to-peer teacher education project]. Higher education in Russia, 2019, vol. 28, no. 10, pp. 128-139. (In Russian).
17. De Farias R., De Araujo A. Teacher Professional Development: Field of Knowledge Rise. Creative Education, 2018, no. 9, pp. 658-674. (In English).
18. Postholm M. Teachers' professional development: a theoretical review. Educational Research, 2012, no. 54 (4), pp. 405-429. (In English).
19. Avalos B. Teacher professional development in Teaching and Teacher Education over ten years. Teaching and Teacher Education, 2011, no. 27 (1), pp. 10-20. (In In English).
20. Polyakova T. Yu. Sovremennyye tendentsii razvitiya inzhenernoy pedagogiki [Modern trends in the development of engineering pedagogy]. Higher education in Russia, 2019, vol. 28, no. 12, pp. 132-140. (In Russian).
21. Starodubtsev V. A., Ryashentsev I. V. Raspredelonnyy onlayn-kurs «Prepodavatel' vysshey inzhenernoy shkoly» [Distributed online course "Teacher of Higher Engineering School"]. Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 4, pp. 63-72. (In Russian).
22. Gasanova R. R. Razrabotka i osushchestvleniye personal'nykh trayektoriy obrazovaniya pedagogov v dopolnitel'nom obrazovanii [Development and implementation of personal trajectories of education of teachers in additional education]. Professional education in the modern world, 2021, vol. 11, no. 1, pp. 125-135. (In Russian).
23. Bryzgalina E. V., Alekseeva D. A., Dryaeva E. D. Tsifrovyye trans-formatsii pedagogiki: opyt povysheniya kvalifikatsii [Digital transformations of pedagogy: the experience of professional development]. Higher education in Russia, 2021, vol. 30, no. 5, pp. 161-167. (In Russian).
24. Lysakov N. D., Lysakova E. N. Aktual'nyye problemy pedagogiki i povysheniye kvalifikatsii prepodavateley [Actual problems of pedagogy and advanced training of teachers]. Higher education in Russia, 2021, vol. 30, no. 5, pp. 32-43. (In Russian).
25. Gulyaeva M. A. Tsifrovaya transformatsiya metodicheskoy raboty v professional'noy obrazovatel'noy organizatsii [Digital transformation of methodological work in a professional educational organization]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 4 (44), pp. 47-55. (In Russian).
УДК/UDC 378.4 EDN XETUBA
Щеголев Максим Андреевич
магистрант, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
Гричин Сергей Владимирович
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой перевода и переводоведения факультета (сил специального назначения), Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск
Shchegolev Maxim A.
Master's student, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk
Grichin Sergey V.
Doctor of Philology, Associate Professor, Novosibirsk military order of Zhukov institute named after I. K. Yakovlev of the national guards of the Russian Federation, Novosibirsk
ОЦЕНКА ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ
EVALUATION OF THE UNIVERSITY'S ELECTRONIC LEARNING ORGANIZATION SYSTEM BASED ON QUESTIONNAIRES
Аннотация. В настоящей статье представлены результаты изучения эффективности использования электронной системы управления обучением (Learning Management System, LMS) в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ НЭТИ). Исследование было проведено на основе разработанной анкеты, нацеленной на выявление понимания у пользователей цели LMS в учебной среде, ее доступности, функциональности, инструментария, а также ее роли в учебном процессе. Анализ представленных
ответов позволил выявить как наиболее значимые и эффективные разделы LMS НГТУ Dispace, так и ряд существующих ограничений, что позволяет выстраивать стратегию совершенствования подобных систем в российских вузах. Разработанная анкета может быть использована для создания встроенных средств самодиагностики систем управления обучением для оценки их функциональности.
Abstract. The article presents the results of studying the effectiveness of using the electronic Learning Management
System (LMS) at Novosibirsk State Technical University. The study was conducted on the basis of a developed questionnaire aimed at identifying users' understanding of the purpose of LMS in the learning environment, its accessibility, functionality, tools, as well as its role in the learning process. The analysis of the answers provided allowed identifying both the most significant and effective sections of the NSTU Dispace LMS, as well as a number of existing limitations, which makes it possible to build a strategy for improving such systems in Russian universities. The developed questionnaire can be used to create built-in self-diagnostics tools for Learning Management Systems to assess their functionality.
