Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ С УЧЕТОМ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ С УЧЕТОМ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГ / СТАТИСТИКА ТУРИЗМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кетова Фардиана Руслановна

Процессы информатизации и цифровизации социально-экономического пространства изучаются с различных позиций и включают множество аспектов. В сфере предоставления туристских услуг также следует отметить значимость внедрения новых технологий, их применение и влияние. Несмотря на то, что проблемы развития туризма достаточно хорошо освещаются в работах современных ученых, остаются малоисследованными вопросы оценки влияния трансформационных процессов, связанных с переходом к информационному обществу, на показатели развития туризма. Этим обусловлена постановка цели данной работы, заключающаяся в проведении оценки взаимного влияния эффективности осуществления туристской деятельности и уровня развития информационного общества на территории отдельного региона. Выдвинута гипотеза о том, что развитие туризма отражается на уровне развития информационного общества в регионе. Проверка данного предположения проведена эконометрическими методами при помощи изучении взаимосвязи социально-экономических показателей развития туризма и индикаторов развития информационного общества в регионе. В результате исследования произведен расчет интегрального показателя эффективности деятельности по оказанию туристских услуг в регионе на примере Кабардино-Балкарской Республики и сформулирована заключительная оценка. Полученные результаты дополняют концептуальные основы анализа эффективности деятельности по оказанию туристских услуг и туризма в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кетова Фардиана Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF TOURISM IN THE REGION, CONSIDERING THE INVOLVEMENT IN THE INFORMATION SPACE(ON THE EXAMPLE OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)

The processes of informatization and digitalization of the socio-economic space are studied from various positions and include many aspects. In the field of providing tourism services, it should also be noted the importance of the introduction of new technologies, their application and impact. Despite the fact that the problems of tourism development are sufficiently well covered in the works of modern scientists, the issues of assessing the impact of transformation processes associated with the transition to an information society on the development indicators of various fields of activity, including tourism, remain poorly researched. This is the reason for the formulation of the goal of this work, which consists in assessing the mutual influence of the effectiveness of the implementation of tourist activities and the level of development of the information society on the territory of a region. A hypothesis has been put forward that the development of tourism is reflected at the level of development of the information society in the region. Verification of this assumption was carried out by econometric methods by studying the relationship between socio-economic indicators of tourism development and indicators of the development of the information society in the region. As a result of the study, an integral indicator of the effectiveness of activities for the provision of tourist services in the region was calculated using the example of the Kabardino-Balkarian Republic and a final assessment was formulated. The results obtained complement the conceptual framework for analyzing the effectiveness of activities in the provision of tourism services and tourism in general.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ С УЧЕТОМ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА SECTORAL MARKETS AND MARKET INFRASTRUCTURE

УДК 338.48

DOI 10.52575/2687-093 2-2021-48-3 -465-474

Оценка эффективности туризма в регионе с учетом вовлеченности в информационное пространство (на примере Кабардино-Балкарской Республики)

Кетова Ф.Р.

Кабардино-Балкарский государственный университет, Россия, 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д.173 E-mail: ketovaf@mail.ru

Аннотация. Процессы информатизации и цифровизации социально-экономического пространства изучаются с различных позиций и включают множество аспектов. В сфере предоставления туристских услуг также следует отметить значимость внедрения новых технологий, их применение и влияние. Несмотря на то, что проблемы развития туризма достаточно хорошо освещаются в работах современных ученых, остаются малоисследованными вопросы оценки влияния трансформационных процессов, связанных с переходом к информационному обществу, на показатели развития туризма. Этим обусловлена постановка цели данной работы, заключающаяся в проведении оценки взаимного влияния эффективности осуществления туристской деятельности и уровня развития информационного общества на территории отдельного региона. Выдвинута гипотеза о том, что развитие туризма отражается на уровне развития информационного общества в регионе. Проверка данного предположения проведена эконометрическими методами при помощи изучении взаимосвязи социально-экономических показателей развития туризма и индикаторов развития информационного общества в регионе. В результате исследования произведен расчет интегрального показателя эффективности деятельности по оказанию туристских услуг в регионе на примере Кабардино-Балкарской Республики и сформулирована заключительная оценка. Полученные результаты дополняют концептуальные основы анализа эффективности деятельности по оказанию туристских услуг и туризма в целом.

