Научная статья на тему 'Оценка эффективности адаптивного управления качеством строительной продукции'

Оценка эффективности адаптивного управления качеством строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чамаев Шамсудин Зейналудинович, Мелехин Андрей Владимирович

Рассмотрены проблемы формирования адаптивной системы управления качеством строительной продукции. Предложена структура адаптивной системы управления качеством, сформулирована задача адаптивного оптимального управления качеством, разработан алгоритм адаптивного управления затратами на повышение качества и уточнено содержание основных показателей экономической эффективности управления качеством строительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of an adaptive control system are considered by quality of building production. The structure of an adaptive control system is offered by quality, the problem of adaptive optimum control is formulated by quality, the algorithm of adaptive management is developed by expenses for improvement of quality and the maintenance of the basic indicators of economic efficiency of quality management is specified.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности адаптивного управления качеством строительной продукции»

ных дел РФ, Управление Делами Президента РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом)

К основным недостаткам существующей структуры управления государственным недвижимым имуществом, находящимся за рубежом, следует отнести:

- отсутствие координирующего органа по управлению государственным имуществом в частности, и государственной собственностью РФ в целом, находящимися за рубежом;

- отсутствие единого учета имущества;

- отсутствие механизма и методики проведения инвентаризации имущества;

- отсутствие согласования условий аренды;

- занижение оценочной стоимости и отсутствие рыночной оценки недвижимого имущества;

- отсутствие государственной регистрации договоров;

- отсутствие контроля со стороны Федерального агентства по управлению федеральным имуществом;

- ухудшение условий размещений Торговых представительств;

- сложности с финансовым и правовым контролем;

- зависимость дипломатических представительств от коммерческих структур;

- конфликты с властями ряда стран.

Таким образом, можно сделать вывод в том, что первоочередными задачами в области управления государственной собственностью РФ, находящейся за рубежом, являются создание адекватной структуры управления, и надлежащей координации функционирования объектов государственной собственности, без дублирования функций различными органами государственной власти. В этой связи, считаем целесообразным сконцентрировать все управление государственной собственностью за рубежом в едином органе (координационном центре). Этот орган будет осуществлять мониторинг объектов государственного имущества РФ за рубежом, предполагающий постоянное наблюдение, сбор информации, системный анализ, планирование и прогнозирование состояния собственности, анализ показателей, характеризующих достижение поставленных целей, а также анализ состояния нормативно-правовой базы управления государственной собственностью РФ за рубежом. В первую очередь это актуально в отношении объектов государственного недвижимого имущества РФ, допускающего использование в коммерческих целях. Разумеется, что для этого потребуется разработка соответствующей нормативной базы и надлежащего методического обеспечения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 19.01.1996 №20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841).

2. Ануприенко В. Ю. Управление государственной собственностью в системе региональной экономики / В. Ю. Анурпиенко. М.: ЗАО «Изд-во «Эконо-

мика», 2007.

3. Тарандо Е. Е. Проблемы повышения эффективности управления государственной собственностью [статья]// http://www.rustrana.ru. 06.11.07 г.

4. Литягин Н. Н. Правовые проблемы управления зарубежной собственностью [статья] // http://pvlast.ru. 13.11.07 г.

Ш.З. Чамаев, А.В. Мелехин

Оценка эффективности адаптивного управления качеством строительной продукции

Применение отдельных методов управления качеством продукции сам по себе не может дать значительного положительного эффекта. Это объясняется многогранностью внешних и внутренних факторов, влияющих на качество строя-

щихся объектов. Только оптимальное сочетание всех методов управления качеством может дать хороший эффект. Таким образом, одной из важнейших проблем управления качеством является выбор менеджером того или иного метода в со-

ответствии с текущей ситуацией проблемной среды, т. е. в основе принятия решений в процессе управления качеством лежит информация о состоянии объекта и качестве выполняемых подрядных работ. Другими словами, в основе управления качеством строительной продукции лежит результат оценки текущей ситуации, отражающей состояние качества строительной продукции на текущий момент времени.

В общем случае систему адаптивного управления качеством продукции можно представить следующим образом (см. рис. 1). В приведенной системе база данных представляет собой структурированную модель знаний экспертов по управлению качеством в различных ситуациях. Цель определяется моделью качества (эталоном), который необходимо получить в результате качественного строительства объекта. Обычно в та-

Рис.1. Система адаптивного управления качеством строительной продукции.

кую модель входят характеристики и показатели качества выполняемых строительно-монтажных работ. На основании модели качества и внешних условий среды (спрос потребителей и т. д.) формируется план по повышению качества продукции, и реализации связанных с этим мероприятий. Выбор метода управления происходит на основе оценки ситуации в соответствии с характером факторов, влияющих на качество строительной продукции.

