Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ УСЛУГ ТОРГОВО-СЕРВИСНОЙ СФЕРЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ УСЛУГ ТОРГОВО-СЕРВИСНОЙ СФЕРЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ОЦЕНКА / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Норматова Шахноза Маноновна

Статья отражает результаты исследования проблем, связанных с оценкой факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг на территориях Республики Таджикистан. Необходимость оценки факторов обусловлена постоянными изменениями, происходящими в среде функционирования торговых предприятий. Предложена методика оценки факторов развития торгово-сервисных услуг, основанная на экспертном опросе, апробированная на территориях республики. По результатам опроса сделаны выводы о неравномерности воздействия факторов на развитие торгово-сервисных услуг и выделены факторы доминирующего воздействия и сопутствующего воздействия. Обосновано заключение о необходимости учета и развития фактора маркетинга, как особенно значимого для сферы торгово-сервисных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Норматова Шахноза Маноновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF SERVICES IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article reflects the results of a study of problems related to the assessment of factors influencing the development of trade and service services in the territories of the Republic of Tajikistan. The need to assess the factors is due to the constant changes taking place in the environment of the functioning of commercial enterprises. A methodology for assessing the factors of development of trade and service services is proposed, based on an expert survey, tested in the territories of the republic. Based on the results of the survey, conclusions were drawn about the uneven impact of factors on the development of trade and service services, and factors of dominant impact and concomitant impact were identified. The conclusion about the need to take into account and develop the marketing factor, as especially significant for the sphere of trade and services, is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ УСЛУГ ТОРГОВО-СЕРВИСНОЙ СФЕРЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ УСЛУГ ТОРГОВО-СЕРВИСНОЙ СФЕРЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Норматова Ш. М.

Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики

Развитие торгово-сервисных услуг стимулируется общественной эволюцией, формирующей новые потребности торгово-сервисного характера. За годы независимости Республики Таджикистан объем продаж торгово-сервисных услуг увеличился в 6,6 раз, что свидетельствует о поступательном развитии данной сферы национальной экономики и соответствует мировым тенденциям. Столь значимое явление в экономике развитых и развивающихся странах в течение последних десятилетий исследовано многими учеными. Однако, в мировой науке до настоящего времени ведется полемика о роли различных факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг. Это связано с принципиальным различием страновых условий реализации факторов роста. Помимо этого продолжается дискуссия о методах анализа и оценки факторов, влияющих на развитие сферы торгово-сервисных услуг. При этом научное сообщество едино во мнении о необходимости анализа и оценки факторов для принятия адекватных управленческих решений в условиях современной турбулентной среды[1,2].

Анализ теоретического задела по проблематике развития торгово-сервисных услуг позволил выдвинуть гипотезу - степень влияния общеизвестных факторов на развитие торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан неоднозначна, что обусловлено спецификой торгово-сервисных услуг.

Вышеизложенное предопределило цель исследования - оценить факторы, влияющие на развитие торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан, что позволит признать или оспорить выдвинутую гипотезу. Достижение поставленной цели определяет решение проблемы - разработки методики оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг.

Следует отметить, что автор под факторами понимают сочетание условий развития торгово-сервисных услуг, определяющих состояния и тенденции развития на перспективу этой сферы экономики.

Контент-анализ научной экономической литературы показал:

1.Для анализа и оценки факторов, влияющих на развитие экономических систем, применяют методы: экономико-математический, индексный, цепных постановок, интегральный и экспертный.

Из существующих методов для оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг на территориях Республики Таджикистан, выбран метод экспертной оценки. Выбор объясняется невозможностью количественного измерения некоторых факторов в виду отсутствия официальных статистических данных. Например, психографические факторы, сфокусированные на когнитивных атрибутах потребителя. Помимо этого, метод экспертных оценок незаменим при оценке факторов, влияющих на развитие отдельных сегментов сферы услуг, в нашем случае торгово-сервисных услуг и небольших территорий. Апробация предлагаемого метода оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг, проведена на территориях г. Душанбе и Согдийской области.

