Совершенствование информационной базы для составления интегрированной отчетности коммерческих организаций
Improving of information base for the integrated reporting of commercial organizations
Сидорова Марина Ильинична,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управленческий учет», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: [email protected]
Sidorova M.I.,
Associate professor of Management Accounting Department,
Financial university under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Аннотация
Идея объединения в единую систему финансовых и нефинансовых показателей оценки деятельности компаний привела к созданию концепции интегрированной отчетности. В настоящее время актуальной является
проблема совершенствования информационной базы для составления интегрированной отчетности. В статье предлагается методика системного учета нефинансовых показателей, которая позволит получать оперативную, хронологически выверенную и согласованную информацию о ключевых показателях оценки бизнеса.
Abstract
The idea of combining into a complex system of financial and non-financial indicators to measure the performance of companies has led to the creation of the concept of integrated reporting. Today is a very urgent problem of improving the information base for the preparation of integrated reporting. The paper proposes a technique for registration of non-financial indicators which will receive a prompt, chronologically well thought and consistent information on the key indicators of business valuation.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, интегрированная отчетность,
нефинансовые показатели, стратегический управленческий учет Keywords: accounting, integrated reporting, non-financial indicators, strategic management accounting
В настоящее время в профессиональном сообществе на международном уровне активно обсуждается идея объединения в единую систему финансовых и нефинансовых показателей оценки деятельности компаний. Итогом научных дискуссий стала концепция интегрированной отчетности. По мнению ученых, финансовая отчетность не решает поставленных перед ней задач, или, другими словами, создает ложное впечатление о компании у пользователей, потому что она «историческая» — отражает результаты прошлых событий, количественная и «только финансовая» [1].
По сведениям, представленным в отчете компании «Делойт» «Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Reports», за последние 10 лет объем финансовой информации в годовой отчетности компаний увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54 % годового отчета (выборка взята из публичных компаний
Великобритании) [2].
Годовой отчет холдинга HSBC [2] прекрасно иллюстрирует мысль об увеличении объемов бизнес-отчетности в целом и ее нефинансовой части в отдельности (табл.1).
Таблица 1
Г одовой отчет холдинга HSBC
Показатель 1999 год 2008 год
Объем разделов, стр. Доля разделов в общем объеме отчета, % Объем разделов, стр. Доля разделов в общем объеме отчета, %
Финансовые 61 49 119 25
разделы отчета
Прочие разделы отчета 63 51 353 75
Итого 1 2 4 100 472 100
Приоритетным направлением развития системы бухгалтерского учета и отчетности в настоящее время является обеспечение полезности формируемой информации. Бухгалтерская отчетность рассматривается как основа процессов подготовки, принятия и реализации решений различными группами пользователей. Одной из основных групп пользователей информации бухгалтерской отчетности является система управления организацией. В целях обеспечения ее потребностей в рамках единой системы бухгалтерского учета обособляется подсистема бухгалтерского управленческого учета, который призван «сопровождать» менеджмент на всех его стадиях. По мнению М.А. Вахрушиной [3, с.6], последний может быть структурирован следующим образом:
I уровень — стратегический менеджмент, подразумевающий разработку обобщенной стратегии, направленной на достижение будущего устойчивого преимущества перед конкурентами бизнеса в целом или какой-либо его части. Решение этих задач возлагается на «высшее руководство» предприятия;
II уровень — регулярный (операционный) менеджмент, предполагающий принятие решений по использованию всех видов ресурсов организации для производства продуктов и услуг в соответствии со стратегическими целями данного предприятия. Постановка и решение задач этого уровня является целью менеджеров среднего и нижнего звена;
III уровень — административный менеджмент, включающий контроль успешности выполнения задач, определенных на предыдущих двух уровнях, и осуществляемый всеми менеджерами организации.
Бухгалтерский управленческий учет призван аккумулировать не только количественную, но и качественную информацию о деятельности сегментов бизнеса организации. Бизнес-единицы не являются статичными. Развитие
бизнеса, как правило, сопровождается расширением действующих производств, консервацией неперспективных сегментов, появлением новых направлений деятельности и т.д. Изменениям, происходящим в предпринимательской деятельности, должны сопутствовать адекватные изменения в системе управленческого учета. Другими словами, управленческий учет должен быть динамичным в той же степени, в которой динамичен бизнес коммерческой организации.
