Научная статья на тему 'Оценка готовности государственных служащих к работе в электронном Правительстве'

Оценка готовности государственных служащих к работе в электронном Правительстве Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
821
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ ГОССЛУЖАЩЕГО / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ТРЕБОВАНИЯ / ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ / E-GOVERNMENT / IT / COMPETENCES OF A GOVERNMENT EMPLOYEE / NORMATIVE DOCUMENTS / REQUIREMENTS / ESTIMATION OF READINESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фионова Людмила Римовна

Сформирован портфель базовых компетенций государственного служащего для работы в системе электронного правительства. Представлен список нормативных документов, определяющих требования к ним. Описаны результаты опроса экспертов и государственных служащих. Предложен подход, позволяющий организовать оценку компетентности госслужащих в сфере информационных технологий, разработать метод формализации задачи адаптивного управления их подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Фионова Людмила Римовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE GOVERNMENT EMPLOYEES’ READINESS TO WORK IN THE E-GOVERNMENT

The article formulates a set of basic competences the government employees should have to be able to work in the e-government system. The author presents a list of normative documents defining the required abilities, and describes results of the inquiry of experts and civil servants. The research suggests an approach allowing to organize the assessment of the information technologies competence of the government employees and to develop a method of their training management.

Текст научной работы на тему «Оценка готовности государственных служащих к работе в электронном Правительстве»

УДК 651.41 Фионова Людмила Римовна

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного обеспечения управления и производства Пензенского государственного университета

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ К РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Fionova Ludmila Rimovna

Dr. Sci., Professor, Head of the Information Support of Management and Production Subdepartment, Penza State University

ASSESSMENT OF THE GOVERNMENT EMPLOYEES’ READINESS TO WORK IN THE E-GOVERNMENT

Аннотация:

Сформирован портфель базовых компетенций государственного служащего для работы в системе электронного правительства. Представлен список нормативных документов, определяющих требования к ним. Описаны результаты опроса экспертов и государственных служащих. Предложен подход, позволяющий организовать оценку компетентности госслужащих в сфере информационных технологий, разработать метод формализации задачи адаптивного управления их подготовкой.

Ключевые слова:

электронное правительство, информационные технологии, компетенции госслужащего, нормативные документы, требования, оценка готовности.

Summary:

The article formulates a set of basic competences the government employees should have to be able to work in the e-government system. The author presents a list of normative documents defining the required abilities, and describes results of the inquiry of experts and civil servants. The research suggests an approach allowing to organize the assessment of the information technologies competence of the government employees and to develop a method of their training management.

Keywords:

e-government, IT, competences of a government employee, normative documents, requirements, estimation of readiness.

В настоящее время руководство Российской Федерации придает большое значение внедрению электронных технологий в различные сферы жизни общества.

Электронное правительство (далее - ЭП), определяемое как система государственного управления, использующая электронные средства обработки, передачи и распространения информации, при правильной реализации является мощным инструментом повышения качества государственного управления.

На успешность формирования ЭП влияют зрелость политической системы, правовая и культурная готовность общества к электронным формам взаимодействия, экономическое и технологическое развитие страны, доступность сети Интернет и проникновение компьютерной техники, человеческий потенциал, компьютерная грамотность государственных служащих.

В системе государственной службы России в настоящее время происходит значительное и очень быстрое преобразование технической оснащенности деятельности государственной службы (компьютеризация деятельности, образование единых коммуникативных систем, новая связь). Такое преобразование, с одной стороны, труд упростило, а с другой - поставило перед большими отрядами госслужащих совершенно новые проблемы, в том числе переосмысление характера ответственности, необходимость приобретения новых технологических навыков.

Повышение квалификации гражданских служащих регулярно осуществляется «в целях совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности» [1, п. 10]. Это соответствует требованиям Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2] о том, что профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего должны осуществляться в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Только в этом случае можно добиться того, что компетенции, которыми владеет государственный служащий, будут всегда актуальными.

