Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТНОЙ МЕТАЛЛИЗИРОВАННОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОЛИЗНОГО ЦЕХА АЛЮМИНИЕВОГО ЗАВОДА'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТНОЙ МЕТАЛЛИЗИРОВАННОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОЛИЗНОГО ЦЕХА АЛЮМИНИЕВОГО ЗАВОДА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТНОЙ МЕТАЛЛИЗИРОВАННОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОЛИЗНОГО ЦЕХА АЛЮМИНИЕВОГО ЗАВОДА»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТНОЙ МЕТАЛЛИЗИРОВАННОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОЛИЗНОГО ЦЕХА АЛЮМИНИЕВОГО ЗАВОДА

Кандидат медицинских наук Е. В. Готлиб Из кафедры общей гигиены Свердловского медицинского института

В электролизных цехах алюминиевых заводов получают металлический алюминий путем электролиза криолито-глиноземных растворов в особых электролизных ваннах. Электролизная ванна заполнена расплавленным при температуре около 1000" криолитом, в который периодически загружают глинозем. Перед загрузкой глинозема с помощью пневматического молотка пробивается твердая корка электролита С1 снимается угольная пена с его поверхности. Такая «обработка» ванны выполняется рабочими-электролизнкками. Их работа связана со значительным физическим напряжением и протекает в неблагоприятных метеорологических условиях.

Электролизная ванна является мощным источником лучистого и конвекционного тепла. В летнее время года, несмотря на большую кратность воздухообмена в цехе (до 30—40 раз в час), обеспечиваемую системами вытяжной вентиляции от электролизных ванн и аэрацией, температура воздуха в рабочей зоне цеха высока: в проходах между электролизными ваннами она достигает 28—30°, а на рабочих местах при обработке ванны—до 40—45°. Во время обработки ванны электролизники подвергаются действию лучистого тепла интенсивностью в 2—4 кал/см2 мин, а в отдельные кратковременные периоды работы — 6—8 кал/см2мин.

Наряду с другими мероприятиями по нормализации метеорологических условий и облегчению труда рабочих, разработанными Свердловским институтом гигиены труда и профессиональных заболеваний, определенное значение имеет и использование специальной одежды для индивидуальной защиты рабочих от воздействия лучи1-стого тепла.

Как известно, на снабжении нашей промышленности для защиты от лучистого тепла имеется стандартная одежда, тип которой разработан МИОТ. В этой одежде защитный эффект обусловлен поглощением лучистого тепла дополнительными прослойками ткани на облучаемых участках тела. Однако исследования, проведенные в Институте гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, показали, что такого рода защитная одежда дает удовлетворительный эффект только при сравнительно небольшой интенсивности лучистого тепла (до 2,5—3 кал/см2мин). Прокладки затрудняют отдачу тепла с поверхности тела, что может иметь положительное значенне зимой в условиях некоторых цехов, но летом в горячих цехах затруднение теплоотдачи неблагоприятно.

Н. Ф. Галаниным и 3. Я. Яшумовой для защиты от лучистого тепла была предложена металлизированная одежда, защитный эффект которой обусловливается высокой отражательной способностью белой жести, из которой готовились небольшие пластинки, прикрепленные в виде чешуи на облучаемые поверхности рабочих костюмов. Такой костюм, обеспечивая хорошую защиту от лучистой энергии, в то же время имеет и крупный недостаток—тяжесть и громоздкость, а поэтому он и не получил широкого применения в промышленности. Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР провел испытания другого рода защитной металлизированной одежды с использованием алюминиевой фольги-, которую наклеивали специальным клеем на льняную или хлопчатобумажную ткань. В опытной носке ткань с фольгой получила гораздо лучшую оценку, чем ткань, алюминизированная нанесением на ее поверхность алюминиевого порошка, и чем листовой алюминий, испытанные раньше в том же институте. Исследования по оценке защитного эффекта одежды с алюминиевой фольгой были опубликованы В. И. Брумштейн. Автор сообщила, что испытание такой одежды в виде костюмов с нашивками из металлизированной ткани (на рукавицах, фартуке, облучаемых поверхностях костюмов) путем опытной носки ее в продолжение 2—3 недель рабочими'-сталеварами, вальцовщиками, резчиками и укладчиками горячего металла дало хорошие результаты. Отзывы рабочих о защитном действии фольги, по данным В. И. Брумштейн, всегда были благоприятны — на защищенных местах совершенно отсутствовало ощущение жжения или нагрева кожи. Было отмечено также, что фольга не пробивается искрой и окалиной, и костюм не стесняет движений при работе. Вопрос о затруднении испарения пота с поверхности кожи и связанном с этим ограничением отдачи тепла и ухудшением самочувствия не освещен. Фольга, бывшая в употреблении', несколько тускнела и частично отклеивалась от ткани, но защитный' эффект ее при этом в значительной мере сохранялся Путем металлизирования ткани в заводских условиях возможно достичь нужной прочности склеивания ткани с фольгой, чем разрешается вопрос об использовании фольги для защиты от лучистого тепла в горячих цехах.

