Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПЛАСТИКА В ОБУСТРОЙСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ'

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПЛАСТИКА В ОБУСТРОЙСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕРАБОТАННЫЙ ПЛАСТИК / ОТХОДЫ ПЛАСТИКА / ОБУСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ЭЛЕМЕНТЫ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пастухов Максим Андреевич, Кривнев Антон Игоревич

Данная статья посвящена оценке эффективности применения вторично переработанного пластика в обеспечении автомобильных дорог элементами обустройства, таких как: барьерные ограждения, корпусы светофоров и иных технических средств организации дорожного движения. Также, была рассмотрена возможность применения пластика, как альтернативы металлическим изделиям, например, в производстве дорожных знаков. На основе данных сайта Росстат был проанализирован вывоз и переработка твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований Краснодарского края, а также, высчитан примерный объем пластиковых отходов и количество различных элементов дорожного обустройства, которые можно получить из этого пластика. После проведения анализа была рассчитана экономическая эффективность применения переработанного пластика в обустройстве автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пастухов Максим Андреевич, Кривнев Антон Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF PLASTIC RECYCLING IN THE CONSTRUCTION OF HIGHWAYS

This article is devoted to evaluating the effectiveness of the use of recycled plastic in providing highways with elements of arrangement, such as: barrier fences, traffic lights and other technical means of traffic management. The possibility of using plastic as an alternative to metal products, for example, in the production of road signs, was also considered. Based on data from the Rosstat website, the removal and processing of solid municipal waste in the territory of municipalities of the Krasnodar Territory was analyzed, and the approximate volume of plastic waste and the number of various elements of road construction that can be obtained from this plastic were calculated. After the analysis, the economic efficiency of the use of recycled plastic in the construction of highways was calculated.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПЛАСТИКА В ОБУСТРОЙСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»

УДК 625.745.5; 625.745.6

DOI 10.23672/k7771 -3427-5792-h

Пастухов Максим Андреевич

старший преподаватель кафедры транспортных сооружений имени профессора К.А. Дарагана, Кубанский государственный технологический университет m.pastuxoff@yandex.ru

Кривнев Антон Игоревич

студент кафедры транспортных сооружений имени профессора К.А. Дарагана, Кубанский государственный технологический университет krivnev2014@mail.ru

Maksim A. Pastukhov

Senior Lecturer

Departments of Transport Facilities named after Professor K.A. Daragan, Kuban State

University of Technology m.pastuxoff@yandex.ru

Anton I. Krivnev

Student Department

of Transport Structures

named after Professor K.A. Daragan,

Kuban State Technological University

krivnev2014@mail.ru

Оценка экономической эффективности вторичной переработки пластика в обустройстве автомобильных дорог

Assessment

of the economic efficiency of plastic recycling in the construction of highways

Аннотация. Данная статья посвящена оценке эффективности применения вторично переработанного пластика в обеспечении автомобильных дорог элементами обустройства, таких как: барьерные ограждения, корпусы светофоров и иных технических средств организации дорожного движения. Также, была рассмотрена возможность применения пластика, как альтернативы металлическим изделиям, например, в производстве дорожных знаков. На основе данных сайта Росстат был проанализирован вывоз и переработка твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований Краснодарского края, а также, высчитан примерный объем пластиковых отходов и количество различных элементов дорожного обустройства, которые можно получить из этого пластика. После проведения анализа была рассчитана экономическая эффективность применения переработанного пластика в обустройстве автомобильных дорог.

Ключевые слова: переработанный пластик, отходы пластика, обустройство автомобильных дорог, элементы дорожной инфраструктуры, дорожные знаки.

Annotation. This article is devoted to evaluating the effectiveness of the use of recycled plastic in providing highways with elements of arrangement, such as: barrier fences, traffic lights and other technical means of traffic management. The possibility of using plastic as an alternative to metal products, for example, in the production of road signs, was also considered. Based on data from the Rosstat website, the removal and processing of solid municipal waste in the territory of municipalities of the Krasnodar Territory was analyzed, and the approximate volume of plastic waste and the number of various elements of road construction that can be obtained from this plastic were calculated. After the analysis, the economic efficiency of the use of recycled plastic in the construction of highways was calculated.

