Оценка емкости рынка по ремонту и обслуживанию пластиковых окон г. Владивосток на основе трехуровневой модели TAM - SAM - SOM
Assessment of the market capacity for repair and maintenance of plastic windows in Vladivostok based on the three-level TAM - SAM - SOM model
Исаев Руслан Асланбекович,
Студент ВВГУ бакалавр, 4 курс, Россия, г.Владивосток Krimonly.job@mail.ru
Isaev Ruslan Aslanbekovich,
VVGU student bachelor, 4 course, Russia, Vladivostok krimonly.job@mail.ru
Попова Софья Владиславовна,
Студент ВВГУ, бакалавр, 4 курс Россия, г, Владивосток Sonechka.popova2001@mail.ru
Popova Sofia Vladislavovna
VVGU student, bachelor, 4 course Russia, Vladivostok Sonechka.popova2001@mail.ru
Аннотация.
В настоящее время множество компаний сталкиваются с проблемой целесообразности открытия бизнеса в новых условиях реальности. В статье обосновывается необходимость оценки емкости рынка для принятия решения об открытии компании по ремонту и обслуживанию пластиковых окон на основе трехуровневой модели «TAM SAM SOM». Эта модель позволяет оценить перспективы открытия компании на Дальнем Востоке на 20222023 гг., что позволяет предпринимателям более достоверно оценивать свои финансовые и трудовые возможности с учетом уже имеющихся мощностей конкурентов.
Annotation .
At present, many companies are faced with the problem of the expediency of starting a business in the new conditions of reality. The article discusses the feasibility of opening a company for the repair and maintenance of plastic windows in the Far East and, in particular, in Vladivostok for 2022-2023, which allows entrepreneurs to more reliably assess their financial and labor capabilities, taking into account the existing capacities of competitors. The conclusion of this article is to determine the volume of the market in monetary terms using a three-level calculation model "TAM -SAM - SOM".
Ключевые слова: организация, оконный бизнес, ремонт и обслуживание пластиковых окон, оконный рынок, трехуровневая модель «TAM - SAM - SOM».
Key words: organization, window business, repair and maintenance of plastic windows, window market, three-level model "TAM - SAM - SOM".
Производство окон ПВХ освоено уже более полувека назад. И с тех пор окна ПВХ пользуются популярностью во всем мире. На сегодняшний день пластиковые окна - это оптимальный выбор для большинства людей, решающих проблему остекления. В России пластиковые окна появились в начале 90-х годов двадцатого века. И сразу стали завоёвывать своего потребителя. В связи с тем, что срок службы евроокон составляет 20 лет, а также в случаях неправильной эксплуатации окон, у населения возникает потребность в ремонте и обслуживании пластиковых окон. Оконный рынок Дальнего востока, а в частности, г. Владивостока, в последние
три года потерпел снижение объема рынка из-за СОУГО-ограничений, что повлекло за собой снижение количества компаний, которые готовы предоставлять услуги по ремонту и обслуживанию пластиковых окон. После окончания пандемии, на рынке был виден рост, который сопровождался увеличением объема рынка, ростом количества компаний, что влияет на увеличении конкуренции на рынке. Предпринимателям, которые планируют открывать компанию, предоставляющую услуги по ремонту и обслуживанию пластиковых окон, необходимо обладать информацией, насколько рентабельным и целесообразным является открытие такой компании[1].
Экономические условия: в целях более достоверной информации следует рассматривать размер рынка в период 2021-2022 гг, чтобы проследить динамику изменений и определить потенциальный размер на перспективу.
Размер рынка - экономический показатель, который говорит о том, сколько продукта сможет потребить
рынок.
Виды размера рынка:
• Потенциальный. Это теоретический показатель. Он определяет максимальное количество продукта, которое может потребить рынок. Показатель во многом абстрактный и отражает ситуацию, когда каждый человек (из представителей целевой аудитории) купит товар или услугу. Рассчитывается на основе исследований, прогнозов и гипотез, а они имеют свойство не оправдываться.
• Фактический. Это уже про здесь и сейчас. Даже не сейчас, а в прошлом: фактическая емкость показывает, сколько товаров или услуг было реализовано в прошлые периоды времени. Именно на нее во многом опираются при расчете потенциальной емкости.
