Научная статья на тему 'Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования: промежуточные итоги деятельности опытно-экспериментальной площадки'

Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования: промежуточные итоги деятельности опытно-экспериментальной площадки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NON-FORMAL EDUCATION / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS / ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / TEACHER-RESEARCHER / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ / ASSESSMENT TOOLS / СИСТЕМА КОМПЛЕКСА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / SYSTEM / ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ASSESSMENT OF STUDENT DEVELOPMENT / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / TEST SITE / SET OF INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белорыбкина Елена Анатольевна, Огнева Елена Николаевна, Смирнов Дмитрий Витальевич

Представлены промежуточные результаты деятельности образовательных организаций Белохолуницкого района Кировской области в режиме Федеральной экспериментальной площадки по проблеме оценки и контролю учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования. Дана характеристика организации повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций для участия в ОЭР. Описан комплекс показателей ведения в педагогическую практику критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белорыбкина Елена Анатольевна, Огнева Елена Николаевна, Смирнов Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evaluation and control of educational achievements of students in the field of non-formal education: interim results of experimental ground

The intermediate results of activity of educational organizations Belokholunitsky district Kirov region in the regime of a Federal pilot site on the problem of evaluation and control of educational achievements of students in the field of non-formal education are presented. The characteristic of the organization of advanced training of teachers and development of their open educational methods and technologies, ICT-competencies for participation in the CEM. Describes a set of indicators of reference for the teaching practice of criteria-based assessment system of educational achievements of students in the field of non-formal education is given.

Текст научной работы на тему «Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования: промежуточные итоги деятельности опытно-экспериментальной площадки»

5. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Прометей, 1995. С. 247-250.

6. Зверев И. Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования: материалы 1-й Московской на-уч.-практ. конф. по непрерывному экологическому образованию / под ред. В. В. Лебединского. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. С. 24.

7. Чистякова С. Н., Журкина А. Я. Указ. соч. С. 10.

УДК 001.891.55; 37.012.85; 37.012.7; 371.263

Е. А. Белорыбкина, Е. Н. Огнева, Д. В. Смирнов

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Представлены промежуточные результаты деятельности образовательных организаций Белохолуницкого района Кировской области в режиме Федеральной экспериментальной площадки по проблеме оценки и контролю учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования. Дана характеристика организации повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций для участия в ОЭР. Описан комплекс показателей ведения в педагогическую практику критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования.

The intermediate results of activity of educational organizations Belokholunitsky district Kirov region in the regime of a Federal pilot site on the problem of evaluation and control of educational achievements of students in the field of non-formal education are presented. The characteristic of the organization of advanced training of teachers and development of their open educational methods and technologies, ICT-competencies for participation in the CEM. Describes a set of indicators of reference for the teaching practice of criteria-based assessment system of educational achievements of students in the field of non-formal education is given.

Ключевые слова: неформальное образование, экспериментальная площадка, оценка учебных достижений, педагог-исследователь, инструментарий оценки, система комплекса показателей, оценка развития обучающегося, рефлексия.

Keywords: non-formal education, a test site, evaluation of educational achievements, the teacher-researcher, assessment tools, system, set of indicators, assessment of student development, reflection.

Реализация ФГОС ООО усиливает внимание государства и общественности к сфере неформального (дополнительного) образования.

Центр дополнительного образования и профессионального самоопределения обучающихся ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (В. А. Горский, В. М. Казакевич, Д. В. Смирнов и др.) определяет неформальное образование (дополнительное) как личностно значимую для обучающегося деятельность, направленную на выявление и развитие его природных задатков и способностей на основе интереса к науке, технике, культуре, искусству, спорту, туризму, краеведческим исследованиям.

Уникальность неформального (дополнительного) образования, как отмечает профессор А. Я. Журкина, состоит в том, что оно выходит за рамки базового обучения; реализуется в сфере духовной жизни ребенка, превращаясь в открытое непрерывное образование в социуме, является школой жизни и воспитания, пространством взросления человека (его важной потребности). Отсюда формирование у ребенка способности к саморазвитию становится важнейшей педагогической задачей.

В рамках фундаментальных исследований Российской академии образования направление 5 «Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировом рынке», реализуя проект 5.2 «Психодиагностика образовательных систем. Взаимодействие и преемственность формального, неформального и внеформального образования», № гос. регистрации 01200956541, лаборатория дополнительного образования Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения» (до 1 апреля 2015 г., с 1 апреля 2015 г. - ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования») заключили в 2013 г. договор о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальном сотрудничестве с Кировском областным ГОАУ ДПО (повышения квалификации) «Институт развития образования Кировской области» по проблеме «Разработка педагогических инноваций, форм и средств оценки и контроля качества

учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования».

