Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / АДАПТИВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / АНАЛИЗ / КРОСС-КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / SMALL AND MEDIUM-SIZED TRADE ENTERPRISES / EFFICIENCY / SOCIAL NETWORKS / EFFICIENCY IMPROVEMENT METHODS / ADAPTIVE STATISTICAL METHODS / ANALYSIS / CROSS-CORRELATION FUNCTION / PROFIT / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грошева Юлиана Валерьевна

В современной России вопрос развития малых и средних торговых организаций является актуальным. В данной статье рассмотрены особенности малых и средних торговых предприятий, составлена классификация методов повышения эффективности их деятельности, а также изучены наиболее распространенные методы оценки результативности. Условия развития цифровой экономики также определяют высокий потенциал использования телекоммуникационных возможностей, в частности - потенциала социальных сетей. Таким образом, в статье рассматриваются инновационные методы оценки эффективности торговой деятельности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of trading activities effectiveness in social networks

In modern Russia, the issue of development of small and medium-sized trade organizations is very actual. This article describes the features of small and medium-sized commercial enterprises, the classification of methods to improve the efficiency of their activities, as well as the most common methods of performance evaluation. The conditions for the development of the digital economy also determine the high potential of the use of telecommunication opportunities, in particular - the potential of social networks. Thus, the article deals with innovative methods of assessing the effectiveness of trading activities in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 11 • ноябрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

оценка эффективности торговой деятельности в социальных сетях

Грошева Ю.В. 1

1 Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В современной России вопрос развития малых и средних торговых организаций является актуальным. В данной статье рассмотрены особенности малых и средних торговых предприятий, составлена классификация методов повышения эффективности их деятельности, а также изучены наиболее распространенные методы оценки результативности. Условия развития цифровой экономики также определяют высокий потенциал использования телекоммуникационных возможностей, в частности - потенциала социальных сетей. Таким образом, в статье рассматриваются инновационные методы оценки эффективности торговой деятельности в современных условиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малые и средние торговые предприятия, эффективность, социальные сети, методы повышения эффективности, адаптивные статистические методы, анализ, кросс-корреляционная функция, прибыль, рентабельность.

Evaluation of trading activities effectiveness in social networks

Grosheva Yu.V. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Торговля является тем звеном современной экономики, которое осуществляет доведение товаров от производителя до потребителя. Из этого следует, что торговля играет важную социальную роль, оказывая непосредственное влияние на качество жизни. Таким образом, всестороннее изучение торговли является важной задачей государственной политики. В современной России вопрос развития малых и средних торговых организаций является актуальным. Малые и средние торговые организации, как правило, насыщают рынок новыми товарами и услугами, а также удовлетворяют нужды крупных предприятий. Торговля, осуществляя непосредственный контакт с покупателями, играет важную роль в повышении уровня жизни населения. Следует отметить важную роль торговли как в формировании товарного ассортимента, так и в снижении уровня безработицы и повышении налоговых поступлений [9] (Ыауотоуа, 2015). Малые и средние торговые орга-

низации являются наиболее приспособленными к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные предприятия.

В связи с вышеизложенным следует отметить важную роль оценки эффективности непосредственно малых и средних предприятий торговли.

В настоящее время для оценки эффективности торговой деятельности в первую очередь используется анализ результирующих балансовых показателей, к числу которых относятся выручка от реализации, прибыль и рентабельность. Оценить в динамике эффективность торговой деятельности позволяет использование статистических методов: построение трендовых моделей, а также вычисление основных статистических показателей. Указанный подход является широко изученным и представлен в работах разных авторов. Данный подход использует в своей основе информацию об уже имеющих место событиях. В качестве недостатков такого подхода следует отметить невозможность учета действий организации, которые позволяют привести к росту эффективности в дальнейшем, а также постоянно меняющуюся экономическую среду, которая приводит к изменению характера не только тенденции, но и сезонности [17] (Б^/ыНавуа, БЫтвскеткауа, БкЫуат, Мкку1атуап, Рапазвнко, 2017).

