Научная статья на тему 'Оценка функциональных резервов девушек, занимающихся аэробикой различной ритмотемповой структуры, по данным кардиоинтервалографии и электронейромиографии'

Оценка функциональных резервов девушек, занимающихся аэробикой различной ритмотемповой структуры, по данным кардиоинтервалографии и электронейромиографии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / РИТМО-ТЕМПОВАЯ СТРУКТУРА / КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИЯ / ЭЛЕКТРОНЕЙРО-МИОГРАФИЯ / AEROBICS / FUNCTIONAL RESERVES / RHYTHM-TEMPO STRUCTURE / CARDIOINTERVALOGRAPHY / ELECTRONEUROMYOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинникова Юлия Геннадьевна, Иноземцева Елена Сейтхановна, Капилевич Леонид Владимирович

Изучалось влияние ритмотемповой структуры занятия по аэробике на уровень функциональных резервов сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Объектом исследования являлись студентки, занимающиеся на специализации «аэробика», в возрасте от 17 до 20 лет, разделенные на три группы в зависимости от ритмотемпового сопровождения учебно-тренировочного занятия. Для изучения особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы девушек к занятиям аэробикой различной ритмотемповой структуры использовался метод кардиоинтервалографии; для оценки состояния нервно-мышечной системы метод электро-нейромиографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калинникова Юлия Геннадьевна, Иноземцева Елена Сейтхановна, Капилевич Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of functional reserves of girls engaged in aerobics of various rhythm-tempo structure by cardiointervalography and electroneuromyography data

The construction activities with the rhythm-tempo structure is an essential feature of aerobics as a form of mass physical culture. Motor actions in the aerobic part of the lesson have a particular rhythm, reflecting the accompanying muscular effort of varying intensity. Knowing the principles of functioning of the physiological systems of the body of students, one can use different tools to control their motor activity in the adaptation process and the state of functional reserves. In the training process the auditory response generates hormonal and biochemical changes in the body involved in affecting the cardiovascular and nervous-muscular systems. Physiological adaptation to muscular activity is a systemic response of the body designed to achieve high fitness and minimize energy costs. From this perspective, adaptation to physical activity should be considered as a dynamic process, which is based on the formation of a new program to respond, and the adaptive process, its dynamics and physiological mechanisms are determined by the state and the ratio of internal and external environment. In this connection it is important to study the influence of rhythm-tempo structure aerobics levels on heart rate regulation, neuromuscular activity and the state of functional reserves of female students. The study involved female students aged 17 to 20 majoring in "Aerobics" at the Faculty of Physical Culture of Tomsk State University. They were divided into three groups depending on the rhythm-tempo accompaniment of the training sessions: percussion accompaniment in the first group was 115-125 beats/min, the second group 135140 beats/min, and in the third group 145-160 beats/min. Cardiointervalography was used to study the adaptation of the cardiovascular systems of the girls to different rhythm-tempo structures. The electromyographic method was used to assess the state of the neuromuscular systems. Clinostatic cardiointervalography tests were used to measure the functional reserves of the bodies. We found that rhythm-tempo structure classes of 115-125 beats/min facilitate effective relaxation of the gluteus maximus and quadriceps muscles, I.e., the motor activity of students in the process of adapting to the load becomes more effective and efficient, which allows the body to maintain optimal functionality. When the structure of the rhythm-tempo training with 115-125 beats / min changes to 135140 beats/min there is a reduction in the level of reserves as a function of the cardiovascular and neuromuscular systems, increasing the rate of more than 140 beats/min does not result in further reduction of functional reserves

Текст научной работы на тему «Оценка функциональных резервов девушек, занимающихся аэробикой различной ритмотемповой структуры, по данным кардиоинтервалографии и электронейромиографии»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 123-125