Ключевые слова: LMS, Dispace, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, электронные курсы.
Keywords: LMS, Dispace, information and communications technologies, distance learning, e-courses.
Введение
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии занимают важное место в системе высшего профессионального образования, находя все более широкое применение и в обучении иностранным языкам. Системы управления обучением (англ. Learning Management System, LMS) представляют собой важный элемент любой современной образовательной среды как зарубежных, так и российских университетов, уделяющих внимание развитию моделей дистанционного обучения. Университеты активно включаются в разработку собственных виртуальных учебных сред с целью обеспечения более легкого доступа к своим учебным программам [1]. На сегодняшний день одной из самых распространенных форм применения систем управления обучением является использование LMS в вузах в качестве платформ для дистанционного обучения, однако LMS также может быть использована для организации смешанного обучения, представляющего собой сочетание традиционных методов преподавания на аудиторных занятиях и онлайн-средств образования [2].
Ситуация с карантинными ограничениями 2020 года обусловила рост спроса на дистанционные информационные технологии [3]. Совершенствование системы образования позволяет создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечивающих адекватную реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики [4].
Появляющиеся разносторонние исследования, направленные на выявление влияния электронных систем управления обучением (главным образом Moodle,
как получившей наибольшее распространение) на качество обучения студентов, свидетельствуют об устойчивом интересе со стороны академического сообщества к структуре LMS, их содержания и областям наиболее эффективного применения [5]. Изучаются преимущества использования таких систем в качестве полноценных самостоятельных платформ и применение их отдельных инструментов, влияние личностных качеств обучающихся на результаты обучения [6], анализируются мотивационные факторы, лежащие в основе удовлетворенности студентов веб-платформой [7], оценивается качество технологических решений, заложенных в основе систем, проводится сопоставительное изучение функциональных качеств различных платформ друг с другом [8]. Отдельно можно выделить работы, посвященные проблеме выбора платформы, наиболее подходящей для учебного заведения [9]. Несмотря на непрерывное совершенствование рассматриваемых систем и достигнутые в этом направлении определенные успехи, исследование опыта работы европейских университетов с такими системами показывает, что они все еще далеки от совершенства [10].
Таким образом, хотя существует ряд исследований, посвященных различным аспектам функционирования LMS в университетах, исследований, посвященных их оценке, особенно в России, по-прежнему мало, что, наряду с практической необходимостью совершенствования платформы дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), делает данное исследование актуальным, а полученные результаты новыми.
В настоящей работе рассматриваются ключевые функции и инструменты LMS, а также анализируется эффективность использования LMS платформы Dispace НГТУ НЭТИ (г. Новосибирск) студентами и преподавателями университета. Этот анализ осуществлен на основе данных анкетирования обучающихся по направлениям лингвистического профиля, проведенного на кафедре иностранных языков гуманитарного факультета университета. При разработке анкеты авторы преследовали цель внести вклад в технологию оценки эффективности электронных систем управления обучения за счет выявления проблемных зон их функционирования, что должно способствовать поиску путей совершенствования образовательного процесса.
Электронные системы управления обучением позволяют, с одной стороны, комбинировать формы обучения (очное и дистанционное), а с другой - дополнять реализуемые в университете формы дополнительными возможностями, в том числе организовывать самостоятельную работу обучающихся. В Ново-
Таблица 1
Описание модулей и работы участников образовательного процесса в платформе Dispace LMS
Модули Описание
Организация учебного процесса Преподаватели: • проводят лекционные занятия и семинары онлайн (с возможностью аудио- и видеозаписи) или оффлайн (курсы используются во время уроков); • добавляют задания для учащихся с ограничением по времени и отправляют электронные письма с комментариями; • создают объявления с помощью календаря и расписания занятий Студенты: • отправляют сообщения преподавателям с отзывами и вопросами
Создание учебных материалов и работа с ними Преподаватели: • создают электронные курсы, обеспечивая студентов всеми необходимыми материалами; • получают работы обучающихся, анализируют их и общаются, используя обратную связь Студенты: • выполняют поиск по всей базе данных курсов (некоторые курсы заблокированы паролями); • загружают файлы заданий, отправляют свои работы с помощью текстового онлайн-инструмента с вложениями
Оценивание достижений обучения Преподаватели: • назначают учащимся тестовые задания и готовые анкеты, оценивают работы студентов Студенты: • используя обратную связь, с учетом замечаний и рекомендаций преподавателя, корректируют выполненные задания
сибирском государственном техническом университете используется Dispace LMS, программная платформа учебной среды, призванная обеспечивать поддержку электронного обучения как на уровне реализации отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса в целом. Основными функциями системы являются:
- создание электронных курсов и предоставление доступа к ним;
- разработка и проведение тестов;
- обеспечение коммуникации между участниками образовательного процесса (отправка заданий и личных сообщений обучающимся, проведение консультаций и дистанционных семинаров);
- оценка работ студентов.