Keywords: recycled plastic, plastic waste, road construction, road infrastructure elements, road signs.

Одной из быстроразвивающихся сфер по применению пластика является его применение в обустройстве дорожной инфраструктуры.

Пластиковые ограждения являются важной составной частью инфраструктуры транспорта. При проведении ремонтных работ и для индикации участков аварии необходимо устанавливать специально предусмотренные ограждения, чтобы движение было максимально безопасным для

пешеходов и водителей [1]. Таким образом, изделия из переработанных пластиков могут выступать в качестве основных средств организации дорожного движения и служить для целей повышения безопасности дорожного движения [2] в Краснодарском крае и иных субъектах РФ.

Существует широкое разнообразие дорожных ограждений. Они классифицируются на основе существующих стандартов на различные виды и

подвиды: барьерные; фронтальные; тросовые; парапетные; бордюрные. Также переработанный пластик можно применять и для изготовления шумовых барьеров, служащих для решения проблемы снижения уровня шума и загрязнения окружающей среды, о которой в своей статье говорят авторы Т.В. Коновалова и В.В. Кореневский [3].

Применение переработанного пластика может послужить энергосберегающей технологией в

обустройстве автомобильных дорог в Краснодарском крае.

Для применения таких энергосберегающих конструкций в г. Краснодаре и крае надо тщательно проанализировать ситуацию по транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО), в число которых входят пластиковые отходы, а также переработке их на заводах.

20000 16679 ,„__

14602 _ 15320 14777 14076

15000 7TS55 _ ■ H н

10583 1ЮЗЗ

-I I I II I I

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 ■ объем ТКО в мун. Районах (тыс. куб. м)

Рисунок 1 - Общее количество вывезенного ТКО в муниципальных районах Краснодарского края в период 2013-2019 гг.

В таблице 1 приведены сведения по объёмам вывоза ТКО муниципальными районами Краснодарского края, за 2019 год [4].

Таблица 1

Статистика по вывозу и переработке ТКО в муниципальных образованиях Краснодарского края за 2019 год.

Муниципальные образования Вывезено ТКО (тыс. куб. м) Муниципальные образования Вывезено ТКО (тыс. куб. м)

1 Белоглинский 13,4 22 Тихорецкий 177,4

2 Отрадненский 24,8 23 Тимошевский 189,8

3 Выселковский 29,37 24 Кавсказский 190,8

4 Крыловский 31,3 25 Каневской 214,8

5 Успенский 35 26 Ейский 238,72

6 Калининский 37 27 Красноармейский 240

7 Щербиновский 37,42 28 Геленджикский 264,32

8 Тбилисский 50,36 29 Новокубанский 276,02

9 Павловский 52,5 30 Северский 284,52

10 Новопокровский 58,8 31 Кореновский 287,99

11 Кущевский 59,6 32 Курганинский 289,87

12 Брюховецкий 62,96 33 Крымский 310,2

13 Апшеронский 68,2 34 Анапский 341

14 Лабинский 77,62 35 Темрюкский 347,05

15 Мостовской 77,9 36 Динской 394,6

16 Горяче ключевской 81,2 37 Туапсинский 433,14

17 Ленинградский 87,19 38 Армавирский 570,6

18 Усть-Лабинский 89,32 39 Новороссийский 1231

19 Белореченский 108,1 40 Сочинский 2481,3

20 Гулькевичский 121,3 41 г. Краснодар 3967,5

21 Абинский 141,9

По статистике, содержание пластика в отходах составляет 15 %, что показано на рисунке 2.

На основе данных, приведённых в таблице 1 и на рисунке 2, был посчитан примерный объем пластика от общего объема переработанного и вывезенного мусора.

Общий объем вывезенного ТКО в муниципальных образованиях равен 14075870 м3.

