Научная статья на тему 'Оценка эффективности "уроков стоматологического здоровья" у школьников младших классов'

Оценка эффективности "уроков стоматологического здоровья" у школьников младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесник К. А., Каладзе Н. Н., Шеремета Е. А., Райда А. И.

В работе у 51 школьника младших классов было прослежено влияние образовательной программы, включающей «Уроки стоматологического здоровья» и видеоматериалы DVD-проекта «Азбука здоровья» на субъективные и объективные индикаторы стоматологического здоровья. Эффективность программы подтверждена нормализацией гигиенических, пародонтальных индексов, стабилизацией кариозного процесса, повышением мотивации и формированием навыков по уходу за полостью рта.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колесник К. А., Каладзе Н. Н., Шеремета Е. А., Райда А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n work with 51 children in primary school were traced the impact of educational programs, including «Dental Health Lessons» and DVD-video project «Health ABC» on subjective and objective indicators of oral health. The effectiveness of the program confirmed the normalization of hygiene, periodontal index, stabilization caries process, increase the motivation and skills of oral care.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности "уроков стоматологического здоровья" у школьников младших классов»

удк: 616.31-084-053.2/.6

оценка эффективности «уроков стоматологического

здоровья» у школьников младших классов

К. А. Колесник, Н. Н. Каладзе, Е. А. Шеремета, А. И. Райда

Кафедра детской стоматологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Адрес переписки: булЛенина 5/7, г.Симферополь, 295006, Республика Крым, Российская Федерация

e-mail:[email protected].

estimation of efficacy of «dental health lessons» in schoolchildren of the primary

school

K. A. Kolesnik, N. N. Kaladze, E. A. Sheremeta, A. I. Rayda

SUMMARY

In work with 51 children in primary school were traced the impact of educational programs, including «Dental Health Lessons» and DvD-video project «Health ABC» on subjective and objective indicators of oral health. The effectiveness of the program confirmed the normalization of hygiene, periodontal index, stabilization caries process, increase the motivation and skills of oral care.

РЕЗЮМЕ

В работе у 51 школьника младших классов было прослежено влияние образовательной программы, включающей «Уроки стоматологического здоровья» и видеоматериалы DvD-проекта «Азбука здоровья» на субъективные и объективные индикаторы стоматологического здоровья. Эффективность программы подтверждена нормализацией гигиенических, пародонтальных индексов, стабилизацией кариозного процесса, повышением мотивации и формированием навыков по уходу за полостью рта.

ключевые слова: стоматологическое здоровье, дети, гигиеническое воспитание.

По данным ВОЗ кариес является наиболее распространенной в мире нозоформой [4, 5]. В Крыму распространенность кариеса постоянных зубов у детей 12-ти лет составляет в среднем 78,17 % при интенсивности по индексу КПУ - 2,94 [1, 3]. У детей 6-7 лет г. Симферополя регистрируется высокая поражаемость кариесом временных зубов - 95,7 %. Отмечается неблагоприятная тенденция к увеличению показателей кариеса зубов у детей младшего школьного возраста. Если в 1983 году индекс КПУз у этой категории детей составлял 0,36, то в 2010 г. -0,83, что больше в 2,31 раза; 81С-1^ех по КПУз в 1983 г. составлял 1,11, в 2010 - 2,13 [2].

Необходимо учитывать, что интенсивность кариеса временных и постоянных зубов оказывает выраженное влияние на качество жизни детей [6]. Проблема профилактики кариеса у детей 6-9 лет имеет большое значение для дальнейшего формирования у них стоматологического здоровья. Именно в этом возрасте моделируется самосохраняющее поведение в отношении приобретения навыков персональной дентальной гигиены. И в этом контексте важной компонентой комплексной профилактики кариеса является санитарное образование и гигиеническое обучение. Студенты-

стоматологи Медицинской академии имени С.И. Георгиевского активно участвуют в санитарно-про-светительской работе, проводя «Уроки здоровья» в образовательных учреждениях города Симферополя. Ведущими специалистами - стоматологами при поддержке Министерства здравоохранения Крыма и телерадиокомпании «Крым» был разработан блок «Стоматологическое здоровье школьников» информационно-просветительского БУБ-проекта «Азбука здоровья». Однако влияние данных воспитательных мероприятий первичной профилактики на индикаторы стоматологического здоровья детей младшего школьного возраста не было прослежено.

