Научная статья на тему 'Оценка функционирования НДД от добычи углеводородов (на примере Красноярского края)'

Оценка функционирования НДД от добычи углеводородов (на примере Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые доходы / нефтяная отрасль / углеводородное сырье / налоговый режим / НДД / эффективность / tax revenues / oil industry / hydrocarbon raw materials / tax regime / NDT / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. А. Левшукова, Е. С. Хрисанфова, С. М. Ильинова

В статье рассмотрена экономическая сущность налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, проведена сравнительная характеристика НДПИ и НДД, а также определены фискальные возможности нового режима налогообложения в условиях российской экономической действительности на примере Красноярского края. Предметом исследования являются показатели формирования налоговой базы НДД за 9 месяцев 2019 г. и структура начислений как инструменты изъятия сверхдоходов в нефтяной отрасли на примере Красноярского края. Целью работы выступает исследование особенностей исчисления НДД недпрользователями, что впоследствии даст возможность совершить плавный переход от нынешних истощающихся месторождений к новым, с высоким потенциалом добычи нефти. Результаты. Результатами исследования являются практическое обоснование значимости добычи углеводородного сырья, в частности, нефти, в формировании налоговых доходов бюджетной системы государства, определение эффекта от внедрения налога на дополнительный доход, способствующего развитию новых месторождений и, как следствие, предложение мер в части перехода на новый режим налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О. А. Левшукова, Е. С. Хрисанфова, С. М. Ильинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF NDM FROM PRODUCTION OF HYDROCARBONS (ON EXAMPLE THE KRASNOYARSK REGION)

The article considers the economic essence of the tax on additional income from the production of hydrocarbons, compares the met and the tax, and defines the fiscal possibilities of the new tax regime in the Russian economic reality on the example of the Krasnoyarsk territory. The subject of the study is the indicators of the formation of the tax base of the NDT for 9 months of 2019 and the structure of accruals as tools for withdrawing excess income in the oil industry on the example of the Krasnoyarsk territory. The purpose of this work is to study the features of calculating the NDT by non-users, which will later make it possible to make a smooth transition from the current depleted fields to new ones with a high potential for oil production. Results. The results of the study are a practical justification of the importance of hydrocarbon production, in particular, oil, in the formation of tax revenues of the state budget system, determining the effect of the introduction of a tax on additional income that contributes to the development of new fields and, as a result, the proposal of measures for the transition to a new tax regime.

Текст научной работы на тему «Оценка функционирования НДД от добычи углеводородов (на примере Красноярского края)»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10398

О.А. Левшукова - доцент кафедры налоги и налогообложение, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, loa18@rambler.ru,

O.A. Levshakova - associate professor of taxes and taxion, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

Е.С. Хрисанфова - студентка факультета заочного обучения, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, ekaterina.mikhalyuk@mail.ru,

E. S. Khrisanfova - student of the faculty of distance learning, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;

С.М. Ильинова - студентка факультета заочного обучения, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, Sonyailinova@yandex.ru,

S. M. Ilinova - student of the faculty of distance learning, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin.

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НДД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) EVALUATION OF NDM FROM PRODUCTION OF HYDROCARBONS (ON EXAMPLE THE KRASNOYARSK REGION)

Аннотация. В статье рассмотрена экономическая сущность налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, проведена сравнительная характеристика НДПИ и НДД, а также определены фискальные возможности нового режима налогообложения в условиях российской экономической действительности на примере Красноярского края.

Предметом исследования являются показатели формирования налоговой базы НДД за 9 месяцев 2019 г. и структура начислений как инструменты изъятия сверхдоходов в нефтяной отрасли на примере Красноярского края.

Целью работы выступает исследование особенностей исчисления НДД недпрользователями, что впоследствии даст возможность совершить плавный переход от нынешних истощающихся месторождений к новым, с высоким потенциалом добычи нефти.

Результаты. Результатами исследования являются практическое обоснование значимости добычи углеводородного сырья, в частности, нефти, в формировании налоговых доходов бюджетной системы государства, определение эффекта от внедрения налога на дополнительный доход, способствующего развитию новых месторождений и, как следствие, предложение мер в части перехода на новый режим налогообложения.

Abstract. The article considers the economic essence of the tax on additional income from the production of hydrocarbons, compares the met and the tax, and defines the fiscal possibilities of the new tax regime in the Russian economic reality on the example of the Krasnoyarsk territory.