Центр дополнительного образования и профессионального самоопределения обучающихся взял на себя проведение работ по разработке программы научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы (ОЭР) по оценке и контролю качества учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования, разработку программы научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы по оценке и контролю качества учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования, а Институт развития образования Кировской области в рамках реализации экспериментальной апробации содержания программ по оценке и контролю качества учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования организовал работу опытно-экспериментальных площадок, созданных на базе образовательных учреждений Белохолуницкого района Кировской области (более 15 муниципальных ОУ активно включились в ОЭР).

Цель ОЭР - разработать систему оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования в условиях муниципалитета.

Были определены общие задачи деятельности опытно-экспериментальных площадок:

- организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций;

- разработка комплекса показателей эффективности работы образовательных учреждений и педагогов;

- введение в педагогическую практику новой критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях муниципалитета.

Отличительная особенность экспериментальной деятельности заключается в том, что в ходе опытно-экспериментальной работы в образовательной организации происходит создание нового опыта, новой практики обучения, развития, воспитания, социализации и оздоровления обучающихся на основе инновационных идеи. При этом сущность исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в образовательной организации (школе) предполагает активность педагогов-исследователей в целях получения конкрет-

ных результатов: написание исследовательских работ, статей, подготовку презентаций и выступлений, отражающих содержание и рефлексию собственного педагогического опыта.

Оценка развития обучающегося в сфере дополнительного образования детей - главная задача опытно-экспериментальной деятельности педагогов-исследователей. Эта задача одинаково актуальна для организаций как общего, так и для дополнительного образования детей.

Методы, использованные для выявления результатов оценивания учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования в ходе ОЭР:

• опросы-анкеты по результатам ОЭР, в основе которого выстраивается алгоритм доклада;

• педагогическое наблюдение;

• собеседование с обучающимися (воспитанниками) и их родителями, педагогами, руководителями, психологами, медицинскими работниками и другими специалистами образовательных организаций, где ведутся наблюдения и исследования;

• рефлексия педагогического опыта;

• анализ литературы и публикаций с сопоставлением результатов собственного опыта.

В свете реализации ФГОС ООО на уровне муниципалитетов и образовательных организаций остро стоит вопрос об оценке результатов внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью формального образования и прологом к мотивации активной деятельности обучающихся в сфере неформального (дополнительного) образования.

Необходимо учитывать, что формальное (дополнительное) образование - это социокультурная среда ДЕТСТВА, пространство взросления ребенка (реализации его важнейших потребностей -самовыражения, самоопределения и самоидентификации саморазвития). Формирование у ребенка способности к саморазвитию, социализации и самореализации становится важнейшей образовательной задачей. Ее решение требует, конечно же, оценки, самооценки и сравнения результатов. Таким образом, возникает необходимость в системе контроля, которая должна обладать следующими признаками:

- служить оптимизации процесса неформального обучения, воспитания, профессионального самоопределения, самореализации и быть саморазвивающейся;

- в ее функционирование должны быть вовлечены все участники образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, администрация, родители, социум);

- система контроля должна давать представление о личностных изменениях, индивидуальном продвижении каждого учащегося, качестве работы педагога и всего учреждения в целом.

На 1-м этапе ОЭР «Новые подходы к новой педагогической практике» (сентябрь 2013 г. - февраль 2014 г.) было организовано:

• Проведение комплексного анализа образовательной практики для разработки механизма системы оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования в условиях муниципалитета:

- изучение практики административной и педагогической деятельности по проблеме (документация, методы контроля, занятия, инструментарий оценки их результатов);

- исследование отношения субъектов образовательного процесса к процедурам оценивания (324 обучающихся, 241 родитель/

• Определение подходов к созданию муниципальной модели системы оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования.

• Разработка содержания подготовки педагогов по проблеме (курсы ИРО Кировской области «Управление системой внутренней оценки качества образования»).

Участниками ОЭР были приняты единые подходы и критерии для оценки учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования (табл. 1):

- Теоретическая подготовка (предметные УУД).

- Практическая подготовка (метапредметность).

- Ключевые компетентности (информационная, коммуникативная, самоменеджмент ценностно-смысловой ориентации, рефлексивные).