Цель исследования - оценить влияние образовательной программы, включающей «Уроки стоматологического здоровья» и видеоматериалы информационно-просветительского БУБ-проекта на Европейские индикаторы стоматологического здоровья у младших школьников.

материалы и методы

В исследовании участвовал 51 ученик 1-х классов школ г. Симферополя, в возрасте 6-7 лет (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика групп и методов исследования

Группы исследования n Контингент Методы исследования

Объективные индикаторы Субъективные индикаторы

Основная группа: Девочки Мальчики 26 15 11 Школьники младшего класса Симферопольской гимназии № 1 Индексы кпз, кпп, КПУз, КПУп; PMA %, индекс кровоточивости, проба Шиллера-Писарева, CPITN; Индексы Silness-Loe, Stallard Адаптированный опросник: Чистка зубов (А1); Использование фторидов (А2); Питание (В1); Обращение к врачу-стоматологу (В5); Самооценка состояния зубов (Б5); Зубная боль (Б2)

Группа сравнения: Девочки Мальчики 25 13 12 Школьники младшего класса Симферопольской гимназии № 11

Уроки здоровья студенты 3 курса стоматологического факультета проводили 1 раз в месяц, в ходе которых необходимый объем информации детям представлялся в форме сказок, сценок, проверка полученных знаний проводилась в виде викторины, игры, «контрольных работ». Детям были розданы БУБ-диски проекта «Азбука здоровья». Воспитательные мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний включали не только распространение знаний о здоровом образе жизни, но и формирование гигиенических навыков ухода за ротовой полостью. Результативность профилак-

тической образовательной программы оценивали через 6 месяцев. При статистической обработке цифровых данных в случае наличия статистически доказанных предпосылок применяли параметрический ^критерий Стьюдента или непараметрический И-критерий Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На старте клинического исследования у детей обеих групп определялись высокая распространенность и интенсивность кариеса временных и постоянных зубов (табл. 2).

Таблица 2

Распространенность и интенсивность кариеса зубов у младших школьников г. Симферополя

Показатели Основная группа Группа сравнения

кп(з) 5,7 ± 0,3 6,1 ± 0,31

кп(п) 6,3 ± 0,23 6,6 ± 0,2

к 4,4±0,15 4,7 ± 0,17

п 1,9±0,08 1,9 ± 0,03

Осложненный 0,5 ± 0,01 0,4 ± 0,05

КПУ(з) 0,79 ± 0,06 0,82 ± 0,05

КПУ(п) 0,81 ± 0,1 0,9 ± 0,13

К 0,6 ± 0,06 0,62 ± 0,07

П 0,21 ± 0,05 0,24 ± 0,06

У 0,09 ± 0,005 0,04 ± 0,003

Осложненный 0 0

Распространенность 92,3 % - кпз; 53,8 % - КПУз 92,0 % - кпз; 56 % - КПУз

Данные таблицы демонстрируют, что в структуре индекса кпп и КПУп у обследованных превалировал компонент «К», что свидетельствует о высокой нуждаемости в лечебно-профилактиче-

ской помощи. У детей основной группы кариес временных зубов диагностировался в 70,2 %, в группе сравнения - в 72,1 % случаев. Запломбированные зубы составляли 29,8 % и 27,9%. В индексе КПУп

у детей основной группы в 75 % определялись кариозные поражения, у детей группы сравнения - в 77,8 %.

Индексы Silness-Loe и Stallard в основной группе составили 1,52±0,1 и 1,81±0,1 соответственно, а в группе сравнения - 1,49±0,1 и 1,78±0,1. Гигиеническое состояние полости рта у 26,9 % детей основной группы характеризовалось как удовлетворительное и у 75,1 % -неудовлетворительное. У 80,8 % детей основной группы и у 80 % группы сравнения выявлялся гингивит легкой степени тяжести. Индекс кровоточивости был положительным у 57,7 % детей основной группы и у 56 % группы сравнения, составляя в среднем по группам 1,22 и 1,24 соответственно.