В системе предусмотрена возможность одновременного участия обучающихся в нескольких программах обучения и их работы в нескольких курсах. Один вход в систему позволяет выбрать необходимый курс и переключаться между различными курсами без выхода из системы. Пользователь системы принадлежит к одному или нескольким рабочим пространствам, выполняя в каждом из них определенную роль: студент, преподаватель, слушатель, профессор, декан и т.д.
Предусмотренные действующим учебным планом работы студентов могут быть автоматически оценены системой с занесением результатов в электронный журнал, либо же отправлены для проверки преподавателем, который может давать отзыв о работе в режиме обратной связи. Для ответа на вопросы учащихся предусмотрен раздел чата, а встроенный кален-
дарь дает возможность создавать различного рода события с мгновенным уведомлением приглашенных участников по электронной почте.
Электронные курсы внутри рабочего пространства Dispace LMS - это инструменты для создания и организации учебного электронного контента. Образовательные материалы, загружающиеся в электронные курсы, могут представлять собой веб-страницы, презентации, текстовые документы, анимацию, видеофайлы и аудиозаписи.
В таблице 1 представлены элементы Dispace LMS, которые условно могут быть поделены на три модуля: организация учебного процесса, создание учебных материалов и оценка.
Методология
В настоящем исследовании эффективность использования Dispace LMS в НГТУ была изучена с помощью количественного и качественного анализа данных анкетирования, полученных от пятидесяти трех респондентов, являющихся пользователями системы в роли обучающихся. Содержание разработанной анкеты охватывало вопросы, предполагающие выявление понимания учащимися цели использования Dispace LMS в учебном процессе, ее доступность, функциональность, умение пользоваться имеющимся инструментарием, и ряд других. Анкета состояла из следующих частей:
Часть 1 - характеристика респондентов по признакам пола, возраста, уровня образования, преимущественно используемого типа устройства для доступа к системе, цели доступа и среднего ежедневного вре-
мени, затрачиваемого на использование системы в учебных целях;
Часть 2 - характеристика удобства использования системы, ее стабильности, выявление наиболее часто используемых разделов;
Часть 3 - характеристика удобства использования отдельных инструментов;
Часть 4 - характеристика целей и задач пользователей при обращении к системе, определение степени наполненности курсов дисциплин в системе учебным материалом;
Часть 5 - характеристика оценочных мероприятий, проводимых с помощью инструментов 01зраое ЬМБ: организация промежуточного и итогового контроля.
Опрос проводился в период с 1 по 31 марта 2023 года. Участниками анкетирования стали студенты бакалавриата и магистратуры НГТУ, обучающиеся по лингвистическим направлениям подготовки (53 студента). Средний возраст респондентов составил 20 лет, при этом самому младшему было 17 лет, а самому старшему - 30 лет. В таблице 2 представлено распределение количества студентов по каждой программе.
Таблица 2
Распределение студентов по программам обучения
Результаты
В результате проведенного опроса было установлено, что основным мотивом обращения студентов к системе была необходимость выполнения размещенных там заданий, без чего невозможно получить зачет или сдать экзамен по учебной дисциплине (так ответили 76 % респондентов). Некоторые студенты обращались к 01враое ЬМБ по рекомендации своего преподавателя, используя размещенные там ресурсы в качестве дополнительного материала по дисциплине, выполняя таким образом самостоятельную работу (57%). Из общего числа респондентов только один не использовал систему совсем.
Наиболее распространенными устройствами, с помощью которых студенты обращались к системе, оказался смартфон (72 %) и ноутбук (66 %). Настольным персональным компьютером пользовались реже (31 %), наименее часто используемым устройством для доступа оказался планшетный компьютер (4%).
