Научная статья на тему 'Оценка характера напряженно-деформированного состояния внутренней конструкции подшипника с АФЗ в опорном узле шнекового става'

Оценка характера напряженно-деформированного состояния внутренней конструкции подшипника с АФЗ в опорном узле шнекового става Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШНЕКОВОЕ БУРЕНИЕ / AUGER DRILLING / ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ / A SUPPORT BEARING UNIT / РЕСУРС / RESOURCE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Маметьев Леонид Евгеньевич, Любимов Олег Владиславович, Дрозденко Юрий Вадимович

Проанализирован характер напряженно-деформированного состояния внутренней конструкции подшипника с АФЗ опорных узлов шнекового бурового става, установлены ресурсные показатели подшипника данного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Маметьев Леонид Евгеньевич, Любимов Олег Владиславович, Дрозденко Юрий Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF CHARACTER OF STRESS-STRAINSTATE OF THE INTERNAL STRUCTURE OF THE BALL BEARING WITH AFZ INTO THE SUPPORT UNIT OF AUGER DRILL

Analyzed the character of the stress-strain state of the internal structure of the ball bearing support with AFZ into auger drill support units, set the resource parameters for these bearings.

Текст научной работы на тему «Оценка характера напряженно-деформированного состояния внутренней конструкции подшипника с АФЗ в опорном узле шнекового става»

© Л.Е. Маметьев, О.В. Любимов, Ю.В. Дрозденко, 2012

Л.Е. Маметьев, О.В. Любимов, Ю.В. Дрозденко

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ ПОДШИПНИКА С АФЗ В ОПОРНОМ УЗЛЕ ШНЕКОВОГО СТАВА

Проанализирован характер напряженно-деформированного состояния внутренней конструкции подшипника с АФЗ опорных узлов шнекового бурового става, установлены ресурсные показатели подшипника данного типа.

Ключевые слова: шнековое бурение, опорный подшипниковый узел, ресурс.

Эксплуатация подшипников качения с твердосмазоч-ным антифрикционным заполнителем (АФЗ) в узлах различного, в том числе горного, оборудования позволила выявить следующую разновидность их отказа. Под действием нагрузок, действующих на АФЗ, происходит разрушение заполнителя, выражающееся в возникновении системы развивающихся радиальных трещин в ослабленных сечениях заполнителя. Под действием периодических нагрузок разрушается также адгезионная связь между АФЗ и стандартным змейковым сепаратором, сохраняемым в подшипнике в качестве арматуры. Дальнейшее катастрофическое выкрашивание АФЗ из фрикционной зоны подшипника предопределяет нарушение его смазочных и самогерметизирующих свойств с последующей потерей подшипником его служебного назначения. На рис.1 представлен общий вид подшипников качения с разрушенным антифрикционным заполнителем.

Активное использование подшипников с АФЗ в подшипниковых опорах шнекового става машин горизонтального бурения сдерживается тем, что вопросы оценки и прогнозирования их ресурсных показателей теоретически не исследованы; эффективность их применения при конструктивных и режимных параметрах, свойственных этим опорным узлам, не поддается точной

Рис. 1. Общий вид подшипников качения с разрушенным антифрикционным заполнителем

оценке. Эти сдерживающие расширение области применения факторы могут быть устранены созданием модели напряженно-деформированного состояния внутренней конструкции подшипника с АФЗ.

Напряженно-деформированное состояние описывается при сле-

дующих допущениях[1|:

• одна из главных осей инерции сечений располагается в плоскости кольца;

• рассматриваемый криволинейный стержень является нерастяжимым;

• к конструкции применима гипотеза плоской нормали;

• в отношении конструкции справедлива гипотеза плоских

сечений, заключающаяся в том, что поперечное сечение не деформируется при его на-гружении;

• деформации криволинейного стержня малы.

При вычислении внутренних силовых факторов в сечениях многослойного кольца, представляющего внутреннюю конструкцию подшипника с АФЗ,

Рис. 2. Схема метода сил для раскрытия ж- следует учитывать, тической неопределимости внутренней конструкции подшипника с АФЗ что оно внутренне

трижды статически неопределимо. Для раскрытия статической неопределенности возможно использование метода сил, при котором кольцевая конструкция мысленно рассекается в сечении Ф = 0 , и к разрезу прикладываются неизвестные силовые факторы X1, X2, X3 (рис. 2).