Таблица 1

ОЦЕНКА учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования

Индикаторы * Показатели** Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики

Теоретическая подготовка (предметные УУД)

Теоретические знания по основным разделам у чебно-тематического плана программы Соответствие теорегических знаний программным требованиям ф практически не усвоил теоретическое содержание программы; овладел менее чем % объема знаний, предусмотренных программой; объем усвоенных знаний составляет более ¡¡к Vй освоит практически весь объем знаний, предусмотренных гщог^аммой за конкретный период 0 1 2 3 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владеше специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии / не употребляет специальные термины; г; знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; !г сочетает специальную терминологию с бытовой; г' специальнь!е термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием 0 1 2 3 Наблюдение, анкетирование, собеседование

Практическая подготовка (ми»предметность!

Практические умения и навыки, пр еду смотренные программой (по основным разделам учебно-тематичес-кого гшана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям пр актически не овладел умениями и на кыками; щ овладел менее чем Н> предусмотренных умений н навыков; ф объем усвоенных умений и навыков сос тавляет более|з; Л овладшгпрактически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкрепаш период 0 1 2 I Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения не пользуется июмпяпжыми приборами и инструментами; / испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; V работает с оборудованием с помощью педагога; С работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей 0 1 2 3 Наблюдение, контрольное задание

Выполнение практических заданий, упражнений Уровень точности и грамотности выполнения упражнении, практических заданий ^ обучающийся не выполмет упражнении и практические '¡здания. предлагаемые педагогом; гр обучающийся редко выполняет упражнения и практические задания, предлагаемые педагогом точно и грамотно; я® обучающийся практически всегда точно и грамотно выполняет упражнения н практические задания, предлагаемые:педагогом; обучающийся точно и грамотно выполняет упражнения и практические задания, предлагаемые педагогом 0 1 2 3 Тестирование, педагогическое наблюдение, тренинги, игры, творческое задание

Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий й® начальный (элементарный) уровень развития креативности - ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие пракшческие задания педагога; Щ репродуктивный уровень - в основном выполняет- задания на основе образца; ^ творческий уровень (I) - видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; V творческий уровень (П) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно 0 1 3

Систематичность участия в конкурсах, фестивалях, организации и проведении массовых мероприятий ^ Обучающийся не принимает участие в конкурсах, фестивалях, организации и проведении массовых мероприятий; ¥Л обучающийся редко принимает участие в конкурсах, фестивалях, организации и проведении массовыхмероприятий; ¡г обучающийся практически всегда принимает участие в конкурсах, фестивалях, организации и проведении массовых мероприятий; ^ обучающийся систематически прнннмаетучастое в конкурсах, фестивалях, организации и проведении массовых мероприятий 0 1 2 3 Тестирование, педагогическое наблюдение, игры, контрольное задание

Уровень удовлетворенности личными творческими достижениями ^ Обучающийся не удовлетворен своими творческими достижениями; ^ обучающийся не всегда удовлетворен своими творческими достижениями; ^ обучающийся практически всегда удовлетворен своими творческими достижениями; V оЕ^чающийся полностью удовлетворен своими творческими достижениями 0 \ г. 3 Тестирование, педагогическое наблюдение, собеседование

и\

Индикаторы * Показатели** Степень выраженности оценшзаемгао качества Число 6а,плов Методы диагностики

Юпочевые компетентности

Ияформшщоншш

Подбирать н анализировать специальную литературу Самостоятельность в подборе и работе с литературой Щ. учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; Ф испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; работает с литературой с помощью педагога или родителей; 1г работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей 0 1 2 3 Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-ис следовательских работ

Пользоваться компь ютерными источниками информации Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации ^ компьютерными источниками информации не пользуется, работать с ними не умеет; 8* испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с компь ютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей; ¡г работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей 0 1 2. 3

Осуществлять у чебно- ис еле до вател ьску ю работу (писать рефераты, проводить учебные ис следевагв-ш, работать над проектом и пр.) Самостоятельность в учебно -исследовательской работе V самостоятельность в учебно-исследовательской работе отсутствует; 1* испытывает серьезные затруднения в учебно-исследовательской работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; V занимается учебно-ис £лед ов ательс кои р а ботой с помощьюпедагога или родителей; ? занимается у че бно -ис с лед ов ателье кой работой самостоятельно, не испытывает особых трудностей 0 1 2 3

Коммуникативная

Слушать и слышать педагога, принимать во вм-тмание мнение других людей Адекватность восприятия информации, идущей от педагога V объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; V испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом в оспр инима ет у чебну ю информ ацию; ^ слушает и слышит педагога, воспрннимаег учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; ^ сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других 0 1 2 3