Таким образом, целью проведенного исследования является выработка подходов к исследованию эффективности торговой деятельности в условиях цифровой экономики.

Актуальность, обзор литературы

В настоящее время существует множество методов оценки эффективности деятельности предприятий, которые способствуют ее повышению. Среди них можно выде-

ABSTRACT:_

In modern Russia, the issue of development of small and medium-sized trade organizations is very actual. This article describes the features of small and medium-sized commercial enterprises, the classification of methods to improve the efficiency of their activities, as well as the most common methods of performance evaluation. The conditions for the development of the digital economy also determine the high potential of the use of telecommunication opportunities, in particular - the potential of social networks. Thus, the article deals with innovative methods of assessing the effectiveness of trading activities in modern conditions.

KEYWORDS: small and medium-sized trade enterprises, efficiency, social networks, efficiency improvement methods, adaptive statistical methods, analysis, cross-correlation function, profit, profitability

JEL Classification: L26, M21, L81 Received: 10.11.2018 / Published: 30.11.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Grosheva Yu.V. (yulianagrosheva0gmail.com)

CITATION:_

Grosheva Yu.V. (2018) Otsenka effektivnosti torgovoy deyatelnosti v sotsialnyh setyakh [Evaluation of trading activities effectiveness in social networks]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (1 1). - 3577-3588. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39580

лить метод построения дерева решений (в том числе метод CHAID), а также мате-матико-статистические методы изучения связей, среди которых корреляционный, регрессионный и кластерный виды анализа.

В ряде последних работ предлагается использовать в качестве параметров эффективности частный анализ по ряду ключевых факторов, которые могут в дальнейшем оказать существенное влияние на эффективность хозяйственной деятельности. Традиционно в качестве критерия эффективности хозяйственной деятельности организации торговли рассматривается показатель рентабельности, который непосредственно связан с количеством получаемой прибыли. Соглашаясь с важностью указанного показателя, в стратегическом периоде следует отметить, что в ряде частных случаев данный показатель временно не рассматривается организацией в качестве ключевого. Одним из наиболее часто встречающихся примеров подобной ситуации является выход на новые рынки. В этом случае более важными критериями являются как нарастание объема продаж, которое можно измерить количественно, так и ряд нематериальных активов, в числе которых целесообразно выделить узнаваемость торговой организации, ее репутацию, уровень лояльности покупателей. В связи с этим требуется разработка инновационных методов оценки эффективности торговой деятельности. Общие подходы к анализу хозяйственной деятельности рассматриваются в работах Романенко В.А. [13] (Romanenko, 2014), Ивановой С.П.[14, 15] (Ivanova, Rubtsov, Danilina, Ljubkin, Grosheva, Balakhanova, Kuligina, 2017) и других авторов.

В работах современных авторов рассматривается ряд инновационных подходов к оценке эффективности. Так, в работах Майоровой Е.А. [8, 16] (Mayorova, 2014; Mayorova, Lapitskaya, 2016) рассматривается ключевая роль нематериальных активов в оценке эффективности торговой деятельности. В работе Стукаловой И.Б., Панасенко С.В., Мазуниной Т.А. [12] (Panasenko, Stukalova, Mazunina, 2018) рассматривается использование различных платформ с целью обеспечения доступности покупок; автоматизация процессов, а также применение облачных технологий с целью оптимизации процесса обработки больших объемов информации.

В связи с вышеизложенным целью исследования является анализ потенциала использования ряда инновационных направлений повышения эффективности деятельности торговых организаций.

Классификация методов повышения эффективности малых и средних торговых предприятий приведена на рисунке 1.

