Научная статья на тему 'Оценка эффективности управления предпринимательскими рисками на уровне организации'

Оценка эффективности управления предпринимательскими рисками на уровне организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3887
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ РИСКОМ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА / ENTERPRISE RISK / MANAGEMENT OF ENTERPRISE RISK / LIFE CYCLE OF ENTERPRISE RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Бармотина Юлия Владимировна

В статье рассмотрена система оценки эффективности управления предпринимательскими рисками, которая позволяет сравнить затраты, связанные с мероприятиями по управлению рисков и возможным ущербом при бездействии на риск. Система эффективности управления предпринимательскими рисками содержит восемь этапов. Оценка эффективности управления предпринимательскими рисками обеспечивает максимально эффективное достижение целей организации, поскольку информация, получаемая на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на предпринимательский риск, но и сами цели управления предпринимательским риском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of enterprise risks management efficiency in organization

In the article the system of estimation of management efficiency is considered by enterprise risks which allows to compare expenses connected with actions on management of risks and possible damage without action on risk. The system of management efficiency enterprise risks contains eight stages. The estimation of management efficiency provides with enterprise risks as much as possible effective achievement of the purposes of the organization as the information received on each stages, it allows to correct not only methods of the influence on enterprise risk, but also the purposes of management of enterprise risk.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности управления предпринимательскими рисками на уровне организации»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

*

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

удк 658-ззо.131.7 А. Л. АХТУЛОВ

Ю. В. БАРМОТИНА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

Омский филиал Московской финансово-промышленной академии

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИИ_______________________________

В статье рассмотрена система оценки эффективности управления предпринимательскими рисками, которая позволяет сравнить затраты, связанные с мероприятиями по управлению рисков и возможным ущербом при бездействии на риск. Система эффективности управления предпринимательскими рисками содержит восемь этапов. Оценка эффективности управления предпринимательскими рисками обеспечивает максимально эффективное достижение целей организации, поскольку информация, получаемая на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на предпринимательский риск, но и сами цели управления предпринимательским риском.

Ключевые слова: предпринимательский риск, управление предпринимательским риском, жизненный цикл предпринимательского риска.

Одной из основных задач процесса управления предпринимательскими рисками является объективность идентификации и оценки наиболее значимых для организации предпринимательских рисков, а также адекватность используемых средств

контроля рисков для увеличения эффективности и рентабельности экономической деятельности организации. Поэтому под термином «управление предпринимательскими рисками» обычно понимается системный процесс идентификации, контроля и

Среда неопределенности ► Неизвестный риск ► Обнаруженный риск

Управление риском Оценка риска

Ликвидация риска

рисковой Не

ситуации управляемый

риск

Рис. 1. Жизненный цикл предпринимательского риска

зующих факторов, выработки рекомендаций по

уменьшения предпринимательских рисков организации.

Предпринимательский риск — это рисковая ситуация, возникающая в процессе осуществления деятельности, приносящей доход, которая оказывает влияние на сокращение или увеличение финансового результата, величину активов и источников организации.

Качественное управление предпринимательскими рисками позволяет использовать оптимальные по эффективности и затратам средства контроля рисков и средства управления рисками, адекватные текущим целям и задачам деятельности организации [1].

Для эффективного управления предпринимательскими рисками необходимо применять последовательный алгоритм, начиная с обнаружения риска до полного устранения риска или снижения возможного ущерба рисковой ситуации. Управление предпринимательскими рисками любой организации предполагает следующее мероприятия. Во-первых, определение основных целей и задач защиты активов организации. Во-вторых, создание эффективной системы оценки и управления предпринимательскими рисками. В-третьих, расчет совокупности детализированных не только качественных, но и количественных оценок предпринимательских рисков, адекватных целям организации. В-четвертых, применение специального инструментария оценивания и управления предпринимательскими рисками. В-пятых, проведения оценки эффективности управления предпринимательскими рисками организации.

Процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.

Процесс управления риском является сложной и многоуровневой процедурой. Тем не менее его можно условно разделить на ряд этапов в соответствии с особенностями последовательности действий по управлению предпринимательским риском. Выделение таких этапов является условным, потому что на практике они часто реализуются одновременно, а не последовательно, друг за другом [2].

Для более полного понимания специфики указанной процедуры необходимо проанализировать каждый этап.

Этап 1. Создание службы риск-менеджмента для эффективного управления рисками организации развития малого бизнеса. На данном этапе развития экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности организации, анализа всего комплекса рискообра-

снижению рисков и контроля, над их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.

Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:

— бухгалтерская отчетность организации. Данные документы (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию об организации — состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности организации и пр.

Анализ бухгалтерской отчетности организации позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

— организационная структура и штатное расписание организации. Анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски;

— карты технологических потоков (технико-производственные риски);

—договоры и контракты (деловые и юридические риски);

— себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство рискообразующих факторов и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;

— финансово-производственные планы организации. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость организации ко всей совокупности рисков.