Выступать перед аудиторией Свобода владения и подачи ребенком подготовленной ^формации перед аудиторией не выступает; ф испытыва ет серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; р готобит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; ф самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет информацией и падает её 0 1 2 3

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств ¡г- участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагог а; ф участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; ЗР самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения 0 1 2 3

Индикаторы * Показатели** Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики

Конфликтность Уровень конфликтности ¡^ периодически провои(ирует конфликты; ¡г сам в конфликтах не участвует, старается их избегать; ¡Г *тытается самостоятельно уладить возникающие конфликты 1 4 3 Педагогическое наблюдение, тестирование

Коллективизм Умение проявлять заботу об окружающих людях, чувство товарищества обучающийся периодически проявляет заботу об окружающих его людях, редко проявляя собственную инициативу в оказании им помощи, может опжзать в помощи товарищу;:, ¡р нередко проявляет заботу об окружающих его людях, если это не мешает его личным планам и делам, помогает товарищам по просьбе взрослых; ^ всегда проявляет заботу об окружающих его людях, старается помочь любом}' и его поддержать 1 2 Педагогическое наблюдение, тестирование

Сформированное^ коллектива Уровень межличностных отношений в коллективе я® доброжелательные отношения сложились между отдельными членами коллектива; ^ практически между всеми членами коллектива сложились доброжелательные отношения; ? между всеми членами коллектива сложились доброжелательные отношения 1 2 3 Анкетир о ва ние, педагогическое наблюдение, собеседование, тренинги

Уровень развития самоуправления в коллекшве ^ если один из коэффициенте первых трех блоков меньше 0,5; ^; если один из коэффициентов первых трех блоков больше 0,5 и меньше 0,8; ¡Г ес.пи один из коэффициентов первых трех блоков больше 0,8 1 2. 3 «Определение уровня развития самоуправления в коллективе» -методика М. И. Рожкова

Умение проявлять лидерские способности Iе обучающийся не пользуются авторитетом среди обучающихся коллектива; С! пользуется авторитетом среди большинства; пользуется авторитетом практически среди всех обучающихся коллектива: его уважают, считаются с мнением, доверяют ответственные дела) 1 ■г 3 Педагогическое наблюдение, софюметрия

Уровень удовлетворенности подростка различными сторонам жизни коллектива ¡Р обучающийся почти всегда неудовлетворен всеми сторонами жизни коллектива; §1 обучающийся удовлетворен практически всеми сторонами жизни коллектива; ¡р обучающийся удовлетворен всеми сторонами жизни коллектива 1 2 3 «Наши отношения» - методика Л. М. Фридман

Уровень психологической атмосферы в коллективе средняя оценка коллектива ниже 5 баллов; Рг средняя оценка коллектива составляет от 5 до 7 баллов; Ф средняя оценка коллектива выше 7 баллов «Психологическая атмосфера в кол лективе»; - методика Л. Г. Жедуновой

СамомешЬжмтт

Организовывать свое рабочее (учебное) место Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой V1' рабочее место организовывать не умеет; Зр испытывает серьезные затруднения при организацт своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; яй организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; самостоятельно готовит^абочее место и убирает за собой 0 1 2 3 Наблюдение

Пгшмровать и организовать работу, распределять учебное время Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время ^ организовывать работу и расгфеделять время не умеет; испытывает серьезные затрудняли при шинировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; ^ планирует и организовываетработу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; Р самостоятельно планирует и организовывает работу,, эффективно распределяет! и использует- время 0 1 2. 3

Индикаторы * Показатели** Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики

Аккуратна, ответе ! веч то выполнять работу Аккуратность и ответственность в работе безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится: г испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; Щ работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; Щ аккуратно, ответственно выполняет работу, контролиру ет себя сам 0 1 2 3 Наблюдение, собеседование

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям ¡^ пр авнла ТБ не з апомншет и не выполняет; 1г овладел менее чем Ш объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; Щ* объем усвоенных Навыков составляет более Щ освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период, и всегда соблюдает их в процессе работы 0 1 2 3

Компетентности щгшостш-смыеловой ориентации

Личностное нравственно-этическое с амо опр еде ление Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами ШШ обучающийся редко соотносит поступки и события с принятыми этическими принципами; У в большинстве случаев соотносит поступки и события с принятыми этическими принципами; всегда соотносит поступки и события с принятыми этическими принципами

Терпение Способность переносить учебные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности терпения хватает меньше чем на Щ занятия; тсрпе5-!ия хватает больше чем на 1/2 занятия; терпенияхватаегна всезанятие 1 2 Щ Педагогическое наблюдение