ОБ АВТОРЕ:_

Грошева Юлиана Валерьевна, аспирантка кафедры торговой политики (yulianagroshevaßgmail.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Грошева Ю.В. Оценка эффективности торговой деятельности в социальных сетях // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 11. - С. 3577-3588. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39580

Мпиды повышения ^фекчнвнтчн малых и срслннх Ю[Иовы\ прсдпрнятй

2"

1ПИДИП1ЮННЫ1'

ли|и>|«-ргмццапш« »■■рюиых Ч-ИГ

выход на региональные

рынки Ч_

Новый рынок "старая" торговля

та"

государственная поддержка МС П*

Эффект финансового рычди

Пп 111ЦИоНЩХ)Н;1Н11>-

уиикальности торговой услуг»

С ПОЧОШ1.К' ' "1111.1,1Ы11.1 \ МО 1111

< о\1зяир порспналып-ч гтрдиип

(О.ЮЮВ) Iир! 1)П1.11 ОР1 диииций ш

кшвлльных мелид с "11Н1,1ИШУ| '"»'"' ТОРГОВ»« УС.-ПТ«

Рисунок 1. Классификация методов повышения эффективности малых и средних торговыхпредприятий Источник: составлено автором.

Рассмотрим каждый метод.

Дифференциация торговых услуг.

Каждое малое и среднее торговое предприятие продает в первую очередь торговую услугу. Дифференциация торговой услуги - это, прежде всего, способность торгового предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность определенной торговой услуги для покупателя с точки зрения качества, наличия особых характеристик. Она предполагает ясное пониманиепотребительских нужд и предпочтений, знание возможностей предприятия в целом, осущегтвление постоянных инноваций. Основой дифференциации торговой услуги являются факторы, которые также повышают психологическую удовлетворенность потребителя.

Выход нарегиональные рынки.

Выкод на региональные рынки является важным инструме нтомповышения эффективности малык и средних торговых предприятий [7] (Krasilnikova, 2015). Важным моментом является также то,что прх вышедг на региональные^ ]иынки в регинннх частично решается проблема занятости. Тсктика «Новый рывнок -> старао торговая хслугв» пред полагает выход уже известной торговой услуги, на которую есть спрос, на новые, региональные рынки с пхеледующей возможноствю развития на новой территории.

Государственная поддержка мальех и средних предприятий.

Поддержка со стороны государства является, прежде всего, поддержкой процесса саморазвития малого и среднего бизнеса [6] (Karaschuk, 2015). В этой связи государ-

ство имеет возможность направить процесс развития малого и среднего бизнеса с целью достижения тех или иных целей социально-экономического развития и повышения качества уровня жизни населения.

Как известно, главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Таким образом, с точки зрения малых и средних торговых предприятий (далее - МСП) государство должно создать условия, в которых они смогут наиболее результативно достигать своих целей, таких как максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, разработка конкурентных преимуществ, минимизация рисков.

С точки зрения государства владелец МСП призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства с малым и средним бизнесом может осуществляться эффективная государственная политика.

В настоящее время в России ведется активная работа по совершенствованию деятельности малых и средних предприятий при помощи государственных программ.

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение мероприятий, способствующих совершенствованию и повышению эффективности деятельности малых и средних предприятий торговли. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития, а также создания механизмов её реализации [3] (Bтagin, Ivanov, Stukalova, 2009).

Ярким примером поддержки малого предпринимательства в России является проект «Стартап-школа Малый Бизнес Москвы» при поддержке ГБУ «Малый Бизнес Москвы». В рамках данной программы проводится обучение владельцев малого и среднего бизнеса. В рамках образовательной программы приглашаются преподаватели-практики из ведущих вузов страны, которые доносят до владельцев бизнеса не только основные аспекты финансовых вопросов и вопросов налогообложения, но и подробности и нюансы сферы продаж, интернет-маркетинга и психологии бизнеса. К спикерам предъявляются высокие требования (преподавательский стаж и работа в той или иной сфере деятельности не менее 5 лет). Данная программа актуальна также для тех, кто рассматривает возможность запуска стартапа. Положительным является то, что данные курсы являются абсолютно бесплатными для предпринимателей, что позволяет в первую очередь повысить квалификацию кадров. В рамках государственных программ поддержки малого бизнеса Москвы реализуется множество проектов,

с помощью которых осуществляется не только обучение, но и финансовая поддержка. Важным моментом является то, что наибольшее количество участников программы являются владельцами малых и средних предприятий торговли.

Эффект финансового рычага.

