Научная статья на тему 'Эффективность профилактики и коррекции нарушений функционального состояния костно-мышечной системы у младших школьников в процессе физического воспитания'

Эффективность профилактики и коррекции нарушений функционального состояния костно-мышечной системы у младших школьников в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / FUNCTIONAL TESTS / СОСТОЯНИЕ МЫШЦ И СВЯЗОК / STATE OF THE MUSCLES AND LIGAMENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PREVENTIVE EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Храмцов П.И.

Представлены результаты оценки функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса у 57 детей 1-х классов в динамике 2 лет обучения в процессе реализации комплекса физических упражнений на растяжку закрепощенных мышц. Для оценки состояния мышц и связок использовали функциональные мышечные тесты. Установлено, что в динамике 2 лет обучения количество детей, выполнивших тесты в полном объеме, увеличилось в 1,5 раза, а не выполнивших его сократилось в 1,8 раза. Показана профилактическая и корригирующая эффективность физических упражнений на растяжку закрепощенных мышц, интегрированных в процесс физического воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Храмцов П.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the prevention and correction of violations of the functional state of the musculoskeletal system from junior schoolchildren in physical education

The article presents the results of the evaluation of the functional state of the pectoral muscles and shoulder girdle muscles have 57 children in grades 1 to dynamics 2 years of training in the implementation of complex of physical exercises on stretching the rigid muscles. To assess the condition of muscles and ligaments used functional muscle tests. It is established that in the dynamics of the 2 years of schooling number of children who performed the tests in full volume, increased 1.5 times, and have not fulfilled it decreased 1.8 times. Shown preventive and corrective effectiveness of physical exercises on stretching the muscles of the enslaved integrated into the process of physical education of Junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Эффективность профилактики и коррекции нарушений функционального состояния костно-мышечной системы у младших школьников в процессе физического воспитания»

44

ЗНиСО Август №8 (293)

УДК 613.955

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

П.И. Храмцов

ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия

Представлены результаты оценки функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса у 57 детей 1-х классов в динамике 2 лет обучения в процессе реализации комплекса физических упражнений на растяжку закрепощенных мышц. Для оценки состояния мышц и связок использовали функциональные мышечные тесты. Установлено, что в динамике 2 лет обучения количество детей, выполнивших тесты в полном объеме, увеличилось в 1,5 раза, а не выполнивших его - сократилось в 1,8 раза. Показана профилактическая и корригирующая эффективность физических упражнений на растяжку закрепощенных мышц, интегрированных в процесс физического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, функциональные тесты, состояние мышц и связок, физическое воспитание, профилактическая эффективность.

P.I. Khramtsov □ THE EFFECTIVENESS OF THE PREVENTION AND CORRECTION OF VIOLATIONS OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM FROM JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION □

National Scientific and Practical center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

The article presents the results of the evaluation of the functional state of the pectoral muscles and shoulder girdle muscles have 57 children in grades 1 to dynamics 2 years of training in the implementation of complex of physical exercises on stretching the rigid muscles. To assess the condition of muscles and ligaments used functional muscle tests. It is established that in the dynamics of the 2 years of schooling number of children who performed the tests in full volume, increased 1.5 times, and have not fulfilled it decreased 1.8 times. Shown preventive and corrective effectiveness of physical exercises on stretching the muscles of the enslaved integrated into the process of physical education of Junior schoolchildren. Key words: primary school children, functional tests, state of the muscles and ligaments, physical education, preventive efficiency.

Повышение профилактической эффективности физического воспитания младших школьников является одним из актуальных направлений здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Использование средств физического воспитания позволяет предупредить и скорректировать негативные последствия нерациональной организации обучения и воспитания детей, связанные с необходимостью длительного сохранения положения сидя в процессе уроков и при выполнении домашних заданий. К одному из важных негативных эффектов длительного положения сидя следует отнести нарушение функционального состояния мышц и связок, проявляющееся их закрепощением и ограничением объема движений в суставах [1, 4]. Выраженные изменения отмечаются в состоянии грудных мышц и мышц плечевого пояса в связи с биомеханическими особенности положения тела обучающихся при письме и высоким уровнем их психоэмоционального напряжения на уроке [5].

