Научная статья на тему 'Оценка экологической безопасности в республике Дагестан'

Оценка экологической безопасности в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1785
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баширова А.А.

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с экологической безопасностью региона. Существующие в республике экологические проблемы, слабая законодательная база в области охраны окружающей среды, недостаточно эффективная государственной экологическая политика в сфере природопользования обуславливают необходимость учета экологических факторов во всех сферах деятельности и на всех уровнях принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF ECOLOGICAL SAFETY IN REPUBLIC DAGESTAN

The pressing questions connected with ecological safety of region are considered. Environmental problems existing in republic, weak legislative base in the field of preservation of the environment, insufficiently effective state the ecological policy in sphere of wildlife management cause necessity of the account of ecological factors for all fields of activity and at all levels of decision-making.

Текст научной работы на тему «Оценка экологической безопасности в республике Дагестан»

ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ

_БАШИРОВА А. А.

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ

ДАГЕСТАН

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с экологической безопасностью региона. Существующие в республике экологические проблемы, слабая законодательная база в области охраны окружающей среды, недостаточно эффективная государственной экологическая политика в сфере природопользования обуславливают необходимость учета экологических факторов во всех сферах деятельности и на всех уровнях принятия решений.

_BASHIROVA А. А.

ESTIMATION OF ECOLOGICAL SAFETY IN REPUBLIC DAGESTAN

The pressing questions connected with ecological safety of region are considered. Environmental problems existing in republic, weak legislative base in the field of preservation of the environment, insufficiently effective state the ecological policy in sphere of wildlife management cause necessity of the account of ecological factors for all fields of activity and at all levels of decision-making.

Ключевые слова: экологическая безопасность, регион, законодательная база, государственная экологическая политика, охрана окружающей среды, природопользование.

Важнейшей составляющей стратегии устойчивого развития региона является экологическая безопасность, в рамках которой должно осуществляться регулирование различных видов хозяйственной деятельности в целях предотвращения негативных последствий экологического характера.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего, его прав на благоприятную окружающую среду.

Рассматривать экологическую безопасность в разрезе региона представляется целесообразным, потому что в большинстве своем экологические проблемы (за исключением тех, которые носят глобальный характер) привязаны к конкретным регионам и определяются совокупностью географических и природно-климатических условий, а также наличием предприятий конкретных отраслей.

Оценка экологической безопасности региона включает в себя ряд этапов:

❖ провести региональный мониторинг состояния окружающей среды;

❖ проанализировать характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в регионе;

❖ оценить экологическое воздействие и ущерб;

❖ рассмотреть основные направления государственной экологической политики в сфере природопользования и экологической безопасности.

Оценка экологической безопасности строится на основе результатов, полученных при проведении регионального мониторинга окружающей среды, который распространяется на следующие объекты:

❖ атмосферный воздух;

❖ водные ресурсы;

❖ почва и земельные ресурсы;

❖ растительный мир, леса;

❖ животный мир;

❖ полезные ископаемые.

В Республике Дагестан государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Ростехнадзором, Центром Государственного санитарно-эпидемиологического контроля и другими организациями.

Дадим краткую характеристику экологической обстановки в республике.

Водные объекты. Стабилизации экологической ситуации на водных объектах республики препятствуют как природные, так и обусловленные человеческой деятельностью факторы. Во-первых, несмотря на значительные водные ресурсы, они неравномерно распределены в ряде районов республики, поэтому существует острый дефицит в воде, особенно в городах. Почти половина территории Дагестана относится к аридной зоне. Усугубляют положение и паводки. Для республики остаются серьезными проблемы загрязнения малых рек, родников и их истощения в результате неразумной деятельности человека. Остается высоким уровень бактериального и химического загрязнения рек и прибрежных вод Каспийского моря.

Санитарное состояние большинства открытых водоемов является неудовлетворительным. Более половины населения республики использует для питья воду, качество которой не отвечает гигиеническим нормативам. Выявлена связь между высоким уровнем неинфекционной заболеваемости и содержанием в питьевой воде мышьяка.

Высокая степень загрязнения морских вод является одной из причин снижения запасов некоторых видов промысловых рыб. Средства, которые выделяются из республиканского бюджета РД, не оказывают стабилизирующего влияния на водохозяйственный комплекс республики.

