Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО УЩЕРБОВ ОТ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ И ЦЕНТРАЛЬНОМ КАВКАЗЕ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ'

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО УЩЕРБОВ ОТ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ И ЦЕНТРАЛЬНОМ КАВКАЗЕ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ ОПАСНОСТИ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ И ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАВКАЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / СОЦИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОЦЕНКА РИСКА / УЯЗВИМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ / NATURAL HAZARDS / NORTHWEST AND CENTRAL CAUCASUS / ECONOMIC DAMAGE / SOCIAL DAMAGE / INTERDISCIPLINARY RESEARCH / FORECASTING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / RISK ASSESSMENT / VULNERABILITY OF POPULATION AND TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимов Валерий Александрович, Бадина Светлана Вадимовна, Егорова Александра Алексеевна, Маклаков Александр Сергеевич, Михеева Надежда Николаевна

Рассмотрено стратегическое значение для России с точки зрения обеспечения устойчивости социально-экономического развития и безопасности региона Северо-Западного и Центрального Кавказа. Отмечены его сложные геологические условия и наличие высоких рисков природных опасностей: наводнений, селей, оползней, землетрясений, ураганов, лавин и т.д. Указаны особенности системы расселения региона, включая компактное проживание населения в зонах высоких рисков стихийных бедствий, что повышает экономическую и социальную уязвимость территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа к природным опасностям. Выполнены детализированные оценки и прогнозы влияния природных опасностей на социально-экономическое развитие данных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акимов Валерий Александрович, Бадина Светлана Вадимовна, Егорова Александра Алексеевна, Маклаков Александр Сергеевич, Михеева Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the Economic and Social Damage from Hazardous Natural Processes in the North-Western and Central Caucasus Based on Interdisciplinary Approach: Problem Statement

The article discusses the strategic importance of the North-Western and Central Caucasus for Russia in terms of ensuring the sustainability of socio-economic development and security. The authors describe the region’s complex geological conditions and high risks of natural disasters: floods, mudflows, landslides, earthquakes, hurricanes, avalanches, etc. A specific feature of population settlement in the region is the compact population in areas at a high risk of natural disasters, which increases the economic and social vulnerability of the region to natural hazards. Detailed assessments and forecasts of the impact of natural hazards on the socio-economic development of these territories were made.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО УЩЕРБОВ ОТ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ И ЦЕНТРАЛЬНОМ КАВКАЗЕ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ»

/26 Civil SecurityTechnology, Vol. 16, 2019, No. 1 (59) УДК 614.8

Оценка экономического и социального ущербов от опасных природных процессов на Северо-Западном и Центральном Кавказе на основе междисциплинарного подхода: постановка задач

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

В.А. Акимов, С.В. Бадина, А.А. Егорова, А.С. Маклаков, Н.Н. Михеева, Г.М. Нигметов, Е.А. Рогожин, А.В. Суворов, А.А. Цыганов

Аннотация

Рассмотрено стратегическое значение для России с точки зрения обеспечения устойчивости социально-экономического развития и безопасности региона Северо-Западного и Центрального Кавказа. Отмечены его сложные геологические условия и наличие высоких рисков природных опасностей: наводнений, селей, оползней, землетрясений, ураганов, лавин и т.д. Указаны особенности системы расселения региона, включая компактное проживание населения в зонах высоких рисков стихийных бедствий, что повышает экономическую и социальную уязвимость территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа к природным опасностям. Выполнены детализированные оценки и прогнозы влияния природных опасностей на социально-экономическое развитие данных территорий.

Ключевые слова: природные опасности; Северо-Западный и Центральный Кавказ; экономический ущерб; социальный ущерб; междисциплинарные исследования; прогнозирование социально-экономического развития; оценка риска; уязвимость населения и территорий.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-00-00342.

Assessing the Economic and Social Damage from Hazardous Natural Processes in the North-Western and Central Caucasus Based on Interdisciplinary Approach: Problem Statement

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

V. Akimov, S. Badina, A. Egorova, A. Maklakov, N. Mikheeva, G. Nigmetov, E. Rogozhin, A. Suvorov, A. Tsyganov

Abstract

The article discusses the strategic importance of the North-Western and Central Caucasus for Russia in terms of ensuring the sustainability of socio-economic development and security. The authors describe the region's complex geological conditions and high risks of natural disasters: floods, mudflows, landslides, earthquakes, hurricanes, avalanches, etc. A specific feature of population settlement in the region is the compact population in areas at a high risk of natural disasters, which increases the economic and social vulnerability of the region to natural hazards. Detailed assessments and forecasts of the impact of natural hazards on the socio-economic development of these territories were made.

