Научная статья на тему 'Оценка глубины и длительности рецессии в России и меры Правительства РФ по ее преодолению'

Оценка глубины и длительности рецессии в России и меры Правительства РФ по ее преодолению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ЭКОНОМИКА РОССИИ / RUSSIAN ECONOMY / РЕЦЕССИЯ / RECESSION / МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА / MEASURES TO OVERCOME THE RECESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов А.О.

В статье анализируются обновленные результаты макроэкономических прогнозных расчетов по оценке развития экономики России на 2015-2017 гг. В расчетах используются динамические макроэкономические модели. Рассматриваются три основных варианта развития российской экономики базовый, пессимистический и оптимистический, а также меры Правительства России по преодолению рецессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранов А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the Depth and Duration of the Recession in Russia and the Russian Government’s Measures to Overcome it

The article analyzes the results of the updated macroeconomic forecast calculations to assess the development of the Russian economy for the period 2015 2017 years. Dynamic macro models have been used in the projection calculations. Three main variants of Russian economy development for the period base, optimistic and pessimistic are analyzed in the article and ecological aspect of the forecast. Reviews the measures of the Russian Government to overcome the recession.

Текст научной работы на тему «Оценка глубины и длительности рецессии в России и меры Правительства РФ по ее преодолению»

ЭКО. - 2015. - №4 БАРАНОВ А.О.

Оценка глубины и длительности рецессии в России и меры Правительства РФ по ее преодолению

А.О. БАРАНОВ, доктор экономических наук, Новосибирский государственный университет, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. E-mail: baranov@ieie.nsc.ru

В статье анализируются обновленные результаты макроэкономических прогнозных расчетов по оценке развития экономики России на 2015-2017 гг. В расчетах используются динамические макроэкономические модели. Рассматриваются три основных варианта развития российской экономики - базовый, пессимистический и оптимистический, а также меры Правительства России по преодолению рецессии.

Ключевые слова: прогнозирование, экономика России, рецессия, меры по преодолению кризиса

Основные условия и предпосылки, принятые в макроэкономическом прогнозе

В четвертом квартале 2014 г и в начале 2015 г экономическая ситуация в России существенно ухудшилась. Цены на нефть продолжили падение, достигнув минимума за последние шесть лет. Оказывают негативное воздействие и санкции западных стран, резко затруднившие доступ к внешним финансовым ресурсам для российских компаний и банков. Все это усугублялось неквалифицированными действиями руководства Центрального банка России, допустившего панику на валютном рынке во второй половине декабря 2014 г В связи с этим возникла необходимость пересмотра параметров прогноза развития экономики России в 2015 г. и в последующие годы в худшую сторону. В начале 2015 г. Правительство России разработало комплекс мер по преодолению экономического кризиса и начало его практическую реализацию. Анализ этих мер, по нашему мнению, позволяет оценить, насколько они могут нормализовать ситуацию в российской экономике.

Динамика цен на нефть в кратко- и среднесрочной перспективе

В опубликованном «ЭКО» прогнозе развития экономики России на 2015-2017 гг. мы достаточно подробно останавливались на причинах снижения цен на нефть в 2014 г.1 Из названных ранее выделим два ключевых фактора обвала этих цен.

1. Геополитический. В развязанной США войне санкций против России в связи с событиями в Украине весьма вероятна договоренность с Саудовской Аравией о снижении цен на нефть с целью оказания дополнительного давления на российскую экономику. Трудно поверить в случайное совпадение по времени начала санкций против России и резкого падения цен на нефть в июле 2014 г. Такое снижение на достаточно длительный период невыгодно и самим США, так как на ряде месторождений добыча сланцевой нефти в США и Канаде имеет достаточно высокую себестоимость. Наиболее популярные в последнее время оценки средних «цен отсечения» для нефтяных сланцевых проектов колеблются в районе 56 долл./барр. Поэтому ряд экспертов считают, что нижней границей падения цен на нефть являются 40 долл./барр.2 При этой цене добыча станет убыточной для некоторых производителей, в том числе - ряда производителей сланцевой нефти в США.

2. В конце октября 2014 г. Федеральная резервная система США объявила о прекращении политики монетарного стимулирования американской экономики с ноября 2014 г. в связи с достаточно высоким темпом роста ВВП США и уменьшением безработицы. Как следствие, процентные ставки в США могут возрасти3. Это приведет к снижению привлекательности товарных активов, включая нефть, и может вызвать переток капитала с нефтяного рынка на финансовый, что также будет способствовать снижению цен на нефть.