УДК 796.087:612.176.4-612.829.32

Ю.Г. Калинникова, Е.С. Иноземцева, Л.В. Капилевич

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ РАЗЛИЧНОЙ РИТМОТЕМПОВОЙ СТРУКТУРЫ, ПО ДАННЫМ КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ И ЭЛЕКТРОНЕЙРОМИОГРАФИИ

Изучалось влияние ритмотемповой структуры занятия по аэробике на уровень функциональных резервов сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Объектом исследования являлись студентки, занимающиеся на специализации «аэробика», в возрасте от 17 до 20 лет, разделенные на три группы в зависимости от ритмотемпового сопровождения учебно-тренировочного занятия. Для изучения особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы девушек к занятиям аэробикой различной ритмотемповой структуры использовался метод кардиоинтервалографии; для оценки состояния нервно-мышечной системы - метод электронейромиографии.

Ключевые слова: аэробика; функциональные резервы; ритмо-темповая структура; кардиоинтервалография; электронейромиография.

Оздоровительная аэробика, являясь одной из форм массовой физической культуры, имеет ряд существенных особенностей (наличие частей с различным функциональным значением, техника исполнения и способы регулирования нагрузки, построение занятий с учетом ритмотемповой структуры). Двигательным действиям в аэробной части занятия присущ специфический ритм, отражающий чередование прилагаемых мышечных усилий различной интенсивности. Подбор музыкального сопровождения с соответствующим двигательному действию ритмом существенно облегчает выполнение аэробных упражнений и улучшает тренировочный эффект [1. С. 62]. Зная закономерности функционирования физиологических систем организма студенток, можно различными средствами двигательной активности эффективно влиять на отдельные их звенья, ускоряя приспособление к физическим нагрузкам и повышая тренированность, т.е. управлять адаптационным процессом и состоянием функциональных резервов [2. С. 11].

Музыка представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят обработку в слуховом анализаторе и нервной системе. Возникающие при этом реакции слуховой адаптации порождают гормональные и биохимические изменения, воздействующие на сердечно-сосудистую и нервно-мышечную системы [3. С. 17]. В физиологическом отношении адаптация к мышечной деятельности является системным от-

ветом организма, направленным на достижение высокой тренированности и минимизацию энергетических затрат. С этих позиций адаптацию к физическим нагрузкам следует рассматривать как динамический процесс, в основе которого лежит формирование новой программы реагирования, а сам приспособительный процесс, его динамика и физиологические механизмы определяются состоянием и соотношением внешних и внутренних условий деятельности [4. С. 30; 5. С. 19].

В связи с этим актуальным является изучение влияния ритмотемповой структуры занятия по аэробике на уровни регуляции сердечного ритма, нервно-мышечную деятельность и состояние функциональных резервов организма студенток.

Исследование проводилось на специализации «аэробика» кафедры физического воспитания Томского государственного университета. В обследовании приняли участие студентки в возрасте от 17 до 20 лет, разделенные на три группы в зависимости от ритмотемпового сопровождения учебно-тренировочного занятия: ударность музыкального сопровождения в первой группе составила 115-125 уд./мин, во второй группе - 135140 уд./мин и в третьей группе - 145-160 уд./мин. Оценка функциональных резервов организма студенток проводилась по показателям клиностатической пробы кар-диоинтервалографии.

Анализ количественных показателей вариабельности сердечного ритма представлен в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Характеристика сердечного ритма клиностатической пробы в группах с различным ритмотемповым сопровождением

Показатель 1-я группа до нагрузки 1-я группа после нагрузки 2-я группа до нагрузки 2-я группа после нагрузки 3-я группа до нагрузки 3-я группа после нагрузки

