ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСА «БГТОШКА»
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 28.04.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор Н.И. Синявский1 Кандидат педагогических наук, профессор С.М. Обухов2 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Фурсов1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев2
1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2 Сургутский государственный университет, Сургут
PRESCHOOLERS' PHYSICAL FITNESS TESTS IN "BGTOSHKA" GTO PROJECT
Dr.Hab., Professor N.I. Sinyavsky1 PhD, Professor S.M. Obukhov2 PhD, Associate Professor A.V. Fursov1 PhD, Associate Professor V.Yu. Losev2
1 Surgut State Pedagogical University, Surgut
2 Surgut State University, Surgut
Аннотация
Цель исследования - оценка кондиционного профиля физической подготовленности детей дошкольного возраста на основе реализации физкультурно-спортивного проекта «БГТОшка» и обработки результатов в специально разработанном онлайн-сервисе БГТО. Методика и организация исследования. Работа проводилась в рамках внедрения онлайн-сервиса БГТО в образовательный процесс муниципальной экспериментальной площадки Департамента образования администрации г. Сургута МБДОУ № 39 «Белоснежка», сущностью которого стало выявление состояния физической подготовленности детей на основе нормативов проекта «БГТОшка». Всего в исследовании приняло участие 80 детей, средний возраст составил 5,6-6 лет.
Результаты исследования и выводы. Результаты исследований показали, что у мальчиков и девочек в возрастной категории 5,5-6 лет физическая подготовленность характеризуется ярко выраженным низким уровнем по силовым, скоростным и скоростно-силовым способностям. В значительной степени, на наш взгляд, это связано с тем, что возрастной период соответствует лишь старту сенситивного периода развития скоростно-силовых и начальному этапу формирования скоростных качеств. В результате исследования было выявлено, что как у мальчиков, так и у девочек 5,5-6 лет наблюдается период относительной стабилизации в развитии выносливости, что необходимо учитывать при организации всей работы по физическому воспитанию с детьми данного возраста.
Annotation
Objective of the study was to determine the physical fitness profiles of preschoolers based on the realization of the physical education and sports project "BG-TOshka" and process the data obtained using a specially developed online service BGTO.
Methods and structure of the study. The study was carried out within the framework of introduction of the BGTO online service in the educational process of the municipal testing site of the Department of Education of Surgut - Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution No. 39 "Belosnezhka", the essence of which was to identify the physical fitness profiles of the children on the basis of the "BGTOshka" project standards. A total of 80 children were examined (mean age - 5.6-6 years).
Results and conclusions. The findings showed that the physical fitness of the 5.5-6 year-old boys and girls were characterized by the low levels of development of the strength, speed, and speed-strength abilities. We believe that, to a large extent, this was due to the fact that this age period corresponds to the beginning of the sensitive period of development of the speed-strength qualities and the initial stage of formation of speed qualities. The study found that both boys and girls had a period of relative stability in the development of endurance, which should be taken into account when organizing preschoolers' physical activity.
Keywords: GTO Complex, "BGTOshka" project, online service.
Ключевые слова:комплекс ГТО, проект «БГТОшка», онлайн-сервис.
Введение. В настоящее время потенциал комплекса ГТО в отношении социализации, физической подготовки детей дошкольного возраста, а также по привлечению их к здоровому образу жизни в достаточной степени не учитывается учеными и практиками [1]. В концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, отмечается, что обучающиеся должны демонстрировать полученные компетенции через выполнение тестов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников, «Президентских состязаний» и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В настоящее время представлен опыт, направленный на содержание занятий физическими упражнениями в подготовке детей 6-7 лет к вы-
полнению нормативов комплекса ГТО [2], в вопросах обеспечения подготовленности детей 6-7 лет к освоению нормативов комплекса ГТО [3, 6], реализации проекта «БГТОшка» по привлечению дошкольников к подготовке к выполнению нормативов ГТО [4, 5]. Между тем недостаточно разработано методическое обеспечение на основе единых нормативных требований к оценке физической подготовленности детей в возрастной период от 3 до 6 лет.
