декабрь №12 (285) ЗНивО
29
i
УДК 613.955
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЫШЦ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНОГО ПОЛА В ОБОСНОВАНИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
П.И. Храмцов, А.С. Седова
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
Представлены результаты оценки функционального состояния грудных мышц, мышц плечевого пояса, голени и стопы у 51 девочки и 42 мальчиков 5-х классов. Закрепощенное состояние грудных мышц и мышц плечевого пояса выявлено у 34,3 % девочек и у 53,6 % мальчиков (p < 0,01); мышц голени и стопы - у 7,8 °% девочек и у 11,9 °% мальчиков; ослабленное состояние мышц стопы и голени отмечено у 2,0 % и 9,5 % соответственно (p < 0,05). Полученные данные могут быть использованы для обоснования дифференцированного подхода к организации физического воспитания обучающихся с учетом их пола.
Ключевые слова: мышечное тестирование; состояние мышц; обучающиеся разного пола; физическое воспитание.
P.I. Khramtsov, A.S. Sedova □ THE EVALUATION OF THE FUNCTIONAL STATE OF MUSCLES AT STUDENTS OF DIFFERENT GENDER IN THE SUBSTANTIATION OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.
The results of evaluation of the functional state of the pectoral muscles, shoulders, shin and feet in 51 girls and 42 boys of the 5th grade are presented. Enslaved condition of the pectoral muscles and shoulders were detected in 34,3 % of girls and 53,6 % of boys (p < 0,01); muscle of the foot and shin -7,8 % of girls and 11,9 % of boys; the weakened state of the muscles of the foot and shin were observed in 2,0 % and 9,5 % respectively (p < 0,05). The obtained data can be used to substantiate a differentiated approach to the organization of physical education students with regard to their sex. Key words: muscle testing; muscle condition; students of different gender; physical education.
Длительные статические нагрузки в положении сидя на уроках и в процессе подготовки домашних заданий приводят к нарушению функционального состояния мышц у детей. Психоэмоциональное напряжение из-за повышенных учебных нагрузок и интенсификации образовательного процесса также способствует нарушению баланса мышечного тонуса. Совокупное влияние статических и психоэмоциональных нагрузок отражается на функциональном состоянии грудных мышц и мышц плечевого пояса, способствуя их закрепощению. Оценка функционального состояния этих мышц может быть проведена на основе анализа результатов функционального тестирования [1, 2, 7].
С другой стороны, длительные статические нагрузки в положении сидя снижают механическую опорную нагрузку на стопы, что рефлек-торно приводит к ослаблению мышц стопы и голени, функциональное состояние которых определяет форму свода стопы [6]. Низкий мышечный тонус формирует плоскостопие. Исходя из этого, функциональное состояние мышц голени и стопы можно косвенно оценить с помощью метода плантографии.
Оценка функционального состояния мышц является необходимым условием оптимизации занятий по физическому воспитанию обучающихся, а также потенциальным ресурсом повышения оздоровительной эффективности различных ее форм и успешного выполнения тестовых физических нагрузок [5]. Проблема становится особо актуальной в связи с подготовкой и сдачей обучающимися нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного ком-
плекса ГТО. Установлено, что 86,7 % младших школьников и 79,3 % школьников средних классов испытывают трудности при выполнении нормативов физической подготовленности [4]. Одной из возможных причин этого может быть неоптимальное функциональное состояние мышечно-связочного аппарата, сформировавшееся вследствие нарушения баланса мышечного тонуса [8].
Оценка функционального состояния мышц у детей разного пола может быть обоснованием дифференцированного подхода к организации их физического воспитания.
Цель исследования - оценить функциональное состояние грудных мышц, мышц плечевого пояса, голени и стопы у обучающихся 5-х классов разного пола для обоснования дифференцированного подхода к организации их физического воспитания.
Материалы и методы. Проведено функциональное тестирование грудных мышц, мышц плечевого пояса и плантографическое исследование состояния стоп у 93 детей 5-х классов (51 девочка и 42 мальчика) МОАУ «Земская гимназия» г. Балашиха. Исследование проведено с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС). От родителей участвовавших в исследовании детей получены письменные информированные согласия, одобренные ЛНЭК ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России.
Оценка функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса выполнена на основе анализа результатов мышечного тес-
30
ЗНиСО ДШШ N42 (20Е)
тирования. В процессе выполнения тестов детям предлагалось сомкнуть пальцы кистей рук за спиной: тест 1 - правая рука вверху - левая внизу; тест 2 - левая рука вверху - правая внизу. По результатам каждого теста состояние мышц оценивалось как: нормальное (тест выполнен в полном объеме), умеренно закрепощенное (тест выполнен частично) и выраженно закрепощенное (тест не выполнен).