The subject of the study is the indicators of the formation of the tax base of the NDT for 9 months of 2019 and the structure of accruals as tools for withdrawing excess income in the oil industry on the example of the Krasnoyarsk territory.

The purpose of this work is to study the features of calculating the NDT by non-users, which will later make it possible to make a smooth transition from the current depleted fields to new ones with a high potential for oil production.

Results. The results of the study are a practical justification of the importance of hydrocarbon production, in particular, oil, in the formation of tax revenues of the state budget system, determining the effect of the introduction of a tax on additional income that contributes to the development of new fields and, as a result, the proposal of measures for the transition to a new tax regime.

Ключевые слова: налоговые доходы, нефтяная отрасль, углеводородное сырье, налоговый режим, НДД, эффективность

Keywords: tax revenues, oil industry, hydrocarbon raw materials, tax regime, NDT, efficiency

Приоритетным направлением развития современного государства, ориентированного, прежде всего, на добывающую промышленность, является формирование стабильных налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным сохранением уровня добычи и инвестиций в отрасль при рациональном использовании недр.

В настоящее время одним из надежных источников доходной части федерального бюджета государства по праву считается налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ). Его доля в общей структуре налоговых доходов Красноярского края занимает наибольший удельный вес относительно основных налоговых платежей и в 2018 г. составляет 43% (смотреть табл. 1) [4].

Таблица 1 - Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ по отдельным видам налогов

в Красноярском крае за 2016-2018 гг.

Вид налога 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2016 2017

Налоговые доходы, всего 371289354 100 471955056 100 621869190 100 167,5 131,8

Налог на прибыль организаций 79756433 21,5 90719551 19,2 118737213 19,1 148,9 130,9

НДФЛ 61637011 16,6 64154107 13,6 70472923 11,3 114,3 109,8

НДС 56694802 15,3 81360844 17,2 102048698 16,4 180,0 125,4

Акцизы 20529605 5,5 23082440 4,9 24860606 4,0 121,1 107,7

НДПИ 121384091 32,7 178621977 37,8 267711235 43,0 220,5 150,0

Водный налог 94080 0,03 114977 0,02 134765 0,02 143,2 117,2

Налог на имущество организаций 19187081 5,2 20537917 4,3 23469417 3,8 122,3 114,3

При этом основной объем поступлений НДПИ приходиться на углеводородное сырье - нефть (223622106 тыс. руб.), что обуславливает пристальное внимание к нефтегазовой отрасли (смотреть рис. 1).

Нефть 223622106

Природный горючий газ 281473

Газовый конденсат 62775

Уголь 680473

Минеральные воды 58

Кондиционный продукт камнесамоцветного... 728

Многокомпонентные комплексные руды 11304732

Концентраты, содержащие платину 54770

Концентраты, содержащие серебро 8682

Концентраты, содержащие золото 10460033

0 100000000 200000000

Рисунок 1 - Суммы НДПИ, поступающие при добыче различных видов полезных ископаемых в бюджетную систему РФ в 2018 г., тыс. руб.

Помимо этого, значительный прирост НДПИ в 2018 г. в Красноярском крае приходиться на многокомпонентные комплексные руды (11304732 тыс. руб.), а также концентраты и другие полупродукты, содержащие золото (10460033 тыс. руб.).

На протяжении длительного периода законодательство Российской Федерации о налогообложении нефтегазовой отрасли было направлено, прежде всего, на обеспечение должного уровня налоговых поступлений в федеральный бюджет государства [3].

Между тем, в настоящей реалии, определяя интенсивные факторы эффективного роста российской экономики, налоговая политика должна быть также ориентирована, и на решение задач экономического принуждения недропользователей к бережному и рациональному использованию природных ресурсов.

19 июля 2018 г. был принят Федеральный закон №2 199-ФЗ, в соответствии с которым в Налоговый кодекс РФ добавлена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».

Новый налоговый режим, введенный с 01 января 2019 г., предполагает сохранение НДПИ, но с пониженной ставкой, а также сохранение экспортных пошлин с освобождением от их уплаты на определенный период для новых месторождений в Восточной Сибири и иных новых регионах нефтедобычи (группы 1-2) (смотреть табл. 2).

