Научная статья на тему 'Оценка фактической освещенности рабочих мест учебных аудиторий СибУПК'

Оценка фактической освещенности рабочих мест учебных аудиторий СибУПК Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
531
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВЕЩЕНИЕ / ОСВЕЩЕННОСТЬ / РАЗРЯД / ПОДРАЗРЯД / LIGHTING / ILLUMINATION / DISCHARGE / SUBCLASS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Шеметова Елена Григорьевна

В статье рассматривается проблема создания качественного освещения в учебных аудиториях; дана оценка фактической освещенности на рабочих местах студентов и определено соответствие фактической освещенности нормативным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The measurement of the light jobs classrooms SibUPK

The article considers the problem of creating high-quality lighting in classrooms; the estimation of the actual lighting in the workplace and students to determine the appropriate actual light regulatory requirements.

Текст научной работы на тему «Оценка фактической освещенности рабочих мест учебных аудиторий СибУПК»

Секция 10. Технические науки

Согласно данной методике, таблица полностью заполняется вручную, что занимает немало времени. Кроме того, не исключен и человеческий фактор, при заполнении могут произойти механические ошибки. А программа GIK автоматически, легко и достоверно позволяет считать запасы по блокам со значительной экономией времени.

Сравнивая данные расчетов по программе GIK Р=209,33 т (таб.1) и по другой методике Р=208,3 т (табл. 2), можно заметить, что отклонение не превы-

шает более 5%. Это позволяет с уверенностью использовать программу GIK для подсчета запасов урана методом геологических блоков в проекции на горизонтальную плоскость.

Таким образом, преимуществами программы GIK являются наличие табличного интерфейса и возможности представления данных в графической форме на любом этапе обработки, как для контроля, анализа данных, так и для оформления результатов подсчета запасов.

Список литературы:

1. Викентьев В. А., Карпенко И. А., Шумилин М. В. Экспертиза подсчетов запасов рудных месторождений, Москва, Недра, 1988 г. 141 с.

2. Коган И. Д., Подсчет запасов и геолого-промышленная оценка рудных месторождений, Москва, Недра, 1971 г. 188 с.

3. Инструкция по подземному скважинному выщелачиванию урана, Алматы, 2006 г., 59 с.

4. Стандарт ТОО «Горнорудная компания», Автоматизированная информационная система управления добычей металлов «Рудник», Алматы, 2011, 4 с.

5. Хасанов Э. Г., Абрамов Е. К., Демехова Л. И., Дробов С. Р., Литвишко Н. В., Тригубов С. В. Методические рекомендации по комплексу геофизических методов исследования скважин при подземном выщелачивании урана. Алматы 2003 г.

6. Хасанов Э. Г., Абрамов Е. К., Демехова Л. И., Киселев А. В., Дробов С. Р., Литвишко Н. В., Тригубов С. В. Инструкция по гамма-каротажу при подготовке к эксплуатации и эксплуатации пластово — фильтрационных месторождений урана. Алматы 2003 г.

7. Инструкция по гамма-каротажу при поисках и разведке урановых г. Москва, 1987 г.

Shemetova Elena Grigorievna, Siberian University of Consumer Cooperatives, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of equipment

E-mail: klena20@ngs.ru

The measurement of the light jobs classrooms SibUPK

Abstract: the article considers the problem of creating high-quality lighting in classrooms; the estimation of the actual lighting in the workplace and students to determine the appropriate actual light regulatory requirements. Keywords: lighting, illumination, discharge, subclass.

Шеметова Елена Григорьевна, Сибирский университет потребительской кооперации, канд. техн. наук, доцент кафедры оборудования

E-mail: klena20@ngs.ru

Оценка фактической освещенности рабочих мест учебных аудиторий СибУПК

Аннотация: в статье рассматривается проблема создания качественного освещения в учебных аудиториях; дана оценка фактической освещенности на рабочих местах студентов и определено соответствие фактической освещенности нормативным требованиям.

Ключевые слова: освещение, освещенность, разряд, подразряд.