Недропользование. Острой является проблема рационального использования и охраны подземных вод на территории республики, особенно в северной зоне, немало бесхозных скважин, которые самоизливаются, и значительные площади земель вокруг них заболочены, развиваются процессы эрозии и вторичного засоления почв.

В прибрежной рекреационной зоне происходит самовольное и бесконтрольное изъятие значительных объемов песка, строительство различных

объектов, которые становятся дополнительным источником загрязнения рекреационной зоны.

Невосполнимый ущерб не только окружающей среде, но и экономике республики наносит нелицензионная деятельность на карьерах по добыче бутового камня, песка, кирпичных глин, других строительных материалов.

Состояние лесов. Общая площадь земель лесного фонда на 01.01. 2004г. составляет 527,3га. Земли лесного фонда составляют примерно 8,9% от территории РД. В последние годы, в связи со строительным бумом участились случаи самовольного захвата земель лесного фонда, что приводит к вырубке лесов и негативным экологическим последствиям.

Состояние атмосферы. Одним из основных факторов, оказывающих влияние на здоровье населения, является состояние атмосферного воздуха. Ежегодно в республике стационарными и передвижными источниками выбрасывается в атмосферу более 160 тыс. тонн загрязняющих веществ. В результате спада объемов производства вклад промышленных предприятий в эти выбросы уменьшился. Так, по данным Российского статистического ежегодника (2006г.) в атмосферу от стационарных источников в 2005 году было выброшено в 2 раза меньше загрязняющих веществ (около 27т.т.) по сравнению с 1990 годом (50т.т.). В тоже время, в 2005 году в 12 раз меньше было уловлено и обезврежено загрязняющих веществ (2т.т.), чем в 1990 году (24т.т.)

Вклад передвижных источников превысил 80 %. В настоящее время автотранспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха.

Выбросы предприятий республики, несмотря на их снижение, также представляют серьезную опасность. Топливно-энергетический и промышленный комплекс республики выбрасывает в атмосферу вредные вещества почти 150 наименований, в том числе вещества 1-го и 2-го классов опасности. Степень улавливания и обезвреживания этих веществ в целом по республике не превышает 20 %. Почти две трети всех имеющихся установок очистки выбросов неисправны, неэффективны или не используются.

Размещение и утилизация отходов. Нерешенность данной проблемы является одной из причин высокого уровня загрязнения земель, а также подземных и поверхностных вод. Существующие места размещения отходов не отвечают элементарным санитарным и экологическим требованиям. Постоянно растет число неорганизованных свалок, более того, твердые бытовые отходы сжигаются на свалках, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха высокотоксичными соединениями.

Нерешенность проблемы утилизации отходов является одной из главных причин высокого уровня загрязнения земель и их необратимой деградации. Высоким остается уровень химического и бактериологического загрязнения почв.

Продолжаются процессы природного и антропогенного опустынивания на Черных землях и Кизлярских пастбищах, которые занимают 30% территории Дагестана и являются зоной отгонного животноводства для 17 районов

республики. Процессы климатического опустынивания усиливаются под влиянием антропогенных факторов, а именно - неравномерного распределения и превышения предельно допустимых величин пастбищных нагрузок. По своему состоянию эти земли приравниваются к зонам экологического бедствия. Мероприятия, которые предусматривались Генеральной схемой по борьбе с опустыниванием, фактически остались невыполненными.

Растительный и животный мир. Большой ущерб республике наносит хищническое уничтожение объектов растительного и животного мира. Прогрессирующий характер носит обеднение флоры и фауны. Причиной чего является неразумная деятельность сельхозпредприятий и частных лиц, ведущая к деградации охотничьих угодий, незаконная добыча, скупка и продажа ценных пород животных и пушно-мехового сырья.

Неудовлетворительное состояние среды обитания, нарастающее загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и морских вод, земель представляют непосредственную угрозу здоровью населения республики. В целом по республике наметилась тенденция роста заболеваемости населения, в том числе детей и подростков, болезнями крови, мочеполовой системы, онкологической заболеваемости.

Таким образом, в настоящее время экологическую обстановку в республике можно охарактеризовать как неблагополучную.