Исследования защитных свойств алюминиевой фольги в лабораторных условиях на кафедре общей гигиены Свердловского медицинского института подтвердили защитное действие фольги.

Учитывая, что алюминиевая фольга хорошо защищает от облучения большой интенсивности и получила хорошую оценку при лабораторной и производственной проверке, мы решили провести испытание защитной одежды с алюминиевой фольгой в электролизном цехе Богословского алюминк-евого завода."

Рабочие-электролизники алюминиевых заводов в настоящее время независимо от времени года получают в качестве спецодежды хлопчатобумажные костюмы, состоящие из куртки и брюк, валенки, войлочные шляпы, брезентовые фартуки и рукаЕ.ицы. В летнее время рабочими используется только эта одежда, выдаваемая предприятиями. Костюм выдается рабочим на срок 6 месяцев, однако нередко уже в первый месяц носки одежда сильно прогорает, особенно на наружной поверхности рукавов и нижней части брюк.

В зимнее время, при низкой температуре воздуха в цехе, как показало проведенное описание одежды 100 электролизников, одежда рабочих отличается большим разнообразием, так как каждый рабочий своими средствами старается утеплить одежду.

Применяемая одежда плохо защищает рабочих от воздействия лучистой энергии и брызг электролита, вследствие чего имеют место ожоги. Наименее защищенными оказываются верхние конечности, так как рукава куртки прогорают особенно быстро. Рукавицы из брезентового полотна не в полной мере защищают руки от ожога и очень быстро прогорают. Сравнительно хорошу(Ь защиту ног рабочих от ожогов, а в зимнее время и от охлаждения обеспечивают валенки. Таким образом, одежда, применяемая электролизниками, не может считаться удовлетворительной.

Спецодежда электролизников должна в любой период года защищать их от брызг расплавленного электролита и воздействия лучистой энергии, сохраняя при этом достаточную воздухопроницаемость и не нарушая отдачу тепла с поверхности тела. Последнее имеет особо важное значение в легний период, когда создается опасность перегревания. В условиях зимнего времени спецодежда дояжна обеспечивать надежную защиту от холода. Так как все эти требования трудно совместить, то, очевидно, летняя и зимняя одежда электролизников должна быть различной.

Металлизированная ткань была получена нами из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, и мы проводили исследовния с той же тканью, что и В. И. Брумштейн. Алюминиевая фольга была наклеена специальным клеем на хлопчатобумажную ткань. Из полученной защитной ткани были изготовлены нашивки на облучаемые поверхности хлопчатобумажных костюмов электролизников: на передней поверхности куртки защищенная площадь составляла около 0,2 м2, на наружной поверхности руказов — около 0,1 м2 и на передне-боковой поверхности брюк (в участках между краем куртки и валенками) фольгой было покрыто 0,1 м2. Суммарная площадь поверхности одежды, покрытой фольгой, составляла 0,4 м2. Спина, боковые поверхности куртки и внутренние поверхности рукавов были свободны от фольги. Куртка и брюки были достаточно широки и свободно облегали тело. Под защитной одеждой никакой другой одежды рабочие не имели.

Испытание защитной одежды проводили при температуре воздуха на рабочих местах электролизников чаще всего от 26° до 34°. Одежду выдавали для опытной носки 6 электролизникам, испытания проводили на протяжении 14 рабочих смен. Каждый костюм находился в опытной носке на протяжении недели. При проведении опытов после каждого цикла работы продолжительностью 30—50 минут производили измерение температуры тела, температуры кожи при помощи электрического термометра с сопротивлением, защищенного от Бездействия магнитного поля, и регистрировали тепловое самочувствие. Предварительно у всех рабочих были проведены измерения фона без защитной одежды.

В первую же смену испытания защитных костюмов, (рабочие Е. и Э.) было обнаружено, что наклейки из фольги в большой мере препятствуют испарению пота с поверхности тела, рабочими отмечалось неприятное ощущение «жара» в местах нашивок металлизированной ткани еще до того момента, как они приступили к обработке ванны. При выполнении работы это ощущение значительно усилилось. И хотя рабочие говорили, что они не чувствуют жжения на защищенных участках кожи от излучения расплавленного электролита, они оценивали свое тепловое самочувствие как «жарко» и отмечали, что нашивки «давят» на тело. Измерение температуры в подмышечной области показало, что температура тела повышалась после каждой обработки у обоих рабочих до 37,3—37,5°, что соответствовало повышению температуры тела и в фоновых опытах.