2. Разработано множество методик оценки факторов, влияющих на развитие экономической деятельности в разных сферах экономики. Тем не менее, методики оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан, уделено недостаточно внимания. В основном в работах отечественных ученых исследуется в различных аспектах розничная торговля[5,6,7,8] без увязки с сервисным обслуживанием или рассматриваются услуги торговли с позиции конкурентоспособности предприятия[3].

Оценка факторов , влияющих на развитие торгово-сервисных услуг на территориях республики, проводилась в несколько взаимосвязанных этапов рис.1

Рисунок 1- Последовательность проведения оценки, факторов развития торгово-сервисных услуг на территориях Республики Таджикистан

Необходимо отметить, что на развитие торгово-сервисных услуг оказывают влияние не только макроэкономические факторы, но и факторы внутренней среды предприятия. В перечень факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан, по которым проводился экспертный опрос, включены следующие факторы: численность населения, уровень трудоспособного населения, уровень доходов, уровень инфляции, уровень конкуренции, уровень образования, образ жизни населения, качество и номенклатура услуг, использование новых технологий, наличие инфраструктуры.

Как было отмечено ранее, методом сбора информации выбран экспертный опрос при помощи специально разработанного опросного листа. Уровень влияния факторов на развитие торгово-сервисных услуг оценивается по шкале: «0» - фактор не оказывает влияния на развитие; «1»- фактор оказывает несущественное влияние на развитие; «2»- фактор оказывает влияние на развитие; «3»- фактор оказывает существенное влияние на развитие.

Респондентами экспертного опроса были выбраны представители предприятий розничной торговли г. Душанбе («СМ Арзанда», «Ембавуд Точикистон», «Европа ТЧ», «Реал Трейдинг», «Осмони Соф») и Согдийской области («Анис», «Оазис», «Мухае», «Хуршед+», «Амид»), по 10 человек от каждой территории. Выбор экспертов основывался на следующих принципах:

- компетентность в сфере торгово-сервисных услуг (занимаемая должность: топ-менеджер, линейный менеджер, специалист);

-стаж работы в сфере торгово-сервисных услуг (не менее 5-и лет).

Анализ полученной информации из материалов экспертного опроса проводился в два уровня. На первом этапе анализировалась экспертная оценка факторов, влияющих на развитие торгово-экспертных услуг, в территориальном разрезе, далее - сравнивая результаты опроса двух территорий, сделан общий вывод по результату экспертного опроса и определен рейтинг факторов развития.

Результаты экспертного опроса по оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг, в г. Душанбе показаны в таб.1

Таблица 1- Оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг,

экспертами г. Душанбе (балл)

Номер эксперта

Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ср.значение

Численность населения 1 1 2 2 1 2 3 2 1 2 1,7

Уровень трудоспособного населения 2 1 2 1 2 2 2 1 1 1 1,5

Уровень доходов 2 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2,8

Уровень инфляции 2 3 2 2 2 3 2 2 2 1 2,1

Уровень конкуренции 3 3 1 2 3 3 2 3 3 3 2,6

Уровень образования 0 1 1 1 0 1 1 1 0 0 0,6

Образ жизни населения (менталитет) 2 2 1 2 2 3 2 2 3 2 2,1

Качество и номенклатура услуг 2 2 1 2 2 3 3 3 2 2 2,2

Использование новых технологий 1 2 1 1 1 2 2 1 1 0 1,2

Наличие инфраструктуры 2 2 1 1 1 2 2 1 2 3 1,7

По данным таблицы 1 видно, что наибольшее среднее значение баллов имеют факторы: уровень доходов (2,8), уровень конкуренции(2,6), качество и номенклатура услуг( 2,2), уровень инфляции (2,1),образ жизни населения (менталитет) (2,1),. Весомое влияние на развитие торгово-сервисных услуг г. Душанбе оказывают: численность населения (1,7), наличие инфраструктуры (1,7), уровень трудоспособного населения(1,5). Низкое среднее значение факторов: уровень образования (0,6), использование новых технологий (1,2) указывает на их несущественное влияние на развитие услуг.

Результаты экспертного опроса оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг, в Согдийской области показаны в таб.2.

