Научная статья на тему 'Оценка формирования корпоративной культуры среди медицинских сестер'

Оценка формирования корпоративной культуры среди медицинских сестер Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КЛИНИКА / КОРПОРАТИВТіК МәДЕНИЕТ / МЕЙіРБИКЕ / УНИВЕРСИТЕТТіК КЛИНИКА / CORPORATE CULTURE / NURSE / UNIVERSITY CLINIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ибрагим К. Т., Аимбетова Г. Е., Нурбакыт А. Н., Шаки Д. Т.

В статье отражены результаты социологического исследования по оценке формирования корпоративной культуры среди медицинских сестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ибрагим К. Т., Аимбетова Г. Е., Нурбакыт А. Н., Шаки Д. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the formation of corporate culture among nurses

The article reflects the results of a sociological study evaluating the formation of corporate culture among nurses.

Текст научной работы на тему «Оценка формирования корпоративной культуры среди медицинских сестер»

Вестник Ка^НМУ №2-2018

ЭДЕБИЕТТЕР Т1З1М1

1 Акжигитов Г.Н. Организация и работа хирургического стационара. - М.: Медицина, 2000. - 288 с.

2 Габович Р.Д. Гигиена. - К.: 1995. - 294 с.

3 Лошонди Д. Внутрибольничные инфекции. - М.: Медицина, 1978. - 456с.

4 Уилер И.Т. Проектирование больниц (пер. с англ.) - М.:2002. - С. 83-103.

5 Щербо А.П. Больничная гигиена: руководство для врачей. - СПб.: 2007. - 58 с.

А.Н. Нурбакыт, М.Н. Жакупова, Н.Ж. Дармен, А.А. Айтманбетова, А.С. Байболат, Д.Ш. Аскаров, А.М. Раушанова

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» Казахский национальный университет имени Аль-Фараби

ОЦЕНКА ПАЦИЕНТАМИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА АЛМАТЫ

Резюме:Оптимизация состояния больницы и развитие благоприятных условий для пациентов в МУ являются актуальной проблемой. Во многих странах мира в здравоохрании активно ведутся реформы.В то же время повышение качества медицинской помощи стало приоритетом. Ясно, что эта задача актуальна для Казахстана.

Согласно рекомендации ВОЗ, одним из качественных компонентов медицинской помощи можно объяснить удовлетворенность пациента уровнем медицинской помощи. Основным моментом в этом отношении является оценка пациентами санитарно-гигиенических условий.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, санитарно-гигиеническое состояние, оценка.

A.N. Nurbakyt, M.N. Zhakupova, N.Zh.Darmen, A.S.Baibolat, A.A.Aitmanbetova, D.Sh. Askarov, A.M. Raushanova

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

Kazakhstan medical university "KSPH" Kazakh National University after named Al Farabi

SANITARY-HYGIENIC MEDICAL INSTITUTIONS OF ALMATY EVALUATION OF PATENT CONTENT

Resume:Nowadays, optimization of the hospital environment and the development of favorable conditions for patients in the MCO are a topical issue. In many countries of the world, there are active reforms in healthcare. At the same time, improving the quality of medical care has become a priority. Clearly, this task is relevant to Kazakhstan.

According to the WHO recommendation, one of the quality components of medical care can be attributed to the patient's satisfaction with the level of medical care. The main point in this regard is the patient's assessment of sanitary and hygienic conditions. Keywords: Quality of medical care, patient, sanitary and hygienic situation, assessment.

УДК 614.5:778-575

К.Т. Ибрагим, Т.Е. Аимбетова, А.Н. Нурбакыт, Д.Т. Шаки

Казахский Национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

В статье отражены результаты социологического исследования по оценке формирования корпоративной культуры среди медицинских сестер.

Ключевые слова: корпоративная культура, медицинская сестра,университетская клиника

Актуальность. Организационная культура существует в любой организации независимо от ее размеров и сферы деятельности. В любом обществе есть свои принципы, нормы, правила, порядки и ритуалы, которыми управляются члены группы. В одних организациях организационная культура развивается неосознанно и соблюдается негласно, в других базируется на целом своде законов, обязательных к исполнению.

Специальность медицинской сестры относится к разряду публичных профессий, которые, прежде всего, связаны с авторитетом среди населения, их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем [1]. Задача создания профессионального имиджа медицинской сестры должна быть осознанным выбором и быть ориентирована на общие каноны, сформировавшиеся в результате исторической медицинской практики. Это,

прежде всего, высокий уровень профессионализма, нравственность и наличие эмпатии [2].

