Научная статья на тему 'Оценка имущественного комплекса предприятия в системе оценки бизнеса'

Оценка имущественного комплекса предприятия в системе оценки бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2310
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ / ОЦЕНКА БИЗНЕСА / ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MARKET VALUE / OBJECT OF ASSESSMENT / BUSINESS VALUATION / ENTERPRISE PROPERTY EVALUATION / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирдяшова И. В.

Обобщая опыт, накопленный в процессе активного развития рынка купли-продажи компаний в России за после­дние два десятилетия, автор рассматривает вопрос неоднозначности трактовок таких понятий, как «оценка бизне­са» и «оценка предприятия как имущественного комплекса». В статье обосновывается необходимость разграниче­ния этих понятий во избежание неточности результатов рыночной оценки бизнеса и/или его имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE PROPERTY ASSESSMENT IN REGARD TO BUSINESS VALUATION

Having studied previous experience of buying and selling companies in Russia during the last two decades the author examines different interpretations of the concepts of "business valuation" and "company assets evaluation". The paper argues that the two notions should be differentiated in order to eliminate inaccuracies in market valuation of business and its property.

Текст научной работы на тему «Оценка имущественного комплекса предприятия в системе оценки бизнеса»

уДк 3382 и.В. Кирдяшова

ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

Обобщая опыт, накопленный в процессе активного развития рынка купли-продажи компаний в России за последние два десятилетия, автор рассматривает вопрос неоднозначности трактовок таких понятий, как «оценка бизнеса» и «оценка предприятия как имущественного комплекса». В статье обосновывается необходимость разграничения этих понятий во избежание неточности результатов рыночной оценки бизнеса и/или его имущества.

Ключевые слова: рыночная стоимость, объект оценки, оценка бизнеса, оценка предприятия, оценка имущественного комплекса, предпринимательская деятельность.

I.V. Kirdyashova

ENTERPRISE PROPERTY ASSESSMENT IN REGARD TO BUSINESS VALUATION

Having studied previous experience of buying and selling companies in Russia during the last two decades the author examines different interpretations of the concepts of “business valuation” and “company assets evaluation”. The paper argues that the two notions should be differentiated in order to eliminate inaccuracies in market valuation of business and its property

The Key words: market value, object of assessment, business valuation, enterprise property evaluation, entrepreneurship, business activity.

В современной России сформировались рынки товаров, труда, денежных капиталов, недвижимого и движимого имущества. Развитие института собственности выявило необходимость определения рыночной цены целых предприятий. Потребность определения справедливой стоимости объектов купли-продажи с целью соблюдения интересов всех сторон сделок определила появление в России такого направления экономики, как оценочная деятельность, которая уже на протяжении многих десятков лет успешно функционирует в развитых странах. Однако стоит упомянуть, что оценка существовала в России и ранее, до революции [5, с. 102].

Как и любая другая наука, оценка имеет свой категориальный аппарат. Но поскольку в нашей стране оценка бизнеса только начинает развиваться, то вполне естественным является отсутствие консенсуса в используемой терминологии. Отсюда разнообразие трактовок в понимании оценки бизнеса. Рассмотрим некоторые базовые понятия, важнейшим из которых для нас является определение оценки стоимости бизнеса.

Е.В. Шпилевская предлагает следующее определение оценки стоимости бизнеса: «Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка» [9, с. 6].

М.В. Акулич определяет оценку стоимости бизнеса (предприятия) как «процесс, в ходе которого оценщик выполняет ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, параметров объекта и выбранных методов» [1, с. 33].

А. И. Зимин в пособии «Оценка имущества: вопросы и ответы» рассматривает оценку предприятия как «определение в денежном выражении стоимости, ко -торая может быть наиболее вероятной продажной ценой и должна отражать оба свойства предприятия

как товара, т.е. его полезность и затраты, необходимые для достижения и реализации этой полезности» [5, с. 79].

В.А. Щербаков пишет, что «оценка предприятия -это определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности» [12, с. 15].

Известный специалист в области оценки В .М. Рут-гайзер предлагает подход к определению оценки бизнеса с точки зрения его способности приносить доход в будущем: «Оценка стоимости бизнеса заключается в установлении стоимости коммерческой организации как действующей в расчете на получение прибыли» [11, с. 4].

А.Г. Грязнова и М.А. Федотова предлагают общее понятие оценки любого объекта собственности, в том числе и бизнеса: «Оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка» [8, с. 9].

На наш взгляд, наиболее полным является определение, предложенное В.В. Григорьевым и И.М. Остров-киным: «Оценка стоимости действующего предприятия -это процесс оценки стоимости предприятия как единого функционирующего комплекса, приносящего прибыль; включает обоснованную оценку основных фондов и оборотных средств, материальных и нематериальных активов, текущих и будущих доходов предприятия на определенный момент времени» [3, с. 9].