Ключевые слова: эффективность, оценка эффективности, туризм, туристские услуг, статистика туризма, информационное общество.

Для цитирования: Кетова Ф.Р. 2021. Оценка эффективности туризма в регионе с учетом вовлеченности в информационное пространство (на примере Кабардино-Балкарской Республики). Экономика. Информатика, 48 (3): 465-474. DOI 10.52575/2687-0932-2021-48-3-465-474.

Assessment of the effectiveness of tourism in the region, considering the involvement in the information space (on the example of the Kabardino-Balkarian Republic)

Fardiana R. Ketova

Kabardino-Balkarian State University, 173 Chernyshevsky St., Nalchik, 360004, Russia E-mail: ketovaf@mail.ru

Abstract. The processes of informatization and digitalization of the socio-economic space are studied from various positions and include many aspects. In the field of providing tourism services, it should also be noted

the importance of the introduction of new technologies, their application and impact. Despite the fact that the problems of tourism development are sufficiently well covered in the works of modern scientists, the issues of assessing the impact of transformation processes associated with the transition to an information society on the development indicators of various fields of activity, including tourism, remain poorly researched. This is the reason for the formulation of the goal of this work, which consists in assessing the mutual influence of the effectiveness of the implementation of tourist activities and the level of development of the information society on the territory of a region. A hypothesis has been put forward that the development of tourism is reflected at the level of development of the information society in the region. Verification of this assumption was carried out by econometric methods by studying the relationship between socio-economic indicators of tourism development and indicators of the development of the information society in the region. As a result of the study, an integral indicator of the effectiveness of activities for the provision of tourist services in the region was calculated using the example of the Kabardino-Balkarian Republic and a final assessment was formulated. The results obtained complement the conceptual framework for analyzing the effectiveness of activities in the provision of tourism services and tourism in general.

Key words: efficiency, efficiency assessment, tourism, tourism services, tourism statistics, information society.

For citation: Ketova F.R. Assessment of the effectiveness of tourism in the region, considering the involvement in the information space (on the example of the Kabardino-Balkarian Republic). Economics. Information technologies, 48 (3): 465-474 (in Russian). DOI 10.52575/2687-0932-2021-48-3-465-474.

Введение

Туризм в Кабардино-Балкарской Республике развивается как стратегически важное направление. Интенсивность развития этой сферы и высокий мультипликативный эффект дохода и занятости становятся основанием для представления туризма как основы устойчивого развития целых территорий [Alikaeva, ОЬопп, Ketova, 2019]. В рамках реализации федеральных и национальных государственных программ осуществляется деятельность по укреплению местных туристских аттракций в рейтингах российских и иностранных туристов. Для этих целей финансируются проекты по благоустройству территорий, включая объекты культурного наследия, различные туристские зоны, аттракции курорта Приэльбрусье, туристской инфраструктуры в целом. Ожидаемым эффектом от проводимых мероприятий является повышение интереса к туристским услугам КБР и как следствие повышение таких социально-экономических показателей как число трудоустроенных граждан, уровень дохода граждан, показатель ВРП, доля туризма в ВРП и др. Следует отметить, что наряду с уровнем обустройства, условиями трансферта, размещения, питания и других важное значение в условиях развития информационного общества для удовлетворения туристов получает такой фактор, как развитость информационной инфраструктуры [Кетова, 2018]. В то же время, учитывая высокий мультипликативный эффект туризма, необходимо учитывать, что туристический спрос стимулирует развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры на территориях туристских регионов. Степень информатизации становится важным критерием для туристов при оценке качества полученных туристских услуг и, следовательно, данный показатель представляется возможным и целесообразным учитывать при расчете оценки эффективности туристской деятельности. Таким образом, представляется актуальным рассмотреть возможность расчета и учета интегрального показателя оценка эффективности туризма в регионе.

В рамках настоящего исследования была поставлена цель провести анализ взаимовлияния уровня развития туризма в регионе и степени информатизации общества, включения полученных оценок в обобщенный показатель эффективности туризма.