По условию совместности деформаций приравниваются нулю взаимные перемещения концов воображаемого разреза в направлении неизвестных факторов. Размеры поперечного сечения малы по сравнению с нейтральным радиусом кривизны К0, и можно допустить, что деформации от действия продольных и перерезывающих сил составляют незначительную часть деформаций от действия изгибающих моментов; интегралы Мора при этом запишутся:

где ММ 12), М 13) — изгибающие моменты в текущем сечении

от единичных нагрузок, соответствующих X1, X 2, X 3; М (ф) — суммарный изгибающий момент в текущем сечении от известных

нагрузок и неизвестных силовых факторов X1, X2, X3; ОК (ф)

— изгибная жесткость слоистой конструкции.

Вследствие регулярности строения кольца интегралы могут быть выражены следующим образом:

(1)

М111 = 1; М 12) = 1 • К0 (1 - еоэ ф); М 13) = 1 • К0 яп ф.

= r2у Г МЫзтфd ф = о. (2)

3 0 i «¡ ^ DK (Ф) Ф ^

Подинтегральное выражение представляет собой произведение функций fk (ф) • g (ф), сомножители которого обладают следующими свойствами:

• функции /1(ф) = M(ф), /2(ф) = M(ф) (1 - cos ф), /3(ф) = M(ф)эт ф являются функциями, интегрируемыми на интервале [n(i -1)/z; ni /z ], ограниченными;

• функция g(ф) = 1/DK (ф) — функция, интегрируемая и неотрицательная на [n(i -1)/ z; ni / z ]вследствие свойств составляющих компонент DK (ф).

Таким образом, в рассматриваемом случае на каждом из участков интегрирования может быть использована теорема о среднем значении.

В итоге внутренние силовые факторы в сечении с координатой ф определятся:

M (ф) = X1 + X2R0(1 - cos ф) + X3R0 sin ф +

+У [Mi +T.R о(1 - cos( ф - ф)) + PR о sin( ф - ф) ]

1

N (3)

N (ф) = X2 cos ф + X3 sin ф + у [Tj cos(ф -ф.) + P¡ sin(ф - ф. )]

1 N

Q (ф) = X 2 sin ф + X 3 cos ф + у [т.. sin^ - ф.. ) + P¡ cos(ф - ф.. )]

1

где M¡, Tj , P¡ — моментная, продольная и поперечная компоненты i — й внешней силы, возникающие от приведения ее к нейтральному радиусу кривизны R0 с координатой ф. .

После преобразования, интегрирования и подстановок на интервалах [ф.. ;2n] получены используемые в настоящее время при моделировании формулы для вычисления неизвестных силовых факторов в сечении ф = 0 :

X =_у M (2п-ф ) -sin ф. - R ут (2п-ф )(1 -cos ф.) -1 ¡ 2n 0 у ¡ 2n

R Y p (1 - cos ф,.) - (2л-ф,. )sin ф,.

1 2л

x =-Y m sin ф. - YT (2п~ф>)cos ф. +sin ф

%R q ! 2л

+2

-Y p> (2я-ф,)sin ф, _ (4)

i 1 2л

x Z+2 M cos ф -1 z+2T 2(cos ф,. -1) - (2 л -ф,. )sin ф.

лпq i ' 2л

z+2 p (2л- ф,.) cos ф,. - sin ф,.

-Y p 2л •

Таким образом, аналитически могут быть определены внутренние силовые факторы в любом сечении многослойного кольца, представляющего внутреннюю конструкцию подшипника с АФЗ.

Расчетные оценки среднего ресурса совпадают с экспериментальными при трех условиях:

1) накопление повреждений происходит в соответствии с линейной гипотезой;

2) известны распределения амплитуд напряжений по результатам схематизации случайных процессов нагружения методом полных циклов;

3) известны механические характеристики типовых образцов.

