деление на неоднородные части), комбинации, синтез, аналогии, метафоры, ассоциации, воображение и др. При креативном мышлении и коммуникациях между людьми главную роль играет правостороннее мышление.
Дж. Гилфорд выделял шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; гибкость и вариации идей; оригинальность и нестандартность идей; способность совершенствовать объект, добавляя новые элементы; способность к анализу, синтезу и решению проблем. Системы воспитания и образования должны развивать у людей эти способности. Необходимыми условиями для креативности являются: 1) компетенция (знания, навыки, опыт); 2) творческое мышление (гибкость, изобретательность, настойчивость при решении задачи, использование методов креативного мышления и менеджмента); 3) мотивация (внутренняя - личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний; внешняя -материальные поощрения и продвижения по службе); 4) труд.
Интеллектуальный потенциал отраслей, регионов, предприятий и организаций имеет
такие же подсистемы, которые определены для всего общества, но некоторые их названия и элементы могут измениться. Для регионов международный потенциал будет межрегиональным, а для отраслей и предприятий рыночным. В основу построения модели интеллектуального потенциала предприятий и организаций можно взять модели интеллектуального капитала по Л. Эдвидссону и Э. Брукинг. Элементами рыночного потенциала для отраслей будут межотраслевые связи и связи с рынками, а для предприятий - торговая марка, связи с рынками, потребителями, поставщиками, посредниками и партнерами. Элементами человеческого потенциала предприятий, организаций и коллективов являются интеллект, знания, навыки, опыт, здоровье и культура сотрудников. Элементами процессного потенциала предприятий и организаций являются современные методы и технологии в области маркетинга, закупок, производства, продаж, логистики, финансов, менеджмента и НИОКР, в том числе методы, средства и инструменты, которые применяются при принятии и реализации управленческих решений. Креативность общества, предприятий, организаций и коллективов - высшая форма проявления их интеллектуального потенциала при создании, распространении и использовании инноваций, которая обеспечивается с помощью методов и средств креативного менеджмента на всех стадиях инновационного цикла, и при разработке, принятии и реализации решений в различных областях деятельности. Креативность начинает, а инновации завершают инновационный цикл. Специалисты инновационных коллективов и организаций должны обладать:
1) специальными знаниями, которые приобретаются при получении специального образования;
2) профессиональным опытом, знаниями и умениями, получаемыми в процессе практической деятельности;
3) интеллектуальными и креативными способностями;
нет однозначной связи между деловой карьерой и коэффициентом интеллекта
Ключевые слова:
интеллектуальный потенциал, деятельность, креативность, коммуникации, креативное мышление
;
ть;
■с
4) ответственностью за выполнение задания и качество результатов работы;
5) работоспособностью при выполнении задания;
6) коммуникабельностью при общении на предприятии и за его пределами, умением вести переговоры и влиять на людей;
7) способностью к совместной работе, доброжелательностью и партнерским отношением к сотрудникам;
8) лидерскими способностями. Интеллектуальный потенциал руководителей инновационных коллективов, кроме качеств специалиста, должен опираться на:
1) стратегическую компетентность;
2) функциональную компетентность
3) социальную компетентность;
4) управленческую компетентность;
5) экологическую компетентность;
6) эмоциональную устойчивость;
7) лидерскую компетентность, умение влиять на людей;
8) ответственность за безопасность людей. Такая система компетентности формируется в результате синтеза лидерства, интеллекта, знаний, предприимчивости и опыта менеджера в принятии нестандартных управленческих решений с участием группы.
В креативном обществе значительно возрастает роль такой функции менеджмента коллективов, как развитие персонала, к которому относится индивидуальное и групповое развитие, в том числе непрерывное обучение, переподготовка и самообучение сотрудников. С увеличением интеллектуального потенциала сотрудников возрастают интеллектуальный потенциал, возможности и эффективность работы коллективов, предприятий, организаций и общества в целом.
Развитие интеллектуального потенциала креативного общества должно осуществляться с помощью долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования и управления развитием всех его подсистем и элементов на всех уровнях (страна, регионы, отрасли, предприятия, организации и граждане)
на основе его принципов, целей и задач, с использованием современных методов, средств и технологий креативного менеджмента. Благодаря информационным, социальным, культурным, коммерческим, производственным и другим вертикальным и горизонтальным, внутренним и внешним коммуникациям между регионами, отраслями, предприятиями, организациями и гражданами, за счет эффекта синергии достигается многократное увеличение интеллектуального потенциала и результатов креативного общества. Чем больше таких коммуникаций в обществе, тем больше его интеллектуальный потенциал.
Литература
1. Кулаева Д.О. Сколько стоит интеллектуальный капитал организации // Креативная экономика, 2007. - №10.
2. Лайчук О.В. Интеллектуально-информационный потенциал в системе управления иновационно-ориентированной организацией: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Владивосток, 2007.
3. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2002. -199с.
4. Лисиченок Е.П. Управление формированием и развитием интеллектуального потенциала региона: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Минск, 2008.
5. Каданцева В.А. Интеллектуальный потенциал в системе факторов экономического роста в странах ЕС: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Москва, 2007.
6. Богдашев И.В. Воспроизводство интеллектуального потенциала как фактор формирования экономики знаний: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Краснодар, 2005.
7. Журавлев В.А. Креативное общество -новая парадигма развития стран в XXI веке // Креативная экономика, 2008. - №11.
креативность
начинает,
а инновации
завершают
инновационный
цикл
8. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества// Креативная экономика, 2008.
- №№ 4, 5.
9. Горелов Н.А. Менеджмент интеллектуально-креативной деятельности // Креативная экономика, 2008. - №5, №9.
10. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие.- Минск.: Новое знание, 2001. - 320 с.
11. Зиверт Хорст. Ваш коэффициент интеллекта: Тесты. - М.: Инфра-М, 1998. - 139 с.
12. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.- М.: ПЕРСЭ, 2000.
- 80 с.
13. Ефимова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. - М.: АСТ: Астраль, 2006.
14. Солдатов А.В., Репин Д.В. Методы оценки влияния человеческого фактора на предпринимательский потенциал малых инновационных компаний// Креативная экономика, 2007.
- №№11, 12.
15. Адлер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 496 с.
в журнале креативная экономика, входящем в перечень изданий, рекомендуемых ВАК для публикации результатов научных исследований,
_ можно опубликовать научную статью
в кратчайшие сроки
_ звоните по телефону (495) 648 - 6241
_ пишите по адресу [email protected]
_ или узнайте условия на сайте www.CreativEconomy.ru
_с увеличением
интеллектуального
_потенциала
_сотрудников
_возрастают
интеллектуальный
_потенциал,
_возможности
_и эффективность
_работы
_коллективов,
_предприятий,
_организаций
_и общества
_в целом