Эффективность туристской деятельности является ключевым показателем, который используется в системе управления качеством туристских услуг на всех уровнях управления. Особенно важна такая оценка на уровне территориального управления, например, при

разработке стратегии развития туристской дестинации. Эффективность может рассматриваться в разных аспектах:

1) в аспекте анализируемых индикаторов: экономическая, инвестиционная, бюджетная, социально-культурная, экологическая, организационная эффективность [Морозов, Морозова, Карпова, Хорева, 2014];

2) с точки зрения целей и уровня исследования: на уровне государства, на уровне региона, на уровне туристской сферы в целом, на уровне отдельного предприятия [Аликаева, Гурфова, Кетова, 2017];

3) по составным элементам: целевая, ресурсная, экономическая [Мезоэкономика развития, 2011];

4) с позиции объекта исследования: эффективность для потребителя, для производителя, для территории и общества.

В общем случае эффективность характеризует степень ожидаемого или достигнутого результата требуемому (желаемому) результату с учетом затраченных на это ресурсов, другими словами, эффективность характеризует степень достижения поставленной цели при определенных затратах [Морозова, Шевченко, Кузьмина, 2020].

Государственным стандартом ГОСТ Р ИСО 9000-2015 определено понятие эффективности как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами [ГОСТ Р ИСО 9000-2015]. В том же документе отмечается определение результативности как степени реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [ГОСТ Р ИСО 9000-2015]. Таким образом, можно прийти к обобщенному пониманию эффективности как разницы между затратами и результатами с одной стороны и как степени реализации имеющегося туристского потенциала и использования туристских ресурсов - с другой стороны.

В целях настоящего исследования под эффективностью понимается оценка уровня результативности работы сферы туризма на территории отдельного региона - Кабардино-Балкарской Республики, которая выражается в показателях социально-экономической эффективности и информационной эффективности.

Объект и методы исследования

В качестве объекта исследования выступают особенности развития туризма в регионе во взаимосвязи с уровнем развития информационного общества. Исследование проведено по данным статистических наблюдений за 7 лет по территории субъекта РФ - Кабардино-Балкарской Республики.

В ходе проводимого анализа были использованы статистические приемы и методы, в том числе метод нормирования статистических данных, расчета весовых коэффициентов и интегральных показателей, регрессионно-корреляционный анализ.

Была составлена методика анализа эффективности осуществления деятельности по оказанию туристских услуг на территории КБР, особенностью которой является включение фактора, демонстрирующего уровень информатизации туристской сферы КБР. Данная методика включает следующие этапы:

I этап. Сбор информации. На данном этапе определяются теоретические законы исследуемых взаимосвязей, обзор статистических баз, при необходимости включения качественных характеристик возможно проведение опросов и анкетирования.

II этап. Обработка собранной информации. Собранная статистическая информация подвергается процедуре первичной обработки.

III этап. Расчет промежуточных и результирующего показателей.

IV этап. Анализ полученных итогов и верификация результатов.

Эффективность в данном контексте изучается с позиции двух групп показателей. Первая группа состоит из ключевых индикаторов, характеризующих уровень социально-экономического развития туризма на территории КБР. К ним относятся:

а) вклад туризма в ВРП;

б) общий объем туристского потока;

в) объем предоставленных туристских услуг;

г) число коллективных средств размещения;

д) количество туристических фирм;

е) объем инвестиций в основной капитал;

ж) численность занятых в сфере туризма.

Вторая группа показателей вводится с целью отражения такой характеристики как степень вовлеченности сферы туризма КБР в глобальное информационное пространство. Гипотеза данного исследования, обуславливающая измерение информационной эффективности, заключается в предположении о том, что развитие туризма отражается на уровне развития информационного общества в регионе. Для этого используются следующие измеримые данные:

а) число персональных компьютеров на 100 работников;

б) число организаций, использующих компьютерные сети;

в) число пунктов коллективного пользования (доступа), имеющих выход в сеть Интернет, на 10 000 человек населения;

г) проникновение подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 100 человек населения;

д) число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения.

Представленные показатели количественно измеримы и представлены в официальных статистических базах, что позволяет применять их для статистического анализа. С целью обеспечения объективности расчетов и сопоставимости данных показатели нормируются. Для расчета нормированных показателей используется формула:

X

х—х

норм £ ?