• Доступный. Количество товаров или услуг, которые может реализовать конкретная компания. Тоже теоретический показатель, который сложно рассчитать точно. Слишком много переменных в виде конкурентов, колебаний спроса и насыщенности рынка. В перегретых нишах предложение превышает спрос, и на первый взгляд доступная емкость равна нулю. Но если поработать локтями и отстроиться от конкурентов, есть шанс занять место под солнцем. К тому же спрос — вещь не постоянная и его можно стимулировать, расширяя емкость рынка.
На 2021 год, реальный размер оконного рынка на территории Дальнего Востока составил 2,7 млн м2, что в денежном выражении составляет 2,4 млрд рублей, о чем свидетельствуют исследования портала ОКНА МЕДИА и отраслевого центра О.К.Н.А. Маркетинг.
На 2022 год, реальный размер оконного рынка на территории Дальнего Востока составил 2,9 млн м2, что в денежном выражении составляет 2,7 млрд рублей, о чем свидетельствуют исследования портала ОКНА МЕДИА и отраслевого центра О.К.Н.А. Маркетинг. Рост за 2022 год составил 6%, что является заметным ростом для рынка пластиковых окон. Данный рост обусловлен восстановлением после пандемии, т.е. возвращение компаний на оптимальный рабочий уровень, что позволило рынку вновь набрать обороты. Это связано с тем, что в послековидное время, когда были отменены ограничения, компании стали возвращаться на рынок, тем самым заполняя недостающий размер рынка, следовательно на 2022 год был заметен рост рынка.
Динамика реального размера рынка представлена в Таблице 1.1
Год Метры квадратные, млн рублей Объем продаж, млрд рублей Темп роста
В м2, % В объем продаж, %
2021 2,7 2,4 7,4 12,5
2022 2,9 2,7
Потенциальный размер рынка следует брать на период 2023-2025, чтобы в перспективе рассматривать открытие и расширение производств на Дальнем Востоке. В связи с ростом объемов многоквартирного и индивидуального домостроения на территории Дальнего Востока, возвращение на рынок покупателей, у которых срок эксплуатации «евроокон» превысил 20 и более лет, ростом импортозамещения в условиях современной экономической ситуации на Российском рынке, можно сделать вывод, что потенциальный размер рынка на период 2023-2025 будет расти в среднем на 4-6% в год [2].
Для более достоверного анализа экономических условий следует принимать во внимание среднедушевые денежные доходы чтобы понимать, какое количество денежных ресурсов население готово выделять на ремонт и обслуживание окон, что напрямую будет влиять на ценообразование компаний.
Среднедушевые денежные доходы населения по Приморскому краю, руб./месяц, в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 02.07.2014 № 465, с изменениями от 20.11.2018 за период 2021-2022 гг. отображены в Таблице 1.2
Таблица 1.2 - Среднедушевые денежные доходы населения по Приморскому краю
2021 2022
1 кв 2 кв 3 кв 4 кв Ср. знач. 1 кв 2 кв 3 кв 4 кв Ср. знач.
Прим. край 37581 39492 40887 44767 40843 38837 45436 45192 49147 44653
Таким образом, проанализировав среднедушевые денежные доходы по Приморскому краю, можно сделать вывод, что доходы населения выросли в рассматриваемый промежуток 2021-2022 год с 40843 рублей до 44653 рублей, а именно на 3810 рублей или на 9,3%.
Эти данные являются важными при дальнейших расчетах и в целом для понимания привлекательности отрасли в регионе. Это связано с тем, что у населения просто может не быть денег на пользование услуг потенциальной компании, а будут пользоваться услугами частных лиц - знакомых, которые, в свою очередь заметно понижают средний чек на работу.
На территории Приморского края, в силу актуальности развития региона для страны, денежные доходы находятся на оптимальном уровне, чтобы у людей оставались деньги для пользования услуг потенциальной компании по ремонту и обслуживанию окон.
Таким образом, выявленные экономические показатели по отрасли наглядно дают нам представление о том, что оконная отрасль как по России, так и по Дальнему Востоку является привлекательной.
Для оценки емкости рынка использована трехуровневая модель расчета - «ТАМ - SAM - SOM» [3].
Данный метод отлично подходит для оценки перспектив роста и целесообразности вложений денег в проект. Каждая из аббревиатур является показателем, соответствующим своему сегменту рынка. Самый большой из них - TAM, затем SAM и SOM соответственно. Кроме того, каждый следующий сегмент входит в предыдущий.
