Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПИВА И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В РОССИИ'

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПИВА И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производство пива / покупательская способность / потребление / законодательство / ограничивающие факторы / риски / перспектива развития / beer production / purchasing power / consumption / legislation / limiting factors / risks / development prospects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р Н. Берлизев, Е П. Колесникова

Статья посвящена анализу текущего состояния отрасли производства пива и безалкогольных пивных напитков в России. В ходе анализа экономической ситуации отрасли был рассмотрен ряд показателей, влияющих на объём производства и продаж пива и пивных напитков. Помимо этого, в исследовании выявлены факторы и риски, влияющие на экономическую деятельность российских пивоваренных организаций и дана оценка перспективе развития данной отрасли экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC STATE OF BEER AND SOFT DRINKS PRODUCTION IN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the current state of the beer and nonalcoholic beer drinks industry in Russia. During the analysis of the economic situation of the industry, a number of indicators affecting the volume of production and sales of beer and beer drinks were considered. In addition, the study identifies factors and risks affecting the economic activity of Russian brewing organizations and assesses the prospects for the development of this branch of the economy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПИВА И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В РОССИИ»

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПИВА И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В РОССИИ

Р.Н. Берлизев, канд. экон. наук, доцент Е.П. Колесникова, магистрант

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-1-18-21

Аннотация. Статья посвящена анализу текущего состояния отрасли производства пива и безалкогольных пивных напитков в России. В ходе анализа экономической ситуации отрасли был рассмотрен ряд показателей, влияющих на объём производства и продаж пива и пивных напитков. Помимо этого, в исследовании выявлены факторы и риски, влияющие на экономическую деятельность российских пивоваренных организаций и дана оценка перспективе развития данной отрасли экономики.

Ключевые слова: производство пива, покупательская способность, потребление, законодательство, ограничивающие факторы, риски, перспектива развития.

В течение пяти-шести лет до 2018 г. спрос на пиво в России медленно снижался. Такая ситуация связана, в основном, с изменением потребительских предпочтений: россияне стали больше заботиться о своём здоровье и всё чаще отказываться от спиртных напитков в пользу здорового образа жизни. Кроме того, имеет значение изменение покупательной способности: падение реальных доходов россиян повлекло за собой снижение спроса на товары, которые не являются жизненно необходимыми.

Чемпионат мира по футболу в 2018 поддержал рынок, а результаты 2019 года оказались закреплением достигнутого в 2018 году. По различным официальным данным, производство пива и пивных напитков в 2019 году выросло на 1-2%.

В 2020 году, по оценке отраслевого аналитического издания «Пивное дело» на основе данных Росстата [1], российский рынок пива не пострадал от эпидемии СОУГО-19, с точки зрения натуральных объемов. Так, в первой половине 2020 года ФСРАР [2] говорит о росте продаж на 1,1%, а Росстат о росте производства на 2%. Дистрибуторы, со ссылкой на данные аудита городской розницы, говорят о небывалом для последних лет 6% росте продаж пива. Причем эта динамика относится к первой половине года, когда потребители и отрасль испытывали наибольшие шо-

ки. Если же говорить о завершении высокого пивного сезона (включая июль-август), то результаты еще лучше: по данным Росстата по итогам 2020 года продажа пива и пивных напитков населению в РФ увеличилась на 4,2% и достигла 752,1 млн. дал (в 2019 — 721,8 млн дал). По данным Nielsen [3], по итогам высокого сезона продажи пива в рознице по сравнению с 2019 годом выросли на 6,1 % за счет миграции потребителей из ресторанов, кафе и баров, и магазинов разливного пива. Доля разливного пива сократилась с 12,5% в августе 2019 до 8,2% в августе 2020.

На фоне падения покупательской способности населения производителям удалось удержать цены на уровне прошлого года (95 рублей за литр в августе 2018 года, 98 рублей за литр в августе 2019 и августе 2020). При этом доля промо снизилась: 51% в августе 2018, 52% в августе 2019 и 49% в августе 2020 года. Наиболее высокая доля промо остается в баночном пиве -60% в июне-августе 2020 года в натуральном выражении.

