Научная статья на тему 'Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культурой'

Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
345
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТ-ИНЖЕНЕР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович, Игошев Михаил Владиславович

В статье рассматриваются задачи по формированию и укреплению здоровья студентов в условиях вузовского образования на основе экспериментальной программы, с использованием традиционных и нетрадиционных методов ФК, включающих в себя: универсальную систему разминки, функциональную музыку, приёмы самозащиты с гимнастическими палками, элементы йоги, медитации, стретчинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-emotional and physical estimation of health status of the student-engineers with the means of author program at physical culture lessons

Tasks are considered in the article relating to the shaping and securing of the students health in condition of the university education based on the experimental program, with use of traditional and nontraditional methods of physical culture, comprising in itself: universal system of the working-up, functional music, self-defense skills with gymnastic sticks, elements of the yoga, meditation, stretching.

Текст научной работы на тему «Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культурой»

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Владиславович Игошев, кандидат экономических наук, доцент,

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

В статье рассматриваются задачи по формированию и укреплению здоровья студентов в условиях вузовского образования на основе экспериментальной программы, с использованием традиционных и нетрадиционных методов ФК, включающих в себя: универсальную систему разминки, функциональную музыку, приёмы самозащиты с гимнастическими палками, элементы йоги, медитации, стретчинга.

Ключевые слова: психофизиология, физическая культура, авторская программа, комплексная оценка здоровья, студент-инженер.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p156-159

PSYCHO-EMOTIONAL AND PHYSICAL ESTIMATION OF HEALTH STATUS OF THE STUDENT-ENGINEERS WITH THE MEANS OF AUTHOR PROGRAM AT PHYSICAL CULTURE LESSONS

Anatoly Alexandrovich Opletin, the candidate of the pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Vladislavovich Igoshev, the candidate of economical science, senior lecturer, Perm State National Research University

Annotation

Tasks are considered in the article relating to the shaping and securing of the students health in condition of the university education based on the experimental program, with use of traditional and non-traditional methods of physical culture, comprising in itself: universal system of the working-up, functional music, self-defense skills with gymnastic sticks, elements of the yoga, meditation, stretching.

Keywords: physiology, physical culture, author's program, complex estimation of health, student-engineer.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование, сохранение и укрепление здоровья студентов вузов - одна из приоритетных задач государства, гарант национальной безопасности, стабильности и благополучия современного общества. Одним из приоритетных направлений реформирования в системе образования являются охрана и укрепление здоровья студенческой молодёжи. Согласно исследованию учёных - физическая активность студентов во время обучения в вузе создаёт мощный фундамент для развития физической, интеллектуальной, эмоциональной деятельности [1-8]. Возрастающий поток информации, психофизических нагрузок на ещё неокрепший молодой организм приводит к тревожности, депрессии, астении, а, в конечном счете, к возникновению и развитию различных заболеваний у студентов. Чаще всего здоровье студентов ослаблено ещё до поступления вуз. Состояние здоровья, психики будущих студентов, а также экологические проблемы, недостаточное питание, гиподинамия, нарушение режима труда и отдыха, обуславливает то, что более половины студентов не здоровы, многие из них уже имеют одно и более заболеваний. Всё вместе взятое легло в основу разработки авторской программы с использованием традиционных и нетрадиционных методов физической культуры (универсальной системы разминки, функциональной музыки, приёмов самозащиты с гимнастическими палками, элементов йоги, медитации, стретчинга).

Цель исследования - провести комплексную оценку состояния здоровья студентов технического университета по специальности инженер-программист, и на её основе разработать экспериментальную авторскую программу по физической культуре.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета (ПНИПУ) Электротехнического факультета в количестве 260 человек (юноши), из них 130 человек контрольная группа и 130 человек экспериментальная группа. Овладение профессией инженера-программиста сопровождается усвоением значительного количества информации, так как основу инженерной деятельности составляют знания по изобретательству, конструированию, проектированию инженерных изделий и оперирование этой информацией. Будущий инженер должен понимать суть сложных природных процессов, уметь использовать средства научно-технического прогресса, действуя, как правило, в условиях, ограниченности времени, постоянного увеличения и накопления объема информации. Конечная цель технической подготовки будущих инженеров состоит в том, чтобы на основе использования полученной информации минимизировать риск технологических ошибок. С развитием науки и техники, постоянным усложнением технологических решений возрастают требования к уровню информационной и технической подготовки будущих инженеров.