Особо следует отметить, что в условиях рынка необходимо преимущественное использование экономических методов управления, остальные методы выполняют функцию регуляторов при достижении поставленных перед строительными организациями экономических целей.

Важное место в управлении качеством строительной продукции занимает планирование. Основным направлением, позволяющим улучшить планирование строительства и обоснован-

ность планов, является введение отчетности по качеству и затратам, связанным с переделками и доведением продукции строительства до соответствия проекту или утвержденным нормативам, а также повышение ответственности на всех уровнях за отклонение от установленных норм и получение брака [1].

Чтобы достичь более значительных результатов в улучшении качества строительной продукции планирование должно быть адаптивным и оптимальным, а также опираться на проведение и результаты глубоких маркетинговых исследований и на удовлетворение спроса различных слоев населения. В этом случае экономико-математическая модель оптимального планирования будет иметь следующее содержание.

Допустим, строительное предприятие может производить т видов товарной строительной продукции х, г = 1, т, имеющих различное качество и соответствующую стоимость а,, г = 1, т. Необходимо найти такие объемы у, г = 1, т выпуска по каждому виду продукции, чтобы получить максимальную прибыль при минимальном риске. Для решения этой задачи необходимо спрогнозировать и определить спрос на рынке по каждому типу проектов у*, г = 1, п и ограничить согласно этому спросу объемы строительства по каждому виду проектов, т. е. должно выполняться условие V. < у *. Необходимо также определить объемы ресурсов, требуемых для реализации каждого вида проектов по всем основным позициям и ограничить их с учетом имеющихся у предприятия средств. Установить и минимизировать риски, связанные с вложением средств по каждому типу проектов.

Для обеспечения свойства адаптивности формируемого таким образом плана необходимо периодически или по мере изменения условий функционирования оценивать изменение спроса V* на рынке по каждому типу объектов и проводить перерасчет сформированного плана производства строительной продукции по мере изменения спроса и рисков, связанных с реализацией различных проектов.

При этом в качестве основных критериев оптимальности при построении планов объемов производства с заданным качеством можно использовать следующие критерии:

V, = ау + ау+......+ а у ;

111 2 2 п п

V, = Ь.у + Ь2у + .... + Ьу ;

2 11 2 2 п п

V = су + су + + су

3 11 2 2 п п

где V - суммарные затраты, связанные с производством различных по качеству проектов; -

суммарные риски, определяемые отказами заказчика от дальнейшего финансирования проектов, что может быть вызвано, как внешними, так и внутренними факторами; - суммарная прибыль, получаемая от реализации различных по качеству проектов; Ь - риски, связанные со строительством проекта г типа; с - прибыль, получаемая предприятием от строительства проектов [ вида.

Таким образом, необходимо спланировать такие объемы производства по каждому типу проектов у, г = 1, п при заданных ограничениях, при которых минимизируются затраты, риски и максимизируется получаемая прибыль. Следовательно, имеет место многокритериальная задача оптимизации, которая может быть решена методом Парето [2]. При этом результаты расчетов регулярно пересматриваются по мере изменения спроса на рынке.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности качества продукции является управление затратами. Оптимальное управление затратами на повышение качества продукции предполагает их оптимальное планирование и учет. В общем виде управление затратами для повышения эффективности качества продукции можно реализовать по следующей схеме (см. рис. 2).

При управлении затратами и экономической эффективностью повышения качества продукции важное значение имеет экономический анализ затрат с целью выявления резервов повышения экономической эффективности от использования продукции улучшенного качества.

Затраты на повышение качества строительной продукции могут быть определены целевым учетом и расчетными методами. Последние используются для определения затрат при отсутствии их учета, а также для планирования затрат. При использовании расчетных методов требуются научно обоснованные нормативы затрат. С улучшением нормативной базы планирования затрат может быть увеличен перечень статей затрат на повышение качества продукции, определяемых прямыми расчетными методами[3].

При планировании качества строительной продукции целесообразно исходить из плана затрат по каждому виду продукции (объектов) в соответствии с объемами рыночного спроса на данный вид продукции и покупательской способности потребителей. В этом случае адаптивное планирование качества продукции может выполняться по следующей схеме.

Дополнительные мероприятия по повышению качества

Анализ спроса и определение потребностей рынка * ~

Задание на повышение

Рис. 2. Алгоритм управления затратами на повышение качества строительной продукции

1. Сегментировать спрос на рынке согласно покупательской способности потребителей строительной продукции. Другими словами, построить диаграмму, показывающую, какое количество средств может заплатить заказчик за требующийся ему подрядный проект.

2. Определить полученные данные по каждому виду заказчиков, способных скомпенсировать затраты плюс прибыль на реализацию проектов соответствующего им качества.