В сегментации продаж пива по упаковке произошли серьезные сдвиги. Причины сокращения розничных продаж пива в ке-гах, очевидно, связаны с локдауном и сокращением числа магазинов разливного пива. Также понятно, что переток посетителей в супермаркеты и их желание оптимизировать свои покупки привело к росту

популярности легких упаковок - ПЭТ и банки.

Можно говорить о двух противоречивых трендах на рынке — премиализации, с одной стороны, и замедление динамики ценового индекса, с другой. Промоактив-ность и размытие границ ценовых сегментов привели к общему смещению ценовой структуры в экономичную сторону. Более маржинальные бренды за счет сдерживания цен поглощают долю рынка более доступных брендов. Как следствие, премиальный сегмент растет, но становится менее премиальным.

Доля лицензионного пива в натуральном выражении в первой половине 2020 года выросла с 22,1 до 23,7%. Вытеснение массовых российских брендов зарубежными продолжается уже давно [4]. Но в этом году процесс ускорился, возможно, в связи со сдерживанием цен на лицензионное пиво - его средняя розничная стоимость снизилась на 1%, до 113,88 руб./л.

Драйвером роста для маржинальных брендов стало расширение вкусов, следствием которого стал дальнейший быстрый рост специального и безалкогольного пива. По данным Nielsen, в августе 2019 года продажи нефильтрованного пива выросли на 16,8%, полутемного на 73,7%, выросли также продажи безалкогольного пива на 16%.

Важнейшим трендом на пивном рынке остается старение потребителя. За последние годы потребительское ядро сместилось из группы мужчин 20-39 лет в группу 30-49 лет. Ключевая причина - новые поколения потребителей гораздо меньше любят пиво (и вообще алкоголь), чем старшие. При этом стареющая лояльная аудитория не торопится отказаться от пива и сохраняет ключевое значение для рынка. Сегодня процесс потребления пива играет гораздо меньшую роль в налаживании личных связей и времяпрепровождении молодых людей. Теперь пива не обязательно должно быть много, но это должно быть особенное пиво. Отсюда бум крафто-вого пивоварения и падение популярности молодежных массовых брендов.

Долгосрочное падение производства и, соответственно рынка пива, связано с па-

дением потребления этого напитка россиянами под влиянием следующих причин: демографический спад, обусловленный спадом рождаемости; старение населения - люди в возрасте потребляют меньше алкогольных напитков; экономический кризис, который привел к снижению доходов населения и смещению спроса на основные товарные категории продуктов питания (хлеб, мясо, молоко и другие); изменение климата в России в последние несколько лет - холодная погода отражается на снижении спроса на пиво в летний и зимний период; пропаганда здорового образа жизни; частичное смещение спроса в сферу ресторанного бизнеса, в том числе в частные рестораны-пивоварни (пиво в этих заведениях существенно дороже, но оно воспринимается как более натуральное и вкусное); ужесточение государственного регулирования рынка алкоголя (и пива, в частности); ужесточение штрафов за употребление алкоголя за рулем; недовольство потребителей качеством пива, которое приводит к снижению потребления бутылочного пива. При этом растет спрос на пиво, произведенное в частных пивоварнях - потребители готовы платить дороже за вкус и качество, потребляя при этом меньше пива в количественном выражении.

Одновременно с разнонаправленной динамикой пивного рынка в целом растет сегмент безалкогольного пива: по итогам высокого сезона в 2020 году он увеличился на 16%.

Важно отметить, что с маркетинговой точки зрения безалкогольное пиво - это особый продукт, поскольку он имеет иные потребительские свойства, чем пиво, и конкурирует скорее с другими категориями безалкогольных напитков (соки, квас, лимонады и даже холодный чай и вода).