Воля Способность активно побуждать.себя к практическим действиям волевые усилия обучающегося постоянно побуждаются извне; * волевые усилия иногда побуждаются самим обучающимся; волевые усилия постоянно побуждаются обучающимся 1 2 3 Педагогическое наблюдение

Самоконтроль Умение контролировать свои поступки Ч обучающийся находится под постоянным контролем швне; Щ обучающийся периодически МШЯИЮ®себк сам; С обучающийся постоянно^щдарйШЙУЙ'-сбк сам 1 Й 3 Педагогическое наблюдение

Трудолюбие Умение охотно выполнять порученную работу % обучающийся редко охотно берется за работу; С как гграввдо, обучающийся охотно берегся за работу, стараясь вьгполннть еехорошо; С любую работу обучающийся выполняет всегда охотно, стараегся сделать ее хорошо I Й 3 педагогическое наблюдение

Ответственность Умение хорошо и в срок выполнять порученное дело С обучающийся редко или плохо выполняет порученную ему работу в срок; Щ в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу; %' всегда хорошо и в назначенный срок выполняет порученное ему дело 1 щ 3 Педагогическое наблюдение

Инициативно сть Умение быть инициатором в организуемых делах Ж обучающийся редко сам начинает новое дело; Щ довольно часто выступает зачинателем нового дела; Щ. всегда выступает зачинателем всех дел, не стремясь получить за это никакого признания и поощрения 1 2.: 3 Педагогическое наблюдение, игра, анкетирование

Индикаторы * Показатели** Степень выраженности оцениваемого качества Число ба.шмш Методы диагностики

Рефлексивные

Самооценка Уровень самооценки завышенный уровень (обучающийся переоценивает свои возможности); »' заниженный уровень (обучающийся недооценивает свои возможности); нормальный уровень (обучающийся адекватно сравнивает свои возможности с р сальными достижениями) Анкетнр ов ание, игра, тестирование

Интерес к занятиям Осознанное участие в освоении дополнительной образовательной программы зр интерес обучающегося к занятиям по^ц^живается извне; ^ интерес периодически поддерживается самим подростком; интерес к занятиям поддерживается подростком самостоятельно ! 2 3: Тестирование, педагогическое наблюдение

Оценивание результатов учебного труда коллектива Уровень оценивания результатов ^ завышенный уровень (обучающийся переоценивает результаты учебного труда членов коллектива); # заниженный уровень (обучающиеся недооценивает результаты учебного груда членов коллектива); * нормальный уровень (обучающийся адекватно сравнивает результаты учебного груда членов коллектива)

^■Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого субъекта, отображающая изменения какого-либо параметра, в Показатель - данные (цифровые или буквенные), по которым можно судить о развитии и ходе чего-либо.

Этические принципы - концептуальная нравственная платформа для решений, поступков, действий, взаимодействий.

На первом этапе (диагностико-ориентировочном) опытно-экспериментальной деятельности была проанализирована образовательная практика Белохолуницкого района:

- административная и педагогическая документация,

- используемые руководителями и педагогами-практиками методы контроля учебных достижений обучающихся,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организованы посещения открытых занятий внеучебной деятельности и дополнительного образования разной направленности,

- подобран и изучен инструментарий для оценки и контроля результатов деятельности детей в сфере неформального образования.

Активный процесс формирования муниципальной системы оценки качества образования рассматривался как составная часть региональной и общероссийской системы оценки качества образования. Коллектив педагогов-исследователей, участвовавших в ОЭР, принял за основу следующий категорийный аппарат [1].

Под качеством дополнительного образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность в сфере неформального образования, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Под оценкой качества образования подразумевается оценка образовательных учреждений, муниципальных образовательных систем, образовательных программ, индивидуальных образовательных достижений и деятельности педагогических работников с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты.

Для того чтобы система дополнительного образования стала действительно эффективной и давала положительный результат, департаментом образования Кировской области, Центром оценки качества образования предлагается создать прозрачную систему учета охвата детей дополнительным образованием и внедрить в системе дополнительного образования на муниципальном уровне проведение социологических исследований по удовлетворенности потребителей качеством услуг.

Практика ОЭР по оценке качества образования в муниципальной системе дополнительного образования показала, что основными параметрами учебных достижений обучающихся выступают:

- уровень освоения детьми содержания изучаемой образовательной программы;

- устойчивость интереса детей к содержанию образовательной программы, к предлагаемой деятельности и коллективу;

- приобщенность обучающихся к социокультурным ценностям (мировым, российским, региональным);

- уровень творческой активности детей;

- уровень практической реализации творческих достижений обучающихся в процессе внеучебной деятельности в дополнительном образовании.