Key words: natural hazards; Northwest and Central Caucasus; economic damage; social damage; interdisciplinary research; forecasting socio-economic development; risk assessment; vulnerability of population and territories.

The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-00-00342.

Статья поступила в редакцию 7.02.2019.

Регион Северо-Западного и Центрального Кавказа имеет стратегическое значение с точки зрения обеспечения устойчивости социально-экономического развития и безопасности России. Данный регион характеризуется сложными геологическими условиями, наличием высоких рисков природных опасностей: наводнений, селей, оползней, землетрясений, ураганов, лавин и т.д. Особенности системы расселения региона, включая компактное проживание населения в зонах высоких рисков стихийных бедствий, повышают экономическую и социальную уязвимость территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа к природным опасностям. Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют детализированные оценки и прогнозы влияния природных опасностей на социально-экономическое развитие данных территорий, что определяет высокую актуальность, теоретическую и практическую значимость исследования.

Целью проекта является развитие методологии оценки экономического и социального ущербов от природных опасностей российских территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа на основе междисциплинарных исследований.

Для достижения цели Проекта планируется решить следующие задачи:

обосновать долгосрочный прогноз природных опасностей для населения и территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа (на примере Краснодарского края, Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики);

оценить уязвимость исследуемых территорий и проживающего на ней населения к природным опасностям, включая землетрясения, оползни, снежные лавины и др.;

оценить комплексный социально-экономический ущерб для населения и исследуемых территорий от природных опасностей;

подготовить долгосрочный прогноз влияния природных опасностей на перспективы социально-экономического развития исследуемых субъектов Российской Федерации — Северо-Западного и Центрального Кавказа — и качества жизни их населения;

разработать методические подходы к управлению природными рисками (включая механизмы страхования) и учету факторов природных опасностей в долгосрочных стратегиях и программах социально-экономического развития регионов Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ (на примере Краснодарского края, Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики).

Современная оценка риска опасных природных процессов для населения и территорий невозможна без проведения соответствующих экономических исследований по оценке ущерба от катастроф и стихийных бедствий. Только междисциплинарный подход [1-3] к оценке комплексного риска позволит научно обосновать долгосрочный прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации — Северо-Западного и Центрального Кавказа.

Для принятия эффективных управленческих решений в сфере социально-экономического развития и обеспечения безопасности необходима количественная информация о величине риска и его зависимости от различных факторов [4]. Для получения этой информации разрабатываются специальные подходы и методы. Такой научный инструментарий наиболее развит в рамках технической концепции анализа риска и основан в основном на достижениях естественных наук [5].

В данном Проекте оценку риска для населения и территорий от опасных природных процессов предлагается осуществлять в рамках экономической концепции [6], то есть рассматривать анализ риска как часть более общего исследования социально-экономического развития, в котором риски есть ожидаемые потери доходов, возникающие вследствие некоторых процессов или событий. В качестве независимых переменных, по которым оценивается риск, предлагаются ущерб и время, а для прогноза риска опасных природных процессов на Северо-Западном и Центральном Кавказе, будет использована частота реализации этих процессов и ущерб от них.

На основе обоснованного долгосрочного прогноза природных опасностей для населения и территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа, оценки уязвимости исследуемых территорий и проживающего на ней населения впервые будет дана оценка комплексного ущерба от опасных природных процессов и подготовлен долгосрочный прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Северо-Западного и Центрального Кавказа — с учетом природных рисков данных территорий.

Для анализа особенностей социально-экономического положения исследуемых территорий и прогнозирования их развития будут использованы методы статистического анализа, эконометрического моделирования и методы построения балансовых моделей динамики и структуры валового регионального продукта (ВРП).

В ходе исследования планируется составление карт-схем ожидаемых последствий исследуемых типов природных опасностей для населения и территорий. Планируются анализ страховой статистики, проведение конъюнктурных исследований регионального страхового рынка для анализа и выявления в ходе исследования причин низкой социализации страховых отношений на российских территориях Северо-Западного и Центрального Кавказа. Впервые будет сформирован комплексный механизм развития страхования на случай реализации опасных природных процессов, учитывающий социально-экономические и географические особенности региона, предложен комплекс организационно-экономических мер по вовлечению населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в страховые отношения.

