Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности и безопасности современной НПС России с позиции конкурентоспособности'

Оценка экономической эффективности и безопасности современной НПС России с позиции конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НПС / БЕЗОПАСНОСТЬ НПС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НПС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубинштейн Е.Д., Дьяченко Ю.К., Урумова Ф.М.

В статье рассматриваются основные подходы к оценке эффективности и безопасности современной НПС России с позиции определения ее конкурентных преимуществ. Отмечается необходимость формирования предпосылок обеспечивающих устойчивость к потенциальным внутренним и внешним взломам и угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности и безопасности современной НПС России с позиции конкурентоспособности»

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НПС РОССИИ С ПОЗИЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© Рубинштейн Е.Д.*, Дьяченко Ю.К.*, Урумова Ф.М.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье рассматриваются основные подходы к оценке эффективности и безопасности современной НПС России с позиции определения ее конкурентных преимуществ. Отмечается необходимость формирования предпосылок обеспечивающих устойчивость к потенциальным внутренним и внешним взломам и угрозам.

Ключевые слова эффективность НПС, безопасность НПС, конкурентоспособность НПС.

Основу перспективной национальной платежной системы будет составлять единая, универсальная, централизованная на федеральном уровне многосервисная система расчетов, в которой реализуются функциональные возможности системы БЭСП. БЭСП - это элемент платежной системы Банка России, банковские электронные срочные платежи. Через данную систему будут проводиться срочные и несрочные платежи в валюте Российской Федерации по правилам, установленным Банком России, в едином регламенте с использованием специализированных расчетных сервисов, предоставляемых участникам платежной системы Банка России.

Развитие платежной системы Банка России будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе будет обеспечена централизация расчетов на основе централизации обработки платежной информации и формирования нормативной базы централизованного осуществления расчетов. При этом будет обеспечено объединение всех региональных компонент платежной системы Банка России в единую федеральную компоненту платежной системы Банка России (далее -федеральная компонента). В федеральной компоненте будут реализованы сервисы для несрочных платежей, в том числе, с применением многостороннего взаимозачета встречных платежей для всех участников платежной системы Банка России, а также сервисы по управлению ликвидностью [4].

Система БЭСП в течение первого этапа будет функционально дополнена интерфейсами, которые обеспечат взаимодействие с ней федеральной ком-

* Доцент кафедры Финансов и кредита Дальневосточного федерального университета, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Мировой экономики Дальневосточного федерального университета, кандидат экономических наук, доцент.

поненты, инфраструктурных организаций финансовых рынков и операторов частных розничных платежных систем, системы централизованного управления ликвидностью Банка России, информационно-аналитической системы платежной системы Банка России, а также системы SWIFT наряду с транспортной системой Банка России.

Кроме того, в системе БЭСП будет реализован механизм консолидации ликвидности для группы участников (создание пулов ликвидности для кредитных организаций, имеющих филиалы, Федерального казначейства и его территориальных органов), обеспечивающий проведение платежей каждого из участников группы исходя из общего объема средств участников системы БЭСП, объединенных в группу. Это снизит потребность в ликвидности за счет снижения риска ее неоптимального распределения и уменьшит издержки за счет сокращения межфилиальных расчетов, тем самым, создав возможность перехода на работу с единого банковского счета участника в Банке России. Федеральному казначейству в системе БЭСП будет предоставлен сервис по осуществлению мониторинга и управления расчетными операциями Федерального казначейства и его территориальных органов - участников системы БЭСП [1].

Участники платежной системы Банка России смогут сконцентрировать свою ликвидность для работы в системе БЭСП и использовать часть ликвидности, при необходимости, для проведения взаимозачета встречных платежей в федеральной компоненте.

В ходе первого этапа будут централизованы функции оперативного управления (управление расчетами, участием, регламентом) системой БЭСП и федеральной компонентой в уполномоченном подразделении Банка России, а также внедрен единый регламент функционирования как системы БЭСП, так и федеральной компоненты. Для целей мониторинга и наблюдения за платежной системой Банка России будет создана централизованная информационно-аналитическая система платежной системы Банка России (далее -ИАС ПС), позволяющая получать всю необходимую информацию об участниках и событиях, происходящих в платежной системе Банка России, в том числе, в режиме реального времени. Структурным подразделениям Банка России и клиентам (Федеральному казначейству и его территориальным органам, кредитным организациям) информация из ИАС ПС будет предоставляться в относящейся к ним части. Будет внедрен единый клиентский интерфейс, обеспечивающий доступ участника к сервисам системы БЭСП, федеральной компоненты и ИАС ПС [5].

На втором этапе функциональные возможности системы БЭСП и федеральной компоненты будут консолидированы в единой централизованной на федеральном уровне системе расчетов Банка России (далее - Система Расчетов). Будет обеспечена возможность проведения срочных и несрочных платежей участников с их банковских счетов в рамках общей ликвидности,

что позволит ее участникам (прежде всего - кредитным организациям, имеющим филиалы, Федеральному казначейству и его территориальным органам) повысить эффективность использования ликвидности за счет ее консолидации на едином банковском счете в Банке России.

Доступ участников к Системе Расчетов будет обеспечен путем обмена электронными сообщениями. В отдельных случаях, установленных Банком России, будет возможен ввод платежной информации с расчетных документов на бумажном носителе.

Система расчетов будет использовать все функциональные интерфейсы, ранее разработанные для системы БЭСП и федеральной компоненты, а также будет дополнена интерфейсом с системой бухгалтерского учета Банка России для передачи необходимой информации об операциях, проведенных в ней [4].