Таблица 2- Оценка факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг,

Факторы Номер эксперта Ср. значение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0

Численность населения 2 1 1 2 1 2 2 2 1 2 1,6

Уровень трудоспособного населения 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1,3

Уровень доходов 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2,9

Уровень инфляции 3 2 2 2 2 2 3 2 3 2 2,3

Уровень конкуренции 1 1 2 2 3 2 2 2 2 3 2

Уровень образования 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0,5

Образ жизни населения (менталитет) 3 1 3 3 2 3 1 3 3 2 2,4

Качество и номенклатура услуг 3 2 2 3 2 3 3 3 2 2 2,5

Использование новых технологий 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 1,7

Наличие инфраструктуры 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1,7

Анализ данных таблицы 2 показывает, что оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг, на территории Согдийской области распределились следующим образом:

- существенное влияние оказывают - уровень доходов (2,9), качество и номенклатура услуг (2,5), образ жизни населения (2,4), уровень инфляции (2,3), уровень конкуренции(2);

-оказывают влияние - использование новых технологий (1,7), наличие инфраструктуры (1,7), численность населения (1,6);

-несущественное влияние оказывают - уровень трудоспособного населения (1,3), уровень образования (0,6).

Сравнение результатов оценок факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг на территории г. Душанбе и Согдийской области показано на рис.2.

Наличие инфраструктуры Использование новых технологий Качество и номенклатура услуг Образ жизни населения (менталитет) Уровень образования Уровень конкуренции Уровень инфляции Уровень доходов Уровень трудоспособного населения Численность населения

0,5

1

Согдийская область

1,5

г. Душанбе

2,5

3,5

0

2

3

Рисунок 2- Экспертная оценка факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг на территориях г. Душанбе и Согдийской области

Сравнивая средние значения оценок факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг, г. Душанбе и Согдийской области видно, что мнения экспертов обеих территорий во многом схожи. Наиболее значимым фактором развития услуг торгово-сервисных предприятий является уровень доходов населения. Значительное влияние на развитие услуг оказывают уровень инфляции, уровень конкуренции, качество и номенклатура услуг, образ жизни населения.

По результатам экспертного опроса в г. Душанбе и Согдийской области проведено ранжирование факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг на этих территориях (рис.3)

Уровень доходов Качество и номенклатура услуг Уровень конкуренции Образ жизни населения (менталитет) Уровень инфляции Наличие инфраструктуры Численность населения Использование новых технологий Уровень трудоспособного населения Уровень образования

10

10

12

6

7

8

9

0

2

4

6

8

Рисунок 3- Итоговые ранги факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг в г. Душанбе и Согдийской области

При обсуждении результатов опроса экспертам был задан вопрос « Почему помимо макроэкономических факторов (уровень доходов и уровень инфляции) высокие оценки получили факторы качество и номенклатура услуг и образ жизни населения?». Большинство экспертов сошлись во мнении, что в последнее время конкурентоспособность их предприятий во многом зависит от качества и номенклатуры услуг, исследуя образ жизни

местного населения, разрабатываются новые виды услуг. Не смотря на рост стоимости услуг в связи с инфляцией, традиции, обычаи сохраняются, население придерживается неформальных институтов и пользуется торгово-сервисными услугами.

Результаты экспертной оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг, проводимой на предприятиях розничной торговли г. Душанбе и Согдийской области, позволяет сделать следующие заключение:

- выдвинутая гипотеза о неравномерности степени влияния общеизвестных факторов на развитие торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан обусловленное их спецификой подтвердилась. В связи, с чем все факторы развития торгово-сервисных услуг можно условно разделить на факторы доминирующего воздействия (в нашем случае: доход населения, уровень инфляции, уровень конкуренции, качество и номенклатура услуг) и факторы сопутствующего воздействия (в нашем случае: численность населения, уровень трудоспособного населения, использование новых технологий, наличие инфраструктуры);

- фактор маркетинга является особенно значимым для расширения номенклатуры торгово-сервисных услуг на территориях Республики Таджикистан.

