Научная статья на тему 'Оценка эффективности транспортировки и оптимизированного размещения молоди ценных видов рыб в северной части Каспийского моря'

Оценка эффективности транспортировки и оптимизированного размещения молоди ценных видов рыб в северной части Каспийского моря Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
350
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Михайлова Марина Викторовна, Михайлов Антон Николаевич

Представлены результаты собственных и ранее выполненных работ (1955-2006 гг.) по транспортировке и размещению молоди осетровых, выращенной на осетровых рыбоводных заводах дельты р. Волги. Анализ показал, что процесс транспортировки молоди осетровых к местам нагула в Северный Каспий имеет 3 ярко выраженных этапа: 1963-1966, 1986-1995, 2002-2006 гг., отличающихся как по технологическому оснащению, так и по методическому обеспечению. При намечаемых масштабах воспроизводства молоди (100-120 млн экз.) и в связи с развитием нефтегазовой отрасли, комплексный учет факторов, влияющих на выживаемость и численность осетровых, является основой эколого-рыбохозяйственого мониторинга мест их выпуска и нагула. Библиогр. 9. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Михайлова Марина Викторовна, Михайлов Антон Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY ESTIMATION OF TRANSPORTATION AND OPTIMIZED PLACING OF FRY OF VALUABLE SPECIES IN THE NORTHERN PART OF THE CASPIAN SEA

The article represents the results of own and earlier made works of 1995-2006 on transportation and placing of sturgeon fry raised at sturgeon fish-breeding factories in the delta of the Lower Volga. The analysis of the materials has shown that the process of sturgeon fry transportation to the fattening areas in the Northern Caspian Sea has three strongly distinguished stages (1963-1966, 1986-1995, 2002-2006), different both in technological equipment and methodical provision. Under the scheduled scale of fry reproduction (100-120 million pieces) and in view of oil-and-gas industry development, the complex consideration of factors, influencing sturgeon survival rate and its quantity, is a base of ecological and fish-industrial monitoring of fish placing and fattening areas.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности транспортировки и оптимизированного размещения молоди ценных видов рыб в северной части Каспийского моря»

УДК 574.55:639.3

М. В. Михайлова, А. Н. Михайлов*

Научно-производственный центр по осетроводству «БИОС»

Астраханский государственный технический университет

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ОПТИМИЗИРОВАННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ МОЛОДИ ЦЕННЫ1Х ВИДОВ РЫБ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Введение

Изменения, происходящие в экосистеме Каспийского моря, обусловили значительное сокращение запасов водных биоресурсов, прежде всего осетровых рыб, что угрожает сохранению биоразнообразия и приводит к большим экономическим потерям.

Одним из основных источников пополнения и сохранения запасов осетровых является искусственное воспроизводство, роль которого в последние годы все возрастает: доля белуги, осетра и севрюги заводского происхождения в уловах достигает 98, 56 и 36 % соответственно [1].

Снижение негативных экологических последствий антропогенного воздействия на экосистему Северного Каспия и увеличение биопродуктивности загрязненных вод возможно за счет повышения эффективности искусственного воспроизводства различными инновационными средствами, включая и создание искусственных рифов.

Эффективность промышленного осетроводства определяется не только количеством и качеством выпускаемой молоди, но и технологией ее выпуска, которая оказывает влияние на выживаемость рыб в частности и на масштабы пополнения популяции осетровых в естественных водоемах в целом [2-4].

Выпуск молоди непосредственно из сбросного канала в реку по причине негативного воздействия резких и значительных по величине изменений экологических факторов (температура, содержание кислорода, углекислоты, величина окисляемости и солености), дноуглубительных работ, водозаборных устройств, а также пресса хищников приводит к потере основной части продукции [2, 5]. Так, численность нового поколения осетра в море осенью составляет не более

7-12 % от выращенных на осетровых рыбоводных заводах (ОРЗ) [3, 4].

Выживаемость молоди, привезенной в море живорыбными судами, повышается по сравнению с выживаемостью мальков, выпущенных в реку, в 3-4 раза. Коэффициент промыслового возврата при этом увеличивается в 1,5-2 раза [2, 3].

Таким образом, разработка усовершенствованной биотехнологии транспортировки молоди осетровых в современных экологических условиях, а также поиск и обустройство наиболее оптимальных участков для их нагула (гидролого-гидрохимический режим, токсикологическая обстановка, кормовая база, отсутствие хищных рыб и т. д.) являются весьма актуальными.

