Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ / РАБОТНИКИ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / REHABILITATION TREATMENT / LOCOMOTIVE CREW WORKERS / MORBIDITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юй Н.Д., Малютина Н.Н., Лузина Светлана Владимировна

Выполнено проспективное сравнительное исследование эффективности восстановительного лечения и реабилитации у работников локомотивных бригад. Результаты лечения оценивались по критерию временной нетрудоспособности. В результате регулярного восстановительного лечения машинистов частота заболеваний с временной утратой трудоспособности снижается в 2,7 раза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юй Н.Д., Малютина Н.Н., Лузина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF REHABILITATION TREATMENT AND REHABILITATION OF WORKERS OF LOCOMOTIVE CREWS

A prospective comparative study of the effectiveness of rehabilitation treatment and rehabilitation of locomotive crews workers was carried out. The results of treatment were evaluated by the temporary disability of workers. As a result of regular rehabilitation treatment of locomotives’ drivers, the frequency of diseases with a temporary loss of work ability decreases by 2.7 times.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД»

2Academician Ye.A. Vagner Perm State Medical University, 44, Krupskaya str., Perm, Russia, 614060; 3Clinical hospital «Russian railways — Medicine» of Perm, 1, Vasiliya Kamenskogo str., Perm, Russia, 614000

The experience of the Sverdlovsk railway in the organization of pre-trip medical examinations using an automated system and software and hardware systems, as well as the ability of the psycho-physiological service in preventing accidents, is presented. Keywords: pre-trip inspections; psychophysiological service; software and hardware complex; safety; railway transport For citation: Yui N.D., Voznesensky N.K., Titov A.A. Modern aspects of improving the reliability of the medical component of the human factor in railway transport. Med. trudaiprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-823-824 For correspondence: Aleksandr A. Titov, E-mail: alekctitov@rambler.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. ОАО «РЖД» является социально ответственной компанией и одним из крупнейших работодателей, сохранившая эффективно функционирующую, полноценную систему производственной медицины.

В современных условиях серьезные задачи ставит перед здравоохранением цифровая экономика [1].

Цель исследования — изучить современные аспекты повышения надежности медицинской составляющей человеческого фактора на железнодорожном транспорте.

Материалы и методы. В исследовании использован дескриптивный анализ.

Результаты. На Свердловской железной дороге действует автоматизированная система предрейсового медосмотра (АСПО), в том числе дистанционные комплексы, что обеспечивает своевременное выявление работников с высоким риском возникновения пароксизмальных состояний, с риском внезапной смерти, что позволяет снизить вероятность аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором. Система представлена 115 пунктами предрей-совых осмотров. На ряде из них размещены программно-аппаратные комплексы (ПАК) для проведения дистанционных осмотров.

Методология обеспечивает выявление депрессивных, стрессовых состояний, усталости и признаков обострения заболеваний на основе измерения параметров пульса и артериального давления. При минимальных временных затратах аналитические программы выявляют группу риска и позволяют перейти к предупредительным мерам. Базы данных объединяют результаты осмотров со всех здравпунктов, передают их цеховым терапевтам и специалистам охраны труда и промышленной безопасности. Сетевые решения обеспечивают надежную синхронизацию и своевременный обмен данными. Предрейсовые осмотры способствуют улучшению здоровья работников, меняя их отношение к своему здоровью. В практику предрейсовых осмотров внедрен специализированный измерительный комплекс КАПД-02-СТ, выполняющий автоматизированное обследование с вводом полученных результатов в базу данных независимо от фельдшера.

На Свердловской железной дороге функционирует психофизиологическая служба — уникальная структура,

деятельность которой направлена на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок. В обязанности входит: психофизиологическое и психологическое обследование профригодности персонала, поддержание высокой работоспособности, эмоциональной устойчивости и психофизиологической надежности работников железнодорожного транспорта. Это позволяет: проводить обследование на психологическую совместимость работников; оценивать потенциальные возможности по психологическим критериям, готовность к действию в экстремальных условиях и при утомлении, работоспособность в условиях монотонного труда, а также скорость реагирования в обычных и стрессовых условиях. Методики способствуют обучению навыкам саморегуляции, тренировке профессионально важных качеств. Проводится психологический анализ причин ошибочных действий и аварийных ситуаций, выработка рекомендаций по их предотвращению. Расширяется мотивация культуры безопасности. В результате формируется система мер по снижению негативного влияния человеческого фактора на безопасность производственных процессов.

Выводы. 1. На Свердловской железной дороге создана система повышения надежности медицинской составляющей человеческого фактора. 2. Опыт производственной медицины ОАО «РЖД» может быть использован для создания современной, эффективно функционирующей системы производственной медицины на промышленных предприятиях любых форм собственности, где велика роль медицинской составляющей человеческого фактора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мызрова К.А., Туганова Э.А. Цифровизация здравоохранения как перспективное направление развития Российской Федерации. Вопросы инновационной экономики. 2018; 8 (3): 479-86.