С учетом цели и задач исследования планируется получение следующих ожидаемых фундаментальных результатов:

1. Долгосрочный прогноз природных опасностей для населения и территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа.

2. Оценка уязвимости исследуемых территорий, сооружений и проживающего на ней населения от природных опасностей.

3. Оценка и прогноз комплексного социально-экономического ущерба населению и территориям Северо-Западного и Центрального Кавказа от природных опасностей.

4. Оценка среднесрочного и долгосрочного рисков для населения и территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа от природных опасностей. 5. Разработка предложений по снижению рисков и ущербов населению и территориям Северо-Западного и Центрального Кавказа от возможных природных опасностей.

6. Выявление видов экономической деятельности и зон повышенной уязвимости территорий и населения регионов Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ к природным опасностям (на примере Краснодарского края, Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики).

7. Разработка системы прогнозных расчетов социально-экономического развития исследуемых регионов РФ на базе показателей объема и структуры ВРП и формы 1-п с учетом воздействия ожидаемых природных опасностей.

8. Разработка механизмов оценки влияния природных опасностей при прогнозировании перспектив социально-экономического развития регионов Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ.

9. Разработка методических рекомендаций по учету природных опасностей в долгосрочных стратегиях и программах социально-экономического развития регионов Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ.

10. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления природными рисками социально-экономического развития регионов Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ, включая развитие механизмов страхования с учетом социально-экономических и географических особенностей региона, организационно-экономический механизм по вовлечению населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в страховые отношения.

Долгосрочный прогноз природных опасностей для населения и территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа

Данные переписи населения на Северо-Западном и Центральном Кавказе показывают, что за последние 10 лет численность населения на этих территориях непрерывно растет. В то же время в силу своих географических особенностей, связанных с горным рельефом, наличием большого количества водных источников, лесов, население этих территорий вынуждено селиться только в отдельных, пригодных для проживания, местах, либо осваивать не совсем пригодные из-за

природных опасностей территории. В любом случае из-за роста плотности населения на ограниченных территориях или расширения границ проживания и приближения к зонам повышенной природной опасности риск от возможного воздействия природных опасностей для населения увеличивается.

Для территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа наибольшую опасность представляют геологические и водные опасности, лесные пожары. Необходимо выполнить долгосрочную оценку этих опасностей, оценить вероятность каждого вида опасностей для рассматриваемых территорий.

Оценка уязвимости исследуемых территорий, сооружений и проживающего на них населения от природных опасностей

При достаточно плотном проживании и высокой вероятности воздействия геологических, водных опасностей и природных пожаров большой процент населения рассматриваемых территорий, в основном, проживает в частных строениях и многоэтажных зданиях, построенных по нормам СССР, и не пригодных для восприятия нагрузок от геологических, водных и пожарных опасностей. В настоящее время в Российской Федерации все нормы СССР были актуализированы. Анализ современных норм показывает, что, в основном, произошло увеличение нагрузок на здания и сооружения от возможных природных опасностей. Поэтому в связи с увеличением нагрузок от природных опасностей, износом сооружений, ростом плотности населения актуальной задачей является оценка уязвимости территорий, сооружений и населения на рассматриваемых территориях.

Оценка и прогноз комплексного социально-экономического ущерба населению и территориям СевероЗападного и Центрального Кавказа от природных опасностей

С учетом выявленных возможных зон опасностей

и возможных нагрузок, создаваемых ими, должна быть определена уязвимость территорий, застройки и населения. Комплексный социально-экономический ущерб территориям Северо-Западного и Центрального Кавказа от природных опасностей должен определяться с учетом вероятности каждой из опасностей и вероятности их совместного воздействия на территории, сооружения и население.

Оценка среднесрочного и долгосрочного рисков для населения и территорий Северо-Западного и Центрального Кавказа от природных опасностей

Среднесрочная и долгосрочная оценка рисков для населения должны определяться с учетом рассчитанных возможных зон поражения от наиболее значимых

природных опасностей, уязвимости территорий, сооружений и населения. Среднесрочная оценка должна быть сделана с учетом прогноза возможных опасностей и изменения уязвимости на один год вперед. Долгосрочная оценка делается на 10 лет вперед.