3. Рассчитать прибыль, получаемую предприятием от реализации всех возможных видов подрядных проектов.

4. Определить такие объемы выпуска продукции различного качества, при которых предприятие получает максимальную прибыль с учетом потенциальных возможностей предприятия.

5. Уточнить фактический спрос потребителей с учетом потребительских свойств проектов и

скорректировать с учетом полученных данных, сформированный план реализации строительной продукции.

Известно, что при увеличении качества продукции у производителя увеличиваются затраты. Увеличение затрат приводит к увеличению стоимости реализации проекта. При этом за счет увеличения цены за реализацию проекта производитель старается не только компенсировать увеличение затрат на качество, но и повысить свой экономический эффект, используя его для расширения производства. Одновременно производитель должен так же позаботиться о повышении экономического эффекта потребителя, что происходит, прежде всего, за счет снижения затрат на эксплуатацию, исключив или снизив дефекты при использовании строительной продукции. При этом, если производитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества продукции, он должен учесть интересы потребителя - определив стоимость реализации проекта с меньшей ценой потребления. В этом случае производитель получит заказ на строительство и увеличит собственную прибыль. Выгоду в этом случае получает так же и потребитель, т. к. происходит рост общего экономического эффекта, совершенствуется качество строительной продукции и происходит развитие производства.

При этом под эффективностью управления следует понимать свойство системы управления за счет правильной организации производства обеспечить требуемое качество строительной продукции. При функционировании системы управления качеством строительной продукции и, соответственно, улучшении качества выпускаемой продукции имеют место два вида эффекта: социальный и экономический [4].

Однако следует отметить, что в ряде практических случаев увеличение полезного эффекта от потребления строительной продукции целесообразно только до определенного предела. Одним из ограничений для этого является несоответствие показателей качества промежуточной строительной продукции, когда, например, выбирается отдельная конструкция, срок службы которой намного превышает планируемый период эксплуатации строящихся зданий и сооружений. Здесь увеличение показателя качества, формально отражающего полезный эффект, не приводит к увеличению потребительной стоимости.

Источниками социальных эффектов повышения качества строительной продукции могут быть:

- повышение эффективности принятия управленческих решений и их реализации;

- повышение оперативности управленческого аппарата;

- повышение квалификации менеджеров и производственного персонала;

- повышение надежности и безопасности строящихся объектов и сооружений;

- улучшение условий и организации труда производственных рабочих и др.

Источниками экологических эффектов за счет улучшения управления качеством могут быть:

- уменьшение загрязнения окружающей среды;

- повышение экологической безопасности строительной продукции;

- уменьшение штрафов за нарушение экологических требований и др.

К основным источникам повышения экономической эффективности управления качеством продукции следует отнести[5]:

1. Снижение производственных затрат на исправление дефектов изготавливаемой промежуточной строительной продукции за счет своевременного обнаружения отклонений результатов выполнения подрядных работ от проектных их значений

Э = З - З

где З1 и З2 - соответственно затраты на устранение дефектов до внедрения и после внедрения системы управления качеством.

Если данная составляющая эффекта является негативной, т. е. Эд < 0, то в системе управления не отлажен текущий контроль качества продукции и требуется повышение эффективности контроля над качеством промежуточной строительной продукции.

2. Уменьшение потерь от брака конечной строительной продукции

П

_А-В-(Ц1 -Ц2)

100

где А - количество реализуемых в течение отчетного времени строительных объектов; В - уменьшение в процентном отношении числа объектов с уровнем качества ниже, чем запланированное; Ц1 и Ц2 - соответствие стоимости реализации высококачественного и уцененного объекта.

В этом случае основной задачей системы управления качеством является снижение потерь до минимума П > 0 за счет увеличения продажной цены объектов Ц2 > Ц Получаемая при этом эффективность будет определяться согласно выражению:

эг

АЦ! 100 '

где Ээт - экономическая эффективность, получаемая предприятием при 100% сдаче объектов в соответствии с проектным качеством.

3. Снижение стоимости контроля продукции за счет применения более эффективных, нераз-рушающих методов контроля равно:

Эк = С - ^

где С1 и С2 стоимость контроля до и после внедрения системы управления качеством.

4. Предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественных стройматериалов, конструкций и изделий:

э -а ацк

Н - Лбр д >

ПОСТ

где Абр - объем забракованных материалов за расчетный период в стоимостном выражении, Апост -общий объем поступивших за отчетный период материалов в стоимостном выражении, Ц - цена реализации высококачественной конечной строительной продукции, К - коэффициент, учитывающий потери при строительстве одного некачественного объекта за счет недоброкачественных материалов.