Этап 2. Идентификация и анализ предпринимательских рисков. Это важный этап, который необходим для понимания специфики изучаемой рисковой ситуации. Под идентификацией и анализом рисков следует понимать выявление рисков, их специфику, обусловленную природой и другими характерными чертами рисков, выделение особенностей их реализации, включая изучение размера экономического ущерба, а также изменение рисков во времени, степень взаимосвязи между ними и изучение факторов, влияющих на них. Без такого исследования невозможно эффективно целенаправленно осуществлять процесс управления предпринимательским риском.

Для того чтобы обеспечить качественное управление предпринимательским риском в организации, необходимо определить жизненный цикл риска (рис. 1). Каждому переходу из одной фазы жизненного цикла риска в другую отвечает определенный набор действий и операций риск-менеджера.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

Классификация методов управления предпринимательскими рисками организации

Процедуры управления предпринимательскими рисками Группа методов

Методы трансформации рисков Методы финансирования рисков

Уклонение от риска Отказ от риска —

Сокращение риска Снижение частоты ущерба или предотвращения убытка. Уменьшение размера убытков. Разделение риска (дифференциация и дублирование) и др. Покрытие убытка из текущего дохода. Покрытие убытка из резервов. Покрытие убытка за счет использования займа. Покрытие убытка на основе самострахования и др.

Передача риска Аутсорсинг риска и др. Покрытие убытка на основе страхования. Покрытие убытка за счет передачи финансирования риска на основе договора. Покрытие убытка на основе поддержки государственных и муниципальных органов. Покрытие убытка на основе спонсоров и др.

Следует учитывать, что в результате реализации последующих этапов управления предпринимательских рисками информация о рисках может пополняться и уточняться, так что действия в рамках данного этапа являются не однократными, а представляют собой непрерывный процесс сбора и обработки данных.

Этап 3. Анализ альтернативных методов управления предпринимательским риском. Основная цель данного этапа заключается в исследовании тех инструментов, с помощью которых можно препятствовать реализации риска и воздействий, его негативных последствий на бизнес организации. Характер таких инструментов может быть различным.

В связи с тем, что понятие предпринимательского риска не является однозначным и есть достаточно большое число критериев классификации, становится понятным существование огромного набора возможных инструментов, методов и процедур управления предпринимательскими рисками. Поэтому следует обсудить, каким образом можно провести их группировку, с тем чтобы дать хотя бы краткий обзор возможных подходов.

Классификация методов управления предпринимательскими рисками на уровне организации представлена в табл. 1.

Этап 4. Выбор методов управления предпринимательским риском. Этот этап предназначен для формирования политики организации в области борьбы с риском и неопределенностью. Необходимость подобной процедуры выбора связана с различной результативностью методов управления предпринимательским риском и разным объектом ресурсов, требуемых для их реализации.

Совокупность методов, выбранных на данном этапе, является программой управления рисками. Она представляет собой целостное описание мероприятий, которые необходимо предпринять, их информационное и ресурсное обеспечение, критерии эффективности их выполнения, систему распределения ответственности за принимаемые решения и ряд других сведений, без которых невозможно организовать управление риском. Такая программа является основой для дальнейшей работы в области риск-менеджмента. В процессе разработки программы должно быть учтено следующее:

— размер возможного ущерба и его вероятность;

— существующие механизмы снижения риска,

предлагаемые государством и их производственноэкономическая эффективность;

— производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;

— практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;

— соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;

— субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства организации.

Этап5. Исполнение выбранного метода управления предпринимательским риском. Содержание данного этапа заключается в исполнении принятых на предыдущем этапе решений о реализации тех или иных методов управления предпринимательским риском. Это предполагает, что в рамках этого процесса принимаются и реализуются частные управленческие и технические решения. Особенности процедур риск-менеджмента проявляются на данном этапе в специфике принимаемых решений, а не в том, как они реализуются.

Этап6. Мотивация персонала организации. Практика показывает, что ни одна инициатива со стороны высшего руководства организации (кроме индексации зарплаты) не будет восприниматься рядовыми сотрудниками и руководителями среднего звена должным образом без соответствующей мотивации, будь то административные, в том числе материальные поощрения, либо взыскания или же какие-нибудь иные способы.

Этап 7. Внутренний контроль по эффективности управления предпринимательскими рисками.

На каждом этапе комплексной методики оценки эффективности управления предпринимательскими рисками необходимо обеспечить контроль, за выполнением поставленных задач (рис. 2).

Этап 8. Мониторинг результатов и совершенствование системы управления предпринимательским риском. Этап мониторинга результатов и совершенствования системы управления предпринимательским риском обеспечивает обратную связь в указанной системе. Это очень важный этап, так как именно он обеспечивает гибкость и адаптивность управления предпринимательским риском,

Рис. 2. Схема внутреннего контроля процессов управления предпринимательскими рисками организации

а также динамический характер этого процесса.

Эффективность управления предпринимательскими рисками организации это рациональное принятие управленческих решений по воздействию на риски, при котором затраты связанные со снижением или ликвидацией рисков меньше предполагаемого исхода в результате бездействия на предпринимательский риск.

Для оценки эффективности управления предпринимательскими рисками необходимо провести сравнения адекватности моделируемого результата целям и задачам организации.