В конце ХХ - начале XXI вв. произошло формирование нового качественного скачка в развитии управленческого учета - переход к этапу, характеризующемуся стратегическим подходом к планированию, учету и анализу производственной деятельности предприятия. Стратегический подход к планированию, учету, анализу затрат представляет собой высший уровень учетно-аналитической системы предприятия. На этом уровне производится выбор ключевого показателя, влияющего на величину затрат, выбор адекватной математической функции, описывающей процесс прогнозирования затрат. На современном этапе определяющая роль стратегического подхода в управленческом учете по отношению к оперативному становится все более явной.
В рамках стратегического направления управленческого учета появились новые разработки в области системной организации учетных и управленческих процессов: учет затрат по функциям ABC (Activity-Based Cost), системы управления Orgware, Workflow (США), Jit-философия (Just in time) - точно в срок, DBR (drum-buffer-rope schecduling) - теория ограничений - которая предполагает увеличение и планирование пропускной способности центров затрат, расчет целевой себестоимости «таргет-костинг», система непрерывного совершенствования «кайзен-костинг», концепция цепочки ценностей (Value-ChainConcept), калькулирование полного жизненного цикла товара, системы планирования потребности в материалах MRP (material resource planning), комплексные системы управления бизнес-процессами ERP (enterprise resource planning).
Одним из инструментов стратегического управленческого учета является система сбалансированных показателей Balanced Score Card (BSC).
Система сбалансированных показателей - модель комплексного планирования и анализа эффективности деятельности предприятия, которая позволяет связать стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников. Система сбалансированных показателей направлена на вовлечение поведенческих аспектов в процесс повышения эффективности деятельности и позволяет оценить результаты функционирования производственной организации в долгосрочной перспективе.
Развитие системы относится к 90-м годам ХХ века. Основателями являются американские исследователи Роберт Каплан и Дэвид Нортон. В 1992 г. вышла в свет их книга под названием «Система сбалансированных показателей: перевод стратегии в действие», где описаны суть системы и опыт ее внедрения. Данная система позволяет:
- устанавливать индивидуальные и общекорпоративные цели;
- доводить суть и содержание поставленных целей до сознания рядовых сотрудников и менеджеров различного уровня;
- оценивать достижимость поставленных целей;
- обеспечивать быстроту процесса обратной связи, то есть отслеживать, насколько достигнуты стратегические цели и насколько они являются достижимыми при изменении внешних условий.
Р. Каплан и Д. Нортон считают, что система сбалансированных показателей является инструментом, позволяющим полномасштабно увязать стратегию предприятия с оперативным управлением бизнесом. Кроме того, данная система дает возможность принимать более объективные решения в области распределения ресурсов. Система сбалансированных показателей не отрицает использования традиционных финансовых показателей. Однако финансовые показатели отражают информацию только о прошлых событиях. Они пишут в своей книге: «Эта информация вполне устраивала предприятия
индустриальной эры развития, в которой инвестиции в долгосрочные возможности (мощность) и взаимосвязи с потребителями не являлись критическими факторами для успеха. Финансовые показатели являются недостаточными для оценки деятельности предприятия в период информационной эры, когда компании должны увеличивать свою будущую стоимость через потребителей, поставщиков, своих работников, новые технологии и инновации» [4, с.12].
Наблюдается качественный культурный сдвиг в экономике, управленческом мышлении, в психологии людей. В последние десятилетия усиливается непосредственное воздействие научных знаний на экономический рост, что создает основу для инноваций и формирования квалифицированной рабочей силы. Технологии появляются быстрее, чем общество успевает их внедрять.
Инновационность подходов к управлению состоит в переходе к знаниевой форме организации бизнеса. Теория фазовой трансформации бизнеса - новый междисциплинарный подход, использующий инструменты нелинейной динамики для описания закономерностей развития бизнес-систем - выделяет пять фаз развития компании.
На этапе реализации бизнес-идеи организация формируется как бизнес-единица. Набор персонала и приобретение других необходимых ресурсов переводят организацию на уровень управления отдельными функциями. Расширяющаяся единая технологическая цепочка в какой-то момент предполагает выделение для управления отдельных бизнес-процессов. Увеличение масштабов и видов деятельности компании приводит к необходимости управления сетями. Высшая форма организации бизнеса -знаниевый тип - направлен на формирование и развитие базы знаний, обеспечивающей ключевые компетенции бизнеса. Знания могут быть общими и специфическими. Именно специфические знания являются конкурентным преимуществом компании. В равной мере важно в организации не просто сформировать базу знаний, а создать среду, в
которой знания приобретаются, накапливаются, распространяются, координируются, и, более того, ценятся как «источник базовой компетенции и конкурентных преимуществ»[5, с.81].