Студенты контрольной группы (КГ) занимались по общей программе ФК вуза, экспериментальная группа (ЭГ) занималась по специальной разработанной экспериментальной программе, с использованием традиционных и нетрадиционных методов ФК. Исследования и тестирование проводились в начале и в конце учебного года.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выполненное исследование свидетельствует о том, что в начале эксперимента тревожность, депрессия, астения студентов находятся в завышенном состоянии. Психические состояния самочувствие, настроение, активность у студентов в начале эксперимента низкий уровень составил в среднем 60%.

После введения авторской программы с использованием традиционных и нетрадиционных методов физической культуры контрольные срезы в экспериментальной группе показали, что тревожность, депрессия, астения в среднем улучшилось на 10%, а в контрольной группе студентов, занимающихся по традиционной программе - показатели психических состояний улучшились незначительно на 3-4%.

В экспериментальной группе показатели самочувствия, настроения, активности увеличились в среднем по отношению с контрольной группой на 9%.

Таблица 1

Показатели психических состояний студентов на начало и конец эксперимента

Показатели Начало эксперимента Конец эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

Н С В Н С В Н С В Н С В

Тревожность 5 25 70 4 25 71 5 30 65 5 35 60

Депрессия 6 24 70 7 21 72 6 29 65 5 33 62

Астения 4 27 69 5 25 70 4 32 64 7 35 58

Самочувствие 56 14 30 61 14 25 51 14 35 56 19 35

Настроение 55 10 35 66 10 34 50 10 40 61 15 44

Активность 70 10 20 71 10 19 65 10 25 40 25 35

Н - низкий уровень проявления психического состояния. С - средний уровень проявления психического состояния. В - высокий уровень проявления психического состояния.

Результаты, полученные в ходе использования авторской программы, указывают на наличие позитивных сдвигов в области физической подготовленности студентов экспериментальной группы по отношению к контрольной группе, занимающейся по тради-

ционной программе. В таблице 2 представлены результаты тестовых упражнений на скорость, силу, гибкость, выносливость.

Таблица 2

Показатели физической подготовленности студентов во время эксперимента

Показатели, единицы измерения Начало эксперимента Конец эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

Бег 100 м, с 14.7 14.8 14.0 13.8

Бег 1000 м, мин.с 3.58 3.57 3.48 3.37

Прыжок в длину с места, м 2.17 2.18 2.23 2.30

Подтягивание, кол-во раз 7 6 8 10

Гибкость, сидя, глубокий наклон, см 9 9 10 11

Гибкость, плечевого пояса, см 63 64 63 61

Показатели скоростной выносливости в беге на 100 метров в экспериментальной группы в среднем улучшились на одну секунду, в контрольной - 0,7секунд.

Показатели общей выносливости в беге на 1000 метров в ЭГ улучшились на 20 секунд, в КГ - 10 секунд, в прыжках в длину с места ЭГ - 12 сантиметров, в КГ на 6 сантиметров, в подтягивании ЭГ на 4раза, КГ на 1 раз, гибкость, сидя, глубокий наклон (см) ЭГ на 2сантиметра, КГ на 1 сантиметр, гибкость, плечевого пояса (см) улучшилась ЭГ на 3 сантиметра, КГ изменений не произошло.