Цель исследования - оценка кондиционного профиля физической подготовленности детей дошкольного возраста на основе реализации физкультурно-спортивного проекта «БГТОшка» и обработки результатов в специально разработанном онлайн-сервисе БГТО.
Методика и организация исследования. Работа проводилась в рамках внедрения онлайн-сервиса БГТО в обра-
№ 7 • 2020 Июль | Yuli
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I-
зовательный процесс муниципальном экспериментальной площадки Департамента образования администрации г. Сургута МБДОУ № 39 «Белоснежка», сущностью которого стало выявление состояния физической подготовленности детей на основе нормативов проекта «БГТОшка». Всего в исследовании приняло участие 80 детей, средний возраст составил 5,6-6 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Определенный интерес представляет анализ результативности и готовности детей 6 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО на основе разработанных нормативов по проекту «БГТОшка». Так, в предложенном испытании для оценки скоростных способностей в беге на 30 м 25 % мальчиков справились на золотой знак, 47,5 % удостоились серебряного знака, 7,5 % выполнили на бронзовый знак. Не справивших со скоростными способностями составило 20 %.
В оценке силовых способностей у мальчиков было выявлено, что 32,5 % выполнили на золотой знак, 27,5 % справились на серебряный знак, 17,5 % - на бронзовый знак. Не выполнивших данный тест составляет 20 %.
Наиболее доступными видами испытаний для большинства детей 6 лет являются тест, требующий проявления выносливости. В тесте на выносливость выполнить норматив на золотой знак в состоянии 32,5 %, на серебряный - 55,0 % и на бронзовый - 10,0 %. Не справляются с нормативными требованиями в этом виде испытаний 2,5 % мальчиков 6 лет.
В тесте по оценке скоростно-силовых способностей у мальчиков лишь 10,0 % справились на золотой знак, 20 % -на серебряный, 15 % - на бронзовый. Не справляются с нормативными требованиями в этом виде испытаний 55,0 %.
Нормативные требования по проверке физической способности «гибкость» 35 % успешно справились на золотой знак, 37,5 % - на серебряный и 20 % - на бронзовый. Не справляются с нормативными требованиями в этом виде испытаний 7,5 %.
Наибольшие трудности мальчики 6 лет испытывают при выполнении нормативов в следующих тестах: силовых видах испытаний («Подтягивание на низкой перекладине»), скоростных способностях («Бег на 30 м»), скоростно-силовой подготовке («Прыжки в длину с места») - 20,0, 20,0 и 55,0 % не в состоянии выполнить нормативные требования комплекса ГТО.
В возрастной категории 5,5-6 лет. В тесте на скорость бега у девочек 32,5 % справились на золотой знак, 32,5 % удостоились серебряного знака, 5,0 % выполнили на бронзовый знак. Не справились со скоростными способностями 30 % девочек. В оценке силовых способностей у девочек было выявлено, что 65,5 % выполнили на золотой знак; 30,0 % - на серебряный, 2,5 % - на бронзовый. Не выполнивших данный тест составляет лишь 5,0 %.
Наиболее доступными видами испытаний для большинства девочек в возрасте 5,5-6 лет являлся тест, требующий проявления выносливости. В тесте на выносливость выполнить норматив на золотой знак в состоянии 57,5 %, на серебряный - 27,5 % и на бронзовый - 12,5 %. Не справляются с нормативными требованиями в этом виде испытаний 2,5 %.
В испытании по оценке скоростно-силовых способностей у девочек 17,5 % справились на золотой знак, 20 % - на серебряный, 32,5 % - на бронзовый. Не справляются с нормативными требованиями в этом виде испытаний 30,0 %
В оценке физической способности «гибкость» у девочек было выявлено, что 67,5 % выполняют на золотой знак, 27,5 % могут выполнить на серебряный знак, на бронзовый знак - 0 %. Не справившихся с данными нормативами составляет 5 %.
Наибольшие трудности девочки в возрастной категории 5,5-6 лет испытывают при выполнении нормативов в сле-
дующих тестах: скоростных способностях («Бег на 30 м»), скоростно-силовой подготовке («Прыжки в длину с места») -30,0 и 30,0 % не в состоянии выполнить нормативные требования комплекса ГТО.