В зависимости от ключевого типа знаний используются различные информационные технологии и варьируются целевые показатели деятельности компании (табл.2).
Таблица 2
Ключевые виды знаний в системе управления организации
Ключевой вид знаний Особенности системы управления Информационные технологии Целевой показатель внедрения
Практические Акцент на обучение и повышение квалификации сотрудников Замена компьютерами ряда операций Профессиональная репутация
Теоретические Инновационный стиль управления, проектный тип организации работ Информационная поддержка экспертных систем Творческие достижения
Организационные Иерархическая структуры, технологичность или трудоемкость процедур Интегрированные компьютерные системы Функциональное разделение труда
Коммуникационные Коммуникация, сотрудничество в ключевых процессах Системы компьютерной поддержки и документооборота Коллективное осмысление и интеграция процессов
В системе нефинансовых показателей оценки деятельности бизнес-сегментов огромное значение приобретает оценка интеллектуального капитала компании. Вопросы формирования интеллектуального капитала организаций приводят к востребованности разработки новых методов оценки
этого вида активов. Учеными предлагаются различные подходы к оценке интеллектуального капитала, некоторые из них представлены в табл.3.
Таблица 3
Способы оценки интеллектуального капитала компании
Метод /подход Идея/содержание Алгоритм расчета основных показателей
Метод рыночной капитализации Стоимость нематериальных активов Рыночная цена компании Балансовая стоимость материальных активов
Коэффициент Тобина Индексный метод Рыночная стоимости объекта / Балансовая стоимость
Доходный метод Сравнение со среднеотраслевой рентабельностью Прибыль Активы * Среднеотрасл.рент-ть
Ключевые индикаторы («Скандия») Система из 30 показателей 1. Финансовые 2. Клиентские (количество счетов, количество потерянных клиентов...) 3. Процессов (количество счетов на 1 сотрудника.) 4. Человеческого развития (текучесть кадров, затраты на образование .) 5. Обновления (доля времени, потраченного на образование, степень удовлетворенности сотрудников .)
ЭДС Stern Stewart and Co Комплексный показатель (164 характеристики) 1. Капитального бюджетирования 2. Постановки целей 3. Измерения текущей деятельности 4. Взаимодействия с акционерами 5. Материального стимулирования
Ernst and Young «Measures that Matter» 8 факторов, которые развертываются в 39 более детальных показателей 1. Качество менеджмента 2. Результативность совершенствования продуктов 3. Сила маркетинговой позиции 4. Корпоративная культура
5. Политика оплаты труда высшего менеджмента 6. Качество коммуникаций с инвесторами 7. Качество продуктов и услуг 8. Удовлетворенность клиентов
Модель Б.Лева Оценивается способность предприятия к инновациям, 9 групп показателей 1. Внутренняя способность к обновлению 2. Накопленные способности 3. Деловая сеть и др.
Составлено на основе [5, с.31].
Предлагаемые методические подходы не решают полностью проблемы учета стоимости интеллектуального капитала, но намечают возможные пути их решения.
В современной конкурентной глобальной среде компании все активнее соревнуются по таким параметрам, как качество товаров или услуг, своевременность их доставки, надежность, объем послепродажного обслуживания и степень удовлетворения потребителей. Однако до недавнего времени управленческие системы учета не представляли сведений по указанным показателям, несмотря на то, что в обеспечении конкурентоспособности они играют ключевую роль.
Традиционные управленческие системы учета, главным образом, фокусируются на финансовых показателях. Но в последнее время, нарастает необходимость представления в управленческих системах учета нефинансовых количественных и качественных данных по базовым параметрам, необходимым для того, чтобы конкурировать на рынке более эффективно, и используемым для поддержки стратегии организации.
Система сбалансированных показателей выгодно отличается от других моделей тем, что целевые финансовые и нефинансовые индикаторы интегрируются с учетом причинно-следственных связей между результирующими показателями и ключевыми факторами, под влиянием которых они формируются.
