Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ 9-10-х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ НА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ'

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ 9-10-х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ НА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ 9-10-х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ НА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ»

п^дуктах токсичных веществ способствуют низкая температура (с понижением температуры накопление возрастает) и длительность хранения (чем больше длительность, тем выше концентрации). Практически самые различные пищевые продукты (за исключением законсервированных в стеклянной или металлической таре) поглощают токсичные вещества из воздушной среды при хранении. Полиэтиленовые и другие полимерные упаковки не устраняюХ—Проникновение в пищевые продукты токсичных веществ. Повышенное выделение токсичных веществ может быть обусловлено износом или повреждением системы энергоснабжения морозильных камер, а также других систем холодильных установок — реагентной, электронной, материальной, в частности деструкцией полимерных материалов. Выделение холодильными агрегатами токсичных веществ указывает на необходимость контроля за загрязнением пищевых продуктов при их хранении в охлажденном состоянии.

Литература

1. Губернский Ю. Д., Дмитриев M. Т.— Водоснабжг иис и сан. техника, 1975, № 4, с. 24.

2. Дмитриев М. Т., Мищихин В. А.— Гиг. и сан., 1980, № I, с. 74.

3. Дмитриев М. Т., Ристянников Е. Г., Волков С. А. и др.— Там же, № 5, с. 42.

4. Дмитриев М. Т., Ристянников Е. Г., Волков С. А и др.— Вопр. мед. химии, 1982, .V» 6, с. 122.

5. Зарубин Г. П., Дмитриев М. Т., Мищихин В. А. Гиг. и сан., 1981, № 4, с. 51.

6. Сидоренко Г■ И., Губернский Ю. Д., Дмитриев М. Т. Там же. 1978, № 5. с. 10.

7. Cornu A., Massot К. Compilation of Mass Spectral Data. New York, 1975, p. 656.

8. Resyna G. M.. Venkaturaghuuan R., Dai/ringer //. /:"., McLa/lerty F.W. — Analyt.Chem.. 1976, vol. 48, p. 1362.

Поступила 08.04.85

УДК 371.71:371.3«1:в12.825.8

А. Г. Беликова

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ 9-10-х КЛАССОВ + ПРИ РАБОТЕ НА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ

Мелитопольский педагогический институт

Усиление трудового обучения в школе и свете решений XXVI съезда КПСС, апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» ставит задачу углубленного исследования адаптации организма учащихся к трудовому процессу, выработку основ «школьной эргономики».

Целью данной работы явилось изучение динамики функциональных измерений зрительного анализатора у школьников 9—10-х классов в период их трудовой деятельности на учебно-производствен ном комбинате. Проводили анализ кратковременной памяти при зрительном ноенриятии объекта, оценивали скорость зрительно-мо-торной реакции по тесту Бентона. Учащимся предлагали рассмотреть 12 изображений отдельных геометрических фигур. С увеличением порядкового номера рисунка сложность комбинаций фигур усложнялась. Длительность зрительного предъявления — 36 с, после чего учащиеся по памяти должны были воспроизвести увиденное на листке бумаги. При проверке учитывали число ошибок и число воспроизводимых фигур, рассчитывали объем воспроизводимой информации (в отн. ед.). Всего обследовали 120 учащихся 4 профессий: маляры, специалисты

по машинному черчению, электрослесари, контролеры ОТ К. Результаты исследований обработаны статистическим методом и представлены в таблице.

