К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»
ОЦЕНКА ЭНЕРГОЕМКОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПОВОРОТА МОДУЛЬНЫХ СОЧЛЕНЕННЫХ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
М.В. ВОЛОСУНОВ, асс. каф. лесных д/о машин и материаловедения УхтГТУ
Запасы деловой древесины на территории нашей и зарубежных стран в легкодоступных областях регионов преимущественно освоены. Все возрастающие потребности в сырье вынуждают лесозаготовителей разрабатывать древесину в труднодоступных местах на грунтах III и IV категорий, представляющих собой слабонесущие поверхности. Разработка таких лесосек предъявляет повышенные требования к проходимости лесозаготовительных машин, которые около
michaelvolosunov@mail.ru
60 % времени движения затрачивают на маневрирование, что связано со значительными затратами энергии машины на поворот в колее. Наилучшим вариантом для разработки подобного рода лесосек являются модульные сочлененные гусеничные машины. Применяемые сейчас модели машин были разработаны в шестидесятых годах и не отвечают современным требованиям технологичности и экономичности. Необходимо разрабатывать и внедрять принципиально новые перспектив-
Рис. 1. Конструктивные схемы механизмов поворота сочлененных транспортных машин: 1 - традиционная, 2 - перспективная
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013
37
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
ные технические решения с учетом энергоемкости процесса поворота в колее, применимые к слабонесущим поверхностям лесосек.
Проанализируем два варианта различных конструктивных схем поворота сочлененной колесно-гусеничной лесотранспортной машины (рис. 1) [1].
Кинематически-силовой анализ двух сравниваемых режимов поворота (рис. 1) позволяет определить общие зависимости момента поворота передней секции.
Первый (традиционный) способ поворота был рассмотрен в [2]
P Х Jmp + Kу х5 + C0 ХДб Х
M п =
(1- ДбХ tg j o) Х
хг
л х arccos((rK - h)/rK)
-К
x(dn -0,5</Jcosa
-, (кНм) (1.1)
Mn = a cosa P n(dn2 - 0,5dJ), (кНм). (1.2) Согласно методике определения момента сопротивления повороту M движителей (опорных ходовых элементов), находящихся в колее, он равен с учетом деформации грунта при создании М
ЕМ = G-ф С + К ёС +
СП ттр у
+ М„Дб^Ф° + СоСУбЕРс (к»м). Условие выполнения поворота в колее М > ЕМ
п СП
или
Мп(1 - Дб'^фО > аФтрС +
+ КуЪС + С0Суб^с,
откуда
М > C-
G-ф + K -5 + Cn-д.-EF ^тр у 0 'ос
1-Дб - tgф
где суммарная площадь сегментов двух колес передней секции равна
YF = у2
/ 1 с к
я • arccos((rK - h)/rK) 90°
л
-К
= г02-А
где гк - динамический радиус ведущего колеса (м).
Зная выражение «Мп» для каждого рассматриваемого случая схем, определим необходимое давление «P» гидрожидкости в приводных гидроцилиндрах каждой схемы (давление «P» является критерием оценки энегроемкости поворота в каждой схеме).
Традиционная схема
G ■Фтр + Ку -5 + С0 ‘Дб ■ Гк Х
P > C -
п - arccos((rK - h)/ гк)
А
- К
(1 - Дб • tg Ф°) - К2 - о, 5di) cos а
(МПа). (1.3)
Прогрессивная схема
р:С О-Ф,+^8 + С0-ц,-Х^
(1 - це • tgip') • а • cos а • n(dl - 0,5d*)
(МПа). (1.4)
Исходные параметры расчета.
Угол поворота ф° = 30°; ширина секции а = 2,5 м; длина секции b = 1м; используемый гидроцилиндр ЦС-110, d = 0,11 м, d = 0,04 м.
Параметры глинистого грунта при разной консистенции B и величине глубины колеи «И» определены И = 0,1 м для глинистой тугопластичной поверхности и И = 0,156 м для текучепластичного состояния с вариацией прочностных параметров С0, ф° = f(BK).
Параметр С - отношение а к 2b равен C = 2,5/2,0 = 1,25 (в расчетах параметр С взят 1,274, т.е. параметр b взят равным 0,98 м).
При расчете величины P все параметры грунта и колес ходовой части взяты из статьи [2] для тугопластичного и текучепластичного состояния глинистой поверхности.
Расчет параметров необходимого давления в гидроцилиндре.
Прогрессивная схема.