Достижение конгруэнтности целей отдельных исполнителей, подразделений и организации в целом является необходимым условием успешности командной работы, направленной на достижение стратегических целей организации. Выбор небольшого количества принципиально важных и взаимосвязанных между собой показателей позволяет эффективно измерять и оптимизировать деятельность компании.
Система сбалансированных показателей базируется на 4 основных аспектах деятельности компании: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие персонала.
В каждом направлении развития формируются цели компании, основанные на ее миссии, при этом осуществляется разработка системы показателей, с помощью которых измеряется уровень достижения целей.
В дальнейшем осуществляется процесс каскадирования - расширенный вариант построения системы сбалансированных показателей для каждого подразделения, центра ответственности, сегмента организации, проекта и далее - для каждой должностной позиции. Цели должны быть сбалансированы по вертикали: каждая цель нижнего уровня должна
приводить к достижению цели верхнего уровня, каждая цель верхнего уровня должна быть поддержана целями нижнего уровня.
Каскадное построение системы сбалансированных показателей роднит ее с системой бюджетирования. Первоначально осуществляется планирование целевых показателей, затем производится анализ результатов их достижения.
Блок «Финансы» является одним из ключевых элементов BSC, поскольку финансовые результаты - критерии деятельности любого предприятия. Как правило, в качестве типичных целей в рамках финансового блока выступают: увеличение рентабельности продукции, рентабельности собственного капитала, чистого денежного потока, чистой прибыли.
В рамках блока «Клиенты» определяются ключевые сегменты рынка, на которых компания намеревается сосредоточить свои усилия по
продвижению и реализации продуктов. Как правило, основными индикаторами эффективности в данном блоке являются: удовлетворенность покупателей, удержание постоянных клиентов и приобретение новых, завоевание доли рынка и т.д.
Блок «Внутренние бизнес-процессы» идентифицирует основные процессы, подлежащие усовершенствованию и развитию с целью развития конкурентных преимуществ.
Блок «Обучение и развитие персонала» предполагает установление и достижение целей, необходимых для развития компании в долгосрочной перспективе. Ключевым фактором является инвестирование средств в повышение квалификации сотрудников, обучение новым технологическим процессам, приобретение новых навыков и знаний. Индивидуально разработанными показателями для компании в этом блоке могут выступать данные о текучести кадров, количестве сотрудников с профессиональным образованием и т.д.
Несмотря на возрастающую необходимость представления нефинансовой информации, как таковой общепринятой модели нефинансовой отчетности не существует. Есть отдельные обязательные требования органов различных юрисдикций (в основном, требования комиссий по ценным бумагам и биржам и Европейского совета): для публичных компаний раскрывать любую информацию, которая с большой вероятностью может повлиять на цену акции; некоторые принципы, применяемые к некоторым частям бизнес-отчетности, такие как бизнес-обзоры в Европе; более конкретные требования по раскрытию отдельных категорий информации, например, относящейся к директорам компании.
Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ за последний год были выпущены несколько документов, озаглавленных «Информация», по сути, представляющих собой разъяснения
по порядку представления в годовой отчетности информации о рисках (ПЗ-9/2012), об инновациях и модернизации производства (ПЗ-8/2011) и др.
Представление дополнительной информации в годовой бухгалтерской отчетности производится «с целью формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении» [6].
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, «если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения» [7].
Существует ряд методических и технических проблем, связанных с разработкой и внедрением модели учета нефинансовой информации. Один из главных вопросов состоит в том, насколько вообще возможно определить в деталях информацию, необходимую для раскрытия, чтобы она была полезной. Понятие «полезности» настолько сильно диверсифицировано по рынкам, бизнесам и даже по обстоятельствам функционирования компаний, что невозможно объективно определить, какой вклад вносят те или иные показатели в успех бизнеса. Иногда менеджеры сами не знают, что приводит их корпорацию к успеху. По тем же причинам такую информацию сложно проверить независимым образом. К тому же стоимость сбора и подготовки такой информации обещает быть высокой, и это вызовет негативную реакцию компаний, подготавливающих отчеты.
Однако, это не означает, что единые общие принципы подготовки такой отчетности не будут полезны. Примерами таких попыток являются предложения Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности по документу «Комментарии менеджмента» (Management
Commentary) и Директива по совершенствованию отчетов Европейского союза (EU Accounts Modernization Directive).