На наш взгляд, только указанными выше подходами невозможно объективно оценить качество дополнительного (неформального) образования.

Дополнительное образование многофункционально, поэтому на муниципальном уровне важно увидеть следующее:

- Как реализуется функция обеспечения преемственности образовательных программ, в том числе и дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста?

- Каково качество взаимодействия формального (основного) и неформального образования?

- Как ориентируются обучающиеся на непрерывность занятий любимым делом?

На институциональном уровне важно предусмотреть в системе оценки и контроля учебных достижений обучающихся изучение эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания, технологий работы с детьми; создание диагностического инструментария для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы.

Для этого необходимо внести изменения в систему управления как на уровне муниципалитета, так и на уровне образовательного учреждения, а также подготовить педагогов к проведению экспериментальной работы.

В связи с активным внедрением современных методов педагогической диагностики перед всеми образовательными организациями страны ставится задача обеспечения соответствия знаний и умений, приобретенных обучающимися в процессе обучения ФГОС - в формальном образовании, в т. ч. и внеурочной деятельности. При этом «оценка качества образовательного продукта является чисто квалиметрической задачей. Но чтобы добиться же-

лаемого результата, необходимо осуществить оптимизацию процесса обучения с учетом потенциальных возможностей каждого учащегося. Поэтому диагностические материалы должны оценивать не только знаниевый компонент процесса обучения, но и способность индивида продолжать образование в избранной области знаний» [2].

В поисках подходов к созданию муниципальной модели системы оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования управление образования, методический кабинет провели исследование отношения субъектов образовательного процесса к процедурам оценивания, в котором приняли участие 324 обучающихся и 241 родитель.

Мониторинг практики оценивания в сфере неформального образования - системе дополнительного образования детей, выполненный педагогами-исследователями в муниципальном образовании Белохолуницкий район Кировской области, показал, что основными параметрами учебных достижений обучающихся выступают следующие (табл. 2):

Таблица 2

Место в рейтинге Предмет оценки

1 Коммуникативная компетентность

2 Компетентности ценностно-смысловой ориентации

3 Практическая подготовка

4 Самоменеджмент

5 Информационная компетентность

6 Рефлексивные умения

7 Теоретическая подготовка

Естественно, что количественные показатели указанных выше параметров различаются в зависимости от учреждения, подготовки специалистов, материально-технических и финансовых возможностей образовательной организации и контингента родителей, что не позволяет достаточно объективно их оценить и на уровне образовательной организации, и на уровне муниципалитета.

Оценка и контроль являются ежедневными процедурами педагога. Они существенно влияют на отношение к образовательной организации детей и родителей. Так, исследование отношения субъектов образовательного процесса к процедурам оценки и контроля показало следующие результаты (табл. 3):

Таблица 3

Вопросы Обучающиеся Вопросы Родители

Как реагируешь на замечания педагога? 80,5% - с пониманием; 8% - обижаюсь; 5,9% - не обращаю внимания; 5,6% - отвечаю в ответ Какова необходимость внеурочной деятельности в школе и дополнительного образования? 1. Возможность выявить увлечения. 2. Попробовать другие виды деятельности. 3. Занятость после уроков

Отношение к школе 55,6% - школа мне нравится; 40,4% - школа мне в целом нравится Необходимо ли оценивать результаты внеурочной деятельности? 59,3% - нет; 40,7% - да

Положительно, что по результатам нашего исследования 87% школьников считают, что их знания оцениваются объективно; 80,5% - с пониманием реагируют на замечания учителя. Эти данные коррелируют с отношением детей к школе: 96% обучающихся в школе нравится.

Интересна реакция родителей на получение плохой оценки: 34% родителей доверяют своим детям и считают, что они сами справятся с трудностями, 27,9% родителей помогают заниматься.

Среди причин, по которым школьникам не нравится организация внеучебной деятельности и занятий дополнительным образованием в школе, первое место занимает трудность формального образования (учебы), а на втором - недостаточное количество кружков и секций.

Родительское мнение по поводу необходимости внеурочной деятельности на первое место поставило возможность выявить увлечения сына (дочери), а на второе - возможность попробовать другие виды деятельности, кроме учебы. При этом 59,3% опрошенных родителей не считают необходимым оценивать внеурочную деятельность.