где Хг - текущее значение показателя, х - среднее значение показателя,

£ - среднее квадратическое отклонение, определяемое как:

^ = ^Е(Л-х)2 .

Расчет значения интегрального показателя эффективности проводится по формуле [Порошина, 2016]:

У = !"=1 а1к1,

у - интегральный показатель экономической эффективности; кг - г-ый нормированный показатель;

аг - вес, с которым г-ый показатель входит в интегральный показатель; п - количество показателей.

Для определения аг используем подход, основанный на расчете весов показателей по коэффициентам парной корреляции между ними [Порошина, 2016].

£;=1Г1У

уп уп „ Zj/=iZjt=i 4J

■4 = 1 ¿-ч=1 4}

гу - коэффициент парной корреляции между г-м иу-м показателями.

Таким образом производится расчет социально-экономической и информационной эффективности отдельно по каждой группе. Интегральный показатель общей эффективности определяется как арифметическая сумма составляющих:

е =У1 +У2.

Результаты исследования

Исследование эффективности деятельности по оказанию туристских услуг проводится с применением представленной методики на примере Кабардино-Балкарской Республики. Статистические данные по Кабардино-Балкарской Республике за 2013-2019 гг. представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 Table 1

Показатели туристской деятельности в КБР за период 2013-2019 гг. [Сайт Федеральной

службы государственной статистики по СКФО] Indicators of tourist activity in the KBR for the period 2013-2019 [Website of the Federal State Statistics Service for the North Caucasus Federal District]

№ Критерии 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1 Вклад туризма в ВРП, % 0,777 0,838 0,894 0,846 0,755 0,820 0,796

2 Общий объем туристского потока, тыс. чел. 87,20 89,80 88,20 107,4 122,76 126,7 162,2

3 Объем предоставленных туристских услуг, млн руб. 635,00 717,50 763,20 814,90 845,2 803,6 795,2

4 Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению (млн руб.) 227,800 261,600 314,000 331,400 199,900 390,1 364,7

5 Число коллективных средств размещения, единиц 86 87 125 102 113 132 146

6 Количество туристических фирм,единиц 20,00 22,00 28,00 35,00 24,00 27 22

7 Объем инвестиций в основной капитал, млн руб. 0,3 0,4 0 0,3 6,42 7,6 1,6

8 Численность занятых в сфере туризма, чел. 2236 2152 1789 2321 2344 2312 2360

В структуре показателей уровня развития туризма в КБР можно выявить положительную динамику. Отмечается заметный эффект от реализации программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2013-2020 гг.». За это время Министерством курортов и туризма КБР был организован и проведен ряд мероприятий, направленных на создание устойчивого туристского интереса к региону, формирование положительного имиджа территории для туристских посещений и в целом повышения уровня качества оказываемых населению туристских услуг. Среди таких мероприятий [Портал Правительства Кабардино-Балкарии]:

а) участие в международной туристической выставке ИНТУРМАРКЕТ;

б) участие в Московской международной туристической выставке;

в) разработка 10 новых туристских маршрутов;

г) развитие инфраструктуры и системы управления в сфере туризма;

д) обустройство зоны «Чегет» в Приэльбрусье;

е) проведение PR-кампании на федеральном уровне;

ж) участие в работе международной туристской выставке «INWETEX» в Санкт-Петербурге

з) участие в работе международного туристского форума SIFT, который проходил в г.

Сочи;

и) проведение джип-тура «Зори Кавказа»,

к) проведение песенного фестиваля «Приэльбрусье», л) организация и проведение этнографических праздников и фестивалей. На уровень развития региона, его инновационную деятельность и степень дифференциации в сравнении с другими регионами оказывают влияние как объективные факторы (географическое положение, природно-климатические ресурсы, наличие крупных предприятий и др.), так и субъективные факторы (политика, инвестиции, структура бюджета и др.) [Бабич, 2017]. Определенно организация информационного обмена, а также процессы распространения данных о проводимых мероприятиях, полученных оценках и других сведений невозможна без качественного информационно-коммуникационного обеспечения. Сведения об уровне развития информационного общества в регионе представлены в таблице 2.