Требования Директивы гласят:
«а) Годовой отчет должен включать, по крайней мере, адекватный обзор развития и результатов работы бизнеса и его нынешнего состояния, а также описание существенных рисков и неопределенностей, которые воздействуют на компанию. В обзоре должен приводиться взвешенный и всеобъемлющий анализ развития, результатов работы и текущего состояния в соответствии с масштабом и сложностью операций.
б) Для обеспечения понимания развития бизнеса, его результатов и состояния в отчет необходимо включать, наряду с финансовыми, и нефинансовые ключевые показатели эффективности, релевантные для данного бизнеса, включая вопросы охраны труда и окружающей среды.
в) В рамках подобного анализа в годовом отчете должны приводиться ссылки и даваться дополнительные комментарии значениям статей, фигурирующим в отчетах» [1].
Созданный в июле прошлого года Комитет по Международной интегрированной отчетности (International Integrated Reporting Committee, IIRC) объявил своей целью создание модели, «объединяющей и взаимоувязывающей два вида отчетности, финансовую и нефинансовую, в одну интегрированную бизнес-отчетность, получаемую не «простым сложением», а в результате более сложного процесса, выявляющего взаимосвязи между двумя «пакетами» информации, обеспечивающего необходимый для понимания, но не излишний уровень дублирования и кросс-ссылок и гарантирующего стратегический фокус» [8].
Представление нефинансовых показателей в составе интегрированной корпоративной отчетности преследует цели информирования пользователей отчетности о процессах планирования и мониторинга реализации стратегической программы развития бизнеса в понятной и доступной для пользователя форме.
Акцент в разработке стандартов составления бухгалтерской отчетности с конца ХХ века перенесен именно на стадию подготовки отчетности. При этом остаются за кадром методические аспекты увязки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Принципы и условия формирования набора показателей устойчивого развития являются актуальной проблемой последних лет. Одним из способов введения данных показателей в систему бухгалтерского учета может стать механизм учета на забалансовых счетах. При этом может быть использована как простая, так и двойная запись (аналогично учету на счетах банковского учета 99999 и 99998). Подготовка и расчет таких показателей часто связаны со сложными математическими или статистическими расчетами, а также получением и обменом информацией с множеством других подразделений компании. Поэтому для группировки и фиксации информации о
нефинансовых показателей предлагается разработать систему учетных регистров, выполняющих вспомогательную и обеспечивающую роль по отношению к учету на забалансовых счетах. Формат регистров подлежит утверждению в рамках учетной политики организации.
Важным этапом в данной является разработка регламента взаимодействия обмена информацией с другими подразделениями компании: маркетинговой службой, логистикой, управлением по персоналу, службы сертификации и контроля и т.д. При этом необходимо установить перечень источников информации, ответственных лиц за подготовку и передачу установленного объема данных.
Предлагается следующая последовательность этапов формирования отчетности, включающей нефинансовые показатели оценки развития бизнеса (рис.1).
Определение набора ключевых показателей 0 Формирование перечня забалансовых счетов
О
Определение необходимых источников информации Ф Утверждение перечня регистров учета и их формата
О
Разработка регламента обмена гЛ Автоматизация процесса
информацией V
£ С?
Применение генетического Применение целевого
алгоритма: алгоритма:
1.Сбор информации о 1. Установление целевых
текущем состоянии показателей
2. Экстраполяция 2. Сбор информации о
результатов текущем состоянии
3. Установление целевых 3. Разработка
показателей рекомендаций
о
Отражение информации на забалансовых счетах
О
Формирование отчетности
Рис.1. Последовательность процедур формирования отчетности, включающей нефинансовые показатели оценки развития бизнеса
На практике выработано два различных методических подхода к прогнозированию ключевых показателей деятельности. Генетический алгоритм предполагает использование трендового анализа и экстраполяцию сложившихся в развитии компании тенденций по отдельным направлениям:
развитие персонала, экологические мероприятия, социальные обязательства и т.д. При применении целевого алгоритма происходит ориентация на установленные значения ключевых показателей и расчет промежуточных состояний.
Приведем пример. В Компании А возникла необходимость учета в составе нефинансовых показателей уровня квалификации персонала. Управляющая компания, выполняющая в структуре холдинга функции консультационно-методического центра, установила в качестве ключевых показателей 2015 года: иметь в своем составе 100% персонала с высшим экономическим образованием, а также не менее 50% сотрудников, имеющих международные сертификаты.