1 Баранов А. О., Павлов В. Н., Тагаева Т. О. Тревожные перспективы: прогноз развития экономики России на 2015-2017 гг. // ЭКО. - 2014. - № 12. - С. 15-35.

2 URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/278477-slantsevaya-neft-v-ssha-k-chemu-privedet-snizhenie-tsen (дата обращения: 26.01.2015).

3 URL: http://www.federalreserve.gov/newsevents/press/monetary/20141029a. htm (дата обращения: 27.01.2015).

Поскольку названные выше факторы будут действовать на протяжении 2015 г, с большой вероятностью в течение достаточно длительного времени можно ожидать значения цен на нефть марки Urals на уровне января 2015 г, т.е. около 45-60 долл./барр.

Вместе с тем некоторые факторы могут действовать в направлении увеличения цен на нефть в более отдаленной перспективе. Так, возможное обострение конфликта в Украине, ухудшение ситуации на Ближнем Востоке могут привести к снижению предложения нефти на мировом рынке. Значительный пересмотр запасов сланцевой нефти в США, как это уже произошло на некоторых американских месторождениях, приведет к изменению ожиданий относительно увеличения предложения нефти. Сыграет свою роль и заинтересованность основных стран - экспортеров нефти в поддержании достаточно высоких цен. В частности, в США уже остановлены некоторые проекты по разработке месторождений сланцевой нефти. По данным Baker Highes, достаточно резко начало снижаться количество буровых установок в США (в январе 2015 г. - на 276 ед., или на 18%).

По оценке компании Wood Mackenzie, в 2015 г. ожидается снижение инвестиций нефтяными компаниями на 100 млрд долл.4 Это приведет через определенное время к остановке проектов и уменьшению предложения нефти на мировом рынке.

Кроме того, риск усиления инфляции в США после огромного увеличения денежной массы в последние годы приведет к повышению нефтяных цен в американских долларах. А возможное торможение роста американской экономики заставит ФРС возобновить политику увеличения денежной массы.

Перечисленные факторы говорят о том, что с большой вероятностью низкие цены на нефть (45-65 долл./барр. нефти Brent) продержатся в пределах 2015 г., а в дальнейшем начнется их постепенный рост.

Жесткая кредитно-денежная политика Банка России

После допущенного Банком России обвала рубля в середине декабря 2014 г. он увеличил ключевую ставку (ставку процента

4 Сечин И. Кризис и перспективы развития нефтяного рынка // Эксперт. -2015. - № 8 (934) . - С. 28.

по операциям РЕПО на срок от одного до шести дней) до 17% годовых (в начале года - 5,5%). Иначе говоря, для коммерческих банков «цена денег», которые они занимают у Банка России, резко возросла. Среднеквартальная ставка М1БОЯ по кредитам от 31 до 90 дней возросла с 7,2% годовых в четвертом квартале 2013 г. до 13,4% за аналогичный период 2014 г (рис. 1), а в последние две недели декабря 2014 г. - 25% годовых. Вслед за этим на рынке пошли вверх проценты по кредитам для физических и, особенно, юридических лиц.

Млрд руб. 35000

25000

20000

15000

10000

% 25

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ Ъ/ "><- Ъ' "}' \/ *><" *>'

- М2 номинальная, млрд руб.

- М2 реальная, млрд руб., цены 4-ш кв. 2001 г.

- МТБОЯ номинальная, % годовых (правая ось)

Рис. 1. Поквартальная динамика денежной массы и нормы процента в России в 2009-2014 гг.

30 января 2015 г. под давлением экспертного сообщества и многих членов Государственной думы Банк России снизил ключевую ставку с 17% до 15% годовых5. По нашему мнению, это шаг в правильном направлении, но одного его недостаточно для стимулирования экономического роста в России.

30000

5000

0

5 О ключевой ставке Банка России. иЯ1_: http://www.cbr.ru/press/pr.as px?file=30012015_133122dkp2015-01-30T13_15_49.htm (дата обращения: 04.02.2015) .

Из последних дискуссионных решений ЦБ РФ отметим переход с 10 ноября 2014 г к плавающему курсу рубля6. Время для этого было выбрано крайне неудачное - в условиях западных санкций, ограничивших приток валюты в страну. Обвал рубля в середине декабря 2014 г. подтвердил несвоевременность этого решения.

По прошествии 2014 г. уместно задаться вопросом: каковы итоги усилий Банка России?

Итог первый: потребительская инфляция усилилась с 6,5% в 2013 г. до 11,4% в 2014 г.