Таблица 2 Table 2

Показатели уровня развития информационного общества в КБР за период 2013-2019 гг. [Мониторинг развития информационного общества

в Российской Федерации] Indicators of the level of development of the information society in the KBR for the period 2013-2019 [Monitoring the development of the information society

in the Russian Federation]

№ Критерии 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1 Число персональных компьютеров на 100 работников - всего, шт. 38 40 48 50 37 31 33

2 Число организаций, использующих компьютерные сети 13691 15997 16322 16695 15811 17098 18002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Число пунктов коллективного пользования (доступа), имеющих выход в сеть Интернет, на 10 000 человек населения 1,8 1,8 1,8 1,3 1,3 1,2 1,2

4 Проникновение подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 100 человек населения, единиц 144,5 140,5 138,8 129,8 138,0 131,7 140,6

5 Число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения, единиц 7,9 8,5 10,0 9,4 9,5 9,9 10,2

Повысить информативность подобных исследований могут дополнительные статистические характеристики, в настоящий момент не доступные для использования, такие как:

а) число гостиниц и других коллективных средств размещения, представленных в глобальных системах бронирования;

б) численность туристических фирм, агентств и фирм, имеющих собственный сайт и страницу в социальной сети;

в) частота запросов в поисковых системах информации, касающейся отдыха и туризма на территории региона.

Современные статистические базы не ведут учет перечисленных сведений. Показатели, оценивающие степень использования интернет-сервисов туристическими фирмами и гостиницами за 2020 год, были рассчитаны автором на основе информации, представленной в сети Интернет. В частности, использованы материалы сайтов booking.com, 101hotels.com, а также социальных сетей Instagram, ВКонтакте, Facebook. По данным Яндекс-аналитики представлены сведения об активности запросов на тему туризма в КБР. Собранные данные отражены в таблице 3.

Таблица 3 Table 3

Показатели вовлеченности туризма региона в интернет-пространство* Indicators of the involvement of tourism in the region in the Internet space

№ Критерии 2020

1 Число гостиниц и других коллективных средств размещения, представленных в глобальных системах бронирования, в %% к общему числу 97

2 Численность туристических фирм, агентств и фирм, имеющих собственный сайт и страницу в социальной сети, в %% к общему числу 42

3 Частота запросов в поисковых системах информации, касающейся отдыха и туризма на территории региона, в среднем в месяц 1537

* Составлено автором

Присутствие в аналитических исследованиях информации о степени вовлечения туризма в интернет-пространство позволит формировать более точные выводы относительно популярности туристских аттракций, представленных на отдельных территориях, и уровня потребительской удовлетворенности.

Результаты проведенных расчетов:

1. Проверка гипотезы о корреляции между показателями развития туризма и информационного общества.

Построенная корреляционная матрица (таблица 4) позволяет оценивать степень взаимосвязи туристского потока с уровнем использования компьютерных сетей как тесную прямую зависимость (коэффициент корреляции rx1x5 = 0,73 и rx1x7 = 0.65).

Таблица 4 Table 4

Уровень корреляции Correlation level

x1 x2 x3 x4 x5 x6 x7

x1 1 0,59827 0,48326 -0,59595 0,72676 -0,863 0,65457

x2 0,59827 1 0,33610 -0,01521 0,72860 -0,7935 0,79997

x3 0,48326 0,33610 1 -0,1309 0,77610 -0,4731 0,65941

x4 -0,59595 -0,01521 -0,1309 1 -0,14783 0,39993 -0,0765

x5 0,72676 0,72860 0,77610 -0,14783 1 -0,6712 0,86386

x6 -0,863 -0,7935 -0,47311 0,39993 -0,67126 1 -0,63432

x7 0,65457 0,79997 0,65941 -0,07646 0,86386 -0,6343 1

*Расчеты автора

Х1 - общий объем туристского потока;

Х2 - объем предоставленных туристских услуг;

X3 - объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению; X4 - число персональных компьютеров на 100 работников; X5 - число организаций, использующих компьютерные сети;

Хб - число пунктов коллективного пользования (доступа), имеющих выход в сеть Интернет, на 10 000 человек населения;

X7 - число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения.