Рассмотренные выше позиции отражают отечественный подход к определению оценки стоимости бизнеса. Обратимся теперь к зарубежному опыту Наиболее интересной для нас является терминология, сформированная под влиянием американской практики.

Согласно стандартам BSV Американского общества оценщиков (ASA) «Оценка бизнеса (business valuation) -акт или процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия или доли акционеров в его капитале» [10].

Как было отмечено ранее, оценка как отрасль экономики в нашей стране находится на стадии становления, поэтому существуют некоторые неточности и разногласия в терминологии. Например, как видно из приведенных определений, имеет место путаница при использовании таких понятий, как «предприятие» и «бизнес». Многие авторы отождествляют «оценку предприятия» и «оценку бизнеса». В связи с этим считаем необходимым внести некоторые уточнения.

«Бизнес» и «предприятие» - понятия близкие, но не идентичные. В.Е. Есипов в учебном пособии «Оценка бизнеса» [6, с. 9] указывает на то, что хотя понятия «предприятие» и «бизнес» в процессе купли-продажи фактически совпадают, в действующем российском законодательстве такое явление, как бизнес, отсутствует, а предприятие трактуется крайне односторонне. Термин «бизнес» не является законодательно определенным. Хотя в законодательстве РФ этот термин употребляется, однако он используется лишь как вспомогательный, не имеющий самостоятельного значения, а скорее указывающий на определенную сферу экономики, отрасль, подотрасль или вид деятельности. Основное значение этого термина - предпринимательская деятельность, согласно определению, данному в ст.2 ГК РФ [2], представляющая собой деятельность, которая является самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно ГК РФ [2], предприятие представляет собой используемый для осуществления предпринимательской деятельности имущественный комплекс, ко -торый включает все виды имущества, т.е. материальные и нематериальные активы, права на которые могут быть подтверждены, предназначенные для деятельности предприятия. Кроме того, ГК устанавливает для сделок с предприятиями такой же порядок регистрации, что и для недвижимости. Статья 131 ГК РФ содержит правила государственной регистрации недвижимости, которые распространяются на любую недвижимость независимо от того, идет ли речь о недвижимом имуществе по природе или о таком, которое отнесено к недвижимости самим ГК или иными законами. Таким образом, определение предприятия, содержащееся в ст.132 ГК РФ, имеет мало общего с бизнесом как объектом оценки:

1. Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

2. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью [2].

Как правило, стоимость предприятия как бизнеса не равна стоимости имущественного комплекса. Поэтому с точки зрения исследования купли-продажи бизнеса такое рассмотрение не является адекватным по сле-

дующим причинам. Во-первых, ГК РФ при трактовке предприятия исходит из примата недвижимого имущества. В ст. 130 ГК РФ, а именно в п. 1, разграничены 3 вида недвижимости. Первый - земля и все, что прочно связано с ней [4, с. 79], т.е. объекты, пространственное перемещение которых без несоразмерного ущер -ба их назначению невозможно (ч.1 п.1); второй - подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (ч. 2 п. 1); третий - любое иное имущество, отнесенное к недвижимости законами (ч. 2 п. 1). Таким образом, в одних случаях государственная регистрация представляет собой последствие отнесения имущества к недвижимости, а в других (воздушные и морские суда, суда внутреннего водного транспорта, космические объекты) - наоборот, государственная регистрация - конститутивный признак, благодаря которому на соответствующие виды движимого имущества распространяется в определенных пределах установленный для недвижимости правовой режим.

Во-вторых, подход к предприятию как к имущественному комплексу не учитывает тот практически важный момент, что никто не будет покупать без значительного дисконта бизнес с неукомплектованным штатом или при отсутствии ключевых топ-менеджеров. Таким образом, при купле-продаже предприятия принципиальное значение имеет наличие кадров и менеджмента, что служит своего рода показателем того, что бизнес управляется и все бизнес-процессы хорошо организованы. Данный вопрос является одним из наиболее сложных, так как купля-продажа бизнеса происходит в институциональной среде, которая не предполагает закрепления работника за рабочим местом на определенный срок без его согласия.

В-третьих, предприятие как имущественный комплекс не включает в себя такой важный элемент любого бизнеса, как лицензии и другие разрешительные документы , дающие право на занятие определенными видами деятельности. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса, оказывающего услуги населению и предприятиям. Так, для работы склада необходимо наличие как минимум 8 лицензий. Однако лицензии выдаются на юридическое лицо, а не на предприятие - имущественный комплекс. А между тем купля-продажа бизнеса предполагает, что новому собственнику перейдет все в готовом виде и ему не придется заново заниматься организацией бизнес-процессов.

В-четвертых, покупка бизнеса, как мелкого и среднего, так и крупного, зачастую представляет собой приобретение «входного билета», пропуска на рынок. Покупая предприятие, предприниматель рассчитывает, что оно сохранит свои позиции на рынке и к нему вместе с имуществом перейдут также и все клиенты. Это та область отношений, которая описывается понятием деловой репутации (гудвилла) и в современной российской практике практически не отражается в официальной стоимости активов. Зачастую при покупке малого и среднего предприятия покупателя больше волнует сохранение клиентов, чем сохранение имущественного комплекса.

