Научная статья на тему 'Оценка энергоемкости механизмов поворота модульных сочлененных лесотранспортных машин'

Оценка энергоемкости механизмов поворота модульных сочлененных лесотранспортных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЕМКОСТЬ / МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА / МОДУЛЬНЫЕ МАШИНЫ / ENERGY / THE MECHANISM OF ROTATION / MODULAR MACHINES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Волосунов М. В.

В статье приведен расчет прогрессивного механизма поворота модульной сочлененной лесотранспортной машины в условиях поворота нагруженной машины в колее. Статья преследует цель сравнить энергозатраты сочлененной лесотранспортной машины на поворот в режиме грузового хода с применением прогрессивной и применяемой в настоящее время схемы механизмов поворота с образованием колеи на грунтах различной категории. Определены следующие показатели: требуемые значения давлений “P” гидрожидкости для применяемой и прогрессивной схем механизмов поворота с у четом образования колеи соответствующей глубины на грунтах с различной несущей способностью. Расчеты сопровождаются графиками зависимости энергоемкости поворота по критерию давления в сервоприводе механизмов поворота от глубины колеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents a calculation of progressive modular mechanism for turning articulated forest vehicles in turn loaded the machine in a rut. The article aims to compare the energy consumption of articulated vehicles to turn forest vehicles mode of freight move with progressive and currently used schemes rotation mechanisms with the formation of ruts in the soil of different categories. Identified the following indicators: the required values of the pressure «P» for the hydraulic oil used and the mechanisms of progressive schemes for rotation with the respective Chet rutting depth in soils with different load-carrying capacity. The calculations are accompanied by graphs based energy by turning the pressure in the servo mechanism of rotation of the depth gauge.

Текст научной работы на тему «Оценка энергоемкости механизмов поворота модульных сочлененных лесотранспортных машин»

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

ОЦЕНКА ЭНЕРГОЕМКОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПОВОРОТА МОДУЛЬНЫХ СОЧЛЕНЕННЫХ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

М.В. ВОЛОСУНОВ, асс. каф. лесных д/о машин и материаловедения УхтГТУ

Запасы деловой древесины на территории нашей и зарубежных стран в легкодоступных областях регионов преимущественно освоены. Все возрастающие потребности в сырье вынуждают лесозаготовителей разрабатывать древесину в труднодоступных местах на грунтах III и IV категорий, представляющих собой слабонесущие поверхности. Разработка таких лесосек предъявляет повышенные требования к проходимости лесозаготовительных машин, которые около

[email protected]

60 % времени движения затрачивают на маневрирование, что связано со значительными затратами энергии машины на поворот в колее. Наилучшим вариантом для разработки подобного рода лесосек являются модульные сочлененные гусеничные машины. Применяемые сейчас модели машин были разработаны в шестидесятых годах и не отвечают современным требованиям технологичности и экономичности. Необходимо разрабатывать и внедрять принципиально новые перспектив-

Рис. 1. Конструктивные схемы механизмов поворота сочлененных транспортных машин: 1 - традиционная, 2 - перспективная

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

37

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

ные технические решения с учетом энергоемкости процесса поворота в колее, применимые к слабонесущим поверхностям лесосек.

Проанализируем два варианта различных конструктивных схем поворота сочлененной колесно-гусеничной лесотранспортной машины (рис. 1) [1].

Кинематически-силовой анализ двух сравниваемых режимов поворота (рис. 1) позволяет определить общие зависимости момента поворота передней секции.

Первый (традиционный) способ поворота был рассмотрен в [2]

P Х Jmp + Kу х5 + C0 ХДб Х

M п =

(1- ДбХ tg j o) Х

хг

л х arccos((rK - h)/rK)

x(dn -0,5</Jcosa

-, (кНм) (1.1)

Mn = a cosa P n(dn2 - 0,5dJ), (кНм). (1.2) Согласно методике определения момента сопротивления повороту M движителей (опорных ходовых элементов), находящихся в колее, он равен с учетом деформации грунта при создании М

ЕМ = G-ф С + К ёС +

СП ттр у

+ М„Дб^Ф° + СоСУбЕРс (к»м). Условие выполнения поворота в колее М > ЕМ

п СП

или

Мп(1 - Дб'^фО > аФтрС +

+ КуЪС + С0Суб^с,

откуда

М > C-

G-ф + K -5 + Cn-д.-EF ^тр у 0 'ос

1-Дб - tgф

где суммарная площадь сегментов двух колес передней секции равна

YF = у2

/ 1 с к

я • arccos((rK - h)/rK) 90°

л

= г02-А

где гк - динамический радиус ведущего колеса (м).

Зная выражение «Мп» для каждого рассматриваемого случая схем, определим необходимое давление «P» гидрожидкости в приводных гидроцилиндрах каждой схемы (давление «P» является критерием оценки энегроемкости поворота в каждой схеме).

Традиционная схема

G ■Фтр + Ку -5 + С0 ‘Дб ■ Гк Х

P > C -

п - arccos((rK - h)/ гк)

А

- К

(1 - Дб • tg Ф°) - К2 - о, 5di) cos а

(МПа). (1.3)

Прогрессивная схема

р:С О-Ф,+^8 + С0-ц,-Х^

(1 - це • tgip') • а • cos а • n(dl - 0,5d*)

(МПа). (1.4)

Исходные параметры расчета.