Поэтому на 2-м этапе «От традиций к инновациям» (март 2014 г. - октябрь 2015 г.) для изучения развития школьников во внеурочной деятельности и дополнительном образовании была поставлена цель разработать и реализовать на практике муниципальную модель оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования. При этом данная система должна согласовываться с внутренней системой оценки качества образования организации и системой оценки качества образования на уровне управления образованием.

Второй этап - проектировочно-организационный - был направлен:

- на апробацию муниципальной модели системы оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования,

- представление модели на различных уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, учрежденческом;

- разработку и использование муниципальной психологической службой методов максимально эффективного функционирования учащихся, педагогов и родителей в сфере неформального образования;

- освоение педагогами новых образовательных ресурсов и технологий оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования;

- на отбор критериального аппарата оценки учебных достижений обучающихся, единого для всех образовательных учреждений муниципалитета;

- подготовку рекомендаций образовательным учреждениям по созданию внутренней системы оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования.

Управлением образования и методическим кабинетом было проведено исследование оценки учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования, в котором приняли участие 62 четвероклассника школ Белохолуницкого района.

Интересные данные были также получены при проведении анкетирования детей (табл. 4-9).

Таблица 4

В каком настроении приходишь домой после школы?_

Наименование вопроса Ответ, в %

В нормальном, отличном, хорошем, весёлом 68,8

В уставшем, без сил, никаком 17,3

Когда как 13,9

Таблица 5 Оцени свой статус в классе

Наименование вопроса Ответ, в %

Я лидер в своём классе 6,2

Многие одноклассники уважают меня 38,9

У меня лишь ограниченный круг друзей (одноклассники) 18,5

В своём классе я чувствую себя одиноко 7,7

Не думал(а) об этом 28,7

Таблица 6 Оцени свою будущую успешность (будущий успех)

Наименование вопроса Ответ, в %

С уверенностью и оптимизмом смотрю в завтрашний день 45,4

Думаю о сегодняшнем дне, а не строю планы на будущее 35,8

Сомневаюсь, что жизнь сложится удачно 12

Со страхом и пессимизмом жду завтрашнего дня 6,8

Таблица 7 Отношение к школе

Ответ, в %

Школа мне нравится 55,6

Школа в целом мне нравится 40,4

Школа безразлична 2,8

Совершенно не устраивает 1,2

Таблица 8

Почему ходишь в школу?

(выбрать три варианта, распределить по значимости, в %):_

Наименование вопросов 1 -е место 2-е место 3-е место

Желание получить знания, которые пригодятся в будущем 22,8 8,3 2,2

Желание общаться с друзьями 4,9 9,7 9,7

Интерес к учёбе 1,5 6,5 5,2

Хорошие учителя 1,9 16,2 5,2

Заставляют родители 1,9 3,1 3,1

Желание получить аттестат 9 5,6 8,3

Нравятся секции и кружки в школе 1,2 2,2 7,1

Таблица 9

Назовите причины, побуждающие учиться

(выбрать три варианта ответа, распределить по ^ значимости, ^ в %)_

Наименование вопросов 1-е место 2-е место 3-е место

Желание получить новые знания 20,7 4,6 2,8

Желание научиться получать новые знания 4,3 6,2 4

Желание определиться, какие знания понадобятся в будущем 2,2 9 4,9

Долг и ответственность 1,9 1,5 4

Желание получить одобрение родите- 1,5 5,6 4

лей, окружающих

Уважение сверстников 0,6 0,3 1,9

Возможность общаться в процессе учёбы 1,9 2,5 4,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для получения в будущем интересной,

высокооплачиваемой, престижной работы 5,9 4,6 6,5

Как показало проведенное исследование, озабоченность педагогов вызывает уровень теоретических знаний школьников по основным разделам программ внеурочной деятельности, дополнительного образования, а также сформированность рефлексивных умений детей.

На наш взгляд, это обусловлено недостаточной подготовкой самих педагогов по обозначенным проблемам. Так, экспертиза программ внеурочной деятельности выявила неумение формулировать образовательные задачи, подбирать адекватный результатам реализации программы внеурочной деятельности, дополнительного образования инструментарий оценки эффективности.

Указанные выше факты еще раз подтвердили необходимость параллельно с проведением опытно-экспериментальной работы осуществлять подготовку педагогов по исследуемой проблеме. Поэтому участники площадки одновременно являются слушателями курсов ИРО Кировской области по теме «Управление системой внутренней оценки качества образования».

