Схема динамической системы
последние десятилетия техническое развитие буровой техники
стимулируется в новых областях и для целей, далеких от традиционного применения. К их числу относится микротунеллирование - бестраншейная проходка горизонтальных и слабонаклонных выработок в стесненных условиях (например, в условиях городской застройки) с целью прокладки новых или ремонта старых коммуникаций различного назначения.
Основными факторами,
сдерживающими развитие буровой техники для микротунеллирования, являются [1]:
- завышенные габариты и
масса элементов бурового става, которые предопределены зачастую используемыми традиционными
подходами к их конструированию;
- в значительной мере связанная с этим высокая энергоемкость процесса, особенно
при бурении скважин длиной 100 м и более. Одним из
направлений совершенствования бурового оборудования с учетом
вышеуказанных факторов является совершенствование конструкций многочисленных подшипниковых узлов, в частности, путем применения в них подшипников качения с твердосмазочным антифрикционным (АФЗ), обладающими и
заполнителем самосмазывающим самогерметизирующим свойствами.
Созданы и испытаны опорноякорные и опорно-центрирующие узлы на базе подшипников с АФЗ, по своим массо-габаритным показателям существенно превосходящие обычные конструкции.
Однако промышленная
эксплуатация данных узлов в буровой технике, работавшей на строительных объектах Кемеровской и Тюменской областей, выявила сложный характер формирования момента
сопротивления вращению. Выявлено, что он во многом зависит от специфики динамических
взаимодействий деталей подшипника качения с АФЗ, а также от характеристик выбуриваемого и транспортируемого материала.
С целью прогнозирования энергозатрат на бурение путем оценки
© Л.Е. Маметьев, О.В.
Любимов, Ю.В. Дрозденко, 2003
УДК 621.822.2
Л.Е. Маметьев, О.В. Любимов, Ю.В. Дрозденко
О МОДЕЛИРОВАНИИ МОМЕНТА СОПРОТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ В ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛАХ БУРОВЫХ МАШИН
момента сопротивления вращению предпринята попытка
математического моделирования
явлений, происходящих в
подшипнике сухого трения.
В качестве метода представления динамических взаимодействий
деталей подшипника с АФЗ принято численное моделирование,
основанное на методах векторноматричной алгебры, эффективность применения которого для
подшипников других типов доказана в [2].
Математическая модель
предполагает получение
изменяющихся во времени решений. Представленная на рис. 1
динамическая система со связанными степенями свободы используется в разрабатываемой модели для имитации основных эффектов, возникающих в реальных
конструкциях подшипников с АФЗ. Она состоит из подсистем дифференциальных уравнений,
определяющих динамику тел качения, а также подсистем, характеризующих динамическое состояние наружного и внутреннего колец и
твердосмазочного заполнителя.
Численное решение систем дифференциальных уравнений
осуществлялось методом Рунге-Кутта-Мерсона с автоматическим выбором шага, поскольку в условиях изменяющихся в процессе
эксплуатации параметров контакта [3] желательно уменьшение вероятности возникновения числовой
неустойчивости.
Анализ результатов
моделирования динамических
эффектов в подшипниках с АФЗ способствует достоверному
описанию сопротивления
вращению узлов горных машин, сконструированных на основе этого типа подшипников, с последующим прогнозированием их
работоспособности в различных условиях эксплуатации, при бурении и транспортировании различных материалов.
---СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маметьев Л.Е., Ананьев АН., Любимов О.В., Жалнин Д.В. Проблемы повышения функциональных возможностей машин горизонтального бурения / Механизация горных работ: Тез. докл. и материалы науч. - практ. конф., 12-14 ноября 1996./ Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 1996. - С. 16-17.
2. Gupta P.K. Some dynamics effects in high-speed solid-lubricated ball bearings. - ASLE Trans., 1983, v. 26, No 3, p. 393-400.
3. Латышенко М.П., Короткевич В.С., Любимов О.В. Определение коэффициента демпфирования в подшипниках горных машин / Совершенствование технологических процессов при разработке месторождений полезных ископаемых: Сб. науч. тр. №10: Ассоциация «Кузбассугле-технология». Кемерово, 1996. - С. 114-119.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Маметьев Леонид Евгеньевич - доктор технических наук, профессор, Кузбасский государственный технический университет.
Любимов Олег Владиславович - старший преподаватель, Кузбасский государственный технический университет.
Дрозденко Юрий Вадимович - аспирант, Кузбасский государственный технический университет.