Таким образом, объём пластика в муниципальных образованиях Краснодарского края составляет 422276 м3.

Для создания дорожной инфраструктуры из пластика используют такие элементы, как: водоналивные барьеры, сигнальные столбики, корпусы

светофоров, а также из пластика возможно производить все виды знаков.

Рисунок 2 - Процентное соотношение отдельных категорий в составе ТКО [3]

Были рассчитаны объем пластика, который необходим для изготовления 1 единицы элементов инфраструктуры:

- Водоналивной барьер ( при толщине пластика 6мм) V = 0,3 ;

- Дорожный знак V = 0,05 м2;

- Сигнальный столбик V = 0,01 м2;

- Корпус светофора V = 0,15 м2.

Если бы для изготовления данных элементов инфраструктуры использовался переработанный в муниципальных образованиях Краснодарского края пластик, то из него в 2019 году можно было бы получить: 844552 шт. - водоналивных барьеров; или 4222760 шт. - дорожных знаков; или 42227600 шт. - сигнальный столбик; или 2815173 шт. - корпусов светофора.

Для оценки потребности в этих элементах был проведен анализ 100 единиц проектной докумен-таций по строительству и реконструкции дорог. На основе полученных данных имеем следующее:

- При реконструкции автомагистралей среднее количество элементов инфраструктуры составляет 36 шт. на 1 км дороги.

- При реконструкции дороги, находящейся в пределах населенного пункта среднее количество элементов инфраструктуры, составляет 58 шт. на 1 км дороги.

- При строительстве новой автомагистрали среднее количество элементов инфраструктуры составляет 30 шт. на 1 км дороги.

При строительстве новой дороги в пределах населенного пункта среднее количество элементов инфраструктуры составляет 52 шт. на 1 км дороги.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что среднее число элементов инфраструктуры дорог возрастает при реконструкции. Тем не менее, было посчитано, сколько километров дорог можно было бы обеспечить такими элементами инфраструктуры, как водоналивной барьер, дорожный знак, сигнальный столбик и корпус светофора с использованием переработанного пластика и получим следующие значения:

1) При реконструкции:

- автомагистралей - 23460 км;

- дорог в пределах населенного пункта - 14560 км.

2) При строительстве:

- автомагистралей - 28150 км;

- дорог в пределах населенного пункта - 16240 км.

Обобщая все приведённые данные, мы приходим к выводу о том, что применение переработанного пластика для целей обустройства автомобильных дорог может существенно повлиять на стоимость работ по строительству и реконструкции автомо-б ильных дорог, а также, на сложную экологическую ситуацию в стране, вызванную проблемами возрастающего количества полигонов для хранения ТКО, за увеличения доли перерабатываемых пластиковых отходов.

Литература:

1. Программа по оценке работы по обеспечению безопасности движения на транспорте / А. А. Изюмский [и др.] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021.

Literature:

1. The program for assessing the work on ensuring traffic safety in transport / A.A. Izyumsky [et al.] // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021.

2. Коновалова Т.В. Повышение безопасности дорожного движения в Краснодаре / Т.В.К онова-лова, С.Л. Надирян, А.Д. Орешкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. С. 186-191.

3. Коновалова Т.В. Проблемы экономической оценки влияния улучшения дорожных условий на уровни шума и загрязнение окружающей среды автотранспортом / Т.В. Коновалова, В.В. Коренев-ский // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. С. 145-147.

4. Росстат. Ш1_ : https://rosstat.gov.ru (дата обращения 13.03.2022).

2. Konovalova T.V. Improving road safety in Krasnodar / T.V. Konovalova, S.L. Nadiryan, A.D Oresh-kina // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021. P. 186-191.

3. Konovalova T.V. Problems of economic assessment of the impact of improving road conditions on noise levels and environmental pollution by motor transport / T.V. Konovalova, V.V. Korenevsky // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. P. 145-147.

4. Rosstat. URL : https://rosstat.gov.ru / (date of appeal 03.13.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.