Шалюгина Т.А.,
директор, Кореновский политехнический техникум
(ГБ ПОУ КК КПТ), г. Кореновск, Российская Федерация
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Осознание важности повышения качества образовательной услуги как стратегической цели должно сопоставляться с кадровыми возможностями и их осознанием необходимости повышения качества образовательной услуги, а также финансовые возможности ссуза встают как приоритетные при осуществлении политики в области качества.
В последнее время в научных исследованиях многих ссузов РФ актуализируются вопросы нахождения методик оценки качества образовательных услуг, построения систем обеспечения качества. Качество предоставления ОУ ссузом сегодня определено многими внутренними показателями, в числе которых: уровень приема абитуриентов; конечный итог подготовки выпускников; уровень научных исследований; наличие качественного состава преподавательских кадров; развитие инфраструктуры ссуза; взаимосвязь ссуза с рынком труда, участие ссуза в трудоустройстве и непрерывном образовании выпускников и др.
Определенный опыт использования систем обеспечения качества в ссузах представляет возможность для практического их использования другими участниками рынка ОУ. Наиболее успешные наработки в области повышения качества ОУ предлагает ЛЭТИ. Исследователи синтезировали бельгийско- нидерландскую модель, модель EFQM европейского фонда по менеджменту качества и модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», в результате была выработана модель совершенствования деятельности ссуза, направленная на стимулирование ссуза к вменению принципов всеобщего менеджмента качества (TQM) и поиску направлений постоянного улучшения системы качества. Модель представлена девятью критериями и пятьюдесятью пятью подкритериями и составляющими. Разработанная модель ЛЭТИ в настоящее время рекомендуется министерством образования и науки к внедрению ссузами.
Можем констатировать, что рынок образовательных услуг Краснодарского края СО испытывает трудности относительно вос-
требованности своих выпускников, связанные не только с переизбытком подготовки по некоторым профессиям, но и с тем, что степень приобретаемой квалификации в ссузах не соответствует требованиям работодателей.
Оценка комплекса критериев и подкритериев, характеризующих деятельность ссузов относительно повышения качества образовательных услуг, - это база для нахождения перспективных направлений по улучшению процесса предоставления ОУ в системе СО. Исходным материалом для оценки критериев деятельности ссузов является информация, полученная в результате анкетирования на основе квалиметрических шкал «уровней совершенствования» составляющих модели совершенствования деятельности образовательного учреждения. В этом направлении ЛЭТИ предлагает Модель совершенствования деятельности (МСД) ссузов.
МСД ЛЭТИ для ссузов, предопределяет стимулирование к вменению принципов Всеобщего менеджмента качества и перспективного направления к постоянному улучшению качества образовательных услуг ссуза. МСД представляет собой комплекс критериев и подкритериев, описывающих основные компоненты деятельности ссуза с позиций менеджмента качества, а также описание квалиметрических шкал (или «уровней совершенства») всех составляющих, что в системе позволяет структурировать всю деятельность ссуза по процессам, направленным на достижение требуемых результатов по качеству. МСД включает 9 критериев и 55 подкритериев и составляющих.
В ЛЭТИ для целей оценки «уровней совершенства» всех подкритериев и составляющих МСД с учетом шести «измерений», соответствующих базовым принципам ТОМ (степень ориентированности на потребителей; степень системности применяемого подхода; степень распространенности в ссузе применяемого подхода; степень вовлеченности персонала ссуза; степень документированное™ процедур процессов; степень ориентированности на перспективное совершенствование), разработаны специальные квалиметрические шкалы, упомянутые выше. Внутреннее содержание шкал было основано на технологии бенчмаркинга. Квали-метрические шкалы вербально характеризуют пять упорядоченных «уровней совершенства», или ступеней формирования подкрите-риев и составляющих. Шкалы дают возможность перевестись с качественной оценки соответствующих подкритериев (видов деятельности, работ) на количественную оценку, соответствующую номеру выбранного «уровня совершенства» от 1 до 5 по 10-балльной числовой шкале.
МСД ЛЭТИ предполагает использование методики самооценки по квалиметрическим шкалам «уровней совершенствования». Методика может применяться в целях проведения самообследования и при проведении аттестационной экспертизы и государственной аккредитации ссуза.
