Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО'

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОМПЛЕКС ГТО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каргаполов Валерий Павлович, Колесникова Анна Петровна, Золотарев Сергей Константинович

Введение. В современном обществе сохранение и укрепление здоровья, физическая подготовленность студенческой молодежи является весьма актуальной проблемой. Обновленный в 2017 году комплекс ГТО стал программным документом по физическому воспитанию. Цель исследования - физическая подготовленность студентов Тихоокеанского государственного университета по тестам, включенным в комплекс ГТО. Научная новизна результатов исследования заключается в получении новых данных по физической подготовленности студентов. Практическая значимость -формирование установок на использование средств физического воспитания, полученных в результате исследования, на занятиях в Вузе, а также на увеличение двигательной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каргаполов Валерий Павлович, Колесникова Анна Петровна, Золотарев Сергей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS WHEN FULFILLING REGULATIONS OF THE RLD COMPLEX

Introduction. In the modern society, the preservation and promotion of health, physical fitness of student youth is a very urgent problem. Updated in 2017, the GTO complex has become a program document for physical education. The purpose of the study is the physical fitness of students of the Pacific State University according to the tests included in the GTO complex. The scientific novelty of the results of the study lies in obtaining new data on the physical fitness of students. The practical significance is the formation of attitudes to the use of physical education tools obtained as a result of the study in the classroom at the university, as well as to increase the motor activity of students.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО»

гуманитарные науки. - 2017. - №4 (168). - С. 110-116.

2. Сабанцева Т.В. Хореографический тренаж: сущность понятия и значение в физическом воспитании бакалавров по направлению подготовки «Хореографическое искусство» / Т.В. Сабанцева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 3 (29). - С. 157-163.

3. Сабанцева, Т.В. Хореография как вид двигательной деятельности человека / Т.В. Сабанцева // Культурное пространство русского мира. - 2017. - № 3. - С. 152-156.

4. Туманян Г.С, Гибкость как физическое качество / Г.С. Туманян, К.С. Харицидис // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 48-50.

5. Усачёв Ю.Ю. Визуальная форм пластики современного танца: характеристики, особенности, поиски воплощения / Ю.Ю. Усачёв // Международный исследовательский журнал. - 2015. -№8 (39). - Часть 5. - С 8-10.

REFERENCES

1. Kalmykov, S.A. and Pyatakhin, A.M. (2017), "Peculiarities of students' flexibility development in the course of physical culture lessons", Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, No. 4 (168), pp. 110-116.

2. Sabantseva, T.V. (2017), "Choreographic training: the essence of the concept and meaning in the physical education of bachelors in the direction of training "Choreographic art"", Science of man: humanitarian research, No. 3 (29), pp. 157-163.

3. Sabantseva, T.V. (2017), "Choreography as a type of human motor activity", Cultural space of the Russian world, No. 3, pp. 152-156.

4. Tumanyan, G.S. and Haritsidis, K.S. (2012), "Flexibility as a physical quality", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 48-50.

5. Usachev, Yu.Yu. (2015), "Visual forms of plasticity of modern dance: characteristics, features, search for embodiment", International research journal, Vol. 5, No. 8 (39), pp. 8-10.

Контактная информация: esmola75@gmail.com, smola73@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

КОМПЛЕКСА ГТО

Валерий Павлович Каргаполов, доктор педагогических наук, профессор, Анна Петровна Колесникова, старший преподаватель, Сергей Константинович Золотарев, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация

Введение. В современном обществе сохранение и укрепление здоровья, физическая подготовленность студенческой молодежи является весьма актуальной проблемой. Обновленный в 2017 году комплекс ГТО стал программным документом по физическому воспитанию. Цель исследования - физическая подготовленность студентов Тихоокеанского государственного университета по тестам, включенным в комплекс ГТО. Научная новизна результатов исследования заключается в получении новых данных по физической подготовленности студентов. Практическая значимость -формирование установок на использование средств физического воспитания, полученных в результате исследования, на занятиях в Вузе, а также на увеличение двигательной активности студентов.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, нормативные требования, комплекс ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p178-183

ASSESSMENT OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS WHEN FULFILLING REGULATIONS OF THE RLD COMPLEX

Valery Pavlovich Kargapolov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anna Petrovna Kolesnikova, the senior teacher, Sergey Konstantinovich Zolotarev, the senior teacher, Pacific

State University, Khabarovsk

Abstract

Introduction. In the modern society, the preservation and promotion of health, physical fitness of student youth is a very urgent problem. Updated in 2017, the GTO complex has become a program document for physical education. The purpose of the study is the physical fitness of students of the Pacific State University according to the tests included in the GTO complex. The scientific novelty of the results of the study lies in obtaining new data on the physical fitness of students. The practical significance is the formation of attitudes to the use of physical education tools obtained as a result of the study in the classroom at the university, as well as to increase the motor activity of students.

Keywords: physical fitness, students, regulatory requirements, GTO complex.