Атмосфера медицинской и сестринской практики, образования должна создавать условия, которые бы культивировали желаемые качества, требуемые от медсестры.

Материалы и методы исследования. Социологическое исследование проведено среди медицинских сестер Университетской клинике им. С.Д. Асфендиярова КазНМУ города Алматы. В работе использован социологический метод (метод анкетирования), статистический метод с применением вариационной статистики. Цель исследования. Оценить состояние

сложившейся корпоративной культуры и подготовку сестринского персонала для формирования нового ее

ЮелЪик ХажМММ №2-2018

уровня для достижения миссии и развития Университетской клиники в целом

Результаты исследования. В реальности, корпоративная культура формируется в каждой организации, где работают более 2-х человек. И только, непрерывная работа в правильном формировании и развитии корпоративной культуры способствует объединить персонал в достижении общей цели.

Также миссия существования организации и порождает определенную корпоративную культуру, которая двигает персоналом при выполнении их профессиональных обязанностей.

Стратегическое намерение и направление исследуемого объекта изучены с помощью ряда вопросов. Примечательно, как видно из рисунка 1, ответы у большего количества респондентов положительно подтверждают правильное стратегическое направление организации.

Стратегическое направление нашей деятельности для...

Определена ясная стратегия на будущее

Определена ясная миссия, которая несёт смысл и направляет...

В клинике определены долгосрочная цель деятельности и.

о- 21,6

35

40

,5

62,2

62,2

Полностью согласен/согласна

Согласен/согласна

Не могу сказать (не один из вариантов)

Не согласен/не согласна

Полностью не согласен/не согласна

20 40 60

80

Рисунок 1- Оценка респондентами стратегического намерения и направления клиники

В клинике определены долгосрочная цель деятельности и направления её развития. С этой позицией согласных и полностью согласных количество суммарно составило % часть опрошенных (35,1% и 40,5% соответственно). Затруднились ответить - 21,5%.

Следующим вопросом выявлена удельная масса респондентов, согласных с тем, что определена ясная миссия, которая несёт смысл и направляет работу клиники: согласны - 62,2% и полностью согласны - 8,1%. Следует отметить, в данной позиции, менее 1/3 персонал воздержались ответить. Эту долю опрошенных, возможно, составляет те, для кого не совсем ясна миссия и политика организации.

С определенной ясной стратегией на будущее в коллективе живут большинство респондентов, что в сумме составляет 70,3% (62,2% согласных и 8,1% полностью согласных). Хотя, в числе опрошенных, 13,5% были не согласны с этой

версией, т.е. отрицают то, что стратегия на будущее у организации ясная.

Ответы на вопрос: «Стратегическое направление нашей деятельности для меня не ясно», соответственно, распространились в обратном полюсном порядке. Не согласных с этой позицией оказались больше (43,2%), чем согласных (16,2%) и намного больше, чем полностью согласных (10,8%).

Цели и задачи организации, во многом, определяют целенаправленную и организованную деятельность подструктур. На рисунке 2, на пункт «существует широкое общественное согласие в отношении целей» указали чуть менее половины опрошенных (45,9%).

Примерно такое же количество (43,2%) затруднились с ответом, что можно классифицировать в оба полюса ответов согласных и несогласных.

Все сотрудники . Мы постоянно ..

Руководство.. Руководители . Существует широкое.. ^02,

51

145,9

,40,5 44529

4

56,8

20

40

60

Полностью

согласен/согласна

Согласен/согласна

Не могу сказать (не один из вариантов) Не согласен/не согласна

Рисунок 2 - Оценка респондентами цели и задачи деятельности клиники

Позицию «Руководители обозначают цели амбициозные, но реалистичные» отметили 40,5% работников, а еще 27% абсолютно не сомневаются в этом. Следует отметить, почти 1/3 часть (32,4%) опрошенного коллектива не согласны с тем, что амбициозные цели начальства реалистичные.

По мнению 4/5 части (81,1%) персонал, руководство клиники искренне стремится к достижению тех целей, которые оно поставило перед сотрудниками (24,3% согласных и 56,8% полностью согласных). Оставшаяся 1/5 часть (18,9%) не смогли ответить однозначно (затруднились). Значение большинства ответов можно

позволяет предположить, что администрация клиники создает всевозможные условия для благополучной работы сотрудников.