При осмотре куртки после первой же обработки было установлено, что внутренняя поверхность ее сухая на ощупь, а та часть куртки, которая соответствует нашивкам, настолько мокра, что на глаз видны четкие контуры прямоугольников мокрой ткани под нашивками. Во время первой же смены работы в защитных костюмах отклеились и оборвались кусочки фольги с нашивок в местах локтевых сгибов на рукавах, на груди в месте нажима головки пневматического молотка и особенно на брюках, где имело место трение молотком и другими:' инструментами электролизника. В последующие смены целость фольги нарушалась меньше.

В связи с тем препятствием, которое оказывают защитные нашивки испарению пота, мы для увеличения вентиляции пододежного пространства после первого опыта разрезали нашивки из фольги на поперечные полосы шириной 5—6 см, прикрепленные к ткани куртки только верхним краем. Кроме того, для обеспечения хорошего испарения пота в подмышечной области были сделаны крестообразные разрезы куртки. Рабо-

чие отметили, что это улучшило их самочувствие, но работать в такой одежде все-таки было более жарко, чем в одежде без нашивок. Температура тела после обработок у рабочих (Е. и Э.) повышалась в этом наблюдении несколько меньше, чем в предыдущем (до 37—37,4°).

Наблюдения над другими рабочими подтвердили результаты наших первых наблюдений. При работе в костюмах с прорезными нашивками мы не отмечали больше сквозного промокания ткани одежды под защитной нашивкой и рабочие не предъявляли таких резких жалоб на ухудшение самочуствия, но все они считали, что фольга не улучшает самочувствие при работе. Повышение температуры тела наблюдалось при работе в защитных костюмах до 37,3—37,5°.

Попытка оценить защитный от воздействия облучения эффект фольги с помощью измерений кожной температуры не дала положительных результатов. Если в лабораторных условиях этот тест является очень показательным (температура коже, защищенной фольгой, *аже при очень интенсивном облучении повышается значительно меньше, чем незащищенной кожи), то в условиях выполнения тяжелой физической работы,.когда имеет место обильное потоотделение, практически нет разницы в кожных температурах защищенной и незащищенной кожи. В этих условиях фольга не может быть использована для защиты от лучистого тепла не только в виде сплошных нашивок на костюм, но и в том виде, как мы применили'ее в своих опытах.

Механическая прочность фольги в условиях работы, выполняемой электролизни-ками, оказалась недостаточной в отличие от того, что наблюдала В. И. Брумштейн у рабочих мартеновского и прокатных цехов. Недостаточная прочность фольги не позволяет рекомендовать ее не только в качестве нашивок на брюки и куртку, но и для нашивания на фартуки.

В последнее время в электролизных цехах стали применять для защиты от брызг электролита брезентовые фартуки, которые изготовляются из отходов тканей, используемых в глиноземном производстве. Фартук защищает от прогорания брюки и исключает возможность попадания брызг электролита за голенища валенок. Эти фартуки защищают в известной мере нижнюю половину тела и от излучения. Однако защита эта недостаточна, а грудь и руки остаются совсем незащищенными'.

П. И. Соболев провел испытания различных защитных костюмов в электролизном цехе алюминиевого завода и пришел к заключению, что для холодного и переходного периодов года наиболее целесообразны суконные костюмы, которые защищают от лучистого тепла, брызг расплавленного металла и электролита и от холода. Для защиты от брызг электролита ььтор рекомендует дополнительно к этим костюмам пропитанные огнестойким составом фартуки, нарукавники, а также козырьки на валенки1. Для летнего времени такие костюмы не годятся, и автор, рекомендуя в теплый период года в электролизных цехах использовать костюмы горячих цехов с защитными прокладками, сам признает, что и этот костюм не может считаться вполне приходным для рабочих электролизных цехов в летнее время, так как он значительно задерживает тепло и затрудняет теплоотдачу.

Таким образом, вопрос о защитной одежде рабочих электролизных цехов не может пока считаться решенным и необходимо продолжать работу по изысканию более эффективных средств индивидуальной защиты электролизников от излучения и брызг электролита.

ЛИТЕРАТУРА

Горланова Н. М., Бессонова А. П. и Г о т л и б Е. В., Гигиеническая оценка воздушной среды электролизных цехов в связи с условиями воздухообмена, в кн.: Информационно-метод. материалы Центр, науч.-исслед. сан. ин-та им. Эрисмана, вып. 3—4, стр. 80—81, М., 1951. — Шафранова А. С., Индивидуальные защитные приспособления, Лекции 1—4, М.—Л., 1932. — Галанин Н. Ф., Я ш у м о в а 3. А., Защитная металло-одежда для работы в горячих цехах (информационное письмо), Л., 1950. — Брумштейн В. И., Гиг. и сан., 1950, № 8, стр. 28—31. — Соболев П. И., Спецодежда для рабочих при электролизе алюминия, М., 1952.

Поступила 9/УП 1954 г.

-й- -¿Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.