Разработка предложений по снижению рисков и ущербов населению и территориям Северо-Западного и Центрального Кавказа от возможных природных опасностей

Предложения по снижению рисков должны быть сделаны с учетом полученных результатов по оценке опасности, уязвимости и рисков. Предложения должны включать мероприятия прогностического, инженерного и организационного характера.

Выявление видов экономической деятельности и зон повышенной уязвимости территорий и населения регионов Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ к природным опасностям

На основе анализа долгосрочных трендов основных показателей социально-экономического развития Краснодарского и Ставропольского краев и Кабардино-Балкарской Республики будут оценены направления и интенсивность сдвигов в структуре производства указанных регионов, в том числе сдвиги, обусловленные внешним воздействием на развитие регионов, включая реализуемые меры государственной политики, а также природные катастрофы и стихийные бедствия. Особое внимание будет уделено анализу формирования налоговой базы указанных регионов, а также структуре доходной и расходной частей региональных бюджетов.

На основе динамики производства по отдельным видам экономической деятельности будут определены сферы регионального производства, динамика которых в наибольшей мере зависит от внешних воздействий.

При проведении анализа будут использованы экономико-статистические методы, а также метод структурных сдвигов, позволяющий оценить вклад в региональную динамику общенациональных трендов, особенностей региональной структуры производства, а также особых факторов, специфичных для данных регионов [7, 8].

Для решения данной задачи будут проанализированы современная отраслевая структура и масштаб экономики рассматриваемых регионов и муниципальных образований, входящих в их состав, оценены перспективы их трансформации с учетом запланированных инвестиционных проектов и утвержденных программ стратегического планирования. Особое внимание в отраслевом разрезе при этом будет уделено наиболее уязвимым к природным опасностям отраслям специализации данной территории — туристско-рекреацион-ной (в том числе с учетом новых проектов, связанных с развитием горнолыжного туризма в ранее наименее

освоенных горных районах), сельскому хозяйству и транспорту. Будет проведена стоимостная оценка двух важнейших параметров, от которых напрямую зависит масштаб потенциального прямого и косвенного ущерба от природных опасностей [9, 10]: стоимость основных фондов (зданий и сооружений) и объем валового производства по основным отраслям экономики на уровне муниципальных образований.

В пространственном разрезе необходимо выявить внутрирегиональную дифференциацию в уровне хозяйственной освоенности территории посредством анализа системы расселения и через показатели плотности важнейших социально-экономических параметров, их производных по географической координате [11]. Природный риск в регионах Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ тесно связан с особенностями исторически сложившейся здесь территориальной структуры расселения. Ее отличают плотная сеть достаточно крупных населенных пунктов, преимущественно привязанных к долинам рек, большая плотность населения в предгорной и равнинной частях регионов. Также важной особенностью является повышенная по сравнению со среднероссийской доля сельского населения.

Будут выявлены внутрирегиональные различия в уровне и специфике хозяйственной освоенности территории на разных орографических уровнях (равнинных, предгорных и горных районах) и разных типах ландшафта. На горных территориях население и экономика сконцентрированы на очень маленькой площади, что делает их особенно уязвимыми перед природными опасностями. Дефицит земельных ресурсов для нового строительства и расширения сельскохозяйственных угодий в горных районах также является фактором, повышающим природные риски. В межгорных котловинах можно наблюдать типичные для Северного Кавказа процессы, такие как длительный исторический процесс освоения, смешение этносов, разность культур, нерациональное использование ресурсов, и пр. Последнее проявляется в том числе в усилении земледельческого освоения (огородное хозяйство, поливные сенокосы и пр.) наиболее удобных для этих целей ровных участков межгорных котловин, при этом селитебная зона расширяется за счет склонов. Таким образом, дефицит земельных ресурсов для развития селитебной зоны подталкивает население горных районов к освоению потенциально наиболее опасных участков с точки зрения подверженности природным опасностям.

Разработка системы прогнозных расчетов социально-экономического развития исследуемых регионов РФ на базе показателей объема и структуры ВРП и формы 1-п с учетом воздействия ожидаемых природных опасностей

Целью исследования является построение системы консолидированных счетов производства, распределения и использования валового регионального продукта

и формы 1-п (данные об объеме и структуре затрат на производство). На этой основе будет разработана система прогнозных расчетов социально-экономического развития исследуемых регионов РФ с учетом воздействия ожидаемых природных опасностей.