Итог второй: золотовалютные резервы России снизились с 509,6 млрд долл. на 1 января 2014 г. до 379 млрд долл. США на 1 января 2015 г Тезис о том, что «мы не будем палить наши золотовалютные резервы», не подтвердился, а валютный рынок в России был раскачан, простимулировав инфляционные ожидания.

Одновременно произошло замедление прироста ВВП с 1,3% в 2013 г. до примерно 0,6% в 2014 г.

Повторим вновь: действия Банка России, которые он осуществлял с начала 2014 г., внесли значительный вклад в остановку роста российской экономики. Можно с полной уверенностью сказать, что проводимая в 2014 г. кредитно-денежная политика никак не содействовала оживлению экономики и не позволила достичь целей по инфляции.

Банк России через жесткую кредитно-денежную политику и политику обесценения рубля негативно влияет на экономический рост по двум направлениям: увеличение процентных ставок затрудняет кредитование инвестиционных проектов, ипотеку, приобретение в кредит товаров длительного пользования населением, что снижает инвестиционный и потребительский спрос, а обесценение рубля удорожает импортные сырье и оборудование.

Последнее негативно сказывается на перевооружении отраслей национальной экономики. В 2013 г. импорт машин и оборудования в России был равен 154 млрд долл.7, что, по нашей оценке, составляло примерно 89% от общей величины инвестиций в машины, оборудование и транспортные

6 Политика валютного курса Банка России. 1Ж1_: http://www.cbr.ru/DKP/? РгМС=е-г_роМсу (дата обращения: 04.02.2015).

7 Россия в цифрах. 2014. - М., 2014. - С. 532.

средства! Обесценение рубля в два раза в 2014 г негативно скажется на инвестициях в активную часть основного капитала, существенно удорожая их цену в рублях, хотя, конечно, позитивно повлияет (и уже влияет) на чистый экспорт товаров и услуг и доходы бюджета. Кроме того, обесценение рубля подстегивает ИПЦ через удорожание импорта потребительских товаров и услуг Приведенные выше аргументы послужили основанием для рассмотрения в рамках прогноза различных вариантов динамики цен на нефть и кредитно-денежной политики ЦБ РФ и оценке их влияния на экономическую динамику в России в 2015-2017 гг.

Некоторые ключевые предположения обновленного прогноза

Основные предположения базового варианта В 2015 г среднегодовая цена на нефть марки Urals уменьшится по сравнению с 2014 г. с 96 до 56 долл./барр. Однако с 2016 г начнется плавное увеличение цен: в 2016 г - на 30% (до 73 долл./барр.) и в 2017 г - на 13% (82 долл./барр. (табл. 1, рис. 2). Отметим, что для 2015-2016 гг. мы использовали среднегодовые цены на нефть из прогноза Международного энергетического агентства8.

Таблица 1. Динамика важнейших экзогенных переменных

в прогнозе развития экономики России на 2013-2017 гг.

Вариант 2013 2014 2015 2016 2017

Среднегодовая цена на нефть марки Urals, долл./барр.

Базовый 108 96 56 73 82

Пессимистический 108 96 43 48 53

Оптимистический 108 96 61 73 82

Темп роста реального денежного агрегата М2,%

Базовый 109,3 99,1 110,8 121,6 125,0

Пессимистический 109,3 99,1 101,3 106,3 110,0

Оптимистический 109,3 99,1 117,1 125,0 125,0

Среднегодовой номинальный курс доллара, руб.

Базовый 31,9 38,7 55,7 61,3 61,3

Пессимистический 31,9 38,7 66,0 76,2 80,0

Оптимистический 31,9 38,7 55,7 55,7 55,7

Источник: данные Международного энергетического агентства, экспертные оценки автора.

8 URL: http://www.eia.gov/forecasts/steo/report/prices.cfm (дата обращения 19.01.2015).

Долл./барр. 100,0

90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0

■ 96,3

^^ 822

хч 61 73

__«

48 53

2014 Базовый

2015 2016

Пессимистический —

2017 Оптимистический

Рис. 2. Динамика среднегодовой цены на нефть марки ига1в в вариантах прогноза в 2014-2017 гг., долл./барр.

Центральный банк России с 2015 г. проводит более адекватную политику, содействующую снижению процентных ставок в экономике и стимулированию экономического роста. Денежный агрегат М2 в реальном выражении в 2015 г. возрастает на 10,8% (что примерно равно приросту реальной М2 в 2013 г.). В 2016 г и в 2017 г. темп прироста реальной М2 равен 21,6% и 25% соответственно. При предположении о том, что в 2015-2017 гг. дефлятор ВВП будет примерно 110%, темп роста номинальной денежной массы составит: в 2015 г. - 121,4%, в 2016 г. - 133,8% и в 2017 г. - 137,5%. Отметим, что в этом нет ничего драматического: в 2000-2007 гг. темп прироста номинальной денежной массы М2 колебался в пределах от 34% до 60% (табл. 1, рис. 3).