При оценке полезности разделов системы для организации собственной учебной деятельности наиболее высокие оценки были даны студентами разделам «Разработка тестов и их прохождение» (68 %), «Общение между участниками образовательного процесса: отправка заданий, консультации, дистанционные семинары, личные сообщения» (66 %) и «Создание электронных курсов и предоставление доступа к ним» (57%). Реже всего студенты обращались к разделам «Внедрение учебного процесса на основе учебных планов и академических групп» и «Электронный журнал оценки» (оба по 36 %).
Студенты также отметили, что во время онлайн-занятий (в том числе в 2020 году, во время пандемии коронавируса) преподаватели проводили со студентами видеоконференции не только в Dispace LMS, но и с помощью сторонних платформ. На долю Dispace LMS пришлось 34%, на долю Zoom и Discord - 11 %. В 55 % случаев платформы чередовались.
На вопрос о том, как часто во время онлайн-кон-ференций использовалась видеосвязь, 47% респондентов заявили о ее постоянном использовании, 40 % респондентов отметили, что видеосвязь использовалась только при необходимости (которая возникала не всегда), 13 % ответили, что видео вообще не использовалось из-за неудовлетворительного качества связи (поскольку видеорежим требователен к ресурсам).
Студенты заявили, что время, затрачиваемое ими на учебу в Dispace LMS (например, выполнение домашних заданий, использование курсов, изучение нового материала), составляло в основном 2 часа в неделю (28% респондентов) или менее часа в неделю (26%), 26 % студентов пользовались Dispace LMS на регулярной основе, больше 2 часов в неделю - 16 %, не использовали Dispace LMS вообще 4 % студентов.
Для оценки удобства интерфейса студентам была предложена шкала из пяти позиций, от 5 (простой, удоб -ный для использования) до 1 (сложный, непригодный для использования). Интерфейс получил оценку 4 балла у 42 % студентов, 5 баллов у 36 % студентов, 3 балла у 22% студентов, оценки в 1 и 2 балла даны не были. Удобство организации онлайн-семинаров было оценено 4 баллами 42 % студентов, 3 баллами 38 % студентов, 5 баллами 20 % студентов, оценки в 1 и 2 балла даны не были. Системы электронной почты и чата получили оценку 4 балла (44 % респондентов), 3 балла (28 %), 5 баллов (20 %) и 2 балла (8 %), оценка в 1 балл дана не была. Простота загрузки заданий и сдачи тестов получили оценки 5 баллов (53 % респондентов), 4 балла (28 %), 3 балла (19 %), оценки в 1 и 2 балла даны не были. Студентами также было оценено качество учебных кур-
Программа обучения Бакалавриат Магистратура
Английский и русский жестовый 6 0
Методика преподавания 3 10
Лингвистика 34 0
сов, размещенных в Dispace LMS: 4 (36 % респондентов), 5 (30 %), 3 (28 %) и 2 (6 %), оценка в 1 балл дана не была. Проведение промежуточного и итогового тестирования в Dispace LMS с целью контроля качества знаний обучающихся получило оценки 3, 4 (обе 34% респондентов), 5 (26 %) и 2 (6 %), оценка в 1 балл дана не была.
Студентам были заданы вопросы, предполагающие однозначный ответ «да-нет» о некоторых возможностях раздела «Организация учебного процесса». Ответы были следующими:
- удобно отправлять контент преподавателю: «да» - 85 % респондентов, «нет» - 8 %, «я не отправляю контент через Dispace LMS» - 7 %;
- комфортно участвовать в онлайн-семинарах: «да» - 83 % респондентов, «нет» - 17 %;
- удобно отправлять личные сообщения: «да» -70 % респондентов, «нет» - 23 %, «я не отправляю сообщения через Dispace LMS» - 7 %.
В ответ на вопрос о дисциплинах, которые можно было бы изучать в Dispace LMS полностью самостоятельно, используя только эту платформу, 25 % студентов дали отрицательный ответ, добавив, что «ничто не может заменить общение лицом к лицу», «участие преподавателя - ключ к более эффективному пониманию» и «онлайн-образование - это самое худшее, онлайн-занятия ужасны». 69% студентов предположили, что такие дисциплины, как «Английский язык в цифровой среде», «Русский язык и культура речи» или «История», можно изучать только с помощью Dispace LMS. 6% студентов затруднились с ответом. Кроме того, 3 респондента (6%) заявили, что «каждую дисциплину можно было бы (так) изучать, имея свободное время».