Таким образом, в настоящее время понятие «предприятие», представленное в ГК РФ, не достаточно пол-

но отражает сущность сделок купли-продажи предприятий. В действительности, покупая предприятие, инвестор интересуется прежде всего бизнесом в описанном выше смысле, а имущественный комплекс является только частью бизнеса.

В связи с этим, как отмечают Е. В. Шпилевская и О.В. Медведева, процесс оценки стоимости бизнеса в России понимается неоднозначно:

1) первое понимание сводится к традиционному сейчас в нашей стране представлению об оценке бизнеса как оценке фирмы в качестве юридического лица, при этом - по традиции экономики, где бизнесом занимались только юридические лица, имеющие на балансе определенное имущество, в результате чего происходило отождествление оценки бизнеса фирм с оценкой имущества этих фирм;

2) второе понимание - наиболее распространенное в мире - оценка бизнеса заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоит фирма, получающая те или иные доходы, а также права собственности, технологии, конкурентные преимущества, активы (материальные и нематериальные), которые дают возможность получать данные доходы [9, с. 7].

Следовательно, и предмет оценки понимается двояко:

- оценка бизнеса как оценка фирмы в качестве юридического лица, отождествленная с оценкой имущества фирмы;

- оценка бизнеса как определение стоимости права собственности, технологии, конкурентных преимуществ и активов (материальных и нематериальных), которые дают возможность фирме зарабатывать доход.

Соответственно выделяют два объекта оценки:

1) при оценке фирм, основывающейся на оценке их имущества, объектом оценки выступает имущество предприятия;

2) при оценке бизнес-линий (в инвестиционном анализе бизнес-линию именуют также инвестиционным проектом) как совокупности прав собственности, технологий и активов, обеспечивающих ожидаемые с некоторой вероятностью будущие доходы, объектом оценки выступает инвестиционный проект.

На наш взгляд, в силу приведенных выше доводов более справедливым и правильным с точки зрения экономической науки является второй подход. Следовательно, оценка бизнеса, по нашему мнению, - целенаправленный упорядоченный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия, т.е. собственного капитала юридического лица, его основных и оборотных фондов, материальных и нематериальных активов, текущих и будущих доходов в конкретный момент времени в конкретных условиях. Под оценкой имущественного комплекса предприятия мы понимаем процесс целенаправленного упорядоченного исчисления в денежном выражении стоимости всех акти-

вов предприятия, составляющих его имущество и предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности, а именно основных и оборотных фондов, материальных и нематериальных активов, а также имущественных обязательств.

Подводя итог, можно сказать, что содержание таких понятий, как оценка бизнеса и оценка имущества, не одинаково. Оценка бизнеса - это процесс более глубокий, это оценка всех составляющих предпринимательской деятельности, а не только ее имущественной базы. В то же время нельзя недооценивать роль последней в составе бизнеса. Даже самый мелкий бизнес, как правило, обладает определенным имуществом - движимым или недвижимым. В условиях Российской Федерации, где опыт в области оценки недостаточно велик, несовершенна законодательная база, не в полной мере развит рынок, оценка бизнеса, как отмечалось нами выше, сводится чаще всего именно к оценке его имущественной составляющей. И все же считаем нужным еще раз напомнить о том, что экономически неверно отождествлять оценку бизнеса и оценку имущества. Об этом следует помнить всем субъектам оценочной деятельности - как самим оценщикам с целью правильного расчета стоимостей, так и пользователям информации об оценке с целью правильного понимания предмета этой оценки.

1. Акулич М.В. Оценка стоимости бизнеса. СПб.: Питер, 2009.

2. Гражданский кодекс РФ. иК1_: http://www.consultant.ru.

3. Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий: имущественный подход: учеб.-практич. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000.

4. Гуреева О.В. Особенности земель сельскохозяйственного назначения как объекта оценки // Вестник СГСЭУ. 2008. № 4(23).

5. Гуреева О.В. Принципы и особенности оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения // Вестник СГСЭУ. 2007. № 19(5).

6. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В .В. Оценка бизнеса. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.

7. Зимин А.И. Оценка имущества: вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2007.

8. Оценка бизнеса: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. пособие / Е.В. Шпилевская, О.В. Медведева; под ред. Е.В. Шпилев-ской. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

10. Павловец В.В. Введение в оценку стоимости бизнеса. иК1_: http://www.cfin.ru/finanalysis/value.shtml.

11. Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса: в 8 ч. 2-е изд., испр. и доп. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006. Ч.1. Предмет оценки и показатели стоимости бизнеса: методические разработки и рекомендации.

12. Щербаков В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А. Щербаков, Н.А. Щербакова. М.: Омега-Л, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.