Постановка задачи

Экологически обоснованное размещение молоди, по существу, определяет численность будущего поколения для обеспечения устойчивого функционирования экосистемы Северного Каспия, особенно в условиях эскалации добычи углеводородного сырья.

Большое значение при исследовании данного вопроса приобретает мечение мальков, выращиваемых на ОРЗ, их выпуск и (или) транспортировка к местам нагула, а также наблюдения за их распределением в реке и море.

Впервые о необходимости правильной организации размещения молоди осетровых в естественных водоемах заговорили еще в период становления волжского осетроводства [5]. В решении совещания по рыбоводству (Ленинград, 1953) отмечалось, что необходимо выпуск выращенной молоди производить путем рассеивания ее в предустьевых пространствах или в основном русле реки и не допускать концентрированного выпуска молоди на одних и тех же участках, в частности вблизи рыбоводных заводов.

Материалом исследования явились результаты собственных и ранее выполненных работ (1955-2006 гг.) по транспортировке и размещению молоди осетровых, выращенной на ОРЗ дельты р. Волги.

Результаты исследований и их обсуждение

Первый опыт транспортировки молоди, его плюсы и минусы. Первый опыт по перевозке мальков осетровых в предустьевое пространство Северного Каспия был проведен на Ки-занском рыбоводном заводе уже в первый год вступления его в действие, т. е. в 1955 г. Молодь доставляли в низовья Главного банка в район 11 Огневки и выпускали на глубине 1,5-2 м. Для транспортировки использовали сетчатые садки, установленные в прорези. За 2 рейса было перевезено 6,4 тыс. мальков осетра и севрюги, отход не превышал 2,4 % [6].

В 1962-1964 гг. на Волжском экспериментальном рыбоводном заводе (ВЭРЗ) было проведено мечение молоди (отрезанием правого или левого грудного плавника, трех спинных жучек, радиоактивным фосфором), часть мальков (например, в 1962 г. - около 60 %, или 75 тыс. экз.) была вывезена в море, остальные - выпущены в реку.

Биотехника размещения молоди осетровых в этот период складывалась из двух звеньев: доставки молоди от пруда к прорези и транспортировки мальков в море.

Первое звено в связи с отсутствием на заводах специальных рыбоподъемников являлось наиболее трудоемким. При спуске прудов молодь (поштучно) отсаживали в ванны с водой и транспортировали к причалу, где пересаживали ее в прорезь. Поскольку спуск одного пруда мог продолжаться в течение двух суток и выход молоди происходил неравномерно, осетровые накапливались в сетчатых садках, установленных в канале вблизи места выпуска.

Второе звено - транспортировку молоди в море - осуществляли в прорезях, обитых внутри четырехмиллиметровой сеткой из оцинкованного железа при плотности посадки от 20 до 60 тыс. экз.

Данная биотехнология не обеспечивала равномерного, спокойного распределения молоди, отмечались также случаи ее травмирования, вследствие чего было рекомендовано в носовой части прорези три верхних ряда бортовых отверстий закрывать деревянными щитками.

Выпускали осетровых через квадратные отверстия (50 X 50 см) в кормовой части, закрывающиеся деревянными крышками. Длительность транспортировки составляла 10-12 часов. Отход молоди не превышал 0,5 %. Наиболее высокие отходы наблюдались у осетра и севрюги, что обусловлено повышенными температурами в период выпуска из прудов (июль-август).

На месте выпуска отверстия открывали, и молодь постепенно, в течение получаса, выходила из прорези. Выпуск осуществлялся во время хода судна, чем достигалось рассредоточение молоди на значительной акватории.

Для оценки эффективности транспортировки осетровых использовали сравнительные исследования по распределению меченой молоди в местах выпуска в море и реке.

Были получены первые экспериментальные данные, подтверждающие, что транспортировка мальков в море к местам нагула примерно в 5 раз повышает их выживаемость [5].

Предварительные нормативы регулировали нормы загрузки прорези молодью осетра и севрюги в количестве 60 тыс. экз., белуги - 50 тыс. экз. Отход молоди не должен был превышать 1 %. При погрузке в прорезь более 2-х суток норму посадки необходимо было уменьшать.

Было констатировано, что наибольший эффект транспортировки достигался при выпуске молоди в открытом море на глубине 1,5-2,5 м. Выпуск молоди на взморье в канале (за 30-40 км до моря) снижал эффективность транспортировки. Однако отсутствие морских судов не позволяло выполнять необходимые требования.