Таблица 2 - Группы месторождений, где применяется НДД

Группа | Географическое положение | Выработанность на 01.01.2017

Новые месторождения в Восточной Сибири и иные новые регионы нефтедобычи

1 Республика Саха, Иркутская обл., НАО, ЯНАО севернее 650 с. ш., Красноярский край, Каспийское море Не более 5%

2 Вне зависимости от степени выработанности, для участков недр, содержащих запасы месторождений, указанных в Примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС на 01.01.2018 г.

Зрелые месторождения в Западной Сибири

3 ХМАО, ЯНАО, Республика Коми, Тюменская обл. От 20% до 80% или от 10% до 80% при условии, что на 01.01.2011 г. выработанность >1%. Перечень участков недр определен законом.

Новые месторождения в Западной Сибири

4 ХМАО, ЯНАО, Республика Коми, Тюменская обл. Не более 5%. Перечень участков недр определен законом.

Представим сравнительную характеристику механизма взимания НДПИ и НДД, что позволит выделить основные особенности реализации механизма налогообложения пилотного налогового режима (смотреть табл. 3).

Таблица 3 - Сравнительная характеристика НДД и НДПИ при добыче углеводородного сырья

Налог на дополнительный доход

Налог на добычу полезных ископаемых

Основной принцип

Налогообложение финансового результата

Налогообложение валовых показателей добычи

Объект налогообложения

Чистый денежный поток (выручка за вычетом капитальных и эксплуатационных затрат)_

Полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации_

Налоговая база

Расчетная выручка за вычетом фактических и расчетных расходов

Количество добытых полезных ископаемых

Налоговая ставка

От 0 до 50 %

919 руб./т (базовая ставка 2017 г.)

Налоговый учет

Раздельный учет доходов и расходов в разрезе каждого участка нед

Раздельный учет объема добытого сырья в разрезе каждого участка недр_

Экспортные пошлины

Льготы по экспортным пошлинам

Сохраняются

Налог на прибыль

Заменяет налог на прибыль

Сохраняется

Применение

Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ

Российская Федерация

Отличительной особенностью НДД является возможность перенести основную часть фискальной нагрузки на более поздние этапы разработки месторождений и, как следствие, уплатить НДД после выхода проекта на окупаемость. Данное изменение, прежде всего, создаст благоприятные условия для введения в разработку низкорентабельных месторождений углеводородного сырья, содержащих, в том числе трудноизвлекаемые запасы [1].

На основании изложенного, проведем анализ налоговой базы НДД в Красноярском крае за 9 месяцев 2019 г. согласно данным отчета по форме № 5-НДД «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».

Следует отметить, что в организациях, занятых в сфере добычи полезных ископаемых, Красноярского края на прибыльных и убыточных участках недр минимальный налог на протяжении всего исследуемого периода равен 0, что, связано, прежде всего, с применением по НДПИ коэффициента Кг в размере менее 1 в отношении нефти, добытой на участках недр, отвечающих требованиям пп.1, 2, 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ.

Исходя из этого, прежде всего, исследуем налоговую базу по НДД в Красноярском крае за отчетные периоды квартал, полугодие и 9 месяцев 2019 г. на прибыльных участках недр, не уплачивающих минимальный налог (смотреть табл. 4).

Таблица 4 - Анализ основных показателей НДД на прибыльных участках недр,

не уплачивающих минимальный налог в Красноярском крае за 9 месяцев 2019 г.

Показатель по состоянию на 01.04.2019 по состоянию на 01.07.2019 по состоянию на 01.10.2019 Относительное изменение (+/-) данных на 01.10.2019 к

на 01.04.2019 на 01.07.2019

Расчетная выручка, руб. 46667329 99663618 170795962 124128633 71132344

Фактические расходы, руб. 16687568 36533863 74727491 58039923 38193628

Расчетные расходы, руб. 13201445 10669348 18187287 4985842 7517939

Восстановленные фактические расходы, руб. - 4602099 5683020 5683020 1080921

Дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, руб. 16778316 57062506 83564204 66785888 26501698

Сумма убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу, руб. 16778316 57062506 83564204 66785888 26501698

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговая база, руб. - - - - -

Сумма исчисленного налога, руб. - - - - -

Количество добытой нефти всего (тонны) 1394279 2835800 4597890 3203611 1762090

Данные таблицы 4 свидетельствуют о стабильном росте расчетной выручки на протяжении всех отчетных периодов. Так по состоянию на 01.10.2019 г. в Красноярском крае данный показатель увеличился на 124128633 руб. относительно уровня квартального отчетного периода и на 71132344 руб. в сравнении с данными по состоянию на 01.07.2019 г. и составил 170795962 руб. Вместе с ростом доходов предпринимателей наблюдается значительное увеличение фактических, расчетных и восстановленных фактических расходов недропользователей.