В позиции «Мы постоянно отслеживаем наше развитие относительно поставленных целей» едины большинство респондентов, суммарный показатель согласных и согласных в полной мере составило 81%. В этом вопросе также выявлены доля не согласных с этой оптимистичной позицией, удельная масса которых оказалась более 1/10 части (10,8%).

Проблемы с ясностью цели о том, что должно быть коллективом сделано для достижения успеха в долгосрочной перспективе возникли у более 1/3 части

шш

шик ЭСа^ТбМУ ОЬ?2-2018 \ р

респондентов (35,1%), которые не определились ни с одним вариантом ответов. Напротив, как и полагается, значительное количество работников согласны с тем, что все сотрудники понимают свои задачи, чтобы достичь успешного результата (51,4%). Более того 13,5% - в полной мере согласны с этой позицией.

Видение и прогноз деятельности на основе результатов работы и стратегических целей организации являются стимулом продуктивной работы отдельных ее сотрудников. 64,8% респондентов разделяют единое общее представление о том, какой клиника станет в будущем: т.е. с этим мнением согласны 27%, полностью согласны 37,8% соответственно (рисунок 3).

Мы умеем.. Наше видение.. Краткосрочное.. Мы разделяем. Мы умеем..

- 13,5 ,7 1и02,7 ' 5 45,9 37,8 5718 5

0 27 3

"°2,7 27 -г

56,8

56,8

Полностью согласен/согласна

Согласен/согласна

Не могу сказать(не один из вариантов)

Не согласен/не согласна

0

20

40

60

Рисунок 2- Оценка ре(

«Краткосрочное планирование часто идёт во вред нашему долгосрочному видению» -высказались 24,3%. 5,4% опрошенных еще более конкретно обозначили, что данное высказывание верное. Не согласны с этим высказыванием -24,3%, а 8,1% - резко отрицают возможность такой позиции. «Наше видение является основной для воодушевления и мотивации наших сотрудников» заявляют 45,9%, уверенно настаивают - 21,6%. Не выбрав ни один определенный ответ, неоднозначное мнение выразили в данном вопросе, менее 1/3 части (29,7%) работников. Другие 2,7% полностью не согласны, что видение управления за организацией может стать основой воодушевления и мотивации коллектива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как правило, «мы умеем справляться с краткосрочными локальными задачами, не подвергая риску наше

ами видения клиники

стратегическое видение» считают 56,8% персонал. 13,5% более чем уверены, что справляются таким образом, при котором стратегические планы организации не пострадают. 10% опрошенных не уверены в этом; более того, 2,7% категорически отрицают возможность решения краткосрочных локальных задач, не подвергая риску долгосрочных.

В следующем разделе анкеты изучен аспект согласованности коллектива внутри себя, с каждым из его сотрудников, их мнениями и возможностями. Координация деятельности и интеграция профессиональных идей и задач исследованы рядом вопросов, местами, на которых, получены на полюсные ответы (рисунок 4).

На всех уровнях клиники.

Когда я общаюсь с коллегой из другого...

Люди из различных подразделений.

48, 48,

64,9

20 40 60 80

Полностью согласен/согласна

Согласен/согласна

Не могу сказать(не один из вариантов)

Не согласен/не согласна

Полностью не согласен/не согласна

Рисунок 4 - Оценка респондентами с

Больше половины респондентов (суммарно 62,1%) сошлись во мнений, что люди из различных подразделений клиники разделяют общие взгляды на будущее. Не согласных с высказанным мнением незначительно (2,7%). Воздержавшихся ответить оказалось более 1/3 респондентов (35,1%).

С целью изучения коллективного духа в организации была выявлена доля, согласных/не согласных с позицией «Когда я общаюсь с коллегой из другого отдела, у меня такое

нности, координации и интеграции

чувство, будто я разговариваю с кем-то из совершенно другой клиники». Как и предполагалось, доля не согласных (не согласен - 48,6%, полностью не согласен - 21,6%) намного превышает долю согласных (согласен - 10,8%). Не приняли ни одну из предложенных сторон менее 1/5 персонал (18,9%).

64,9% указали, что на всех уровнях клиники наблюдается последовательное движение к поставленным целям, особо подчеркивают - 5,4%. Отрицают организованность

Vestnik KazNMU №2-2018

последовательной работы в достижении цели 2,7% опрошенных. В то же время, 27% точно не могут ответить в силу не владения ситуацией в подразделениях клиники. Выводы. Таким образом, Большее количество

респондентов, стратегически направлены, следуя за правильно поставленной миссией организации. «Руководители обозначают цели амбициозные, но реалистичные» одобрено основной массой опрошенных. К тому же руководство клиники искренне стремится к достижению тех целей, которые оно поставило перед сотрудниками.