%

2013 2014 2015 2016 2017

- Базовый —□— Пессимистический -А— Оптимистический

Рис. 3. Темп роста среднегодовой реальной денежной

массы М2 в вариантах прогноза в 2013-2017 гг.,%

Не происходит роста реального обменного курса доллара США к рублю в 2015-2017 гг. Иначе говоря, среднегодовой номинальный обменный курс возрастает примерно тем же темпом, что и дефлятор ВВП (см. табл. 1, рис. 4).

90 80 70 60 50 40 30 20

80

^—■----*76,2

6^--- 61,3 61,3

-*- -Д 55,7

557

31,9 38,7

Пессимистический

Оптимистический

Рис. 4. Динамика среднегодового обменного

курса доллара США к рублю в вариантах прогноза в 2013-2017 гг.

Основные предположения пессимистического варианта

• Среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2015 г составит 43 долл./барр., что близко к минимальному значению января 2015 г. В 2016 г. цена возрастет до 48 долл./барр. и в 2017 г. -до 53 долл./барр. Эти величины получаем, исходя из предположения о темпах прироста цен на нефть в 2016 г. к 2015 г. на 10% и 2017 г. к 2016 г. (см. табл. 1, рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Центральный банк России продолжает проводить жесткую монетарную политику, и среднегодовая реальная денежная масса М2 в 2015 г. возрастает на 1,3% (фактически весь год остается на уровне четвертого квартала 2014 г.). В 2016-2017 гг. реальный денежный агрегат М2 в четвертом квартале возрастает относительно того же периода предыдущего года на 10% (см. табл. 1, рис. 3).

• Среднегодовой номинальный обменный курс доллара США к рублю в 2015 г. возрастает на 70%, до 66 руб./долл., в 2016 г. -на 15% (76 руб./долл.), в 2017 г. - на 5% (80 руб./долл.) (табл. 1, рис. 4).

• Правительство России из-за бюджетных ограничений проводит пассивную фискальную политику и приостанавливает

2013

2014

2015

2016

2017

масштабные инфраструктурные проекты. Не реализуется вариант стимулирования экономического роста через увеличение государственных закупок.

Основные предположения оптимистического варианта

• Цены на нефть марки Urals в первом квартале 2015 г останутся на уровне января 2015 г. (49 долл./барр.), со второго квартала -65 долл./барр. В 2016 г. (из расчета средней цены в четвертом квартале каждого года к соответствующему кварталу предыдущего года) темп роста составит примерно 120% (среднегодовая цена -73 долл./барр.), в 2017 г - 110% (82 долл./барр.) (табл. 1, рис. 2).

• Центральный банк России отходит от инфляционного тарге-тирования и в качестве одной из основных целей декларирует повышение занятости населения и, следовательно, экономический рост. Реальная денежная масса возрастает более высокими темпами по сравнению с базовым вариантом: в 2015 г. - на 17,1%, в 2016 г. - на 25%, в 2017 г. - на 25%. Рост номинальной денежной массы, при предположении о величине дефлятора ВВП в каждом году прогнозного периода, равной 110%, составит 29% в 2015 г., 37,5% - в 2016 г. и 37,5% - в 2017 г. Такой темп вполне вписывается в рамки его динамики в годы экономического подъема в начале 2000-х годов (см. табл. 1, рис. 3).

• Правительство России последовательно проводит активную фискальную политику, реализуя масштабные инфраструктурные проекты за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и умеренного наращивания государственного долга. Это стимулирует экономический рост.

Результаты прогнозных расчетов по динамике

ВВП и инвестиций в основной капитал

В соответствии с нашим прогнозом, во всех вариантах развития экономики России в 2015 г. ожидается рецессия. Падение ВВП составит от 3,2% (оптимистический) до 6,8% (пессимистический вариант). В дальнейшем по пессимистическому варианту снижение ВВП может продолжиться в течение еще двух лет и за 2015-2017 гг. составить примерно 22% (табл. 2, рис. 5). Следует подчеркнуть, что при более мягкой монетарной политике, когда темп роста реального денежного агрегата М2 составит в 2015 г. 17%, а в 2016-2017 гг. - 25% ежегодно, удастся существенно сгладить негативные последствия

низких цен на нефть: темп падения ВВП в 2015-2016 гг. составит примерно 2,7-4,6% в год, в 2017 г. начнется незначительный рост, а за весь период ВВП снизится лишь на 6% (табл. 2).

