РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 11 • ноябрь 2018
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
Формирование ассортимента розничной торговли в условиях цифровой экономики
Бойкова А.В. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Цифровые технологии получают все большее развитие в современной жизни общества. В этой связи многие подходы, обычно применяемые в традиционной торговле, требуют существенного обновления для применения в электронной торговле. Одной из важных задач для торговых организаций является формирование и анализ товарного ассортимента, при этом ряд подходов, применяемых в традиционной торговле, теряют свою эффективность в условиях цифровой экономики. В статье рассматриваются особенности формирования ассортимента в организациях, осуществляющих свою деятельность в области электронной торговли. Большое внимание уделяется комплексному анализу формирования покупательских корзин и, как следствие, реализации товаров. Также отмечается роль качества товаров, представленных в ассортименте торговой организации, в формировании делового имиджа интернет-магазина.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронная торговля, дистанционная торговля, сопутствующие товары, собственные торговые марки, стимулирование прода;.
Formation of retail trade assortment in the digital economy
Boykova A.V. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Современные цифровые технологии оказывают все большее влияние на повседневную жизнь населения. Этому способствуют как широкое развитие средств телекоммуникации, так и развитие государственных услуг, оказываемых через Интернет. Стоимость же услуг Интернет в современных условиях неуклонно снижается, не превышает цену за коммунальные услуги, что также способствует развитию цифровых технологий.
В настоящее время Интернет для многих становится основным способом поиска товаров, при этом зачастую для анализа ассортимента интернет-магазинов используются традиционные методы.
Таким образом, целью настоящего исследования является анализ формирования ассортимента в организациях электронной торговли, а также предложения по методам анализа ассортимента, позволяющим принимать хозяйственные решения о включении и исключении позиций из ассортиментной матрицы интернет-магазина.
Актуальность, обзор литературы
Одной из основных тенденций развития последних лет является высокая степень внедрения технологий цифровой экономики в повседневную жизнь населения. Введенные рядом стран санкции против Российской Федерации вызывают сильные изменения в ассортименте и структуре реализации ряда товарных групп. В свою очередь, указанные изменения позволяют провести статистический анализ факторов, непосредственно оказывающих влияние на оборот и ассортиментную политику розничной торговли Российской Федерации. В качестве исходных данных для анализа используются данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также ряд других источников.
Проблемы развития торговли и формирования товарного ассортимента в современной розничной торговле рассматриваются в работах Иванова Г.Г. [8] (Ivanov, Orlov, 2014), Красильниковой Е.А. [11] (Krasilnikova, Bragin, 2018), Панасенко С.В. [17] (Panasenko, Stukalova, Mazunina, 2018) и других авторов. Современные тенденции развития электронной торговли анализируются в работах Батовой Е.А. [1] (Batova, Baskakov, Ilyashenko, 2017), Бойковой А.В. [2] (Boykova, Nikishin, Khapenkov, 2017), Митяевой О.А. [14] (Mityaeva, 2018) и других авторов. Проблеме качества торгового обслуживания и его взаимосвязи с предлагаемым товарным ассортиментом посвящены работы Депутатовой Е.Ю. [6] (Deputatova, Ilyashenko, 2017), Каращук О.С. [10] (Karaschuk, Shipilova, 2016) и других авторов. Современные тенденции формирования ассортимента рассматриваются в работах зарубежных авторов [19, 21] (Ruijgrok, Frasincar, Vandic, Hogenboom, 2018).
ABSTRACT:_
Digital technologies are increasingly developing in modern society. In this regard, many of the approaches traditionally used in traditional Commerce require substantial updating for electronic Commerce. One of the important tasks for trade organizations is the formation and analysis of the product range, while a number of approaches used in traditional trade lose their effectiveness in the digital economy. The article discusses the features of the formation of the range of organizations operating in the field of electronic Commerce. Much attention is paid to a comprehensive analysis of the formation of shopping baskets and, as a consequence, the sale of goods. Also the role of quality of the goods presented in assortment of the trade organization in formation of business image of online store is noted.
KEYWORDS: e-Commerce, distance selling, related products, own brands, sales promotion.