Студенты выделили ряд дисциплин, которые в Dispace LMS были представлены наиболее полно и достаточно проработаны. В качестве курсов, которые студенты могли бы изучать самостоятельно, были названы «Фонетика» (19% респондентов), «Теория языка» (15%) и «Литература» (11 %). В ответ на вопрос о том, могут ли учебные материалы, размещенные в Dispace LMS, полностью заменить все другие учебные материалы, избавив студентов от необходимости искать их на других ресурсах, 62 % респондентов дали отрицательный ответ, 26 % ответили положительно, 12% затруднились с ответом.
Ответы студентов на вопрос о том, что можно было бы улучшить в системе, были следующими: «повышение качества и количества медиаконтента (изображений, аудио, видео)» (70 %), «улучшение качества учебных материалов» (70 %) и «увеличение количества курсов, представленных в среде» (38 %).
Интересным предложением по результатам опроса представляется обеспечение возможности для студентов отслеживать в Dispace LMS свой текущий рейтинг успеваемости по дисциплинам.
Заключение
Опрос студентов с помощью разработанной анкеты позволил определить роль Dispace LMS в организации учебного процесса отдельного вуза, оценить потенциал системы при условии ее дальнейшего совершенствования, наметить направления ее развития, а также идентифицировать имеющиеся ограничения и недостатки.
Тот факт, что основным мотивом обращения студентов к системе является необходимость выполнения размещенных там заданий, свидетельствует о том, что Dispace LMS в первую очередь служит платформой для тестирования, а также средством коммуникации между преподавателем и студентом. В то же время использование более чем половиной всех опрошенных студентов размещенных в Dispace LMS ресурсов в качестве дополнительного материала для организации своей самостоятельной работы может говорить о системе как важном инструменте развития навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся, требующем дальнейшего пополнения подобными материалами. Пример проработанных в этом отношении курсов дисциплин показал, что такая работа может выполняться студентами полностью без участия преподавателя.
Положительный ответ 75 % опрошенных студентов об их готовности и желании заменить традиционное обучение дистанционным или смешанным (что является распространенным стереотипом о цели подобных платформ) может свидетельствовать в целом о высокой оценке ими качества анализируемой платформы. На вопрос об удобстве использования платформы для отправки преподавателю контента, личных сообщений, организации онлайн-семинаров подавляющее большинство также дало положительные ответы, в то же время использование альтернативных платформ для организации видеоконференций из-за неудовлетворительного качества видеосвязи на платформе Dispace LMS может свидетельствовать о высокой требовательности Dispace LMS к ресурсам канала связи.
Обобщенные результаты проведенного исследования формулируем следующим образом:
1. Полученная общим интерфейсом высокая оценка в 4,14 балла из 5 говорит об удовлетворенности пользователей фронтендом (презентационной частью, интерфейсом). То, что при работе с платформой студенты чаще всего использовали смартфон, также ука-
зывает на адаптированность Dispace LMS для мобильных устройств, ее кроссплатформенность.
2. Недостаточный уровень удобства организации онлайн-семинаров, проведения промежуточного и итогового контроля, системы электронной почты и чата указывает на существующие возможности для улучшения фронтенда, на направления, требующие доработки.
3. Качество медиаконтента (изображений, аудио, видео), во многом влияющее на качество учебных материалов в целом, требует улучшения. Например, пожеланием студентов является увеличение количества курсов. Это может свидетельствовать о том, что не все преподаватели готовы посвящать много времени работе в Dispace LMS, предпочитая традиционный формат занятий.
4. Выявлена проблема: отсутствие стандарта, который мог бы определить, какая часть академической нагрузки должна приходиться на платформу. Это приводит к нежеланию студентов использовать Dispace LMS в полной мере, так как появляется необходимость временных затрат на знакомство с модулями системы, на решение технических задач, связанных с изъянами на уровнях бэкенда (программно-аппаратной части) или фронтенда.
5. Существенным ограничением в использовании платформы является структурный дисбаланс, когда некоторые курсы и дисциплины хорошо проработаны (позволяют выполнять работу без участия преподавателя), в то время как другие курсы учебной программы отсутствуют или разработаны недостаточно. Результат: структурный дисбаланс приводит к дисбалансу функциональному, когда студенты не используют платформу последовательно в течение учебного года.