Вывод. Результаты исследований показали, что у мальчиков и девочек в возрастной категории 5,5-6 лет физическая подготовленность характеризуется ярко выраженным низким уровнем по силовым, скоростным, и скоростно-силовым способностям. В результате исследования было выявлено, что как у мальчиков, так и у девочек 5,5-6 лет наблюдается период относительной стабилизации в развитии выносливости, что необходимо учитывать при организации всей работы по физическому воспитанию с детьми данного возраста.
Литература
1. Аршинник С.П. Оценка физической подготовленности обучающихся в соответствии с нормативами Всероссийского физку-льтурно-спортивного комплекса «Готов труду и обороне» / С.П. Аршинник, Н.А. Амбарцумян, Г.Н. Дудка и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 21-27.
2. Давыдова А.А. Подготовка старших дошкольников к сдаче нормативов ГТО средствами физической культуры с элементами тенниса / А.А. Давыдова, Е.В. Быстрицкая, А.Д. Логинов, Г.А. Котлова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 7. - С. 3-10.
3. Карпов В.Ю. Оценка готовности детей 6-7 лет к освоению нормативных требований ГТО в условиях детского дошкольного учреждения / В.Ю. Карпов, Р.В. Козьяков, Ф.Р. Сибгатулина и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 192-196.
4. Синявский Н.И. Мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста 4-7 лет на основе реализации проекта «БГТОшка» / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 2. - С. 62-64.
5. Синявский Н.И. Отношение инструкторов по физической культуре к внедрению комплекса ГТО в дошкольных образовательных учреждениях / Н.И. Синявский, В.Ю. Лосев, А.В. Фурсов, В.В. Апокин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 4. - С. 64-66.
6. Хазиева Р.Ф. Интеграция познавательной и двигательной активности дошкольников на основе игровых средств / Р.Ф. Хазиева, Л.Г. Пащенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 4. - С. 43-44.
References
1. Arshinnik S.P., Ambartsumyan N.A., Dudka G.N. et al. Otsenka fiz-icheskoy podgotovlennosti obuchayushchikhsya v sootvetstvii s normativami Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov trudu i oborone» [Assessment of students' physical fitness in accordance with the standards of Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense"]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 8 (174). pp. 21-27.
2. Davydova A.A., Bystritskaya E.V., Loginov A.D., Kotlova G.A. Podgo-tovka starshikh doshkolnikov k sdache normativov GTO sredstvami fizicheskoy kultury s elementami tennisa [Senior preschool children training for GTO tests by means of physical education with elements of tennis]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fiziches-kaya kultura. Sport. 2019. No. 7. pp. 3-10.
3. Karpov V.Yu., Kozyakov R.V., Sibgatulina F.R. et al. Otsenka gotovnos-ti detey 6-7 let k osvoeniyu normativnykh trebovaniy GTO v usloviyakh detskogo doshkolnogo uchrezhdeniya [Assessment of 6-7 year-olds' fitness to master GTO regulatory requirements for preschool institutions]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 2 (168). pp. 192-196.
4. Sinyavskiy N.I., Fursov A.V. Monitoring fizicheskoy podgotovlennosti detey doshkolnogo vozrasta 4-7 let na osnove realizatsii proekta «BG-TOshka» [Preschoolers' physical fitness tests in 'BGTOshka' project]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019. No. 2. pp. 62-64.
5. Sinyavskiy N.I., Losev V.Yu., Fursov A.V., Apokin V.V. Otnoshenie instruktorov po fizicheskoy kulture k vnedreniyu kompleksa GTO v doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh [Preschool physical education instructors' attitudes to GTO complex: questionnaire survey]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019. # 4. pp. 64-66.
6. Khazieva R.F., Pashchenko L.G. Integratsiya poznavatelnoy i dvigatel-noy aktivnosti doshkolnikov na osnove igrovykh sredstv [Preshoolers' cognitive and motor activity integration by active game method]. Fiz-icheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019. No. 4. pp. 43-44.
96
http://www.teoriya.ru
№7 • 2020 Июль | Yuli