Для реализации эффективной транспортировки было рекомендовано строительство специального самоходного судна с охлаждением и аэрацией воды, позволяющее быстро доставлять молодь в любой район Северного Каспия.

Подводя итоги исследований начального этапа транспортировки молоди и ее размещения в естественных водоемах, можно констатировать следующее:

— в производственных масштабах работы по вывозу молоди на места нагула начались в 1963 г.;

— по данным Севкаспрыбвода, за четыре года в район выхода Главного, Кировского и Гандуринского банков прорезями было вывезено 51,5 млн мальков осетра, белуги и севрюги, что составило 80 % молоди, выращенной рыбоводными предприятиями;

— согласно нормативам отход молоди не превышал 1 %;

— для повышения эффективности работ необходимо было строительство специализированного судна и совершенствование методического обеспечения - сравнительные исследования по распределению меченой молоди в местах выпуска в море и реке.

Все вышеизложенное было учтено при организации работ по транспортировке молоди в последующие годы.

Транспортировка молоди на специализированных судах. Начало исследований по перевозке молоди на самоходных судах - 1967 г. На судне «Аквариум», предназначенном для транспортировки живой товарной рыбы, в августе был осуществлен вывоз молоди с ВЭРЗ.

Замена прорези на транспортное самоходное судно, имеющее 10 отсеков вместимостью по 18 м3 каждый, обусловила изменение процесса загрузки молоди. Так, молодь севрюги в каннах доставляли к причалу, и через специальный бункер со шлангом она попадала в отсек судна. Значительно изменились сроки загрузки транспортного средства. Если загрузка прорези в количестве 50-60 тыс. экз. могла составлять до 2-х и более суток, то здесь за 2 часа 25 минут было посажено 70 тыс. мальков севрюги: в один отсек - 50 тыс. экз., во второй - 20 тыс. экз. [6].

Наличие аэрационного устройства и возможность регулирования кислородного режима увеличением проточности изменили и условия транспортировки. Газовый режим во время транспортировки не испытывал резких колебаний, и отхода молоди практически не было (0,5-1 %).

Выпуск молоди проводили в Северном Каспии в районе Промрейда на глубине 4 м (протяженность пути составляла 180 км). Процесс выгрузки длился 2 часа.

Узким местом транспортировки являлся процесс выгрузки, который требовал механизации при дальнейшем использовании судов указанного типа. Положительный момент - в 10 отсеках одновременно можно было перевезти в любой район Северного Каспия около 1 млн мальков [7].

В промышленных масштабах вывоз молоди специализированными судами I поколения (типа «Аквариум» и «Белуга») начался в 1986 г.

По данным Севкаспрыбвода, за 10 лет было вывезено 101,38 млн экз. молоди белуги, осетра и севрюги. Ежегодное количество рейсов составляло 26 (11-60 раз), количество молоди, вывозимое за 1 рейс, - 405 тыс. экз. (287-487 тыс. экз.). В среднем вывозимое количество осетровых составляло 10,1 млн экз./год. Отход за период транспортировки колебался от 0,37 до 0,83 %.

Заслуживали внимания научные исследования по обоснованию мест размещения молоди. Усовершенствование методического обеспечения проводили комплексно. Расширился арсенал используемого технического оснащения (новые орудия лова, подводные наблюдения), усовершенствовалась техника проведения траловых съемок как в районах выпуска молоди, привозимой с рыбоводных заводов, так и в других основных районах нагула осетровых в Северном Каспии, увеличивалось число контролируемых параметров молоди на всем протяжении ее транспортирования.

С 1996 по 2001 г. вывоз молоди не осуществлялся. Выпуск осетровых видов рыб с рыбоводных предприятий производился в р. Волга и ее притоки (реки Бахтемир и Чулпан).

С 2002 г. вывоз осуществляется на живорыбном судне (ЖС) нового поколения - «Рыбовод А. Мещеряков», способном в шести танках за 1 рейс перевозить 500 тыс. экз. молоди осетровых [8].

Оптимизированное размещение в море молоди осетровых проводится согласно рекомендациям ФГУП «КаспНИРХ» в квадратах № 322-323 и 348-349 на глубине 3-4 м южнее о-ва Чистая Банка и у банок Малая и Средняя Жемчужная.

