Научная статья на тему 'Оценка и отбор стратегических альтернатив'

Оценка и отбор стратегических альтернатив Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3827
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕАЛИЗУЕМОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / СООТВЕТСТВИЕ СИТУАЦИИ / ОТБОР / INNOVATIONS / ASSESSMENT CRITERIA / INDUSTRIAL ENTERPRISES / FEASIBILITY / STRATEGIC ALTERNATIVES / STRATEGIC CHOICE / STAKEHOLDERS / SCREENING OPTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермичева Е. П.

Тема статьи связана с оценкой и отбором стратегий предприятий. Оценка требует применения определенных критериев, и в статье систематизируются и раскрываются основные критерии соответствия ситуации, приемлемости и реализуемости. Предлагаются новые критерии оценки инновационности и соответствия стратегиям мезои макроуровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT AND SELECTION OF STRATEGIC ALTERNATIVES

This article deals with assessment and selection of strategies. Adequate assessment requires the fulfillment of certain criteria. The author systematizes and describes the most important criteria, they are suitability, acceptability and feasibility. Suitability is largely concerned with establishing the rationale of a strategy and the extent to which it addresses the situation in which the organization is operating. The author suggests to use criteria of innovations and compliance with mezzo and macro-level economic strategies.

Текст научной работы на тему «Оценка и отбор стратегических альтернатив»

Е.П. Ермичева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)

УДК 338.24

ОЦЕНКА И ОТБОР СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ

Этап стратегического выбора включает генерирование стратегических опций (альтернатив), их последующую оценку и отбор. Залогом успеха стратегического выбора является широкий и разнообразный набор первоначально сформированных альтернатив развития, который затем поэтапно сужается в процессе их оценки и окончательного отбора базовой стратегии. Формирование альтернатив целесообразно начинать с установления граничных областей поиска возможных решений, которые могут быть заданы двумя компонентами: критериями оценки альтернатив и принятыми ограничениями реализации решений. Совокупность критериев оценки и принятых ограничений определяет поле будущих решений и способствует повышению адресности альтернатив. Если критерии оценки выбраны ошибочно, создается лишь видимость правильного решения.

Проведенная нами систематизация разнообразных представлений о направлениях, методах и критериях оценки стратегических альтернатив в научной литературе позволяет выделить следующие основные типы оценочных критериев: достижимость целей организации, соответствие ситуации во внешней и внутренней среде, создание преимущества, обоснованность, приемлемость для организации и общества, гармоничность, реализуемость, последовательность.

По мнению О.С. Виханского, процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли она к достижению фирмой своих целей [1]. Это считается основным критерием оценки выбранной стратегии.

Как отмечают К. Эндрюс, Дж. Джонсон, К. Скоулз и Р Румельт, стратегия должна учитывать действия конкурентов, также стремящихся действовать в соответствии с изменившимися ключевыми факторами успеха. Таким образом, стратегия должна предусматривать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения. Оценка с точки зрения соответствия стратегических альтернатив сложившейся ситуации, по мнению практически всех исследователей, требует, чтобы стратегия была основана на использовании имеющихся ресурсов и ключевых технологий, опиралась на сильные стороны внутренней организации и благоприятные внешние возможности.

Джорж Дей предлагает в рамках анализа ситуации тестировать степень привлекательности рыночной возможности и способности бизнеса обеспечить конкурентное преимущество в избранной сфере деятельности и поддерживать его [2]. Критерий преимущества развивает и К. Эндрюс, подчеркивая, что стратегия должна обеспечивать возможности для творчества. Р Румельт полагает, что стратегия должна обеспечивать создание и поддержку конкурентных преимуществ в следующих измерениях:

- исключительные знания, навыки и опыт персонала;

- уникальные ресурсы и технологии;

- исключительно эффективное позиционирование на рынке.

Дэвид Кэмпбел также указывает, что стратегический выбор окажется

неудачным, если в результате следования ему показатели организации будут обычными или средними для данной отрасли.

Приемлемость стратегии относится к ожидаемым результатам развития компании (например, прибыльность и риск), в случае если стратегия будет внедрена, к и оценке того, как они соответствуют ожиданиям стейкхолдеров. Этот критерий поддерживают О. С. Виханский, Дж. Джонсон, К. Скоулз [4], Д. Кэмпбел. Стратегический выбор считается приемлемым, если все, кто должен одобрить стратегию, его принимают Та сторона, у которой имеется наилучшее сочетание двух факторов - способности (власть) и желания (интерес) оказывать влияние на деятельность организации, - будет наиболее влиятельной силой при осуществлении стратегического выбора. Если две (или больше) стороны имеют равную степень влияния, увеличивается вероятность конфликтов. В большинстве случаев самым заинтересованным лицом выступает совет директоров.