В вышеуказанных работах описаны методы оценки параметров на основе зависимостей, связывающих среднее арифметическое Епц и коэффициент вариации vnu амплитуд полных

циклов с основными параметрами случайного процесса: средне-квадратическим S и коэффициентом нерегулярности х •

В ряде случаев эмпирическое распределение амплитуд полных циклов в зоне больших квантилей, существенно влияющих на усталость, наилучшим образом согласуется с теоретическим двухпараметрическим распределением Вейбулла:

f (О = b f*rв^, (5)

a ^ a

где a, b — параметры масштаба и формы.

z

В рамках принятых допущений долговечность конструкции может быть выражена через линейное суммирование повреждений:

т , у ппи/ (а)^ а = 1

(6)

N (а, р)

С учетом распределения Вейбулла и кривой усталости в виде степенного уравнения равной вероятности усталостного разрушения

N (а, р) = Мс 'СТи

(! + '^ а« )

формула для вероятностной оценки ресурса представится:

Т =-

1 + ' V а« )

(7)

ПпиГ [2,

где ппи —

. Nr, Г

2I , п - Р 2 |^тнх. I , п

1 а 1 1 а 1

ент вариации предела выносливости; ' — квантиль нормального распределения а« для уровня значимости у ; Р - функция веро-

ятности распределения % ; п =

211

т ~Ь

■ минимальная

амплитуда напряжений, выбранная из условия ат1п = аа« ; а — коэффициент снижения границы суммирования повреждений относительно предела выносливости, а = 0,5 для конструкций, определенное время работающих с развивающейся трещиной; атах — максимальная амплитуда напряжений, принимаемая либо

равной максимально зарегистрированной амплитуде, либо как

1

квантиль для уровня значимости у : атах = а = а (- 1п у)ь .

Подставляя а. а

та^ Пи = 0,5ПЭ :

2Nr

Т =■

(1+^ )т

(8)

ПэГ|П2 ^Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

, п

- Р [-21п у, п ]

а

а

Т, час 70000

6000050000 40000 30000 20000 10000 0

500 1000 1500 Р, Н

п, мин-1

50

1500 Р, Н 2000

п, мин-1 ■

Рис. 3. Ресурс внутренней конструкции подшипника с АФЗ по критериям разрушения и выкрашивания заполнителя (а) и адгезионного контакта заполнителя с материалом арматуры (б)

б

Моделирование напряженно-деформированного состояния внутренней конструкции подшипников с АФЗ позволило получить массивы изменяющихся во времени значений внутренних силовых факторов, а затем — массивы амплитуд нормальных

напряжений в слоях конструкции в опасном сечении (ф = 0°) и касательных напряжений в адгезионном контакте заполнителя с арматурой. На основании результатов обработки этих массивов получены множества значений ресурса по критериям разрушения и выкрашивания заполнителя и адгезионного контакта заполнителя с материалом арматуры, графически интерпретированные на рис. 3 для типоразмера, работающего в условиях подшипниковых узлов бурошнековых комплексов.

Вычисления производились при параметрах масштаба и формы распределения Вейбулла, свойственных типичным процессам, протекающим в подшипниках качения, уровне значимости у = 0,05, соответствующих вычисленных значениях гамма-функции и функции вероятности распределения

Таким образом, определены ресурсные характеристики подшипников с АФЗ по выявленным вышеописанным критериям усталостной прочности.

Обращает на себя внимание то, что в диапазоне частот и нагрузок, соответствующем эксплуатации подшипника с АФЗ в оборудовании бурошнековых комплексов, результаты свидетельствуют о том, что основным критерием является усталостное разрушение и выкрашивание заполнителя из фрикционной зоны, а критерий нарушения адгезионного контакта заполнителя с материалом арматуры актуален при частотах, превышающих эксплуатационные более чем на порядок.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Любимов О.В. Повышение ресурса подшипниковых опор шнекового става машин горизонтального бурения. Дисс. ... к.т.н. — Кемерово, ГУ Куз-ГТУ, 2012. ВЗШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Маметьев Леонид Евгеньевич — доктор технических наук, профессор кафедры горных машин и комплексов,

Любимов Олег Владиславович — старший преподаватель кафедры прикладной механики, oleg_lyubimov@mail.ru,

Дрозденко Юрий Вадимович — старший преподаватель кафедры горных машин и комплексов,

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.