В самом общем виде задача прогнозных расчетов состоит в согласовании значений показателей, характеризующих результаты социально-экономической политики, с необходимыми объемами различных ресурсов. Как целевые, так и ресурсные показатели являются взаимозависимыми. Связи между ними носят либо балансовый характер (простейший пример — объемы валового накопления и непроизводственного потребления в регионе в данном году), либо функциональный (например, потребление топлива в какой-либо отрасли зависит от объема производства). Кроме того, взаимосвязи обоих типов могут иметь место как в статике, так и в динамике. Наконец, в зависимости от конкретных обстоятельств один и тот же индикатор может отражать как цель, так и средство (ресурс) для реализации цели.

В силу существования указанных взаимосвязей перспективные экономические расчеты с чисто логической точки зрения должны базироваться на некоторой формализованной расчетной схеме (модели). Разумеется, квалифицированные специалисты-практики общеэкономических и финансовых ведомств могут, например, составить непротиворечивый проект бюджета региона без использования подобных формализованных схем путем простейших частных расчетов отдельных показателей и последовательного приближения к взаимосогласованной системе их значений. Однако в этом случае процедурам получения такого решения всегда можно поставить в соответствие некоторую формализованную схему расчетов, реализуемую, так сказать, в неявной форме. Следствием того, что схема расчетов не «эксплицирована», является, как правило, невозможность выявления и анализа всех возможных альтернатив и, соответственно, выбора наиболее приемлемой из них.

Очевидно, что потребность в использовании формализованных схем резко возрастает, когда речь идет о расчетах на средне- и долгосрочную перспективу, призванных обосновать стратегические решения в рамках различного рода программ развития отдельных субъектов федерации. Исследовательские работы, связанные с построением различных систем моделей и расчетных схем для регионального уровня, ведутся уже несколько десятилетий. Вместе с тем, эти исследования не привели к выработке достаточно общих правил построения систем расчетов, пригодных для практического использования. Это связано с рядом методических проблем, первопричиной которых являются неоднородность и ограниченная сопоставимость массивов экономической информации, отражающих различные аспекты общественного воспроизводства на региональном уровне.

Обобщение нашего опыта регионального прогнозирования позволяет сформулировать следующие

элементарные требования к системе используемых в них макроэкономических показателей.

1. Минимально необходимое и, одновременно, логически полное описание процесса общественного воспроизводства предполагает использование в процессе прогнозных расчетов (т. е. построение на перспективу) трех таблиц: счет производства валового регионального продукта (ВРП), счет образования первичных доходов и счет использования ВРП. Построение этих таблиц на перспективу должно сочетаться с расчетом баланса денежных доходов и расходов населения (БДДР) и консолидированного бюджета субъекта федерации и внебюджетных фондов. Построение БДДР и бюджета региона заменяет (хотя и не в полной мере и не в точном соответствии с абстрактной схемой процесса воспроизводства) счет вторичного распределения ВРП. Необходимость увязки счетов ВРП с параметрами бюджета региона очевидна, если речь идет о создании систем расчетов, предназначенных для практического использования их региональными администрациями. Точно так же построение БДДР необходимо в связи с тем, что динамика денежных доходов и их компонент выступают важнейшим обобщенным индикатором результатов экономического развития.

2. На стадии производства ВРП необходимо выделить, как минимум, сектор предприятий, сектор домашних хозяйств и сектор услуг, финансируемых за счет региональных (бюджета и внебюджетных фондов) и федеральных средств. Соответственно, на стадии использования ВРП необходимо выделить в числе источников финансирования средства населения: государственные средства федерального и регионального уровня, средства предприятий и организаций.

3. Обозримость и компактность системы расчетов должны сочетаться с возможностью расширения номенклатуры показателей, во-первых, для отражения конкретных аспектов функционирования экономики данного региона. Во-вторых, это связано с различными функциями макроэкономических расчетов на разных стадиях разработки бюджета или программы экономического развития региона. С одной стороны, макроэкономические прогнозные расчеты выступают основой детальных проектировок, призванных отобразить конкретные особенности функционирования экономики региона, формирования доходной и расходной частей его бюджета и т. д. В этом случае принято говорить, что такие расчеты выполняют «задающую» функцию, т.е. определяют общие рамки функционирования экономики в перспективе, исходя из минимального числа экзогенно задаваемых параметров и гипотез. С другой стороны, макроэкономические расчеты призваны интегрировать результаты детальных проектировок с целью представления в агрегированной, компактной форме итогов экономического развития (так называемая «сводная» функция). В этом случае система расчетов должна (может) иметь значительное количество переменных и параметров, задаваемых извне.