Одним из методов повышения эффективности малых и средних торговых предприятий является метод под названием «эффект финансового рычага». Эффект финансового рычага состоит в том, что нужно взять в долг столько, сколько позволят кредиторы, за счет этого поднять рентабельность собственных средств на величину, равную разнице между рентабельностью активов и ставкой ссудного процента.

Эффект финансового рычага - это приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Более подробно влияние эффекта финансового рычага рассматривается в работе Михалёвой О.Л. [10] (Mikhalyova, 2015).

Из инновационных методов особого внимания заслуживает позиционирование уникальности торговой услуги с помощью использования социальных медиа, в том числе создание персональных страниц (блогов) в социальных сетях с подробным описанием уникальности той или иной торговой услуги. Это связано с тем, что большое влияние на эффективность хозяйственной деятельности организаций торговли в условиях последних лет оказывает широкое развитие интернет-технологий. В работе Грошевой Ю.В. [5] (Grosheva, 2017) использование социальных сетей рассматривается как инновационный метод повышения эффективности малых и средних предприятий торговли.

Перспективным направлением развития торговой сферы является использование современных цифровых технологий [1, 2] (Bmgin, Karaschuk, Nikishin, 2017; Bragin, Krasilnikova, Mayorova, Nikishin, 2017), в связи с чем возрастает целесообразность использования потенциала сети Интернет. В частности, в работах Бойковой А.В. предлагается для формирования ассортимента торговой организации использовать характер действий пользователя на сайте [4] (Boykova, Nikishin, Khapenkov, 2017).

Для оценки методов повышения эффективности необходимо выбрать наиболее подходящий метод оценки. Как показано в работах Мхитарян С.В., Данченок Л.А. [11] (Mkhitaryan, Danchenok, 2014), среди методов оценки эффективности широкое распространение получили математико-статистические методы.

Для оценки одного из инновационных методов повышения эффективности малого предприятия была построена кросс-корреляционная функция, которая показывает временную взаимосвязь количества подписчиков и товарооборота (рис. 2).

Как показано на рисунке 2, существует устойчивая связь между числом подписчиков и товарооборотом малого предприятия торговли, осуществляющего свою деятельность в г. Москва, причем указанная зависимость проявляется в достаточно короткий период времени, после чего становится статистически незначимой. Таким образом,

Рисунок 2. Кросс-дорреляционная функция Источник: составлено автором.

для повышения показателя товарооборота и повышения эффективности деятельности организации в целом, необходимо регулярное проведение мероприятий по увеличению количества подписчикав. Следует отметить, что социальные сети являются не только эффективным средством продвижения услуги по реализации товара, но и каналом получения обратной связи от покупателя. При посещении сайта или персональной страницы организации в социальной сети возрастает вероятность получения потребителем большого объема информации, в том числе получение дополнительной информации о товаре, возможность оставить отзыв или комментарий. Для организации, в свою очередь, это возможность выявить и провести анализ набора просматриваемых потребителем страниц, а также времени, проведенного на каждой странице. Следовательно, целесообразным является сопоставление проводимых акций в организации торговли с действиями покупателя на сайте. Повышение активности посетителей сайта позволяет сделать вывод о ее успешной организации, даже если такая акция не привела непосредственно к повышению продаж вне акции. В данном случае торговым организациям необходимо рассматривать отложенную эффективность, то есть потенциал повышения продаж в будущих периодах.

В качестве важного критерия оценки эффективности используется мониторинг интернет-сообществ (форумов, личных страниц, сайтов с отзывами и т.д.). Наихудшая ситуация отмечается при условии отсутствия упоминания организации в Интернете.

Даже наличие некоторого количества отрицательных отзывов характеризует ту или иную степень покупательского интереса. Использование данной информации позволяет оценить, что вызывает наибольший интерес у потенциальных покупателей и какие недостатки являются наиболее существенными.

Заключение

По итогам проведенного исследования можно выделить следующие выводы и рекомендации.

1. Для оценки эффективности деятельности торговых организаций в динамике наиболее целесообразным является использование статистических методов.

2. При построении кросс-корреляционной функции видна зависимость товарооборота от числа подписчиков.