Установлено, что механические системы судна в основном обеспечивают необходимую интенсивность обмена и насыщения воздухом водной среды в отсеках при загрузке их до 80-85 % (40-45 тыс. экз. на 1 отсек) от максимально допустимой плотности посадки. При этом содержание кислорода в различных танках судна неодинаково и определяется не только разной плотностью посадки, но и условиями водоподачи.

Снижение содержания кислорода вызывает изменения физиологических параметров молоди (концентрация гемоглобина в крови, белка в сыворотке, время свертывания крови, морфологические изменения эритроцитов), что является компенсаторной реакцией организма. При этом при меньшей загрузке рыбоводных емкостей (250 тыс. экз. в общем) отмеченные выше явления не фиксируются [8].

Во время транспортировки молоди на ЖС «Рыбовод А. Мещеряков» и выпуска ее в море массовой гибели молоди не наблюдается. Выпуск молоди из танков судна производится в темное время суток. Общий отход рыб за 10-12 часов транспортировки не превышает 0,15 %. В отходе преобладают (70-75 %) наиболее «мелкие» мальки (массой до 1,5-2,0 г).

Процесс выпуска молоди механизирован. Ее выход из танков происходит через кингстоны диаметром 50 см. Максимум интенсивности отмечается при «выдавливании» последней 1/8-1/10 части, вследствие чего важным является дополнительное исследование молоди в момент ее попадания в естественные условия.

Подводными исследованиями установлено, что при выпуске молоди в местах нагула ее адаптация к естественным условиям происходит довольно быстро: с первых минут большая часть особей демонстрирует поисковое поведение и начинает питаться. Следовательно, изменения физиологического состояния рыб, происходящие в период транспортировки, являются обратимыми и не ведут к летальному исходу [8].

Данные о быстрой адаптации большинства молоди, вывезенной ЖС нового поколения к эстуарным условиям Каспия, подтверждены также траловыми съемками в данном районе через 1,5-2 месяца [9].

За 5 лет (2002-2006 гг.) ЖС нового поколения «Рыбовод А. Мещеряков» было вывезено 15,84 млн экз. молоди белуги, осетра и севрюги. Количество молоди, вывозимое за 1 рейс, колебалось от 20 до 450 тыс. экз. В среднем вывозимое количество осетровых составляло 3,17 млн экз./год, или 6-7 % от выращенных на ОРЗ.

Фактором, ограничивающим масштабы вывоза молоди, является глубина осадки судна (2,25 м), позволяющая подойти только к двум заводам (ОРЗ «Сергиевский» и «Бертюльский»), и отсутствие эффективно сочетаемых с ним устройств гидротранспорта для механизированной загрузки молоди.

Таким образом, анализ литературных и собственных данных, а также систематизация материалов ранее проведенных исследований показывают, что процесс транспортировки молоди осетровых к местам нагула в Северный Каспий имеет 3 ярко выраженных этапа (рис.), отличающихся как по технологическому оснащению, так и методическому обеспечению:

I - 1963-1966 гг. - транспортировка молоди прорезями, объем ежегодного вывоза -6,6-17,4 млн экз. (58-97 % общего количества выращенных на ОРЗ);

II - 1986-1995 гг. - транспортировка судами первого поколения («Белуга», «Аквариум»), объем вывоза - 5,3-17,2 млн экз. (10-28 %);

III - 2002-2006 гг. - транспортировка ЖС нового поколения («Рыбовод А. Мещеряков»), объем вывоза - 1,1-6,1 млн экз. (2-13 %), в том числе в 2005 и 2006 гг. (около 60 и более 20 % соответственно) прорезями.

181

16-

14-

12-

10-

8-

І I

0-

^ Л*4 ^ 9?* Оі4 с?* 9У5 0^ ^ Сі4 СУ* ^

ч°>4 ч°>4 ч°>4 ч°>4 Ч°Р чоР чоР чоР чоР

6

4

2

Динамика вывоза молоди осетровых видов рыб

Все перечисленные факторы можно и необходимо учесть при модернизации технологии транспортировки молоди осетровых в последующие годы.

Однако прежде чем вводить какие-либо усовершенствования в биотехнологию транспортировки, необходимо четко сформулировать и разработать систему методов оценки и критериев процесса.

Комплексный учет факторов, влияющих на выживаемость и численность рыб, - основа эколого-рыбохозяйственого мониторинга мест выпуска и нагула молоди рыб в северной части Каспийского моря, который позволит выделить особо уязвимые и биочувствительные участки прибрежной зоны и акватории моря в связи с развитием нефтегазовой отрасли.