Угол поворота ф° = 30°; ширина секции а = 2,5 м; длина секции b = 1м; используемый гидроцилиндр ЦС-110, d = 0,11 м, d = 0,04 м.

Параметры глинистого грунта при разной консистенции B и величине глубины колеи «И» определены И = 0,1 м для глинистой тугопластичной поверхности и И = 0,156 м для текучепластичного состояния с вариацией прочностных параметров С0, ф° = f(BK).

Параметр С - отношение а к 2b равен C = 2,5/2,0 = 1,25 (в расчетах параметр С взят 1,274, т.е. параметр b взят равным 0,98 м).

При расчете величины P все параметры грунта и колес ходовой части взяты из статьи [2] для тугопластичного и текучепластичного состояния глинистой поверхности.

Расчет параметров необходимого давления в гидроцилиндре.

Прогрессивная схема.

Тугопластичное состояние грунта И = 0,1 м (гидроцилиндр ЦС-110)

(50 - 0,4 + 280,5 - 0,122 +

Х

р > 1 274 +40 - 0,5 - 0,6032 - 0,28)

’ 0,8375 - 2,5 - cos30° х ’

хЗ, 14(0,112 - 0,5 - 0,042)

P = 1114 КН/м2 = 1,114 МПа, Тугопластичное состояние грунта И = 0,1 м

(гидроцилиндр ЦС-80 dn = 0,11 м, d = 0,04 м) P = 2,23 МПа. "

шпона is 1

Текучепластичное состояние грунта И = 0,156 м (гидроцилиндр ЦС-110)

(50 - 0,3 + 280,5 - 0,052 +

P > 1,274-

+10 - 0,4 - 0,6032 - 0,6) 0,944 - 2,5 - cos30°- 3,14 - 0,0113

38

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

Таблица

Сравнительные параметры давлений Р традиционной и прогрессивной схем поворота сочлененной лесотранспортной машины (МПа)

Тип механизма Тугопластичное состояние грунта Текучепластичное состояние грунта

Традиционный (колесный движитель) 17,7 18,3

Прогрессивная (колесно-гусеничный движитель) 2,8 1,4

P = 563 КН/м2 = 0,54 МПа,

Текучепластичное состояние грунта h = 0,156 м (гидроцилиндр цС-80 dn = 0,11 м, d = 0,04 м) P = 1,08 МПа. П

Сравнение показателей необходимых давлений жидкости P в гидроцилиндрах сервопривода механизмов поворота.

Прогрессивная схема (ЦС-110) при h = 0,1 м P > 1,1 МПа, h = 0,156 м P > 0,54 МПа.

Прогрессивная схема (ЦС-80 параметр а=2,5м)

при h = 0,1 м P > 2,23 МПа, h = 0,156 м P > 1,08 МПа.

Приведение прогрессивной схемы поворота (схема 2 рис. 1) к традиционной (схема 1 рис.1).

Параметр P увеличиваем в 1,25 раза, т.к. ширина секции в [2] по схеме 1 меньше в 1,25 раза (ЦС-80 параметр а = 2,0 м), прогрессивная схема поворота

при h = 0,1 м P > 2,28 МПа, h = 0,156 м P > 1,4 МПа.

Показатели необходимых давлений жидкости P в гидроцилиндрах сервопривода

Рис. 2. Сравнительный график давлений в гидроцилиндре механизма поворота традиционной (колесный движитель) и прогрессивной (колесно-гусеничный движитель) схем

механизмов поворота традиционного способа взяты из статьи [2] и приведены в таблице.

Сравнив схемы механизмов поворота по критерию P, отдаем предпочтение прогрессивной схеме как обеспечивающей меньшую энергоемкость поворота по величине необходимого давления в сервоприводах механизма поворота.

Сравнение с традиционной схемой поворота сочлененной транспортной машины (схема 1, рис. 1) прогрессивной схемы поворота (схема 2, рис. 1) с использованием в обеих схемах гидроцилиндров ЦС-80 с параметрами d = 0,11 м, d = 0,04 м дает сле-

n штока

дующие показатели необходимого давления жидкости в гидроцилиндрах (таблица).

В графическом варианте сравнения уравнений энергоемкости поворота по критерию давления в сервоприводе механизмов поворота, зависящего от глубины колеи, представлена следующая зависимость (рис. 2).

По сравнению с традиционным способом поворота относительно точки О (рис. 1) поворот передней секции по схеме 2 относительно точки О ’ дает существенное снижение энергоемкости поворота за счет совершенно иного характера взаимодействия боковых поверхностей опорных катков колес со стенками колеи. Расчетное снижение давления в гидроцилиндрах сервопривода поворотных механизмов при глубине колеи h = 0,1 м в 6,32 раза, при глубине колеи h = 0,156 м в 13 раз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Затейников, Н.А. Основы теории транспортных гу-

сеничных машин / Н.А. Затейников - М.: Машиностроение, 1975. - 448 с.

2. Дроздовский, Г.П. Энергоемкость поворота шар-

нирно-сочлененного трелевочного трактора / Г.П. Дроздовский, Н.Р. Шоль // Матер. науч.-техн. конференции (март 2009, г. Ухта): в 3 ч.; Ч. 3. - Ухта: УГТУ, 2009. - С. 194.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.