В качестве основных показателей эффективности управления предпринимательскими рисками организации можно выделить:

— финансовую эффективность, учитывающую финансовые последствия для организации;

— стоимостное выражение обнаруженных предпринимательских рисков;

— экономическую эффективность, учитывающую затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов организации [3].

Для оценки эффективности управления предпринимательскими рисками необходимо обращать внимание на следующие сравнительные характеристики.

В первую очередь, нужно провести сравнение ожидаемого убытка (У) в случае наступления риска с совокупной величиной затрат связанных с мероприятиями по управлению предпринимательскими рисками (3). Сравнение можно представить следующим неравенством

У>3. (1)

Осуществление мероприятий риск-менеджмента оправданно лишь в том случае, если величина ожидаемого убытка превышает стоимость мероприятий по управлению предпринимательскими рисками.

В свою очередь, величина ожидаемого убытка рассчитывается по формуле:

у=/(у„Д (2)

где / — функция вероятностной величины убытка вследствие наступления риска; р — вероятность наступления риска; У — величина максимального

■' 1 мр

убытка в случае наступления риска.

Рассчитывая совокупную стоимость мероприятий по управлению рисками, необходимо не только просуммировать стоимость каждого конкретного ресурса в денежной и иной форме, привлекаемых для управления рисками, но и проиндексировать на стоимость альтернативного размещения каждого ресурса по формуле:

У = 2>„,М), (3)

г-1

где i — общее количество мероприятий, планируемых к реализации в ходе управления риском; Ом. — денежная оценка г'-го мероприятия по управлению риском; А. — стоимость альтернативного размещения ьго ресурса.

Далее необходимо рассчитать ожидаемую величину снижения убытка при практической реализации выбранных мероприятий управления предпринимательскими рисками по формуле:

АУ=У-У, (4)

где У' — фактическая (или прогнозируемая) величина убытка после реализации мероприятий по управлению рисками.

Для расчета экономической эффективности управления рисками ожидаемую величину снижения убытка соотносят с совокупной стоимостью мероприятий риск-менеджмента. Иными словами, показатель экономической эффективности управления рисками Y показывает общую ожидаемую величину снижения убытка с учетом затрат на проведение мероприятий риск-менеджмента:

У=АУ-3. (5)

Практическое использование предложенной оценки эффективности управления предпринимательскими рисками наиболее целесообразным является на следующих этапах управления рисками (рис. 3):

— выбор методов управления предпринимательскими рисками — на этом этапе производится расчет прогнозируемых результатов всех предлагаемых вариантов по управлению рисками. К осуществлению принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

Рис. 3. Блок-схема методики оценки эффективности управления предпринимательскими рисками

— внутренний контроль по эффективности управления предпринимательскими рисками;

— мониторинг результатов и совершенствование системы управления предпринимательскими рисками с целью определения фактической эффективности проведенных мероприятий риск-менеджмента производится расчет по фактическим показателям.

Таким образом, целью оценки эффективности проведенных мероприятий является адаптация системы управления предпринимательским риском к изменению условий функционирования окружающей среды в совокупности, влияющих на организацию рисков. Это происходит, прежде всего, за счет следующих направлений:

— замены неэффективных мероприятий на более эффективные в рамках выделенного бюджета на программу управления предпринимательским риском. Такие мероприятия повышают общую результативность системы управления предпринимательским риском;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— изменения организации выполнения програм-

мы управления предпринимательским риском. Так как она определяет специфику институционального фундамента защиты организации от соответствующих рисков, ее изменение также может способствовать росту качества системы управления предпринимательским риском на уровне организации. Рассмотренные этапы не обязательно реализуются последовательно: соответствующие мероприятия

могут осуществляться параллельно, возможен возврат к предыдущим этапам и т.д.

В настоящее время управление предпринимательскими рисками представляет собой одно из наиболее актуальных и динамично развивающихся направлений стратегического и оперативного риск-менеджмента. Качественное управление предпринимательскими рисками позволяет использовать оптимальные по эффективности и затратам средства контроля рисков и средства управления рисками, адекватные текущим целям и задачам деятельности организации.

Для эффективного управления предпринимательскими рисками необходимо применять последовательный алгоритм, начиная с обнаружения риска до полного устранения риска или снижения возможного ущерба рисковой ситуации.

Библиографический список

1. Воробьёв, С. Н. Управление рисками в предпринимательстве / С. Н. Воробьёв, К. В. Балдин. — М. : Дашков и Ко, 2005. — 452 с.

2. Виленский, П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. — М. : Дело, 2002. — 888 с.

3. Багиев, Г. Л. Организация предпринимательской деятельности / Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул; под общ. ред. проф. Г. Л. Багиева. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.

АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений и Академии проблем качества, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Адрес для переписки: e-mail: ahtulov-aI1949@yandex.ru БАРМОТИНА Юлия Владимировна, соискатель кафедры управления качеством и сертификации Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Омского филиала Московской финансово-промышленной академии.

Адрес для переписки: e-maiI: trif88@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2011 г.

© А. Л. Ахтулов, Ю. В. Бармотина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.