ВЫВОДЫ

Полученные данные в ходе эксперимента показали психических состояний тревожности, депрессии, астении, самочувствии, настроении, активности в контрольной группе претерпели небольшой сдвиг в сторону улучшения, в среднем на 5%. К сожалению, студенты остались, зависимы от широко распространенных вредных привычек: курения, употребления алкоголя. В экспериментальной группе, занимающейся по экспериментальной программе, наиболее выражены положительные сдвиги в снятии высоких показателей состояний тревожности, депрессии, астении в среднем на 10^15% от начала эксперимента. Самочувствие, активность, настроение отражает позитивную динамику в экспериментальной группе в среднем 11^16%. В экспериментальной группе произошло упорядочение иерархии акцентов мотивации от надежды на успех до стойкого мотива получения успеха. Что указывает в реальности на улучшение социальной адаптации студентов к новым для них условиям труда, учёбы, быта, которые выражены в более быстром усвоении социальных функций и норм, навыков в практической деятельности. У студентов сформировались психологические установки на занятия физической культурой и спортом. Студенты экспериментальной группы стали посещать спортивные секции по различным видам спорта.

Увеличение силы, быстроты, гибкости и выносливости к концу эксперимента отражает объективные механизмы адаптации организма под воздействием традиционных и нетрадиционных методов ФК, включающих в себя: универсальную систему разминки, функциональную музыку, приёмы самозащиты с гимнастическими палками, элементы йоги, медитации, стретчинга, которые способствовали хорошему оздоровительному эффекту данных методов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленин, Л.А. Гуманизация физического воспитания студентов / Л.А. Зеленин // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 2. - С. 106112.

2. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К.Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 36-41.

3. Оплетин, А.А. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающей и спортивно ориентированной физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры.

- 2007. - № 10. - С. 20-23.

4. Оплетин, А. А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. -2009. - № 5. - С. 25-31.

5. Оплетин, А.А. Саморазвивающая активность в процессе занятий физической культуры / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 2 (27). - С. 160-165.

6. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студентов вузов с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры : монография / А.А. Оплетин. - Пермь : из-во Ин-та внешнеэконом. связей экономики и права, 2012. - 190 с.

7. Паначев, В. Д. Анализ развития спортивной культуры в вузе / В. Д. Паначев // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 2 (45). - С. 125-128.

8. Тарабрина, Н.Ю. Психофизиологическая оценка здоровья студентов-юристов / Н.Ю. Тарабрина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 1. - С. 52-54.

REFERENCES

1. Zelenin, L.A. (2013), "Humanization physical education student", European Social Science Journal, No. 2, pp. 106-112.

2. Grigoriev V.I., Davidenko D.N., Chistyakov, V.A. and Kim. D.K. (2011), "Competence approach to designing individual educational path physical development student", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-41.

3. Opletin, A.A. (2007), "Introduction in scholastic process health saving and athletic oriented physical culture", Theory and practice physical culture, No. 10, pp. 20-23.

4. Opletin, A.A. (2009), "Potential possibilities of the physical culture as one of leading stimulus self-developing personalities", Theory and practice physical culture, No. 5, pp. 25-31.

5. Opletin, A.A. (2013), "Self-developing activity in process occupation physical culture", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of the physical culture and sport, No. 2(27), pp. 160 165.

6. Opletin, A.A. (2012), Self-developing personalities student high school by means of universal system of the limbering-up on occupation of the physical culture: monograph, publishing house "IVESEP", Perm.

7. Panachev, V.D. (2011), "Analysis of the development of the athletic culture in high school", Almanac of the modern science and formation, No. 2 (45), pp.125-128.

8. Tarabrina, N.Yu. (2015), "Psycho-physiological estimation of health students", Theory and practice of the physical culture, No. 1, p.52-54.

Контактная информация: opletin.a@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2015.

УДК 797.21

МЕТОДИКА КАСКАДНОЙ ЭКОНОМИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Геннадьевна Смирнова, соискатель, Военный институт физической культуры Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного опыта военнослужащих. Сформулировано понятие базовых навыков экономизации техники прикладного плавания. Выявлено, что обучение базовым навыкам экономизации наиболее эффективно способствует улучшению технических показателей в прикладном плавании. Установлено, что применение в образовательном процессе методики каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания позволяет достичь лучших показателей технической подготовленности обучаемых. Представлены результаты педагогического экспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.