сливаясь в единстве
оценка эффективности
создания макрологистической системы
Зарубежный и отечественный (хотя и небольшой) опыт показывают, что тотальная логистизация конкурирующих экономических потоков при добровольном кооперировании объединений участников, технологически связанных логистических цепей, сетей и каналов дает более значительный эффект, чем любые формы принуждения к интеграции.
В рамках макрологистических систем логистизация может осуществляться на разных условиях, предопределяющих последующую организационную и хозяйственную политику. При этом возможны следующие варианты:
- объединение на добровольной основе (например, при договорном кооперировании), когда общесистемные экономические выгоды превалируют над эгоистическими представлениями участников. Другими словами, основание для такого объединения возникает тогда, когда доля субъекта рынка в системных результатах деятельности логистической системы будет выше, чем при его индивидуальной работе в условиях достигнутого уровня конкурентоспособности фирмы;
- объединение на компромиссной основе, когда участник поступается некоторыми своими выгодами ради выигрыша в рамках макрологистической системы, что заставляет участников приспосабливаться друг к другу и дает возможность использования методов индикативного (следящего) управления подконтрольными структурами макрологистической системы;
Карнаухов С.Б.
генеральный директор Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, канд. экон. наук, доцент
логистика
без серьезных
преобразований
применение
современного
инструментария логистики либо
вообще
невозможно, либо неэффективно
- объединение на корпоративной основе, которое предполагает добровольное делегирование участниками части своих полномочий для получения более высокого общесистемного эффекта и соответственно своей выгоды;
- объединение на основе принудительного поглощения участников более крупными транс-портно-экспедиторскими компаниями, доминирующими на рынке.
Большинство российских структур в условиях бессистемно проводившихся реформ и перманентных преобразований собственности выработали консервативный стереотип деятельности (обусловленный трудностями адаптации к рыночным условиям, доминированием модели выживания, а не развития), следствием чего стало медленное принятие к практической реализации достижений современной логистики. Это относится к характеристикам их организационной структуры, рыночной мотивации (мотив прибыли не всегда стоит на первом месте), степени управляемости, к показателям информационного обеспечения и достигнутому уровню менеджмента, а также к степени развития неформальных отношений (включая патерналистские отношения с местными властями). Без серьезных преобразований отечественных организационных структур применение современного инструментария логистики либо вообще невозможно, либо неэффективно, либо может породить организационно-экономический «ступор» уже сложившихся упрощенных (архаичных) хозяйственных форм и методов ведения хозяйства.
Любые логистические преобразования сопровождаются значительными затратами и поэтому требуют реализации последовательной и развернутой в пространстве и времени программе мероприятий, которые одновременно являются комплексом необходимых социально-экономических, организационно-технических, информационных, правовых, кадровых и других предпосылок создания полноценного логистического обеспечения действующих структур. Такой многошаговый инновационный процесс, требующий длительного и достаточно до-
44тЦЙ(
/ L/Lib
согласно новой,
интегральной
парадигме,
логистическая
система
„рассматри-
вается как
интегрированная, реализующая цели бизнеса во всех _своих звеньях
ным потоком непосредственно, либо опосредованно - через информационные или финансовые потоки.
Таким образом, логистическая система, согласно новой, интегральной парадигме, рассматривается как интегрированная система,реализующая цели бизнеса во всех своих звеньях - от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Она отражает новое понимание бизнеса, при котором отдельные фирмы, организации и системы рассматриваются как некоторые центры так называемой «логистической активности», прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальным потоком для наиболее полного удовлетворения запросов покупателей в соответствии с целями бизнеса. Основой подобного интегрального подхода стали: концепция всеобщего управления качеством, японские системы контроля качества продукции, интегрированные системы дистрибуции товаров, концепции «точно в срок» и «тощего производства». На интегральной парадигме базировалось, например, создание логистической системы ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) - интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал, которая реализует интегральную координацию логистических систем и их звеньев на микро- и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам в режиме «on line» обработки сообщений в телекоммуникационных сетях. Информационное обеспечение системы унифицировано международным стандартом ISO 9735 - EDIFACT. Интегральная парадигма успешно используется и при синтезе макрологистических структур. Например, создание мировой сети центров торговли (trade points) в рамках Международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNC-TAD 1995-2000 гг.) также во многом опиралась на принципы интегральной логистической концепции.