Разработка механизмов оценки влияния природных опасностей при прогнозировании перспектив социально-экономического развития регионов Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ

Реализуемая в рамках проекта методология предполагает учет факторов природных рисков в рамках общеэкономического прогноза долгосрочного развития территорий Краснодарского края, Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики. Долгосрочный прогноз развития указанных регионов будет разработан на основе методологии долгосрочного регионального прогнозирования, используемой в ИНП РАН [12], в основе которой лежат модельный комплекс, включающий модели общенационального уровня, модели развития федеральных округов и модели развития субъектов РФ. Параметры долгосрочного прогноза развития национальной экономики в рамках проекта будут заданы экзогенно. Поскольку официально принятый прогноз долгосрочного развития России на период до 2036 года, разработанный Минэкономразвития России [13], не содержит регионального разреза, в качестве базового будет использован долгосрочный прогноз ИНП РАН [14]. Сценарии и параметры долгосрочного развития Южного федерального округа (верхний уровень — для Краснодарского края) и Северо-Кавказского федерального округа (для Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики) будут уточнены в ходе прогнозных расчетов. Основные параметры долгосрочного социально-экономического развития указанных регионов, необходимые для учета природных рисков, будут сформированы в рамках прогнозов развития регионов, разработанных на основе общенациональных и региональных сценариев развития [15].

Стихийные бедствия по-разному влияют на различные отрасли экономики. В одних проявляется рост (например, в строительстве, когда требуется восстановление фондов), в других — глубокий спад, но с последующим достаточно быстрым восстановлением (сельское хозяйство). Для восстановления утраченных фондов и хозяйства после реализации стихийного бедствия привлекаются крупные инвестиции из государственных резервных фондов, что можно ошибочно расценивать как положительный эффект, способствующий обновлению экономики. Будут проанализированы отдельные кейсы, позволяющие проследить закономерности влияния природных опасностей на социально-экономическое развитие территории (например, наводнения 2012 года на Кубани; 2015, 2018 г. — в г. Сочи, 2016 г. — в Кавказских минеральных Водах и др., сходы лавин на горнолыжных курортах в Приэльбрусье и др.). На основании полученных результатов будет создана модель, демонстрирующая влияние фактора вероятной реализации природной опасности разного генезиса и масштаба на население и экономику рассматриваемых регионов.

Разработка методических рекомендаций по учету природных опасностей в долгосрочных стратегиях и программах социально-экономического развития регионов Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ

Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, соответствующие требованиям Федерального закона ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в настоящее время находятся в процессе разработки. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов были приняты в 2009-2010 годах. Стратегия пространственного развития Российской Федерации пока не принята. Все указанные документы не учитывают факторы, обусловленные природными рисками. Кроме того, все указанные документы имеют ряд недостатков, которые связаны с их взаимной несогласованностью, необоснованными параметрами экономической динамики, рядом других проблем [16, 17]. В рамках проекта будут предложены направления совершенствования методологии разработки долгосрочных стратегий развития регионов, с одной стороны, повышающие степень обоснованности региональных стратегий, с другой стороны, обеспечивающие возможность учета природных рисков.

Разработка рекомендаций по совершенствованию управления природными рисками социально-экономического развития регионов Северо-Западного и Центрального Кавказа РФ, включая развитие механизма страхования с учетом социально-экономических и географических особенностей региона;организационно-экономического механизма по вовлечению населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в страховые отношения

Страхование в России распространено в явно недостаточной степени, чему есть несколько существенных причин, связанных не только с отсутствием традиции заключать договоры страхования и низким уровнем доверия к страховым компаниям, есть и более фундаментальная причина — низкий уровень доходов у потенциальных страхователей, что особенно выражено в исследуемом регионе [18-20]. Применительно к территориям Северо-Западного и Центрального Кавказа России следует также учесть этно-конфессиональную специфику региона, а также превалирующее значение индивидуальной застройки над многоквартирными домами в национальных республиках.

Тем не менее, рост количества чрезвычайных ситуаций и происшествий, негативные изменения климата

явно указывают на возрастание уровня и увеличение количества рисков, их усложнение, в связи с этим рост потенциальных страховых интересов и может быть причиной роста экономической эффективности использования страхования населением и хозяйствующими субъектами. Несомненно, что многие природные риски на территориях Северо-Западного и Центрального Кавказа России могут иметь катастрофический характер, что указывает на актуальность страхования на случай природных и техногенных катастроф, вызванных реализацией природных рисков.