Функциональное состояние мышц голени и стопы оценивалось косвенно с помощью метода плантографии. Анализ плантограмм проводился по экспресс-методу Яралова-Яралянца [3] и методу Штриттера [2]. Использование экспресс-метода позволило выделить нормальный и уплощенный свод стопы, плоскостопие. Вместе с тем, данный метод не дает возможность определить стопы с повышенным сводом, относя их к группе с нормальным сводом стопы. Исходя из этого, все плантограммы, отражающие нормальный свод стопы по экспресс-методу, дополнительно оценивались по методу Штриттера с вычислением индекса Штриттера. На основании анализа результатов плантогра-фических исследований были выделены дети с двухсторонним нормальным сводом стопы, соответствующим нормальному состоянию мышц; с повышенным сводом стопы, соответствующим умеренно закрепощенному состоянию мышц; с двухсторонним уплощением и плоскостопием, соответствующим умеренно и выра-женно ослабленному состоянию мышц голени и стопы.
Асимметричные формы нарушений свода стопы справа и слева (норма-уплощение, уплощение-плоскостопие, норма-плоскостопие и т. д.) в общий анализ плантографических данных включены не были.
Результаты исследования. Результаты функционального тестирования грудных мышц и мышц плечевого пояса у мальчиков и девочек 5-х классов приведены в табл. 1.
Полученные данные свидетельствуют о том, что нормальное состояние грудных мышц и мышц плечевого пояса при выполнении обо-
их тестов выявлено у 57,0 % детей; умеренно закрепощенное - у 26,9 % детей и выраженно закрепощенное - у 16,1 % детей. При этом вы- ^ раженно закрепощенное состояние мышц чаще ^Ер отмечалось у мальчиков по сравнению с девоч- ^^ ками: при выполнении теста 1 в 8,4 раза, теста 1= 2 - в 2,6 раза. Как у мальчиков, так и у девочек выраженно закрепощенное состояние мышц чаще выявлялось при выполнении теста 2, при ¡И^ котором вверху располагалась левая рука, вни- ^ зу - правая (девочки не выполняли данный тест в 6,9 раза чаще, чем тест 1; мальчики - в 2,2 раза).
Выявленные особенности результатов функ- 1— ционального мышечного тестирования требуют более детального рассмотрения и объяснения причин, обусловливающих столь выраженные различия, в том числе связанные с мануальной асимметрией. Возможно, более успешное выполнение теста 1 при расположении вверху правой руки связано с правосторонней мануальной асимметрией. Однако это требует дополнительных исследований.
Значимость выявленных особенностей функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса состоит в обосновании дифференцированного подхода к организации физического воспитания обучающихся. Мальчикам в большей степени необходимы физические упражнения, направленные на оптимизацию мышечного тонуса посредством растяжек. Повышение эффективности таких упражнений зависит от точности соответствия и адекватности их подбора индивидуальным особенностям функционального состояния мышц. Использованные в исследовании функциональные тесты целесообразно включить в систему оценки физической подготовленности обучающихся в качестве информативных экспресс-тестов оценки состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса.
Функциональное состояние мышц голени и стопы у обучающихся 5-х классов в зависимости от пола оценивалось по данным плантографических исследований (табл. 2).
Таблица 1. Функциональное состояние грудных мышц и мышц плечевого пояса у обучающихся 5-х классов в зависимости от пола при выполнении теста 1 и теста 2
Состояние мышц Девочки (п = 51) Мальчики (п = 42) Всего (п = 93)
абс. % абс. % абс. %
Тест 1
Нормальное 36 70,6 25 59,5 61 65,6
Умеренно закрепощенное 14 27,4 10 23,8 24 25,8
Выраженно закрепощенное 1 2,0 7 16,7* 8 8,6
Тест 2
Нормальное 31 60,8 14 33,3** 45 48,4
Умеренно закрепощенное 13 25,5 13 31,0 26 28,0
Выраженно закрепощенное 7 13,7 15 35,7* 22 23,6
* р < 0,05; ** р < 0,001
декабрь N»12 (ж) ЗНиСО
31
§
Таблица 2. Функциональное состояние мышц голени и стопы у обучающихся 5-х классов в зависимости от пола по данным плантографических исследований
Состояние мышц Девочки (п = 51) Мальчики (п = 42) Всего (п = 93)
абс. % абс. % абс. %
Нормальное 22 43,1 16 38,1 38 40,9
Умеренно ослабленное 8 15,7 3 7,2 11 11,8
Выраженно ослабленное 1 2,0 4 9,5* 5 5,4
Умеренно закрепощенное 4 7,8 5 11,9 9 9,7
Выраженно закрепощенное 0 0 0 0 0 0
Асимметричные формы 16 31,4 14 33,3 30 32,2
* р < 0,05
В соответствии с полученными данными нормальное состояние мышц голени и стопы выявлено у 40,9 % детей, ослабленное — у 17,2 % детей и закрепощенное - у 9,7 % детей. Асимметричные формы, связанные с различным функциональным состоянием мышц голени и стопы справа и слева, определялись у 32,2 % детей.
Обращает на себя внимание различие в частоте встречаемости ослабленных мышц голени и стопы у девочек и мальчиков. Если умеренно ослабленное состояние мышц в 2 раза чаще выявлялось у девочек, чем у мальчиков (соответственно, у 15,7 % и 7,2 % детей), то выраженно ослабленное состояние мышц чаще отмечалось у мальчиков, чем у девочек (соответственно, у 9,5 % и 2,0 % детей (р < 0,05)).
