УДК 316.334.52 (470.21)
Ж.Э.Каспарьян
ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация
Предпринимается попытка оценить эффективность региональной социально-экономической политики в отношении населения с инвалидностью на примере Мурманской области. Обосновываются разные подходы к этой оценке, представлены результаты исследования с точки зрения экономической, социальной и правовой ее составляющих, приводятся выводы экспертов. На основании проведенных сопоставлений делается вывод о недостаточной эффективности региональной социально-экономической политики, обосновывается необходимость разработки рациональной общетеоретической и практической основы для проведения исследований в данной области.
Ключевые слова:
эффективность социально-экономической политики, региональная политика, оценка, инвалидность.
Zh.E.Kasparyan
EVALUATION AND WAYS TO ENHANCE THE FUNCTIONING OF THE REGIONAL SYSTEM OF PEOPLE WITH DISABILITIES SOCIAL PROTECTION
Abstract
The article is devoted to the attempt to estimate the effectiveness of the regional social policies efficiency on disability in Murmansk region. The different approaches to the estimation is founded from the points of economic, social and legal units, the experts' meaning is presented. Basing on the research results the conclusion on lack of efficiency is proved, so it is need to develop scientific theoretical and practical basis for research in this area.
Key worlds:
efficiency of social-and-economic policies, regional policies, estimation, disability.
Предварительные исследования показали [Каспарьян, 2008], что на уровне региона динамика инвалидности населения определяется множественными взаимосвязанными гетерогенными факторами, влияющими на здоровье и поведение человека, а также на социальную структуру общества. Поэтому разработка рациональной и эффективной региональной социальной политики, учитывающей весь комплекс специфических региональных факторов, влияющих на риски инвалидности, требует системного подхода и учета возможных последствий принимаемых решений. Системный подход подразумевает взаимодействие всех заинтересованных акторов социально-экономической политики, координацию их действий и регулярную корректировку мер с целью повышения их эффективности.
Сам вопрос эффективности социальной политики как системы перераспределения государством аккумулированных в виде налогов средств продолжает широко дискутироваться в научных кругах. Так, например, в работе [Творогова, 2006], отмечается изначальная неспособность государства обеспечить эффективное использование доступных ему ресурсов. Не вдаваясь в глубокую теоретическую дискуссию, отметим, что задача повышения эффективного использования социальных расходов не теряет своей актуальности ни для государств
всеобщего благосостояния, ни для стран, находящихся или уже переживших транзитивный период, и остается актуальной.
Представляется, что вопросы эффективности социальной политики можно рассматривать, оценивая изменения динамики этой эффективности. Поэтому проведенное исследование по оценке и поиску путей повышения эффективности социально-экономической политики в отношении населения, прежде всего, учитывало основные тенденции и динамику изменений. В качестве исследуемого региона была взята Мурманская область, где инвалидность населения характеризуется определенной спецификой [Каспарьян, 2008].
Анализируя функционирование региональной социально-экономической подсистемы социальной защиты людей с инвалидностью, представляется обоснованным рассматривать содержание понятия эффективности в аспектах двух ее составляющих - экономической и социальной. Соответственно, необходимо оценить экономическую и социальную эффективность функционирования региональной социально-экономической подсистемы. При этом экономическая эффективность должна прямо характеризовать соотношение результатов и затрат, необходимых для их достижения, а социальная - степень достижения определенных социальных параметров. Экономическая эффективность функционирования региональной подсистемы социальной защиты людей с инвалидностью может быть оценена, по крайней мере, с применением трех подходов.
1. Классический экономический анализ эффективности по формуле
«результат/затраты» (с учетом динамики изменений этого показателя
(объективная оценка)).
2. Экспертная оценка на основе субъективного опыта и знаний о результатах проводимых в регионе мероприятий по поддержке лиц с инвалидностью.
3. Анализ соответствия мер реализуемой в регионе социальной политики, адресованной инвалидам, целям и задачам, продекларированным в федеральном законодательстве и разработанной долгосрочной Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 г.
Социальная эффективность функционирования региональной подсистемы социальной защиты людей с инвалидностью, согласно
действующему законодательству, должна определяться по критериям
достижения заданных в целевых региональных программах показателей и их динамики. Отметим особо, что существенную сложность в этом направлении представляет вопрос обоснованности этих показателей.
Рассматриваемые в единстве категории экономической и социальной эффективности образуют понятие социально-экономической эффективности. В макроэкономике экономическая эффективность может рассматриваться и как отношение прироста внутреннего валового продукта (ВВП) к стоимости затраченных ресурсов. Этот показатель можно использовать и для характеристики эффективности функционирования различных региональных экономических подсистем, для чего необходимо соотнести показатели ВРП и экономического эффекта деятельности подсистемы, а для определения тенденций - проследить динамику этого соотношения во времени.