Проведенный попарный регрессионный анализ зависимости показателей Xi и X7, показателей Xi и X5 показывает наличие прямой линейной зависимости, которая выражается моделями вида: Y = - 86,90+21,29*X и Y = 12263,77+35,408xX7.

Для проверки статистической значимости результатов применены методы t-статистики Стьюдента и F-статистики Фишера, которые дают положительную оценку адекватности полученных итогов.

2. Расчет интегральных показателей эффективности. Расчет весовых коэффициентов представлен в таблице 5.

Таблица 5 Table 5

Значения весовых коэффициентов Weighting coefficient values

№ Критерий Вес

Показатели социально-экономической эффективности

1 Вклад туризма в ВРП 0,021643

2 Общий объем туристского потока 0,159995

3 Объем предоставленных туристских услуг 0,181395

4 Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению 0,163218

5 Число коллективных средств размещения 0,171323

6 Количество туристических фирм 0,113174

7 Объем инвестиций в основной капитал 0,114448

8 Численность занятых в сфере туризма 0,074805

Показатели информационной эффективности

9 Число персональных компьютеров на 100 работников - всего, шт. 0,295654

10 Число организаций, использующих компьютерные сети 0,164449

11 Число пунктов коллективного пользования (доступа), имеющих выход в сеть Интернет, на 10 000 человек населения 0,215509

12 Проникновение подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 100 человек населения, единиц 0,114613

13 Число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения, единиц 0,209776

*Расчеты автора

По данным, представленным в таблице 5, следует вывод о том, что наиболее весомыми показателями для расчета интегрального коэффициента социально-экономической эффективности являются следующие: объем предоставленных туристских услуг (0,18); число коллективных средств размещения (0,17); объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению (0,16) и общий объем туристского потока (0,15). Наиболее весомыми показателями для расчета интегрального коэффициента информационной эффективности являются: число персональных компьютеров (0,30); число пунктов коллективного пользования, имеющих выход в сеть Интернет (0,22); число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет (0,21).

Итоги расчета интегрального показателя общей эффективности представлены в таблице 6.

Таблица 6 Table 6

Значение интегральных показателей эффективности* The value of integral performance indicators

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Информационная эффективность -0,205 0,041 0,448 0,112 -0,147 -0,252 0,004

Социально- экономическая эффективность -0,609 -0,403 -0,101 0,160 0,094 0,454 0,405

Итоговый показатель -0,814 -0,363 0,347 0,272 -0,053 0,202 0,408

*Расчеты автора

Заключение

Полученные интегральные показатели эффективности показывают снижение эффективности деятельности по распространению информационно-коммуникационных технологий к 2019 году в сравнении с 2015-2016 гг. В то же время по сравнению с 2013 г. и 20172018 гг. наблюдается повышение результативного показателя на 10 %, 7 % и 12 % соответственно. За период с 2013 г. по 2016 г. показатели социально-экономической эффективности туризма Кабардино-Балкарской Республики увеличивались с темпом прироста 26 %. В 2017 г. наблюдается снижение результатов на 3 % и дальнейшее выравнивание до значения 0,4 к 2019 году.

Таким образом, гипотеза данного исследования, которая заключалась в предположении о том, что на развитии туризма и оценке его эффективности сказывается уровень внедрения и распространения процессов информатизации общества в регионе, нашла подтверждение.

Представленная методика оценки эффективности туризма с позиции социально-экономического и информационного подходов для КБР может быть применима также для анализа других регионов и для проведения сравнительных исследований.

Список источников

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ISO 9000:2015. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary. Москва, Стандартинформ, 2015 год. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1390-ст.

2. Федеральная служба государственной статистики. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14478 (дата обращения 08.01.21г.)

3. Сайт Федеральной службы государственной статистики по СКФО. URL: http://stavstat.gks.ru/statistics/kbrStat/ (дата обращения 08.01.21г.)

4. Портал Правительства Кабардино-Балкарии. Страница Министерства курортов и туризма КБР. URL: https://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minturizm/deyatelnost/ (дата обращения 10.03.21г.)

Список литературы

1. Аликаева М.В., Гурфова Р.В., Кетова Ф.Р. 2017. Принципы управления туристско-рекреационным кластером. Экономика и предпринимательство, 2 (1), (79-1): 473-477.