JEL Classification: L81, L86, 032 Received: 10.11.2018 / Published: 30.11.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers
For correspondence: Boykova A.V. [anastasiya.boykova.gt0gmail.com)
CITATION:_
Boykova A.V. [2018) Formirovanie assortimenta roznichnoy torgovli v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Formation of retail trade assortment in the digital economy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. [11). -3323-3334. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39573
Анализ оборота и ассортимента розничной торговли Российской Федерации
Анализируя оборот розничной торговли Российской Федерации, целесообразно отметить положительную тенденцию его увеличения. Так, наименьший прирост товарооборота за период с 2008 по 2017 год наблюдался в 2016 году и составил около трех процентов. Тем не менее в качестве результирующего показателя целесообразно использовать товарооборот розничной торговли в сопоставимых ценах на душу населения, а также баланс оценок динамики изменения ассортимента товаров. Следует отметить, что если первый показатель является объективной величиной, то второй определяется как разность долей респондентов, отметивших увеличение и уменьшение показателя. Коэффициент корреляции между указанными показателями составляет 0,65.
Из рисунка можно сделать вывод о том, что в общем случае реализация товаров и ассортимент непосредственно связаны между собой, то есть на рынке недостаточно 1.16
1.14
1.12
1,10
1,08
1,06
1,04
i 1.02 . га
8 1,00
0,98
0,96
0,94
0.92
0,90
2008 о
2011 о
2012 2013° о 2010 о 2017 о
2014 о 2016
2009 о
2015 о
0,2
0.4
0,6
0.8
1.0
1,2
1.4
1.6
Показатель ассортимента товаров, %
Рисунок. Корреляционное поле зависимости между ассортиментом и реализацией товаров Источник: построено автором на основе данных Росстата.
ОБ АВТОРТ:_
Бойкова Анастасия Владимировна, аспирант кафедры торговой политики (anastasiya.boykova.gtBgmail com)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Бойкова А.В. Формирование ассортимента розничной торговли в условиях цифровой экономики // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 11. - С. 3323-3334. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39573
представлено взаимозаменяющих товаров. Тем не менее ассортимент обладает достаточно умеренным потенциалом влияния на товарооборот, модель носит линейный характер. Прирост товарооборота в 2008 и 2011 гг. характеризуется другими факторами. Рассматривая указанную зависимость при исключении таких периодов, можно отметить рост коэффициента корреляции до 0,86.
Традиционно основным фактором, оказывающим влияние на ассортимент, является покупательская способность населения, непосредственно характеризующаяся среднедушевым доходом. Проводя анализ, целесообразно отметить, что корреляция между среднедушевым доходом и товарооборотом составляет 0,64, в то время как корреляция между среднедушевым доходом и показателями ассортимента незначительна (0,27). Тем не менее с введением временного сдвига, равного одному году, указанный показатель составляет 0,40. Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что, хотя ассортимент и зависит от среднедушевых доходов населения, указанная зависимость невелика и проявляется с временным запаздываем. В этой связи организациям торговли целесообразно проводить тщательный мониторинг доходов населения, превентивно вводя в ассортимент те или иные товары. Поиск таких товаров является актуальной задачей, которая может решаться с использованием современных интернет-технологий.
Особенности формирования и анализа ассортимента в цифровой экономике
Как было показано ранее, при формировании ассортимента наблюдается статистическое запаздывание. В этой связи торговым организациям необходимо искать пути своевременного формирования товарного ассортимента. Рядом авторов предлагаются различные направления, в первую очередь с использованием цифровых технологий. Так, в работах Брагина Л.А. [4] (Bragin, Krasilnikova, Mayorova, Nikishin, 2017), Грошевой Ю.В. [5] (Grosheva, 2017), Ильяшенко С.Б. [9] (Ilyashenko, Soldatova, 2015) и других авторов отмечается возможность мониторинга блогов, интернет-форумов и ряда других интернет-ресурсов. Большим потенциалом обладает также анализ посетителя на сайте того или иного интернет-магазина [2] (Boykova, Nikishin, Khapenkov, 2017).