Опыт преподавания в Учебно-методическом центра Правительства Пензенской области и результаты обобщения информации, полученной в процессе взаимодействия с представителями органов государственной власти Пензенской области, позволили сделать вывод о необходимости формирования портфеля компетенций государственного служащего, в котором обязательно должен быть блок компетенций, связанных с владением информационными технологи-

ями (далее - ИТ). Без этих компетенций невозможно внедрять современные технологии государственного управления и обеспечить готовность госслужащих к работе в системе электронного правительства.

Импульс к активному повсеместному внедрению современных ИТ был в свое время дан Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002-2010 гг.)”».

Чтобы корректно сформулировать компетенции по блоку «ИТ» был составлен список нормативных документов из 17 актов [3-19], определяющих современные требования к ним.

Для формирования актуального перечня компетенций государственных служащих, обеспечивающих их готовность к работе в системе ЭП, необходимо было выполнить следующие работы:

1) разработать примерный перечень ИТ-компетенций, владение которыми необходимо для эффективного выполнения обязанностей;

2) провести опрос экспертов с целью уточнения примерного перечня компетенций и обработать полученные результаты. Эксперты представляют мнение руководителей государственных органов или специалистов в области профессионального образования. Если по результатам опроса среди компетенций будут выявлены очевидные «лидеры» и «аутсайдеры» по важности, то перечень компетенций подлежит пересмотру;

3) провести массовый опрос государственных служащих и обработать полученные результаты. Респонденты этой категории представляют мнение «практиков», непосредственно исполняющих обязанности по замещению должностей государственной службы. Если по результатам опроса среди компетенций практиками будут выявлены очевидные «лидеры» и «аутсайдеры» по важности, то перечень компетенций также подлежит пересмотру;

4) сформировать актуальный перечень ИТ-компетенций с учетом полученных данных.

На основе изучения Приказа Министерства информационных технологий и связи РФ [20]

сначала был сформирован примерный перечень базовых ИТ-компетенций:

1. Знание основных принципов работы с системами подготовки текстовых документов (соответствует п. 4 и п. 5.2 квалификационных требований вышеупомянутого приказа).

2. Владение правилами компьютерного набора текста и методами форматирования и редактирования текста (соответствует п. 5.2.1, п. 5.2.2).

3. Знание основных возможностей электронных таблиц по хранению и обработке информации и умение применять их на практике (соответствует п. 5.3).

4. Владение навыками создания презентаций (соответствует п. 12).

5. Знание общих принципов организации локальных и глобальных вычислительных сетей, основных видов сервиса Интернета (соответствует п. 2).

6. Владение навыками работы с браузерами, электронной почтой и поисковыми системами Интернета (соответствует п. 2.7).

7. Знание основ аппаратного и программного обеспечения ПК (п. 1 квалификационных требований).

8. Знание назначения и основных функций баз данных при хранении информации (соответствует п. 5.4.1).

9. Умение работать с существующей базой данных: ввод, редактирование и удаление информации (соответствует п. 5.4.4).

10. Знание общих понятий об информационной безопасности (соответствует п. 3 вышеназванных квалификационных требований).

Чтобы провести опрос экспертов была разработана анкета.

Приведенный перечень компетенций необходимо было проверить на соответствие реальным требованиям к государственным служащим, фактически предъявляемым к ним при выполнении своих должностных обязанностей. Для этого с помощью анкетирования были собраны первичные данные и опрошены две группы специалистов:

- специалисты первой группы имели большой опыт работы в должностях руководителей государственной службы и/или профессионального образования по направлениям деятельности государственных служащих и являлись признанными экспертами в рассматриваемых вопросах (8 чел.);

- специалисты второй группы замещали различные должности государственной службы, они проходили обучение в Учебно-методическом центре Правительства Пензенской области (123 чел.).

Объем выборки в каждом опросе и состав респондентов, вошедших в каждую выборку, позволили обеспечить приемлемую точность результатов в каждом исследовании.

Исходными данными для проведения расчетов служили данные опроса респондентов. Респондент в предложенной анкете указывал для каждой компетенции ее приоритет. При этом

на первое место ставилась самая важная компетенция. Чем выше значение приоритета, тем менее важной считает респондент компетенцию для обеспечения высокой эффективности работы госслужащего.