Оценить эффективность социальной политики в отношении инвалидов представляется возможным на основании соотнесения ущерба от инвалидизации населения региона (упущенная выгода в производстве ВРП по причине выхода на инвалидность) и затрат на реализацию мер социальной политики в отношении этой
группы населения. Нельзя не отметить, что в условиях рыночной экономики показатель ВРП региона как экономической категории в большей мере зависит от цен на рынках сбыта продукции, производимой в регионе, и определяется структурой регионального производства. Поэтому корректность сопоставления упущенной выгоды в производстве ВРП и затрат на реализацию мер социальной политики, по своей сути, является довольно спорной. Тем не менее, действующая методика сбора и обработки региональных статистических социально-экономических показателей не дает возможности использовать другой критерий для данного сопоставления.
В перечень затрат, учитываемых при оценке экономического ущерба от потери здоровья по причине инвалидности, входят: затраты на лечение, на выплату пенсий по инвалидности, упущенная выгода в производстве ВРП в течение предстоящей жизни (в случае полной утраты трудоспособности) [Прохоров, 2002: 130].
Приблизительно оценить величину экономического ущерба по причине инвалидности можно на основе численности лиц, признанных инвалидами II и III групп из числа занятых в региональной экономике, среднего размера минимальной годовой пенсии по инвалидности, суммы израсходованных средств на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. Инвалиды I группы считаются нетрудоспособными, поэтому эту категорию населения мы из расчетов исключим.
Суммы расходов на лечение людей с инвалидностью в субъектах Федерации отражены в Центральной базе статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ (www.gks.ru/). Там же размещена информация
о региональных размерах выплат инвалидам пенсий и социальных пособий.
Сумма упущенной выгоды в производстве ВРП может быть приблизительно оценена исходя из численности лиц, признанных инвалидами (с учетом группы инвалидности) и размера душевого производства ВРП. Начиная с 2005 г., с момента вступления в силу Закона № 122-ФЗ (известного как «Закон о монетизации льгот»), при определении группы инвалидности в РФ стала учитываться степень сохраненной способности к выполнению трудовой деятельности. Долю утраченной трудоспособности определяют специалисты медико-санитарной экспертизы в каждом случае индивидуально. На основании критерия сохраненной трудоспособности инвалиды I группы признаются нетрудоспособными (трудовая деятельность либо противопоказана, либо невозможна), II группы - ограниченно трудоспособными (трудовая деятельность возможна в специально созданных условиях либо при условии снижения квалификации), III группы - трудоспособными (возможно выполнение трудовой деятельности по основной профессии со снижением интенсивности труда или понижении квалификации) [Об утверждении классификаций ..., 2005].
Данные о распределении инвалидов по возрасту, как и реальные показатели их трудоустройства, в открытых статистических источниках не представлены. По этой причине с определенной долей условности поддается оценке лишь максимальная величина ущерба. Для ее расчета примем допущение, что из инвалидов II и III ограниченно трудоспособных групп выбывают из трудового процесса и не участвуют в производстве ВРП в течение одного года, по крайней мере, 85% человек. Данное допущение вполне согласуется с анализом ситуации по инвалидности и заболеваемости в регионе [Каспарьян, 2008], где обнаружилась явная тенденция к регистрации инвалидности в течение двух лет после постановки диагноза. Кроме того, данное положение приемлемо и на том основании, что показатели
трудоустройства инвалидов в Мурманской области крайне низки1, а в целом по стране, по официальным данным, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в профессиональную деятельность [О федеральной ..., 2005].
Степень утраты трудоспособности инвалидами II и III групп инвалидности при расчете упущенной выгоды в наших расчетах не учитывается, так как люди с инвалидностью трудоустраиваются, как правило, на обычные рабочие места, требующие более низкой квалификации, и могут трудиться, выполняя нормы для здорового человека.
Величину упущенной выгоды в производстве ВРП можно определить по формуле:
В ВРП--^инв II, III * ^ду:^ (1)
где ВВРП - величина упущенной выгоды, в производстве ВРП, руб.; ^ивв ц ш - численность незанятых инвалидов II и III (трудоспособных) групп, чел.; ВРПдуш - производство ВРП на душу населения, руб.