ВВЕДЕНИЕ

Сохранение и укрепление здоровья человека - приоритетная задача нашего государства. Особое значение для решения этой задачи отдается физической культуре и спорту [2], где наибольшую популярность завоевывает комплексная система «Готов к труду и обороне» (ГТО) [1, 3, 4]. ГТО - отражение физического развития и физической подготовленности человека, по которому можно судить о динамике физической формы человека. Первоначально комплекс ГТО был введен в 1939 году, который сыграл важную роль в создание системы физического воспитания и массового физкультурного движения. В связи с развалом СССР он утратил свое значение. И только в 2013 году, по предложению президента России он был возрожден. А в 2017 году комплекс ГТО был обновлен и введен в действие для обучающейся молодежи. В состав комплекса ГТО входят новые тесты, позволяющие комплексно оценить физическую подготовленность всех слоев населения. Комплекс ГТО стал программным документом по физическому воспитанию. Исследованию влияния отдельных показателей, входящих в комплекс ГТО и влияющих на физическую подготовленность посвящено немало работ [1, 4]. Но работ, исследующих проблему в студенческой среде комплексно явно недостаточно, что и обусловлено проведение настоящего исследования. Цель исследования - динамика показателей, входящих в комплекс ГТО, физической подготовленности студенческой молодежи.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровска.

На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ и обобщение литературных источников. На основании теоретических исследований была выдвинута гипотеза, определена цель, задачи и методы исследования.

На втором этапе было проведено тестирование студентов 1-3 курсов. Для оценки физической подготовленности студентов были взяты тесты из комплекса ГТО: челночный бег 3х10 м (с); прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см); наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз). Всего в анкетировании приняло участие 319 студентов, из них 64 юношей и 255 девушек. Все показатели были обработаны методами математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для исследования физической подготовленности студенческой молодежи было проведено тестирование. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 18-20 лет. В ходе тестирования в челночном беге 3х10 м (с) у девушек было выявлено, что большинство (171человек) выполнили норматив в пределах от 8,1-9,0 с, 61 студентки показали результат от 7,1-8,0 с. И только 7 девушек выполнили данный тест с результатом от 6,0-7,0 с (рисунок 1).

6,0-7,0 7,1-8,0 8,1-9,0 9,1-10,0 10,1-11,0 11,1-12,0

Время выполнения челночного бега (с) ■ Девушки ■ Юноши

Рисунок 1 - Показатели выполнения норматива по челночному бегу 3х10 м (с) среди девушек и юношей.

У юношей из 64 студентов выполнили норматив в пределах от 7,1-8,0 с 50 студентов, от 6,0-7,0 с - 12 студентов и 2 студента показали значение теста в пределах от 8,1-9,0 с. Из 255 девушек норматив ГТО по челночному бегу 3х10 м (с) сдали на золотой значок 60%, на серебряный - 30% и 10% не выполнили норматив (рисунок 2а). У юношей на золотой значок выполнило 60%, 33% на серебряный значок и 7% не выполнили норматив (рисунок 2б).

а - девушки б - юноши

Рисунок 2 - Выполнение нормативов ГТО по челночному бегу 3х10 м среди девушек и юношей

В прыжке в длину с места толчком двумя ногами (см) результаты тестирования распределились следующим образом (рисунок 3): 70 студенток показали результат от 191-200 см, 59 студенток - от 181-190 см, 55 студентки 171-180 см, 8 студенток - 201210 см. У остальных студенток (55 человек) был большой разброс в тестировании от 120 см до 170 см. У 17 юношей результат был от 241-250 см, 15 юношей выполнили тест от

Расстояние (см) ■ Девушки ■ Юноши

Рисунок 3 - Динамика прыжков с места среди девушек и юношей

На золотой значок нормативы выполнили 31% девушек, серебряный значок 44% и 25% не смогли выполнить норматив ГТО (рисунок 4а).

Динамика выполнения прыжков в длину с места у юношей распределились более равномерно (рисунок 4б). На золотой значок сдали 23%, серебряный значок - 27% и не справились с испытанием - 50% юношей.

25%

31%

■ Золотой значок

„ , „ 50% ^

■ Серебряный ^

значок Не

выполнили норматив

23%

\_ 27%

а - девушки

б - юноши

Рисунок 4 - Выполнение нормативов ГТО по прыжкам в длину с места

Третий вид испытаний был наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) (рисунок 5).

, 200 180 - 160 140 120 - 100 ы 80 пис 60 40 20 ло 0

-480-

13

0-10

11-20,0

Расстояние от уровня скамьи (см) ' Девушки ■ Юноши

21-30,0

Рисунок 5 - Показатели выполнения теста наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье среди

девушек и юношей

Среди девушек на золотой значок сдали 78%, на серебряный значок - 17% и не справились с тестом - 5% девушек. У юношей этот норматив выполнили на золотой значок 71%, на серебряный значок - 24% и не справились 5% юношей.

На рисунке 7 представлены результаты испытаний в сгибание и разгибание рук в упоре лежа среди девушек и юношей.