Из таблицы видно, что воспроизведение информации до уроков труда в большинстве случаев возрастает к среде и снижается к пятнице. Уроки труда по специальности маляра вызывают повышение возбудимости и лабильности ЦНС, усиливают подвижность нервных процессов; объем воспроизводимой информации возрастает на 3 — 10%, н лишь в пятницу снижается скорость зрительно-моторной реакции, увеличивается число ошибок. При работе, связанной с машинным черчением, утомление зрительного анализатора наблюдается в конце недели (четверг и пятница), что выражается в уменьшении объема воспроизводимой информации (на 7—8%). Учащиеся по специальности электрослесаря испытывают значительные функциональные нагрузки: в течение всей недели снижается подвижность нервных процессов, лабильной нервной системы, уменьшается объем воспроизводимой информации (на 6—14%). У группы учащихся, осваивающих специальность контролера ОТ К, воспроизводимый объем информации в ходе трудового процесса не меняется, т. е. нагрузка на функциональные системы

Изменение объема воспроизводимой информации (в отн. ед.) у школьников 9—10-х классов при работе на учебно-производственном комбинате (Af±m)

Специальность

Дни недели маляр электрослесарь специалист по машинному черчению контролер ОТ К

до работы после работы до работы после работы до работы после работы до работы после i'.nV ;ы

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 7,1±0.3 7,8±0,3 9,7±0,3 8.7±0,4 7,1±0,4 7.6±0,3 8,1±0,3 Ю,2±0,3 9,6±0,2 6,7±0,3 8,2±0,5 8,8±0,5 9,0±0,5 8,3±0,3 7,2±0,3 7,6±0,5 7,7±0,5 8,6±0,4 7,!±0,2 6,9±0,3 7,7±0,4 8,6±0,4 8,7±0,4 8,3±0,2 7,8±0,4 7,6±0,3 8,6±0,4 8,6±0,3 7,6*0,2 7,0±0,4 7,2±0,5 7.4±0,5 8,6±0,3 7.7±0,4 6.8±0,4 6.9±0,5 8,0*0.5 8,6±0,3 7,6±0.4 6,8±0,4

невелика, не происходит снижения лабильности и подвижности нервных процессов.

Проведенные исследовании позволили выявить утомление ЦНС у учащихся, занимающихся машинным черчением и электрослесарными работами. Таким образом,

необходимо внедрение в трудовой процесс учащк&я названных специальностей эргонометричееккх мероприятий. направленных на снижение утомления и повышение работоспособности.

Поступила 14.02.es

УДК 6 13.16.1+613.6461-092.9

М. В. Фокин

О МЕТОДИКЕ КОНТРОЛЯ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА В ЗАТРАВОЧНЫХ КАМЕРАХ

Владивостокский медицинский институт

Общими требованиями при выборе методики измерения влажности в эксперименте следует считать небольшие размеры датчиков, помещаемых в экспериментальные камеры; устойчивое их функционирование во время эксперимента, возможность регулярной проверки приборов, малую трудоемкость измерений и небольшие погрешности конечных результатов.

В острых опытах наиболее приемлемым и точным следует признать аспирационный психрометр Ассмана (ГОСТ 6353—52) с некоторой модификацией. Поскольку во время эксперимента вынимать психрометр нельзя, мы рекомендуем использовать психрометр с электрическим приводом вентилятора. Для смачивания батиста с помощью медицинской иглы и тефлоновой трубки подводится дистиллированная вода от резиновой груши, расположенной за стенкой камеры. Изоляторы и трубки вокруг ртутных резервуаров термометров делаются из прозрачного материала (оргстекла). Последнее необходимо для визуального контроля смачивания резервуара правого термометра и отсутствия на нем капли воды. Обсчет показаний производится не ранее чем через 3 мин после смачивания батиста и запуска вентилятора, в дальнейшем — в зависимости от необходимого числа наблюдений, но обязательно при всех пробах для определения концентрации примеси. Психрометр подвешивается в камере так, чтобы контролировалась влажность воздуха в зоне дыхания животных. Одновременно можно получить точные данные о температуре воздуха в затравочной камере по сухому термометру. С помощью психрометрических таблиц по данным сухого и влажного термометров можно вычислить абсолютную и относительную влажность, дефицит или физиологически"! дефицит влажности |2].