Проводимая нами оценка с использованием «методики самооценки» МСД ЛЭТИ проводилась на уровне ссуза в целом. Производя оценку по квалиметрическим шкалам, мы основывались на следующих принципах:
- подбор экспертов должен проводиться по направлениям деятельности, к которым имеют отношение оцениваемые ими группы показателей;
- выставление оценок должно осуществляться по 10-балльной шкале;
- результирующие оценки, выставленные экспертами, должны анализироваться, по итогам которых должна быть сформирована сводная таблица согласованных оценок составляющих критериев для всех ссузов (табл. 5);
- принятая согласованная таблица оценок должна обрабатываться с учетом весовых коэффициентов и составляющих под-критериев;
- могут быть рассчитаны численные оценки интегрального показателя степени совершенства системы качества ссуза в границах МСД с учетом весовых коэффициентов критериев;
- по итогам оценки должны быть подготовлены выводы и рекомендации относительно улучшения процессной деятельности.
Принимая во внимание обозначенные принципы, мы провели оценку, результаты выставлялись в зависимости от полноты выполнения требований соответствующего «уровня совершенства» по конкретному подкритерию, выставлялась одна из следующих оценок: для первого уровня совершенства - 1-2; для второго - 3-4; для третьего - 5-6; для четвертого -7-8; для пятого - 9-10. Предложенная методика позволила нам выйти на уровень количественной оценки.
Значение оценки по каждой составляющей мы вычисляли по среднеарифметическому результату всех оценок. Номер каждого уровня умножался на число соответствующих оценок, все полученные результаты складывались и делились на общее число имеющихся оценок данной составляющей.
Значения весовых коэффициентов по одному из критериев модели совершенствования (пример: критерий 1 «Лидирующая роль руководства») отражены в таблице 1.
Таблица 1. Значения весовых коэффициентов по одному из критериев модели совершенствования
№ п/п Критерий 1 «Лидирующая роль руководства» Наименование подкритериев Вес, %
1 Личное участие руководства ссуза в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества 20
2 Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы качества ссуза 20
3 Личное участие руководства ссуза в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.) 20
4 Личное участие руководства ссуза в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности 20
5 Личное участие руководства ссуза в подготовке и организации проведения лицензирования, аттестации, государственной и общественно-профессиональной аккредитации 20
Контрольная сумма 100
Из табл. 1 видно, что критерий 1 «Лидирующая роль руководства» состоит из пяти подкритериев, каждый из которых наделен весовым коэффициентом, равным 20%, что к итогу определятся в контрольную сумму по пяти подкритериям в 100%. Алгоритм подсчета значения «уровня совершенства» критерия определен как произведение 0,20 к сумме значений «уровней совершенства» подкритериев.
В ходе исследования нами были реализованы следующие задачи: осуществлен анализ показателей «уровней совершенства» ссузов; проанализированы наиболее важные стороны функционирования ссузов; определены границы предстоящей работы по устранению замечаний; выявлена готовность вузов предоставлять действительно качественные ОУ; выявлены основные недостатки в работе по обеспечению качества образовательных услуг.
Резюмируя изложенное, отметим, что сегодня много ссузов стремятся определить свои приоритеты в методологии оценки качества образовательной услуги с СО. В каждом ссузе сложились свои четкие представления, что или кто является носителем качества образовательной услуги. Наиболее успешными наработками в области повышения качества образовательных услуг является
адаптированная модель совершенствования деятельности ссузов ЛЭТИ. Далее нами будет проделана работа по разработке общего алгоритма организационно-экономического механизма повышения качества образовательной услуги СО, анализа основных рабочих процессов ссуза, их закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности в системе СО.
Список использованной литературы
1. Азарьева В.В. Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемента построения системы менеджмента качества // Университетское управление. - 2014. - № 2(30). - С. 110-113.
2. Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования : Дис... канд. экон. наук. - М.: РЭА, 2012.
3. Борисов И.И., Запрягаев С.А. Тенденции развития высшего образования в XXI веке. http://www.vestnik.vsu.ru/content/education
4. Боровская М.А., Масыч М.А. Стратегия инновационно ориентированного управления развитием технического университета : Монография. - Таганрог: ТРТУ. - 2012. - 154 с.
5. Бурденко Е.В. Рынок образовательных услуг в трансформируемой экономике : Дис...канд. экон. наук. - М.: РЭА, 2014.
6. Ванберг В. Теория порядка и конституционная экономика // Вопросы экономики. - 2014. - № 12.
7. Гэворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации: монография / Е.Н. Геворкян. - М.: Маркет ДС, 2011. - 358 с.
8. Герман М.В. Организационно-экономические основы системы непрерывной профессиональной подготовки работников : Автореф. дис . канд. экон. наук. - М.: АТиСО, 2007.
9. Лукашенко М. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 47-55.
© Шалюгина Т.А., 2015