Опыт страхования советского периода показывает, что все современные сложности сводить к этно-кон-фессиональной специфике региона не следует, так как во время существования обязательного страхования строений в сельской местности такие договоры заключались и исполнялись. В настоящее время нет и значительных проблем, связанных с принципиальным нежеланием покупать полисы ОСАГО.

Представляется целесообразным исследовать и вторую сторону договора — страховые компании, предлагающие в данном регионе лишь небольшой выбор типовых страховых продуктов, мотивируя это существенными проблемами с потенциальным страховым мошенничеством в исследуемом регионе, а также отсутствием необходимости разработок страховых продуктов в условиях низкого платежеспособного спроса со стороны потенциальных потребителей. Типовые страховые продукты позволяют снизить себестоимость предоставляемых услуг, но

Литература

1. Акимов В. А., Владимиров В. А., Измалков В. И. Катастрофы и безопасность. М.: МЧС России, 2006. 392с.

2. Акимов В. А. Междисциплинарные исследования проблем безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 136с.

3. Акимов В. А. Общая теория безопасности жизнедеятельности в современной научной картине мира. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018. 136с.

4. Акимов В. А., Новиков В. Д., Радаев Н. Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: Деловой экспресс, 2001. 344с.

5. Акимов В. А., Лесных В. В., Радаев Н. Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. М.: Деловой экспресс, 2004. 352с.

6. Акимов В. А., Лесных В. В., Радаев Н. Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. М.: Деловой экспресс, 2004. 352с.

7. Михеева Н. Н. Макроэкономические эффекты структурных сдвигов в экономике регионов // Регион: экономика и социология. 2018. № 4. С. 42-68. DOI: 10.15372^ЕС20180402.

8. Михеева Н. Н. Факторы роста российских регионов: адаптация к новым условиям // Регион: экономика и социология. 2017. № 4. С.151-176. DOI: 10.15372^ЕС20170407.

9. Бабурин В. Л., Бадина С. В. Оценка социально-экономического потенциала территории, подверженной неблагоприятным и опасным природным явлениям // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2015. № 5. С. 9-16.

10. Бадина С. В. Количественная оценка уязвимости социально-экономического потенциала Российской Арктики в зоне деградации вечной мерзлоты // Региональные исследования. 2017. № 3. С. 107-116.

могут не учитывать важной для данного региона специфики.

В России практически не распространены общества взаимного страхования и технология микрострахования, разработанная специально для удовлетворения потребностей низкобюджетных слоев населения в страховых услугах. Взаимное страхование является распространенной формой страхования, активно используемой в исламском мире. Представляется целесообразным провести социологические и конъюнктурные исследования, направленные на определение возможностей активного внедрения микрострахования и взаимного страхования на территориях Северо-Западного и Центрального Кавказа России и на этой основе сформировать впоследствии комплекс организационно-экономических мер по вовлечению населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в страховые отношения.

Научная значимость ожидаемых результатов проекта заключается в применении системного подхода к оценке риска опасных природных процессов на Северо-Западном и Центральном Кавказе: от прогнозирования опасностей и оценки уязвимости до оценки ущерба и долгосрочного прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Северо-Западного и Центрального Кавказа от катастроф и стихийных бедствий.

В дальнейшем такой подход может быть распространен для подготовки долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом с учетом вызовов и угроз любой природы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Бадина С. В. Моделирование поля плотности социально-экономического потенциала в целях оценки уязвимости территории к природным опасностям на примере Арктической зоны России, Северного Кавказа и Южной Сибири // Материалы Международной конференции ИнтерКарто / ИнтерГИС. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2018. Т. 24. С. 212-221.

12. Перспективы развития экономики России: прогноз до 2030 года. М.: Анкил. 2013. 408 с.

13. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depmacro/201828113 (дата обращения 06.01.2019).

14. Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России: монография / Под науч. ред. акад. В. В. Ивантера. М.: Научный консультант, 2017. 196 с.

15. Михеева Н. Н. Оценка сценариев пространственного развития российской экономики до 2030 года// Научные труды ИНП РАН.— М.: МАКС Пресс, 2017. C. 405-423.

16. Михеева Н. Н. Долгосрочные прогнозы регионального развития: анализ результатов и проблемы разработки// Проблемы прогнозирования.— 2018.-№ 5.— C. 24-37.