Выбор тематики курсовой подготовки позволил рассмотреть следующие вопросы:

- создание внутренней оценки качества учебных достижений обучающихся в неформальном образовании (нормативная база, методическое сопровождение, инструментарий для оценки);

- требования к разработке программ внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО;

- методику разработки программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий согласно ФГОС ООО;

- требования к подготовке, проведению и оценке эффективности урочных, внеурочных и внеучебных занятий в условиях реализации ФГОС.

Третий этап - аналитико-корректировочный - «Совершенствование» (ноябрь 2015 г. - август 2016 г.) направлен:

- на подведение итогов деятельности и диссимиляцию положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

- подготовку публикаций педагогов-участников экспериментальной площадки;

- представление итогов деятельности на Ученом совете в Институте стратегии развития образования РАО.

Характеризуя промежуточные результаты ОЭР, мы считаем важным определить для дальнейших исследований, в 20162018 гг., собственно экспериментальные и контрольные объекты для сравнения и сопоставления оценок учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования.

При этом мы отдаем отчет, что и прогнозирование ожидаемых результатов ОЭР является совершенно необходимой частью дальнейшей программы эксперимента. Прогноз должен охватывать:

• ожидаемые положительные результаты;

• возможные «потери» в процессе эксперимента;

• способы компенсации «потерь».

При этом потребуется тщательная детализация возможных результатов ОЭР: их деление на теоретические и практические; на результаты деятельности педагогов-исследователей и обучающихся; на результаты, связанные с целью эксперимента и выходящие за ее пределы исследования.

Научные руководители четко ориентируют участников ОЭР, что системообразующим звеном, стержнем эксперимента является его основная гипотеза - созданная система оценки и контроля обеспечит новое качество учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования, если:

- разработана нормативно-правовая база, спроектирована модель, обеспечивающая объективную оценку учебных достижений обучающихся в условиях муниципалитета;

- в сфере неформального образования освоен механизм управления системой оценки и контроля учебных достижений обучающихся;

- педагогами освоены новые образовательные ресурсы, методики и технологии по оценке и контролю учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования;

- в педагогическую практику введена критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях муниципалитета.

Соответственно этому и возможные результаты, в том числе промежуточные, необходимо связывать, прежде всего, с содержанием гипотезы, а не собирать воедино все возможные последствия и результаты эксперимента, называя при этом их ожидаемыми результатами.

Важнейшим звеном апробации оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования является сравнение полученных в итоге экспериментальной работы результатов с данными первичного диагностического среза, проводимого в начале эксперимента в муниципалитете в целом и образовательных организациях, и их сопоставление. Поэтому изучение исходного состояния исследуемого явления (оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования), а затем его нового уровня по окончании ОЭР представляет собой обязательную составную часть экспериментальной деятельности площадки в целом и образовательной организации в частности [3].

По результатам промежуточных итогов ОЭР готовится к изданию учебно-методическое пособие и итоговая научно-методическая конференция «Опыт создания муниципальной системы оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования».

К перспективным направлениям дальнейших ОЭР в области оценки и контроля учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования следует отнести:

1) разработку и конкретизацию образовательной квалиметрии эффективности оценки учебных достижений обучающихся;

2) дальнейшее формирование банков педагогических измерителей для различных образовательных программ неформального образования;

3) детальное исследование методик и свойств педагогических измерителей, позволяющих повысить точность определения уровней достижений обучающихся в сфере неформального образования;

4) совершенствование профессионального мастерства педагогов-исследователей участников ОЭР в области педагогической диагностики и образовательной квалиметрии;

5) совершенствование технологии оценивания результатов учебных достижений обучающихся в неформальном образовании.

Примечания

1. Горский В. А. Неформальное образование как отрасль теории и практики педагогической науки // Теория и практика дополнительного образования. 2015. № 1. С. 18-29; Болотов В. А., Вальдман И. А. Условия эффективного использования результатов оценки учебных достижений обучающихся // Педагогика. 2012. № 6. С. 39-45; Дополнительное образование детей в условиях нового законодательства. Проблемы, оценка качества, аттестация педагогических работников и обучающихся, оплата труда / авт.--сост. А. Б. Фомина. М.: УЦ «Перспектива», 2014. 120 с.

2. Сафонцев С. А. Образовательная квалиметрия как фактор повышения эффективности контроля качества процесса обучения: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов н/Д, 2004. С. 4.

3. Смирнов Д. В. Оценка эффективности содержания формального и неформального образования в дополнительном туристско-краеведческом образовании // Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: [материалы междунар. науч.-практ. конф. «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г.] / сост. И. А. Дрогов, Ю. С. Константинов, Д. В. Смирнов. М.: МосгорСЮТур, 2013. С. 280-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.