REFERENCES

1. Mizrova K.A., Tuganova E.A. Digitalization of health care as a promising direction of development of the Russian Fédération. Voprosi innovatsionnoi ekonomiki. 2018; 8 (3): 479-86.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-824-826 УДК 616-036.868-036.8:625.282 Юй Н.Д.1, Малютина Н.Н.1, Лузина С.В.2

Оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации работников локомотивных бригад

1ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава России, ул. Петропавловская, 26, Пермь, Россия, 614990;

2ЧУЗ «КБ «РЖД — Медицина» г. Пермь, ул. Василия Каменского, 1, Пермь, Россия, 614000

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

Выполнено проспективное сравнительное исследование эффективности восстановительного лечения и реабилитации у работников локомотивных бригад. Результаты лечения оценивались по критерию временной нетрудоспособности. В результате регулярного восстановительного лечения машинистов частота заболеваний с временной утратой трудоспособности снижается в 2,7 раза.

Ключевые слова: восстановительное лечение и реабилитация; работники локомотивных бригад; заболеваемость Для цитирования: Юй Н.Д., Малютина Н.Н., Лузина С.В. Оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации работников локомотивных бригад. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-824-826

Для корреспонденции: Лузина Светлана Владимировна, E-mail: Luzina.sv@yandex.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Yui N.D.1, Malyutina N.N.1, Luzina S.V.2

Evaluation of the effectiveness of rehabilitation and rehabilitation of employees of locomotive brigades

Academician Ye.A. Vagner Perm State Medical University, 26, Petropavlovskaya str., Perm, Russia, 614990; 2Clinical hospital «Russian railways — Medicine» of Perm, 1, Vasiliya Kamenskogo str., Perm, Russia, 614000

А prospective comparative study of the effectiveness of rehabilitation treatment and rehabilitation of locomotive crews workers was carried out. The results of treatment were evaluated by the temporary disability of workers. As a result of regular rehabilitation treatment of locomotives' drivers, the frequency of diseases with a temporary loss of work ability decreases by 2.7 times. Keywords: rehabilitation treatment; locomotive crew workers; morbidity

For citation: Yui N.D., Malyutina N.N., Luzina S.V. Evaluation of the effectiveness of rehabilitation treatment and rehabilitation of workers of locomotive crews. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-824-826 For correspondence: Svetlana V. Luzina, E-mail: Luzina.sv@yandex.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. Среди производственных факторов, воздействующих на работников локомотивных бригад (РЛБ), особого внимания заслуживают высокая степень нервно-эмоционального напряжения, воздействие шума, вибрации, электромагнитных излучений, нагрузки на сенсорные системы организма [1]. Их неблагоприятное влияние на организм диктует необходимость регулярного восстановительного лечения и реабилитации РЛБ.

Специализированные центры и отделения восстановительной медицины и реабилитации на Свердловской железной дороге были организованы начиная с 2004 г. (ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД — Медицина» г. Сургут, Центр восстановительной медицины и реабилитации (ВМиР) на базе Дорожной больницы на станции Свердловск-Пассажирский, в ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД — Медицина» г. Пермь).

Центр и отделения ВМиР сотрудничают с профильными кафедрами Пермского государственного медицинского университета, Уральского медицинского университета, Су-грутского государственного университета. Это позволяет разрабатывать и внедрять специальные лечебно-восстановительные программы.

Материалы и методы. Задачей исследования являлась оценка лечебно-профилактической эффективности восстановительного лечения, реабилитации и профилактики заболеваний у водителей локомотивных бригад в условиях центра ВМиР и специализированных отделений восстановительного лечения (ОВЛ) ЧУЗ «РЖД — Медицина» Свердловской железной дороги на примере ЧУЗ «РЖД — Медицина» г. Пермь.

Результаты. За период с 2011 по 2018 гг. в ОВЛ ЧУЗ «РЖД — Медицина» г. Пермь было пролечено всего 2 567 работников локомотивных бригад: машинистов 1771 человек (69%), помощников машинистов 796 (31%). В том числе с болезнями системы кровообращения — 33,1%, из них с гипертонической болезнью 31,6%, с заболеванием костно-мышечной системы — 27,8%, с гастроэнтерологи-

ческими заболеваниями — 14%, прочими болезнями -10%, практически здоровых машинистов -15%.

Проведена оценка лечебно-профилактической эффективности восстановительного лечения у РЛБ. Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) у машинистов локомотивных бригад в среднем составили 103 случая и 1138 дней/100 работников. Показатели ЗВУТ у помощников машинистов локомотивных бригад, составили 56 случаев и 493 дня на 100 работников. Столь существенные различия в показателях ЗВУТ в указанных группах обусловлены их возрастной структурой и трудовым стажем. Учитывая различия возрастной структуры и показателей ЗВУТ в группах машинистов и помощников машинистов, было принято решение оценку эффективности лечения в ОВЛ проводить в группе машинистов.