Таблица 2. Темпы роста некоторых важнейших

макропоказателей экономики России в 2014-2017 гг. по вариантам прогноза,%

Вариант 2014 2015 2016 2017 2015-2017

Темп роста ВВП

Базовый 100,6 95,5 98,3 102,6 96,3

Пессимистический 100,6 93,2 91,6 91,4 78,0

Пессимистический, при стимулирующей монетарной политике 100,6 95,4 97,3 101,4 94,1

Оптимистический 100,6 96,8 99,9 104,5 101,1

Темп роста инвестиций в основной капитал

Базовый 97,5 83,4 93,7 105,5 82,5

Пессимистический 97,5 73,7 76,5 77,4 43,6

Оптимистический 97,5 85,5 100,6 108,4 93,2

Источник: результаты прогнозных расчетов автора.

—□— Базовый —■— Пессимистический —Д— Оптимистический

Рис. 5. Темп роста ВВП экономики России

в 2014-2017 гг. по вариантам прогноза, %

Особенно негативно в пессимистическом варианте выглядит прогноз динамики инвестиций в основной капитал: их падение за весь период 2015-2017 гг. может составить около 60%. Да и в базовом варианте при заданной динамике экзогенных переменных инвестиции в 2015-2017 гг сократятся на 17,5%, что абсолютно не соответствует планам модернизации российской экономики (см. табл. 2, рис. 6).

—□— Базовый-■— Пессимистический —Л— Оптимистический

Рис. 6. Темп роста инвестиций в основной капитал

в России в 2014-2017 гг. по вариантам прогноза, %

Рассмотрим отличия нашего обновленного прогноза по сравнению с оценками динамики макроэкономических показателей, опубликованными «ЭКО» в декабре 2014 г.9, на примере темпов роста ВВП по базовым вариантам (рис. 7).

Базовый вариант - обновленный прогноз Базовый вариант - прогноз осени 2014 г.

Рис. 7. Темп роста ВВП экономики России в 2014-2017 гг. по базовым вариантам прогнозов, %

Наибольшие отличия в темпах роста ВВП характерны для 20152016 гг.: минус 2,4 п. п. и минус 1,5 п. п. соответственно. В целом за 2015-2017 гг по базовому варианту обновленного прогноза ожидается сокращение ВВП России на 3,7%, в то время как в более раннем прогнозе предполагался рост этого показателя на 1,4%.

9 Баранов А. О., Павлов В. Н., Тагаева Т. О. Тревожные перспективы: прогноз развития экономики России на 2015-2017 гг. // ЭКО. - 2014. - № 12. - С. 15-35.

Основные выводы по результатам прогнозных расчетов

• В 2015 г с большой вероятностью в экономике России ожидается существенный спад производства. Сокращение ВВП будет колебаться в пределах от 3,2% до 6,8%.

• Пессимистический вариант прогноза демонстрирует то обстоятельство, что у Правительства РФ и Банка России нет выбора. В условиях, когда цена на нефть Urals будет длительное время (2015-2017 гг.) находиться в пределах 45-60 долл./ барр. или ниже, при отсутствии активных стимулирующих мер экономической политики, Россию ждет глубокий экономический кризис с тяжелыми социальными последствиями, когда под вопросом окажется способность государства выполнять свои социальные обязательства. Следовательно, необходимы комплекс мер фискального и монетарного характера, а также улучшение институциональной среды для бизнеса, с целью стимулирования экономического роста. Отметим, что такие меры уже предпринимаются Правительством РФ.

• Особенно проблематичной представляется политика Банка России в части увеличения процентных ставок для достижения, как декларируется, целей по инфляции. Как показывают расчеты, инфляция в России в последние 15 лет формируется в основном за счет немонетарных факторов10. Поэтому рост процентных ставок не позволяет бороться с инфляцией, он приводит к еще более глубокому снижению инвестиций и усугубляет замедление экономического роста, переходящее в спад производства.

В целом можно сделать вывод, что при отсутствии реальных мер по стимулированию экономического роста в ближайшие два года экономику России ожидает спад производства, который при определенных обстоятельствах (пессимистический вариант) может продолжиться и в 2017 г.

Меры Правительства России по преодолению рецессии

В конце января 2015 г. Правительством России был утвержден «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности

10 Баранов А. О., Сомова И. А. Что определяло инфляцию в России в постсоветский период? // ЭКО. - 2014. - № 8. - С. 64-84.