Численность незанятых инвалидов трудоспособных групп можно
оценить, зная общую численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты региона, численность детей-инвалидов и структуру региональной инвалидности по группам. Тогда:
-^инвПДП С^общ. инв. - пдет) * КП,Ш / 100 * °.85, (2)
где .ЭДшвщп - численность инвалидов трудоспособных групп, чел.; ^общ.инв. - общая численность инвалидов, зарегистрированных в региональных органах социальной защиты, чел.; пдет - численность детей-инвалидов, чел.; КщП - доля инвалидов трудоспособных групп, %; 0.85 - доля незанятых инвалидов II и III (трудоспособных) групп [О федеральной ... , 2005].
Долю ВРП (в %), ежегодно теряемую регионом по причине
инвалидности населения (ДВРП), рассчитываем по формуле:
Дврп—-----Вврп--- *100, (3)
ВРП + Вврп
где ВВРП - объем ВРП, ежегодно теряемого по причине инвалидности
населения, млн руб.
Объем ВРП, ежегодно теряемого по причине инвалидности населения
ВВРП можно оценить исходя из размера показателей произведенного ВРП на
душу населения и количества людей трудоспособного возраста, выбывших из производственного процесса по причине инвалидности и имеющих трудоспособную группу инвалидности в данном году.
Результаты расчета упущенной выгоды в производстве ВРП в Мурманской области по причине инвалидности представлены в табл.1
Несмотря на принятые допущения и очевидную дискуссионность предлагаемого подхода к оценке эффективности региональной социальной политики, адресованной людям с инвалидностью, в Мурманской области, тем не менее, полученные данные позволяют охарактеризовать происходящие в регионе процессы инвалидизации населения с точки зрения их экономических последствий.
1 Например, по данным слабоструктурированных источников (массмедиа), в 2007 г. в Мурманской области было трудоустроено свыше 500 человек с инвалидностью, что составляет, по нашим расчетам, не более 1.24% от численности трудоспособных и ограниченно трудоспособных людей с инвалидностью, стоящих на учете в региональных органах социальной защиты.
Таблица 1
Объем ВРП, ежегодно теряемый по причине инвалидности в Мурманской области
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Объем произведенного ВРП на душу населения ВРПдуШ*, руб. 152954 183700 225045
Общая численность зарегистрированных инвалидов (включая детей) «общ. инв., чел. 37200 40900 42700
Численность детей инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии, «дет, чел. 2911 2839 2437
Доля инвалидов трудоспособных групп (II и III) Кп,пь % 89.7 91.5 90.1
Численность незанятых трудоспособных и ограниченно трудоспособных лиц с инвалидностью NинвДШ, чел. 26144 29602 30835
Объем ВРП, ежегодно теряемого по причине инвалидности населения В ВРП, млн руб. 1245.86 1553.93 2121.63
Максимально возможный объем ВРП ВРП+Вврп , млн руб. 134116.06 157776.83 191984.23
Доля теряемого по причине инвалидности ВРП Дврп, % 0.93 0.98 1.11
*
Данные Федеральной службы государственной статистики РФ (www.gks.ru/).
Проведенная оценка интересует нас не столько в аспекте абсолютных показателей, сколько с точки зрения ее динамики, что позволяет сделать вывод об устойчивом росте доли теряемого по причине инвалидности населения ВРП в Мурманской области на протяжении 2005-2007 гг. Следующий этап расчетов необходимо провести с целью определения тенденций в расходах бюджета региона (равно как и расходов внебюджетных источников) на меры социальной политики в отношении людей с инвалидностью.
Сумма затрат, расходуемых в регионе на лиц с инвалидностью, представлена в табл.2. Оценивать долю ВРП, что расходуется в регионе на нужды инвалидов, не представляется корректным, поскольку данные расходы мало зависят от показателя ВРП, поэтому дополнительно сопоставим эти расходы с расходами исполненного бюджета Мурманской области за соответствующие годы.
Анализ расходов бюджета Мурманской области, а также расходов внебюджетных фондов и расходов по целевым программам поддержки инвалидов показал, что за указанный период расходы на мероприятия в области социальной политики, адресованной инвалидам, в регионе неуклонно возрастали (табл.2), что, несомненно, является позитивной тенденцией для социально-экономического развития региона.
Результаты проведенного сопоставления расходов на лиц с инвалидностью относительно бюджета региона также свидетельствуют о поступательном росте этого показателя. Сопоставление расходов на лиц с инвалидностью с расходной частью регионального бюджета не столь однозначно. Снижение объема расходов в 2006 г. и резкий рост в 2007 г. объясняется процессами децентрализации бюджетных отношений федерального и регионального уровней. Существенное увеличение расходов на людей с инвалидностью относительно бюджета региона в 2007 г., несомненно, признак позитивных тенденций в реализации социальной политики.