Общий вывод: разработанная технология оценки эффективности системы с помощью анкетирования может быть применена к LMS аналогичного типа, а именно к тем из них, которые предназначены для создания электронных курсов, разработки тестов и тестирования, общения между участниками и электронного журнала оценивания. Анкета может быть использована для оценки функциональности массовых открытых онлайн-курсов, используемых в образовательных учреждениях. Дальнейшая перспектива развития этой технологии может быть связана с разработкой встроенного в LMS средства самодиагностики и оценки ее функциональности.
Литература
1. Moura A., Carvalho A. Mobile learning: two experiments on
teaching and learning with mobile phones / Advanced Learning;
ed. Raquel Hijn-Neira. In Tech. 2009. P. 90-92.
2. Лавриненко И. Ю. Перспективы использования LMS в рамках современного высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 01. С. 17-35.
3. Давиденко П. В., Давиденко Л. М. Информатизация процесса обучения: исследование LMS-систем // GRAND ALTAI RESEARCH & EDUCATION. 2021. № 2 (15). С. 93-100.
4. Попова Ю. Б. От LMS к адаптивным обучающим системам // Системный анализ и прикладная информатика. 2019. № 2. C. 58-64.
5. Costa C., Alvelosa H., Teixeira L. The use of Moodle e-learning platform: a study in a Portuguese University. / Procedia Technology. 2012. Vol. 5. P. 334-343.
6. Raaij E. M. van, Schepers J. J. L. The acceptance and use of a virtual learning environment in China // Computers and Education. 2008. № 50. P. 838-852.
7. Arteaga S., Duarte H. A. Motivational factors that influence the acceptance of Moodle using TAM // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26. Iss. 6. P. 1632-1640.
8. Campanella S., Dimauro G. E-learning platforms in the Italian Universities: the technological solutions at the University of Bari // WSEAS Transactions on Advances in Engineering Education. 2008. Vol. 5. P. 12-19.
9. Cavus N., Momani A. M. Computer aided evaluation of learning management systems. / Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2009. Vol. 1, Iss. 1. P. 426-430.
10. Paulsen M. F. Experiences with Learning Management Systems in 113 European Institutions // Educational Technology & Society. 2003. 6 (4). P. 134-148.
References
1. Moura A., Carvalho A. Mobile learning: two experiments on teaching and learning with mobile phones. In Tech, 2009, pp. 90-92. (In English).
2. Lavrinenko I. Yu. Perspektivy ispol'zovaniya LMS v ramkakh sovremennogo vysshego obrazovaniya [Prospects of using LMS in the framework of modern higher education]. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2023, no. 01, pp. 17-35. (In Russian).
3. Davidenko P. V., Davidenko L. M. Informatizatsiya protsessa obu-cheniya: issledovanie LMS-sistem [Informatization of the learning process: the study of LMS systems]. GRAND ALTAI RESEARCH & EDUCATION, 2021, no. 2 (15), pp. 93-100. (In Russian).
4. Popova Yu. B. Ot LMS k adaptivnym obuchayushchim sistemam [From LMS to Adaptive Learning Systems]. System analysis and applied computer science, 2019, no. 2, p. 58-64. (In Russian).
5. Costa C., Alvelosa H., Teixeira L. The use of Moodle e-learning platform: a study in a Portuguese University. Procedia Technology, 2012, vol. 5, pp. 334-343. (In English).
6. Raaij E. M. van, Schepers J. J. L. The acceptance and use of a virtual learning environment in China. Computers and Education, 2008, no. 50, pp. 838-852. (In English).
7. Arteaga S., Duarte H. A. Motivational factors that influence the acceptance of Moodle using TAM. Computers in Human Behavior, 2010, vol. 26, iss. 6, pp. 1632-1640. (In English).
8. Campanella S., Dimauro G. E-learning platforms in the Italian Universities: the technological solutions at the University of Bari. WSEAS Transactions on Advances in Engineering Education, 2008, vol. 5, pp. 12-19. (In English).
9. Cavus N., Momani A. M. Computer aided evaluation of learning management systems. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2009, vol. 1, iss. 1, pp. 426-430. (In English).
10. Paulsen M. F. Experiences with Learning Management Systems in 113 European Institutions. Educational Technology & Society, 2003, no. 6 (4), pp. 134-148. (In English).