в 2015 году»11. Он действует в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. В нем, как и в других документах Правительства России, можно выделить три группы мер.

Первая группа - меры краткосрочного регулирования экономики.

Она включает следующие основные действия Правительства Российской Федерации в течение ближайших месяцев.

1. Наиболее значимые стабилизационные меры (подкреплены зафиксированными в Плане объемами финансирования):

• увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (до 160 млрд руб.);

• докапитализация системно значимых кредитных организаций за счет средств государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» для поддержания необходимого уровня кредитования приоритетных отраслей (уже выделено 1000 млрд руб. за счет средств федерального бюджета 2014 г.);

• докапитализация российских банков с использованием средств Фонда национального благосостояния с целью профинансировать наиболее приоритетные инфраструктурные проекты (до 250 млрд руб.);

• предоставление госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» финансовых ресурсов за счет средств Фонда национального благосостояния на увеличение объемов кредитования организаций реального сектора (до 300 млрд руб.);

• увеличение объема государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством РФ, включая реструктуризацию текущей задолженности, чтобы сделать доступными кредиты для реального сектора (до 200 млрд руб.). Общий объем финансирования перечисленных основных стабилизационных мер и менее значимых мероприятий составляет примерно 2 трлн руб. Основная идея этих мер - обеспечение нормального финансирования экономики в условиях очень высоких процентных ставок. При этом обращает на себя внимание

11 иЯ1_: http://government.ru/docs/16639/ (дата обращения: 05.02.2015) .

отсутствие требований по ограничению процентной ставки для банков, которые получили государственную поддержку и будут кредитовать предприятия. Это открывает возможности для попыток перепродажи денежных ресурсов на рынке межбанковского кредитования и установления процентных ставок, непосильных для бизнеса из нефинансового сектора.

2. Меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта:

• стимулирование импортозамещения в инвестиционных проектах, реализуемых государственными организациями или акционерными обществами, в которых государство имеет контрольный пакет акций;

• упрощение условий и процедур предоставления государственных гарантий РФ с целью поддержки экспорта;

• упрощение процедуры экспорта товаров, на которые не установлены запреты и ограничения;

• субсидирование процентной ставки ЗАО «Росэксимбанк» по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, докапитализация ЗАО «Росэксимбанк».

Названные меры призваны упростить процедуры и улучшить условия финансирования экспорта товаров из России. Это может позитивно повлиять на динамику производства в экспорто-ориентированных секторах российской экономики и несколько смягчить спад производства.

3. Снижение издержек для бизнеса и поддержка малого и среднего предпринимательства:

• введение двухлетних «каникул» по уплате обязательных страховых платежей по страхованию гражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

• перенос вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспортных объектов;

• удвоение предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства: для микропредприятий - с 60 до 120 млн руб., для малых - с 400 до 800 млн руб., для средних - с 1 до 2 млрд руб.;

• расширение мер поддержки малых инновационных предприятий;

• снижение избыточного антимонопольного контроля;

• предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6% до 1%;

• расширение перечня видов деятельности, к которым возможно применять патентную систему налогообложения, упрощение процедур, связанных с применением патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами;

• предоставление права субъектам РФ снижать в два раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн руб. до 500 тыс. руб.);

• предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, для отдельных видов деятельности - с 15% до 7,5%;

• расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что приведет к увеличение спроса на продукцию малых и средних предприятий;

• распространение двухлетних «налоговых каникул» на всех впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в сфере производственных и бытовых услуг.

Все эти меры призваны снизить налоги для малого бизнеса в условиях наступающего кризиса и тем самым простимулировать рост существующих и новых малых предприятий и смягчить проблему увеличивающейся безработицы.

4. Меры по поддержке отраслей экономики:

• определение наиболее приоритетных государственных целевых программ и изменение структуры инвестиционных расходов государства в 2015 г.;

• предоставление в 2015 г. дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в объеме 50 млрд руб.;

• корректировка механизма предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату

процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• меры по поддержке жилищного строительства и ЖКХ (не подкреплены конкретными суммами финансирования);

• стимулирование импортозамещения путем реализации целевых программ, которые планируется утвердить во втором квартале 2015 г.;

• программы стимулирования спроса на автобусы, технику для жилищно-коммунального хозяйства, автомобили, сельскохозяйственную технику, на которые в совокупности в 2015 г. выделяется 17 млрд руб.;

• поддержка отечественных авиаперевозчиков и производителей авиационной техники (объемы финансирования в Плане не указаны).