Таким образом, отличительной особенностью предложенного метода оценки факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг, является его простота в обработке информации. Для использования результатов факторного анализа в определении перспективных направлений развития торгово-сервисных услуг экспертный опрос необходимо проводить в каждом регионе, так как каждая территория имеет свои особенности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дудко В.Н., Шумилина Л.К. Анализ факторов, влияющих на развитие розничной торговли в регионе // Школа университетской науки: парадигма развития. - №1. - 2012. - С. 12-14.;

2. Быстрицкая Я. М. Факторы, влияющие на развитие российской розничной торговли после вступления России в ВТО // Вестник БГУ. -2015. № 2. - - С. 98-105.;

3. Ниёзов ДЖ. С. Совершенствование системы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли в условиях рыночной экономики (на примере Согдийской области Республики Таджикистан)/ Диссер...на соискан уч.ст.к.э.н.Душанбе. 2018.-167с.;

4. Раджабов Р.К. Современное состояние и развитие частного сектора в сфере услуг Республики Таджикистан //Инновационное развитие экономики Республики Узбекистан: зарубежный опыт, тенденции и перспективы. Материалы науч. практ. конф. Ташкент, 2018.- С.240-242.

5. Степулева Л.Ф., Худякова С.К. Анализ влияния внешних факторов на развитие розничной торговли Приморского края // Экономика и предпринимательство. - № 5-1 (58-1). - 2015. - С. 1099-1102.;

6. Факеров Х. Н. Принципы развития и размещения розничной торговой сети в условиях рынка / Х. Н. Факеров, Ф. Р. Шаропов // Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации в условиях глобализации // Сб. материалов международной научно-практической конференции / под общ. ред. Шарипова М. М., Разыкова В. А., Раджабова Р. К., Кадыровой З. - Душанбе, 2012. - 366 с.

7. Хабибов С.Х. Стратегические направления устойчивого развития розничной торговли Республики Таджикистан//Вестник Таджикского национального университета, научный журнал. Серия социально-экономических и общественных наук. 2015. №2-9 (190). - С. 103-108;

8. Шаропов Ф.Р. Управление социально- экономическим развитием розничной торговли, монография/Ф.Р.Шаропов. - Душанбе: Ирфон, 2018. -235с.

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ УСЛУГ ТОРГОВО-

СЕРВИСНОЙ СФЕРЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Статья отражает результаты исследования проблем, связанных с оценкой факторов, влияющих на развитие торгово-сервисных услуг на территориях Республики Таджикистан. Необходимость оценки факторов обусловлена постоянными изменениями, происходящими в среде функционирования торговых предприятий. Предложена методика оценки факторов развития торгово-сервисных услуг, основанная на экспертном опросе, апробированная на территориях республики. По результатам опроса сделаны выводы о неравномерности воздействия факторов на развитие торгово-сервисных услуг и выделены факторы доминирующего воздействия и сопутствующего воздействия. Обосновано заключение о необходимости учета и развития фактора маркетинга, как особенно значимого для сферы торгово-сервисных услуг.

Ключевые слова: торгово-сервисные услуги, факторы развития, оценка, неравномерность воздействия, маркетинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ASSESSMENT OF FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF SERVICES

IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article reflects the results of a study of problems related to the assessment of factors influencing the development of trade and service services in the territories of the Republic of Tajikistan. The need to assess the factors is due to the constant changes taking place in the environment of the functioning of commercial enterprises. A methodology for assessing the factors of development of trade and service services is proposed, based on an expert survey, tested in the territories of the republic. Based on the results of the survey, conclusions were drawn about the uneven impact of factors on the development of trade and service services, and factors of dominant impact and concomitant impact were identified. The conclusion about the need to take into account and develop the marketing factor, as especially significant for the sphere of trade and services, is substantiated.

Key words: trade and service services, development factors, assessment, uneven impact, marketing

Сведение об авторе:

Норматова Шахноза Маноновна,_кандидат экономических наук, доцент кафедры « Менеджмент» Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики mahasti38@mail.ru специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

About the author:

Normatova Shahnoza Manonovna,_Candidate of Economic Sciences, associate Professor Department "Management" Tajik state University of law, business and politics mahasti38@mail.ru,specialty 08.00.05 Economics and management of national economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.