Результаты анализа данных, полученных по результатам экспертного опроса, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты расчета ранга и коэффициентов важности ИТ-компетенций

Номер компетенции і Название компетенции Обобщенный приоритет ^ 1_ Із СС О.

2 Владение правилами компьютерного набора текста и методами форматирования и редактирования текста 1,142857 1

1 Знание основных принципов работы с системами подготовки текстовых документов 2,714286 2

6 Владение навыками работы с браузерами, электронной почтой и поисковыми системами Интернета 3,285714 3

3 Знание основных возможностей электронных таблиц по хранению и обработке информации и умение применять их на практике 4,714286 4

5 Знание общих принципов организации локальных и глобальных вычислительных сетей, основных видов сервиса Интернета 4,857143 5

7 Знание основ аппаратного и программного обеспечения ПК 5,714286 6

8 Знание назначения и основных функций баз данных при хранении информации 6,285714 7

9 Умение работать с существующей базой данных: ввод, редактирование и удаление информации 6,285714 8

4 Владение навыками создания презентаций 7,142857 9

10 Знание общих понятий об информационной безопасности 9 10

Для проведения экспертного опроса в качестве экспертов были привлечены:

1) заместитель Министра образования Пензенской области;

2) заместитель Министра культуры и архива Пензенской области;

3) начальник Управления по обеспечению деятельности Министерства сельского хозяйства Пензенской области;

4) заместитель председателя Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту, туризму;

5) заместитель начальника Департамента по труду, занятости и трудовой миграции Пензенского областного Центра занятости населения;

6) начальник отдела Управления ЗАС Пензенской области;

7) заведующий кафедрой «Государственное управление и социология региона» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»;

8) заведующий кафедрой документационного обеспечения управления Поволжского института им. П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Состав экспертов позволяет сделать вывод о достаточной компетентности участников группы в рассматриваемых вопросах.

Для анализа полученных результатов в каждой выборке определялся обобщенный ранг каждой компетенции Я, I = 1,ь , где £ - количество компетенций.

Поскольку «важность» каждой компетенции в деятельности государственного служащего неодинакова, для формирования интегральной оценки уровня подготовки государственного служащего необходимо было определить весовые коэффициенты каждой компетенции. Для этого использовался известный метод парных сравнений.

Значения обобщенных приоритетов компетенций в таблице 1 равномерно распределены в интервале от 1 до 10, что не позволяет сделать об избыточности или некорректности предложенного портфеля компетенций.

Кроме того, экспертам было предложено оценить уровень квалификации государственных служащих Пензенской области в области ИТ.

Результаты опроса представлены в таблице 2. Здесь компетентность государственных служащих в области ИТ оценена экспертами следующим образом: достаточный уровень - 14 %, скорее достаточный - 43 % , скорее недостаточный - 29 %.

Вторая группа опрошенных, как уже отмечалось, состояла из служащих, замещающих различные должности государственной службы, и прошедших обучение в Учебно-методическом центре Правительства Пензенской области (всего 123 чел.).

Таблица 2 - Результаты оценки уровня квалификации государственных служащих Пензенского региона_________________________________________________________

Оценка уровня квалификации госслужащих Эксперты Кол-во ответов %

Уровень квалификации государственных служащих Пензенского региона в области информационных технологий: 1 2 3 4 5 6 7

Достаточный уровень - - - - 1 - - 1 4

Скорее достаточный - 1 - - - 1 1 3 43

Скорее недостаточный 1 - - 1 - - - 2 29

Недостаточный 0 0

Затрудняюсь ответить - - 1 - - - - 1 4

Результаты расчетов для списка ИТ-компетенций показаны в таблице 3.

Значения обобщенных приоритетов компетенций очень плотно распределены в интервале от 1 до 6, что не позволяет сделать вывод об избыточности или некорректности предложенного портфеля компетенций.