Интернет-магазин не ограничен размером как торговых, так и неторговых помещений, в этой связи широта и глубина ассортимента ограничивается лишь размером оборотных средств. Интернет-магазин имеет потенциальную возможность внедрения новых товарных категорий, ранее не представленных в ассортименте. В частности, проводя анализ рынка в первой половине 2018 года, как одну из быстрорастущих категорий можно отметить сухие сыры. В интернет-магазине Утконос данная категория включает около 15 наименований различных производителей, в то время как в стационарных магазинах формата гипермаркет насчитывается не более 10, а формата супермаркет - не более 5. В интегрированных же торговых структурах экономически
эффективной является оценка динамики начального импульса продаж новинок рынка через интернет-подразделение. Такой импульс позволяет оценить потенциал соответствующей товарной группы, ее половозрастной состав, месторасположение потребителей, периоды высокого и низкого спроса, что, безусловно, является важным при включении товара в матрицу традиционной розницы.
Традиционно в торговых организациях для анализа ассортимента применяется метод ABC-анализа. Более прогрессивным является использование метода PNL-анализа, позволяющего показать ценность каждого товара в товарной матрице. В работе Рамазанова И.А. [18] (Ramazanov, Paramonova, 2017) показана важность комплексного анализа реализуемого товарного ассортимента. Особенностью интернет-торговли является технологическая обособленность процесса выбора товара и формирования покупки. Если в традиционной торговле товар, положенный в корзину покупателя, практически всегда покупается, то в интернет-торговле велик процент брошенных корзин [7] (Deputatova, Ilyashenko, 2017). Применение современных технологий в торговле позволяет анализировать большой объем информации [16] (Olifirov, Karaschuk, Mayorova, 2018). Анализируя брошенные корзины, целесообразно определить причины отказа покупателей от приобретения заказа. В качестве набора информации для такого анализа является анализ действий покупателя на сайте интернет-магазина. В случае, если отказ от покупки происходит непосредственно после просмотра того или иного товара, интернет-магазину целесообразно рассмотреть особенности такого товара, его наличие у конкурентов. Обратная ситуация наблюдается, если какой-либо товар добавляется в корзину первым. Для таких товаров можно использовать такой показатель, как потенциал формирования покупательских корзин. Следует отметить, что непосредственно сам по себе такой товар может относиться к категории С, давать низкие результаты по своей реализации, но обеспечивать достаточно высокие продажи по другим заказам.
Также целесообразным для каждого товара является анализ его включения в заказы постоянных клиентов. Чем чаще один и тот же товар включается в заказ клиента, тем больше вероятность, что клиент потерян, если данный товар будет выведен из ассортимента. С другой стороны, можно определить некоторый товарный перечень, который формирует постоянные покупки. В настоящее время практически все крупные продуктовые ритейлеры заявляют о первоочередной важности повторных продаж, и зачастую это играет первостепенную роль при окончательном заведении товара в ассортиментную матрицу.
Одной из ведущих тенденций является включение элемента развлечений в процесс выбора товара (retailtainment). Например, один из производителей сухих сыров использует в качестве элемента стимулирования повторных продаж конверт с предсказанием внутри каждой коробки с товаром. Таким образом, это обеспечивает отличие от аналогов в категории рынка, и, по собственной оценке указанного товаропроизводителя, это обеспечивает до 30 процентов продаж. Проведенные опросы
пользователей интернет-магазинов также позволяют сделать вывод, что они готовы потратить до 10 процентов от суммы заказа, имеющего менее функциональную, но более развлекательную роль. Если же покупатель заинтересовался таким товарным предложением, вероятность брошенной корзины снижается.
В качестве одной из тенденций последних лет целесообразно отметить увеличение каналов реализации товаров. В частности, в статье Никишина А.Ф. [15] (Nikishin, Pankina, 2015) отмечается, что до 90 процентов интернет-магазинов реализуют услугу самовывоза купленного товара. В этой связи целесообразным является разделение товаров, основная покупка которых происходит через оформление заказа через сайт, и товаров, которые покупаются как сопутствующие непосредственно в пунктах самовывоза. Следует отметить, что покупка таких сопутствующих товаров возможна лишь при оформлении основного заказа, и их PNL-анализ может производиться лишь совместно.
В статье Брагина Л.А. [3] (Bragin, Karaschuk, Nikishin, 2017) рассматривается расширение зоны обслуживания торговых организаций с использованием технологий интернет-торговли. Важную роль играет региональный аспект в формировании ассортимента. Во многих интернет-магазинах предлагается в качестве вариантов доставки товара курьерская доставка, самовывоз, использование услуг транспортных компаний. Если первые два способа предполагают достаточно быстрое получение товара, то доставка в регионы занимает время. Это позволяет интернет-магазинам при реализации товаров включать в ассортимент товары, которые не приобретаются интернет-магазином, а реализуются им под заказ.