В группе машинистов, получавших восстановительное лечение, 50,1% получали лечение в ОВЛ ежегодно, 36,6% — один раз в 2-4 года, 13,3% — реже чем один раз в 4 года, либо впервые. У машинистов, получавших регулярное восстановительное лечение и реабилитацию в ОВЛ обнаружено, что ЗВУТ составила 37,6 случаев и 461,3 дня на 100 работников. В контрольной группе машинистов, не получавших восстановительное лечение и реабилитацию, ЗВУТ составила 102,5 случая и 897,5 дня соответственно. Таким образом, программа медицинской реабилитации показала свою эффективность — ее проведение снижает ЗВУТ в 2,7 раза в случаях и в 2 раза в днях.

Доля временных отстранений от работы по результатам предсменных медицинских осмотров среди РЛБ, прошедших реабилитацию, зафиксирована в 2,2% случаев, в контрольной группе — у 5%, то есть сократилась более чем вдвое.

Выводы. Применение восстановительного лечения и реабилитации у РЛБ ЖД транспорта, снижает трудопотери по ЗВУТ, число отстранений от работы по результатам предсменных медицинских осмотров, эффективно решает проблемы оздоровления путем уменьшения частоты острых и обострений хронических заболеваний способствует сохранению и восстановлению трудоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вильк М.Ф., Капцов В.А., Панкова В.Б. Профессиональный риск работников железнодорожного транспорта. М.Ф. Вильк. Учебное пособие. М.: Реинфор; 2007.

REFERENCES

1. Vilk M.F., Kaptsov V.A., Pankova V.B. Occupational risk for railway workers. M.F. Wilk. Tutorial. M.: Reinfor; 2007.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-826-827 УДК 616-053-2-036:12-02.613.865 Юшкова О.И., Бухтияров И.В.

Критерии оценки труда по степени напряженности

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275

Обсуждаются результаты производственных физиолого-гигиенических исследований и анализа ретроспективных данных для научного обоснования отдельных физиологических показателей при оценке и контроле уровня функционального состояния и класса условий труда.

Ключевые слова: напряженность труда; критерии; физиологические показатели

Для цитирования: Юшкова О.И., Бухтияров И.В. Критерии оценки труда по степени напряженности. Мед. труда и

пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-826-827

Для корреспонденции: Юшкова Ольга Игоревна, E-mail: doktorolga@inbox.ru

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Yushkova O.I., Bukhtiyarov I.V.

Criteria for estimation of labor by degree

Izmerov Research Institute of Occupational Health, 31, Budennogo Ave., Moscow, Russia, 105275

The article discusses the results of the production of physiological and hygienic studies and analysis of retrospective data for the scientific substantiation of individual physiological indicators in assessing and controlling the level of the functional state and class of working conditions Keywords: intensity of labor; criteria; physiological indicators

For citation: Yushkova O.I., Bukhtiyarov I.V. Criteria for estimation of labor by degree. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9).

http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-826-827

For correspondence: Olga I. Yushkova, E-mail: doktorolga@inbox.ru

Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

Введение. Нормирование факторов трудового про- новной контингент обследуемых в возрасте 35-45 лет со

цесса у работников современных видов труда (умствен- стажем работы 5-15 лет.

ного, зрительно-напряженного, физического) признается Результаты. Физиологические исследования работни-

важной задачей медицины труда. Она связана с выбором ков умственного труда с различной степенью напряжен-

необходимого комплекса критериев для последующего от- ности выявили выраженную корреляционную зависимость

несения того или иного труда к определенной категории по изменения показателя концентрации внимания к концу

степени нервно-эмоциональной напряженности и физиче- рабочей смены от класса НТ. При этом под напряженно-

ской тяжести [1]. Существующие нормативные документы, стью труда понимают характеристику трудового процесса,

устанавливающие класс условий труда по показателям на- отражающую нагрузку преимущественно на центральную

пряженности (НТ) выявляют ряд противоречий в оценке нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу ра-

нервно-эмоциональных нагрузок, полностью исключены ботника. Наблюдалось статистически значимое снижение

показатели эмоциональных и интеллектуальных на-грузок, объема аккомодации у работников зрительно-напряженно-

режима работы, при этом большой круг профессий явля- го труда при возрастании класса НТ (от 1-го оптимального

ется неохваченным по данным факторам, что определяет до вредного 3.2-3.3 по показателям НТ). При физическом

актуальность проводимых исследований. труде наиболее информативным оказался показатель сни-

Цель исследования — на основе комплексных физио- жения выносливости мышц кисти правой руки к концу

лого-эргономических исследований, анализа ретроспектив- рабочей смены, который составил при вредном 3.1-3.3

ных данных обосновать количественные критерии оценки классе условий труда 23,3-37,4% для работ локального,

НТ для работников современных профессий умственного, регионального и общего характера. В реальных условиях

зрительно-напряженного, физического труда. трудовой деятельности степень эмоциональной нагрузки

Материалы и методы. Профессиографические ис- является существенным фактором, определяющим успеш-

следования по оценке НТ [2], физиологическая оценка ность и надежность деятельности. Для градации напря-

функционального состояния организма работников нерв- женности труда учитывают производственные факторы,

но-эмоциональной умственной деятельности (39 групп), создающие условия для формирования неблагоприятных

физической (70), зрительно-напряженной (29 групп). Ос- эмоциональных состояний, например работа в состоянии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.