Таблица 2
Затраты*, расходуемые в Мурманской области на лиц с инвалидностью, тыс. руб.
Статьи затрат 2005 г. 2006 г. 2007 г.
1 2 3 4
Расходы бюджета Дома-интернаты для престарелых и инвалидов 179107 210100.3 303578.9
Финансирование расходов по обеспечению 13398 28824.5 33204.7
воспитания и обучения детей-инвалидов Реализация мер социальной поддержки отдель- 0 350.2 236.1
ных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи Субвенции на погашение задолженности на 150 0 0
01.01.2005 по реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», за исключением льгот по жилищно-коммунальным услугам На реализацию полномочий по осуществлению 56 35.5 35.3
выплат инвалидам компенсаций страховых премий по договору ОСАГО Субвенции бюджетам РФ субъектов на оказание 0 0 0
отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов Расходы на выплату инвалидам единовременной 0 0 0
денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля Реализация проекта "Повышение компетентности 0 0 0
персонала социальных учреждений, работающих с детьми-инвалидами, молодыми инвалидами, а также с их семьями" Обеспечение жильем инвалидов войны и участ- 0 0 0
ников боевых действий, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период ВОВ, граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лиц, работавших на военных объектах в период ВОВ, семей погибших (умерших) инвалидов войны - участников ВОВ, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Итого расходов бюджета Мурманской области 192711 492524 644949
Расходы по региональной целевой программе 20 0 535.2
«Социальная поддержка инвалидов»
Окончание таблицы 2
1 2 3 4
Внебюджетные фонды
Израсходовано средств на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам 273720.8 378122.2 436193.1
На оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета 31947.9 101620.6 94450.5
Израсходовано средств на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств ФСС 64947.9 101620.6 94450.5
Израсходовано средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий 28801.9 21090.5 37124.6
Итого расходов из внебюджетных фондов РФ 364470.6 500833.3 937602.1
Всего расходов на поддержку инвалидов 557183.6 993357.3 1583086.3
Расходы на инвалидов относительно ВРП, % 0.42 0.64 0.83
Доля расходов на инвалидов в исполненной расходной части бюджета Мурманской области, % 4.22 4.33 5.05
*
Данные Федеральной службы государственной статистики РФ (http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/).
Приведенная оценка расходов на поддержку инвалидов в регионе представляется несколько заниженной, поскольку в ней не учтены некоторые выплаты, статистическая информация о которых отсутствует. Например, нет информации о расходах федерального бюджета на компенсационную ежемесячную выплату2 людям, оказывающим уход за инвалидами [О компенсационных выплатах..., 2007], о расходах Пенсионного Фонда РФ на реализацию социальных проектов, адресованных людям с инвалидностью, расходах на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы и т.д. С учетом этих расходов, по приблизительным оценкам, расходы региона на обеспечение социальной политики в отношении инвалидов в доле ВРП приближаются к 1%. Важно отметить как позитивную сторону социально-экономической политики в отношении людей с инвалидностью, что данные расходы имеют очевидную тенденцию к росту.
Сопоставление данных табл.1 и 2 показывает, что на фоне планомерного роста расходов региона на социальную политику в отношении инвалидов наблюдается рост потерянной по причине инвалидности доли ВРП, что позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности проводимой в регионе социально-экономической политики в отношении этой категории населения.
Экспертная оценка эффективности действующих в регионе программ социальной поддержки лиц с инвалидностью проводилась методом интервьюирования директоров и сотрудников социальных учреждений региона, а также руководителей общественных организаций, занимающихся проблемами инвалидов. На момент
2 В 2007 г. размер этой выплаты составлял 500 руб.
проведения опросов (2004-2006 гг.) эксперты оценивали эффективность этой политики как неудовлетворительную [Сравнительный анализ ..., 2004; Каспарьян, 2008].
Анализ соответствия региональной социально-экономической политики, адресованной инвалидам, декларируемым в федеральном законодательстве целям и задачам проводился в тот же период времени на основании отчетов о ходе реализации в Мурманской области федеральных и региональных целевых программ [Информация о реализации ... 2006, 2007].
Было выявлено, что между федеральной социально-экономической политикой в отношении населения с инвалидностью и ее практическим воплощением в условиях региона существует значительное несоответствие. Российская национальная политика в отношении инвалидов в качестве главной цели определяет курс на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией страны. Эти цели подкреплены нормами федерального законодательства, полностью соответствующими общепризнанным принципам международного права. Основным отличительным моментом нового государственного подхода к проблеме инвалидности стала их переориентация на интеграцию людей с инвалидностью в общество.