Важным показателем является обновляемость ассортимента в торговой организации. Несмотря на стремление покупателя к привычным товарам, зачастую параллельно наблюдается его стремление к приобретению новых товаров. Такие товары не могут войти в категории A и B, однако они дают широкий импульсный спрос, не допуская оттока покупателей по рекламным объявлениям.
В качестве следующей категории товаров целесообразно выделить товары-маркеры (или товары индикаторы). Данные товары могут не составлять основную долю в заказе, но тем не менее по ним производится общая оценка уровня цен в интернет-магазине. Это определяет более низкий уровень торговой надбавки, но эффективность реализации таких товаров должна учитываться в связи с потенциалом формирования заказа.
Таким образом, делая вывод из вышеизложенного следует отметить, что для электронной торговли невозможно рассчитать эффективность реализации того или иного товара или товарной группы. В этой связи целесообразной является разработка вероятностных моделей при формировании ассортимента, представляющих собой математическое ожидание эффективности заказа при добавлении в корзину определенного товара. Основой построения таких моделей является последовательность действий покупателя при формировании своего заказа. Такие модели позволяют оценить мате-
матическое ожидание суммы формируемого заказа при выборе определенного товара, а также при добавлении последующих товаров в корзину покупателя. Это позволяет более эффективно формировать ассортиментную матрицу торговой организации, а также проводить акции по стимулированию продаж.
Качество товаров как элемент делового имиджа организации электронной торговли
Развитие цифровых технологий в современной торговле характеризуется возрастающей ролью нематериальных ресурсов, что нашло отражение в ряде последних работ. Современные тенденции развития розничной торговли требуют поиска новых, более действенных инструментов, в частности на основе управления нематериальными ресурсами [12] (Mayorova, 2014). В частности, можно выделить главенствующую роль таких нематериальных ресурсов, как деловой имидж торговой организации, лояльность покупателей, качество обслуживания, социальная ответственность торговых организаций и ряд других [20] (Mayorova, Lapitskaya, 2016). Если ранее такие факторы в основном имели локальный характер, то в условиях цифровой экономики широкое распространение коммуникативных интернет-технологий приводит к глобальному проявлению вышерассмотренных факторов. Более того, в современных работах указанные факторы выделяются как основные. В частности, в работах Митяевой О.А. [13, 14] (Mityaeva, 2011; Mityaeva, 2018) отмечается возросшее в сфере цифровых технологий значение качества оказываемых услуг, при этом большая роль отводится выводам, что наибольшее влияние оказывает не реальное, а воспринимаемое качество услуг. Проведенный анализ для различных товарных групп позволяет сделать вывод, что динамика качества товара слабо влияет на ассортимент и реализацию товаров (корреляция не более 0,1 и 0,25 соответственно).
Реализация же товаров, не имеющих вещественной основы, зачастую вообще не предполагает проверку качества потребителем. При реализации программного обеспечения крайне редко предоставляется демонстрационный зал, трейлеры к видеофильмам зачастую предполагают длительность 1-2 минуты, в литературе предполагается лишь несколько страниц для ознакомления. В этой связи потребитель вынужден ориентироваться либо на отзывы в сети, либо на незаконные методы проверки качества. Недостаточные возможности ознакомления с товаром ведут к сужению ассортимента и, соответственно, эффективности работы организации торговли.
Заключение
В результате исследования выявлены основные особенности формирования и анализа ассортимента в организациях электронной торговли. В результате статистического анализа показана тесная взаимосвязь между реализацией товара и формированием ассортимента, при этом существенных зависимостей между показателями ассортимента, качеством товара, уровнем развития Интернет не выявлено.
В статье показано, что традиционные методы анализа ассортимента, связанные с анализом эффективности реализации товара на основе оборота по конкретному товару, в интернет-торговле являются неэффективными. Также предложено формирование вероятностных моделей оценки эффективности ассортимента торговых организаций.
Также показана роль ассортимента в формировании делового имиджа торговой организации.
ИСТОЧНИКИ:
1. Батова Е.А., Баскаков В.А., Ильяшенко С.Б. Анализ факторов покупательского выбо-
ра товаров на рынке Б1У // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 11(88).
- с. 1043-1047.
2. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособно-
сти организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1(78). - с. 419-422.
3. Брагин Л.А., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Развитие зоны обслуживания органи-
заций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 10-2(87). - с. 474-477.
4. Брагин Л.А., Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Интернет-технологии в организации торговли в современных жилых комплексах // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-4(86-4). - с. 1188-1190.
5. Грошева Ю.В. Социальные сети как инновационный метод повышения эффектив-
ности торгового бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-1(89). - с. 1198-1200.
6. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Качество и культура обслуживания как факторы,
формирующие покупательское поведение // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 2-2(79). - с. 1191-1196.
7. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Особенности поведения потребителей в электрон-
ной торговле // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-3 (86). - с. 414418.
8. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Стратегическое планирование экономики и важнейшие
приоритеты развития России // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. -№ 2. - с. 38-40.
9. Ильяшенко С.Б., Солдатова Н.Ф. Инструменты повышения продаж в электронной
торговле в период кризиса // Экономика и управление в машиностроении. - 2015.
- № 6. - с. 50-52.
10. Каращук О.С., Шипилова С.С. Повышение качества торгового обслуживания и развитие управления качеством в торговле. / В книге: Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. - Уфа: Аэтерна, 2016. - 55-84 с.
11. Красильникова Е.А., Брагин Л.А. Структура товарных ресурсов российской федерации как основа формирования базового ассортимента торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - № 3. - с. 633-642. - doi: 10.18334/rp.19.3.38821.
12. Майорова Е.А. Нематериальные активы как конкурентные преимущества организаций розничной торговли // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 5(52). -с. 3-17. - doi: 10.12737/5360 .
13. Митяева О.А. Методические аспекты анализа мотивационного профиля потребителя на рынке услуг сотовой связи // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2011. - № 4(53). - с. 142-147.
14. Митяева О.А. Методы оценки полезности мультиатрибутивного товара // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.
- 2018. - № 1-1. - с. 24-34.
15. Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Пути повышения конкурентоспособности Интернет магазинов // Российское предпринимательство. - 2015. - № 11. - с. 1625-1636. - doi: 10.18334/rp.16.11.243.
16. Олифиров А.В., Каращук О.С., Майорова Е.А. Организационно-экономические аспекты трансфера технологий в торговле // Российское предпринимательство. -2018. - № 3. - с. 619-632. - doi: 10.18334/rp.19.3.38820.
17. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - № 3.
- с. 599-608. - doi: 10.18334/rp.19.3.38818.
18. Рамазанов И.А., Парамонова Т.Н. Функции товара в технологиях мерчандайзинга предприятия розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. -№ 4. - с. 59-67.
19. Cardoso A., Daolio F, Vargas S. Produd Charaderisation towards Personalisation: Learning Attributes from Unstrudured Data to Rerammend Fashion Produds. Proceedings of the 24th ACM SIGKDD International Confere^e on Knowledge Disravery & Data Mining. 2018. P 80-89
20. Mayorova E.A., Lapitskaya N.V. Assessment of customers, perception of sodal responsibility of trade business // International Journal of Eranomks and Finandal Issues. - 2016. - № 2. - p. 158-163.
21. Ruijgrok P., Frasincar F., Vandk D.. Hogenboom F. Ontonavshop: An ontology-based approa^ for web-shop navigation // Journal of Web Engineering. - 2018. - № 17(3-4).
- p. 241-269.
REFERENCES:
Batova E.A., Baskakov V.A., Ilyashenko S.B. (2017). Analiz faktorov pokupatelskogo vybora tovarov na rynke DIY [Analysis of consumer's choice of goods in the DIY market]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(88)). 1043-1047. (in Russian).
Boykova A.V., Nikishin A.F., Khapenkov V.N. (2017). Povyshenie konkurentosposobnosti organizatsiy elektronnoy torgovli na osnove upravleniya assortimentom [Improving the competitiveness of e-commerce companies on the basis of assortment management]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(78)). 419-422. (in Russian).
Bragin L.A., Karaschuk O.S., Nikishin A.F. (2017). Razvitie zony obsluzhivaniya organizatsiy torgovli v sovremennyh usloviyakh [Development of a service area for trade organizations in modern conditions]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10-2(87)). 474-477. (in Russian).