Заключение

Эффективность осетроводства зависит не только от выполнения планов по количеству выпускаемой молоди, но и биотехники и принципов такого размещения продукции ОРЗ, которые наилучшим образом будут способствовать выживаемости молоди и пополнению популяции осетровых в естественных водоемах.

При намечаемых масштабах воспроизводства молоди (100-120 млн экз.) с учетом реализации экологической политики на Северном Каспии в условиях разработки и добычи углеводородного сырья, с целью обеспечить наиболее рациональное использование кормовой базы в естественных водоемах, необходима правильная организация размещения с предварительной разведкой участков выпуска.

Эколого-рыбохозяйственный мониторинг мест выпуска и нагула молоди в северной части Каспийского моря, а также определение особо уязвимых и биочувствительных участков прибрежной зоны и акватории моря позволят разработать рекомендации по созданию инновационной системы размещения молоди для устойчивого функционирования экосистемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ходоревская Р. П., Довгопол Г. Ф., Журавлева О. Л. Влияние масштабов пастбищной аквакультуры на состояние запасов осетровых в бассейне Каспийского моря // Ресурсосберегающие технологии в аквакультуре: Материалы докл. 2 Междунар. симпоз. - Краснодар, 1999. - С. 171-172.

2. Кокоза А. А., Левин А. В., Пыжов Н. В. Выживаемость молоди осетровых, выращиваемых на рыбоводных заводах дельты Волги // Рыбное хозяйство. - 1984. - № 8. - С. 43-45.

3. Левин А. В., Кокоза А. А. О выживаемости и росте заводской молоди осетровых в Каспийском море // Морфология, экология и поведение осетровых: Сб. науч. тр. ИЭМЭЖ. - М.: Наука, 1989. - С. 102-112.

4. Левин А. В. Об увеличении эффективности воспроизводства осетровых рыб // Проблемы воспроизводства, кормления и борьбы с болезнями рыб при выращивании в искусственных условиях: Материалы науч. конф. - Петрозаводск, 2002.

5. Беляева В. Н. Размещение в естественных водоемах молоди осетровых, выращенной на рыбоводных

заводах в дельте Волги // Тр. ЦНИОРХ. - 1967. - Т. 1. - С. 140-147.

6. Беляева В. Н., Трубин А. П. Организация размещения в Северном Каспии молоди осетровых, выращенной на рыбоводных заводах Севкаспрыбвода // Биологическое обоснование и принципы разме-

щения заводской молоди осетровых в водоемах. - Астрахань: Волга, 1968. - С. 26-30.

7. Беляева В. Н., Болдырев И. И. Опыты по совершенствованию биотехники транспортировки молоди осетровых // Биологическое обоснование и принципы размещения заводской молоди осетровых в водоемах. - Астрахань: Волга, 1968. - С. 89-93.

8. Влияние транспортировки молоди осетровых живорыбным судном на ее выживаемость и физиологическое состояние / М. В. Михайлова, А. В. Левин, В. Г. Досаева, В. Б. Ушивцев // Материалы докл. III Междунар. науч.-практ. конф. «Аквакультура осетровых рыб: достижения и перспективы развития -Астрахань: ООО ПКФ «Альфа-Аст», 2004. - С. 198-200.

9. Левин А. В., Коноплева И. В., Сафаралиев И. А. Концентрация и численность молоди осетровых рыб в западной части Северного Каспия // Рыбохозяйственные исследования на Каспии. Результаты НИР за 2003 г. - Астрахань: Изд-во КаспНИРХ, 2004. - С. 207-217.

Статья поступила в редакцию 19.12.2006

EFFICIENCY ESTIMATION OF TRANSPORTATION AND OPTIMIZED PLACING OF FRY OF VALUABLE SPECIES IN THE NORTHERN PART OF THE CASPIAN SEA

M. V. Mikhailova, A. N. Mikhailov

The article represents the results of own and earlier made works of 1995-2006 on transportation and placing of sturgeon fry raised at sturgeon fish-breeding factories in the delta of the Lower Volga. The analysis of the materials has shown that the process of sturgeon fry transportation to the fattening areas in the Northern Caspian Sea has three strongly distinguished stages (1963-1966, 1986-1995, 2002-2006), different both in technological equipment and methodical provision. Under the scheduled scale of fry reproduction (100-120 million pieces) and in view of oil-and-gas industry development, the complex consideration of factors, influencing sturgeon survival rate and its quantity, is a base of ecological and fish-industrial monitoring of fish placing and fattening areas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.