107

Section 10. Technical sciences

Зрительный анализатор дает 80% информации об окружающей среде. Свет обеспечивает биоритм человека, положительно влияет на эмоциональное состояние, интенсивность обменных процессов. Световое голодание приводит к снижению резистентности организма, ухудшению функций дыхательной и эндокринной систем, кровообращения, ЦНС. Свет является фактором мощного воздействия на психику человека [1, с. 395-425].

Освещение в рабочих помещениях является одним из основных условий для нормальной производственной деятельности. Качественное и правильно спроектированное и рационально выполненное освещение производственных помещений оказывает положительное психофизиологическое действие на организм работающего, способствует повышению эффективности и безопасности труда, сохраняет высокую работоспособность, снижает утомляемость и травматизм.

Число производственных несчастных случаев, связанных с недостаточной освещенностью рабочих мест, составляет 30-50% от их общего количества. При грубых работах около 1,5% тяжелых травм со смертельным исходом происходит по причине низкой освещенности рабочих мест. Травматизм глаз при проведении грубых работ составляет порядка 30%. Неблагоприятные условия освещения способствуют развитию профессиональной близорукости [2, с. 2-5].

Основными характеристиками для оценки освещения являются — световой поток, сила света, яркость освещаемого объекта, освещенность.

Важнейшим гигиеническим требованием, предъявляемым к освещенности рабочих мест учебных аудиторий — обеспечение функций зрения студента. Основными функциями зрения являются — острота, контрастная чувствительность, скорость различения деталей, устойчивость ясного видения. При недостаточной освещенности рабочего места функции зрения не реализуются, быстро наступает зрительное утомление, снижается работоспособность, рассеивается внимание. [3, с. 228-229]

Задачей производственного освещения является создание в производственном помещении световой среды, обеспечивающей светотехническую эффективность систем освещения. В свою очередь световая среда формируется с учетом требований физиологии зрения работника [4, с. 67-83].

Цель исследования: дать оценку фактической освещенности на рабочих местах и определить ее соответствие нормативным требованиям.

Объект исследования: учебная аудитория Сибирского университета потребительской кооперации г. Новосибирска.

Студентами 3 курса экономического факультета СибУПК проведены исследования по оценке освещенности рабочих мест учебной аудитории 021. Поскольку в вечернее время студенты заочного отделения не имеют возможности пользоваться естественным освещением, то оценивалось качество общего искусственного освещения люминесцентными лампами ЛБ-40.

Нормирование освещенности осуществляется в зависимости от разряда и подразряда выполняемой студентом работы, вида системы освещения, типа используемых в светильнике ламп.

Разряд работы определятся размером объекта различения: для студента таким объектом является текст в тетради. Согласно Санитарным нормам и правилам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 работа студента относится к III — IV разряду, поскольку определено, что наименьший размер объекта различения (толщина линий в тетради) составляет 0,4 мм — III разряд, 0,7 — IV разряд [5].

Каждый разряд имеет четыре подразряда (а, б, в, г). Подразряд определяется соотношением контраста объекта различения с фоном и зависит от степени светлоты фона.

В данном случае фоном является цвет тетрадного листа студента, бумаги учебника, плаката, — а объектом различения — текст, графические объекты, рисунки. По степени светлоты фон может быть светлым, средним, темным в зависимости от коэффициента отражения к поверхности (светлый фон к более 0,4; средний фон к = 0,2-04; темный фон к менее 0,2).

При определении подрязряда учебных работ студентов нами было учтено, что тетрадные листы конспекта имеют цвета: белый, желтый (к = 0,5), светлосиний и светло-зеленый (к = 0,3).

Контраст объекта различения с фоном К — отношение абсолютной величины разности между яркостью объекта и фоном к яркости фона. Контраст может быть большим (К более 0,5), средним (К=0,2-0,5) и малым (К менее 0,2). Цвет чернил, которые используют студенты при работе, колебался от светлосинего цвета (К = 0,4) до черного цвета (К = 0,6).

Следовательно, подразряд работы студента, определяемый в зависимости от светлоты фона и контраста между объектом различения и фоном, варьирует от в до г.

Таким образом, в процессе работы с нормативной документацией определено, что норма освещенности

108

Секция 10. Технические науки

рабочего места студента составляет 200 лк — при использовании темных чернил и светлых (белых и желтых) тетрадных листов; 300 лк, — если паста имеет светло-синий цвет, а цвет тетрадных листов является темным (светло-синим и светло-зеленым).