Мо4, 0,83 0,76 0,81 0,72 0,82 0,69

С (0,79;0,92) (0,69;0,83) 4 (0,77;0,83) (0,67;0,77) 4 (0,79;0,86) (0,65;0,73)** 4

АМо4, % 16,67 21,43 18,06 25,80(22,22; 17,66 24,41

(14;18,25) (19,05;24,21)* Т (15,08;25,4) 33,73)** Т (15,08;21,83) (17,46;32,54) Т

Бх4, 0,3 0,25 0,28 0,23 0,29 0,25

С (0,26;0,33) (0,21;0,28) (0,23;0,30) (0,20;0,26) (0,23;0,33) (0,19;0,29) 4

Ш4, у.е. 36 54 40 78 36,5 74

(26;47) (36;88)* Т (31;75) (64;117)** Т (20;60) (42;121) Т

ККш4ср, С 0,73 0,67 0,72 0,62 0,73 0,59

(0,69;0,81) (0,62:0,76) 4 (0,69;0,75) (0,57;0,66) 4 (0,69;0,79) (0,56;0,64)** 4

Примечание. Здесь и далее * - достоверное различие при р<0,05 по сравнению с группой девушек, занимающихся аэробикой в группе 2 ( ритмотемповое сопровождение 135-140 уд./мин). ** - достоверное различие при р < 0,05 по сравнению с группой девушек, занимающихся аэробикой в группе 1 (ритмотемповое сопровождение 115-125 уд./мин). 4 - достоверное снижение показателя после нагрузки.

Из табл. 1 мы видим, что происходит достоверное снижение величины моды и Ы-Ы интервала после нагрузки во всех группах, различающихся ритмотемповой структурой сопровождения. При этом индекс напряжения и амплитуда моды достоверно увеличиваются во всех трех группах.

Сравнивая показатели между группами с различной ритмотемповой нагрузкой, видим, что увеличение ритма с 115-125 до 145-160 уд./мин приводит к снижению показателя моды и Ы-Ыср интервала, а увеличение ритма с 115-125 до 135-140 уд./мин - к достоверному увеличению показателей АМо и индекса напряжения.

Индекс напряжения клиностатической пробы

-ГМ4, у.е.

до нагрузки

после

нагрузки

до нагрузки

после

нагрузки

до нагрузки

после

нагрузки

Рис. 1. Характеристика индекса напряжения восстановительного периода

При сравнении показателя индекса напряжения в клиностатической пробе наблюдалось статистически значимое повышение вегетативного напряжения при повышении ритма со 115-125 до 135-140 уд./мин. Дальнейшее повышение ритма к достоверным изменениям данного параметра не привело (рис. 1). Следовательно, в группе с ритмо-темповым сопровождением 115-125 уд./мин происходят снижение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и усиление влияния цен-

тральных механизмов регуляции сердечного ритма, что также подтверждается снижением показателя Ох.

Увеличение ритмотемпового сопровождения до 135-140 уд./мин приводит к усилению влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы, а также к снижению функционирования гуморального канала регуляции. При ритмотемповой структуре 145160 уд./мин происходит усиление центрального влияния на ритм сердца.

Т а б л и ц а 2

Характеристика частотных составляющих колебаний сердечного ритма клиностатической пробы

Показатель Этап наблюдения

1-я группа до нагрузки 1-я группа после нагрузки 2-я группа до нагрузки 2-я группа после нагрузки 3-я группа до нагрузки 3-я группа после нагрузки

444,87 240,6 316,84 165,66 390,92 189,55

УЬРкс, мс2/Гц (271,21; (133,03; (175,64; (102,06; (197,38; (110,08;

598,14) 351,69) 4 878,29) 360,69) 4 574,11) 413,97)

1598,83 955,64 897,90 749,95 1238,96 847,31

ЬРкс, мс2/Гц (994,76; (613,5; (513,29; (344,12; (819,61; (327,01;

2245,09) 1712,81) 1643,63) 1279,69) 2062,31) 1614,52)

1618,5 742,84 994,63 694,51 1322,45 580,22

НРв,мс2/Гц (1076,89; (551,73; (808,45; (410,4; (823,38; (343,25;

1933,93) 1094,81) 4 1516,57) 1191,07) 1903,21) 1044,18) 4

Из данных, представленных в табл. 2, следует, что происходит достоверное снижение показателя УЬР в группах с ритмотемповым сопровождением 115-125 и 135-140 уд./мин, а показатель ИР достоверно снижался в группе с ритмотемповой структурой 145-160 уд./мин.