Между тем, следует отметить, что доля фактических издержек по состоянию на 01.10.2019 составляет 75% от общей суммы расходов, что, главным образом, говорит о наращивании добычи углеводородного сырья и, как следствие, действительных затрат на производство и реализацию данной продукции.

Сумма дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на протяжении 9 месяцев 2019 г. показывает положительную динамику и по состоянию на 01.10.2019 г. составляет 83564204 руб., что выше указанного значения по состоянию на 01.04.2019 г. более чем в 3 раза.

Однако заметим, что на протяжении исследуемых отчетных периодов организации, занятые добычей углеводородного сырья, отразили в декларациях сумму убытков, уменьшающую налоговую базу, в размере равной величине дополнительного дохода. Следовательно, налоговая база по НДД в Красноярском крае признается 0. Исходя из этого, на прибыльных участках недр, не уплачивающих минимальный налог, сумма исчисленного НДД за отчетные периоды также признается равной 0.

Проведем анализ основных показателей НДД на убыточных участках недр, не уплачивающих минимальный налог, на территории Красноярского края за 9 месяцев 2019 г. (смотреть табл. 5).

Таблица 5 - Анализ налоговой базы по НДД на убыточных участках недр,

не уплачивающих минимальный налог, в Красноярском крае за 9 месяцев 2019 г.

Показатель по состоянию на 01.04.2019 по состоянию на 01.07.2019 по состоянию на 01.10.2019 Относительное изменение (+/-) данных на 01.10.2019 к

на 01.04.2019 на 01.04.2019

Расчетная выручка, руб. 5638199 12543474 226539 -5411660 -12316935

Фактические расходы, руб. 6283585 13416691 2978819 -3304766 -10437872

Расчетные расходы, руб. 633154 1325307 63450 -569704 -1261857

Убыток, руб. 1278540 2198524 2815730 1537190 617206

Количество добытой нефти всего (тонны) 177441 384556 384557 207116 1

Расчетная выручка по НДД на убыточных участках недр, не уплачивающих минимальный налог по состоянию на 01.10.2019 снизилась на 5411660 руб. по отношению к значению 1 квартала и на 12316935 руб. в сравнении с уровнем 2 квартала и составила 226539 руб. Вместе с этим, наблюдается снижение фактических и расчетных расходов. Однако не смотря на сокращение издержек убыток недропользователей по-прежнему увеличивается и по состоянию на 01.10.2019 составил 2815730 руб.

Состав фактических расходов плательщиков НДД представлен преимущественно следующими издержками (смотреть табл. 6).

Таблица 6 - Структура фактических расходов недропользователей, уплачивающих НДД _в Красноярском крае по состоянию на 01.10.2019 г., руб. __

Показатель по состоянию на 01.10.2019 Удельный вес, %

Фактические расходы, всего, в т.ч: 162072696 100,0

Расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведения до состояния пригодного для использования амортизируемого имущества 38924124 24,0

Фактические расходы, связанные с производством и реализацией 38782186 23,9

Расходы, указанные в пп. 7 п. 5 ст. 333.47 Кодекса, всего, в т.ч.: 30903534 19,1

- суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на ОПС, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС 25080465 15,5

- суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) 3863129 2,4

- арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в т.ч. земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг 425801 0,3

- расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) 466288 0,3

- расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях 236726 0,2

Расходы на хранение и транспортировку добытых на участке недр нефти и газового конденсата, осуществляемые до коммерческого узла учета углеводородного сырья, на котором производится передача добытого углеводородного сырья организациям, осуществляющим транспортировку нефти и газового конденсата, либо реализация углеводородного сырья третьим лицам без сдачи третьим лицам для транспортировки 298176 0,2

Расходы на геолого - технические мероприятия, услуги по добыче и подъему углеводородного сырья, услуги геологии и геофизики, услуги по подготовке и доведению углеводородного сырья до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика 749998 0,5

Расходы, указанные в пп. 10 п. 5 ст. 333.47 Кодекса, всего, в т.ч.: 39354 0,02

- расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в т.ч. затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов 39354 0,02

В фактических расходах наибольший удельный вес составляют расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведения до состояния пригодного для использования амортизируемого имущества (24%), что связано с наращиванием объемов добычи углеводородного сырья и, как итог, необходимостью закупки оборудования. Фактические расходы, связанные с производством и реализацией равны 23,9%. Наименьший удельный вес принадлежит расходам, связанных с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в т.ч. затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, а именно 0,02%.