В хронических опытах также можно использовать аспирационные психрометры Ассмана в приведенной выше модификации при достаточной высоте затравочных камер. Из-за специфических условий затравочных камер отмечается быстрое окисление металлических деталей приборов, вследствие чего увеличивается вероятность ошибки и возникает необходимость частых контрольных замеров дополнительными приборами.

Пластмассовые корпуса гигрографов, расположенных в зоне дыхания животных, к концу эксперимента почти полностью разрушаются белыми крысами. Тем не менее при соответствующей защите волосяных пучков сеткой из нержавеющего металла и козырьком от попадания экспериментов гигрографы (лучше недельные) могут быть использованы в хронических экспериментах. Полученные графические данные переносятся в журнал эксперимента после смены диаграммных лент.

Поскольку при чистке затравочных камер и кормлении животных в контроле и опыте нарушаются одновременно аэродинамические условия, концентрация примесей и, как правило, повышается влажность, при обработке данных показания за этот период можно исключить.

Положительную оценку в условиях наших экспериментов получил гигрометр «Волна-1М»: чувствительная часть или весь компактный датчик могут быть вмонтированы в стенку затравочной камеры, прибор обеспечивает цифровую индексацию данных и выход на цифропе чать; поверка осуществляется в условиях любой лабо-

ратории при наличии ультратермостата с помощью прилагаемых гигростатов.

Общим недостатком перечисленных выше методов является пассивность контроля параметров влажности: отсутствуют какие-либо специальные сигналы о выходе параметров влажности за допустимые или заданные пределы, необходимые для автоматического управления влажностью воздуха. Такую возможность дает использование электронного психрометра типа ПЭ с датчиком ДВП-03 после соответствующего монтажа. Прибор работает на принципе измерения разницы сопротивлений сухого и смоченного термодатчнков при просасыванни воздуха с заданной скоростью из помещения или труг бопровода. Загерметизированный датчик соединяют с камерой резиновой трубкой диаметром 15—20 мм, которую окружают шнуровым асбестом для теплоизоляции. Датчики для соседних камер компануют на одном стенде н защищают штатными фильтрами.

Облегчается также текущее обслуживание психрометра ПЭ. Взятие воздуха для ПЭ осуществляется трубкой из зоны дыхания животных. Для поддержания аэродинамического равновесия в камере и создания более гигиеничных условий труда экспериментатора воздух после датчика снова подается в затравочную камеру. ПЭ обеспечивает постоянную запись уровня влажности воздуха на диаграмме, включение и выключение вторичных приборов регулирования влажности или аудиовизуальных сигналов. В качестве увлажнителя мы использовали стеклянную емкость с водой и стеклянным дротом 131. через которую пропускали весь воздух или его часть. Регулируя температуру волы, можно управлять влажностью воздуха в затравочной камере.

Лучшими приборами для проверки гигрометров относительной влажности считаются образцовый генератор влажности «Родник» Ангарского филиала ОКБА и солевые гигростаты, имеющие погрешность ±1%. Электронный психрометр ПЭ проверяется с помощью образцовых магазинов сопротивлений. Психрометры Ассмана поверяются Бюро поверки Госкомгндромета.

Большинство существующих приборов, измеряющих« влажность воздуха, отградуированы в процентах отнй» сительной влажности, которая является самой точной единицей измерения из тех, которые используются для передачи данных о влажности в вычислительные центры |1|.

Таким образом, самым распространенным информативным и доступным является показатель относительной влажности воздуха, поэтому его следует рекомендовать в качестве контролируемого параметра при гигиеническом регламентировании атмосферных загрязнений.

Литература

1. Матвеев Л. Т.— В кн.: Влажность. Изменение и регулирование в научных исследованиях и технике. Л., 1969, т. 3, с. 5—7.

2. Минх Л. А. Методы гигиенических исследований. М., 1967.

3. Фокин М. В.— В кн.: Гигиенические аспекты изучения труда и быта человека на Дальнем Востоке. Владивосток, 1977, с. 25—27.

Поступил« 31.01.85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.