Одним из наиболее важных этапов оценки экологической безопасности является анализ характера и определение количественных показателей антропогенных воздействий на окружающую природную среду в регионе.

Для дагестанской экономики характерен большой удельный вес первичной экономики (природоэксплуатирующих отраслей) в производстве, инвестициях, у нас нет прогрессивных наукоемких отраслей, от которых во многом и зависит переход к устойчивому развитию. РД является аграрно-сырьевым регионом. На окружающую среду региона наибольшие антропогенные нагрузки оказывают нефтегазодобыча, применение химических средств в сельском хозяйстве, жилищно-коммунальное хозяйство городов и других поселений, автотранспорт, предприятия стройматериалов, промышленные и бытовые отходы.

Выше рассматривалась экологическая обстановка в Дагестане, согласно чему можно сделать вывод, что существующие методы природопользования способствуют быстрому истощению ресурсов

Главной причиной неблагоприятной экологической обстановки является то, что на протяжении многих лет экологические проблемы в республике, как и в целом по стране, считались второстепенными. Решения в сфере промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства, иных областях экономики принимались без учета экологических факторов и без принятия соответствующих компенсационных мер. Следовательно, уже на стадии принятия решений формировались причины многих существующих ныне нарушений экологических требований как к хозяйственной деятельности, так и к условиям жизни человека.

В условиях кризиса в экономике на предприятиях республики обозначилась явная тенденция решения производственно-экономических проблем за счет экологических. За последние 5 лет затраты на природоохранные мероприятия снизились более, чем в 3 раза. В результате этого вышли из строя системы очистки выбросов и сбросов, разукомплектованы или ликвидированы санитарно-экологические лаборатории, утрачены кадры квалифицированных инженеров-экологов, резко замедлились темпы выполнения природоохранных мероприятий.

Наметившееся в последние годы некоторое оживление в экономике неизбежно ведет к росту негативных воздействий на окружающую среду на фоне запущенной природоохранной деятельности в промышленном комплексе республики.

Определенную роль в ухудшении экологической обстановки сыграло и снижение материального уровня жизни населения, явившееся одной из причин массового браконьерства и других экологических правонарушений.

Рассмотрим некоторые количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в регионе в результате осуществления различных видов экономической деятельности на примере выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В 2006 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта составили (тыс. тонн): всего - 170,651.

Основной вклад в эти выбросы (в %) внесли предприятия следующих видов экономической деятельности:

Таблица 1

по суммарному выбросу: %

транспорт и связь 7,6

- в т.ч. транспортирование по трубопроводам газа 6,9

добыча полезных ископаемых 2,9

- в т.ч. добыча нефти и газа 1,9

добыча прочих полезных ископаемых 1,0

производство и распределение электроэнергии, газа 1,9

и воды

остальные отрасли 4,4

Вклад автотранспорта 83,2

На предприятиях республики уловлено 2,866 тыс. тонн загрязняющих веществ (9,1% отходящих), из которых утилизировано 1,229 тыс. тонн. Высокая степень очистки выбросов не достигнута ни на одном предприятии. На предприятиях по производству мебели уловлено загрязняющих веществ 66,9%, строительства - 60,6 %, по производству электрооборудования -47,5%. Наименьшая степень очистки выбросов зарегистрирована на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды -0,02%, по транспортированию по трубопроводам газа - 0,1%, текстильного и швейного производства - 0,2%.

От предприятий сельского и лесного хозяйства, добычи прочих полезных ископаемых, производства нефтепродуктов и готовых металлических

изделий, воздушного транспорта, связи и ряда других выбросы, содержащие загрязняющие вещества, поступают в атмосферу без очистки.

В 2006 г. наиболее существенное увеличение выбросов зарегистрировано в следующих видах деятельности:

❖ транспортирование по трубопроводам газа - на 816 тонн в результате роста объемов перекачки газа по магистральным газопроводам ООО «Каспийгазпром»;

❖ добыча сырой нефти и природного газа - на 398 тонн в результате роста объемов добычи в ОАО «НК «Роснефть-Дагнефть» и ОАО «Дагнефтегаз»;

❖ на предприятиях по производству неметаллических минеральных продуктов - на 99 тонн в результате роста объемов производства.