3. Необходимо регулярное проведение мероприятий по поддержанию и увеличению количества подписчиков.

4. Необходимо развивать программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

5. Необходимо проводить мониторинг интернет-сообществ для анализа показателей, вызывающих интерес у потенциальных покупателей

ИСТОЧНИКИ:

1. Брагин Л.А., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Развитие зоны обслуживания органи-

заций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 10-2(87). - с. 474-477.

2. Брагин Л.А., Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Интернет-технологии в организации торговли в современных жилых комплексах // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-4(86). - с. 1188-1190.

3. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Стукалова И.Б. Розничная торговля: современные тен-

денции и перспективы развития. / Монография. - М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009. - 236 с.

4. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособно-

сти организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1(78). - с. 419-422.

5. Грошева Ю.В. Социальные сети как инновационный метод повышения эффектив-

ности торгового бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-1(89). - с. 1198-1200.

6. Каращук О.С. Совершенствование государственного регулирования инвестицион-

ной деятельности в торговле с использованием налоговых методов // Российское предпринимательство. - 2015. - № 11. - с. 1567-1578. - doi: 10.18334/rp.16.11.238.

7. Красильникова Е.А. Особенности развития торговых организаций в регионах с учетом проблем и тенденций экономического развития страны // Торгово-экономический журнал. - 2015. - № 4. - с. 233-246. - doi: 10.18334/tezh.2.4.590.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Майорова Е.А. Экономическая эффективность нематериальных активов в рознич-

ной торговле // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1(49). - с. 233-235.

9. Майорова Е.А. К вопросу о социальной эффективности торговли // Успехи совре-

менного естествознания. - 2015. - № 1-4. - с. 718.

10. Михалёва О.Л. Влияние эффекта финансового рычага на оценку эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций, входящих в группу компаний // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета. Экономического анализа и аудита: Международная научно-практическая конференция. Иркутск, 2015. - с. 138-141.

11. Мхитарян С.В., Данченок Л.А. Прогнозирование продаж с помощью адаптивных статистических методов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-4. - с. 818-822.

12. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - № 3. - с. 599-608. - doi: 10.18334/rp.19.3.38818.

13. Романенко В.А. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности торгового предприятия // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2014. - № 19-2. - с. 135-141.

14. Ivanova S.P., Rubtsov N.M., Danilina M.V., Ljubkin S.M., Grosheva Y.V., Balakhanova D.K., Kuligina O.I. Development of Small and Medium Trade Enterprises in Russia and Worldwide in the Digital Eœnomy // International Journal of Eœnomk Research. -2017. - № 15. - p. 341-352.

15. Ivanova S.P., Rubtsov N.M., Danilina M.V., Ljubkin S.M., Grosheva Y.V., Balakhanova D.K., Kuligina O.I. Managing of Small and Medium-sized Trade Enterprises: Effi^e^y In^easing Methods // International Journal of Eœnomk Research. - 2017. - № 15. - p. 407-422.

16. Mayorova E.A., Lapitskaya N.V. Assessment of rastomers' perception of sodal responsibility of trade business // International Journal of Eœnomks and Finandal Issues. - 2016. - № 2. - doi: 158-163.

17. Seifullaeva M.E., Shirc^henskaya I.P., Shklyar T.L., Mkhytaryan S.V., Panasenko S.V. Strategy of import substitution at Russian food market // International Journal of Eœnomk Perspedives. - 2017. - № 3.

REFERENCES:

Boykova A.V., Nikishin A.F., Khapenkov V.N. (2017). Povyshenie konkurentosposobnosti organizatsiy elektronnoy torgovli na osnove upravleniya assortimentom [Improving the competitiveness of e-commerce companies on the basis of assortment management]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(78)). 419-422. (in Russian).

Bragin L.A., Ivanov G.G., Stukalova I.B. (2009). Roznichnaya torgovlya: sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiya [Retail trade: current trends and development prospects] M.: GOU VPO «REA im. G.V. Plekhanova». (in Russian).

