М. В. Еремина
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра медицины катастроф
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВРАЧЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
УДК 37.013.46
В статье представлены результаты оценки формирования готовности врачей к деятельности в условиях экстремальных ситуаций в динамике профессионального онтогенеза.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, профессиональная готовность,
профессиональная компетентность.
M. V. Yeremina
EVALUATING THE APTNESS OF DOCTORS FOR WORK IN EXTREME SITUATIONS
The paper discusses the outcomes of evaluating the aptness of doctors for work in extreme situations as it shapes during the medical training process.
Key words: extreme situation, professional aptitude, professional competence.
Оказание медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях требует от врачей высокой психологической готовности. Работа врачей при определенных условиях приобретает экстремальный характер. В деятельности работников «опасных профессий» существуют два типа условий, при которых работа становится экстремальной:
1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие (авиадиспетчеры, инкассаторы);
2) так называемые критические инциденты, при которых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих (спасатели, пожарные) [3].
Готовность врача к деятельности в условиях экстремальных ситуаций формируется в процессе профессионального становления личности. Учитывая массовый характер санитарных потерь, формирующихся в условиях чрезвычайных ситуаций, особую актуальность приобретают исследования социально-психологических компетенций врачей, определяющих их готовность к оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях в динамике профессионального онтогенеза.
В ряде исследований соответствующей тематики показано, что психологическая готовность к экстремальным ситуациям зависит от индивидуально-типологических особенностей специалиста:
нейродинамических свойств, способностей эмоционально-волевой регуляции, мотивационно-потребностной сферы, психодинамических свойств и т. д. [1-4]. Также экстремальной ситуацию определяет не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и отношение человека к происходящему [3, 4].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Оценить формирование готовности к профессиональной деятельности в условиях экстремальных ситуаций врачей в динамике профессиогенеза.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В связи с этим проведено медико-социологическое исследование формирования психологической готовности к риску на моделях группы студентов медицинского университета лечебного профиля (хирургов, терапевтов) старших курсов и профессиональной группы врачей, взятых в паритетных соотношениях, методом психодиагностического тестирования с использованием авторской анкеты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что между исследуемыми модельными группами существуют достоверные отличия. Согласно полученным результатам, в модельной группе студентов 46,67 % считают себя готовыми к деятельности в экстремальных
ситуациях и уверенны в своей способности быстро принимать ответственные решения, но в тоже время 65,93 % из них считают, что для успешной деятельности в условиях экстремальных ситуаций они не обладают достаточными знаниями и практическими навыками. 63,74 % студентов-медиков готовы пойти на риск для собственного здоровья в процессе выполнения профессиональных обязанностей в экстремальных условиях. По данным исследования, подавляющее большинство считает, что моральным качеством, необходимым для работы в экстремальных условиях, является умение работать в команде. В то же время, среди тех, кто считает себя психологически неготовыми к деятельности в экстремальных ситуациях, 57,3 % отмечают неуверенность в собственных силах как основное качество, которое могло бы
помешать им выполнять профессиональный долг в экстремальных условиях и 27,85 % стремятся избегать ситуаций, когда необходима их помощь. Среди практикующих врачей 68,18 % считают себя готовыми к деятельности в экстремальных ситуациях и отмечают, что решительность и уравновешенность являются основными качествами, определяющими успешность профессиональной деятельности в экстремальных условиях. 60 % практикующих врачей уверены в своей способности немедленно принимать решения, не анализируя их. Выявлено, что среди студентов-медиков девушки чаще сомневаются в собственной професси-о нальной готовности и чаще подвержены критической самооценке, в то время как юноши более уверены в своих профессиональных качествах (см. табл.).
Распределение респондентов по группам в зависимости от субъективной оценки готовности к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях
Показатели Группа, %
Врачи скорой медицинской помощи Студенты лечебного факультета
мужчины женщины общее мужчины женщины общее
Считают себя готовыми к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 58,33 40 50 69,64 51,15 56,68
Считают себя неготовыми к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 44,67 60 50 30,36 48,85 43,32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выше изложенного, ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, обусловленных специфичностью профессиональной деятельности. Полученные данные демонстрируют необходимость оптимизации мероприятий профессиональной подготовки врачей к деятельности в экстремальных ситуациях мирного времени в рамках государственной системы ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Доника А. Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психологические проблемы врачебной деятельности. - М.: Академия естествознания. - 2009. - 200 с.
2. Доника А. Д., Поройский С. В. // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№ 1. - С. 67.
3. Еремина М. В., Поройский С. В., Булычева О. С. // ВНМЖ. - 2011. - № 4. - С. 57-60.
4. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. ред. Ю. С. Шойгу. -М.: Смысл, 2007. - 319 с.