Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ МЕТОДОМ ИНДЕКСОВ'

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ МЕТОДОМ ИНДЕКСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОМЕТРИЯ / ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бауэр П.С.

Представлены результаты обследования школьников в возрасте 9-10 лет, проживающих в Республике Алтай. Были проведены антропометрические измерения учащихся с дальнейшим определением уровня их физического развития с помощью метода индексов. В данной возрастной группе выявлен низкий уровень физического развития. У детей обоих полов обнаружен дефицит массы тела. В начале учебного года у детей выявлен астенический тип телосложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN THE REPUBLIC OF ALTAI BY THE INDEX METHOD

The results of a medical examinations of schoolchildren aged 9-10 years living in the Altai Republic are presented. Anthropometric measurements assessing the level of schoolchildren physical development were carried out. The study revealed a low level of schoolchildren physical development in the presented age group, underweight in children of both sexes. At the beginning of the academic year, children were characterized by an asthenic body type.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ МЕТОДОМ ИНДЕКСОВ»

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ МЕТОДОМ ИНДЕКСОВ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Бауэр П.С.

Научный руководитель: Бородина Г.Н., д. м. н., доцент

ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN THE REPUBLIC OF ALTAI BY THE INDEX METHOD

Altai State Medical University, Barnaul Bauer P.S.

Supervisor: G.N. Borodina, PhD, Associate Professor

Представлены результаты обследования школьников в возрасте 9-10 лет, проживающих в Республике Алтай. Были проведены антропометрические измерения учащихся с дальнейшим определением уровня их физического развития с помощью метода индексов. В данной возрастной группе выявлен низкий уровень физического развития. У детей обоих полов обнаружен дефицит массы тела. В начале учебного года у детей выявлен астенический тип телосложения.

Ключевые слова: антропометрия, индекс физического развития, школьники. The results of a medical examinations of schoolchildren aged 9-10 years living in the Altai Republic are presented. Anthropometric measurements assessing the level of schoolchildren physical development were carried out. The study revealed a low level of schoolchildren physical development in the presented age group, underweight in children of both sexes. . At the beginning of the academic year, children were characterized by an asthenic body type.

Key words: anthropometry, physical development index, schoolchildren.

По данным ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН здоровыми являются от 12% до 15% детей в зависимости от возрастной группы [1]. Физическое состояние ребенка является одним из показателей здоровья, поэтому особенно важным является мониторинг физического развития с целью своевременной коррекция возникающих отклонений [2]. Для характеристики физического развития необходимо измерение основных антропометрических параметров (рост, вес, окружность грудной клетки) и вычисление индексов физического развития (Пинье, Кетле, Бругша, Борнгардта) [3]. С помощью индексов физического развития определяются тип телосложения, идеальная

масса тела, соответствующая возрасту и т.д. Своевременная оценка уровня физического развития предотвращает развитие определенных видов заболеваний, их прогрессирование и переход в хроническую форму.

Цель исследования

Оценка физического развития школьников 9-10 лет, проживающих в Республике Алтай.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие школьники 9-10 лет, всего 503 человека. Измерялись основные антропометрические параметры, которые в дальнейшем использовались для вычисления индексов - рост (см), вес (кг), окружность грудной клетки (см), диаметры туловища и конечностей (см), окружности ттуловища и конечностей (см). Для определения уровня физического развития вычислялись индексы - Пинье, Кетле, Бругша, Борнгардта. Индекс Пинье характеризует тип телосложения (крепкое, нормально, среднее, слабое, очень слабое). Индекс Кетле характеризует гармоничность развития. Индекс Бругша выявляет тип телосложения (нормостенический, астенический, гиперстенический). Индекс Борнгардта отражает идеальную массу тела с учетом роста и окружности грудной клетки.

Результаты исследования

В результате проведенных исследований установлено, что наиболее интенсивно изменялись масса и продольные размеры тела детей. В начале и в конце учебного года масса тела была примерно одинаковой у детей обоих полов. За год прибавка в весе составила 8% у мальчиков и у девочек. Полученные значения индексов выявили низкий уровень физического развития школьников. Для детей исследуемой группы характерно гармоничное развитие. Индекс Борнгардта выявил дефицита массы тела у детей обоих полов. Индекс Пинье выявил слабый тип телосложения у детей исследуемой группы. Астенический тип телосложения, характерен для детей в начале учебного года, в то время как в конце учебного года данный показатель находился в пределах нормы. В конце учебного года дети имеют нормостенический тип телосложения.

Выводы

В результате проведенных исследований был выявлен низкий уровень физического развития у детей исследуемой группы, характерен слабый тип телосложения и дефицит массы тела, в большей степени выраженный у девочек.

Список литературы

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации как фактор национальной безопасности. Пути решения существующих проблем. Справочник педиатра. 2006; 3: 9-14.

2. Гелашвили О.А., Хисамов Р.Р., Шальнева И.Р. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Современные проблемы науки и образования. 2018:3.

3. Дегтярев И. П. Физическое развитие. Киев. Профи. 2005;23-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.