Многие сошлись во мнении «Мы постоянно отслеживаем наше развитие относительно поставленных целей».

Изучен аспект согласованности коллектива внутри себя, с каждым из его сотрудников, их мнениями и возможностями. Большинство опрошенных сошлись во мнений, что люди из различных подразделений клиники разделяют общие взгляды на будущее.

С целью изучения коллективного духа в позиции «Когда я общаюсь с коллегой из другого отдела, у меня такое чувство, будто я разговариваю с кем-то из совершенно другой клиники» также превалирующая часть положительно высказались.

Большинство разделяет факт о том, что на всех уровнях клиники наблюдается последовательное движение к поставленным целям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. - СПб.: Изд-во Речь, 2005. — 144 с.

2 Панфилова А.П. Имидж делового человека. - СПб.: Изд-во ИВЭСЭП Знание, 2007. — 490 с.

К.Т. Ибрагим, Г.Е. Аимбетова, А.Н. Нурбакыт, Д.Т. Шаки

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедициналыцyHueepcumemi

МЕЙ1РБИКЕЛЕР АРАСЫНДА Б1РЛЕСКЕН МЭДЕНИЕТТ1 ЦАЛЫПТАСТЫРУДЫ БАГАЛАУ

ty^h: Ма;алада мешрбикелер арасында корпоративен мэдениетт ;алыптастыруды багалауга ;атысты журпзыген элеуметтiк зерттеулер нэтижелерi берiлген.

ТYЙiндi сездер: корпоративтiк мэдениет, мешрбике, университеттiк клиника.

K.T. Ibragim, G.E. Aimbetova, A.N. Nurbakyt, D.T. Shaki

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

ASSESSMENT OF THE FORMATION OF CORPORATE CULTURE AMONG NURSES

Resume: The article reflects the results of a sociological study evaluating the formation of corporate culture among nurses. Keywords: corporate culture, nurse, university clinic

УДК 616.24-271-036.7

А.К.Альмадиева1, А.Е.Гуляев2, Е.М.Айсенова3, А.Т.Кыдырбаева4, А.Н.Нурбакыт5

1Казахстанское агентство по оценке технологий здравоохранения, г Астана 2РГП на ПХВ «Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники»,г. Астана 3ТОО "Железнодорожные госпитали медицины катастроф" "Центральная дорожная больница",г. Астана 4ГККП на ПХВ «Городская поликлиника №8",г. Астана 5Казахский Национальный медицинский университет им. Асфендиярова, г. Алматы

АНАЛИЗЗАТРАТО-ЭФФЕКТИВНОСТИ РАНИБИЗУМАБА ПРИ ДИАБЕТИЧЕСКОМ МАКУЛЯРНОМ ОТЕКЕ И ВОЗРАСТНОЙ МАКУЛЯРНОЙ ДЕГЕНЕРАЦИИ

Согласно результатам проведенного анализа эффективности затрат, дополнительные издержки на терапию ингибиторами ангиогенеза, и в первую очередь гибкие режимы применения ранибизумаба, будут экономически оправданы, так как позволяет значительно повысить клиническую эффективность лечения и достичь наиболее высокого показателя QALY в общей популяции пациентов с диабетическим макулярным отеком и влажной формой возрастноймакулярной дегенерации.

Ключевые слова:возрастная макулярная дегенерация, диабетическиймакулярный отек, anti-VEGF, эффективность, безопасность.

ВВЕДЕНИЕ. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) (Зрение 2020) 180 миллионов человек по всему миру имеют инвалидность по зрению[1].Согласно оценочным данным Атласа зрения (2015) в мире из общей популяции 7,3 млрд. человек, 253 млн. имеют ослабленное зрение (то есть имеют слепоту или нарушение зрения средней или тяжелой степени), 55% из которых - женщины. 89% людей с ослабленным зрением

проживают в странах с низким и средним уровнем доходов[2].

К числу причин, вызывающих слепоту и нарушение зрения средней и тяжелой степени с образованием макулярного отека эксперты относят возрастную макулярную дегенерацию (далее - ВМД) и диабетическую ретинопатию (далее - ДР), представленную чаще всего диабетическим макулярным отеком (далее - ДМО), составляющие 4,1% и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.