Эта группа мер позволит смягчить влияние кризиса на сельское хозяйство, ЖКХ, машиностроение и авиационный транспорт.

5. Основные меры по обеспечению социальной стабильности:

• реализация дополнительных мероприятий на рынке труда РФ, в том числе организация общественных работ, опережающее переобучение населения (планируется выделить из федерального бюджета около 52 млрд руб.);

• обеспечение выплаты дополнительных объемов пособий по безработице (30 млрд руб.);

• компенсация российским производителям средств реабилитации для инвалидов потерь от обесценения рубля (10 млрд руб.);

• проведение с 1 февраля 2015 г. индексации страховых пенсий в размере инфляции 2014 г (на 11,4%) (выделено 188 млрд руб.).

Всего на реализацию данной группы мер выделяется 380 млрд руб.

6. Основные меры в области здравоохранения, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения:

• меры по стабилизации цен на регулируемом рынке лекарственных препаратов;

• улучшение лекарственного обеспечения граждан, а также компенсация расходов, связанных с изменением валютного курса, при приобретении импортных лекарственных средств,

медицинских изделий, инструментария и расходных материалов, реактивов и химикатов, в том числе закупаемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (16 млрд руб.); • введение ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, при наличии двух и более заявок на поставку товара российского производства (в сфере лекарственных средств) и на допуск отдельных видов медицинских изделий, поступающих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что многие из перечисленных мер будут введены в действие уже в феврале-марте 2015 г. Вместе с тем значительная часть этих мер носит достаточно декларативный характер и должна быть в ближайшие месяцы существенно конкретизирована для реальной имплементации.

Важной мерой является планируемое Правительством сокращение в 2015 г. большинства расходов федерального бюджета на 10%, в первую очередь, неэффективных. При этом остается открытым вопрос: какие затраты считать неэффективными? По какому критерию будет определяться эффективность?

Полностью будет обеспечено исполнение обязательств социального характера, что потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Кроме того, не будут уменьшаться расходы на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств. Инвестиционные ресурсы бюджета будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация части новых будет отложена. Будут сокращены расходы на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности.

На основе нового макроэкономического прогноза, разработанного в связи с сохранением неблагоприятной внешней конъюнктуры, будут подготовлены предложения по дальнейшей оптимизации структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в том числе за счет ежегодного снижения расходов как минимум на 5% в реальном выражении в течение трех лет. К 2017 г. Правительство РФ планирует достичь сбалансиро-

ванности бюджетной системы при наиболее вероятном уровне цен на основные товары российского экспорта.

Общая сумма затрат на реализацию утвержденных в Плане мер составляет примерно 2,5 трлн руб., или около 3,5% от ВВП 2014 г. (предварительная оценка - примерно 71 трлн руб.)12.

В «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» отмечено, что перечень не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами.

Вторая группа мер - средне- и долгосрочного характера.

Наряду с реализацией краткосрочных мер антикризисного реагирования Правительство РФ будет реализовывать структурные реформы, направленные на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе. Это найдет отражение в новой редакции Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Кроме безусловной необходимости обеспечения макроэкономической стабильности и достаточно низкой инфляции, потребуются:

- продолжение реализации государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования, в соответствии с потребностями XXI века;

- создание необходимых условий для опережающего роста частных инвестиций в структуре ВВП, ускоренное и полноценное исполнение «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, а также комплексное совершенствование контрольно-надзорной деятельности (в том числе на основе риск-ориентированного подхода) с выходом России на стабильно высокие позиции в мире по уровню комфортности ведения бизнеса;

- эффективное применение всех созданных инструментов промышленной политики, прежде всего, для обеспечения импор-тозамещения и поддержки экспорта, в том числе с привлечением значительных объемов прямых иностранных инвестиций (проектное финансирование, гарантии, фонд поддержки промышленности, индустриальные парки, государственные закупки, государственно-частное партнерство);

- формирование и начало реализации Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений

12 иЯ!_: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 09.02.2015.).

российской и мировой фундаментальной науки, использования создаваемой инновационной инфраструктуры (инновационный центр «Сколково», наукограды и технопарки, ведущие университеты, институты инновационного развития);

- стабилизация налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований;

- продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот (за счет расширения ее адресного характера);

- радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством.

Третья группа мер - стимулирование экономического роста через увеличение государственных затрат на развитие инфраструктуры.

Руководством страны в конце 2014 г. - начале 2015 г. были приняты решения о реализации ряда крупнейших инфраструктурных проектов, которые могут оказать позитивное воздействие на экономическую динамику в России, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане.