Выявленные особенности функционального состояния грудных мышц, мышц плечевого пояса, голени и стопы могут быть связаны с влиянием школьных факторов риска. Высокие интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки, повышенный уровень тревожности детей, в том числе на уроках, негативно воздействуют на мышцы плечевого пояса, повышая их тонус. Хроническое воздействие нагрузок в период школьного обучения способствует закрепощению и укорочению этих мышц, ограничивая объем движений в плечевом суставе справа и слева.
Воздействие на функциональное состояние мышц голени и стопы может быть разнонаправленным. В соответствии с полученными в исследовании данными были выявлены как закрепощенные, так и ослабленные мышцы. Длительное положение сидя, а также гигиенически неоптимальная по конструкции обувь (высокий каблук), в том числе сменная, могут оказать негативное влияние на мышцы нижних конечностей, повышая их тонус. С другой стороны, сниженная опорная механическая нагрузка на стопы в положении сидя рефлекторно приводит к ослаблению мышц голени и стопы, обусловливая уменьшение высоты ее свода и формирова-
ние плоскостопия. Рефлекторное снижение силы мышц голени и стопы экспериментально доказано в исследованиях в области космической медицины при моделировании невесомости, одним из проявлений которой является отсутствие механической нагрузки на стопы [3].
Во время занятий физической культурой, а также во время физкультпауз на уроках интеллектуального характера детям необходимо выполнять физические упражнения профилактической и коррекционной направленности для растягивания грудных мышц, мышц плечевого пояса, а также мышц голени и стопы при высоком ее своде, установленном путем плантографического исследования. Укреплять же мышцы голени и стопы с помощью соответствующих физических упражнений следует только детям с уплощением и плоскостопием, также устанавливаемым с помощью метода плантографии.
Преподаватели физической культуры должны быть осведомлены об особенностях функционального состояния грудных мышц, мышц плечевого пояса, голени и стопы у обучающихся в зависимости от пола с целью повышения эффективности физических упражнений на основе дифференцированного подхода к организации физического воспитания мальчиков и девочек, в том числе в условиях реализации системы поло-личностного (раздельного) их обучения.
Выводы. Выявлены особенности функционального состояния грудных мышц, мышц плечевого пояса, голени и стопы у детей 5-х классов в зависимости от пола. Закрепощенные мышцы груди и плечевого пояса чаще выявлялись у мальчиков, чем у девочек. Также у мальчиков чаще отмечались выраженно ослабленные мышцы голени и стопы, что приводит к разным видам деформации стопы и, соответственно, к плоскостопию и высокому своду (полой стопе).
Для повышения эффективности организации физического воспитания обучающихся необходимо интегрировать физические уп-
32
ЗНиСО
декабрь nM2 (20с)
ражнения коррекционнои направленности в структуру уроков для оптимизации функционального состояния грудных мышц, мышц плечевого пояса, голени и стопы.
Полученные результаты могут быть использованы для обоснования дифференцированного подхода к организации физического воспитания обучающихся в зависимости от пола, предполагающего поло-личностное (раздельное) обучение девочек и мальчиков.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта 16-06-00455 «Разработка алгоритма, технологий и программы формирования единой профилактической среды образовательных организаций на основе системной интеграции форм двигательной активности и средств физического воспитания обучающихся».
ЛИТЕРАТУРА
1. Букуп К. Клиническое исследование костей, суставов и мышц: пер. с англ. М.: Медицинская литература, 2007. 320 с.
2. Волков М.В. и др. Детская ортопедия. 2-е изд., пере-раб. и доп. / М.В. Волков, В.Д. Дедова. М.: Медицина, 1980. 312 с.
3. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Методическое пособие
/ Г.Н. Сердюковская [и др.]. М.: Промедэк, 1993. 163 с.
4. Храмцов П.И. и др. Гигиеническая оценка влияния занятий физической культурой на функциональные возможности организма обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья / П.И. Храмцов, Н.О. Березина, А.С. Седова // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 4. C.43-45.
5. Храмцов П.И. и др. Количественная оценка функционального состояния мышечной системы у школьников в гигиенических исследованиях / П.И. Храмцов, Л. Комарек, Л. Провазник // Гигиена и санитария. 1987. № 9. С. 58-60
6. Хуснутдинова Д.Р. Роль опорной афферентации в поддержании скоростно-силовых свойств и выносливости антигравитационных мышц. Автореф. ... канд. мед. наук. М., 2007. 25 с.
7. Kendall F.P. et al. Muscles, Testing and Function / F.P. Kendall, E.K. McCreary // Williams & Wilkins, 1983.
8. Khramtsov P. et al. Posture and physical education of students in the Russian Federation: The 4-th European Conference on health promoting schools / P. Khramtsov, K. Matveev // Equity, Education and Health. Abstracts. Odense. 2013. P. 83-88.
Контактная информация: Храмцов Пётр Иванович, тел.: +7 (903) 599-57-91, e-mail: [email protected]
Contact information: Khramtsov Pyotr, phone: +7 (903) 599-57-91, e-mail: [email protected]
♦ ♦ ♦