Таким образом, была проведена оценка готовности государственных служащих Пензенской области к работе в системе электронного правительства и сформирован портфель базовых ИТ-компетенций, владение которыми необходимо любому государственному служащему.

Для оптимальной организации учебного процесса подготовки или переподготовки госслужащих с целью освоения ИТ-компетнций все анализируемые компетенции можно разделить, как предложено в [21] на знаниевые (далее - ЗК), навыковые (далее - НК) и деятельностные (далее - ДК).

Таблица 3 - Результаты расчета ранга и коэффициентов важности ИТ-компетенций

Номер компетенции l Название компетенции Обобщенный приоритет ^ Ранг Rl

2 Владение правилами компьютерного набора текста и методами форматирования и редактирования текста 2,216867 1

9 Умение работать с существующей базой данных: ввод, редактирование и удаление информации 2,518519 2

1 Знание основных принципов работы с системами подготовки текстовых документов 2,714286 3

10 Знание общих понятий об информационной безопасности 3,038462 4

8 Знание назначения и основных функций баз данных при хранении информации 3,32 5

7 Знание основ аппаратного и программного обеспечения ПК 3,423077 6

3 Знание основных возможностей электронных таблиц по хранению и обработке информации и умение применять их на практике 4,012048 7

6 Владение навыками работы с браузерами, электронной почтой и поисковыми системами Интернета 4,256098 8

5 Знание общих принципов организации локальных и глобальных вычислительных сетей, основных видов сервиса Интернета 4,75641 9

4 Владение навыками создания презентаций 5,265823 10

ЗК являются компетенции 1, 5, 7, 8, 10; компетенции 2, 4, 6, 9 - НК, а компетенция 3 - ДК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деление всех компетенций на ЗК, НК и ДК определяет порядок разработки контрольноизмерительных материалов и методику оценки степени овладения этими компетенциями.

Овладение ЗК (знание основных требований нормативных документов]) можно оценить на основе «классического» тестирования. НК и ДК можно оценить только при решении конкретных практических задач. Поэтому при организации подготовки или переподготовки государственных служащих нужно разработать комплекс задач, связанных с функционированием электронного правительства [22].

Предложенный подход позволяет организовать оценку компетентности госслужащих в сфере ИТ, разработать метод формализации задачи адаптивного управления подготовкой или переподготовкой и сам метод обучения профессиональным компетенциям, необходимым для работы в системе электронного правительства.

Обработка полученных в ходе анкетирования результатов позволяет корректировать образовательные программы подготовки и переподготовки госслужащих в плане распределения часов на каждую дисциплину, которая обеспечивает формирование тех или иных ИТ -компетенций (по степени их важности), вошедших в сформированный портфель.

Ссылки:

1. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 62.

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 07.02.2008 г. № Пр-212.

4. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

5. Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

6. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

7. Постановление Правительства РФ от 28.09.2010 г. № 767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов».

8. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание».

9. Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационнотехнологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

10. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 г. № 552 «О порядке предоставления федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами доступа к своим информационным системам в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт».

11. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов».

12. Постановление Правительства РФ от 22.07.2011 г. № 613 «О разработке, подключении и функционировании федеральных электронных приложений, за исключением электронного банковского приложения».

13. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

14. Распоряжение Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 1344-р «Об определении организации по предоставлению государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты».

15. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

16. Распоряжение Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 442-р «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде».

17. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2011 г. №654-р «О базовых государственных информационных ресурсах».

18. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 г. № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме».

19. Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 27.12.2005 г. № 147 «Об утверждении квалификационных требований к федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов РФ в области использования информационных технологий».

20. Там же.

21. Золотова Т.А., Фионова Л.Р. Использование информационных технологий в подготовке кадров для электронного правительства // Документация в информационном обществе. Международный опыт управления документами: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2011. С. 113-121.

22. Формирование перечня компетенций гражданского служащего. Разработка тестовой программы, направленной на выявление и развитие компетенций гражданского служащего: отчет по государственному контракту от 11.10.2011 г. № 309. Пенза, 2011. 363 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.