Начато финансирование из Фонда национального благосостояния проектов модернизации БАМа и Транссиба (150 млрд руб. до 2018 г.), «Ямал СПГ» (150 млрд руб.), проекта «Росатома» по строительству АЭС в Финляндии (150 млрд руб.), ЦКАД в Московской области и ряда других13. Общая сумма финансирования - примерно 626 млрд руб.

В этом списке вызывает удивление финансирование строительства АЭС в Финляндии за счет средств ФНБ России. Неужели для реализации этого проекта мы должны отдавать деньги российских налогоплательщиков на стимулирование финского экономического роста? Насколько рационально такое использование средств ФНБ?

Помимо этого, Правительство РФ уже приняло положительное решение по ряду менее масштабных проектов на общую сумму 37 млрд руб. (два из них - в сельском хозяйстве) и ряд проектов

13 1Ж1_: http://economy.gov.ru/minec/press/news/20150203102 (дата обращения: 09.02.2015).

на сумму 80 млрд руб. планируется рассмотреть в первом квартале 2015 г.14

Начало реализации всех вышеперечисленных проектов в 2015 г. увеличит совокупный спрос на товары и услуги российского производства и будет содействовать смягчению рецессии. Помимо этого, реализация данных проектов в долгосрочном плане позволит расширить российский экспорт в страны АТР, повысит продовольственную безопасность страны, ускорит практическую реализацию импортозамещения.

Необходимо отметить, что Банк России предоставит дополнительные денежные ресурсы 10 крупнейшим коммерческим банкам (Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, «Альфа», Банк Москвы и др.) для обеспечения финансирования инфраструктурных и некоторых других одобренных Правительством РФ проектов по ставке 9% годовых (что существенно ниже ключевой ставки, равной 15% годовых). Банки обязуются кредитовать предприятия, реализующие эти проекты, по ставке не более 11,5% годовых. Это - позитивная тенденция. Однако пока объем таких проектов (117 млрд руб.) весьма незначителен: это меньше одного процента инвестиций в основной капитал в 2014 г

По нашему мнению, главным вкладом ЦБ РФ в стабилизацию экономики должна быть более мягкая кредитно-денежная политика, которая через постепенное снижение процентных ставок создаст стимулы для роста инвестиций, потребительских кредитов и, как результат, приведет к увеличению совокупного спроса в экономике России с последующим оживлением производства.

Подводя итоги анализа мер Правительства РФ по преодолению кризиса, невозможно не задаться рядом вопросов.

Во-первых, почему рассматриваемые меры стали воплощаться в жизнь лишь в начале 2015 г? Ведь еще в 2013 г явно просматривались тенденции сокращения темпов экономического роста, и многие эксперты высказывались о необходимости комплексных мер для его ускорения. В частности, рассмотрение в Правительстве инфраструктурных проектов, реализация которых должна была начаться уже в 2015 г, растянулось на целый год.

14 ШЯ!_: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2015020423 (дата обращения: 09.02.2015).

Более ранняя их реализация, возможно, позволила бы оживить экономический рост в 2014 г.

Во-вторых, при всех заявлениях о том, что Банк России « проводит правильную политику», на которые не скупятся руководители государства, остается открытым вопрос о согласованности действий Банка России с усилиями Правительства РФ по оживлению экономики. Правительство предпринимает меры фискального характера по оживлению экономического роста (см. выше), а Банк России душит этот рост высокими процентными ставками и ведет экономику к стагфляции, когда рост инфляции сочетается с падением производства. Поэтому развитие экономики России в ближайшие кварталы может пойти по траектории, которая явится неприятным сюрпризом для руководства страны. Такая рассогласованность действий органов управления экономикой напоминает сюжет известной басни Крылова «Лебедь, рак и щука»: «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам. Да только воз и ныне там».

В-третьих, удивляет отсутствие в списке мер по оживлению экономики одного из ключевых инструментов по увеличению инвестиций - инвестиционной скидки по налогу на прибыль, которая действовала в России до 2002 г. И это в ситуации, когда вопрос увеличения инвестиций является ключевым для обеспечения динамичного экономического роста в России в среднесрочном и долгосрочном планах!

Вместе с тем рискнем высказать мнение о том, что энергичное выполнение антикризисных мер Правительства РФ при условии проведения адекватной монетарной политики Банком России позволит российской экономике в 2016 г. избежать продолжения рецессии, а динамика ВВП в 2015 г. будет в рамках вилки, обозначенной базовым и оптимистическим вариантами нашего прогноза: минус 3% - минус 5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.