Данные опроса показали, что несоблюдение должного режима чистки зубов отмечалось у 65,4 % детей основной группы и у 64 % группы сравнения, один раз в день чистили зубы 53,8 % и 52 % детей. Часто употребляли сладкие продукты и напитки в среднем 54,9 % младших школьников. Пропускали

занятия в школе в течение года из-за зубной боли 7,8 % учеников младших классов, родители вынуждены были приводить детей к стоматологу по поводу острой зубной боли в 15,7 % случаев.

Через полгода от начала образовательной программы по профилактике стоматологических заболеваний у детей отмечалась стабильность индекса КПУз, в группе сравнения прирост кариеса по этому индексу составил 0,1. Определялось уменьшение количества детей, нуждающихся в лечебной стоматологической помощи, о чем свидетельствовало снижение в структуре индекса КПУп компонента «К» на 66,7 %. Результаты контрольного опроса показали, что 96,1 % детей регулярно чистили зубы 2 раза в день, меняя зубную щетку один раз в 3 месяца. Дети стали в 3,7 раза меньше употреблять сладкие продукты, сладкие газированные напитки. Не отмечалось случаев острой зубной боли. У детей группы сравнения субъективные оценочные критерии незначительно превышали исходные данные (рис. 1).

Рис. 1. Динамика изменения индикатора «Оценка состояния зубов» в процессе реализации

образовательной программы.

Значения гигиенических индексов через 6 месяцев у детей основной группы были достоверно (р<0,01) ниже, чем в группе сравнения (рис. 2, 3). Хороший уровень гигиены отмечался у 84,6 % детей, удовлетворительный - в 11,6 % случаев, неудовлетворительный в 3,8 % случаев. Индекс РМА

снизился в 3 раза (р<0,001) (рис. 4). Симптом кровоточивости десен определялся у одного ребенка. У детей группы сравнения не регистрировались значимые изменения гигиенических и пародон-тальных индексов.

Рис. 2. Динамика изменения индекса Stallard в процессе реализации образовательной программы.

Рис. 3. Динамика изменения индекса Silness-Loe в процессе реализации образовательной программы.

выводы

Результаты реализации профилактической образовательной программы у детей младшего школьного возраста свидетельствуют о ее эффективности, что подтверждается динамикой гигиенических, пародонтальных индексов и индексов кариеса, а также повышением мотивации к поддержанию стоматологического здоровья на приемлемом уровне.

Студенты-стоматологи медицинских образовательных учреждений могут быть активными участниками комплексных профилактических программ по предупреждению стоматологических заболеваний.

литература

1. Бабушкина Н.С. Оценка стоматологического статуса детей, проживающих в различных геохимических районах Крыма /Н.С. Бабушкина //Таврический медико-биологический вестник. - 2013.

- Т.16, № 4. - С. 64-66.

2. Бушма Н.В. Распространённость и интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей г. Симферополя / Н.В. Бушма, К.Н. Косенко, О.В. Деньга //Медичш перспективи. - 2013. - Vol. XVIII, № 2. - P. 164-166.

3. Кисельникова Л.П. Влияние состояния полости рта на качество жизни детей 7-10-летнего возраста / М.М. Нагоева, Т.Е. Зуева // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2013. - № 1. - С. 42 - 44.

4. Леонтьев В.К. Кариес зубов - болезнь цивилизации // Биосфера. - 2010. - Т. 2, № 3. - С. 392

- 396.

5. Леонтьев В.К. Экологические и медико-социальные аспекты основных стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев // Биосфера. - 2009.

- № 2. - С. 230 - 236.

6. Михайлова Т.В. Сравнительная оценка распространенности и интенсивности кариеса зубов у 12-летних детей в трех физико-географических районах Крыма (по данным эпидемиологических исследований) /Т.В. Михайлова // Проблемы, достижения и перспективы развития медико-биологических наук и практического здравоохранения: тр. Крым. гос. мед. ун-та им. С.И. Георгиевского.

- Симферополь: Изд. центр КГМУ — 2002. — Том 138, часть I. — С.138-140.

Рис. 4. Динамика изменения индекса РМА в процессе реализации образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.