Показатели по добыче углеводородного сырья на территории Красноярского края в процессе применения НДД, представлены устойчивым ростом нефти, газового конденсата и попутного газа на протяжении всего исследуемого периода (смотреть табл. 7).

Таблица 7 - Анализ добытых ресурсов в процессе применения НДД на территории _Красноярского края за 9 месяцев 2019 г.___

Показатель по состоянию на 01.04.2019 по состоянию на 01.07.2019 по состоянию на 01.10.2019 Относительное изменение (+/-) данных на 01.10.2019 к

на 01.04.2019 на 01.04.2019

Количество добытой нефти (тонны) 1571720 1648636 1762090 190370 113454

Количество добытого газового конденсата (тонны) 56586 94596 109980 53394 15384

Количество добытого попутного газа (тыс.м3) 878898 1203651 1429416 550518 225765

На основании вышеприведённого анализа можно сделать вывод, что с большей степени обоснований законодательство по НДД представляет стимулирующий эффект, нежели фискальный, как это предусмотрено при взимании и уплаты НДПИ. По мнению экспертов, данный налоговый режим способствует развитию новых месторождений, повышению рентабельности нефтегазовых продуктов при разработке трудноизвлекаемых участков месторождений.

Помимо этого, становится очевидно, что представленный порядок расчета НДД не может быть признан в полной мере прозрачным и понятным в связи с наличием огромного количества вспомогательных коэффициентов, ограничений на формирование показателей налоговой базы и формульного регулирования отдельных параметров налоговой базы.

Сложный процесс администрирования НДД неизбежно приведет к разногласиям с налоговыми органами, поэтому от недропользователей требуется взвешенно подойти к переходу на новый режим налогообложения. Учитывая добровольный характер такого перехода, важно своевременно отслеживать формирующуюся нормативную базу, в частности разработанные ФНС России проекты приказов, касающиеся порядка представления налоговых деклараций, согласования порядка распределения расходов и другие. С учетом наращиваемого темпа разработки новых нормативных требований и близости момента внедрения новых правил к работе по их соблюдению лучше приступить заранее.

Однако, как отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук, в ближайшие три-пять лет введение НДД принесет меньше выпадающих доходов для бюджета, чем, если бы правительство одобрило льготы по обводненным месторождениям для всех желающих компаний. К тому же, по мнению Полищука, в среднесрочной перспективе НДД для нефтяников выгоднее, чем точечные льготы.

Таким образом, введение пилотного налогового режима «налог на дополнительный доход» является более сложной формой налогообложения, однако с точки зрения интересов долгосрочного развития данное усложнение налоговой системы представляется оправданным.

Источники:

1. Абдулкадыров А.С. Налоговое стимулирование инновационного развития нефтегазового сектора экономики России./ А.С. Абдукадыров, Д.В. Ефимова // XII Международная научная конференция «Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем», 2016. № 3.

2. Катышева Е.Г. Методы оптимизации налогообложения нефтедобывающих компаний России // Новый взгляд: ме-ждунар. науч. вестн. 2016. № 11.

3. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2018. - 320 с.

4. Официальный сайт Налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalog (дата обращения: 24.06.2020 г.)

References:

1. Abdulkadyrov A. S. Tax incentives for innovative development of the oil and gas sector of the Russian economy/ A.S. Ab-dukadyrov, D. V. Efimova / / XII international scientific conference "Modern problems of management of natural resources and development of socio-economic systems", 2016, no. 3.

2. Katysheva E. G. Methods of optimization of taxation of oil producing companies in Russia // New look: international. scientific Bulletin 2016, no. 11.

3. Taxes and taxation: Textbook / Ed. Mayburova I. A.-M.: unity, 2018. - 320 p.

4. Official website of the Tax service of the Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of access: www.nalog (date accessed: 24.06.2020 G.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.