Цель исследования - оценить эффективность профилактики и коррекции нарушений функционального состояния костно-мышечной системы у младших школьников на основе использования физических упражнений на растяжку закрепощенных мышц и связок в процессе физического воспитания.

Материалы и методы. Проведена оценка функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса у 57 детей (26 девочек и 31 мальчик) 1-х классов МОАУ «Земская гимназия» г. Балашиха (директор — к.п.н. Г.В. Кравченко) в динамике 2 лет обучения в процессе использования специально подобранных физических упражнений на растяжку закрепощен-

ных грудных мышц и мышц плечевого пояса на уроках физической культуры [2].

Исследование проведено с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС). От родителей участвовавших в исследовании детей получены письменные информированные согласия, одобренные ЛНЭК ФГАУ «ННПЦЗД» Минздрава России.

Оценка функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса проводилась на основе анализа результатов мышечного тестирования [4]. В процессе выполнения тестов детям предлагалось сцепить пальцы кистей рук за спиной «в замок»: тест 1 - правая рука вверху - левая внизу; тест 2 - левая рука вверху - правая внизу. Результаты оценивались для каждого теста по 3 градациям: тест выполнен в полном объеме, выполнен частично и не выполнен.

Данная методика была применена ранее при оценке функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса у обучающихся 5-х классов, позволившая выявить особенности их состояния у детей в зависимости от пола [3].

Результаты исследования. Результаты функционального тестирования грудных мышц и мышц плечевого пояса у детей 1-х классов в динамике 2 лет обучения, включающие оценку выполнения теста 1 и теста 2 дифференцированно девочками и мальчиками, приведены в таблице.

Полученные данные свидетельствуют о том, что на 1-м году наблюдения в полном объеме тест 1 смогли выполнить только 43,9 % детей; не выполнили тест 1 - 45,6 % детей. При этом различий в качестве выполнения теста 1 между мальчиками и девочками не установлено.

АВГУСТ МаВ (293) ЗНиСО

45

Таблица. Результаты тестирования функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса

у детей 1-х классов в течение 2 лет обучения

Пол 1-й год обучения (n = 57) 2-й год обучения (n=51)

Тест выполнен полностью Тест выполнен частично Тест не выполнен Тест выполнен полностью Тест выполнен частично Тест не выполнен

абс. | % абс. | % абс. | % абс. | % абс. | % абс. | %

Тест 1 Тест 1

Д 12 46,2 2 7,6 12 46,2 14 58,3* 4 16,7 6 25,0**

М 13 41,9 4 12,9 14 45,2 19 70 4*** 1 3,7 7 25,9**

Всего 25 43,9 6 10,5 26 45,6 33 64 7*** 5 9,8 13 25 5***

Тест 2 Тест 2

Д 10 38,6 4 16,2 12 46,2 9 37,5 5 16,2 10 41,7

М 12 38,7 4 12,9 15 48,4 14 51,9* 2 12,9 11 40,7

Всего 22 38,6 8 14,0 27 47,4 23 45,1 7 13,7 21 41,2

* р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001 (различия между 1-м и 2-м годами обучения)

Проведенные ранее исследования по оценке функционального состояния грудных мышц и мышц плечевого пояса у обучающихся 5-х классов выявили более частое невыполнение теста 1 у мальчиков по сравнению с девочками, соответственно - у 52,4 % и 15,7 % (р < 0,001). Эти данные свидетельствуют о том, что с возрастом от 1-го к 5-му классу закрепощение мышц идет более высокими темпами у мальчиков.

На 2-м году наблюдения тест 1 смогли выполнить в полном объеме 64,7 % детей; не выполнили - 25,5 % детей. В динамике наблюдения на фоне реализации мероприятий по снижению негативных эффектов положения сидя средствами физического воспитания количество детей, выполнивших тест в полном объеме, увеличилось в 1,5 раза, а количество детей, не выполнивших тест 1, сократилось в 1,8 раза.