Критерий гармоничности предлагает использовать Р Румельт. Он заявляет, что стратегия должна обеспечивать создание общественных ценностей в долговременной перспективе, соответствовать миссии организации, а также меняющимся социальным потребностям. О необходимости оценки социальной и экологической приемлемости заявляет и Г.Б. Клей-нер [3].

Особо выделяют критерий технологической осуществимости (Г.Б. Клейнер) и технико-экономической обоснованности (Д. Кэмпбел). Это связано со многими ограничениями в технической сфере и в области производства.

Оценка реализуемости стратегии более детальная, в значительной степени количественная и касается степени ресурсного обеспечения и стратегических способностей организации. Стратегия не должна предусматривать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем. По мнению Дж. Джонсона, К. Скоулза, Р Ру-мельта, Дж. Дэя, стратегия прежде всего должна быть обеспечена необходимыми ресурсами (финансовыми и временными), определенным уровнем деятельности, развития персонала, его знаний и навыков, стратегия не должна привести к резкой реакции конкурентов, с которой организация может не справиться.

Так, Дж. Дей предлагает исследовать три условия обеспечения результатов:

1) соответствие - обладает ли бизнес- процесс необходимыми знаниями, умениями и ресурсами? Первые ограничения - финансовые ресурсы (капитальное финансирование или потоки наличных средств); следующие - доступ к рынкам, технологиям и характеристикам обслуживания. Самые сильные ограничения по своему характеру связаны с сотрудниками и организациями (сможет ли организация обеспечить высокую степень скоординированности и интегрированности навыков и умений, необходимых для реализации изменений в выбранной стратегии?);

2) наличие поддержки - понимание стратегии и вовлеченность в реализацию основных сотрудников;

3) согласованность элементов стратегии со вспомогательными функциональными стратегиями.

Эндрюс также отмечает, что стратегия развития предприятия не должна содержать противоречивых целей и программ, а Р Румельт считает, что стратегия должна задавать единое направление всей деятельности организации, а значит быть ориентирована на достижение стратегических целей в результате последовательной деятельности.

Интересным является пример набора критериев оценки стратегий, выработанный в ходе работы с группой менеджеров саратовских промышленных предприятий и отражающий, на наш взгляд, существующие приоритеты в подходах к выбору стратегий компаний: 1) прибыльность; 2) реализуемость; 3) обеспечение роста и развития компании; 4) долгосрочность; 5) обеспечение личностного роста персонала компании; 6) конкурентоспособность; 7) инновационность; 8) целенаправленность; 9) своевременность.

На разных этапах оценки и отбора стратегий используются различные подходы и аналитические методы и техники. В алгоритме стратегического выбора оценка применяется не только на заключительном этапе, но и

на предварительных этапах разработки стратегических опций и стратегического анализа.

Первым направлением является оценка соответствия стратегической ситуации; это базисный этап, на котором происходит отсеивание опций перед более детальной оценкой приемлемости и реализуемости. Этот процесс состоит из двух стадий: во-первых, установление рациональности, стратегической логики для каждой опции и, во-вторых, выявление относительных достоинств опций, с тем чтобы количество выборов было сокращено для дальнейшего отбора и последуюшей оценки.

Относительная оценка соответствия опций ситуации может использовать следующие методы:

- ранжирование (опции оцениваются относительно ключевых факторов окружения, ресурсов и ожиданий стейкхолдеров; очки и ранг присваиваются каждому варианту);

- дерево решений (варианты последовательно исключаются путем введения следующего критерия; они оцениваются относительно ключевых стратегических факторов);

- сценарное планирование (опции сопоставляются с различными сценариями будущего; составляются планы на случай непредвиденных дополнительных обстоятельств).

Критерий приемлемости, как уже отмечалось ранее, является комплексным и более конкретным. На стадии оценки и стратегического выбора менеджеры могут применять ряд инструментов, способствующих достижению лучшего результата (таблица). Как правило, на этом этапе к процессу стратегического анализа и выбора привлекаются финансисты, так как их знание финансовой ситуации компании является определяющим при выработке дальнейшего хода действий. Существуют две основные области финансового анализа: прогнозирование денежных потоков и оценка эффективности инвестиций.

Общие рекомендации относительно этого критерия -использовать больше чем один подход или технику в построении картины приемлемости отдельной стратегии.

Оценка реализуемости предполагает, что стратегия не должна предусматривать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем.

Перечень критериев оценки стратегических альтернатив промышленных предприятий может быть расширен в зависимости от этапа развития предприятия и рынка. С нашей точки зрения, критерий инновационности стратегий - несомненное требование сегодня на промышленных рынках. Инновационные альтернативы предполагают:

- кардинальные отличия от действующей стратегии предприятия;

- выход предприятия на более высокие рынки (за пределы региона, на российский и международный рынок);

- создание/развитие долгосрочного стратегического потенциала развития предприятия (новой ключевой компетенции);

- уникальность решений, защищенность от копирования разработок и ноу-хау;

- ориентацию на лучшие практики в отрасли, использование передовых технологий работы;

- существенные изменения в структуре бизнес-процессов и методах управления предприятия.