Снижение показателей УЬР и ИР в первой группе говорит об усиленном влиянии автономного контура регуляции на сердечный ритм. Дальнейшее увеличение ритма до 135-140 уд./мин сказалось только на показателе УЬР, что позволяет говорить о снижении активности сердечно-сосудистого подкоркового нервного цен-

тра. При увеличении ритмотемпового сопровождения до 145-160 уд./мин показатель ИР, характеризующий меру тонической активности вагуса, уменьшается, что позволяет говорить о снижении активности автономного центра регуляции сердечным ритмом.

С физиологической точки зрения механизмы приспособления организма к тренировочной и соревновательной деятельности, определяющие его функциональное состояние, существенно различаются в зависимости от направленности тренировочного процесса [6. С. 236].

250 226,5

200 _

150 14°,5 131,5* 133,5

100 50 0

1 группа

2 группа

3 группа

Макс. ампл. Макс. ампл. Макс. ампл. Макс. ампл.

биоэлектрической биоэлектрической биоэлектрической биоэлектрической активности активности активности активности

четырехгл. четырехгл. 6-й ягод. м-цы 6-й ягод. м-цы

м-цы бедра м-цы бедра до нагрузки, мкВ после нагрузки, мкВ

до нагрузки, мкВ после нагрузки, мкВ

Рис. 2. Показатели максимальной амплитуды мышц в группах с различной ритмотемповой структурой. * - статистически значимое различие (р<0,05) между показателями до и после нагрузки

Из рис. 2 мы видим, что происходит достоверное снижение максимальной амплитуды биоэлектрической активности четырехглавой мышцы бедра и большой ягодичной мышцы при ритмотемповом сопровождении занятия 115-125 уд./мин. Дальнейшее увеличение ритма к статистически значимым изменениям величины максимальной амплитуды не привело.

Следовательно, ритмотемповая структура занятия 115-125 уд./мин способствует более эффективному расслаблению большой ягодичной мышцы и четырехглавой мышцы бедра, т.е. двигательная деятельность

занимающихся в процессе адаптации к нагрузке становится более эффективной и экономичной, что позволяет организму поддерживать функциональные возможности на оптимальном уровне.

Таким образом, при увеличении ритмотемповой структуры занятий со 115-125 до 135-140 уд./мин происходит снижение уровня функциональных резервов как сердечно-сосудистой, так и нервно-мышечной систем, увеличение ритма более 140 уд./мин не приводит к дальнейшему снижению уровня функциональных резервов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иноземцева Е.С., Гудомарова Н.И., Капилевич ЛВ. и др. Использование метода кардиоинтервалографии и тренинга с биологической обрат-

ной связью при планировании учебно-тренировочных занятий по оздоровительной аэробике // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 62-64.

2. Быков А.Т., Маляренко Т.Н., Маляренко ЮЕ. Роль пролонгированных воздействий специально подобранной музыки в оптимизации регуля-

ции хронотропной функции сердца // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2003. № 2. С. 10-16.

3. Практикум по клинической электромиографии. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. С.Г. Николаева. Иваново : Иван. гос. мед. академия, 2003.

264 с.

4. Капилевич Л В., Кабачкова А.В., Смирнов B.C. и др. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно-

ориентированных форм физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 29-31.

5. Баевский РМ. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, Н.Р. Палеев.

М., 1997. 270 с.

6. Кошельская Е.В., Капилевич ЛВ, Баженов ВН. и др. Физиологические и биомеханические характеристики техники ударно-целевых дей-

ствий футболистов // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2012. Т. 153, № 2. С. 235-237.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 14 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.