Аналогичные данные были получены при сравнении результатов выполнения теста 2. На 1-м году наблюдения количество детей, выполнивших тест 2 в полном объеме, составило 38,6 %; не выполнили тест — 47,4 % детей; на 2-м году наблюдения — 45,1 % и 41,2 % детей соответственно. Отмечена тенденция улучшения качества выполнения теста 2, однако степень улучшения не столь значима, как это было установлено при сравнении результатов теста 1.

Следует отметить, что результаты выполнения теста 1 и теста 2 на 1-м году наблюдения не имели значимых различий. На 2-м же году наблюдения эти различия носили более выраженный характер в большей степени за счет улучшения результатов выполнения теста 1. Проведенные ранее аналогичные исследования с участием обучающихся 5-х классов позволили получить результаты, также свидетельствующие о более низком качестве выполнения теста 2 по сравнению с тестом 1 [3]. По-видимому, различия обусловлены общими механизмами формирования закрепощений грудных мышц и мышц плечевого пояса, связанных с мануальной асимметрией в процессе учебной деятельности детей.

Необходимо также отметить отсутствие выраженного различия между мальчиками и девочками данного возраста в оценке качестве выполнения тестов.

Выводы. Проведенные исследования позволили установить положительное влияние занятий физической культурой с интегрированными физическими упражнениями на растяжку на функциональное состояние грудных мышц и мышц плечевого пояса у младших школьников.

Результаты функционального мышечного тестирования, проводимого для оценки функционального состояния мышц и связок, могут быть ис-

пользованы в качестве информативных критериев оценки профилактической и корригирующей эффективности физического воспитания обучающихся. Необходимость разработки такой системы для объективной оценки здоровьеформирующей эффективности физического воспитания детей в образовательных организациях является весьма актуальной.

Значимость полученных в исследовании результатов состоит в том, что при проведении занятий физической культурой преподаватели должны иметь информацию об индивидуальных особенностях функционального состояния костно-мышечной системы для обоснования объема физических нагрузок и реализации дифференцированного подхода к проведению физических упражнений профилактической и корригирующей направленности. Повышение эффективности таких упражнений зависит от точности соответствия и адекватности их подбора индивидуальным особенностям обучающихся. Исходя из полученных данных, для повышения эффективности профилактики и коррекции нарушений состояния мышечно-связочного аппарата у обучающихся целесообразно дополнить тесты физической подготовленности функциональными тестами, устанавливающими степень закрепощения грудных мышц и мышц плечевого пояса по ограничению объема движений в плечевых суставах.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения проекта 16-0600455 «Разработка алгоритма, технологий и программы формирования единой профилактической среды образовательных организаций на основе системной интеграции форм двигательной активности и средств физического воспитания обучающихся».

ЛИТЕРАТУРА

1. Букуп К. Клиническое исследование костей, суставов и мышц: Пер. с англ. М.: Мед. лит., 2007. 320 с.

2. Нельсон А. и др. Анатомия упражнений на растяжку / А. Нельсон, Ю. Кокконен: Пер. с англ. С.Э. Борич. Минск: Попури, 2014. 224 с.

3. Храмцов П.И. и др. Оценка функционального состояния мышц у обучающихся разного пола в обосновании дифференцированного подхода к организации физического воспитания / П.И. Храмцов, А.С. Седова // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 12 (285). C. 29-32.

4. Kendall F.P. et al. Lower extremity muscles / F.P. Kendall, E.K. McCreary et al. Muscles: testing and function. London: Williams and Wilkins, 1983. P. 158-189.

5. Khramtsov P. et al. Posture and physical education of students in the Russian Federation. / P. Khramtsov, K. Matveev // The 4-th European Conference on health promoting schools - Equity, Education and Health. Abstracts. 2013. Abstracts. Odense. 2013. P. 83-86

Контактная информация: Храмцов Пётр Иванович, тел.: +7 (903) 599-57-91, e-mail: pikhramtsov@gmail.com Contact information: Khramtsov Pyotr, phone: +7 (903) 599-57-91, e-mail: pikhramtsov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.