Вместе с тем, на уровне регионов реализация новой парадигмы социально-экономической политики в отношении людей с инвалидностью наталкивается на ряд объективных трудностей. В первую очередь, это связано с несоответствующим финансированием и недостаточно проработанным механизмами реализации федеральных законов. К примеру, значительные сложности возникли в регионах в связи с принятием Федерального закона № 122, разделившего сферы влияния региональной и федеральной властей и переложившего основную массу финансовых обязательств по реализации социально-экономической политики на субъекты РФ. К такому крутому повороту социальной политики не были подготовлены региональные власти и в их распоряжение не были своевременно переданы современные эффективные инструменты реализации региональных программ социальной защиты. Ситуация осложнилась еще и тем неучтенным обстоятельством, что действующая в стране система сбора и обобщения статистической информации по проблеме инвалидности не могла обеспечить региональные органы исполнительной власти адекватными данными о реальной картине инвалидности. Представленные в открытых статистических источниках данные не позволяют в полной мере охарактеризовать проблему инвалидизации региона с достаточной полнотой и фактологической достоверностью. Отсутствие единой методики формирования статистической отчетности серьезно затрудняет и проведение исследований в данной области, и разработку обоснованной региональной социально-экономической политики в отношении инвалидов.
Очевидно, что успешное выполнение возложенных на регионы федеральным законодательством обязанностей по разработке мер социальной политики для социально незащищенных групп населения, в том числе и инвалидов, возможно лишь при условии адекватного учета специфических факторов, характерных для данного региона. При разработке целевых программ социальной поддержки лиц с инвалидностью в регионе необходимо учитывать как специфические региональные факторы, определяющие динамику показателей качества здоровья населения, так и особенности климато-географического и социально-экономического положения региона. В связи с этим представляется актуальным пересмотр концепции региональной социально-экономической политики с учетом вышеуказанных недостатков.
Повышение эффективности региональной социальной политики должно привести к снижению экономического ущерба за счет повышения показателей
интеграции людей с инвалидностью в общество и снижению объемов
региональных затрат на социальную помощь людям с инвалидностью за счет профилактики инвалидности (управление рисками потери здоровья).
Список литературы
Информация о реализации федеральных целевых программ на территории Мурманской области в 2005 году // Gov-murman.ru: офиц. сайт органов
исполнительной власти Мурманской области. 2006. URL: http://www.gov-
murman.ru/legal/federal/?date_time=08-02-2006_12:53 (дата обращения: 16.02.2010).
Информация о реализации федеральных целевых программ на территории Мурманской области за 2006 год // Gov-murman.ru: офиц. сайт органов
исполнительной власти Мурманской области. 2007. URL: http://www.gov-
murman.ru/legal/federal/?date_time=22-03-2007_11:23 (дата обращения: 16.02.2010).
Каспарьян Ж.Э. Выявление региональной специфики инвалидности с целью разработки эффективных мер социально-экономической политики в Мурманской области // Социальная работа в XXI веке: современные методы и технологии: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. С. 101-108.
О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами: указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 (с изм. от 13 мая 2008 г.) // Собр. Законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (часть I). Ст. 201.
О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»: постановление Правительства Рос. Федерации от 29 декабря 2005 г. № 832 (с изм. от 28 сентября 2007 г., 2 июня, 24 декабря 2008 г.) // СПС «Гарант».
Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы / Мин-во здравоохр. и соц. развития Рос. Федерации // Росс. газ. 2005.
Прохоров Б.Б., Шмаков Д.И. Оценка стоимости статистической жизни и экономического ущерба от потерь здоровья // Проблемы прогнозирования. 2002. № 3. С.125-135.
Сравнительный анализ региональных систем социальной поддержки и реабилитации инвалидов в Мурманской области и губернии Финнмарк (Норвегия) и оценка перспектив развития системы социализации людей с ограниченной трудоспособностью в Евро-Арктическом регионе / В.П.Петров, А.Н.Виноградов, Ж.Э.Каспарьян: отчет по гранту РГНФ №03-06-00371а. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2004. 106 с.
Творогова С.В. Чтобы было ненапрасно: оценивание как способ повышения эффективности социальной политики // Ecsocman.edu.ru: федер. образоват. сайт “Экономика, Социология, Менеджмент”. 2006. URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/273630.html (дата обращения: 17.03.2007).
Сведения об авторе
Каспарьян Жанна Эдуардовна,
кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН
Kasparyan Zhanna Eduardovna,
Ph. D. (Economy), Researcher of Barents centre of the Humanities KSC RAS