Bragin L.A., Karaschuk O.S., Nikishin A.F. (2017). Razvitie zony obsluzhivaniya organizatsiy torgovli v sovremennyh usloviyakh [Development of a service area for trade organizations in modern conditions]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10-2(87)). 474-477. (in Russian).

Bragin L.A., Krasilnikova E.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). Internet-tekhnologii v organizatsii torgovli v sovremennyh zhilyh kompleksakh [Internet technologies in the organization of trade in modern residential complexes]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9-4(86)). 1188-1190. (in Russian).

Grosheva Yu.V. (2017). Sotsialnye seti kak innovatsionnyy metod povysheniya effektivnosti torgovogo biznesa [Social networks as an innovative method of increasing the efficiency of trading business]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-1(89)). 1198-1200. (in Russian).

Ivanova S.P., Rubtsov N.M., Danilina M.V., Ljubkin S.M., Grosheva Y.V., Balakhanova D.K., Kuligina O.I. (2017). Development of Small and Medium Trade Enterprises in Russia and Worldwide in the Digital Economy International Journal of Economic Research. (15). 341-352.

Ivanova S.P., Rubtsov N.M., Danilina M.V., Ljubkin S.M., Grosheva Y.V., Balakhanova D.K., Kuligina O.I. (2017). Managing of Small and Medium-sized Trade Enterprises: Efficiency Increasing Methods International Journal of Economic Research. (15). 407-422.

Karaschuk O.S. (2015). Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya investitsionnoy deyatelnosti v torgovle s ispolzovaniem nalogovyh metodov [The improvement of state regulation of investment activity in trade using tax methods]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (11). 1567-1578. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.11.238.

Krasilnikova E.A. (2015). Osobennosti razvitiya torgovyh organizatsiy v regionakh s uchetom problem i tendentsiy ekonomicheskogo razvitiya strany [Special Aspects of Trading Company Development in Russian Regions in the Context of Problems and Trends of the Country's Economic Development]. Russian Journal of Retail Management. 2 (4). 233-246. (in Russian). doi: 10.18334/tezh.2.4.590.

Mayorova E.A. (2014). Ekonomicheskaya effektivnost nematerialnyh aktivov v roznichnoy torgovle [Economic efficacy of non-material assets in retail trade (Russia, Moscow)]. Problems of modern economics. (1(49)). 233-235. (in Russian).

Mayorova E.A. (2015). K voprosu o sotsialnoy effektivnosti torgovli [On the issue of social efficiency of trade]. Advances in current natural sciences. (1-4). 718. (in Russian).

Mayorova E.A., Lapitskaya N.V. (2016). Assessment of customers' perception of social responsibility of trade business International Journal of Economics and Financial Issues. 6 (2). doi: 158-163.

Mikhalyova O.L. (2015). Vliyanie effekta finansovogo rychaga na otsenku effektivnosti khozyaystvennoy deyatelnosti torgovyh organizatsiy, vkhodyaschikh v gruppu kompaniy [Effect of financial leverage on the evaluation of the effectiveness of business trade organizations, members of the group of companies] Current state and prospects of development of accounting, economic analysis and audit. 138-141. (in Russian).

Mkhitaryan S.V., Danchenok L.A. (2014). Prognozirovanie prodazh s pomoschyu adaptivnyh statisticheskikh metodov [Sales forecast using adaptive statistical methods]. Fundamental research. (9-4). 818-822. (in Russian).

Panasenko S.V., Stukalova I.B., Mazunina T.A. (2018). Napravleniya razvitiya sovremennoy roznichnoy torgovli [Directions of modern retail trade]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (3). 599-608. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.19.3.38818.

Romanenko V.A. (2014). Razrabotka meropriyatiy po povysheniyu effektivnosti deyatelnosti torgovogo predpriyatiya [Development of measures to improve the efficiency of the commercial enterprise]. Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya. (19-2). 135-141. (in Russian).

Seifullaeva M.E., Shirochenskaya I.P., Shklyar T.L., Mkhytaryan S.V., Panasenko S.V. (2017). Strategy of import substitution at Russian food market International Journal of Economic Perspectives. 11 (3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.