Далее определялась норма освещенности рабочих мест лабораторного стенда, оснащенного приборами по определению параметров микроклимата. Данная работа относится ко II разряду г подразряду; уровень минимальной нормируемой освещенности составляет 300 лк.

Для работы с плакатами, размещенными по периметру учебной аудитории, достаточно освещенности 200 лк, поскольку наименьший размер шрифта составляет 0,8-1,0 мм и относится к IV разряду а подразряду. Однако, по условиям контрастности и светлоты фона, данная зрительная работа является утомительной в связи со сложным цветовым решением шрифта

(синий) и фона (зеленый).

После определения нормативной освещенности, оценивалась фактическая освещенность рабочих мест с помощью прямого метода люксметром Ю-116.

Люксметр имеет восемь пределов измерений, устанавливаемых насадками-переключателями. Прибор представляет собой микроамперметр, подключенный к селеновому фотоэлементу; проградуирован в единицах освещенности (лк — люкс) [6, с. 34-53].

Фактическая освещенность рабочих мест определяется не менее чем в 5 контрольных точках. В качестве контрольных точек (точек замера) использовались: рабочий стол студента наиболее освещенный, рабочий стол студента наименее освещенный, рабочий стол преподавателя, классная доска, стенд по исследованию параметров микроклимата, плакаты.

Результаты измерений представлены в табл. 1.

Таблица 1. - Результаты исследования фактической освещенности рабочих мест учебной аудитории

Наименование контрольной точки Фактическая освещенность, лк

Стол преподавателя (1) 300

Стол студента наиболее освещенный (2) 280

Стол студента наименее освещенный (2) 180

Стенд по исследованию параметров микроклимата (4) 100

Классная доска (1) 200

Плакаты (3) 210

Всего по учебной аудитории (13): 214

Замеры фактической освещенности рабочих мест производились студентами с помощью люксметра следующим образом: по рабочим столам — на расстоянии 0,8 м от пола на уровне столешницы, горизонтально; классная доска и плакаты — вертикально, на расстоянии 1 метра от объекта исследования, стенд — наклонно, на расстоянии 0,3-0,5 м от приборов.

Таким образом, в результате оценки уровня освещенности рабочих месть учебной аудитории определено, что данные условия применимы для IV разряда подразрядов б, в, г; III разряда подразряда г.

В случае работы студента с более мелким текстом, тетрадными листами темных тонов, светло-синими чернилами, фактическая освещенность рабочих мест (214 лк) ниже уровня нормируемой (300 лк) на 28.7%.

Следовательно, имеющихся 6 светильников для обеспечения качественного освещения аудитории недостаточно.

Выводы

По итогам исследования фактической освещенности рабочих мест студентов, даны следующие рекомендации:

1. Установить к существующим 6 осветительным установкам дополнительно 2 светильника.

2. Заменить лампы ЛБ-40 на более мощные ЛБ-80.

3. Согласовывать цветность освещаемых поверхностей с цветностью применяемых ламп (предпочтительна замена ламп ЛБ на ЛТБ)

4. Дополнительно установить 1 осветительную установку над стендом для исследования микроклиматических параметров.

5. Студентам для работы предпочтительно использовать темные чернила, светлый рабочий фон (белые тетрадные листы), жирно пишущие шариковые (гелиевые) ручки.

6. Использовать для работы на занятиях плакаты, имеющие высокую контрастность и оптимальное цветовое решение шрифта и фона.

109

Section 10. Technical sciences

Список литературы:

1. Графкина М. В., Михайлов В.А, Нюнин Б. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебник/под общ. ред. Б. Н. Нюнина. - М.: ТК «Велби», издательство Проспект, 2007. - 608 с.

2. Козьяков А. Ф. Состояние травматизма и заболеваемости в России//Безопасность жизнедеятельности. -2001, № 6.

3. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов/С. В. Белов и др. - М.: Высш.шк., 2005. - 606 с

4. Павлов В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. Н. Павлов и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. - М.: Минздрав РФ, 2003.

6. Практикум по безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие к лабораторным и практическим рабо-там/под общ. ред. А. В. Фролова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 490.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.