Целесообразно выделение следующих кластерных групп, интегрируемых в национальную платежную систему:

- кластерная группа социальной сферы с включением в нее специализированных локальных платежных и учетных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, медицине, других социально значимых бюджетных и небюджетных организаций;

- кластерная группа сегмента оказания государственных услуг с включением в нее электронных услуг гражданам по взаимодействию с государственными органами власти, региональными органами власти, органами местного самоуправления;

- кластерная группа сегмента реальных коммерческих услуг, включающая платежные системы на общественном транспорте, в организациях бытового обслуживания, в организациях торговли и других организациях реального сектора;

- кластерная группа сегмента финансовых коммерческих услуг с включением систем денежных переводов, систем моментальных платежей и других банковских и небанковских платежных систем финансового сектора;

- кластерная группа сегмента платежных услуг в электронных коммуникациях и связи с включением субъектов электронной коммерции в сети Интернет, платежных сервисов провайдеров платежных интернет-услуг, а также прочих (невиртуальных) услуг мобильной и стационарной телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи.

По-новому поставлен вопрос развития платежных карт: розничные платежи и переводы на основе современных электронных технологий. Во-первых, основной задачей является увеличение масштабов безналичных расчетов населения на основе расширения национальной платежной системы. Оценка эффективности современной НПС России показана в табл. 1.

Таблица 1

Оценка экономической эффективности и безопасности современной НПС России с позиции конкурентоспособности

Критерий Возможности - силы Угрозы - слабости

Скорость проведения платежа Положение о т 20.02. 98 №18-П «О многорейсовой обработке платежей в Московском регионе» Положение от 23.06.98 г. № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах осуществляемых через расчетную сеть Банка России» В России платежи проводятся в режиме реального времени, а отправляются по-рейсовым способом в 5 рейсов, в строго регламентируемое время, что говорит о неэффективности в скорости проведения платежей и отсутствии конкурентного преимущества по сравнению с системой TARGET, через которую платеж в евро проводится в считанные минуты

Стоимость платежа Положение от 07.10.2002 № 198-П (Банк России использует тарифы за предоставление платежных услуг с 1 января 1998 г.; операции со средствами бюджета всех уровней осуществляются Банком России на бесплатной основе) Рассчитано, что себестоимость проведения платежа в НПС составляет порядка 20 руб. (6 руб. банк-отправитель, 6 руб. банк-получатель + около 8 руб. за проведение платежа через систему ЦБ РФ). Например, в США проведение платежа обходится в 25-30 центов (себестоимость), что говорит о стоимостной неэффективности НПС

Уровень централизации Растет уровень централизации платежей Динамика роста активов частной платежной системы не соответствует динамике роста объемов платежей

Доля платежей, проводимых через ПС ЦБРФ, и через частные ПС Платежная система ЦБ РФ в настоящее время является более эффективной и безопасной, чем частные ПС, и доверие к ней растет с каждым годом. Платежная система ЦБ РФ в 2006 г. преодолела 50 %-ный барьер, что отражает растущую значимость ПС ЦБ РФ в перспективе. По объему платежей через ПС ЦБ РФ по-прежнему проводится более 66 % платежей. При сравнении с иностранными ПС, например американской, можно констатировать следующее: по данным БМР, в США в 2004 г было проведено около 200 млн. платежей на общую сумму более 800 трлн. долл., в то время как в России было проведено 933 млн. платежей (в 4 раза больше) на сумму 8 трлн. долл. (в 100 раз меньше) (пересчитано по среднегодовому курсу). Это говорит о неэффективном построении НПС из-за отсутствия эффективной системы клиринга

Значение банков в обеспечении ликвидности национальной платежной системы Банк России осуществляет рефинансирование кредитных организаций Доля средств в ЦБ РФ в совокупных активах государственных Сбербанка и Внешторгбанка не превышает 5 % (в целом по системе данный показатель находится на уровне 6,8 %), что дает повод включить показатель в число индикаторов безопасности НПС. В целом доля средств государственных банков в ЦБ РФ ниже средней по системе.

Организация платежной системы способствует обеспечению для всех ее участников бесперебойности и надежности платежного оборота как важнейшей составной части устойчивого экономического развития националь-

ной экономики. Национальная платежная система - это особая структура финансовой системы, единство принципов построения и исторически сложившихся государственно-правовых форм организации способов платежа и института расчетно-платежных комплексов, обеспечивающих эффективный и безопасный перевод денежных средств в национальной валюте, урегулирование и зачет долговых обязательств участников платежного оборота [3].

Остается открытым вопрос об отмывании банками средств, полученных преступным путем в части их «обналичивания». В этой связи ЦБ РФ контролирует банки, но не имеет инструментария превентивных действий. В конечном итоге приходится отзывать лицензии у недобросовестных учреждений. Немаловажным аспектом является доступность и бесперебойность проведения платежей. Коэффициент среднемесячной доступности платежной системы Банка России 99,79-99,95 %.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27.06.2002 г. № 86-ФЗ.

2. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ.

3. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. - Финансы и статистика, 2011. - 288 с.

4. Банки и банковская деятельность // Банковские услуги. - 2009. - № 1.

5. Банки и банковские операции: учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТЛИЧИЯ ФИНАНСОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ И РАЗВИТЫХ ЭКОНОМИК: ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РФ

© Рубинштейн Е.Д.*, Нагапетян А.Р.*, Кривелевич М.Е.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье рассматриваются основные элементы финансовой архитектуры развивающихся рынков на примере РФ, отмечается важность учета поведенческих аспектов принимаемых инвесторами решений при работе на развивающихся рынках. Именно данный вопрос может стать

* Доцент кафедры Финансов и кредита, кандидат экономических наук, доцент.

* Аспирант (специальность: Финансы, денежное обращение и кредит).

" Доцент кафедры Финансов и кредита, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.