2. Бабич С.Г. 2017. Индексный анализ дифференциации регионов РФ по основным показателям инновационной деятельности. Статистика и экономика, 14 (2): 3-13.

3. Кетова Ф.Р. 2018. Современное состояние туристской сферы КБР. Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, Русайнс: 266-276.

4. Мезоэкономика развития: монография. 2011. Под редакцией члена-корреспондента РАН Г.Б. Клейнера. Москва, ЦЭМИ РАН, изд-во Наука, серия «Экономическая наука современной России», 804 с.

5. Морозова И.А., Шевченко С.А., Кузьмина Е.В. 2020. Исследование основных факторов устойчивости пространственного развития территорий с позиции системного подхода. Экономика устойчивого развития, 3: 76-83.

6. Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. 2014. Экономика туризма. Москва, Федеральное агентство по туризму, 320 с.

7. Порошина О.В. 2016. Оценка эффективности развития сферы туризма на основе целеориентированного подхода. Проблемы развития территорий, 1(81): 79-93

8. Alikaeva, М.У., М^. Oborin and F.R. Ketova. 2019. Modelling of the brand promoting process for a resort and recreation destination using IDEF methodology. Revista Espacios digital, 6(40): 29.

9. Cornell University, INSEAD, and WIPO. 2020. The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. URL: https://www.globalinnovationindex. org/Home (дата обращения 10.03.21г.)

References

1. Alikaeva M.V., Gurfova R.V., Ketova F.R. 2017. Principy upravlenija turistsko-rekreacionnym klasterom [Principles of management of a tourist and recreational cluster]. Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2 (1) (79-1): 473-477. (in Russian)

2. Babich S.G. 2017. Indeksnyj analiz differenciacii regionov RF po osnovnym pokazateljam innovacionnoj dejatel'nosti [Index analysis of the differentiation of the regions of the Russian Federation by the main indicators of innovation activity]. Statistika i jekonomika. 14 (2): 3-13. (in Russian)

3. Ketova F.R. 2018. Sovremennoe sostojanie turistskoj sfery KBR [The current state of the tourism sector of the KBR]. Strategicheskie izmeneniya v sfere turizma i gostepriimstva: poisk novogo vektora razvitiya. Materialy Vserossijskoj nauchno - prakticheskoj konferencii. Moskva, Rusains: 266-276. (in Russian)

4. Mezojekonomika razvitija [Mesoeconomics of development]: monografija. 2011. Pod redakciej chlena-korrespondenta RAN G.B. Klejnera. CJeMI RAN. Nauka, Serija «Jekonomicheskaja nauka sovremennoj Rossii». (in Russian)

5. Morozova I.A., Shevchenko S.A., Kuz'mina E.V. 2020. Issledovanie osnovnyh faktorov ustojchivosti prostranstvennogo razvitija territorij s pozicii sistemnogo podhoda [The study of the main factors of the stability of spatial development of territories from the perspective of a systematic approach]. Jekonomika ustojchivogo razvitija. 3:76-83. (in Russian)

6. Morozov M.A., Morozova N.S., Karpova G.A., Horeva L.V. 2014. Jekonomika turizma [Tourism economy]. Moskva, Federal'noe agentstvo po turizmu, 320 p. (in Russian)

7. Poroshina O.V. 2016. Ocenka jeffektivnosti razvitija sfery turizma na osnove celeorientirovannogo podhoda [Assessment of the effectiveness of the development of the tourism sector based on a goal-oriented approach]. Problemy razvitija territorij. 1(81): 79-93. (in Russian)

8. Alikaeva, М.У., М^. Oborin and F.R. Ketova, 2019. Modelling of the brand promoting process for a resort and recreation destination using IDEF methodology. Revista Espacios digital, 6 (Vol. 40): 29.

9. Cornell University, INSEAD, and WIPO. 2020. The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. URL: https://www.globalinnovationindex. org/Home (accessed 10.03.21)

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кетова Фардиана Руслановна, старший преподаватель кафедры компьютерных технологий и информационной безопасности института информатики, электроники и робототехники, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Fardiana R. Ketova, senior lecturer of the Department of computer technologies and information security, Institute of computer science, electronics and robotics, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.