Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности повышения качества продукции'

Оценка экономической эффективности повышения качества продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2214
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачёва М.А., Шевцова Н.В.

Показана актуальность экономической оценки повышения качества продукции, рассмотрены основные показатели, позволяющие оценить экономическую эффективность повышения качества продукции на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности повышения качества продукции»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

[Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/pdf/ d29nalogk.pdf (дата обращения 09.04.2013).

2. Леонова Е. Д., Чухнина Г. Я. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России // Налоги и налогообложение. 2008. № 9. С .47.

3. Приказ Федеральной налоговой службы от 24 августа 2011 г. № ММВ-7-5/511 [Электронный ресурс]. URL: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2745634 (дата обращения 09.04.13).

© Болотова А. А., 2013

УДК 338.45

М. А. Грачёва Научный руководитель - Н. В. Шевцова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Показана актуальность экономической оценки повышения качества продукции, рассмотрены основные показатели, позволяющие оценить экономическую эффективность повышения качества продукции на предприятии.

На современном этапе развития экономики заметно ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Качество продукции -совокупность свойств товара, определяющих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Ужесточение требований обусловливает необходимость постоянного повышения качества, в результате чего возрастает значение комплексной оценки его экономической эффективности.

Цель исследования эффективности качества - изучение изменения различных сторон эффективности, связанных с изменениями параметров качества продукции и процессов её создания и использования.

Исследовать эффективность качества можно на разных стадиях жизненного цикла - при проектировании, изготовлении, эксплуатации. Каждая стадия имеет свои особенности, которые стоит учитывать при оценке.

Исследование эффективности повышения качества продукции предусматривает:

- чёткое выяснение характера потребностей, для удовлетворения которых создаётся продукция;

- определение коммерческих или иных целей, для достижения которых создаётся или применяется продукция;

- анализ влияния на эффективность технических, организационных и экономических условий и факторов, связанных с созданием и использованием продукции;

- выработку рекомендаций по совершенствованию продукции или процессов её создания и применения [2].

Оценка экономической эффективности от применения различных технических, информационных и других систем и мероприятий основывается на расчёте экономического эффекта (либо предполагаемого, либо фактического), полученного в результате работы системы или изделия, как правило, на протяжении календарного года.

Годовой экономический эффект Э можно рассчитать по формуле:

Э = З! - 32 = С! + К:Ен - (С2 + К2ЕН),

где З1 - приведенные затраты по базовому варианту системы или изделия; З2 - приведенные затраты по внедряемому варианту системы или изделия; С12 -себестоимость единицы продукции; К12 - удельные капитальные вложения в производственные фонды; Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Оценку экономической эффективности новой системы выполняют с помощью основных и дополнительных показателей.

Показателем сравнительной экономической эффективности является минимум приведённых затрат:

С = ЕнК^-шт,

где С - себестоимость единицы продукции (работы); К - удельные капитальные вложения в производственные фонды; Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

При расчете экономического эффекта учитывают фактор времени, если капитальные затраты производят в течение ряда лет, а также, если рассчитываются текущие издержки и результаты производства по годам эксплуатации.

Для приведения затрат к единой системе исчисления используют коэффициент приведения:

а = (1 + Е),

где а4 - коэффициент приведения; Е - норматив приведения; 1 - число лет от второго года внедрения новых мероприятий до года осуществления затрат и получения результатов.

Экономический эффект от улучшения качества может быть выражен формулой:

Е = Р - 3 = Р - (Зд + Зе),

где Е - экономический эффект; 3 - затраты; Зд - затраты на достижение экономического эффекта; Зе -затраты на эксплуатацию; Р - объем реализации.

Секция «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объемов реализации, но это возможно, только если качество продукции растет быстрее, чем темпы снижения объемов производства и реализации.

При определении экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

- для улучшения качества необходимы дополнительные текущие и единовременные затраты;

- экономический эффект от улучшения качества продукции получает потребитель. В данном случае продукция реализуется, и производитель увеличивает доходы;

- экономию от снижения количества брака;

- предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, цены реализации, объема экспорта.

В результате эти факторы проявляются в получении дополнительной прибыли, которая определяется по формуле

ЛП = ДПу + ЛПу ± (Сд - Сбр),

где ЛПу - дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема производства и реализации; ЛПу -дополнительная прибыль, полученная от роста цены реализации; Сд - дополнительные затраты на произ-

водство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Сбр - величина снижения затрат на производство в связи с сокращением количества брака [1].

Таким образом, повышение качества продукции имеет большое значение для потребителя, производителя и экономики в целом. Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключаются в расширении доли рынка, продвижении товаров на новые рынки, росте производительности труда, снижении уровня брака и риска потерь в период гарантийного обслуживания, получении более высокой прибыли. Расчет приведенных показателей позволит провести оценку экономической эффективности повышения качества продукции на промышленных предприятиях.

Библиографические ссылки

1. Сергеев И. В. Экономика предприятия [Электронный ресурс] // Электронная библиотека : сайт. URL: http://www.bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya -5/73.htm (дата обращения: 26.03.2012).

2. Ребрин Ю. И. Управление качеством [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал : сайт. URL: http://www.aup.ru/books/ m93/ 4_1.htm (дата обращения: 28.03.2012).

© Грачёва М. А., 2013

УДК 334.012.64

О. В. Дедюрина, Д. С. Киселева Научный руководитель - Т. Н. Афанасьева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Малое предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест.

На современном этапе Красноярский край представляет собой территорию с выгодным географическим положением, развитыми промышленным, научно-образовательным и историко-культурным комплексами. В связи с этим успешное функционирование малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Малое предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных статьей 34 Конституции Российской Федерации. К субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Основные меры государственной поддержки малого предпринимательства реализуются в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» [1].

В 2011-2013 годах на финансирование мероприятий программы за счет средств краевого бюджета, предусмотрено 1 млрд 98,3 млн рублей, в том числе 426,7 млн рублей в 2012 году. Кроме того, в 2012 году привлечены средства федерального бюджета в сумме 335,98 млн рублей. Средства краевого и федерального бюджетов реализованы на 99,8 % - практически в полном объеме. В 2012 году представители малого и среднего предпринимательства получили следующую поддержку: финансовую - 1964 организации, образовательную - почти 3 тысячи человек, консультационную - более 18 тысяч человек и методическую - около 20 тысяч человек. На 2013 год в бюджете края на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.