Bragin L.A., Krasilnikova E.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). Internet-tekhnologii v organizatsii torgovli v sovremennyh zhilyh kompleksakh [Internet technologies in the organization of trade in modern residential complexes]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9-4(86-4)). 1188-1190. (in Russian).
Deputatova E.Yu., Ilyashenko S.B. (2017). Kachestvo i kultura obsluzhivaniya kak faktory, formiruyuschie pokupatelskoe povedenie [Quality and service culture as factors that shape consumer behavior]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2-2(79)). 1191-1196. (in Russian).
Deputatova E.Yu., Ilyashenko S.B. (2017). Osobennosti povedeniya potrebiteley v elektronnoy torgovle [Features of consumer behavior in e-commerce]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9-3 (86)). 414-418. (in Russian).
Grosheva Yu.V. (2017). Sotsialnye seti kak innovatsionnyy metod povysheniya effektivnosti torgovogo biznesa [Social networks as an innovative method of increasing the efficiency of trading business]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-1(89)). 1198-1200. (in Russian).
Ilyashenko S.B., Soldatova N.F. (2015). Instrumenty povysheniya prodazh v elektronnoy torgovle v period krizisa [Tools to increase sales electronic commerce during the crisis]. Economics and management in engineering. (6). 50-52. (in Russian).
Ivanov G.G., Orlov S.L. (2014). Strategicheskoe planirovanie ekonomiki i vazhneyshie prioritety razvitiya Rossii [Strategic Planning of Economy and Main Priorities of Russian Development]. The Review of Economy, the Law and Sociology. (2). 38-40. (in Russian).
Karaschuk O.S., Shipilova S.S. (2016). Povyshenie kachestva torgovogo obsluzhivaniya i razvitie upravleniya kachestvom v torgovle [Improving the quality of trade services and developing quality management in trade] Ufa: AETERNA. (in Russian).
Krasilnikova E.A., Bragin L.A. (2018). Struktura tovarnyh resursov rossiyskoy federatsii kak osnova formirovaniya bazovogo assortimenta torgovli [Structure of the commodity resources of the Russian Federation as the basis for the formation of the basic assortment of trade]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (3). 633-642. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.3.38821.
Mayorova E.A. (2014). Nematerialnye aktivy kak konkurentnye preimuschestva organizatsiy roznichnoy torgovli [Soft assets as a competitive advantage of retail enterprises]. Service in Russia and abroad. (5(52)). 3-17. (in Russian). doi: 10.12737/5360 .
Mayorova E.A., Lapitskaya N.V. (2016). Assessment of customers' perception of social responsibility of trade business International Journal of Economics and Financial Issues. 6 (2). 158-163.
Mityaeva O.A. (2011). Metodicheskie aspekty analiza motivatsionnogo profilya potrebitelya na rynke uslug sotovoy svyazi [Methodological aspects of analysis motivational consumer profile on cellular market]. Bulletin of Russian State University of Trade and Economics. (4(53)). 142-147. (in Russian).
Mityaeva O.A. (2018). Metody otsenki poleznosti multiatributivnogo tovara [Methods for evaluating the usefulness of multiattributive product]. Izvestiya Tula State University. Economic and legal sciences. (1-1). 24-34. (in Russian).
Nikishin A.F., Pankina T.V. (2015). Puti povysheniya konkurentosposobnosti Internet magazinov [Ways of increasing the competitiveness of internet-shops]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (11). 1625-1636. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.16.11.243.
Olifirov A.V., Karaschuk O.S., Mayorova E.A. (2018). Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty transfera tekhnologiy v torgovle [Organizational and economic aspects of technology transfer in trad]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (3). 619-632. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.3.38820.
Panasenko S.V., Stukalova I.B., Mazunina T.A. (2018). Napravleniya razvitiya sovremennoy roznichnoy torgovli [Directions of modern retail trade development]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (3). 599-608. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.19.3.38818.
Ramazanov I.A., Paramonova T.N. (2017). Funktsii tovara v tekhnologiyakh merchandayzinga predpriyatiya roznichnoy torgovli [Functions of product technology merchandising retailers]. Journal of Marketing in Russia and Abroad. (4). 59-67. (in Russian).
Ruijgrok P., Frasincar F., Vandic D.. Hogenboom F. (2018). Ontonavshop: An ontology-based approach for web-shop navigation Journal of Web Engineering. (17(3-4)). 241-269.