Оценка приемлемости стратегии

Подходы | Используется в оценке | Примеры | Ограничения

Анализ данных

Анализ прибыльности Финансовая отдача от инвестиций Возврат капитала. Период окупаемости. Дисконтированный денежный поток Относится к отдельным проектам. Оцениваются только осязаемые издержки/выгоды

Анализ издержки/выгоды Полные издержки/выгоды (включая неосязаемые) В основном инфраструктурные проекты Трудности количественной оце нки

Анализ стоимости для акционеров (SVA) Влияние новых стратегий на акционерную стоимость Слияния/ поглощения Трудности в технических деталях

Анализ риска

Проектирование финан -совых пропорций Устойчивость стратегии Анализ прибылей-убытков. Влияние на соотношение между собственным и заемным капиталом и ликвидность

Анализ чувствительности Тест предположение / прочность Анализ «Что если?» Тестирует отдельные факторы

Имитационное моделирование Агрегированное влияние многих факторов Всеобъемлющие модели. Анализ риска Качество данных о причинных взаимосвязях

Реакции стейкхолдеров Политическое измерение стратегии Карта стейкхолдеров. Теория игр Преимущественно качественная оценка

Все большие масштабы и значение принимают в российской экономике стратегические процессы на макро- и мезоуровне (экономика в целом, отрасли, регионы, кластеры и межотраслевые комплексы). Формируются стратегические документы, определяющие приоритеты развития на высших уровнях экономической иерархии (например, концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., стратегии многих отраслей промышленности РФ). В связи с этим фактор учета стратегий более высокого уровня становится для российских предприятий более значимым, особенно в усло -виях среднесрочных вызовов окружения. Особым направлением анализа и оценки стратегических альтернатив может стать соответствие приоритетам регионального, отраслевого, национального развития. В частности, предлагается использовать разработанные сценарии развития дальнего и отраслевого окружения в оценке приемлемости альтернатив предприятия. Это, на наш взгляд, поможет повысить обоснованность и снизить риск стратегий в условиях отсутствия собственных стратегических разработок и согласовать интересы предприятия и общества в целом.

Процесс отбора стратегических альтернатив не всегда может быть чисто объективным, логическим действием. Он сильно зависит от оценки менеджеров и других групп, заинтересованных в организации, и может отражать структуру власти в организации. Окончательный отбор стратегии происходит через процедуры планирования, обучения либо путем принуждения или командования. В настоящее время в российских промышленных предприятиях распространены в большей степени командный и плановый подход. Планирование и формальная оценка повышают степень обоснованности стратегических решений. В этом случае организационные цели, определенные количественно, используются как прямые указания, по отношению к которым оцениваются опции (например, стратегии должны предпочтительно обеспечить доход на капитал или рыночную долю). Формальное планирование и оценка могут быть ценными инструментами стратегических управляющих, но они не относятся к эксклюзивным процессам отбора стратегий. Формальное планирование

и оценка - полезное средство повышения уровня обсуждения в процессе отбора и принятия решения. Стратегические сессии или конференции также способствуют достижению этих целей и повышению качества стратегического мышления большего числа людей в организации.

Процесс оценивания стратегии должен быть интегральной частью процесса планирования, а не разовым событием, происходящим в конце разработки стратегии. Проверка стратегии осуществляется на разных этапах процесса планирования. На первых этапах основное внимание уделяется почти исключительно качественным факторам, выявляемым в ходе стратегического анализа, а также обоснованности базовых допущений. По мере уточнения реализуемых альтернатив внимание все больше смещается на количественные показатели функционирования , капитальных инвестиций и рисков. При таком подходе к оцениванию стратегии менеджеры более глубоко вовлекаются в этот процесс и могут стать его лидерами, одновременно занимаясь подготовкой команды с учетом требующих внимания факторов и ожиданий ее членов. Единство всех участников гарантирует полную прозрачность процесса оценивания стратегии. Результатом становится информированность и вовлеченность менеджеров, занимающихся реализацией выбранного варианта стратегии, потенциал успеха которой становится выше среднего.

Для выстраивания возможных алгоритмов выбора стратегии предприятия и создания комплекса мето -дов ее разработки и оценки необходимо более детально исследовать рыночные перспективы и основные факторы, влияющие на выбор промышленных предприятий в современных условиях.

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. М.: Гардарики, 1999.

2. Дей Д. Оценивание стратегических альтернатив // Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс МВД по стратегическому менеджменту / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2002.

3. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / под общ. ред. Г. Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО,1998.

4. Johnson G., Scholes К. Exploring Corporate strategy. 4th ed. РгегЛісе Hall Europe, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.