Наибольшее снижение выбросов произошло на предприятиях:

❖ строительства - на 509 тонн, в т.ч. строительства автомобильных дорог - на 350 тонн из-за сокращения объемов производства;

❖ по торговле моторным топливом ОАО «Дагнефтепродукт» - на 315 тонн из-за сокращения объемов реализации топлива;

❖ сельского хозяйства - на 180 тонн из-за сокращения объемов производства в результате эпидемии птичьего гриппа;

❖ по добыче полезных ископаемых - на 160 тонн из-за сокращения объемов добычи.

Снижение выбросов за счет проведения мероприятий по охране атмосферного воздуха составило 650 тонн. В целом по сравнению с предыдущим годом выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились на 259 тонн.

Аварийные выбросы на предприятиях республики в 2006 г. не зарегистрированы.

В 2006 г. в городе состояло на учете 1011 объектов, производящих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников. Всего на данных объектах насчитывалось 22573 стационарных источников выбросов.

Оценка экологического воздействия и ущерба. Под эколого-экономическим ущербом от деградации окружающей среды понимается денежная оценка негативных изменений в окружающей среде в результате ее загрязнения, в качестве и количестве природных ресурсов, а также последствия таких изменений. Обычно при измерении ущерба природе сначала выявляются изменения/ухудшения в натуральных показателях, а затем дается их экономическая оценка. Имеется ряд экономических подходов, позволяющих оценить экологическое воздействие. Наиболее разработанным является подход, связанный с использованием имеющихся (рыночных) цен для оценки негативного воздействия на окружающую среду.

Так, в 2006 году всего за негативное воздействие на окружающую среду по данным Ростехнадзора по РД было начислено 15198,66 тыс.руб, из которых оплачено - 10966,64 тыс.руб. На 1 сентября 2007 года оплачено -8346,83 ты.руб.

Кроме того, очень часто при оценке экологического воздействия применяют «метод потери дохода» или ухудшения качества жизни (рост заболеваемости, смертности и т.д.).

В республике в настоящее время существует негативная тенденция в состоянии здоровья населения. И среди причин, оказывающих отрицательное воздействие на состояние здоровья населения, а также на демографическую ситуацию, существенную роль играет и экологическая составляющая. С 1998 года в два раза вырос уровень общей заболеваемости среди всех групп населения, у подростков - в три раза. Все это в последующем негативно скажется в том числе и на экономическом развитии республики.

Основные направления государственной экологической политики в сфере природопользования и экологической безопасности.

Необходимо отметить, что в последнее время природоохранная деятельность в республике активизировалась. Все больше внимания к экологическим проблемам стали обращать ученые, общественность, Минприроды РД значительно усилил свою деятельность по обеспечению экологической безопасности. За последние 2 года почти в 3 раза увеличилось количество проводимых проверок объектов хозяйственной и иной деятельности. По вопросам охраны окружающей среды подготовлен ряд важных правительственных документов и законопроектов. Основными направлениями в области охраны окружающей среды являются экологический мониторинг, экологическая экспертиза, экологический контроль.

Экологический мониторинг — это регулярные, системные наблюдения состояния природных сред, природных объектов, геоэкосистем и источников антропогенного воздействия на них. В РД государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Ростехнадзором, Центром Государственного санитарно-эпидемиологического контроля и другими организациями. При этом осуществляются следующие виды мониторинга:

❖ мониторинг загрязнения окружающей природной среды;

❖ мониторинг источников антропогенного воздействия на природу;

❖ санитарно-гигиенический мониторинг;

❖ радиационно-гигиенический мониторинг;

❖ мониторинг водных объектов;

❖ мониторинг геологической среды;

❖ мониторинг объектов животного и растительного мира.

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду.

В целом, предназначение экологической экспертизы состоит в следующем: воздействия, оказываемые исследуемым объектом на окружающую среду и здоровье человека, необходимо выявлять, оценивать и документировать заранее. Основные показатели деятельности в сфере государственной

экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору «Ростехнадзора» по Республике Дагестан за 1-е полугодие 2007г. содержатся в таблице 2.