Безалкогольное пиво, в отличие от безалкогольного вина, удержалось на рынке, и его доля активно растет. Однако вряд ли можно ожидать, что эта категория станет существенной частью рынка пива, так как она имеет достаточно ограниченную, хотя и растущую целевую аудиторию.

К потребителям безалкогольного пива относятся: занимающиеся спортом и ве-

дущие активный образ жизни; ведущие здоровый образ жизни и следящие за своим весом (калорийность и гликемический индекс безалкогольного пива ниже калорийности обычного пива); те, кто большую часть времени проводят за рулем или те, кто боятся нарушить допустимые нормы содержания алкоголя в крови; желающие поддержать компанию во время мероприятия или встречи, когда другие участники пьют традиционное пиво; прекратившие употребление любых алкоголесодержащих напитков.

Российское законодательство, регулирующее ведение бизнеса, продолжает быстро меняться. Интерпретация руководством такого законодательства применительно к деятельности пивоваренных организаций может быть оспорена соответствующими региональными и федеральными органами. В последнее время налоговые органы часто занимают более жесткую позицию при интерпретации законодательства [5]. В результате, ранее не оспариваемые подходы к расчету налогов могут быть оспорены в ходе будущих налоговых проверок. Как правило, три года, предшествующие отчетному, открыты для проверки налоговыми органами. При определенных обстоятельствах проверки могут охватывать и более длительные периоды. Руководство пивоваренных организаций, основываясь на своей трактовке налогового законодательства, полагает, что все применимые налоги были начислены. Тем не менее, налоговые органы могут по-иному трактовать положения дей-

сайт

ствующего налогового законодательства, и различия в трактовке могут существенно повлиять на финансовую отчетность.

В результате проведённого исследования, следует отметить, что перспектива развития отрасли по производству пива и безалкогольных пивных напитков зависит от того насколько руководству организации удастся правильно спланировать свою деятельность (с учетом меняющегося законодательства) и учесть основные факторы риска, связанные с хозяйственной деятельностью организации, которые раскрываются по следующим видам:

- финансовые (рыночные - изменение цен, процентных ставок, курсов валют, кредитные риски - неисполнение обязательств другими лицами по предоставленным им заемным средствам, риск ликвидности - не погашение своих финансовых обязательств поставщикам, подрядчикам, заимодавцам);

- правовые (связаны с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства внутри страны и за ее пределами);

- страновые и региональные (связаны с политической и экономической ситуацией (военные конфликты, забастовки и пр.), географическими особенностями (стихийные бедствия) в странах и регионах, в которых организация ведет свою деятельность);

- репутационные (потери клиентов из-за негативного представления о качестве продукции, участия в ценовом сговоре и пр.) и др.

Библиографический список

РОСТАТ. [Электронный ресурс].- Режим доступа-

1. Официальный https://rosstat.gov.ru

2. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. [Электронный ресурс].-Режим доступа-https://fsrar.gov.ru

3. Официальный сайт Nielsen. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/report/

4. Функции и инструменты управления устойчивым развитием региональных и корпоративных социально-экономических систем, востребованные нео- индустриализацией: монография/ Берлизев Р.Н., Берлизева О.Г. - Краснодар, «Новация», 2020. - 156 с.

5. Организация налогового контроля Учебное пособие / Берлизев Р.Н., Берлизева О.Г. -Издательство «Новация»,2019. -188с

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC STATE OF BEER AND SOFT DRINKS PRODUCTION IN RUSSIA

R. N. Berlizev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.P. Kolesnikova, Graduate Student Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the current state of the beer and nonalcoholic beer drinks industry in Russia. During the analysis of the economic situation of the industry, a number of indicators affecting the volume of production and sales of beer and beer drinks were considered. In addition, the study identifies factors and risks affecting the economic activity of Russian brewing organizations and assesses the prospects for the development of this branch of the economy.

Keywords: beer production, purchasing power, consumption, legislation, limiting factors, risks, development prospects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.