200

1 во

10-20,0 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70

Количество раз ■ Девушки ■ Юноши

Рисунок 7 - Показатели выполнения норматива сгибание и разгибание рук в упоре лежа среди девушек и юношей

9

Наибольшее число девушек (189 человек) выполнили тест от 21-30 раз, у юношей наибольшее количество раз от 31-40 выполнило 28 студентов и 25 студентов от 41-50 раз. На золотой значок среди девушек сдали 62%, серебряный значок - 25%, не сдали норматив - 13% (рисунок 8а). У юношей этот норматив на золотой значок сдали 47%, на серебряный значок - 44% и не справились с испытанием - 9% студентов (рисунок 8б).

а - девушки б - юноши

Рисунок 8 - Проценты выполнения норматива в тесте сгибание и разгибание рук в упоре лежа среди девушек и

юношей

ВЫВОДЫ

Анализ результатов исследования свидетельствует, что у 73% студентов, сдавших нормы ГТО, физическая подготовленность соответствует своему возрасту. Лишь у 27% студентов физическая подготовленность находится на низком уровне.

Результаты исследования показывают, что занятия физической культурой в вузе способствуют развитию физической подготовленности студентов. Сдача норм ГТО является стимулом для большинства студентов в физическом развитии и поддержание своей физической формы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов И.Г. Тренировка студентов с низким уровнем физической подготовленности к сдаче норм ГТО / И.Г. Виноградов, А.В. Токарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (139). - С. 47-51

2. Григорьев В.И. Физическая культура глазами студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давы-денко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 31-34

3. Енченко И.В. Эволюция комплекса «Готов к труду и обороне» / И.В. Енченко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - № 4 (том 5). - С. 45-51

4. Заярная Н.И., Организационно-методические аспекты и инновационные направления внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Н.И. Заярная, Е.А. Смирнова // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и безопасности жизнедеятельности: теория и практика: сборник научных трудов. - Хабаровск. - 2018. - С 65-70

REFERENCES

1. Vinogradov, I.G. and Tokareva, A.V. (2016), "Training of students with a low level of physical fitness to pass the GTO norms", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (139), pp. 47-51

2. Grigoriev, V.I. and Davydenko, D.N. (2010), "Physical culture through the eyes of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (59), pp. 31-34

3. Enchenko, I.V. (2014), "Evolution of the "Ready for Labor and Defense", Complex", Science and Sport: Modern Trends, No. 4 (vol. 5), pp. 45-51

4. Zayarnaya, N.I. and Smirnova, E.A. (2018), "Organizational and methodological aspects and innovative directions for the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense", Actual problems of physical education, sports and life safety: theory and practice: a collection of scientific papers, Khabarovsk. pp. 65-70

Контактная информация: ancha-74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.342:612

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ У

ТЕННИСИСТОВ

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Илья Николаевич Медведев, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Юрий Борисович Кашенков, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состояние дыхательной системы весьма существенно определяет общую эффективность спортсмена в любом виде спорта. Это справедливо и для занятий большим теннисом. Цель исследования - выяснить уровень возможностей дыхательной функции у юных теннисистов. Методика и организация исследования. Работа осуществлена на 43 физически подготовленных юношах (в возрасте 17-20 лет), в течение не менее 2 лет тренирующихся в секции большого тенниса по 1 часу за занятие: по 2 раза в неделю -15 лиц; по 4 раза в неделю - 14 спортсменов; по 6 раз в неделю - 14 человек. Группа контроля состояла из 17 юношей (в возрасте 17-20 лет), не имеющих отношения к спорту. Оценивалось состояние основных параметров дыхания с последующей статистической обработкой результатов. Результаты исследования и их обсуждение. В случае систематических тенистых тренировок происходит явное увеличение показателей легких объемного и скоростного характера. Самое выраженное их повышение наступало в случае шестикратных тренировок в течение недели. Очевидно, теннисные тренировки вызывают стимуляцию развития мышц грудной клетки и обеспечивают нарастание величины просвета бронхов и уровня общих физических возможностей человека. Выводы. В случае регулярных тренировок по большому теннису увеличиваются функциональные возможности легких и дыхательной мускулатуры, нарастающие по мере учащения тренировок.

Ключевые слова: спорт, теннис, физические возможности, система дыхания, бронхи, легкие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p183-187

RESPIRATORY SYSTEM FUNCTIONAL FEATURES AT TENNIS PLAYERS Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ilya Nikolaevich Medvedev, the doctor of medical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Yuri Borisovich Kashenkov, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Abstract

The state of the respiratory system very significantly determines the overall effectiveness of an athlete in any sport. This is true for tennis as well. Purpose of the study - to find out the level of respiratory function of young tennis players. Methodology and organization of the study. The study was carried out on 43 physically prepared young men (aged 17-20 years), who have been training in the tennis section for at least 2 years for 1 hour per lesson: 2 times a week - 15 persons; 4 times a week - 14 athletes; 6 times a week - 14 people. The control group consisted of 17 young men (aged 17-20) who were not involved in sports. The state of the main parameters of respiration was assessed, followed by statistical processing of the results. Research results and discussion. In the case of systematic shady training, there is a clear increase in the indicators of light volume and speed. Their most pronounced increase occurred in the case of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.