5. Уменьшение ущерба за нарушение условий контракта по качеству строящихся объектов:

Эк = У -

где У1 и У2 - ущерб, который несло предприятие до и после внедрения системы управления качеством.

6. Повышение прибыли за счет продажи заказчикам строительной продукции повышенного качества:

эп=1Ш-цг-згА,

г=1

где Цг* и Цг - соответственно цена реализации г проекта по категории более высокого качества и по категории более низкого качества соответственно, ЗЛ - затраты на повышение качества строительства г объекта.

Оценка эффективности потребления качественной строительной продукции должна осуществляться с учетом фактора времени. Необходимость такого учета обусловлена многими причинами, к основному числу которых относится:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение затрат в процессе производства продукции вследствие роста производительности труда и освоения новой продукции;

- дисконтирование затрат;

- увеличение или снижение затрат в процессе производства, вследствие изменения условий внешней и внутренней среды, например, вследствие инфляционных процессов;

- увеличение или снижение затрат в процессе эксплуатации зданий и сооружений из-за изменения внешних условий рыночной среды и т. п.

- определение изменений показателей качества и соответствующих этим изменениям затрат в момент их вложения обычно не вызывает трудностей.

Однако, определяемые таким образом затраты имеют различный масштаб и содержание, и по этой причине, не суммируются. Для устранения указанной трудности принято все учитываемые затраты условно приводить к одному сроку, часто называемому расчетным.

Сущность приведения затрат к расчетному сроку (дисконтирование) заключается в том, что получению конечной строительной продукции и полезного эффекта при ее эксплуатации предшествует период времени, в течение которого расходуются средства на разработку строительных проектов, подготовку производства и другие мероприятия, необходимые для функционирования строительного предприятия. По мере накопления полезного эффекта от эксплуатации конечной строительной продукции часть его расходуется на возмещение затрат предварительного периода (строительства объектов). Чем больше полезный эффект эксплуатации при заданных затратах на строительство объектов, тем быстрее можно возместить эти затраты предварительного периода, если полезный эффект в стоимостном выражении за весь срок службы строительной продукции больше полных затрат на ее создание. Это равносильно предположению, что строительная продукция прибыльна.

Если предположить, что полезный эффект от года к году практически не меняется (это вполне допустимо исходя из срока годности строительной продукции), то можно выбрать некоторое значение коэффициента эффективности затрат такое 0 < Е < 1, что ежегодная доля капиталовложений и затрат на строительство объектов К равна ежегодной прибыли (П = Е Ч К), т. е. превышению ежегодного полезного эффекта над ежегодными текущими затратами на строительство и эксплуатацию объектов. Величину ЕК часто называют нормативной прибылью, а величину Е -нормативной эффективностью или нормой дисконтирования.

С понятием нормы дисконтирования связано понятие нормы эффективности капитальных вложений и затрат на освоение новой строительной продукции. Норма эффективности равна такой норме дисконтирования, при которой дисконтированная суммарная прибыль равна нулю, т. е.:

у п,

чяа-п

любой суммы К через определенный период t при процентной ставке Е будет равна :

Дк =

к

Экономический смысл величины Е заключается в том, что она представляет собой такую норму дисконтирования, при которой заказчик не терпит убытков и не имеет прибыли.

Отсюда, применительно к управлению качеством продукции можно сделать вывод, что мероприятия по улучшению управления качеством эффективны только в том случае, если суммарная дисконтированная прибыль от осуществления этих мероприятий больше затрат на их проведение.

Обычно дисконтированная стоимость зависит от процентной ставки 5" = Е. Отсюда можно сделать вывод, что дисконтированная стоимость Ц

(1+ Е)

Из этой формулы видно, что дисконтированная стоимость капитальных вложений на развитие системы управления качеством строительной продукции будет тем ниже, чем больше срок, по истечению которого предприятие намерено получить искомую сумму К, и чем выше процентная ставка Е.

В заключение следует отметить, что предложенная в работе методика позволяет строительному предприятию оценивать допустимый уровень качества товарной строительной продукции с учетом фактора времени, а также регулировать затраты, связанные с его обеспечением в соответствии с потребительскими возможностями потенциального заказчика или покупателя. Это, в свою очередь, дает возможность минимизировать риски, связанные с реализацией товарной строительной продукции и максимизировать получаемую прибыль на каждом сегменте рынка, на котором работает предприятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брячихин А. М. Управление качеством продукции строительства. М.: Стройиздат/ 1989.

2. Растригин Л. А. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Советское радио/ 1980.

3. Демиденко Д. С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции.

СПб.: Издательство СПбУЭФ. 1995.

4. Кирпичникова Т. В. Оценка эффективности затрат строительных предприятий на обеспечение качества строительной продукции// Экономика строительства, № 4, 2001.

5. Мишин В. М. Управление качеством. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.