TAM (total addressable market) — общий объем рынка: эта цифра показывает, сколько пользователей на целевом рынке нуждаются в услугах по ремонту и обслуживанию окон. Это самая крупная цифра — она позволит компании оценить потенциал продукта в долгосрочной перспективе.
Детализация верхнеуровневого сегмента для определения набора свойств аудитории, у которой возникает потребность в услугах отображена в Таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Детализация верхнеуровневого сегмента для определения набора свойств аудитории, у которой
_возникает потребность в услугах
_Потребители и свойства_
Наименование показателя Количество
Все население г. Владивосток, чел 601270
Зарегистрировано семей 145823
Юридических лица и индивидуальные предприниматели 51219
Средний чек за услуги по ремонту окон, руб:
- частные лица 8700
- юридические лица и индивидуальные предприниматели 17400
Объем рынка, млрд руб 2160
Таким образом, можно сделать вывод, что объем рынка по ремонту и обслуживанию окон на территории г. Владивостока составляет 2160 млрд рублей. Эта цифра является предельной возможностью развития компании. Важно учитывать, что данные по зарегистрированным семьям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям являются не точными, поэтому данный расчет не следует принимать как достоверные данные для оценки объема рынка. В свою очередь трехуровневая модель «TAM - SAM - SOM» дает понимание, в целом актуальна ли сфера бизнеса в данным момент времени.
SAM (serviceable available market) — доступный объем рынка с учетом конкурентов. Для достоверности расчетов, следует принимать во внимание, что только 60% всех семей г. Владивостока нуждаются в частичном или полноценном ремонте окон, т.е. 87493 семьи [4]
Среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нуждаются в услугах по ремонту и обслуживанию окон также 60%, т.е. 30731 компания [5].
Доступный объем рынка с учетом конкурентов представлен в Таблице 1.4.
Название Доля Средний чек Объем рынка,
организации рынка, % млн руб
Частные лица Юридические лица и индивидуальные предприниматели
Отверткин 25 7900 17200 304,9
Название Доля Средний чек Объем рынка, млн руб Название
организации рынка, % организации
Геометрия Уюта 15 8900 17300 196,6
Виктори 10 9200 16800 132,2
Городская служба ремонта 25 8400 18100 322,8
Другие 25 9100 17600 335
Таким образом, можно сделать вывод, что доступный объем рынка с учетом конкурентов, а также с учетом потребностей населения в ремонте и обслуживании окон составляет 1291,5 млрд рублей. SOM (serviceable & obtainable market) — реально достижимый объем рынка.
Реально достижимый объем рынка представляет собой идеальные условия осуществления деятельности в количестве оказанных услуг за год умноженных на средний чек.
Реально достижимый объем рынка представлен в Таблице 1.5.
Месячная нагрузка Средний чек по физическим и юридическим лицами Реально достижимый объем рынка за год, руб
900 13050 140,9 млн
Таким образом, реально достижимый объем рынка составляет 140,9 млн рублей в год, учитывая идеальные условия осуществления деятельности.
Таким образом, полученный объем рынка говорит о том, что отрасль по ремонту и обслуживанию пластиковых окон является перспективной для рынка Дальнего востока, что является благоприятным фактором для открытия компаний [6].
Список используемой литературы:
1 Бакулевская Л.В. Сущность современного финансового менеджмента и его влияние на развитие финансовой стратегии организации // Экономические науки. - 2018. - № 4. - С. 189 - 195.
2 Рынок пластиковых окон России // Окна Медиа URL: https://www.oknamedia.ru/novosti/rynok-plastikovyh-okon-rossii-rezultaty-6-mesyatsev-i-itogovyy-prognoz-na-2022-god-53309 (дата обращения: 13.04.2023).
3 Владивосток - город и порт на Дальнем Востоке России // Википедия URL: https://inlnk.ru/57M5By (дата обращения: 15.04.2023).
4 Нигай Е. А. Многомерная модель конкурентоспособности организации в условиях трансформации конкурентных отношений: обоснование и принципы построения / Е. А. Нигай // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2022. - № 5. - С. 54-69.
5 Нигай Е. А. Обоснование системного подхода к управлению конкурентоспособностью объектов на микро-, мезо- и макроуровне / Е. А. Нигай, И. В. Попова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8, № 2(27). - С. 268-270.
6 Нигай Е. А. Организация предприятий малого и среднего бизнеса : Учебник / Е. А. Нигай, Е. С. Кошевая, К. В. Смицких. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. - 226 с.