Для этих показателей в системе забалансовых счетов компании были выделены счета в группе «З.Показатели роста персонала»:
30010 «Количество сотрудников с высшим экономическим образованием»,
30011 «Количество сотрудников, имеющих международные сертификаты»,
30012 «Доля сотрудников с высшим экономическим образованием»,
30013 «Доля сотрудников, имеющих международные сертификаты».
Расчет доли сотрудников производится в процентах к общей
численности сотрудников организации, которая учитывается на соответствующем счете в составе другой группе забалансовых счетов «1.Основные экономические показатели».
В качестве учетных регистров предложены следующие табличные формы (табл.4, 5).
Таблица 4
Формат учетного регистра «Сотрудники с высшим образованием»
№ п/п Ф.И.О. Наименование вуза Специаль- ность Дата поступ- ления Дата окон- чания Признак Экон/ Не экон Номер диплома
1 2 3 4 5 6 7 8
Таблица 5
Формат учетного регистра «Сотрудники, имеющие международный
сертификат»
№ п/п Ф.И.О. Наименование организации Направление сертификации Дата выдачи Признак «В процессе обучения» Реквизиты сертификата
1 2 3 4 5 7 8
В регламенте взаимодействия с другими подразделениями предусмотрен обмен информацией с Управлением кадрами и Департаментом развития. Информация о сотрудниках в регистр заносится одновременно с оформлением приказа на приеме или увольнении конкретного сотрудника. Информация о направлении на обучение или подготовку к сдаче сертификационных экзаменов заносится по факту оформления приказа Департамента развития. Данные о полученных документальных свидетельствах заносится в информационную базу по факту представления в Управление кадрами копии документа об образовании. Любое изменение количества записей в регистре отражается увеличением или уменьшением натурального показателя на счетах 30010 и 30011 на 1.
Дт 30010 - Кт 99999 - 1 получение диплома о высшем образовании сотрудником организации,
Дт 99999 - Кт 30010 - 1 - увольнение сотрудника с высшим образованием.
Ежемесячно в составе регламентных операций автоматически производится расчет и корректировка значений процентных показателей на счетах 30012 и 30013 в корреспонденции со счетом 99998.
Предположим, по состоянию на 1 июня численность персонала компании составляла 156 человек. При этом сотрудников с высшим образованием -114. Доля сотрудников, имеющих высшее образование -73,08%. За июнь было принято на работу 2 новых сотрудника с высшим образованием, уволено 3 сотрудника (из них 1 с высшим образованием), 2 сотрудника предоставили в управление кадрами копии дипломов о получении высшего образования, что повлекло за собой соответствующие
записи в учетных регистрах. При этом доля сотрудников, имеющих высшее образование, повысилась до 75,48%:
(114 + 2- 1 + 2) / (156+2-3) *100% = 75,48%
Соответственно, по счету 30012 в конце июня должна быть сделана проводка:
Дт 30012 - Кт 99998 - 2,4% - увеличилась доля сотрудников с высшим образованием.
Методика системного учета нефинансовых показателей позволит получать оперативную, хронологически выверенную и согласованную информацию о ключевых показателях оценки бизнеса и позволит формировать большинство пояснений к годовой бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме.
Данная методика основана на таких сущностных характеристиках модели современного бухгалтерского учета как прогнозность и открытость, что предполагает введение в систему учета запланированных результатов деятельности, а также возможность оценки учетных процедур с точки зрения прозрачности и понятности.
Список литературы
1. Сорокина К.В. Интегрированная отчетность - новая модель для бизнеса // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты, 2011, № 7
2. Deloitte, Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Reports. L.: Deloitte, 2008
3. Вахрушина М.А., Сидорова М.И., Борисова Л.И. Стратегический управленческий учет. - М.: Рид Групп, 2011
4. Каплан Р., Нортон Д. Система сбалансированных показателей: перевод стратегии в действие. - М: Олимп-Бизнес, 2005
5. Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике. -М.:Институт экономики, 2008
6. Информация Министерства финансов РФ ПЗ- 9/2012 "О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности"
7. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н
8. Integrated Reporting [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.theiirc.org. Дата обращения 01.08.2013