Тугопластичное состояние грунта И = 0,1 м (гидроцилиндр ЦС-110)
(50 - 0,4 + 280,5 - 0,122 +
Х
р > 1 274 +40 - 0,5 - 0,6032 - 0,28)
’ 0,8375 - 2,5 - cos30° х ’
хЗ, 14(0,112 - 0,5 - 0,042)
P = 1114 КН/м2 = 1,114 МПа, Тугопластичное состояние грунта И = 0,1 м
(гидроцилиндр ЦС-80 dn = 0,11 м, d = 0,04 м) P = 2,23 МПа. "
шпона is 1
Текучепластичное состояние грунта И = 0,156 м (гидроцилиндр ЦС-110)
(50 - 0,3 + 280,5 - 0,052 +
P > 1,274-
+10 - 0,4 - 0,6032 - 0,6) 0,944 - 2,5 - cos30°- 3,14 - 0,0113
38
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013
К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»
Таблица
Сравнительные параметры давлений Р традиционной и прогрессивной схем поворота сочлененной лесотранспортной машины (МПа)
Тип механизма Тугопластичное состояние грунта Текучепластичное состояние грунта
Традиционный (колесный движитель) 17,7 18,3
Прогрессивная (колесно-гусеничный движитель) 2,8 1,4
P = 563 КН/м2 = 0,54 МПа,
Текучепластичное состояние грунта h = 0,156 м (гидроцилиндр цС-80 dn = 0,11 м, d = 0,04 м) P = 1,08 МПа. П
Сравнение показателей необходимых давлений жидкости P в гидроцилиндрах сервопривода механизмов поворота.
Прогрессивная схема (ЦС-110) при h = 0,1 м P > 1,1 МПа, h = 0,156 м P > 0,54 МПа.
Прогрессивная схема (ЦС-80 параметр а=2,5м)
при h = 0,1 м P > 2,23 МПа, h = 0,156 м P > 1,08 МПа.
Приведение прогрессивной схемы поворота (схема 2 рис. 1) к традиционной (схема 1 рис.1).
Параметр P увеличиваем в 1,25 раза, т.к. ширина секции в [2] по схеме 1 меньше в 1,25 раза (ЦС-80 параметр а = 2,0 м), прогрессивная схема поворота
при h = 0,1 м P > 2,28 МПа, h = 0,156 м P > 1,4 МПа.
Показатели необходимых давлений жидкости P в гидроцилиндрах сервопривода
Рис. 2. Сравнительный график давлений в гидроцилиндре механизма поворота традиционной (колесный движитель) и прогрессивной (колесно-гусеничный движитель) схем
механизмов поворота традиционного способа взяты из статьи [2] и приведены в таблице.
Сравнив схемы механизмов поворота по критерию P, отдаем предпочтение прогрессивной схеме как обеспечивающей меньшую энергоемкость поворота по величине необходимого давления в сервоприводах механизма поворота.
Сравнение с традиционной схемой поворота сочлененной транспортной машины (схема 1, рис. 1) прогрессивной схемы поворота (схема 2, рис. 1) с использованием в обеих схемах гидроцилиндров ЦС-80 с параметрами d = 0,11 м, d = 0,04 м дает сле-
n штока
дующие показатели необходимого давления жидкости в гидроцилиндрах (таблица).
В графическом варианте сравнения уравнений энергоемкости поворота по критерию давления в сервоприводе механизмов поворота, зависящего от глубины колеи, представлена следующая зависимость (рис. 2).
По сравнению с традиционным способом поворота относительно точки О (рис. 1) поворот передней секции по схеме 2 относительно точки О ’ дает существенное снижение энергоемкости поворота за счет совершенно иного характера взаимодействия боковых поверхностей опорных катков колес со стенками колеи. Расчетное снижение давления в гидроцилиндрах сервопривода поворотных механизмов при глубине колеи h = 0,1 м в 6,32 раза, при глубине колеи h = 0,156 м в 13 раз.
Библиографический список
1. Затейников, Н.А. Основы теории транспортных гу-
сеничных машин / Н.А. Затейников - М.: Машиностроение, 1975. - 448 с.
2. Дроздовский, Г.П. Энергоемкость поворота шар-
нирно-сочлененного трелевочного трактора / Г.П. Дроздовский, Н.Р. Шоль // Матер. науч.-техн. конференции (март 2009, г. Ухта): в 3 ч.; Ч. 3. - Ухта: УГТУ, 2009. - С. 194.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013
39