17. Михеева Н. Н. Стратегия пространственного развития: новый этап или повторение старых ошибок? // ЭКО. 2018. № 5. C. 158-178. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2018-5-158-178.

18. Цыганов А. А. От финансовой грамотности к страховой культуре // Современные страховые технологии. 2016. № 3. С. 102107.

19. Цыганов А. А. Развитие институтов защиты и обеспечения прав страхователей в России. М.: РАГС, 2009. 188 с.

20. Цыганов А. А., Кириллова Н. В. Страховой рынок Российской Федерации. Региональный аспект // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 4. С. 1270-1281.

Сведения об авторе

Акимов Валерий Александрович: д. т. н., проф., засл. деятель науки РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: akimov@vniigoch.ru SPIN-код — 8120-3446.

Бадина Светлана Вадимовна: к. г. н., PhD, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, н. с. 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47. e-mail: bad412@yandex.ru

Егорова Александра Алексеевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: camula91@mail.ru SPIN-код — 2171-9208.

Маклаков Александр Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-mail: alexm00@rambler.ru

SPIN-код — 3626-2084.

Михеева Надежда Николаевна: д. э. н., проф., Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, гл. н. с. 117418, Москва, Нахимовский просп., 47. e-mail: mikheeva_nn@mail.ru SPIN-код — 3458-7082.

Нигметов Геннадий Максимович: к. т. н, доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. е-mail: tagirmaks@mail.ru SPIN-код — 8578-2278.

Рогожин Евгений Александрович: д. г-м. н., проф., Институт физики Земли РАН, гл. н. с. 123242, Москва, ул. Большая Грузинская, 10. e-mail: eurog@ifz.ru

Суворов Анатолий Владимирович: д. э. н., проф., Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, рук. лаборатории.

117418, Москва, Нахимовский просп., 47. e-mail: asuvor@ecfor.ru

Цыганов Александр Андреевич: д. э. н., проф., ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», рук. департамента страхования и экономики социальной сферы. 125993, Москва, Ленинградский проспект, 49. e-mail: aatsiganov@fa.ru SPIN-код — 3435-0871.

Information about authors

Akimov Valery A.: ScD (Technical Sc.), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: akimov@vniigoch.ru SPIN-scientific — 8120-3446.

Badina Svetlana V.: Candidate of Geological Sciences, Institute of Economic Forecasting, Researcher. 47 Nakhimov Avenue, Moscow, 117418, Russia. e-mail: bad412@yandex.ru

Egorova Alexandra A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: camula91@mail.ru SPIN-scientific — 2171-9208.

Maklakov Alexander S.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: alexmo0@rambler.ru SPIN-scientific — 3626-2084.

Mikheeva Nadezhda N.: Doctor of Economics, Professor, Institute of Economic Forecasting, Chief Researcher. 47 Nakhimov Avenue, Moscow, 117418, Russia. e-mail: mikheeva_nn@mail.ru SPIN-scientific — 3458-7082.

Nigmetov, Gennady M.: Cand.Sci. (Engineering), Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail:tagirmaks@mail.ru SPIN-scientific — 8578-2278.

Rogozhin Evgeny A.: Doctor of Geological and Mineralogical Sciences, Professor, Institute of Physics of the Earth, Chief Researcher.

10 Bol'shaya Gruzinskaya, Moscow, 123242, Russia. e-mail: eurog@ifz.ru

Suvorov Anatoly V.: Doctor of Economics, Professor, Institute of Economic Forecasting, Laboratory Manager. 47 Nakhimov Avenue, Moscow, 117418, Russia. e-mail: asuvor@ecfor.ru

Tsyganov Alexander A.: Doctor of Economics, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Head of Insurance and Social Economics Department.

49 Leningradsky Avenue, Moscow, 125993, Russia. e-mail: aatsiganov@fa.ru SPIN-scientific — 3435-0871.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Артамонов В.С. и др.Историческая пожарно-спасательная энциклопедия https://elibrary.ru/item.asp?id=32288725

Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (пособие для руководителей муниципальных образований) https://elibrary ru/item.asp?id=32726150

Гражданской обороне 85 лет: Фотоальбом https://elibrary.ru/item.asp?id=30505592

Сломянский В.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» https://elibrary ru/item.asp?id=30601349

Мошков В.Б. и др. Тенденции развития пожарно-спасательной отрасли. Фотокнига https://elibrary ru/item.asp?id=32458165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.