Таблица 2

Всего по УТЭН

Наименование показателей За июнь По нарастаю-

2007г. щей за 2007г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее количество материалов, поступивших на ГЭ Э 6 25

Число материалов, принятых на ГЭЭ, в том числе: 1 14

Утверждено заключений ГЭЭ всего, из них: 1 14

получили положительное заключение ГЭЭ 1 12

получили отрицательное заключение ГЭЭ - 2

Количество не начатых ГЭЭ, в том числе: 5 11

Число отказов в проведении ГЭЭ - 6

Число материалов, находящихся на рассмотрении (включая 5 5

только что поступившие, не начатые, не оплаченные и не

имеющие приказа об организации ГЭЭ)

Представлено к оплате за проведение ГЭЭ, млн. руб. 0,078 0,147

Оплачено за проведение ГЭЭ, млн. руб. - 0,027

Количество экспертиз, которые будут проведены за 2007 г. (прогнозная оценка) 30 30

Основной принцип осуществления экологического контроля состоит в том, что государственный инспекционный контроль имеют право осуществлять должностные лица и органы, специально уполномоченные в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Основные итоги деятельности по госконтролю, осуществляемые Ростехнадзором, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Наименование мероприятий За август месяц С начала года 2007г.

Проведено проверок 13 174

Выявлено нарушений 75 687

Выдано предписаний 26 171

Выполнено пунктов предписания 29 210

Наложено штрафов 11 52

Сумма штрафов в тыс.руб. 24,0 130,0

Взыскано штрафов 13,0 60,0

Поставлено на учет в результате работы инспектора 2 70

Направлены письма администрациям, министерствам и

др.ведомствам 1 2

Минприроды РД за 1-е полугодие 2007 г. проведено 146 проверок по соблюдению природоохранного законодательства, в ходе которых выявлено 315 фактов нарушений законодательства. Вынесено 87 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 273,8 тыс.руб., почти половина которых - 134,5 тыс.руб. - взыскана.

Тем не менее, стабилизация и улучшение экологической обстановки одними только указанными мерами невозможны. Дальнейшее освоение сырьевых, топливно-энергетических и биоресурсов и наращивание промыш-

ленного потенциала с использованием существующих антиэкологических методов хозяйствования приведет республику к экологическому кризису, который, в свою очередь, станет мощным тормозом социально-экономического развития. Дагестану необходимо уже сейчас коренным образом пересмотреть ориентиры своего развития и инвестиционную политику, обеспечив приоритетный учет экологических факторов во всех сферах деятельности и на всех уровнях принятия решений.

Добиться экологической безопасности можно через процесс экологизации хозяйственной деятельности. Экологизация как явление призвана разрешить эколого-экономические противоречия между потребностями человека и окружающей его средой. Ее можно определить как разумное использование природы в соответствии с производственными и экологическими требованиями, обеспечивающее не только получение необходимых объемов продукции, но и нормальное функционирование окружающей среды.

Основными принципами, на которых должна базироваться новая система хозяйствования являются:

❖ принцип платности за ресурсы, загрязнение, риск;

❖ принцип обеспечения безопасности человека как главного ориентира развития;

❖ принцип полного учета социально-экономического эффекта хозяйственной деятельности на всех уровнях;

❖ принцип регулирования рационального природопользования посредством льгот;

❖ принцип относительной обособленности и одновременной взаимосвязи хозяйственных механизмов всех уровней;

❖ принцип доступности и открытости информации для населения.

Решение многих социально-экономических задач находится в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Потому что нерациональное природопользование ведет, в конечном счете, к экологическим кризисам, а экологически сбалансированное - создает предпосылки для выхода из него. Поэтому развивать экономику Дагестана необходимо таким образом, чтобы обеспечить во всех сферах деятельности и на всех уровнях принятия хозяйственных решений приоритет сохранения и охраны природной среды, среды обитания человека.

Литература

1. Мураткина В.В. Экологизация хозяйственного механизма и механизм экологизации: Препринт. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999.

2. Литовка О.А., Дедов Л.Н., Павлов К.Л., Федоров М.К. Экологический аспект мотивации развития общественного производства // Общество и экономика, №4, 2007.

3. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность: - М.: ИПУ РАН, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.